Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антицерковная политика советской власти 1921-1929 гг. : По материалам Верхнего Поволжья Разумов, Дмитрий Сергеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Разумов, Дмитрий Сергеевич. Антицерковная политика советской власти 1921-1929 гг. : По материалам Верхнего Поволжья : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ярослав. пед. ун-т.- Ярославль, 1997.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-7/495-0

Введение к работе

Актуальность темы. Любая революция неизбежно сталкивается
с необходимостью определиться в своем отношении к религиозным
организациям как к субъектам хозяйственного механизма, как к
составным частям идейной и культурной основ общества. Но,
пожалуй, ни одна из революций столь жестко, столь непримиримо
не относилась к религии, столь радикально не проводила
антирелигиозные мероприятия, как русская революция. Даже в
странах так называемого социалистического содружества

религиозный вопрос не стоял так остро'. Ведущей религиозной организацией дореволюционной России была Русская Православная Церковь (РПЦ), пользовавшаяся особым покровительством властей. Это превратило ее в глазах новой власти в идейную основу монархизма, что вызвало требование ее скорейшей нейтрализации.

Социально-политические изменения, происшедшие в нашей стране на рубеже 80-х -90-х годов, неизбежно затронули и духовную сферу жизни советского общества, что привело к изменению положения РПЦ и других религиозных организаций. Государство оказалось явно неподготовленным к столь быстрым переменам и не смогло адекватно ответить на данные процессы. Как результат: до сих пор не создана система взаимодействия с Церковью.

Предмет исследования.. Настоящее исследование посвящено изучению деятельности центральных и местных органов власти, специальных комиссий, общественных организаций и их взаимоотношений с РПЦ в 20-е гг..

Хронологические рамки исследования. Исследование

охватывает события 1921-1929 гг. известные в истории как период НЭПа. Это время либерализации хозяйственной жизни и одновременно усиления идеологического контроля2. Именно тогда происходит становление антицерковной политики, приведшей к планомерному наступлению государства на РПЦ. Характерными явлениями данного периода были: изъятие церковных ценностей (1922 г.), массовое закрытие церквей (1926-1929 гг.), запрет колокольного звона, использование колоколов на нужды индустриализации (1929 г.).

'Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь накануне суровых испытаний // Вопросы истории.-1993.-N 1.

2 Сироткин ВТ. Вехи Отечественной истории. - М., 1991.- С. 162-183.;Горинов М.М. НЭП: поиски путей развития .-М., 1990 - №2 ( Знание. - Серия "история").

В 20-е годы оформляется массовая организация - Союз Безбожников (впоследствии Союз Воинствующих Безбожников), сыгравшая важную роль в пропаганде атеистических взглядов.

На 20-е годы приходится пик массовых репрессий по отношению к РГЩ и ее активных последователей.

Территориально диссертация охватывает Иваново-Вознесенскую, Костромскую, Владимирскую и Ярославскую губернии. Выбор данных губерний не случаен. Географическая общность, тесные экономические и культурные связи, общность культурных преобразований, преобладание сельского населения над городским позволяют выделить их в самостоятельный регион. Антицерковные мероприятия, проводимые Советской властью в 20-е годы, здесь были более типичными по сравнению с другими регионами России

Историография проблемы. Первые исследования по

изучаемому вопросу появились в 20-е годы. На страницах антирелигиозной печати (в первую очередь журналов "Антирелигиозник" и "Безбожник") публиковались статьи, имевшие целью осмысление результатов, достигнутых Советской властью в отношении РГЩ, определение перспективы антицерковной политики. Авторы (исходя из поддержки антицерковной политики властей) констатировали успешное проведение культурных преобразований в нашей стране, сопровождавшихся ростом безбожия, повсеместным отказом трудящихся от посещения церквей и исполнения религиозных обрядов. Подробно описывались судебные процессы над духовенством, проходившие в начале 20-х годов. Тогда же прозвучал и тезис об "исконной контрреволюционности духовенства", впоследствии широко использовавшийся советскими исследователями1. Помимо фактов, действительно имевших место, вызванных случаями администрирования и нарушения законности при проведении антирелигиозной работы, авторы использовали подчас и не вполне достоверную информацию о связях патриарха Тихона с белым движением, с белоэмиграцией и т.п.2.

