Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Фараджзаде Мохаммад Вали Голомали

Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей
<
Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фараджзаде Мохаммад Вали Голомали. Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03 / Фараджзаде Мохаммад Вали Голомали;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2014.- 140 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Гносеология экзистенциализма

1. Идейные истоки формирования гносеологии экзистенциализма 13

2. Становление философии экзистенциализма и её основные представители

ГЛАВА II. Влияние гносеологии экзистенциализма на философскую мысль ирана

1. Специфика гносеологии экзистенциализма 69

2. Экзистенциализм и мусульманская гносеология .77

3. Сопоставительный анализ учения экзистенциализма и иранских философских школ 100

Заключение 122

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Необходимость в всестороннем изучении вопросов познания всегда сохраняет свою актуальность, потому что эти вопросы относятся ко всем аспектам человеческой жизни и требуют новых ответов на каждом её этапе.

Экзистенциализм в начале ХХ века был громким криком протеста в хаотической ситуации для того, чтобы восстановить человеческое достоинство. Он в действительности привлек к себе внимание и имел огромное влияние на различные сферы человеческого знания и послужил источником ревизии в различных сферах знаний, в том числе философии, психологии и гуманитарных наук.

Философия образования, используя основы гносеологии и эпистемологии, может связать их со своей аспектной проблематикой, что, в свою очередь, может предложить ряд новых решений этих проблем. Кроме того, это может послужить для определения и проверки целей и способов, их взаимосвязи, а также оценки результатов.

Познание является одной из важнейших проблем, рассматриваемых философией, которые связаны с образованием, тогда как образование неотделимо от изучения, а изучение и есть процесс приобретения знаний путем индукции, дедукции, а также рациональным, интуитивным, эмпирическим и сенсуалистским способами, что и делает актуальным сопоставительный анализ положений гносеологии и эпистемологии экзистенциализма. При анализе философских основ школ экзистенциализма следует выделить общность и различие между ними и мусульманскими школами в способах, содержании и цели. Данное исследование будет способствовать уточнению аспектов познания для преподавателей, в особенности, в области философии образования.

Важность выбранной темы предполагает проведение целостного исследования с привлечением идей и воззрений различных мыслителей. Поскольку до сих пор не было проведено специального отдельного исследования, посвященного гносеологии экзистенциализма, то данное исследование должно в определенной степени заполнить этот пробел.

Степень изученности проблемы:

Несмотря на то, что гносеологии и эпистемологии различных школ мусульманской философии в Иране посвящено множество работ, к сожалению, философия экзистенциализма не является достаточно освещенной в иранской исследовательской литературе. Однако в последнее время наблюдаются положительные сдвиги в этом направлении, о чем свидетельствуют число диссертаций и монографий иранских исследователей, посвященных различным аспектам учения экзистенциализма. Среди них, к примеру, можно назвать диссертацию Ахлаки Банари «Сравнительный анализ проблем ответственности и его педагогическое значения с точки зрения экзистенциализма и ислама». Также проблемам экзистенциализма посвящена докторская диссертация Сабита Хайдари «Критический анализ масштабов и значения свободы в идеях Карла Ясперса и его педагогическое значение» и диссертация Такави Марям «Сопоставительный анализ места гуманитарных наук в учебных планах экзистенциализма и ислама»

Степень научной разработанности проблемы, рассматриваемой в диссертационном исследовании в СССР, определяется тем, что на протяжении десятилетий экзистенциализм, рассматривался как одно из трех основных идейно чуждых течений. Поэтому даже в самых глубоких и содержательных работах советских историков философии упор делался на противопоставлении марксизма и экзистенциализма, на непримиримую критику основных положений философии существования. Однако, именно в СССР была переведена (в сокращении) работа К. Ясперса «Куда движется ФРГ?», в которой философ выражал свое неприятие политики Западной Германии. Именно поэтому в России К. Ясперс стал известен, прежде всего, как политический мыслитель и создатель оригинальной концепции философии истории.

Лишь в 60-70 годы появились работы, в которых предвзятый идеологизированный подход сменился глубоким и доскональным анализом экзистенциалистского учения К. Ясперса. Среди авторов таких работ следует назвать Э. Ю. Соловьева, Ю. И. Никитина, Ю. К. Мельвиля, Р. М. Габитову, П. П. Гайденко, Н. В.Мотрошилову, Е. Б. Рашковского. В последние годы традиция академического, объективного изучения философии экзистенциализма продолжается в работах А.М. Руткевича, А. В. Перцева, и Е. С. Черепановой.

