Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная философия "Ихван ас-сафа" и Насира Хусрава : сравнительный анализ Назариев, Рамазон Зибуджинович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назариев, Рамазон Зибуджинович. Социальная философия "Ихван ас-сафа" и Насира Хусрава : сравнительный анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03 / Назариев Рамазон Зибуджинович; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 293 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-9/109

Введение к работе

Актуальность исследования обуславливается несколькими обстоятельствами и факторами. Прежде всего, социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава до сих пор не изучена достаточно полно, и в востоковедческой литературе, за исключением отдельных работ, нет ни одного специального исследования, в котором была бы широко проанализирована эта тема. Изучение социальных взглядов «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава с позиции историко-философского анализа достаточно актуально.

Далее, крупнейшие востоковеды и известные ученые Запада склонны считать, что трактаты «Ихван ас-сафа» однозначно являются исмаилитскими. Они, как и их оппоненты, в этом вопросе исходят в основном из политических и идеологических соображений. На этом фоне сопоставление социально-исторических факторов происхождения организаций, подобных «Ихван ас-сафа», и исмаилизма в лице его истинного представителя Насира Хусрава будет способствовать более обоснованным заключениям относительно социальной философии и других мировоззренческих учений «Ихван ас-сафа».

Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава является той частью их философии, которая требует теоретического осмысления во всей своей полноте. В связи с этим сравнительное изучение социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава вызвано необходимостью определения и составления объективной картины и направленности их философии в целом и общественно-политических взглядов.

Актуальность изучения социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава обусловлена также следующими обстоятельствами и причинами:

- сохраняющаяся социальная напряженность в обществах Центрально-Азиатского региона, межэтнические и межконфессиональные конфликты, религиозно-экстремистские настроения являются прямыми угрозами национальной безопасности для стран этого региона, в том числе и для Таджикистана. Поэтому для них остро встал вопрос решения проблемы стабилизации новых социально-экономических отношений, достижения консенсуса различных общественных групп и национального возрождения через выработку стратегии общественного согласия и мира. Исследование социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава в сравнительном ракурсе наравне с другими современными общественными и гуманитарными науками предоставляет значительный материал для разработки данной стратегии;

- исследование проблемы совершенного, зрелого общества (на примере «добродетельного города»), которая рассматривалась «Ихван ас-сафа» и Насиром Хусравом, актуально в плане того, что дальнейшее поступательное развитие социума возможно только при условии преодоления дисбаланса между должным развитием общества, с одной стороны, и его действительным развитием, с другой, и воспитания в социуме зрелых, совершенных его членов. Это позволит такому обществу адекватно реагировать на вызовы истории и потребности повседневной жизни общественного человека, а в этом благополучие и общества, и человека;

- изучение вопроса о государстве как сложной системе, характеризующейся, с одной стороны, многообразием, с другой – единством и взаимосвязью составляющих ее элементов, не исчерпан нынешним состоянием и имеет особую актуальность для современного общества, в том числе и для Таджикистана. Обоснование понятий «государство» и «власть», по «Ихван ас-сафа» и Насиру Хусраву и структурно-функциональных аспектов государства, определение значимости между старыми и новыми формами государственности в их социальной философии достаточно актуально. Основные положения учения «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава о государстве имеют рациональное зерно, и обстоятельное их изучение могло бы в значительной мере помочь разработке новых подходов к данной проблеме;

- в социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава особое внимание уделено вопросу о социальных группах, условиях их взаимодействия и взаимоотношений, а также профессиональной деятельности и творческим возможностям человека в этих группах. В существовании высокого ментального уровня членов групп они видят бесконфликтное их сосуществование в составе социума и условие развития общества;

- вопрос об индивиде и личности, роли личности в мобилизации людей вокруг себя, принятия ею решения за других и влияния на их действия и поведение особенно значим на нынешнем этапе развития общества. Актуальность приобретают исследования трансформаций в формировании личности. Проблема эта поставлена и обсуждена в трудах «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. Одним из центральных тезисов мыслителей в их социальном учении является утверждение, что индивид и личность формируются и развиваются в процессе своей жизнедеятельности через приобретение определенного социального опыта;

