Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Понятия государство и общество в социально-политических воззрениях Абулкасима Фирдавси Жиянбагире Хамиде

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жиянбагире Хамиде . Понятия государство и общество в социально-политических воззрениях Абулкасима Фирдавси: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.03 / Жиянбагире Хамиде ;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2014

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращение к изучению социально-философских идей мыслителей прошлого, в частности, государственно-правовых идей Фирдавси на примере его «Шахнаме», объясняется их значимостью как в конкретно-историческом ракурсе истории философии таджикско-персидских народов, так и ценностью в современных условиях, и прежде всего, для Ирана. В современном многокультурном мире, существует необходимость познания в историческом аспекте социально-философской мысли иранского видения, с тем, чтобы воссоздать теории о более благоразумном и равномерном социальном существовании. Актуальность изучения истории общественно-политических взглядов персоязычных народов, в частности Абулкасима Фирдавси заключается в том, что они, по сути, являются подходящей моделью для достойной жизни в многокультурном мире.

Научные достижения в области гуманитарных наук позволяют вести наблюдение за нашим обществом, распознавать его проблемы, и разъясняя их, стараться не быть в стороне от современных научных успехов человеческих знаний и их практического применения.

Актуальность исследования социально-философских воззрений Абулкосима Фирдавси о государстве и обществе в его «Шахнаме» объясняется также тем, что до сих пор общественные взгляды мыслителей, в частности о сущности государства и общества мало привлекали внимание исследователей.

С другой стороны, историко-философский взгляд на данную тематику более четко очертит обстоятельства эволюции тогдашнего государства и общества, их усилий, направленных на достижение благосостояния государства и общества, а также благоустройства страны.

На мудрых нравоучениях Фирдавси сформировались иранское государство, общество и сохранилась идентичность иранских народов. «Шахнаме» - это историческая память о нашем прошлом и по этой причине ее можно назвать книгой судеб наших народов. «Шахнаме» это книга доблести, которая опираясь на наше прошлое, рассказывает об историческом коллективном мировоззрении и чаяниях персоязычных сообществ в будущем.

Другим обоснованием важности данной темы является то, что «Шахнаме» отражая прошлое и дух иранских народов, по своей гуманистической сущности и определению глобальных ценностей, формулирует модель государства и общественного строя и предъявляет его на более пристальное историко-философское рассмотрение.

Постоянное обращение к «Шахнаме» Фирдавси с целью ознакомления с процессами развития персидского и соседствующих с ним обществ, познание эволюционных процессов в государстве и обществе, позволяет пролить свет как на сущность и структуру государства и общества того времени, так и использовать эти ценнейшие знания в наше временя.

Героями «Шахнаме» являются действовавшие в то время общественные лица, а общественная среда иллюстрируется повествованиями и сказаниями, в которых добро и зло сталкиваются лицом к лицу во всех сферах жизни людей. Зло побеждает там, где доброта даёт слабину, и конечно же, само зло с такими качествами, как алчность и корыстность, тоже не бывает долговечным, а доброта с такими свойствами как справедливость, правдивость и мудрость всегда торжествует.

Важность анализа и изучения воззрений Фирдавси также заключается в том, что в «Шахнаме» он не ограничивается изложением историй и легенд, а ярко выражает свои глубокие гуманные соображения. Фирдавси сам подчеркивает историчность своего труда, а если оно не соответствует нашему разуму, то это, во-первых, связано с тем, что со временем многие вещи подверглись изменению и, во-вторых, из-за того, что поэт пользовался символизмом, как поэтическим приемом.