Возросший в последние годы в России интерес к экзистенциализму отражен в работах А. В. Водолагина, А. А. Ткаченко, А. В. Перцева, О. Б. Потеряевой, В. П. Щербакова, Е. М. Полуяхтовой, О. А. Власовой.

В то же время нельзя не признать, что в иранской и российской историко-философской литературе до сих пор не существует специального исследования, которое затрагивает проблемы экзистенциалистской концепции воспитания - и это при том, что на Западе существует многолетняя традиция отдельного изучения проблем эпистемологии экзистенциализма. Об этом обстоятельно высказывались выдающиеся философы XX века - К. Барт, О. Ф. Больнов, А. Гелен, К. Левит, Г. Марсель, Г. Маркузе, П. Рикер, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас и многие другие, среди которых, разумеется, нельзя не выделить особо X. Арендт.

Цели и задачи исследования:

- выявить различия и сходства в гносеологии мусульманских философских школ и экзистенциализма;

- определить сущность эпистемологии и выявить ее методы, границы, виды и источники;

- провести сопоставительный анализ проблем философии образования в экзистенциализме и мусульманских философских школах;

- найти точки соприкосновения и различия экзистенциализма и мусульманских философских школ в их целях и методах;

- исследовать и сопоставить педагогические идеи экзистенциализма и мусульманских философских школ с точки зрения их предмета и содержания.

Научная новизна исследования:

  1. В связи с отсутствием в Иране специальных исследований, посвященных сравнительному анализу учения экзистенциализма и воззрений современных иранских мыслителей, наше исследование является одной из первых работ. В работе, впервые проведено сопоставление общих и фундаментальных понятий учения экзистенциализма и взглядов исламских и иранских философов;

  2. Впервые в историко-философской литературе Ирана рассмотрены воззрения экзистенциалистов-материалистов и представителей религиозного экзистенциализма, а также взгляды современных иранских философов по поводу различных аспектов познания и выявлено, что идеи религиозных экзистенциалистов, таких как С. Кьеркегор, П. Рикер и др. по своему содержанию схожи с воззрениями, как представителей классического периода исламского мистицизма, так и современных иранских мыслителей, таких как М. Мутахарри, А. Табатабаи, М. Джа‘фари, А. Шариатмадари и др.

  3. Впервые сопоставлен феноменологический метод познания индивидуальных признаков бытия человека в экзистенциализме с соответствующими методами в иранской философской мысли;

  4. Выявлено, что эпистемология экзистенциализма оказало влияние на формирование специфической системы и программы образования в Европе, акцентировавшее свое внимание на гуманитарных науках и ставящее человека в центр этого процесса, что оказало огромное влияние на философию образования в Иране;

  5. Впервые дается сравнительный анализ идей Ж.П. Сартра, К. Ясперса, М. Буббера по поводу познания и обучения с аналогичными взглядами современных иранских мыслителей и представителей философии образования.

Положения выдвигаемые на защиту:

1. Проанализированы воззрения мусульманских философских школ и экзистенциализма и показано, что представители экзистенциализма сосредотачивают свое внимание в основном на одном измерении человека – физическом, в то время как в мусульманских школах обращается внимание на все его измерения: физическое, эмоциональное, социальное, экономическое, культурное и др.;

2. Определены общие и особенные черты экзистенциализма и мусульманских философских школ с точки зрения методологии, содержания и цели;

3. Выявлено, что если другие школы рассматривают только реально существующие ситуации и аспекты проблемы, то экзистенциалисты в определенной степени обращают внимание на все возможные ситуации и аспекты человеческого бытия.

4. Доказано, что экзистенциализм – это философский подход, который имеет свой специфический взгляд на проблемы человека, его свободы, способности, а также угрожающие ему опасности.

