Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема философии и литературы в творчестве П. де Мана Ширенко, Василиса Васильевна

Проблема философии и литературы в творчестве П. де Мана
<
Проблема философии и литературы в творчестве П. де Мана Проблема философии и литературы в творчестве П. де Мана Проблема философии и литературы в творчестве П. де Мана Проблема философии и литературы в творчестве П. де Мана Проблема философии и литературы в творчестве П. де Мана
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ширенко, Василиса Васильевна. Проблема философии и литературы в творчестве П. де Мана : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Ширенко Василиса Васильевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/225

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Западная философская мысль второй половины двадцатого века, ознаменованная появлением постнеклассической парадигмы философствования и получившая название философского постмодернизма, постструктурализма характеризуется стремлением выйти за рамки классической философии, попыткой найти новые основания в ситуации утраты прозрачности смысла и однозначности понимания. Происходит сдвиг в направленности философии на плюральность, множественность, инаковость, и одновременно происходит критика метафизических ценностей, универсализма, идеи линейного роста и прогресса, отказ от строгой научности и культивирование скептицизма и эпистемологического сомнения по отношению ко всем предполагаемым истинам. Возникает особый интерес к языку, и проблемы мышления и познания рассматриваются в соотнесении с языковой тематикой. Поэтому постструктурализм относят к общему течению «критики языка», в продолжение традиции идущей от Ф. Ницше и М. Хайдеггера. Это возвеличивание языковой проблематики связано с выводом о значительном влиянии языка в формировании человеческого мышления, поскольку оно находит выражение именно в нем, а также с утверждением того, что единственный способ, в котором знание о мире может представать для человека - это текст, так как мир открывается человеку только в виде историй о нем. Поэтому возникает общая направленность рассматривать любой результат познавательной деятельности человека (в том числе продукты научной деятельности) как нарратив, повествование, текст. Происходит своеобразная онтологизация понятия «текста», который становится эпистемологической моделью реальности как таковой.

Интересы философии смещаются в сторону языковых проблем, в литературоведение, решение лингвистических вопросов и вопросов интерпретации. В то же время происходит и обратный процесс - смещение литературоведческих и лингвистических интересов в направлении философского осмысления. Происходит своеобразное соединение литературы и философии, когда философы-постструктуралисты активно используют художественную литературу для доказательства и демонстрации своих теорий, а литературоведение уходит в философскую проблематику, что в большей степени характерно для французских философов-литературоведов, но актуально и для представителей американской литературной теории.

Хотя это сближение философии и литературы является одним из характерных моментов постмодернизма, постструктурализма, конечно, это не изобретение современности. Еще в древности существовало нерасчлененное единство между художественной и философской литературой. И далее во всей истории человеческой мысли по-разному решалась эта проблема соотношения философии и литературы. Если вспомнить моменты наибольшего сближения, необходимо упомянуть философичность русской поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева, когда поэтическая мысль играла такую же роль в развитии оригинальных философских идей в России, как и мысль научная и непосредственно философская. А также показательны в этом отношении произведения Достоевского и Толстого, труды Белинского и Герцена, где происходит сближение философии в ее психологическо-социальном модусе и художественной литературы. Далее творчество Б. Рассела - это пример соединения философской мысли и художественности, так как его историко-философские и

нравственно-политические работы являются поистине высокохудожественными произведениями.

Под лозунгами, фактически отождествляющими философию и язык, философию и литературу проходит почти вся вторая половина XX века, когда практически в каждом литературном произведении ищут философское начало, и полагают, что и в литературоведении, и в философии обсуждаются одни и те же проблемы. Так, Деррида обосновывает единство литературы и философии, полагая, что у них один источник, так как литература и философия опираются на единое основание - общий для них акт письма.

В данном контексте представляется актуальным исследовать, как это сближение философии и литературы преломляется в теоретической концепции американского постструктуралиста, деконструктивиста Пола де Мана, чью оригинальную концепцию можно назвать философским литературоведением, философией литературы или философией языка. Он известен как один из основателей Иельской школы деконструкции, которая, прежде всего, считается литературоведческой школой, в то же время в теоретической концепции П. де Мана находят философскую направленность и относят к философии постструктурализма.