Наряду с успехами в проведении антицерковной политики отмечались и недостатки. Так, авторы указывали на то, что нередко местные организации «Союза воинствующих безбожников» слабо справлялись с поставленными задачами, допускали перегибы в

1 Элиашевич И.Я. Строительство социализма и отмирание религии в СССР.- М—Л., 1931. Коган Ю. Мегружан Ф. Церковная контрреволюция и ее крах .- М., 1931..

2 Антирелигиозный учебник. - М., 1933.

борьбе с религией. Критика за совершенные ошибки возлагалась, как правило, на местное руководства или на "левых" и "правых" уклонистов .

В годы Великой Отечественной войны патриотическая деятельность Церкви приводит к переменам в политике властей по отношению к ней. Прекращает свое существование СВБ, антицерковная пропаганда практически не ведется, между властями и церковью постепенно налаживаются лояльные отношения. Совершенно логично было и прекращение исследований по этой проблеме.

Исследователи вновь обратились к изучению этой проблемы во второй половине 50-х годов, после выхода в свет постановления ЦК КПСС, потребовавшего восстановления систематической антирелигиозной политики2. Серьезных изменений в освещении церковно-государственных отношений не происходит. Исходя из предпосылки о враждебности религиозных организаций по отношению к Советскому государству исследователи анализировали процесс борьбы с церковью, как безусловно позитивный, основанный на широчайшей поддержке народных масс3.

Работы, опубликованные в 60-е -70-е годы,отличает широкое использование местных источников, однако идеологическое давление, оказываемое властями на авторов, нашло свое отражение в выводах исследователей, носивших печать субъективности4.

Публикации и исследования , появившиеся во второй половине 80-х годов, свидетельствуют о рождении нового этапа в историографии проблемы . Появляется значительное количество

1 Олещук Ф. XY11 съезд ВКП(б) и задачи антирелигиозной работы. - М.,1934.; Олещук Ф. X лет
Союза Воинствующих Безбожников СССР.- М.,1936. Ярославский Ем. 15 лет Союза
Воинствующих Безбожников СССР.-М.,1936.; Коган Ю. Мегружан Ф. указ соч.; Элиашевич И.Я.
указ соч.

2 Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах
ее улучшения»// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-изд. 9-
е.-М., 1985.-T.8 с. 428-432

5 Куликов И.Н. Марксизм -Ленинизм о религии и путях ее преодоления .-Харьков, 1955. .Ястребов И.Б. Социальный прогресс и развитие атеизма. - M., 1959. Олещук Ф. Торжество ленинизма и закат религии // Вопросы религии и атеизма .- М.,1963.- С. 15

4 Лившиц Г.М. Религия и церковь в прошлом и настоящем .- Минск,1961. Романенко Б.П.
Восхождение. Очерки формирования атеистического мировоззрения рабочего класса .- M.,
1969.; Ветиков А. Путь к атеизму. - М.,1965.; Куроедов В.А. Советское государство и церковь .-
М., 1976. Вещиков А.Т. Атеистическое движение в СССР (опыт изучения деятельности КПСС и
советского государства по осуществлению марксистско-ленинского учения о преодолении
религии): Дисс.докт. ист. Наук.-М., 1972; Ремизов H.M. Партийное руководство

атеистическим воспитанием трудящихся Нижегородского края в годы первой пятилетки: Дисс.канд. ист. наук.- М.,1973

работ, авторы которых стремятся к более объективному освещению исторических событий прошлого. Серьезного внимания в этом плане заслуживают труды Одинцова М.И., привлекающие корректностью в постановке вопросов о событиях 20-х годов XX-ого века, оригинальной трактовкой широко известных фактов, вдумчивым, беспристрастным анализом исторических явлений1. Усилиями В.А. Алексеева, СЕ. Гречишникова, И.М. Музафарова и других историков, Строивших свои выводы на основе архивных материалов, в том числе и регионального уровня, был убедительно опровергнут тезис об "исконной контрреволюционности и реакционности" всей Церкви, о существовании заговора среди духовенства, направленного против Советской власти и поддержанного эмиграцией2.