  1. Выявлено, что экзистенциализм скептически относится к вере в науку и склонен к иррациональным способам мышления;

Теоретико-методологическую основу диссертации послужили концептуальные идеи и положения классиков философской мысли, известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии и этики, а также методы системного, структурно-функционального и сравнительно-сопоставительного анализа.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни №12. от 29.03.2013 и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на республиканских конференциях, на научно-практических и ежегодных конференциях в АН РТ и вузах республики, в статьях и сообщениях на страницах республиканской печати, в научных сборниках, в «Известиях Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право».

Структура диссертационного исследования:

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения и списка литературы.

Идейные истоки формирования гносеологии экзистенциализма

Вопросы познания интересовали человека с древнейшей эпохи. Мыслители задумывались над источниками и способами познания. Некоторые считали, что единственным средством познания являются чувства, другие добавляли к чувствам разум, некоторые также причисляли к источникам познания интуицию и откровение. Анализ воззрений мусульманских авторов показывает, что наряду с вышеперечисленным они также считали источниками познания: мудрость, опыт, природу, историю, сунну пророка и обычаи предшественников.

Одним из лучших методов познания, сосредоточенных на гносеологической проблематике является феноменологический метод, который был предложен немецким философом Эдмундом Гуссерелем. Основой познания для Гуссерля является очевидность (непосредственное созерцание); критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов». Иными словами, гносеологическое исследование должно быть беспредпосылочным, то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие; другие чувственные созерцания — его модификации. Гуссерель объясняет свою феноменологию как «возвращение к самим вещам».

Очевидным, по Гуссерелю, является всякое непосредственное созерцание, то есть не только, например, восприятие вещей в чувственном опыте, но и созерцание сущностей («непосредственное „видение“ — не просто чувственное, постигающее опытным путем смотрение, но видение вообще как сознание, дающее из первоисточника (каким бы такое созерцание ни было)»).

Экзистенциальная эпистемология, сформировавшаяся под воздействием феноменологии, базируется на предположении о том, что человек несет ответственность за свое познание. Познание проистекает из совокупности знаний человека, а также его чувственного восприятия как результата опыта.

Познание человека состоит из рациональных и иррациональных элементов. Структуру познания, его смысл и ценности конкретный человек определяет сам. Экзистенциальная эпистемология базируется на том подходе, что человеческий опыт и познание бывают субъективными, личными, рациональными и иррациональными. В то время как прагматизм, подчеркивает применение научных методов для решения различных практических проблем, экзистенциалисты предпочитают параллельность исследования познавательных и эстетических вопросов, моральной и эмоциональной составляющей человека. Экзистенциализм не только пренебрегает систематизированными философскими системами, но также критикует и прагматизм за его ориентированность только на практическую пользу. Отличительной особенностью технологического общества, появившегося вследствие применения знаний в производственных процессах, является то, что наука стала инструментом для решения определенных задач, а научные методы направленны на минимизацию стоимости жизни. Личным предпочтениям и желания не позволено вмешиваться в научную объективность. Потребность в научной объективности привело к уменьшению значения человеческого опыта. Общественные науки, социология, социальная психология и бихевиоризм старались следовать методологии естественнонаучных предметов в своем исследованиях. Последствием обращения к точным и техническим наукам и снижения внимания к гуманитарным наукам стало то, что их методология стала применяться по отношению к человеку и к нему стали относиться как к единице, которую можно взвесить, измерить и провести количественно-качественный анализ. В поведенческих аспектах использования естественнонаучных методов привело к снижению роли человеческого опыта в ответ на вопросы, которые можно нельзя ответить, только используя методы количественно-качественного анализа.

Говоря о необходимости эпистемологии, следует отметить, что наши человеческие умы заполнены различными убеждениями. Эти убеждения иногда являются просто верованиями, а иногда твердыми убеждениями. На наш взгляд, эти убеждения могут быть истинными или ложными. Таким образом, философское исследование познания, отчасти это связано с ценностью эпистемологии.

Исследование различных способов познания является важным с различных аспектов. Это поможет нам углубить свои познания и представления о бытие, разделить истинное знание от ложного, а также поможет понять природу таких явлений как, здоровье и счастье. Каждый индивид, в связи с препятствиями, с которыми он сталкивается при доступе к информации, обязан распознавать достоверную информацию от недостоверной, поскольку интеллектуальная и практическая жизнь усложняется с каждым днем.

