Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические идеи художников (как источник совершенствования курса истории педагогики) Ележоев, Мурат Леонидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ележоев, Мурат Леонидович. Педагогические идеи художников (как источник совершенствования курса истории педагогики) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Санкт-Петербург, 1992.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования обусяовдшш рядом причкн. Пообходвмость качествапного обиогдошга системи обра-яозешаа, оряаятацкл со па раскрытие творческих потенциалов похэгсха требует сущестзегашх изменений в откоееиии падаго-гоа к своей деятельности. В сепзя с этим значение отисаеїши s своей арафессвов&яыюй деятельности учителей взобрезитваь-пого искусства, предаете s нам больнее степеня обреченного к творчеству, трудно .'срэоце:лггь, в руках педягога-худохаиха находятся удавитедьикД шетрукент воздействия, которая способен пробуждать ыевосредствевво творческие аач&да чохевсха. Одпкео, аеедадоэательскве дашше пехагхвеэт, что з совремсн-гздх jrcxnsssx хагехо ' ве все студенты факультетов изобрази-тэльггого искусства (15-1) хотат быть учятеяяим, не у всех есть погазктехьяаа установка па педагогическуа доатохыюсть. Еерадхо это связало с отряц&твхыесс отвовенвем к педагога-чеезоа науке, паосозвеянем ее часты» обчечаховечесхоа хухь-тура, неумением вздеть обг-зв я особеввое в раавитвя педагогика х извбрагятсльяого зелусства.

В то хе время студентам «НН иитереспо все то. что связано с инеиаия худовшгков: их творчество, события нх дачной в обгзест&ешоя жнзвв, педагогическая деятельность. Во, как по-хазхгаает wvn**it учабввх планов а прогрей», .связь меяду зна-чюом для студентов в содерзвняем педагогических днецхпхяа выраяева достаточно слабо, педагогические вдев художников практически не вхдвчены в процесс подготовки будущих учителей.

В ясторян искусство существует немало врхкх примеров, подтвврхдавчхх, что среди художников, бидя великолепнее вос-шетателя, которое кжехи обвярнуя. педагогячесху» прахтиху. шгогочхелегашх ученяков. Некоторые аэ мастеров оставил богатое ххтервтуряое я теоретическое явсавдяе. весьма, диевня-хх, запхев вечей, «гемограюга вкступдїяиаа, а также сами вро-рт^^дамяп хсвусства, » /которых мовмо обнарухять вдох.

свазщш&с с воспитанием чагоаеаа. Одзівяо, пїяз всей bssshocth педагогнческші идей худсзшихов а образованна учителей изобразительного вскусства спил эти идеи с позздяй oSssuS аздаго-гики <х;э но рассматривались. Исследователя содагсгачссиого творчества худошшхоа обычно сгршгв<ишаіісь либо историей катодов худсаюствеиного обучении (Я.П.Госг-ОЕЦиз), лззбо. обращались к педагогической доател-ьностя отдеяышх зудогыкхоа иди систем художественного воспвт&зшв (В.А.Адасвдша. Т.В.Алексеева, Э.Ы.Бшгэтни, В.Д.Дмитриева, И.К.Еугурахоэ. О.Л.Ласкоаская, В.Н.Ногева. А.В.Савинов, З.И.йоюгчева).

Учитывая тооратнческув неразработанность а прсктячасвуа значимость проблемы, свозонной с исследованием педагогического наследия мастеров изобразительного искусства и eosuos-востаки его использования в подготовка студентов 4121, мы сп-родздвли тему накаго исследования: "Педагогнчвсыаа вдов худохнвков (саг. нсточвнг. сов8ваашггвпяпнва курса асторва по-дагогика)".

Цель несдедовагша - определить ведущие подагогнчесхна идеи художников н разработать путы и» нснохьаоа&ння в водго-товке учителей изобразительного искусства.

Объект исследования - творчасхоа наследия худса-никое.