Работы Савельева В.Н., посвященные истории становления Союза Безбожников, позволили поставить под сомнение ранее известное утверждение о якобы «независимом» и «самодеятельном» характере этой организации. Документы, использованные исследователем, свидетельствуют о тесной связи так называемой «общественной» организации с агитационно-пропагандистскими отделами губернских комитетов партии 3.

С начала 90-х годов растет число исследователей , занимающихся проблемами Церкви. Открытие архивохранилищ позволило использовать более широкий круг источников, вводить в научный оборот ранее неизвестные документы4. Издаются работы, основанные на местном материале, которые отличает взвешенный

' Одинцов М.И. Государство и Церковь (история взаимоотношений 1917—1938) .- М.,1991.- № 11 ( Знание - серия "Культура и религия"). Одинцов М.И. Путь длиной в семь десятилетий // На пути к свободе совести .- М., 1989.- С. 46-49.

2 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы .- М., 1991. Гречишников СЕ. Поиск надежды и дух утешения
.- М., 1991.- С. 77,84.; Музафарова И.И. Политика Советского государства в религиозном
вопросе 1917- 1937гг. (на материалах Урала) Дисс... докт. ист. наук. - Екатеринбург, 1992

3 Савельев В.Н. Свобода совести. История и теория .- М., 1991.

4 Осипова И.И. Обзор документов по делам священнослужителей в 20-е гг. XX в. (по материалам
архивов Красного креста)// Православие и государственная власть в России XIX-XX вв. (
материалы научной конференции) .- С-Пб., 1994.; Осипова И.И. Ликвидация органами ОШУ
нелегального "Всесоюзного центра Истинного Православия" и его филиалов в России в период
1929-1932 гг. // Православие и межконфессиональные отношения в России : прошлое
.настоящее, будущее (материалы научной конференции) .-С-Пб., 1995.Васильева О.Ю. Русская
Православная Церковь 1922-1927 гг. // Вопросы Истории 1993 №10.; Васильева О.Ю. Русская
Православная Церковь 1927-1943гг. //Вопросы Истории 1994 Васильева О.Ю. Правда о
"Памятной записке" митрополита Сергия // Православие и государственная власть в России
X1X-XX вв. (материалы научной конференции) .-С-Пб 1994.

подход в оценках и выводах, всестороннее использование статистических данных1.

Предпринимаются в последние годы и попытки теоретического осмысления антицерковной политики, ее причин и последствий2.

Особое место в отечественной историографии занимают работы церковных историков, в первую очередь это работы представителей так называемой "церковной оппозиции" .

До недавнего времени исследования последних не рассматривались в качестве серьезных научных трудов. В последние годы ситуация начинает меняться. Публикации церковных историков, посвященные различным сферам жизни церкви, все активнее пробиваются к рядовому читателю. Наибольшие успехи достигнуты в изучении обстоятельств жизни и кончины священников и мирян, пострадавших "за веру", также истории церковных расколов 20-х годов .

Значительное место в историографии занимают работы зарубежных исследователей, в первую очередь представителей русского зарубежья.

Изучение антицерковной политики Советской власти проводилось двумя обширными группами исследователей: руководителями различных христианских групп и организаций (в

1 Кукушкина А.В, Мероприятия Советской власти по борьбе с голодом //Путь r науку .-Ярославль, 1991.; Кукушкина А.В. К вопросу об имущественном аспекте церковно-государственных отношений в первые годы Советской власти // Минувшее сливаясь с настоящим .- Ярославль. 1993. .Рязанцев Н.П. Краеведческие организации и проблема охраны памятников истории и культуры в Ярославской губернии (1920-е гт.)//Культура, образование, православие (сборник материалов научной конференции) .- Ярославль, 1996.-С. 236-238. Ревякин Е.С. Политика государственных.партииных и общественных организаций в отношении религии и церкви 1929- 1936 (по материалам Ивановской промышленной области ) .-Автореф... Дисс.канд. ист. наук. -Кострома 1995.Баделин В. Золото церкви. - Иваново, 1995.