Поскольку целью каждого человека является открытие и достижение истины и поиска истины, для ее достижение ему необходимые высокоточные инструменты и эффективные методы. В то время как достижение реальных знаний зачастую ставится под сомнение, то усилия к их достижению совсем не прилагаются или же приводят к новым сомнениям. Поэтому необходимо более детальное рассмотрение эпистемологических проблем и инструментов для выявления и измерения восприятия истины и заблуждения. С другой стороны, на протяжении истории имели место быть многочисленные сомнения по поводу восприятия человека, а также создавались различные препятствия. Также оставшиеся без ответа вопросы и сомнения в области религии, этики и политики зачастую принимают деструктивный характер, поэтому немаловажным является решения этих вопросов, или, по меньшей мере, достижения твердого и прочного фундамента. В связи существованием различных эпистемологических школ, представлением совершенно противоречивых теорий в этой области, нелогичных и неправильных решений эпистемологических проблем ясно чувствуется острая необходимость в представлении новой прочной гносеологической системы, которая впитала бы в себя сильные стороны других школ и была бы лишена недостатков этих школ и имело бы потенциал для созидательных инициатив. На наш взгляд, используя источники мусульманской философии и непрерывными усилиями можно достигнуть желаемой цели и развеять некоторые гносеологические сомнения.

Гносеология или эпистемология это область знания, которая исследует способы создания и формирования человеческого знания о сущности и проявлении вещей или границы человеческих возможностей в познании. Основу гносеологии составляет «познание». Эта наука исследует общие понятия и положения познания, другими словами: гносеология это взгляд на познание, которое может одевать различные одежды, например, мистическая гносеология надевает мистическую одежду и принимает мистический характер, при этом все же сохраняя познание как цель и объект своих размышлений. После победы революции О. Конта против метафизики и свержения философии с престола королевы наук (в классическом понятии), термин «эпистемология» был избран новым названием для философии. В связи с «научным» характером мышления нового времени и новой классификацией интеллектуального труда появилось множество дисциплин «… логий», задачей которых является «научное разъяснение» определенных феноменов. Таким образом, и наряду с психологией, экологией и другими «логиями» сформировалась и эпистемология, которая направлена на научный анализ феноменов познания и понимания.

Достойно внимания размышления Ф. Ницше по этому поводу, который сказал: «Сущностью и смыслом этой науки является только «научное объяснение» феномена познания путем накопления и изучения «фактов» посредством «единого научного метода», образцом которого считаются естественные науки, в частности физика».

Б. Рассел справедливо заметил по этому поводу: «Нужно признать, что философы до Платона отрывочно говорили о познании, его ценности и видах восприятия, однако первым философом, который самостоятельно обратился к основным вопросам гносеологии и рассуждал о них был Платон. Он первым обратился к основным вопросам гносеологии: Что есть познание? Сколько из того, что мы обычно знаем, есть познание? Дают ли чувства знания? Является ли разум источником познания? Какова взаимосвязь между знанием и истинной верой?»

Настаивая на том, что в человека заложены врожденные способности к познанию, Платон утверждает, что «изучение есть вспоминание, а познание есть припоминание», поскольку человеческая душа после ее соединения с телом утеряло истинное познание, хотя в ней остались воспоминания о нем, а с другой стороны видимые вещи всего лишь отражения идеального мира, и именно поэтому в человека появляется желание к познанию истины. Таким образом, основы познания следует искать внутри, а не в чувствах. Чувства могут только послужить основой для проявления интереса, однако само внимание исходит от души, то есть из мира идей, которые извечны и неделимы, а чувственное восприятие рассеянно, преходяще, частично и очень темно.

Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление).

Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминанию.

Становление философии экзистенциализма и её основные представители

В интуитивизме можно выделить два основных течения. Для первого, развитого французским философом Анри Бергсоном, характерно противопоставление интуиции и интеллекта, который он трактует как орудие оперирования с «мёртвыми вещами» — материальными, пространственными объектами. К этому течению близка философия жизни, развивавшаяся в то же время в Германии.