Предмет исследования - аед&гогнчвекие вдел худоз-шіхов как источник совервенствовання курса истории педагогики в общей система подготовки учителей изобразительного искусства.

Гипотеза исследования-- педагогические идеи художников, рассмотрешше в историческом аспекте в евстехатм-аиуовашше во определенным критериям, становятся .важным источником совернеяствоваиия курса истории педагогики, «сев

ОИИІ

находят свое отражение в обвей'системе педагогической подготовки;

Bxju>?awrca в курс истории педагогики по принципу дополнительности к основным идеям классической педагогикиt

излагается синхронно с идеями педагогов-классиков;

являюся актуальными для будущих учителей нэоерааитажьяого искусства.

Задача исследования:

  1. Отобрать а Систематизировать педагогические идеи худож-roison.

  2. Проанализировать ревеиие проблемы отновении между учителем в учеником в педагогическом творчестве художников.

  3. Разработать пути использования педагогического наследия художников в подготовке учителей изобразительного искусства.

  4. Создать в апробировать на факультете изобразительного искусства новый курс с включением педагогических идей худох-каков.

Источники исследования: теоретическое и литературное васдедае мастеров изобразительного искусства; искусствоведческие исследовании, пэеваденные педагогической дев-телыюста художников ила частично ее рассматривающие; произведения изобразительного искусства, позволяющие судить об отнесениях учителя н ученика; философские работы, обращенные к проблемам отноиенлй учитала в ученика в изобразительном искусство; работа психологов в педагогов, в которых рассмат-рзв&втеа проблемы отнезевха учятедн и ученика в системах организованного воспитанна; рабох^газубехных педагогов и психологов по вопросам отвоаения учителя я ученика.

Источником исследования также стал собственный учебный, хворчвежмй а педагогический опыт в качестве художника, учителе изобразительного искусства в исследователя кафедры по-дагогики РПГУ им.А. И.Герцена.

Основные этапы и организации исследования.. На первом этапе (1889-1S90) s.соответствии с поставленной цель была разработана программа исследование, предпохагаодаа последовательное реяение обозначенной проблемы. Анализировался категориальный аппарат, уточнялись понятия: "педагогическая идея", "художник", "творчество ху-доязшха", "опюяемш между учителем к учеником", проводился шюгаз теоретического и жмтерагурного наследия худохников с целы» вычленения педагогических кдоя. Также была проведена предварительная диагностика на факультете изобразительного вскусства ИВУ нм.А-И.Гврценв с цеяьв виявжвинв отновонва студентов к педагогике как учебному предмету.

tia втором атапо ессдедоааашз (1230-13ЙІ) про&одед&а eaa-4M3 связей пааагогнчаакяа идой худргнаяез с разяатавм теории п практики кдасскчаскоЗ аадагоггхн. Eta разработан » прочитан новый курс со истерла педагогика для студсатош «M2-J. иплкчавдий цодагсгігісскка мдая художников. В ароцае&с чтедкз курса прозедвыа диагностика, поззпаїгагщд фяжеароавть взмеаи-иия в педагогической позиция студентов. Eos.; разраСотогш варианты исподьзоа&гшв педагогических идай. худошшкев а условии: окольной практики студентов. Везуаьтахи ораетяч&сяшго испоаьзоя&ішя педагогнчбсхяа идей худшятягт & процесса подготовки учителей изобразительного вскусстоа Ша проанаямзя-розанн.

На третьем этапа несхедоваяиа (11391-1992} пропззедоа анализ подученных теоретических н практических данных, уточнены основные- теоретические подохэнаа, сформухарозаїш выводы, оформлена материалы иселвдоаакдя.