Постструктурализм выступает как теоретическая основа культуры постмодернизма. Исторически родоначальниками постструктурализма называются теоретические концепции Ж. Лакана, Ж. Деррида, М. Фуко, М.-Ф. Лиотара, Ж. Делёза, разработанные в рамках французского постструктурализма. Но из чисто французского явления он постепенно к концу 1970-х гг. становится всепроникающей концепцией, породившей новое явление в литературно-философской мысли -американский деконструктивизм. Деконструктивизм может быть назван одним из важнейших составляющих постструктурализма, имевшим огромное число последователей в США. Деконструктивизм получил свое название благодаря теоретическим разработкам этого понятия Ж. Деррида, который использовал его для систематического низвержения европейской метафизики. Так деконструкция по Деррида обозначает разборку, реконструкцию, перестройку, «рекомпозицию ради постижения того, как была сконструирована некая целостность», а также «выяснение меры самостоятельности языка по отношению к своему мыслительному содержанию».

Современные духовные поиски в России характеризует более глубокое постижение процессов, происходивших на Западе во второй половине XX века. В середине 1980-х - начале 1990-х, когда наряду с политическими изменениями в России, произошли изменения и в культурно-философской сфере, когда обрушилась волна новой информации, появилось бесконечное многообразие новых идей, касающихся не только художественной практики, но и всей духовной жизни человека, и затрагивающих все духовно-жизненные ориентиры. Тогда постмодерн казался некой уникальной культурной ситуацией, и без должного усвоения этих новых идей необходимо было на эту новую культурную ситуацию реагировать, формировать свое отношение, что порождало порой полярные оценки. В последние десять - пятнадцать лет настало более спокойное время для глубокой рефлексии, осмысления и более тщательного и скрупулезного изучения. Сейчас уже никого не удивишь ни концептами постмодернизма, ни деконструкции. Изучение пошло вглубь, постепенно всё больше появляется исследовательских работ, посвященных различным аспектам философии и культуры постмодернизма.

Изучение философских процессов современной зарубежной мысли может способствовать обогащению и более глубокому осмыслению собственной философской и историко-философской парадигмы мышления современной России. Так для более полного историко-философского анализа современной американской философской мысли может считаться актуальным исследование творчества Пола де Мана как крупнейшего из представителей Иельской школы деконструкции и оригинального мыслителя, синтезирующего в своих прочтениях литературных и философских произведений критико-лингвистический анализ с философскими прозрениями. Он считается «классиком» американского деконструктивизма и основателем Иельской школы, мыслителем, сформировавшим основные принципы оригинального философско-литературного модуса деконструкции в США.

Представляется значимой данная тема исследования, посвященная проблеме философии и литературы в творчестве Пола де Мана, ввиду следующих факторов. Во-первых, данный мыслитель является известным американским мыслителем, оригинальность взглядов которого не подлежит сомнению, однако его теоретическая концепция недостаточно известна в России во всём объёме его взглядов (осуществлён перевод двух книг де Мана, отдельных двух статей, но ничего не известно о его раннем творчестве, а поздний период мало освещен). Во-вторых, мировоззрение де Мана служит отправной точкой для понимания американского деконструктивизма, постструктурализма.

Степень разработанности темы диссертации.

Анализ идей постструктурализма, постмодернизма играет важную роль в отечественной науке. Ввиду того, что философские идеи постструктурализма неразрывно связываются с возникновением культуры постмодерна в качестве её философских предпосылок, большинство исследований этого направления рассматривают его именно в культурном контексте возникновения постмодернистских течений в искусстве и соединения искусства с массовой культурой, в соотношении постмодернистских идей с научным мышлением, с поведением, с новым этапом в развитии сознания. Поэтому многие исследования постструктурализма и постмодернизма проводятся в контексте искусствоведения и культурологии. Среди таких работ необходимо отметить исследования A.M. Зверева, И.П. Ильина, Н.Б. Маньковской. Анализ постмодернизма как части общей системы культуры и эстетики как элемента её развития содержится в работах В.М. Диановой, М.С. Кагана, в которых внимание уделяется рассмотрению особенностей современного этапа развития культуры и искусства. Анализ постструктурализма с точки зрения его философской проблематики и в его связи с идеями структурализма проводится в работах Н.С. Автономовой, А.В. Гараджи, А.Л. Грякалова, Е.Н. Гурко, А.С. Колесникова, Б.Г. Соколова.

