Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Устное народное творчество как источник общественно-философских и эстетических идей Хасанов, Умар Усманович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хасанов, Умар Усманович. Устное народное творчество как источник общественно-философских и эстетических идей : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Ташкент, 1996.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Стратегия перехода к рыночной экономике в условиях социально ориентированной политики, проводимой независимой Республикой Узбекистан на нынешнем этапе ее развития, предполагает и в значительной степени зависит от творческой активности, энергии и инициативы се граждан, в которых заложены неиссякаемые потенциальные силы, резервы и во~можности, обеспечивающие решение этой задачи.

Реализация этой проблемы немыслима без глубокого и всестороннего изучения нсторнко- культурного наследия народов Узбекистана, в том числе философских, эстетических ценностей, накопленных пин в течение многих тысячелетий. Как подчеркивал Президент республики Узбекистан И.А.Карнмов, "Фундамент нашего народа-духовное наследие, оставленное нчшими предками, которое само по себе является бесценным сокровищем. Имеющийся у нас духовный фундамент, наши глубокие корни позволяют воздвигнуть соответствующее им здание независимости"1.

Исследование истоков философских, культурно-эстетических идеи и представлений народных масс на различных этапах исторического развития, определение их места и роли в духовной культуре человечества и активное включение этих идей и взглядов в воспитательной процесс - важнейшая задача, выдвигаемая современностью.

Огромное значение приобретает в связи с этой задачей изучение различных произведений устного народного творчества, отражающих в художественных образах истинно народные философские и эстетические идеи, проливающие свет на исторические особенности национальной культуры и ее вклад в общечеловеческие ценности .

I. Каримов ІІ.Л. Не сбиваясь, двигаться к великой цели. - Ташкент: Узбекистан, 1993. С.8.

Изучение процесса возникновения, формированиями смены различных философских и эстетических представлений и взглядов приобретает особую актуальность в условиях становления и развития эстетической культуры независимого Узбекистана.

Освоение культурно-художественного наследия никогда не может быть исчерпывающим. Каждое новое поколение из этого сокровища извлекает новые идеи, образы, созвучные с требованиями современного общественного, развития. Поэтому сказания и легенды о Шираке, Зарине, Гор-оглы, Алпамише, Рустаме, Фархаде, Томнрнсе, Сшггамене, Мангуберди, Темур-Малике, Амир Тсмурс, Навои, Бабуре и о других одинаково ценны и актуальны для современников и в наши дин.

В пашем научном исследовании ставится задача изучения произведений узбекского народного творчества - дастанов, сказок, легенд;, народных песен, пословиц, поговорок в историко-философском аспекте. Причем, главное внимание обращается на диалектику возникновения и становления различных эстетических идей, представлений и взглядов, их взаимосвязь с предметами и явлениями природы, общественной жизни.

Степень разработанности проблемы. Народное творчество, fro лучшие образцы всегда привлекали внимание передозы.. мыслителей, ученых писателей и поэтов.

Отдельные теоретические аспекты культурного наследия народов
Центральной Азии были исследованы русскими востоковедами

В.В.Бартольдом, Е.Э.Бертельсом, А.А.Семсновым, С.П.Толстосы.м.1 Специфические вопросы узбекского народного творчества рассматривались в работах ученых-фольклористов - Х.Т.Зарипова, В.М.Жирмунского,

' См.:Ба;лольд Н.В. Кульора я.и'/.іі,маиства. CGop.co4.T.Vl-M., 1966 . Ііеріельс Е.Э. Литерг тура в а рол о» Средней \ля«І/ Новы» mhji. 1939 г. Л«6-8, Ссмеио\Л.А. Сре.ыеаишсьин іракці во музыке дар*нш-Лди.-Т.,1946. С.П.Тож-іив. Древняя культура Уійекисіаіііі.-Т., 1945,

М.Афзалова, М.Алавня, Т.Мирзаева, К.Ииамова, Г.А.Джалалова, М.Мур адова1.

В них освещены особенности узбекского народного творчества, его связь с традициями классической литературы, своеобразие исполнительского искусства, основные идейно-художественные направления творчества узбекских народных сказателей. В этих работах имеются отдельные соображения авторов относительно отражения о произведениях народного творчества идей и представлений о природе, о жизни, о человеке.

Некоторые вопросы народного творчества рассмотрены в научных исследованиях Рахманова Н.А., Хамидова X., Хакнмова М. и других2. Ценный фактический материал собран в учебном пособии Абдуллаева И. "История искусства"3, в котором анализируются древнейшие памятники народного твор'-іства, их взаимосвязь с жизнью, трудовой деятельностью народных масс. Общественно-политические проблемы, жанровые и видовые особенности, мнфо: ігические истоки, своеобразие развития народного творчества тюркских народов: Центральной Азии исследуются в работах ряда авторов4.