Степень разработанности темы. Интерес к жизни и творчеству Фирдавси проявлялся ещё с самого начала появления на свет «Шахнаме». Само «Шахнаме» многократно издавалось в полном объёме и в сокращённом виде, и была переведена на многие языки мира. Первые исследования в основном носили источниковедческий и литературоведческий характер. В Иране популярными являются также публикации, касающиеся отражения различных тем из разных областей науки в «Шахнаме». В национальной библиотеке Ирана зарегистрировано более 2660 публикаций (книги, статьи, диссертации) на тему «Шахнаме» Фирдавси. Однако, не смотря на это, многие стороны этого величайшего произведения остаются мало исследованными. Эти тематика включает этику, астрономию, медицину и т.п. Среди всех этих исследований существует восемь работ на соискание докторской степени, которые также относятся к специальностям языке и литературы. Кроме этого выполнены 170 дипломных работ на тему «Шахнаме», большинство из которых посвящено изучению нравственности и мудрости. Некоторые из этих работ посвящены всестороннему изучению какой то одной проблемы, например - таланта и его проявлений, характер и поведение Рустама, день и ночь в «Шахнаме». Проблемам сравнительного анализа некоторых аспектов «Шахнаме» с другими произведениями посвящены такие работы как «Сравнительный анализ понятия алчности в поэмах «Шахнаме» и в поэзии Шекспира», «Благоразумие с точки зрения Корана и Имама Али и его отражение в воззрениях Фирдавси»5, «Сравнительный анализ мифического общества Джамшида и книги «Эрудированная Медина» Фараби»6, «Ариманские проявления в «Шахнаме» и иранская живопись»7.

Начиная с конца Х1Х века в Иране начались методические и научные исследования о Фирдавси и «Шахнаме» кратко опубликованные в статьях и учебниках. Саид Хасан Такизода, Мухаммад Казвини, Мухаммад Али Фуруги, Маликушшуаро Бахор и другие учёные прилагали усилия по исследованию «Шахнаме» Фирдавси и их работы публиковались в сериях сборников статей. Одним из известных и базовых исследований, посвящённых «Шахнаме», не потерявшим своей актуальности и в наши дни, является работа немецкого учёного Т.Нёльдеке «Das Iranische National epos», которая вышла во втором томе ирановедческого свода «Grundriss der Iranischen Philologie» (1894-1904 гг.). С конца XIX в. русскими, а затем советскими востоковедами внесен весомый вклад в изучение вопросов, связанных с «Шахнаме». Это работы В.Р.Розена, В.В.Бартольда о происхождении иранского эпоса, В.А.Жуковского, Ф.А.Розенберга, А.Фреймана, Е.Э.Бертельса, О.Клима.

Плеяда востоковедов, таких как С. Назарянц, А.Зиновьев, З.Жуковский, Е. Бертельс, А. Уроели, М.Дьяконов, А. Ромаскевич, К. Травир, П. Заходер, А.Стариков, М. Усманов, А.Брагинский, М. Ализаде, Ш. Шамухамадов в своих работах исследовали различные аспекты «Шахнаме» Фирдавси. В 1849 г. В.Жуковский на основе немецкого перевода перевёл на русский язык часть «Шахнаме» («Сказание о Рустаме и Сухрабе»)..

Немаловажным также является заслуга таджикских ученых. Садриддин Айни и Абдурауф Фитрат опубликовали первые подробные исследования о Фирдавси и его сочинении «Шахнаме». В Таджикистане ценные исследования, статьи и диссертации, посвященные Абулкосиму Фирдавси, его «Шахнаме», эпохе, а также философско-этическим аспектам его наследия и созданы А. Баховаддиновым, М. Раджабовым, М.Диноршоевым, Г.Ашуровым, А.Шамоловым, Шозимовым П.Д., А.Мухаммадходжаевым, М.Хазраткуловым, Садыковой Н., М.Махмаджановой, С.Хасановой, А.Атоевым, Маллаевым А., Г.С.Якином и другими.

В последние годы появились новые научные методы и подходы в изучении разных аспектов «Шахнаме». Одним из последних изданий на персидском языке по «Шахнаме» является «Библиография Фирдавси и «Шахнаме» Ираджа Афшара, четырежды переизданное в Тегеране, в которой содержится библиография по Фирдавси и «Шахнаме» до 2005 г. В этой книге содержится 12 приложений и приведен значительный список источников. Особо следует отметить источниковедческую работу А. Юнусова, который занимался сбором трудов и исследований о «Шахнаме» и продолжил работу Ираджа Афшара. Шафеи Кадкани главным элементом в передаче мысли в поэзии считает форму воображения (сури хайёл) и показывает формы воображения таких великих поэтов как Фирдавси, Манучехри и Рудаки.

