Введение к работе
Актуальность темы исследования. Необходимость в всестороннем изучении вопросов познания всегда сохраняет свою актуальность, потому что эти вопросы относятся ко всем аспектам человеческой жизни и требуют новых ответов на каждом её этапе.
Экзистенциализм в начале ХХ века был громким криком протеста в хаотической ситуации для того, чтобы восстановить человеческое достоинство. Он в действительности привлек к себе внимание и имел огромное влияние на различные сферы человеческого знания и послужил источником ревизии в различных сферах знаний, в том числе философии, психологии и гуманитарных наук.
Философия образования, используя основы гносеологии и эпистемологии, может связать их со своей аспектной проблематикой, что, в свою очередь, может предложить ряд новых решений этих проблем. Кроме того, это может послужить для определения и проверки целей и способов, их взаимосвязи, а также оценки результатов.
Познание является одной из важнейших проблем, рассматриваемых философией, которые связаны с образованием, тогда как образование неотделимо от изучения, а изучение и есть процесс приобретения знаний путем индукции, дедукции, а также рациональным, интуитивным, эмпирическим и сенсуалистским способами, что и делает актуальным сопоставительный анализ положений гносеологии и эпистемологии экзистенциализма. При анализе философских основ школ экзистенциализма следует выделить общность и различие между ними и мусульманскими школами в способах, содержании и цели. Данное исследование будет способствовать уточнению аспектов познания для преподавателей, в особенности, в области философии образования.
Важность выбранной темы предполагает проведение целостного исследования с привлечением идей и воззрений различных мыслителей. Поскольку до сих пор не было проведено специального отдельного исследования, посвященного гносеологии экзистенциализма, то данное исследование должно в определенной степени заполнить этот пробел.
Степень изученности проблемы:
Несмотря на то, что гносеологии и эпистемологии различных школ мусульманской философии в Иране посвящено множество работ, к сожалению, философия экзистенциализма не является достаточно освещенной в иранской исследовательской литературе. Однако в последнее время наблюдаются положительные сдвиги в этом направлении, о чем свидетельствуют число диссертаций и монографий иранских исследователей, посвященных различным аспектам учения экзистенциализма. Среди них, к примеру, можно назвать диссертацию Ахлаки Банари «Сравнительный анализ проблем ответственности и его педагогическое значения с точки зрения экзистенциализма и ислама». Также проблемам экзистенциализма посвящена докторская диссертация Сабита Хайдари «Критический анализ масштабов и значения свободы в идеях Карла Ясперса и его педагогическое значение» и диссертация Такави Марям «Сопоставительный анализ места гуманитарных наук в учебных планах экзистенциализма и ислама»
Степень научной разработанности проблемы, рассматриваемой в диссертационном исследовании в СССР, определяется тем, что на протяжении десятилетий экзистенциализм, рассматривался как одно из трех основных идейно чуждых течений. Поэтому даже в самых глубоких и содержательных работах советских историков философии упор делался на противопоставлении марксизма и экзистенциализма, на непримиримую критику основных положений философии существования. Однако, именно в СССР была переведена (в сокращении) работа К. Ясперса «Куда движется ФРГ?», в которой философ выражал свое неприятие политики Западной Германии. Именно поэтому в России К. Ясперс стал известен, прежде всего, как политический мыслитель и создатель оригинальной концепции философии истории.
Лишь в 60-70 годы появились работы, в которых предвзятый идеологизированный подход сменился глубоким и доскональным анализом экзистенциалистского учения К. Ясперса. Среди авторов таких работ следует назвать Э. Ю. Соловьева, Ю. И. Никитина, Ю. К. Мельвиля, Р. М. Габитову, П. П. Гайденко, Н. В.Мотрошилову, Е. Б. Рашковского. В последние годы традиция академического, объективного изучения философии экзистенциализма продолжается в работах А.М. Руткевича, А. В. Перцева, и Е. С. Черепановой.
Возросший в последние годы в России интерес к экзистенциализму отражен в работах А. В. Водолагина, А. А. Ткаченко, А. В. Перцева, О. Б. Потеряевой, В. П. Щербакова, Е. М. Полуяхтовой, О. А. Власовой.
