Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема человеческих способностей была предметом постоянных дискуссий и споров в истории философии. Но она никогда не привлекала к себе такого внимания, как в наше время. И это закономерно, ибо революционные по характеру перемены, охватывают все стороны нашей общественной жизни - экономику, социальные отношения, сознание людей и создают необходимые условия для развития человека, его внутреннего мира, деятельных производительных и самопроизводительных способностей.
Проблеме способностей посвящены основные выступления советских философов на Всесоюзной конференции "Проблемы комплексного изучения человека (22-24 февраля 1988 г.)". Она была основной на Всемирном философском конгрессе в Брайтоне (1988 г.). Её актуальность объясняется не только ез научным значением, но и исключительной важностью возрастания роли человеческих, созидательных сил и способностей в деле обновления современного общества.
Возрастание требований к человеку со стороны общества выдвигает задачу дальнейшей разработки конпегшки человека, его сил и способностей, исследования объективных и субъективных условий их формирования и реализации. Разработка социально-философских аспектов человеческих способностей не может развиваться успешно, без историко-философского анализа, без учета всего того, что накоплено в мировой философской .мысли.
Избранная для диссертационного исследования тема чрезвычайно актуальна и в другом отношении. Дело в том, что в отечественном человеко'-знании по проблеме человеческих способностей сложились разные, порою противоположные взгляды. К настоящему времени можно насчитать такие концепции (природная, наследственная, безусловно-рефлекторная, динамично-функциональная, социальная и десятки других), которые носят сугубо односторонний характер. Одной из главных причин противоположных подходов к способностям человека является не только отсутствие методологического, но и историко-философского анализа данной проблемы. Вопрос о том, как данная проблема разрабатывалась в истории философ-ии, какой вклад внесла та или иная фило-
софская школа в её разработку, приобретает особое значение в свете современных дискуссий. Это и является главной целью избранной темы в качестве диссертационного исследования. Исследуя проблему способностей в этом аспекте, автор исходит из той предпосылки, что современное её видение должно исходить из историко-философских её решений в прошлом.
Степень разработанности темы исследования. На сегодняшний день существует три основные теорико-методологических направления исследования способностей человека - биологическое, социальное и биосоциальный параллелизм. В отечественной науке проблема способностей главным образом рассматривалась с психологических позиций. В психологических исследованиях способности рассматривались как психические свойства индивидуума. Исходя из этих позиций сознательно игнорировались социальные аспекты способностей и деятельности человека, не говоря уже об историческом пути становления категории "способности". В психологических исследованиях психо-биологические предпосылки способностей нередко отождествляются с самими способностями как надбиологическими человеческими деятельными образованиями и качествами.
Согласно биологическому направлению способности рассматриваются как некая раз и навсегда биологически данная определенность и одномерность. Оно исходит из того, что человеческие способности прирожденные и наследственные.
Рассуидения сторонников социального направления в исследовании способностей исходят из непосредственной связи и слитности последних с сущность» человека, рассматривая їх сквозь призму социально-личносшьк "превращений", В итоге развитие личности и её способностей оказываются процессом приобретенного социального статуса.
Что касается биосоциачьного параллелизма, то его сущность заключается в том, что в освещении способностей он исходит на "законов двух факторов", т.о. рядополокешюсти биологического и социального, природного и общественного, вракденного и прюбр< генного в детерминации способностей. Согласно отой концепции общество играет роль заказчика, а природа - роль производителя способностей человека.
Проблема чоловечзекцх способностей хотя и занимает ванное
место в истории философии, однако в отечественной историко-философской литературе она ещё не стала предметом- спийаль-ных исследований. Многие авторы прямо или косвенно затрагивая историко-философский аспект проблемы способностей, тем не менее не ставили задачу дать развернутый анализ концепций способностей как в трудах отдельных философов прошлого, так и в целом в истории философии.