Общественные взгляды наших мыслителей являются привлекающим внимание исследователей вопросом. К подобным исследованиям можно отнести работы А. Накди об общественных взглядах Абу Али ибн Сино, С. Сахило об общественных воззрениях Аттора Нишапури, М.Захро об общественных взглядах Саади, Ф.Мину о воззрениях Санаи Газневи об обществе. Данные труды относятся к тому научному опыту, который способствует исторической реконструкции картины общественного строя и общественных взглядов современников и последователей Фирдавси.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ и раскрытие социальной философии Абулкасима Фирдавси, в частности, его концепции об обществе и государстве на материале его «Шахнаме».

Исходя из этого автор диссертации ставит следующие задачи:

- выявить и описать общественные взгляды и представления Фирдавси о государстве, отраженные им в поэме «Шахнаме»;

- анализировать общественные институты, отраженные в «Шахнаме»; - определить взаимосвязи и взаимодействия общественных институтов образующих общество;

- классифицировать основные институты общества;

- рассмотреть такие основные институты общества как общественное и историческое сознание, экономика, политика, семья, религия.

- анализировать всесторонне такие институты как обучение, воспитание и религия.

- исследовать вопросы веры и религиозности в общественных кругах, таких представителей общества как богатыри, женщины, вопросы ереси, политичности религии, проблемы воздаяния и наказания в «Шахнаме».

- определить такие структуры общества и государства как общественные страты, общие доходы и статьи их расхода, а также безработица, профессиональная градация и формирование профессий, социальная база общества, доход от профессий, место мужчины и женщины в обществе, проблемы гендера, влияние гендерных различий на профессиональную и общественную занятость.

- анализировать вопросы государства, места и роли богатырей и военачальников в нем;

- рассмотреть неизменность власти на основе устойчивости и справедливости, а также отношения правителя и подданных, отношение деятелей власти с чужеземцами, вопросы национальной идентичности и безопасности, войны, территориальных границ, справедливых и несправедливых правителей, политическое рождение такой страны как Иран.

- произвести анализ института семьи на основе образа женщины в «Шахнаме», иранских мифических богинь, в сравнение с различными персидскими литературными произведениями;

- рассмотреть социальное расслоение женщин, вопросы достоинства женщины в «Шахнаме», некоторые аспекты семейных отношений, чувственные отношения между супругами, ненависть и непредосудительное отношение к женщине, воспитание детей и т.д.

- описать сущность обучения и воспитания, выявить принципы, методы и особенности обучения и воспитания на примере «Шахнаме».

В заключительной части диссертации показано каким образом, согласно общественных взглядов Фирдавси, взаимодействуют общественные институты государства, с тем чтобы функционировало государство справедливости, а общественная жизнь гармонично продолжалась в течении длительного времени.

Научная новизна работы диссертационного исследования состоится в том, что в нем впервые:

-раскрыты философские законы, существовавшие в общественных отношениях времени Фирдавси, т.е. анализируются такие основные институты общества как царствование, экономика, семья, образование и религия с точки зрения поэта мыслителя Фирдавси, что способствует полноценному представлению о средневековой и ранне - средневековой социально философской мысли доисламского и исламского Ирана;

- установлены социально-экономические, политические условия формирования общественно-государственных идей Фирдавси, нашедших отражение в его «Шахнаме»;

-показан генезис взглядов Фирдавси на проблему соотношения понятий «государство», «власть», «личность», «свобода», «справедливость», «общество»;

- доказывается, что в отличие от существующих исследований, где справедливость и мудрость2 исследуются как отдельные понятия, данной работе данные понятия анализируются в социально-философском контексте, т.е. в общественно-политических взглядах Фирдавси.