- вопрос о харизматическом лидерстве в социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава связан с религиозным, особым статусом лидера общества. Это отражено в их учении о пророчестве и имамате, что в наше время находит свое применение в мусульманских государствах шиитского уклона (Иран, Ирак, Азербайджан, Ливан) и способствовало формированию коллективного сознания их общества. Как исмаилитское учение, оно со средневековых времен оставило глубокий след в философии, литературе, искусстве, в образе жизни, ритуалах и традициях народов Памира, являющихся частью населения Таджикистана, что также определяет актуальность вопроса;

- исследование социально-этических вопросов добра и зла, справедливости, гуманизма и др., обозначение роли нравственных ценностей в жизни человека, обращение внимания на важность этического фактора в организации всего социального уклада, как представляется, особенно актуально для современного общества. Анализ социально-этических проблем «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава позволяет определить и сформулировать ценностно-целевые основания образования и воспитания человека, базирующиеся на принципах гуманизма, справедливости, гармоничного и всестороннего развития личности и общества как высшей ценности.

Степень разработанности темы. «Ихван ас-сафа» стали объектом изучения еще в средневековую эпоху развития мусульманской философии в трудах арабских и персидских авторов. Здесь можно назвать работы таких мусульманских историков и философов, как ат-Тибави, Мухаммад аль-Газали, Абу Хайан Тавхиди, ал-Кифти, аль-Багдади и др., упоминавших в своих трудах «Ихван ас-сафа» и их мировоззрение.

Исследования социальных проблем «Ихван ас-сафа» современными арабскими авторами незначительны и по объему, и по содержанию. Среди них выделяются работы Мирзы Галеба, Арефа Тамира, Фарруха Омара, Абду аш-Шамали, Джаббура Абд ан-Нура, Хусейна Мурувва и др. Здесь большая заслуга принадлежит Дж. Абду ан-Нуру. В его работе под названием «Ихван ас-сафа» наравне с другими философскими проблемами освещаются вопросы о человеке, его нравственности и др. Свой вклад в исследование деятельности «Ихван ас-сафа» и их философии внесли такие иранские ученые, как Саид Хусейн Наср, Ахмад Фаридуни (работа которого к моменту завершения диссертационной работы не была доступна диссертанту), Али Асгар Халаби, Мир Мухаммад Шариф, Фархад Дафтари и др.

Саид Хусейн Наср в своей монографии «Назаре мутафаккиране исломи дар борайе табиат» («Взгляд исламских мыслителей на вопрос о природе»)», исследуя мировоззрение ряда известных философов мусульманского Востока, отдельную главу посвящает «Ихван ас-сафа». Интерес вызывают те разделы, где ученый затрагивает вопрос о человеке и его сущности, микро- и макромире. В этом разделе некоторые аспекты социального значения автором рассматриваются сквозь призму анализа антропологического и психологического состояния человека.

На персидском языке существует перевод сокращенного текста Посланий – «Гузидайе Расойеле «Ихвон-ус-сафо» («Сборник Посланий «Ихван ас-сафа»)», выполненный Али Асгаром Халаби. Автор перевода также анализирует социально-политическое положение в халифате, отношение «Ихван ас-сафа» к исмаилитам, дает информацию о Посланиях, их авторах и др.

Научные работы западных исследователей посвящены изучению не столько философии «Ихван ас-сафа», сколько самой этой тайной философской школы. При этом внимание акцентировалось на аспектах социально-политической принадлежности авторов Посланий. Их также нельзя назвать трудами, специально посвященными исследованию трактатов «Ихван ас-сафа» вообще и их социальной философии в частности. К таким работам можно отнести труды Г.Э. фон Грюнебаума, И.М. Фильштинского, П.Казанова, Гольдциера, Л.Пауля, Л.Массиньона, В.Иванова, Р.Никольсона, М.Стерна, де Сасси, Ханны аль-Фахури, А.Корбэна, и др.

Ценными являются исследовательские работы советских исследователей и ученых постсоветского пространства А.Бертельса, А.К.Закуева, Х.Додихудоева, А.А.Игнатенко и др.

А.К.Закуев изучению наследия «Ихван ас-сафа» посвятил специальную работу - «Философия «Братьев чистоты». Наряду с анализом онтологических, гносеологических и этико-моральных проблем, в ней он затрагивает и социальные идеи «Ихван ас-сафа». В пятой главе – «Социально-политические и социологические взгляды «Братьев чистоты» – обзорно освещаются отдельные аспекты проблем общества, государства и социальных групп.

