Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX-начале XX века Пашенцев, Дмитрий Алексеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пашенцев, Дмитрий Алексеевич. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX-начале XX века : автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.02 / Моск. гос. соц. ун-т.- Москва, 1995.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/4172-2

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе, когда Российская Федерация переживает охвативший все сферы жизни общества затяжной кризис, особую остроту приобрела проблема социальной защиты неимущих слоев населения. В связи с этим крайне актуально научное осмысление истории благотворительности, которая имеет в России глубокие исторические корни. Изучение и возрождение традиций благотворительной деятельности второй половины XIX - начала XX века будет способствовать осуществлению материальной и духовной поддержки значительной части населения, которая в силу объективных я субъективных причин оказалась за чертой бедности.

Русская Православная Церковь накопила в рассматриваемый период ценный опыт оказания помощи нуждающимся и страждущим. Как известно, церковь не является специфически благотворительной организацией, но было бы неверным видеть ее функции только в рамках духовно-нравственного наставничества и отправления традиционных религиозных обрядов, "церкви,-подчеркивал известный русский философ И.А.Ильин,-есть дело до всего, чем живут или не живут люди на земле" .

В самодержавной России церковь участвовала в формировании нравственных основ социальной политики государства,давала духовное обоснование благотворительной деятельности, сама занимала видное место в системе общественного призрения. Сегодня идеи добра, изначально присущие православию, как никогда жизненно необходимы больному российскому обществу, в котором быстро растет социальное неравенство людей.

Таким образом, тема настоящего исследования находится на пересечении двух малоизученных и перспективных направлений в отечественной исторической науке:истории православной церкви и истории российской благотворительности.

Актуальность темы исследования определяется также современной потребностью выработки принципов, методов, технологии социальной работы с различными категориями населения. По мнению ряда ученых, деятельность в социальной сфере должна основываться на принципах гуманизма, диалогичности и

Ильин И.А. Путь духовного обновлення.// Собр.соч.-М. ,1993,-Т.1.-С.321.

зкзистенциальности. Реализация последнего принципа предполагает ответ на вопрос: какова мера допустимого вмешательства в жизнь человека? Субъектно-объектный подход, когда нуждающийся в помощи человек рассматривается как объект, а орган, оказывающий эту помощь, как субъект, уступает место субъектно-субъ-ектным отношениям, при которых человек рассматривается не только как пассивный объект социальной работы, но и как активная, самостоятельная, деятельная личность. В этом контексте особое значение приобретают особенности христианского подхода к благотворительности. Православное учение о милосердии, обращенное к каждому конкретному человеку, его внутреннему духовному миру, представляется автору более гуманным, чем идеологические постулаты властных структур, политических партий и общественных движений, призывающих к созданию приемлемых условий жизни граждан.

Все это и предопределяет особую актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Во второй половине XIX - начале XX века благотворительную деятельность Русской Православной Церкви изучали как светские, так и церковные историки.Методологией проблемы занимался В.О.Ключевский. В работе "Добрые люди Древней Руси" он сформулировал вывод о том. что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья, и сам нищелю-бец нуждался в ней не меньше, чем нищий. В.О.гОшчевскому принадлежит меткое замечание, что благотворительность больше родит потребностей, чем устраняет нужд .

г-. Оригинальный и творческий вклад в научное осмысление социальных аспектов истории церкви внес С.Г.Рункевич. чьи труды содержат богатый фактологический материал и отличаются фундаментальностью исследования .

Ключевский В.О. Афоризмы.Исторические портреты и этюды.Дневники.-М.,1893.-С.107.29.

' Рункевич С.Г. Приходская благотворительность в Петербурге.-СПб.,1900; Русская церковь в XIX веке.-СПб..1901; Великая отечественная война и церковная жизнь в 1914-1915 гг.//Прибавления к Церковным ведомостям.-1916.-)81-52.