-доказывается, что справедливость и мудрость являются не только этико-моральными ценностями и понятиями, но и оказывают влияние на общественные процессы и управление государством. Исходя из этого призывы таких личностей как Маздак и Мани как проповедников новых религий, в общественной практике стали причиной разобщенности и не были восприняты обществом. С другой стороны, религия и нравственность объясняются не индивидуальным выбором, чтобы подвергаться сравнению и толкованию, а являются частью и институтом общества, которые анализируются в связи с другими институтами в рамках цельного философского взгляда на общественную жизнь;

- проводится анализ всего текста поэмы «Шахнаме» с целью воссоздания полной картины общественно-политических взглядов Фирдавси на государство и общество;

- показано, что отношение к женщинам в качестве супруги, матери, как и любые другие общественные отношения, обосновано именно философией мудрости и справедливости. Таким путем доказывается, что Фирдавси не является ни сторонником феминизма, ни противником женщин2, а лишь описывает взаимосвязь между членами семьи, показывает место женщины в связи с ролью, которую она играет в установлении философии справедливости и мудрости.

- классифицированы устои общественного мышления и путем полного пояснения широко анализируется философский тезис справедливости и мудрости;

- объективно исследованы общественно-политические взгляды Фирдавси с целью изучения исторического опыта и древних взглядов с позиции общего и единого закона освобождения (конуни куллии растагори) с тем, чтобы приобрести приемлемые и новые пути решения социально-политических проблем.

- доказывается, что философия, которой придерживался в своих общественно-политических взглядах Фирдавси в различных сферах, служила причиной бессмертия его поэмы «Шахнаме», а привлекательность персонажей и героев поэмы «Шахнаме» и их особенности, достойные особого внимания, формировались на этих взглядах. Наличие такой прочной философской позиции служило причиной того, что историческое прошлое одного народа превратилось в эпос для всех поколений человечества во все времена.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является общественно-политическое учение Абулкасима Фирдавси, предметом- его взгляды на государство, общество, их структуру и сущность, классификацию и стратификацию общества, место и роль таких структур общества как общественное, политическое, религиозное сознание, национальное самосознание, национальное государство, место и роль мужчины и женщины в обществе периода, описанного в «Шахнаме», семьи и ее членов, места и значения ребенка в семье и обществе, значение его воспитания.

Источниками данного исследования стало «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси, а также другие исследования, посвященные рассматриваемому периоду истории Ирана и тематике данной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эпоха Фирдавси была эпохой эпоса, после неё наступила эпоха мистицизма. Эти две эпохи были признаком стойкости иранских народов против гнёта и насилия. В то время, когда Фирдавси должен был приступить к сочинению «Шахнаме», персидская поэзия приближалась к столетию своего рождения.

2. Фирдавси в «Шахнаме» отображает основные институты общества (царствование, экономика, семья, образование и религия) с точки зрения составляющих общественного и государственного строя доисламского и исламского Ирана. «Шахнаме» Фирдавси написано в условиях еще живых воспоминаний о военных поражениях и все разгорающихся идейных течений в Иранском государстве, что сказалось на характере его концепта об обществе и государстве, когда существовал другой путь возвращения идентичности Ирана, применявшийся не посредством сопротивления, а посредством сотрудничества (Сахилиды и Бармакиды). Фирдавси воспринимал сказания как историческую реальность и излагал свое видение истории иранцев и их национальный эпос, а не их мифы. Фирдавси, пробудил чувство самосознания не только поколений одной нации, но и всего человечества, мастерски из того, что представлялось историей, создав эпическое и глубоко нравственное произведение.

