Введение к работе
Диссертация посвящена теоретическому наследию отечественного философа права Павла Ивановича Новгородцева (1856-1924).
Актуальность теш. Историко-философское рассмотрение творчества мыслителя представляется актуальным в связи с тем, что существует настоятельная потребность в изучении правового аспекта национального сознания. Сегодня особенно важно понять, в какой степени российскому сознанию и самосознании присущи гуманистические ценности, каковы действительные возможности и желания населеній жить в условиях стабильного правопорядка и защиты прав личности. На стыке философии и права обнаруживается тот духовно-практический срез, который позволяет выявить степень обусловленности политико-правовых институтов общим миросозерцанием нации.
Рассматривая творчество Новгородцева как культурно-историческую ценность, выявляя теоретический вклад !3ісязеля в развитие обществознания. необходимо уяснить его место в -отечественной истории философии. Являясь одним из идеологов ве'ховства, активно влияя на формирование духовной среда кадегизма, сыгравшего видную роль в российской истории начала века, Новгородцев - философ не получил еще глубокой научной оценки. Очевидно, что изучение философии Новгородцева сделает картину русского историко-философского процесса полнее.
Вместе с тем, недостаточно исследован весь культурно-правовой облик России конца XIX - начала XX века. На рубеже веков явственно обозначились тенденции становления правовых начал в политической жизни, сложилось влиятельное юридическое направление в русской общественной мисли. Образовалась заметная социалъ-
нал среда из юристов-теоретиков и практиков, дававшая сильные импульсы общественному сознанию, создавая тем самым правовую атмосферу российской действительности. Среди наиболее значительных правоведов и философов права следует назвать таких, как Б.Н.Чичерин, М.М.Ковалевский, П.Г.Редкий, Н.М.Коркунов, Г.Ф.Шер-сененич, Л.И.Петралицкий, Е.Н.Трубецкой, С.А.Муромцев, И.В.Михайловский, Б.А.Кистяковский, В.М.Гессен, И.А.Покровский , Е.Б.Спекторский, И.А.Ильин и др. Достойное месте среди этих имен занимал П.И.Новгородцев, являясь видным представителем отечественной философии права, главою школы возрождавшегося в это время в России естественного права,' одним из крупнейших русских теоретиков либерализма. Его идейное наследие велико, значителен вклад в русскую духовную культуру. Сказанное означает, что изучение творчества Новгородцева представляется необходимым ввиду существования настоятельной потребности восстановить культурно-правовые традиции отечественной истории, актуализировать их теоретический потенциал, постараться оценить упущенные возможности в создании современных демократических основ государственности.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является историко-философская реконструкция воззрений Новгородцева и их анализ. Сам Новгородцев называл систему своих взглядов философией права, толкуя ото понятие широко, включая в него исторічес-кую проблематику. С современных общенаучных и философско-теоре-тических позиций вопросы философии права, обсуждавшиеся Новго-родцевым, товдественш традиционной социально-философской те- матикв. В этой связи представляется оправданным и целесообразным реконструкция и рассмотрение взглядов Новгородцева как системы философских воззрений.
Достижение цели исследования потребовало решения двух за-
дач: во-первых, представить в систематическом виде основные теоретические положения философии Новгородцева и, во-вторых, показать связь и взаимообусловленность правовых и философских идей мыслителя. Цель и задачи исследования определили необходимость сочетания в нем нанра философского портрета и научно-теоретического анализа философии Новгородцева, Учитывая, что Новгородцев как мыслитель и общественный деятель относительно мало известен, такой синтетический подход представляется оправданным и плодотворным.
Степень газтботакности темы. Научную библиографию о Новго-родцеве условно можно разделить на две части: первую составляет литература, написанная его современниками, жившими с ним в одной культурно-духовной атмосфере; вторая - работы авторов нашего времени. Причем если В.В.Зеньковски.і, Н.О.Лосскнй, Г.З.Злоровс-кий исследовали в основном философские воззрения Новгородцева, то объектом анализа современных ученых стали, как правило, его политико-правовые взгляды. Названные русские историки философии в своих трудах отвели незначительное по объему место философии Новгородцева, ограничившись нет.зюгочксленными, хотя и глубокими, ее оценками и дал краткий ее обзор. В современной отечественной литературе тлеются лишь отдельные исследования, посвященные локальным проблемам его творчества и проведенные преимущественно правоведами. Таким образом, до настоящего времени не проведен анализ воззрений мыслителя в их целостности, не была предметом рассмотрения степень согласованности отдельных элементов его философии. Социальная философия Новгородцева не воспроизведена еще и не исследована всесторонне и системно, историко-философская наука обладает лишь фрагментарными знаниями о фило- -софском творчестве мыслителя.
Поскольку библиография о Нозгородцепе немногочисленна, представляется возможным ограничиться ее перечислением и краткой оценкой.
Зеньковский В.В. История русской философии, т.т. 1-2. Париж, I948-IS50 гг. с.351-364. Автор обращает внимание на принадлежность Новгородцева к философам, находившихся под косвенным влиянием Вл.Соловьева. Так же как и они, Новгородцев "вдохновлялся религиозными переживаниями", ведших его к построению метафизической концепции. Автор отмечает эволюцию взглядов Новгородцева от защиты естественного права и метафизики к прямому исповеданию религиозных начал, говорит об историософской проблематике концепции общественного идеала мыслителя.
Лосский И.О. История, русской философии. 1L, 1991, с.386-387. Автор причисляет Новгородцева к юристам-философам, кратко излагает концепцию мыслителя об общественном идеале.
Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991,-с.453. Автор отмечает видную роль Новгородцева в становлении этического идеализма в России и обосновании его начал прежде всего в сфере возрождавшегося естественного праиа.