Появление второго течения связано преимущественно с русской философией и особенно с Николаем Онуфриевичем Лосским. Лосский не противопоставляет интеллект и интуицию, а наоборот пытается объединить их, как средства познания. Однако, существуют и направления, которые не ограничиваются определенным инструментом, а признают одновременно несколько инструментов познания. К ним можно отнести большинство представителей мусульманских философских школ, которые признают чувственное восприятие, разум и интуицию как необходимы инструменты познания. Источниками познания в различных подходах к гносеологии являются:

1. Внешние чувства: То есть, столкновение с реальным миром посредством органов чувств. Древние мыслители выделяли пять органов чувств, а именно: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние и верили, что посредством их мы познаем реальный мир. Сегодня психологи считают, что число наших чувств гораздо больше. Они выделяют двадцать два чувства, и пять органов.

2. Память: Память в соответствии с условиями эпистемологов является источником познания. Однако следует разделять реальную индивидуальную память человека и коллективную память. В гносеологии речь идет о коллективной памяти как об одном из источников познания. 3. Внутренние инстинкты и желания: то, что человек чувствует или переживает в себе, такие, как голод, жажда, радость, грусть, надежда, мечты. 4. Декартова интуиция: Когда определенные положения приходят на ум, и нельзя их подтвердить, то эти положения появляются посредством декартовой интуиции, например положение о том, что каждая вещь обладающая цветом обладает и формой. 5. Свидетельство: Возможно, вы не были в Душанбе лично, однако вы можете узнать о его существовании посредством свидетельства людей побывавших там. 6. Разум: Имеется в виду частный разум, который древние мыслители отделяли от общего (абсолютного) разума. Его задачей является посредством логических правил получать новые достоверные знания из информации, полученной из других источников. По классификации иранского философа Али Шариатмадори источники познания можно разделить на две группы. К первой группе он относит чувственное восприятие, разум и интуицию и называет их первоисточниками. Наряду с первоисточниками он выделяет и вторую группу источников, к которым относит обычаи, традиции, авторитетное и общественное мнения. Отвечая на вопрос «как появляется знание и каковы его источники?», в философии сформировалось четыре основных направления: 1) Эмпиризм или эмпирицизм, сторонники которого признают, что чувственный опыт является источником знания, и считают, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. 2) Сенсуализм, представители которого убеждены в том, что знание можно получить только посредством чувственного восприятия. 3) Рационализм, приверженцы которого считают разум единственным достоверным источником познания. 4) Трансцендентализм, представители которого убеждены в том, что источники знания стоят над разумом и чувствами. Рассматривая теорию познания на Востоке, следует отметить, что хотя мусульманские мыслители не создали отдельного гносеологического учения, однако, в своих теориях, они ответили на многие вопросы, связанные с познанием, среди которых следует особо отметить наиболее выдающихся из них:

Ал-Кинди (801—873), первый арабский философ, который занимался философией и науками и составил сочинения в этой области на арабском языке. Ал-Кинди считал, что существует два вида знания: божественное, которым Бог наделяет своих пророков; и человеческое, которое может постигнуть любой человек и философия является его высшей формой. Он считал первый вид знания высшее второго и считал его недоступным для человека. Первый философ мусульман не сомневался в способностях разума постигнуть истину и считал «очевидное» основой «теоретического». Аль-Фараби (872-950), мудрец, который являлся верным сторонником единства философии. Его философское учение представляет собой синтез идей аристотелизма и неоплатонизма, которые внешне приобрели мусульманскую окраску. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Он был уверен, что мудрость, высказанная этими двумя мудрецами, основана на божественном откровении. Таким образом, Аль-Фараби соединяя идеи Аристотеля и Платона, он считал чувства и разума двумя способами понимания вещей, однако разум он ставил выше по иерархии, хотя и после чувств по порядку. Ибн Сина (980-1037), в своих сочинениях и комментариях пытается совместить разум и веру, продолжая тенденцию, начатую аль-Кинди, аль-Фараби и представителями братьев чистоты. Учение Ибн Сины нашли свое развитие в идеях Сухраварди и Мир Дамада. Аль-Газзали (1058-1111), рассматривал роль сомнения и его ступени процессе познания. Эту тенденцию он распространяет даже на основные аксиомы и утверждает, что должен быть инструмент высшее разума для обнаружения ошибок в аксиомах. Фахриддин ар-Рази (1149 -1209), в своих идеях противостоит предшественникам и современным философам, в том числе по поводу знания, считая, что они являются дополнительным представлением, а не то, что непосредственно отражается в разуме. Таким образом, ар-Рази считал, что чувства и разум являются инструментами познания. Ар-Рази выступал против позиции, которой придерживался аль-Газали по отношению к философии восточных перипатетиков. Попытки сблизить калам и философию вызывала активное противодействие со стороны других исламских богословов, из-за чего за ним даже закрепилась репутация вольнодумца. Шихабуддин Сухраварди (1155—1191), основатель философии ишракизма (озарения), в силу чего он стал известен также как Шейх ал-Ишрак. Сухраварди считал, что он возрождает традицию древней персидской мудрости. Используя зораострийскую мудрость и учение платоников создает оригинальную теорию познания. Из сочинений Сухраварди можно понять, что он в познании признавал как открытие таки озарение. Если для первого нужна сила разума, то для второго требуется очищение души. Ходжа Насируддин Туси (1201-1274), в своих идеях был очень близок к Ибн Сине и эта близость также наблюдается во вопросах познания. Мулла Садра (1571—1636), — мусульманский философ и мистик (ориф), синтезировавший идеи неоплатоников, перипатетиков, суфиев и мусульманских теологов. Философ был уверен в преобразованиях и изменениях в субстанции. Мулла Садра поистине был представителем теоретической философии и, по утверждению А. Корбена, его философия, в определенной мере приводит к феноменологии Святого Духа. Мулла Садра сделал великий шаг в вопросах гносеологии и решил многие проблемы предшествующих ему философов. Отсылая все знание к проблеме самопознания и обращая особое внимание к наукам, он создал благоприятные условия для более великих дел.