В работах П.М.Мумннопз, М.М.Хайруллаева, В.Ю.Захидова, Х.П.Сахидоаа, Ю.Ж.Дкумабаева, ХААлнкулова5, рассматриваются

1 См: Зарнпсв XT. Аннотация опубликованных работ, представленных на соискание уч.степени д-ра филол.ваук.Т., 1965. Жирмуискна В.М., Зарнпов Х.Т.УзбекскиА народный героический эпос-М.,1947., Афзалов МЛ. Узбек поэзнясинпкг аптологияси.-Т.,1948., Лласня М.Узбекистон халц лсрикгси.-Т., І959.Икр;аев М.Искусство узбекских народных сказателей и особенности их эпического рспертуара.Автор-дисс.д-ра фялол.ііаук.-Т.,198б.Имаиов КХеиезис н поэтическая трансформация жалров узбекской пародіюй поэзии.Авт_алсс.д-ра филол. яаук.-Т.,1985.,Джалалов А.Г.Узбексккй пародией эпос.Актор; ее . д-ра фнлол.наук. - Т., 1980.

1 Рахманов Н.А.Орха«о-Екисепские памятники и тюрскне эпосч.Автор.диссл-ра филол.наук,-Т.1991. Х.Хамндов.Фирдоуси и узбекская литература. Автор дисс.д-ра филол. маук.-Т., 1991. Хакнмов М. Традиции фольклора в творчестве Алишера Навои. * Абдулласв И. Санъат тарнхи. 2-тои.-Т., Уцит-bsj, 1986.

4 Нурданов к- Формирование и развитие эстетической культуры казахского нарада.Автор.днссд-ра
филос.наук.-К.1991. Алиев'Ж.Из истории формирования научно-материалистического мкровозрения в
Казахстане 20-30 годи.Автор.днсс.канд.филос.нзук.-Т., 1990.
,,

5 Муиинов И.М. Материалы но истории общгтпенно-философской мысли в Узбекистане.-Ташкент:
Фай, 1957. Хайрулласв М.М. Культурное наследие в истории философском мыслн.-Т.:Фаи,|985.
Захндов В.Ю. Народный поэт-бунтарь.-Т.,Фан, 1981. Вахидов X.И.Просветительская идеология >
Туркестапе.-Т.,1979. ДумаБоев ІО.Д. , Мамсдов Ш.Ф.Эстетическая мысль в Средней Азии в 1X-XV <

меіодологнчсскіїс вопросы изучения художественного наследия как источника общественно-философских, зстетичсскі:.';, художественно-культурных идей и представлений народа.

Изучение произведений узбекского устного народного творчества, как источника общественно-политических идей начинается с монографии Г. Ша-юс) поной'. В исследовании С.Х.Алимова2 рассматриваются вопросы воплощения эстетического идеала в узбекском устном народном творчестве.

О.Жураев3 в своей монографин анализирует проблемы взаимосвязи классической литературы с народным творчество" и вопросы отражения в нем фнлософско-дндактическнх материалов.

Весомый вклад в историко-философское исследование узбекского устного народного творчества внесли А.Ахмедов, М.Хазраткулов4. В их работах устное народное творчество подвергается философскому анализу как источник мнровозрения, жизненного опыта народа. При этом отмечается, что лучшие представители классической литературы добивались наилучшего успеха именно осваивая идеи народного творчества.

Определенный вклад в изучение народного творчества в

искусствоведческом плане внесли r-A-nyrr-'PiiKosa, С.М.Вскслср, М.С.Рахманов, М.Х.Каднров к др. Работы этих авторов являются важным подспорьем в изучении материальной и духовной культуры узбекского народа.

Необходимо особо подчеркнуть, что начиная с 60-х годов изучение узбекского народного творчества поднялось на новую ступень. Сбор и издание

ва.М.:. МГУ.1974. Аликулов Х.Л. Этические возрения мыслителей. Средней Ліни в IX-X.V ин. и

Хорасаііа.-Т:Фан.1992.

1 Шакзсутюва Г.Узбек халк, огзакм нжоднда нжттюий-сиёснй юялар.(Х1Х аср охнр» XX аср

бошарила).- Т.: Узбекистан, 1965.

1 Алимов С.Х. Эстетический идеал и era воплощение в дореволюционном узбекском

фольклорс.Автор.дисс. канд. Т. 1975.