Генезис и развитие церковной благотворительности изучали В.Бензин. А.Кудрявцев. В.Роадественский, Г.Смирнов-Платонов . Они выводили истоки данного социального феномена из опыта раннехристианских общин.Особое значение придавали исследователи приходской благотворительности. При определенных условиях и надлежащей организации, считали они, приход способен выполнять роль одной из основных структурных единиц системы общественного призрения. Различались лишь границы самостоятельности, которую разные авторы предлагали приходу, и степень допускаемого участия светских лиц в решении приходских вопросов.

Целостный взгляд на проблемы приходской благотворительности характерен для А.Папкова. В его работах выявлены особенности и этапы развития церковного прихода, подчеркнута социальная направленность деятельности православных братств .

Большинство вышеперечисленных исследователей, при их в целом объективном отношении к историческим фактам, объясняло недостатки благотворительной деятельности духовного ведовства, в основном, субъективными моментами, не углубляясь в анализ причинной связи церковного кризиса с общим кризисом самодержавной власти я государственного строя, с особенностями и противоречиями развития капитализма в России.

После 1917 года история церковной благотворительности,за редким исключением, выпала из поля зрения исследователей. В историографии 20-30-х годов православная церковь рассматривалась только в качестве послушного инструмента классовой политики самодержавия. Интересы светских и духовных властей полностью отождествлялись, что приводило к упрощенному пониманию роли Русской Православной Церкви в историческом процессе, замалчиванию социальных инициатив духовного ведомства.

Бензин В.М.Приходская благотворительность на Руси после 1864 года.//Трудовая помощь.-1907.-JS2. Кудрявцев А.Н. Исторический очерк христианской благотворительности.//Детская помощь.-1885,-J*10-12; История русской благотворительности.//Там же.-№13-15. Ровдественский В. О приходской благотворительности.// Православное обозрение.-1852.-Т.8.

Панков А. Древне русский приход.//Богословский вестник. -1897,-Т.1-2; Упадок православного прихода.-М.,1899.

- б -

В известной монографии Н.М. Никольского "История русской церкви" о благотворительной деятельности монастырей сказано несколько строк. Автор характеризует ее как средство поднятия авторитета православия в обществе .

3 конце 20-начале ЗО-х годов вышли в свет книги Б.Кандидова и И.Эльвина, посвященные деятельности церкви в годы Первой мировой войны. Эти работы излишне идеологизированы, пронизаны духом атеистической пропаганды. Авторы подчеркивают свое резко отрицательное отношение к церкви, в том числе и к опыту ее благотворительности .

В целом до середины 80-х годов в советской историографии благотворительность рассматривалась как непременный атрибут эксплуататорских классов, средство смягчения социальной напряженности в антагонистическом обществе, один из способов удержания трудящихся от революционной борьбы. Церковь характеризовалась как послушное орудие самодержавия . Положительные стороны и недостатки благотворительной деятельности духовного ведомства научно-критической оценки не получили.

Ситуация несколько изменилась в 80-е годы. Обществоведы по-прежнему утверждали, что филантропическая функция церкви, заключавшаяся в благотворительности, неизбежно отмирает по мере совершенствования общественных отношений как ненужная в условиях государственной системы социального обеспечения.Вместе с тем историками признавался тот факт, что в России церковь' брала на себя часть расходов на социальные нужды населения,его медицинское обслуживание, но источником средств для этого в конечном счете служила эксплуатация трудящихся. Обладая возможностью посредством проповедей внедрять в массы верующих определенную социальную доктрину, духовное ведомство не забывало

Никольский Н.М. История русской церкви.-М.,1985.-С.408.

Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны.-Н., 1929.

Эльвин 3. Церковь и война.(1914-1918).-М.,1934.

Грекулов Е.Ф. Церковь.Самодержавие.Народ.(2-я половина XIX-начало XX в.) -М., 1969. Курочкин П.К.Социальная позиция русского православия.-М.,1969. Титов В.Е. Православие.-М.,1967. Церковь в истории России (IX в.-191? г.).Критические очерки,-М.,1967.