2.Вострышев М. Божий избранник .- М., 1991.;митр Иоанн (Снычев) Самодержавие духа. - С-Пб., 1994;Булгаков Н. Подвиг Патриарха // Москва .- 1990 № 12. Нежный А. Протоколы кремлевских мудрецов // Огонек 1995 №№ 7-Ю. Кырлежев А. Православная церковь в посткоммунистическом мире // Континент 1996 №27. Кырлежев А . Православие как социокультурный феномен // Итоги -Newsweek 1997 № 24

3 прт Александр (Введенский) Церковь и государство .- М., 1923. прт. Александр (Введенский)Церковь патриарха Тихона. - Птг., 1923.;прт.Александр (Введенский)Революция и Церковь. -Птг., 1922.

митр. Иоанн (Снычев) Церковные расколы в Русской православной Церкови 20-30-егг. XX столетия .- Сортавала, 1993. еп. Амвросий (фон Сивере) Катакомбная Церковь и послереволюционное государство// Православие и государственная власть в России Х1Х-ХХвв. (материалы научной конференции) .- С-Пб., 1994. .о. Дамаскин (Орловский) Мученики .исповедники и подвижники благочестия русской Православной Церкви XX столетия .- М., 1994 О.Владимир (Воробьев) Некоторые особенности церковных разделений в послереволюционный периодУ/Православие и межконфессиональные отношения России: прошлое, настоящее, будущее (материалы научной конференции) .- С-Пб, 1995. о Владислав (Цьшин) История Русской Православной Церкви XX в..- М., 1996.

том числе и Зарубежной Православной Церкви) а также зарубежными советологами и религиоведами.

После 2-ой мировой войны на Запад попала часть советских архивов, вывезенных немцами с оккупированных территорий. Именно в эти годы появляются первые публикации по данной проблеме'.

В 70-е - 80-е годы зарубежные авторы стали уделять внимание анализу таких проблем как «обновленчество» и «воинствующее безбожие»2.

Особое место в изучении антицерковной политики занимают работы Д.В. Поспеловского, Они охватывают широкий круг как зарубежных, так отечественных источников .

В конце 80-х, 90-е годы опубликованы работы обобщающего характера4.

К настоящему времени в историографии наметились предпосылки формирования единого подхода к изучению антицерковной политики. Авторы близки в признании неизбежности происшедшего. Оценивая основные этапы проводимой политики, они выделяют в особый период НЭП, характеризуя его как время становления основных подходов и методов антицерковной политики .

Цель исследования. В настоящей работе предпринята попытка проследить процесс становления антицерковной политики Советской Власти в 20-е годы и проанализировать последствия и результаты ее. Это предполагает решение ряда конкретных задач, а именно:

1 Curtis J. Church and State in Russia 1900-1917 .- N-Y ., 1940;Curtis J. The Russian Church and the
Soviet State 1917-1950.- Boston, 1953/ Spinka M. The Church in the Soviet Russia .- N-Y 1956/;Pap
Г. Плененная Церковь .- Франкфурт на Майне ,1954.; Kline G. Religion and anti-religion thought in
Russia.-Chicago, 1968.

2 Левитин - Краснов А. Шавров В. Очерки истории русской церковной смуты в 3-х тт. .-
Kuesnacht, 1978 . Stiles R. Revolutionary dreams .- N-Y 1988.

3 Поспеловсхий Д. В. Русская Православная Церковь в ХХвеке.- М., 1995.- С.9-19. Pospielovsky
D. The history of the Soviet atheism in Theory and Practice and the Believer 3 vols L.- N-Y. 1987-
1988.

Штриккер Г. Старые и новые задачи историографии Русской православной Церкви в России и на Западе // Православие и государственная власть в России XlX-ХХвв. (Материалы научной конференции).- С-Пб 1994. Conquest R. Religion in the USSR .- N-Y .,1968; Pipes R. The history of Russia 2 vols. - L., 1988 Hosking J. The history of the Soviet Union.- London 1988 .- P. 112 , Fletcher W. The study of survival.- New York 1965 .- P. 19-20.