В то же время нельзя не признать, что в иранской и российской историко-философской литературе до сих пор не существует специального исследования, которое затрагивает проблемы экзистенциалистской концепции воспитания - и это при том, что на Западе существует многолетняя традиция отдельного изучения проблем эпистемологии экзистенциализма. Об этом обстоятельно высказывались выдающиеся философы XX века - К. Барт, О. Ф. Больнов, А. Гелен, К. Левит, Г. Марсель, Г. Маркузе, П. Рикер, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас и многие другие, среди которых, разумеется, нельзя не выделить особо X. Арендт.
Цели и задачи исследования:
- выявить различия и сходства в гносеологии мусульманских философских школ и экзистенциализма;
- определить сущность эпистемологии и выявить ее методы, границы, виды и источники;
- провести сопоставительный анализ проблем философии образования в экзистенциализме и мусульманских философских школах;
- найти точки соприкосновения и различия экзистенциализма и мусульманских философских школ в их целях и методах;
- исследовать и сопоставить педагогические идеи экзистенциализма и мусульманских философских школ с точки зрения их предмета и содержания.
Научная новизна исследования:
-
В связи с отсутствием в Иране специальных исследований, посвященных сравнительному анализу учения экзистенциализма и воззрений современных иранских мыслителей, наше исследование является одной из первых работ. В работе, впервые проведено сопоставление общих и фундаментальных понятий учения экзистенциализма и взглядов исламских и иранских философов;
-
Впервые в историко-философской литературе Ирана рассмотрены воззрения экзистенциалистов-материалистов и представителей религиозного экзистенциализма, а также взгляды современных иранских философов по поводу различных аспектов познания и выявлено, что идеи религиозных экзистенциалистов, таких как С. Кьеркегор, П. Рикер и др. по своему содержанию схожи с воззрениями, как представителей классического периода исламского мистицизма, так и современных иранских мыслителей, таких как М. Мутахарри, А. Табатабаи, М. Джа‘фари, А. Шариатмадари и др.
-
Впервые сопоставлен феноменологический метод познания индивидуальных признаков бытия человека в экзистенциализме с соответствующими методами в иранской философской мысли;
-
Выявлено, что эпистемология экзистенциализма оказало влияние на формирование специфической системы и программы образования в Европе, акцентировавшее свое внимание на гуманитарных науках и ставящее человека в центр этого процесса, что оказало огромное влияние на философию образования в Иране;
-
Впервые дается сравнительный анализ идей Ж.П. Сартра, К. Ясперса, М. Буббера по поводу познания и обучения с аналогичными взглядами современных иранских мыслителей и представителей философии образования.
Положения выдвигаемые на защиту:
1. Проанализированы воззрения мусульманских философских школ и экзистенциализма и показано, что представители экзистенциализма сосредотачивают свое внимание в основном на одном измерении человека – физическом, в то время как в мусульманских школах обращается внимание на все его измерения: физическое, эмоциональное, социальное, экономическое, культурное и др.;
2. Определены общие и особенные черты экзистенциализма и мусульманских философских школ с точки зрения методологии, содержания и цели;
3. Выявлено, что если другие школы рассматривают только реально существующие ситуации и аспекты проблемы, то экзистенциалисты в определенной степени обращают внимание на все возможные ситуации и аспекты человеческого бытия.
4. Доказано, что экзистенциализм – это философский подход, который имеет свой специфический взгляд на проблемы человека, его свободы, способности, а также угрожающие ему опасности.
-
Выявлено, что экзистенциализм скептически относится к вере в науку и склонен к иррациональным способам мышления;
Теоретико-методологическую основу диссертации послужили концептуальные идеи и положения классиков философской мысли, известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии и этики, а также методы системного, структурно-функционального и сравнительно-сопоставительного анализа.
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни №12. от 29.03.2013 и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на республиканских конференциях, на научно-практических и ежегодных конференциях в АН РТ и вузах республики, в статьях и сообщениях на страницах республиканской печати, в научных сборниках, в «Известиях Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право».
Структура диссертационного исследования:
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения и списка литературы.