и про идеи благотворения, поэтому развитие светской благотворительности в России можно рассматривать как результат влияния православия .

Одним из первых в советской историографии предпринял попытку проанализировать деятельность духовенства в области социального призрения М.С.Корзун2. Но отношение к церкви как к орудию эксплуатации привело автора к одностороннему освещению проблемы. Церковную помощь пострадавшим во время Первой мировой войны М.С.Корзун считает символической, имевшей лишь пропагандистское значение. Он отмечает, что церковь путем назначения сборов забирала средства у трудящихся и им же обещала помогать, преследуя цель укрепления народной веры в справедливый характер империалистической войны.

Значительным событием в изучении истории церкви стал труд коллектива авторов "Русское православие:вехи истории". Главный вывод раздела, посвященного XIX столетию, заключается в том, что во второй половине века под видимым могуществом церкви скрывались безуспешные попытки укрепить ее пошатнувшийся авторитет. Церковь, лишенная, по мнению автора раздела Б.Г.Ли-твака, всякой самостоятельности в системе самодержавия, ничем не отличалась от других учреждений империи .

Кроме вышеназванных трудов, в 80-е годы появились и другие работы, характеризующие различные аспекты социальной деятельности церкви в интересующий нас период .

3 начале 90-х годов резкое обострение социальной ситуации в Российской Федерации и изменение политических ориентиров

Мануйлова Д.Е. Церковь и верующий.-М.,1981.-0.31,71.

Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов (X век - 1917 год).-Минск,1984.

Русское православие:вехи истории.-М..1989.

Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.-М.,1984. Красников Н.П. Социально-политическая позиция православной церкви в 1905-1916 годах.//Вопр. истории.-1982.-Л9. Овчинников В.Г. Православная церковь в истории нашей страны.//Вопр.истории.-1988.-Я5. Фоминых В. Проекты церковных преобразований в России в начале XX ве-ка:Дис...канд.ист.наук.-Л.,1987 и др.

пробудило интерес к изучению истории благотворительности. Одной из первых в этом плане стала книга П.Власова "Обитель милосердия", в которой обобщен опыт истории развития благотворительности в Москве . Общая характеристика и отдельные примеры деятельности светских организаций в сфере общественного призрения в XIX веке приведены в работе П.И.Нещеретнего .

. Повышение роли православия в современной общественной жизни России усиливает интерес к изучению истории социальной активности церкви. Появились публикации, затрагивающие историю христианской.благотворительности, причем их авторами являются как светские, так и церковные исследователи.

Социальная деятельность Русской Православной Церкви в пореформенной России стала предметом философского осмысления. В диссертации И.В.Симонова убедительно доказано, что с конца XIX века до 1917 года в-русской церкви развивался новый комплекс, социально-политических идеалов, отличных от идеалов абсолютизма, вновь нарастало, как это не раз бывало в истории, расхождение интересов между церковью и государством. В этих условиях традиционные призывы к милосердию и любви к ближнему со стороны духовенства дополнялись требованиями общего блага для всех верующих. Однако данные взгляды не успели оформиться в целостную общецерковную концепцию.

Современные оценки сущности опыта благотворительной де-

Власов П. Обитель милосердия.-М..1991.

Нещеретний П.й. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России.-М.,1993.

Полунов А.Ю. Церковная школа для народа в конце XIX века.// Журнал Московской Патриархии.-1993.-* 6.

Добровольская Т.А. Масгеропуло А.П. Поддубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности.//На пути к свободе совести.-М..1989. Иеромонах Никон. Монастыри и монашество на Руси X-XII вв. //Вопросы истории.-1991.-J* 12.

Симонов И.В. Анализ особенностей социально-идеологической деятельности русской православной церкви в начале XX века: Дис...канд.филоснаук.-Нижний Новгород, 1993.

- tf -

ятельности православной церкви в дореволюционной России содержатся в диссертации А.П.Афиногентовой . Шесте с тем философская специфика работы наложила отпечаток на характер источни-ковой базы, что делает данное исследование недостаточно убедительным в исторической плане.