Я а у ч н а с и о о є з а а в теоретическая значимость ВССДСДОПЯНИЯ СОСТОИТ 8 том, что:

определены основные источники педагогических идея художников; разработан целостный подход а нх выявления и система-тиэашш; доказано сувэствоваыие общепедагогичесхах идей в творческом наследия художников;

рассмотрены ведуцвв аед&гогяческне вдея художников, сказанные с проблемой отновеаин между учителем я учеников, оха-рактернзованн Мастерская я Лкадемяя как своеобразные формы непосредственных отнояенин в изобразительном искусстве, а Трактат я Копирование как формы опосредованных отнояенин; впервые описано Ученичество как качественная характеристика педагогических отнояенин;

установлена взаимосвязь педагогического наследия художников с обеим развитием теория я практики воспитания, обоснованы возможности вххшченяя этого наследия в. процесс подготовки учителей изобразительного искусства;

- предложен новый подход к построении педагогических кур
сов, основанный на включении педагогического наследия специ
алистов тех областей науки я искусства, которые наиболее
близки студентам, вызывают полохительнув эмоциональную реак
цию и актуальны для них;

- создан новый курс ветеран педагогика для фии, осноишишй
на принципах синхронности нэяохення педагогической истории.

Практнчесавз значимость исследования состоя? в том, что в нем:

пред«одон подход к конструирование и реализации хурса нс-торпв педагогики на основе использования педагогических идей худогнввов;

представлены прялогтиш, которые могут служить источником совераенствованмя различных направлений педагогической под-тотоахв учителей изобразительного искусства.

В а защиту вивосятса следующие пояояеяяа:

1.. Педагогическое наследие худогншеов существует как часть творческого наследия вудовзшвов.; оно богато ндегхи, «ного-аспектно; источниками, которые позволяют опясать это наследие, являются результаты эстетического, научного и педагоги-ческого творчества мастеров изобразительного искусства.

2. Развитие педагогических идей художников соотносится с
развитием обвей истории педагогики, отражает динамику обде-
куяьтурных процессов воспитания, не изолировано от ннх.

3. Наиболее суцествеыным обиепедагогическим наследием худож
ников является комплекс идей, связанный с проблемой отноше
ний назду учителем я учеником. В изобразительном искусстве
выработаны специфические формы отношений: Трактат а Зониро
вание как формы опосредованных отноаэянй; Мастерская а Ака
демия как формы непосредственных отиовений, имеювие различия
в цехах (учебных и производственных), организации учебного
процесса, в особенностях позиции учителя н ученика. Качест
венной характеристикой этих отвояеняи является Ученичество.
4. Педагогические вдея художников сучественно обогадают курс
ветеран педагогики на ФИИ, если они включается в этот курс
по принципу сяяхровноств, допожннтеяьноств а личностной зна-
чямостя для студентов.

дост-овврвость в обоснован-

в о с т ь основных положений м выводов исследования об-уеловлаяв четкость* теоретических позиций, формирован*» ко-торах способствовал вналвэ педагогвчвевях одой жудожинкой па философском, яезувствоведчвекоа ж падагогвчесяом >-роазш2, »_.

текли р&ссмотраздш кх в историческом accasre; uncrcacssxT-иостьи исследования, которое осущэсх&хялась однсзреыаиво &а теоретическом и методическом уровнях; возяоялгостьа использования разработанных подходов в различных подагогичгс&их системах (вкода, вуз. институт усовераенствозашш учзтсяеЯ, анезкольшіе учрегдония), разшош категориям» педагогов {преподаватели вуза, учителя, методисти).

Апробация р«ззудь*пт.оо весладовання осуществлялась через участие в научных конференциях (г.Ленинград, 19S0 р.; г.Горио-Алтаисх, 1991 г.); иа заседаниях кафедры обцоА педагогика, проблемной лаборатории по нравственному воспитанию, аспирантских семинарах; через работу со студентами РГПУ нм Д.И.Герцена (курс "История педагогики"); через исследопатедъехут работу студентов- {заощеяо более 20 курсовых работ).

Структура диссертации. Диссертации состоит из введения, трех глав, зехлачшша, спасха лктера-туры в прихоханжн.

Похожие диссертации на Педагогические идеи художников (как источник совершенствования курса истории педагогики)