В то время как в российской науке в последнее время постепенно появляются работы, посвященные проблематике американского деконструктивизма (представителем которого считается П. де Ман), появившегося под влиянием французского структурализма, но обладающего достаточной оригинальностью, П. де Ман остается малоизученным мыслителем, с точки зрения полного объёма его творчества. Пока лишь обозначен основной контур его работ благодаря исследованиями, проведённым А.С. Колесниковым, СБ. Никоновой, Ф.К. Урузбакиевой, С.А. Никитиным, И.П. Ильиным. Так отдельные положения демановского учения и роль его теоретической концепции в американской школе

деконструктивизма проанализированы И.П. Ильиным, чьи работы направлены на описание постструктуралистской проблематики в целом и исследование всех течений этой традиции. С точки зрения эстетической проблематики, творчество де Мана в контексте постструктурализма Иельской школы рассматривается СБ. Никоновой. А.С. Колесников проводит анализ теоретических положений де Мана, с точки зрения соотношения литературы и философии и в связи с работой Ж. Деррида, посвященной памяти де Мана. Ф.К. Урузбакиева рассматривает взгляды американского мыслителя в контексте эволюции философии деконструктивизма США в XX в. Также можно отметить работы С.А. Никитина, который первым познакомил российских учёных с текстом де Мана и провел анализ его творчества. Другой переводчик Е.В. Малышкин также даёт обзорную характеристику творчества де Мана. Однако целостной реконструкции взглядов американского мыслителя и анализа соотношения философии и литературы в его теоретических работах в российских историко-философских исследованиях осуществлено ещё не было.

Теоретическая концепция де Мана является предметом исследования многих западных авторов. Его творческая биография рассматривается Л. Уотерсом и М. Маккиланом. Ранним работам де Мана посвящено двухтомное исследование О. де Граэффа. В монографиях К. Норриса, Р. Гаше анализируется как ранний, так и поздний периоды творчества де Мана. Также глубокий анализ работ де Мана содержится в трудах В. Годзича, С. Чейз, А. Вармински. Ж. Деррида посвятил курс лекций памяти де Мана, которые были опубликованы в виде монографии.

Цели и задачи исследования.

Ведущая цель данного исследования раскрыть философские положения в оригинальной теории американского мыслителя, в которой происходит сближение понятий философии и литературы, а также проанализировать его теоретические взгляды во всей их целостности и эволюции. В связи с этим представляется необходимым решить следующие задачи:

проследить особенности формирования теоретической концепции де Мана путём изучения истоков его взглядов, а также их эволюции. В связи с этим оказывается необходимым показать влияние континентальной философии и литературоведческих положений Новой критики, а также философского проекта деконструкции Деррида;

представляется необходимым сопоставить творчество де Мана с другими философскими концепциями, и, прежде всего, с теоретическими положениями проекта деконструкции Деррида;

проанализировать соотношение теоретических взглядов де Мана с основными положениями постструктурализма, вписать его философско-литературную концепцию в общую картину постструктуралистской мысли;

исследовать ранний период творчества, в котором наряду с экзистенциальной тематикой прослеживается эпистемологически-языковая проблематика более поздних работ;

проанализировать «зрелый» период творчества, а именно, концепцию риторичности языка, «неудобочитаемости» текста, и наименее изученную концепцию эстетической идеологии;

показать, как в творчестве де Мана соотносятся понятия философии и литературы, какое место занимают философские проблемы в творчестве де Мана

Теоретические и методологические основания исследования.