Поляков А. -Статья о П.И.Новгородцеве. Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967, с. 81-82. Автор кратко воспроизводит и характеризует отдельные положения философии Новгородцева, отмечает, что "философской основой социально-правовой концепции" мыслителя является трансцендентальный идеализм, а ее центральной проблемой - морально-правовая. А.Поляков отмечает эволюцию взглядов Новгородцева "в сторону религиозной метафизики и кис-тики."
Пяткина С.А. Школа "возрожденного естественного права" в России. "Правоведение". 1967, Г» 6; ее же. Идеи естественного
права в методологии русской философско-правовой мысли (конец XIX - начало XX века). Труды ВШИ, т.44. М.: І975; ее же, Русская буржуазная правовая идеология. М.: 1990. Исследования включают реконструкцию и анализ отдельных положений естественно-правовой теории Новгородцеза, содержат оценку роли мыслителя в возрождении естественного права в России.
Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети ХІХчіачала XX века. Л.: 1978. В параграфе "Субъектавно-нормативная концепция П.И.Новгородцева и В. М.Хвостова" авторы воссоздают воззрения Новгородцева как своеобразную социокультурную теорию, отмечая ее психолого-инди-видуалистический аспект.
Ризз Г. И. Теория естественно-правового индивидуализма П.И.Новгородцева (некоторые вопросы ленинской критики философии государства русского неогегельянства). Челябинск. 1978. Деп. в ЛНИОН АН СССР; его же,Вопросы метода в работах русских неогегельянцев о государстве и праве (П.Новгородцев, Б.Чичерш). Че-лябинск. 1978. Деп. в ИШОН АН СССР. 3 работах автор причисляет Новгородцева к неогегельянцам, усматривает у мыслителя наличие ;вух способов изучения государства: социально-философского и . юрмативного.
Савельев З.А. Теория "возрожденного естественного права" з учении П.И.НовгородцеваУ/Вопросн государства и права в обаест-зенной мысли России ХУП-ХІХ вв. М.: 1979. Автор дает общую ха-эактеристику учения Новгородцева о естественном праве и делит ?го творчество на два периода: в первом преобладает кеокантиан-:кал этико-философская ориентация, во втором происходит сближе-ше взглядов философа права со школой Вл. Соловьева. По мнению штора, такая эволюция воззрений приводит Новгородцева к отказу
от первоначальной формулы "естественное право с переменным содержанием" и заїдене ее другой - "естественное право с неизменным идеалом".
Поляков А.В. К критике методологических основ школы "возрожденного естественного права" в России (П.И.Новгородцев).// Вестник Ленинградского университета. Серия 6. История КІЕС, научный коммунизм, философия, право. Вып. 2. 1986. Автор полагает, что созданная Новгородцевым теоретико-методологическая база, состоящая из идей Канта, Гегеля и неокантианцев БаденскоЙ школы, была эклектичной, а предпринятая попытка соединить субъективную этику с объективной - неудавшейся , так как мыслитель выводил основания морали и права за рамки истории.
Кузнецов Э. В. Философия права в России. М.: 1989. Автор воспроизводит взгляды Новгородцева на естественное право как на предмет философии права, использует аргументы мыслителя для уяснения философско-правовой проблематики.
Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX -начало XX вв.). Среди других теорий автор исследует политико-правовую концепцию Новгородцева, причисляя ее к типу консервативной утопии. Относительно цельно, но кратко, дан анализ естественно-правовой теории мыслителя и его учения об общественном идеале.
Научная новизна исследования
I. Диссертация является первым в отечественной литературе исследованием, посвященным рассмотрению философских воззрений Новгородцева как системы внутренне связанных иде:'і. Впервые предпринимается реконструкция социально-философских взглядов мыслителя как единой совокупности теоретических положении, рассмотренных всесторонне и системно.
Кроме того, к элементам новизны относится следующее:'
- е систематическом и полном Евдв показывается и анализи
руется связь и взаимообусловленность правовых и философских
идей мыслителя;
дается детальный анализ основных идейно-теоретических источников творчества Новгородцева;
реконструируется и исследуется концепция Новгородцева, касающаяся развития либерального правосознания. В работе акцентируется внимание на связи этой концепции с общей философской теорией мыслителя и, таким образом, показываются философские основы его либеральных идеіі, раскрывается суть философии либерализма Новгородцева;
историософская концепция Новгородцева рассматривается
в связи с системой его социально-^гиософских воззренш. В рамках этого анализа детально освещаются взгляды мыслителя на взаимосвязь личности и общества.
Теоретико-методологические основы. Исследование проведено в соответствии с такп:.;ц осьо^нні.гп общенаучными принципами теории истории ^'лососліи, как историзм, документализм, всесторонность и объективность анализа, критичность е оценке материала. В процессе исследования сыграл сзою роль принцип разграничения объективного содержания и субъективное аормы философского учения, которые позволил установить сооткопенпе меяду пониманием Новгородцеві: слілоссіпи права и пон:-:тпе;.і социально:: философии в co^psu;sj:i:oli интерпретации. В работе использованы ва;л:еиии9 ос:а^с?еоре^;.ческ::е ;.;г-тсди историко-философского познания: логические, истерически.., социологический, сонийлъно-психслсгнчес-
Научно-птктическая ценность исследования состоит в том, что рассмотрение философско-правового наследия Новгородцева дает возможность глубже понять пути правового и государственного строительства, определить перспективы эволюции и судьбы правового государства. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекций, в проведении учебных семинаров по курсам истории русской философии, истории политических и правовых учений, так ке как и в общих курсах по гракданской и духовной истории России.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М, В. Ломоносова 19 ноября 1992 года.