Интерес представляет монография Х.Додихудоева «Философия крестьянского бунта», в которой третья глава целиком посвящена политической и социальной философии исмаилизма. Автор дает анализ политической доктрины исмаилитов, их идей об обществе и его сущности, о политике и государстве, концепции справедливости и нравственных принципов исмаилитов, проблемы счастья и т.д. Автор к исмаилитским философам относит и «Братьев чистоты».

Не менее интересна и работа А.А.Игнатенко «В поисках счастья», где наряду с такими вопросами, как происхождение авторов «Ихван ас-сафа», их принадлежность к той или иной философской школе или религиозному течению, анализируются и их социальные взгляды. Здесь в общих чертах рассматриваются идеи «Ихван ас-сафа» относительно объединения людей, о предводителе, законоустановителе, составе общества и принципах различия людей по их достоинствам, приводится их обоснование необходимости создания Духовного Града и его структуры.

Что касается изучения социальных взглядов Насира Хусрава, то следует заметить, что какой-либо отдельной научной работы, посвященной данной теме, мы пока не имеем. Исследователи наследия этого философа анализировали социальные идеи Насира Хусрава в отдельных статьях или разделах и параграфах своих монографий эпизодически.

В Европе первые сведения о Насире Хусраве и его взглядах появились в трудах Э.Г. Брауна, В.А.Иванова, Г. Этте и др. В них преобладает филологическо-художественный анализ поэзии мыслителя и социально-историческое изучение его эпохи. Современный западный исследователь Насира Хусрава А. Хансбергер в своей книге «Насир Хусрав. Рубин Бадахшана» масштабно исследует жизненный путь и творческое наследие мыслителя, реконструирует некоторые его общие теологические и философские воззрения. Наиболее важными из них являются вопрос о знании и действии, концепции «захир» и «батин», о единстве Бога и о божественных именах, о разуме и душе и др.

Наиболее интересные работы по изучению философского наследия Насира Хусрава были выполнены советскими исследователями и учеными постсоветского пространства. Так, А.Е. Бертельс в своей монографии «Насир-и Хосров и исмаилизм» в частности рассматривает социально-философские взгляды этого мыслителя в отдельном параграфе книги. Особое внимание автор уделяет доктрине имамата и учению о роли исмаилитской общины и религии.

Философский анализ творчества Насира Хусрава на основе его произведения «Зад-ул-мусафирин» («Припасы путешественников») впервые был выполнен Г.А. Ашуровым. Автор в своем исследовании останавливается на ряде положений, связанных с онтологическими и гносеологическими концепциями мыслителя, подробно анализирует вопросы, изложенные в полемике между Насиром Хусравом и Абу Бакром ар-Рази.

Х.Додихудоев в «Философии крестьянского бунта», помимо многих важных вопросов, анализирует и отношение Насира Хусрава к правителям и халифам, к «элите» и «массе», исследует его взгляды относительно социального строя общества, его концепцию справедливости, нравственные принципы и т.д. Но автор не ставит перед собой цель раскрыть суть каждого социального вопроса, поставленного Насиром Хусравом.

Диссертационная работа Т.Муродовой охватывает большой круг затрагиваемых Н.Хусравом онтологических вопросов, таких как: субстанциональное и акцидентальное начало, идеальное и материальное, движение, пространство и время и т.д.

А.Шохуморов свою диссертационную работу посвящает исследованию концепции познания Насира Хусрава. Вместе с тем он анализирует связанные с этой концепцией вопросы отрицательной теологии и онтологии, человека и его творчески преобразующего воздействия на природу, духовного наслаждения человека, проблему свободы воли и условия спасения души.

Широкий спектр философских проблем анализируется в монографии Н.Арабзода «Мир идей и размышлений Насира Хусрава». Интерес вызывают анализ и заключения автора по таким вопросам этического характера, как философская дидактика, нравственные аспекты слова, смысл удовольствия и др.

М.Диноршоев во вступительной статье к «Зад ул-мусафирин» («Припасы путников») предназначение человека рассматривает через анализ его духовных и телесно-биологических способностей, где особое место отводится беконечности познавательной способности чувств, разума и говорящей человеческой души. Эти и другие силы позволяют человеку совершить действие, которое взаимосвязано с деятельностью других людей в обществе.