Экзистенциализм и мусульманская гносеология

Философию экзистенциализма можно охарактеризовать как течение, направленное против некоторых форм классической философии и философии Нового времени, в особенности против философских идей таких философов как Платон и Гегель, которые обращали внимание на субъективное понятие человека до реального существования индивида. Экзистенциальная мысль это протест против нечеловеческой природы века машин, индустрии и технологий, а также протест против сциентизма и массовых движений своей эпохи. По убеждениям сторонников этого направления, индустриальное общество предпочитает индивиду машины и, как следствие, человек вынужден принять форму инструмента, машины или детали машины, пренебрегаю собственной индивидуальностью.

Обнаружив плохое состояние и недостойное положение человека, экзистенциализм пытается понять существование человека, его конфликты и источники этих конфликтов, а также найти способы их решений. Эта школа акцентирует внимание на внутреннем состояние человека и его духовном поиске, а также уделяет особое внимании его самопознанию.

Веря в первостепенность бытия или существования, экзистенциализм подчеркивает уникальность и первичность человеческого бытия или существования. Экзистенциализм считает его непосредственным опытом самопознания, то есть человек, прежде всего, осознает свое бытие или существование. Основную цель и мотивацию каждого индивида можно определить как «существовать» и быть познанным. Единственным авторитетом в познании себя, экзистенциалисты считают собственные чувства и непосредственное познание каждого индивида.

Другой особенностью экзистенциального типа мышления является его акцентированное внимание на субъективном опыте индивида. Обращая особое внимание на внутренний мир и опыт индивида, экзистенциалисты убеждены, что не существует познания вне индивида. Внутренняя жизнь человека с его тревогами, переживаниями и решениями является объектом пристального внимания этой школы.

Одной из ключевой проблем в экзистенциализме, а также его отличительной чертой можно назвать ее акцент на познании свободы и ответственности человека. Именно акцентирование внимания на личном существовании и субъективности привело к утверждению экзистенциалистами проблемы свободы и ответственности человека. Сторонники этого направления уверены, что не существует никакого «добра» или «зла» как такого вне свободного выбора индивида. Выбор, принятые решения и внутренние поиски человека не связаны с безличным миром природы. Особого внимания, на наш взгляд требует рассмотрения понятия «существования» (экзистенции), которое является одним из ключевых в экзистенциальной философии. Для более полного понимания философии существования или экзистенциализма нам нужно выяснить, что значит само понятие существования (экзистенции) в их понимании. Понятия существование в лексическом значении является противоположностью несуществования небытия. Существование (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo — выступаю, появляюсь, выхожу, появляюсь, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую), однако в экзистенциализме в это понятие вкладывается несколько иной, специфический смысл, который больше связан с индивидуальным существованием человека (Я). Под существованием человека экзистенциалисты понимают не телесное существование человека, а существование в его познании, свободе и воле.