Историческому анализу социальной деятельности православия в XIX веке посвящена диссертация С.Г.Зубановой . Автор, выделяя положительные моменты церковной благотворительности, не останавливается на имевшихся недостатках ее развития.

История Русской Православной Церкви второй половины XIX-начала XX века привлекает внимание зарубежных ученых. К ведущим специалистам по истории православия можно отнести американского историка Г.Фриза, автора нескольких работ, в том числе монографии "Приходское духовенство в России XIX века:кризис, реформа, контрреформа"^. Данное исследование основано на обширных материалах центральных и местных архивов, но вместе с тем в нем недостаточно внимания уделяется приходской благотворительности.

Обстоятельное исследование взаимоотношений православной церкви и государственной власти в начале XX века представляет собой монография американского историка Дж.Куртиса "Церковь и государство в России. Кратко характеризуя благотворительную деятельность русской церкви.автор отмечает-, что не всегда возможно отделить церковную благотворительность от государственной, поскольку правительство нередко финансировало инициативы в области общественного призрения. О приходской благотворительности Дж.Куртис пишет, что в очень редких случаях она функционировала надлежащим образом.

Афиногентова А.П. Социальная активность русской православной церкви: Дис... канд. фил ос. наук.-М. ,1993.

Зубанова С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века:Автореф.дис... канд.ист.наук.-М..1995. -3 Freeze G. The Pariah Clergy in Ninteeth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.

4 Curti3s J.Sh. Church and State in Russia, The last years of the Empire,1900-1917. Wew-York,1940.

Из последних работ зарубежных историков можно выделить статьи А.Линдермейер из США и Ю.Освальт из Германии, затрагивающие вопросы благотворительной деятельности духовного сословия .

Анализ историография проблемы позволяет сделать вывод, что несмотря на возрастающий интерес к истории благотворительной деятельности Русской Православной Церкви, этот вопрос еще не был предметом специального исследования, хотя отдельные его аспекты затрагивались отечественными и зарубежными учеными. Зместе с тем, при анализе историографии вырисовывается ряд проблем. Неясно,на какой идеологической основе осуществлялась благотворительная деятельность Русской Православной Церкви, какова была степень участия духовного ведомства в социальной защите неимущих, в чем причины недостаточной эффективности благотворительных инициатив. Таким образом, уровень научной разработанности темы позволяет поставить вопрос о необходимости ее ^дальнейшего изучения.

'Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа архивных и опубликованных источников исследовать содержание, формы и методы благотворительной деятельности Русской Православной Церкви во второй половине XIX-начале XX века.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи; 1 .Теоретически осмыслить сущностные черты православного учения о милосердии и изучить особенности его реализации в истории России.

2.Определить место Русской Православной Церкви в самодержавной государственной системе.

3.Раскрыть роль духовного ведомства в формировании системы общественного призрения.

4.Проанализировать особенности благотворительных инициатив Русской Православной Церкви на различных уровнях их практического осуществления.

5.Исследовать содержание и механизм деятельности, церкви по оказанию помощи пострадавшим в годы народных бедствий. 6. Сформулировать по итогам исследования научно-практические

Линдермейер А.Добровольные благотворительные общества в эпоху великих реформ.//Великие реформы в России. 1856-1874.-Н., 19Я2. Освальт D.Духовенство и реформа приходской жизни.//

- 1t -

рекомендации, направленные на использование исторического опыта благотворительной деятельности в современных условиях.

Хронологические рамки исследования. Развитие церковной благотворительности во второй половине XIX - начале XX века происходило на фоне качественно новых в истории России социально-экономических и политических процессов. Реформы 60-70-х годов оказали сильное влияние на общественное сознание, способствовали возрастанию степени участия населения в общественной зкизни. Стала возможной дальнейшая активизация деятельности по оказанию помощи неимущим, что способствовало возрождению приходской благотворительности. Вместе с тем реформы открыли дорогу развитию капитализма в России. С одной стороны, империя наращивала экономическуюмощь, с другой, углублялся кризис самодержавия, который привел к революциям 1905 и 1917 годов. На положении населения отрицательно сказались частые неурожаи, эпидемии, войны,в том числе тяжелейшая Первая мировая. Сложная диалектика развития общества в данный период предопределяет необходимость научного изучения исторического опыта благотворительной деятельности.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1.Исследованы проблемы генезиса и развития церковной благотворительности, определено с новых позиций место Русской Православной Церкви в системе общественного призрения России.