Существуют и другие работы, посвященные изучению жизни и деятельности Насира Хусрава и написанные в качестве предисловий к произведениям философа. К ним относятся статьи Л.Бузург-заде, К.Айни, А.Мухаммадходжаева и А. Шарипова, Дж. Назриева и А.Девонакулова, А.Алимардонова и Н.Амиршохи, С.Шохуморова, Т.Муродовой, иранских исследователей Махди Мухаккика, Али Асгара Халаби и др.

Отдельную группу составляют научные сборники, издававшиеся в разных странах, а также переводы и издания произведений Насира Хусрава на языках мира, которые содержат статьи, предисловия, примечания и комментарии философско-научного характера, в том числе социально-философской направленности. Самый весомый научный сборник – «Носир Хусрав. Дирз, имрз, фардо», – выпущенный в честь 1000-летия Насира Хусрава, включает в себя более 75 статьей ученых и исследователей разного уровня, где включены статьи, которые освещают разные аспекты философского мировоззрения Насира Хусрава. В них затрагиваются и некоторые вопросы его социальной философии.

Из вышеизложенного следует, что по социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава в современной философской литературе до сих пор нет специальной научной работы. Это и определило цель и задачи нашего исследования.

Цель и задачи исследования. Основная цель данной работы – выявление на основе сравнительного исследования основных положений социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и восполнение пробела, который существует в изучении их социальной философии.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- выявление социально-политических факторов формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава;

- исследование идейных источников формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и выделение общего и отдельного в их социальной философии;

- реконструкция социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава;

- анализ их концепций общества, природы власти, государства и социальных групп, нравственных и духовных основ человека в ракурсе общественной деятельности человека;

- оценка общности и различия взглядов «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава через анализ социальных проблем в их произведениях.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, предметом – их взгляды на общество, государство, власть, социальные группы, человека и его мораль.

Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе диссертационного исследования были использованы парадигмальный, исторический, логический, системный и сравнительный методы, что способствовало комплексному изучению проблемы. В работе использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, которые занимались изучением рассматриваемых в работе проблем. Эмпирическую основу исследования составляют теоретические положения и выводы авторов классических трудов по исламу и исмаилизму, а также работы, посвященные философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.

Источники исследования. Основными источниками данного исследования являются 52 Послания «Ихван ас-сафа» и такие произведения Насира Хусрава, как «Джме‘-ул-хикматайн» («Свод двух мудростей»), «Зд-ул-мусфирин» («Припасы путников»), «Кушиш ва рахиш» («Разрешение и освобождение»), «Ваджи дин» («Лицо веры»), «Хн-ул-ихвн» («Трапеза братьев»), «Диван стихов», «Сафарнаме» («Книга путешествий») и др.

Новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного сравнительного анализа социальных идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.

Новизну проведенного более конкретно отражают следующие результаты:

- выявлены общность и различие историко-политических предпосылок формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава на основе анализа реальных событий эпохи их жизни и деятельности;

- впервые предложена авторская концепция структуры учения «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава с фокусом на определении значимости социальных идей в этой структуре в рамках взаимосвязанных теорий эманации, тождества, микро- и макрокосма, двойственности явлений и событий, теории чисел (нумерологии), экзотерического и эзотерического принципов изложения их теорий;

- впервые реконструирован синкретизм учений «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, базировавшийся на разных социальных и философских концепциях древнегреческих философов, буддизма, христианства, иудаизма, доисламских и исламских философских и религиозных школ;

- дан анализ значимости человека от духовного смысла в сторону его социализации и философскому пониманию авторами Посланий и Насиром Хусравом;

- в сопоставительном плане изложен вопрос о формировании социальных концепций «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава об обществе и государстве. Дан обстоятельный сравнительный анализ социального значения общества и государства, их происхождения или образования, значения их структуры, функций государства, выявлены предпосылки и целевые интенции в развитии понимания власти и др.;

- по социальным идеям «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава определены принципы классификации социальных групп на основе отношения людей к освоению знаний, принадлежности к религиям, народностям и национальностям и их взаимоотношения в социуме;

- выявлены общность и различия в понимании и интерпретациии авторами Посланий и Насиром Хусравом таких понятий, как воля и свобода человека. Вскрыты общефилософские причины того, почему «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав воспринимали свободу воли в системном, ценностном и субстанциональном плане;