Существование в экзистенциализме это аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта — сущности. В отличие от термина «бытие», термин «существование», как правило, выражает только аспект сущего, тогда как термин «бытие» употребляют также в значении «всё существующее», «мир как целое». Особое место занимает вопрос существования (экзистенция) человека. Экзистенция — центральная категория экзистенциальной философии (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель, Камю и др.), обозначающая, прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование. Так, согласно Хайдеггеру такое существование — экзистенция — относится к особому сущему — Dasein — и должно рассматриваться в особой экзистенциальной аналитике, в отличие от категориальной аналитики, применимой для других сущих. Экзистенциализм, в особенности у Ж.П. Сартра, построен на концепции реальности существования. Он был уверен, что во всех вещах их природа, суть и субстанция предшествуют их существованию, кроме человека, у которого в отличие от других вещей существование предшествует его сути (первичность существования по отношению к природе). Экзистенциалисты утверждаю, что Бог (у Г. Марселя) или природа (у Ж.П. Сартра) прежде чем создать бытие, заранее подразумевал бытие земли, неба и других элементов и только потом создал бытие в соответствии с его сутью. То есть суть всех вещей, и тех, которые осознано или неосознанно производит человек и тех, которые создал Бог (природа) определена еще до их существования. Однако, с человеком дело обстоит иначе, то есть Бог (природа) не создал заранее его сущность и природу, а наоборот, человек изначально существует в виде отдельного существа и тела, лишенный каких бы то ни было качеств, особенностей и определений. Его нельзя определить изначально, кроме как сказать, что он существует, подобно скульптуре в облике человека или животного, которое не обладает человеческими качествами.

Говоря, что человек обладает сущностью состоящей из любви, ненависти, преданности делу, великодушия, интеллекта, логики, знаний, чувств, и божественного создания, мы упоминаем лишь незначительную часть его атрибутов. Его существование было изначально, а его атрибуты не были изначально определены Богом или природой. Его существование позже приобретает эти атрибуты. Таким образом, человек сам является создателем своих атрибутов и качеств, и даже он сам не знает наперед, какие качества он приобретет. Человек своим существованием сам выбирает и строит свое будущее. Экзистенциалисты превзошли все мировые философские школы, дав величайшее определение человека и его миссии: «Твое существование создал Бог или природа, однако твое величие, красоту, добро и гуманизм ты творишь сам!». Одним из достоинств экзистенциализма по отношению к абсолютному или диалектическому материализму является то, что он объявил человека свободным, а не поставил его в зависимость от исторических или природных условий и собственных инстинктов.

Сопоставительный анализ учения экзистенциализма и иранских философских школ

Джон Холт, один из экзистенциальных психологов уверен, что: «Сегодня школы делают из наших счастливых и здоровых детей, полуживых, боязливых, бездушных и бесчувственных созданий». Гуманистическая теории экзистенциализма обращает особое внимание на творчество и любознательность детей. Процесс обучения в экзистенциализме зачастую свободен и индивидуален. Учитель должен быть на одном уровне со своими учениками и сделать содержание своих уроков интересным для них. Задача учителя состоит в предоставлении возможностей обучения, в которых учащиеся могут выражать свою субъективность.

С точки зрения экзистенциалистов, учителя должны обеспечить атмосферу заботы и доверия в классе, чтобы ученики не испытывали чувства страха и опасности, и могли беспрепятственно поделиться своими чувствами с учителем и другими учениками. В гуманистически направленном экзистенциальном образовании учителю отводится важная и основная роль. Активное прислушивание является тем методом, который может быть использован учителем для его общения с учениками. Учителя должны делиться с учениками своими мыслями, мнениями и идеями, чтобы создать в классе атмосферу открытости. Говоря о природе человеческой жизни учителя должны показать, что она имеет взлеты и падения, радости и горе. Не бывает счастья без боли и радости без горя. Учитель-экзистенциалист должен объяснить своим ученикам, что осведомленности о смерти увеличивает осведомленность о жизни. Если студенты будут глубже задумываться о смерти, то будут лучше информированы о смысле жизни, и не будут просто плыть по течению, и смогут отличать основное от бесполезного в своей жизни.