2.На основе теоретического анализа православного учения о милосердии вскрыто противоречие между призывами церковных авторов к неразборчивой подаче милостыни и стремлениемгосударства к достижению целей общественного благоустройства. Обосновано положение о том.что церковь, находясь в подчинении у государства, вынуждена была отступать от своих идеалов и поддерживать социальную доктрину самодержавия.

3.Сформулирована концепция трех уровней церковной благотворительности. Обосновано, что наибольшее значение для осуществления социальной защиты неимущих имела благотворительная Деятельность третьего уровня, который проходил непосредственно через церковные приходы. Сделан вывод, что при условии бек льшей самостоятельности приходских благотворительных учреждений они смогли бы внести более значительный вклад в организацию общественного призрения.

4.Предложена авторская оценка позиции Святейшего Синода по отношению к светским благотворительным обществам и организациям... Проанализированы,благотворительные инициативы Церкви в годы народных бедствий, выявлен механяэм оказания социальной помощи пострадавшему населению.

5. В научный оборот введен ряд архивных и опубликованных источников, ранее не привлекавших внимание исследователей.

6.Выполненное диссертационное исследование относится к числу тех. в которых впервые комплексно.изучены различные аспекты благотворительной деятельности русской Православной Церкви во второй половине XIX --.начале XX века.

Методологическую основу исследования составляют.диалектический метод познания, комплексный подход, историко-типоло-гический метод, позволяющий выделить существенные признаки в рассматриваемой проблеме, ретроспективный метод, который помогает выявить особенности социальной активности церкви на разных этапах ее истории, эмпирический метод с опорой на обширный круг источников и литературы по проблеме.

3 диссертационном исследовании обращается особое внимание на понятийный аппарат. В реализации ключевого понятия работы - благотворительная деятельность - автор исходил прежде всего из того, что деятельность - это специфически человеческий вид активности, имеющий ряд отличительных черт. Зо-пер-вых, деятельность связана с целеполаганием. Зо-вторых, она детерминируется как объективными обстоятельствами, так и субъективными намерениями людей. В-третьих, деятельность выполняет не только адаптивную, но и преобразующую функцию относительно окружающего мира. Деятельность служит.источником происхождения разнообразных форм социальной жизни, в том числе и благотворительности.

Такое понятие, как благотворительность, на наш взгляд, еще не стало предметом глубокого историко-философского анализа. В православии под благртворительностыо"разумеется та свободная, основанная только на чувстве любва к другому, деятельность, которая направляется на возвышение его духовного и материального благосостояния" .

Кудрявцев А.Н. Исторический очерк христианской благотворительности.// Детская помощь.-t885.-й 10.-С.556.

- ю -

В свеской исторической науке благотворительность рассматривается как "помощь нуждавшимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц" . Автор исходит из понимания благотворительности как деятельности, налравленной на оказание материальной поддержки неимущим и имеющей добровольный характер.

Одной из категорий,непосредственно связанных с благотворительностью, является призрение. Призрение - одна из форм благотворительности, отличающаяся постоянным характером помощи, которая выражается не только в пособиях, но и в предоставлении яилья, питания, одежды. Необходимо различать призрение как форму благотворительности и общественное призрение как систем организации помощи неимущим.

3 диссертационном исследовании рассматриваются и другие категории, связанные с концепцией благотворительности.