- выдвинута новая версия в вопросе о принадлежности «Ихван ас-сафа» к исмаилизму на основе анализа предположений основных исследователей «Ихван ас-сафа» по данному вопросу;

- исследованы этические взгляды «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, где особое внимание уделено значению этических норм, нравственности и морали в развитии человека во взаиммотношениях с другими людьми и общества в целом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Истоки формирования социальных идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава показаны в контексте истории развития мусульманского общества при правлении Аббасидов и Сельджукидов. Авторы Посланий и Насир Хусрав одинаково критически относятся к узурпации власти и ее легитимации Аббасидами и Сельджукидами, что отражается в их философском мировоззрении и социальной философии.

2. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава как часть их философии имеет синкретический характер. Синтез древнегреческой, средневековой мусульманской философии, философских и теологических идей различных религий формирует рациональный подход к решению социальных проблем.

3. Общность социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава определяется ее системой и конструкцией. Она включает в себя парадигму соотношений и связь важнейших понятий, теорий, методов и принципов. К их числу относятся: «та’вил» - аллегорический метод интерпретации; конструкция метакатегории «захир–батин» – экзотерический и эзотерический смыслы; теория эманации и космогония вместе с некоторыми другими метафизическими идеями, объясняющими иерархическое построение мира в целом и общества людей; теория тождества микро- и макрокосма, где человек занимает основное место как главный образующий фактор общества; теория двойственности (дихотомности), которая создана на основе идеи синтеза духовного и светского в сущности человека, она касается и социальной жизни человека; математизация в порядке мира Вселенной и социального мира через теорию чисел, заимствованную у пифагорейцев.

4. Структура общества у «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава многомерна и представляет собой совокупность множества различных слоев со своими отличительными знаками. Общество также характеризируется единством своего организма через структурирование слоев социума в иерархию. Общественная же сбалансированность достигается путем развития элементов общества через самосовершенствование с помощью «‘акл» («разум») и «‘илм» («знание, науки»), которые являются главными критериями для определения статуса человека в обществе, из чего исходит и смысл «хасс» («элиты») и «‘амм» («массы»).

5. «Ихван ас-сафа» выделяют два вида государства: государство добродетельных людей и государство недобродетельных людей, которые, чередуясь во времени, сменяют друг друга. Насир Хусрав конкретно не рассматривает государство в подобных двух формах и в такой трактовке, но косвенно она нашла отражение в его произведениях через его отношение (хвала или критика) к правителям своего времени, которых он, как и государства, разделяет на «хороших» и «плохих». В утопической форме «мадина» рассматриваются и функции государства. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав выделяют три вида условных органов государственного управления: законодательный – «намус» и «конуни илохи» («божественный закон»); исполнительный – «хукумат» («правительство»); судебная власть – «казий». Все формы государственного устройства предназначены для достижения общего блага , гармонично связанного с личными интересами граждан страны.

6. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав используют термины «табака», «мартаба» или «синф» в значениях общественного слоя, класса, разряда и категории населения. Они классифицируют социальные группы в соответствии с духовным принципом совершенствования души и степени способности каждой из них к восприятию материального мира. Индивиды, группы и общества - это три реальности, и они взаимосвязаны. Взаимоотношения групп в обществе «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав развивают через разъянение совокупности связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы.

7. При анализе проблемы индивида «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав выделяют аспекты, связанные с вопросом соотношения и взаимодействия духовного, биологического, социального и приобретенного и унаследованного в человеке. Тезис об индивиде обосновывается «Ихван ас-сафа» и Насиром Хусравом в их концепции о пророке и имаме как харизматических личностях, играющих особую роль в мусульманском обществе. В работе со ссылкой на структуру учения исмаилизма и его социальной философии на примере Насира Хусрава обосновывается принадлежность авторов Посланий к исмаилитам.