Учитель-экзистенциалист учит учеников быть ответственными за последствия своих действий. Учитель-экзистенциалист прививает ученику убежденность в том, что никто не должен руководить его жизнью кроме его самого. Ученик должен знать, что бессмысленно обвинять в своих ошибках и неудачах окружающую среду, семья, характер или влияния других. Ученик должен понять, что выбор в сложной ситуации зависит только от него, и несмотря на все то, что было в прошлом, только он решает каким будет его будущее.

Экзистенциалистская учебная программа:

С точки зрения этой философии, ни один предмет (как таковой) не является самым важным. Важен тот предмет, который содействует самореализации, посредством самопознания и познания мира. Некоторые считают, что это естественные предметы, однако большинство экзистенциалистов считают, что это история, литература, философия и искусство. Студент должен изучать те курсы, которые ему интересны и в которых он может полностью погрузится.

С точки зрения экзистенциализма, учебная программа должна содержать обучение тем навыкам, которые помогут ученику объяснить природную и социальную реальность. Существование таких областей знания как история, литература, язык, математика, естественные науки и др. в экзистенциализме воспринимается как само собой разумеющееся. Ответственной стадией обучения является не определение содержания учебной программы, а тех смыслов и идей, которые воздействуют на ученика. Методика преподавания с точки зрения ислама:

Так как в исламской философии образования важен каждый аспект человеческой личности как в плане личного, так эмоционально, социального, культурного, экономического и политического измерения, то обучение эта школа использует различные методы, которые включают в себя все этапы человеческой жизни. Такой подход к преподаванию и обучению выражен в Коране и Сунне как наблюдение, опыт и размышление. Основной задачей этого метода является нахождение пути от человека к его цели и способа приобретения знания.

Метод поклонения: Поклонение в исламе является не только целью, но и методом обучения и воспитания. Молитва, будучи одной из ступеней поклонения, является также одним из методов в исламском образовании. Али Шариатмадори пишет по этому поводу: «Смысл и содержание молитв, на достоинство чтения которых указали наши предки, побуждает человека к размышлению о величии Бога, самопознании и познании своей божественной природы, связи со своим началом, а также своем собственном развитии». Рациональный подход: Исламские ученые, учитывая различия между детьми и взрослыми, считают, что методы обучения должны соответствовать возрасту ребенка и уровню его развития. Они также подчеркивают, что в процессе образования нужно постепенно переходит от простого к сложному, то есть от знакомого и незнакомому и от конкретного к абстрактному, потому что первые отношения ребенка с миром происходят через чувства и первое, что ребенок познает в этом мире он познает посредством своего чувственного восприятия. Таким образом, учителя должны научить своих учеников пользоваться примерами их собственного материального опыта, чтобы понимать универсальные и абстрактные понятия. Метод подражания примеру: Основу этого метода составляет показать ученику достойный пример для подражания, который бы помог ему развиваться и служил для него ориентиром. В этом методе педагог пытается выставить на всеобщее обозрение учеников практические примеры хорошего поведения и тем самым формировать социальную позицию ученика. Учитель должен найти и показать ученику примеры достойного и должного поведения в определенной ситуации. Несомненно, что изначально сам учитель должен быть достойным примером для подражания учеников. Этот метод часто используется в Коране, где часто приводятся примеры людей достойных для подражания. Дети всегда будут пытаться повторять действия определенного человека в соответствии со своими потребностями, и именно эта их особенность и может помочь педагогу сформировать их поведение. Первыми примерами для подражания ребенка являются его родители и учителя. Дети, прежде чем слушать речь учителя обращают внимание на его поведение.

Метод награждения и наказания: Одним из наиболее распространенных методов в исламе является использования награды и наказания в прочесе обучения, так как любой человек стремится к награде и избегает наказания. Эта тенденция побуждает людей делать добро и воздерживаться от зла. Человеческий опыт на всей протяжении человеческой истории подтверждает эффективность метода награждения и наказания. В мусульманском образовании целью награждения и наказания является обучение учеников правильному и достойному поведению, а также дать им насладиться плодами своих добрых поступков. Также этот метод помогает осознать последствия неправильного поведения и возможное наказание за него.

Похожие диссертации на Сравнительный анализ гносеологии экзистенциализма и современных иранских мыслителей