3 Лжурасв О. Узбек классик алабнезила фалсафин яилакгмк досзоичилкк.-Т.: Фан, 1985.

4 Ахмедов .А. Мировоззренческие проблемы устного народного іворчс.іва (на материале > ібскского
фолі)Клоря).Автор.днсс.л-ра фнлос. наук.-Т.. Хазраткулов М.Философия ншрак. (оі»рсішн>:Пгі»вн,
проблеми, тсплеции раївигия.Лвіор. лисе.д-ра фнлос. на)к.-Т., ІЧ9І.

сказок, достанов, легенд, пословиц и поговорок подготовили реальную почву для издания миоготомннка "Узбекское народное творчество".

Кроме того, появилось несколько сборников научных трудов, журнальных статей ученых-фольклористов, в которых в основном в литературоведческом аспекте анализируются различные произведения устного народного творчества, начиная с древнейших видов, вплоть до своевременных жанооз.

Как видно, проделан;» ягромная по масштабам работа по сбору, изданию и исследованию устного «ягодного творчества узбекского народа. Однако, до сих пор в историко-философской литературе отсутствуют труды, посвященные обобщению и систематизации произведений узбекского народного творчества, как источника философских н эстетических идей н взглядов.

Методологические и теоретические оспочм исследования.

Ими стали прошлые и современные концептуально-методологические достижения историко-философской науки. Автор опирался также на научные труды по общетеоретическим проблемам эстетики, фольклористики, искусствознания.

При исследовании да: юн проблемы применялся научно-диалектический метод, основанный па при-- ічяах объективности, историчности, логичности, преемственности. Работа построена из материале узбексхого народного творчества, собранного и изданного в многочисленных антологиях, сборниках, спеціїздашіях, а также использован и живой разговорный опыт.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выяснение г историко-философском плане нстокса народной эстетики, проследить процесс возникновения, формирования и смены различных филссофсхо-эстетнчесхих идей, представлеіі.ііі и взглядоз узбекского народа, отраженных в произведениях устного народного творчества, эстетического освоения предметов и явлений природы, общественной жизни. В работе ставится также задача определить место и роль народной эстегнкн н

становлении эстетической культуры независимого Узбекистана в эстетическом воспитании в современных условиях.

В соответствии с этой целью в диссертационной работе ставятся следующие задачи:

- определение места народного творчества в системе философских и
эстетических идей, выявление особенности народной эстетической мысли, его
места в поиске эстетического идеала;

- показать процесс отражения явлений природы и их роль в
возникновении и развитии философских н эстетических идей;

исследование общественно-политических: идей в народном

творчестве, их взаимосвязь и взаимообусловленность с условия' чі жизни и трудовой деятельностью народных масс;

- определение места и роли фнлософско-эстстических идей народного
творчества в системе воспитания молодежи в современных условиях.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- выявляются особенности и истоки общественной и эстетической
мысли, отраженные в устном народном творчестве;

- в работе дается определение понятия народной эстетики,
анализируются предметы и явления природы, а также трудовая деятельность
как источники народных фнлософско-эстетнческнх идей и представлений;

- выявляется обусловленность таких общечеловеческих общественно-
эстетических ценностей, как общественный идеал свободы, человеческой
красоты, гуманизма, патриотизма, социальной справедливости, трудолюбия с
условиями общественной жизни;

- раскрыта взаимосвязь народной эстетики с философскими,
нравственными, религиозными представлениями, отраженными в
произведениях наролпого творчества;

- показываются место и роль народного творчества в общественном
развитии и эстетическом воспитании членов общества.

Научно-практическая значимость. Научно-теоретические выводы и рекомендации, изложенные в работе могут быть практически применены:

- в вовлечении произведений народного творчества в практику
становлення эстетической культуры и формировании идеологии независимости
Республики Узбекистан;

в изучении философских, общественно-полита .еских н эстетических идей и взглядов народов Центральной Азии и Узбекистана;

создании j-чсбникоа, учебных пособий , спецкурсов по философии, эстетике, этике, истории г: тсЧ.-ли культуры;

в эстетическом, нравственном, экологическом воспитании люден в современных условиях.

Апробация диссертации. Основные положения исследования изложены в ряде публикаций, докладывались на научно-теоретических конференциях института повышении квалификации преподавателей общественных наук при ТашГУ имени М.Улугбска, были предметом обсуждения на заседаниях кафедры общественно-политических наук Ташкентского Государственного института искусств имени Мгннона Уйгура.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введення, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Устное народное творчество как источник общественно-философских и эстетических идей