5 Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь 1922-1927 ггУ/ Вопросы Истории 1993 Jft 10.-С. 35-46. Штриккер Г. указ. соч... С-Пб.,1994.

Изучение представлений властей о месте и роли церкви в обществе.

Анализ деятельности местных органов власти по реализации задач антирелигиозной агитации и пропаганды, определение особенностей агитационно- пропагандистской работы, характерных для изучаемого периода.

Изучение деятельности властных структур по секуляризации церковной собственности.

Выявление местных особенностей развития антицерковной политики, анализ достигнутых результатов.

Практическая значимость исследования. Материал
диссертации может быть использован в курсе Отечественной
истории периода НЭПа с целью изучения становления
административно-командной системы и осуществления культурной
революции. Целесообразно также включение его в спецкурсы,
посвященные различным аспектам политики властей в религиозных
вопросах. Материалы исследования могут привлекаться при

изучении истории местного края первых лет Советской власти.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется не только тем, что в историографии за последние десятилетия не было работ, специально посвященных антицерковной политике властей в 20-е годы в Верхнем Поволжье. В настоящей диссертации предпринята попытка проанализировать методы деятельности местных органов власти по отношению к РПЦ. Привлекая большой исторический материал, ранее неизученные источники, автор приходит к выводу о том, что антирелигиозное движение в этот период не стало массовым, идеи атеизма не получили широкого распространения среди населения.

Методология и источники исследования. Методология
исследования основывается на принципах объективности и
историзма. Основная часть диссертационного сочинения построена
с применением метода сравнительного анализа. В процессе
исследования использовались методы: логический,

хронологический, проблемный, классификации и статистический.

Использованные в работе источники условно можно разделить на 5 групп:

-документы партийных и общественных организаций:

стенограммы и протоколы губернских партийных конференций, заседаний секретариата Губкома РКП/б/, ВЛКСМ, материалы агитпропотдела Губкома, уездных комитетов, горкомов.

-материалы губернских и местных организаций Союза
Безбожников, протоколы губернских, городских конференций

Союза, протоколы заседаний губсоветов Союза, их отчеты в Центральный Совет. В них дается подробная информация о состоянии и направлениях работы этой антирелигиозной общественной организации, содержатся данные о ее численности, сведения о проведенных мероприятиях.

-документы государственных органов, осуществляющих антицерковную политику. Это материалы губернских и городских исполкомов, их переписка с ВЦИК по поводу закрытия церквей, национализации церковных зданий, снятия колоколов, материалы комиссий по изъятию церковных ценностей, ее отчеты, статистические сведения о количестве изъятого, количестве закрытых церквей. Эти документы позволяют установить механизм секуляризации церковной собственности, выявить нарушения законности, реакцию верующих. Данная группа включает в себя материалы губернских отделов ОГПУ, а так-^-же материалы уголовных и следственных дел на священнослужителей.

-теоретические работы, статьи и выступления руководителей партии и Советского государства, посвященные основным вопросам антицерковной политики. Особый интерес представляют работы В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, И.В . Сталина, Н.И. Бухарина и некоторых других, опубликованные в собраниях сочинений, сборниках, антирелигиозной печати (журналах "Антирелигиозник", "Безбожник", "Безбожник у станка"), центральных и местных периодических изданиях. Они позволяют определить теоретические основы реализуемой политики, выявить ее цели и задачи.

-документы из Канцелярии Священного Синода и Канцелярии Патриарха Тихона. Это отчеты из епархий, статистические сведения, переписка архиереев.

При работе над диссертацией помимо опубликованных материалов основной фактический материал взят автором из 34 фондов, 12 архивов: Российского Государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Центров документации новейшей истории Ивановской, Костромской Владимирской и Ярославской областей (ЦДНИИО, ЦЦНИКО, ЦДНИЯО ,ЦДНИВО), Государственных областных архивов Ивановской, Костромской, Владимирской и Ярославской областей (ГАИО, ГАКО,ГАВО,ГАЯО), архивов Федеральной службы безопасности Костромской и Ярославской областей.

Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников . .

Похожие диссертации на Антицерковная политика советской власти 1921-1929 гг. : По материалам Верхнего Поволжья