Многие авторы ограничиваясь лишь психологическим аспектом проблемы способностей в истории философии, приходили к односторонним выводам о смысле и содержании философских концепций тех или иных философов, вульгаризируя их и придавая им односторонне-психологический оттенок.*
Цель и задачи исследования. Главная цель диссертационной работы состоит в исследовании проблемы способностей в истории философии на примере представителей некоторых школ древнегреческой философии - Демокрита, Платона, Аристотеля, французского материализма ХУШ века в лице Гельвеция, Монтескье, Гольбаха, Дидро, Ламетри, представителей классической немецкой философии XIX века - Канта и Гегеля; в выявлении приемственности основных философских концепций человеческих способностей в простом и в настоящее время. Для достижения этой цели з диссертации решаются следующие проблемы:
проследить исторический путь становления и развития категории "способности" как отражение наиболее существенных, закономерных, деятельных человеческих связей и поснакия в истории философии;
на историко-философском материале проследить изменение представлений о внутренних и внешних факторах становления человечески:; способностей, как они последовательно формировались на основе изменения окружающей человека социальной действительности и собственной ^го деятельности;
выявить взгляды философов прошлого на роль воспитания, обучения, упражнения в становлении способностей человека, зго материальных, духоЕНых потребностей и. других детерминирующих факторов их развития;
I. Платонов К.К. В.И.Ленин и проблема способностей.//Советская . педагогика.-» 12.-1969.-0.18-27.
проследить взгляды прошлых философов на соотношение индивидуального, типичного и деятельностно-сущностного начал в человеческих способностях, их связь и единство с сущностью человека и его общественными отношениями;
проанализировать диалектическую взаимосвязь современных концепции способностей с различными философскими концепциями простого, выявить основные причины их единства и рас-, хождения;
выявить истоки позиций того или иного философа, их гносеологическую и социально-историческую сущность в освещении сущностных сил человека;
на историко-философском материале исследовать проблему равенства и неравенства человеческих способностей, их соотношение с социальным неравенством людей, рассмотреть соотношение способностей и свободы.
Научная новизна 'Исследования состоит: в решении перечисленных вше задач, которые не исследовались, в сопоставительно?» анатезэ психологических, соцлакьнс-ігадгософских и других аспектов способностей в истории философии. В диссертации:
проведен детальный историко-философский анализ различных взглядов на проблему чєлоеєчосккх способностей и деятель-кости, выявлены кх взаимосвязь.и преемственность;
в ходе исследования вімблєну истоки современных биологических, социальных и биосоциальных концепций способностей и делтельности человека, имеющих свои аналоги в истории философии;
выявлены историко-материалистическио, идеалистические
и дуалистические традиции исследования способностей, истоки которых уходят к Демокриту, Платону и Аристотелю;
проанализированы материалистическая, идеалистическая интерпретации способностей, исследованы их гносеалогические и социально-политические корни;
исследованы внешние и внутренние детерминирующие факторы становления способностей, различные их интерпретации в воззрениях философов прошлого, их взгляды на проблему равенства и неравенства способностей.
Методология и источники исследования. Методологической
- 5 -основой исследования являются основные принципы историко-философского учения о человеке и его сущностных силах. При исследовании темы диссертации автор систематически обращался к произведениям Античных философов, Французских материалистов ХУЛ! века, Немецких классических философов XIX века, историко-философской методологии, разработанной зарубежными и отечественными философами, а также к материалам различиях философских форумов, посвященных проблеме человека. Основными источниками для написания диссертации служил фактический материал, почерпнутый из западноевропейской философской культуры. Практическая значимость исследования:
во-первых, связана с решением проблемы способностей и практической реализацией их в конкретных сферах жизни и деятельности современного человека, с формированием его созидательных сил, когда перед ним открываются важнейшие перспективы развертывания и разностороннего применения его сущностных деятельных сил в условиях социально-экономического и духовного обновления общества;
во-вторых, учитывая частно-научный и узкопредметный подходы к многогранной проблеме способностей, автор надеется, что выполненная им диссертационная работа будет способствовать выработке единого подхода к дальнейшему ео исследованию;
в-третьих, результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы с целью дальнейшего углубленного анализа социальных аспектов проблемы способностей;
основные выводы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов истории философии и социальной философии в вузах, в работе теоретических семинаров и при разработке соответствующих учебных спецкурсов.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены и обсуждены на методологических семинарах аспирантов кафедры философии ТГУ. Результаты исследования послужили темой выступления автора на научно-теоретических конференциях молодых ученых Республики Таджикистан (г.Дуланбо, 1989 г., г-Хо-нинобад,1990 г., г.Курган-Тюбе,199I г.). По теме диссертации опубликован ряд статей и тезисы докладов. Диссертация обсуждалась на кафедре философии ТГУ.
- б -