8. «Ихван ас-сафа» делят власть и закон в соответствии с их происхождением на естественные и божественные. Проблемы власти и политики Насиром Хусравом рассматриваются в ракурсе возвышения и обоснования власти пророка и имама и как оппонентов властвующих, стоящих во главе государства. Подобный подход имеет место и во взглядах «Ихван ас-сафа», но только с той разницей, что они явно не склоняются в сторону утверждения власти конкретного имама. «Ихван ас-сафа» разделяют «сийаса» в общих чертах на телесную («ас-сийасат-ул-джисманийа») и духовную («ас-сийасат-ун-нафсанийа»). Насир Хусрав не классифицирует политику. Его трактовка проблем, связанных с политикой, вытекает из отношения мыслителя к правителям своего времени, с одной стороны, и к пророческой миссии, роли пророка и имама как харизматических лидеров в управлении обществом, с другой.

9. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав опираются на такие категориальные основы свободы человека, как предопределенность воли человека в рамках воли Бога и независимая воля человека. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав волю Бога толкуют по кораническому Его повелению «кун» («будь!») для сотворения мира. Далее свою волю проявляет Всеобщая Душа, которую они приравнивают к природе, считают властелином материального мира, в том числе и людей. Ставится граница между божественной и человеческой волей, но открывается возможность свободных действий человека в реальной жизни.

«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав в рамках закона общества настаивают на необходимости смирения человека, как и на его законопослушности и подчиненности. Они не призывают людей к пассивному образу жизни, а задачу человека видят в труде и добывании счастья собственными руками.

10. Понятия этики, морали и нравственности объединены в этических учениях «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава под общим понятием «хулк» (мн.ч. «ахлак»), что значит «характер, натура, нрав, нравственность, этика». В этических взглядах «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава почти отсутствуют традиционные указания на то, что надо вести себя нравственно, и на то, как стать благочестивым, а преобладает философское осмысление вопросов, связанных с нравственностью человека.

«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав связывают нравственность с формированием и совершенствованием души человека. Этика и нравственность Насира Хусрава соприкасаются с практическим анализом вопроса о благе и счастье общественного человека. Добро и зло рассматриваются ими как ценностные категории, возвышающиеся над другими сферами освоения мира, как важнейшие элементы определения состояния жизни и деяний человека, с одной стороны, и норм его поведения, с другой.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и содержащийся в работе материал существенно обогащают представление о социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, способствуют углубленному изучению социальной, антропологической и феноменологической основ существования человека в условиях социума. Разработанный диссертантом подход к изучению парадигм важнейших понятий, теорий, методов и принципов на основе социальной философии философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава позволяет создать концептуальную основу целостного философского исследования социальных проблем и разработать различные концепции по изучению взаимоотношений социальных и индивидуальных факторов, определяющих смысл человеческого существования.

Разработанные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при написании учебных пособий по истории социальной философии, истории философии, философии религии, антропологии, культурологии, а также при чтении лекций по этим дисциплинам и на семинарских занятиях.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, среди которых наиболее значимыми являются: международная конференция, посвященная 1000-летию Насира Хусрава (Душанбе–Хорог, июнь 2003), научно-практический семинар университетов Центральной Азии по проекту «Человековедение» (Бишкек, Кыргызстан, август 2003), XXXVII Международный конгресс азиатских и североафриканских исследований (ICANAS) (Москва, август 2004), международная конференция «Создание гражданского общества в горных районах Центральной Азии» (Душанбе, апрель 2007), республиканские конференции «Концепция современного исламоведения: проблемы и пути их решения» (Душанбе, июнь 2010), «Этика ислама и социально-экономическое развитие» (Душанбе, декабрь 2010).

Основные идеи исследования нашли своё отражение также в монографиях автора: «Аллегорическая интерпретация философских и религиозных проблем в исмаилизме» (Душанбе, 2008), «Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава (сравнительный анализ)» (Душанбе, 2011), в других публикациях автора (статьи, сообщения, тезисы докладов), в комментированных переводах фрагментов из Посланий «Ихван ас-сафа» для Проекта «Человековедение» (Душанбе, 2004, 2005).

Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по философии и истории религии в Таджикском государственном педагогическом университете им. Садриддина Айни и по истории восточной и западной философии в Таджикском национальном университете.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании отделов истории таджикской философии и стран ближнего зарубежья, онтологии и гносеологии Института философии, политологии АН РТ (протокол № 3 от 11 марта 2011 г.).

Структура исследования. Диссертация включает введение, три главы (11 параграфов), заключение и библиографию.

Похожие диссертации на Социальная философия "Ихван ас-сафа" и Насира Хусрава : сравнительный анализ