Методологической основой диссертации является общенаучный принцип системности и целостности. Автор использовал герменевтический метод при анализе текстов мыслителя, а также критических исследований о нём и обо всем направлении постструктурализма, выявляя за конкретной проблематикой общие философские основания, для составления общей целостной картины теоретической концепции де Мана. Компаративным - при выяснении особенностей теоретических взглядов исследуемого мыслителя в сравнении с другими представителями деконструктивизма и постмодернизма, а также в сопоставлении с другими философами, занимавшимися сходной проблематикой. Историко-философским методом, предполагающим единство логического и исторического, базирующемся на рассмотрении возникновения любого философского знания с учётом того исторически-предметного (социального, экономического, политического, традиционного) контекста, под воздействием которого оно возникло и развивалось; а также при выявлении философского содержания из общего объёма работ исследуемого мыслителя.

Работа осуществлена на основании широкой источниковедческой базы, включающей в себя первичные источники, как на русском, так и на английском языке, и вторичные источники - критические работы об этом мыслителе, которые большей частью являются непереведёнными на русский язык материалами.

Научная новизна

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации проведён целостный анализ теоретической концепции американского мыслителя Пола де Мана, при этом осуществлено выявление малоизвестных философских аспектов его работ, показано их преломление в разные периоды его творчества. Это раскрывается в следующих положениях, выносимых на защиту:

Проведённый анализ раннего творчества П. де Мана, показывает, что на него повлияли не только литературоведческие принципы Новой критики, но и континентальная философия, и что наряду с приятием принципа «пристального чтения», существуют глубокие различия между его мировоззрением и Новой критикой. Также при анализе ранних работ показывается, что изначально у де Мана присутствует метакритическая, философская проблематика;

Сравнение теоретических разработок де Мана с концепцией деконструкции Деррида, обнаруживает, что при наличии одной и той же проблематики, де Ман исходит из критико-лингвистического анализа, а Деррида из общефилософских вопросов. Выявляются деконструктивистские и постструктуралистские черты работ исследуемого мыслителя;

- Проведённое исследование показывает, что можно говорить об эволюции
творчества П. де Мана от более ранних работ, для которых характеры
экзистенциальные вопросы сознания, временности, интенциональности к поздним
работам, проникнутым языковой проблематикой, где доминирующие категории
анализа лингвистические. В диссертации предложено называть два периода
творчества де Мана как преддеконструктивистский и деконструктивистский, так как
во втором периоде можно говорить о влиянии на работы де Мана творчества
Деррида;

- Утверждается, что основной проблемой работ де Мана проходит вопрос о
согласовании сознания и опыта объективного мира. Если в ранних работах де Ман
верит, что такое согласование возможно, то в поздних работах он обосновывает

проблематичность этого согласования в виду того, что язык не может гарантировать последовательность перехода от внешнего объективного мира к его познанию, так как язык свободен, самостоятелен в порождении смысла;

Философскими проблемами, которые затрагивает де Ман в своих теоретических произведениях, выступают, во-первых, классическая философская проблема согласования сознания и реальности в его ранних работах и, во-вторых, проблема языка, поставленная в рамках постнеклассической парадигмы философствования, в более поздних работах;

Показывается сближение понятий философии и литературы в его теоретической концепции, что является отражением одного из основополагающих моментов парадигмы постмодернизма;

Анализируются поздние работы де Мана, выразившие его «зрелое» мировоззрение в модусе критики идеологии и классических концепций эстетики. В связи с этим рассматривается демановское понимание идеологии и эстетического.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в концептуальном осмыслении взглядов американского теоретика языка и философии литературы П. де Мана, что даёт возможность дополнить существующее в современной российской историко-философской мысли представление о постмодернизме, американской философской традиции.

Основные положения работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по истории философии, современной зарубежной философии, а также в спецкурсах, посвященных изучению современной американской философии и постмодернизма, в спецкурсах по современной философско-эстетической мысли и философии языка.

Апробация основных положений и отдельных аспектов исследования была осуществлена в ряде научных публикаций, а также в докладах на научных конференциях.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура диссертационной работы включает в себя введение, две главы (шесть параграфов), заключение, список использованной литературы на русском и иностранных языках. Полный объём диссертации составляет 158 страниц. Список использованной литературы включает 179 наименований.

Похожие диссертации на Проблема философии и литературы в творчестве П. де Мана