5. Объективное исследование общественно-политических взглядов Фирдавси с целью изучения исторического опыта и древних взглядов с позиции общего и единого закона освобождения (конуни куллии растагори) позволяют использовать их для приобретения приемлемых и новых путей решения современных социально-политических проблем. Общество и общественные отношения, описываемые Фирдавси в «Шахнаме» больше имеют коллективный характер. Частная собственность не превалирует над общественной. Классификация общества и профессий по Джамшеду подразумевает принадлежность индивида к какой либо профессии, а деятельность его -направленную на благосостояние общества в целом. Генезис взглядов Фирдавси на проблему соотношения понятий «государство», «власть», «личность», «свобода», «справедливость», «общество», отраженных им в «Шахнаме» показывает данные понятия как исторические, динамично трансформирующиеся, взаимозависимые и взаимосвязанные;

7. В отличие от существующих исследований, где государство1 и общество2 анализированы в канве повествования «Шахнаме», в данной работе эти понятия анализируются отдельно, а так же - в соответствии и контексте с социально-философских воззрений Фирдавси.

8. Справедливость и мудрость (этико-моральные ценности и понятия), оказывают влияние на общественные процессы и управление государством. Исходя из этого призывы таких личностей как Маздак и Мани как проповедников новых религий, в общественной практике стали причиной разобщенности и не были восприняты обществом. С другой стороны, религия и нравственность объясняются не индивидуальным выбором, чтобы подвергаться сравнению и толкованию, а являются частью и институтом общества, которые анализируются в связи с другими институтами в рамках цельного философского взгляда на общественную жизнь;

9. Отношение к женщинам в качестве супруги, матери, как и любые другие общественные отношения, обоснованы именно философией мудрости и справедливости. Таким путем доказывается, что Фирдавси не является ни сторонником феминизма, ни противником женщин2, а лишь описывает взаимосвязь между членами семьи, показывает место женщины в связи с ролью, которую она играет в установлении философии справедливости и мудрости.

11. Фирдавси считает, что государство выполняет сервильную функцию, служит всему обществу, предупреждает столкновение интересов различных индивидов. Государственная власть должна отвечать интересам отдельных лиц, подчинять частную волю всеобщим целям. Интересы всего общества, таким образом, имеют зависимость от интересов и соответственно прав отдельного лица; Фирдавси формулирует идею народного представительства в управлении государством.

12. В вопросах войны и мира, Фирдавси считал, что война допустима лишь при возникновении непосредственной угрозы существования государства. Он признавал армию в качестве необходимого элемента государства и не отрицал необходимость ведения войны;

13. Фирдавси считал что право — это всегда выражение воли государства, закон — форма выражения права. В то же время, он не признавал закона, который мог бы ограничить принцип личной пользы. Для него закон — это гарантия личной свободы. Он должен исходить из легитимного источника и иметь справедливые границы. Фирдавси относил законодательство к неотъемлемым органам государства. Фирдавси поддерживал принцип равенства государств и их полную независимость во внутренних делах, тем самым, внося вклад в формирование понятия «государственный суверенитет».

14. Фирдавси изображает картину человеческого общества с начала формирования царского правления в смысле государственной системы со всеми официальными структурами власти и законности государства для управления единой страны. Политика в поэме «Шахнаме» не есть тема завоевания и сохранения власти, а наоборот - это богатырские битвы между злом и добром. Понимание политических целей, по Фирдавси, не требует особых комментариев и знаний, так как сам поэт ясно выражает, что он преследует одну главную цель – узнать, как возникали и распадались правительства.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и ее материал обогащают представление о социально-политическом учении Абулкасима Фирдавси и могут быть использованы при изучении историко-философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока, создании учебных пособий, а также чтении лекций в высших учебных заведениях.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, исторический и сравнительный методы и объективность в освещении проблем с общечеловеческой позиции.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, среди которых наиболее значимыми является:

Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по истории философии, социологии, этике и эстетике в Университетах Исламской Республики Иран (Тегеран, Рудхона).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела истории таджикской философии и стран ближнего зарубежья Института философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН РТ (протокол № 15 от «18 » декабря 2012 г.).

Структура исследования. Диссертация включает введение, две главы (5 параграфов), заключение и библиографию.

Похожие диссертации на Понятия государство и общество в социально-политических воззрениях Абулкасима Фирдавси