Источниковая база. В процессе подготовки диссертационного исследования автор использовал достаточно широкий круг архивных и опубликованных источников, которые мояно разделить на несколько групп. К первой группе относятся архивные материалы: отчеты о пожертвованиях, о деятельности приходских по-печительств и православных братств, проекты постановлений, рукописные статьи. В процессе работы над темой были использованы материалы следующих фондов Российского государственного исторического архива: ф.796 /Канцелярия Св.Синода/, ф.797 /Канцелярия обер-прокурора Св.Синода/, ф.804 /Особое присутствие по делам православного духовенства/, ф.1574 Д.П.Яобе-доносцев/. ф.1661 /Сербинович К.С./. Также использовались фонды Государственного архива Российской Федерации: ф.642 /императрица Мария Федоровна/, ф.655 /Романова Мария Павловна/. ф.1486 /Щавельский Г.И./, .6787 / Министерство государственного призрения Временного правительства/ и ф.627 /Рязанская духовная консистория/ Государственного архива Рязанской области. Ланные фонды содержат огромное количество интересных материалов, в большинстве своем еие не введённых в научный оборот.

Отечественная история.Энциклопедия,-М.,1994.-Т.1.-С.240.

Вторую группу источников составляют опубликованные отчеты и .обзоры, содержащие данные по истории церкви, статистические работы . сборники, посвященные развитию благотворительности в России . В процессе исследования были использованы ежегодные отчеты обер-прокуроров Святейшего Синода, в которых содержатся сведения о числе больющ и богаделен при церквах и монастырях, о количестве церковно-приходских попечительств и суммах, пожертвованных на благотворительность.

Третью группу источников составляют материалы периодической печати второй половины XIX - начала XX века: журналов "Богословский вестник", "Вера и разум". "Вестник благотворительности". "Московские церковные ведомости", "Православное обозрение". "Русский вестник", "Трудовая помощь", "Церковные ведомости", "Церковный вестник". "Енисейские". "Воронежские"."Рязанские" и "Томские епархиальные ведомости". Особо следует выделить журнал "Детская помощь", в каждом номере которого помещались материалы по история церковкой благотворительности в России.

Научный интерес представляют постановления и указы государственной власти, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи /1830-1884/.

Для понимания истоков и духовных основ церковной благотворительности проведен анализ трудов православных авторов: Василия Великого, Григория Богослова. Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштадтского, а также произведений Н.Бердяева, С.Булга-кбва, В.Розанова. З.Соловьева.

Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра Ш.-СПб., 1901. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 Г0Д.-ПГ..1917.

Белокуров В.И. Статистика приходской благотворительности в Санкт-Петербурге.//Детская помощь.-1885.-J6 16-20. Преображенский й. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 18Я0-91 гт.-СПб.,1897. Смирнов-Платонов Г.П.Ста-тистика приходской благотворительности в Москве.-М. .1885.

* Благотворительные учреждения Российской империи.-Т. 1-2.-СПб.» 1Я00. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве.-СПб..1899., и др.

Практическая значимость работы. Возрождающаяся благотворительная деятельность общественных объединений, организаций и частных лиц приобретает важное значение для смягчения социальных проблем российского общества. Наблюдается активизация благотворительных инициатив Русской Православной Церкви. В связи с этим научная разработка проблемы исследования представляет не только теоретический, но и практический интерес, способствует творческому использованию накопленного в прошлом опыта в современных условиях. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе создания учебников и учебных пособий, преподавания курсов : отечественная история, теория и практика социальной работы, социальная история России, при разработке и чтении спецкурсов по истории церкви и истории благотворительного движения.

Апробация работы, диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной истории России Московского государственного социального университета. Полохения и выводы диссертационного исследования изложены в научных публикациях автора и апробированы в выступлениях на международном симпозиуме "Социальная история и социальная политика России и европейских стран"/Мс-сква.1994/, межвузовской научной конференции "Россия в Первой мировой войне" /Рязань, 1994/, Вторых годичных научных чтениях МГСУ /Москва,1995/.

Структура работы определяется логикой поставленных задач и фактологией происходивших процессов. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX-начале XX века