Введение к работе
Актуальность темы. Исследование проблемы человека -одной из основополагающих проблем философии в целом - в многоплановом творчестве известного русского философа, ученого, врача, общественного и политического деятеля А.А.Богданова представляет не только большой интерес, но и значительные трудности.
Имя А.А.Богданова может быть поставлено в ряд наиболее крупных марксистских представителей "социоцентрического направления" в философии. Человек в понимании А.А.Богданова - это прежде всего "элемент", частица "системы"-коллектива, развивающегося по установленным социальным законам. Человек будущего общества - "элемент" коллективной "системы", работающей по законам общественной гармонии. Внутри этой гармонии "снимаются" все мучительные метафизические и экзистенциальные вопросы человека как отдельного индивидуума, решается его "проблема". Будущее "коллективное человечество" состоит, по мысли Богданова, из личностей, гармонично соединенных в единую общность. Подобный человеческий "коллектив" будет наделен поистине божественной мощью гармонично слившихся человеческих сил. Тем самым самостоятельный смысл проблемы человека как бы снимался. Наш главный тезис тем не менее заключается именно в доказательстве его присутствия.
исследователю важно попробовать продвинуться дальше простой отрицательной формулы об "отсутствии человека" в "социоцентрической модели" А.А.Богданова. Важно, как нам видится, исследовать сам генезис и образ предлагаемой Богдановым "новой личности", "нового сознания" и "новой культуры". Нельзя забывать и о том, что эта марксистская попытка была предпринята Богдановым в определенном контексте, контексте русской философской культуры, властно сказывав-
шейся на решениях Богданова. Это обстоятельство также требует своего учета и понимания.
Актуальность темы связана с обострившимся интересом в области истории отечественной философии к антропологической проблематике в ее освещении представителями разных философских школ, направлений и "оттенков" внутри них. Существует ныне и определенная потребность в новых исследовательских подходах к изучению "русского марксизма" в качестве широкого философского и культурного явления, охватывающего разные идейные школы. Актуальность нашего исследования лежит, в частности, в рамках решения и этих достаточно широких и перспективных задач.
"Проблема человека" внутри марксистского мировоззрения
- острейший "сюжет", глубинная латентная область марксист
ской философии в целом. Марксистское видение решения проб
лемы человека вбирает, кристаллизует суть поднимаемых марк
сизмом социальных проблем, суть марксистской социальной фи
лософии и социальной утопии. Это относится, в частности, и
к отечественной марксистской традиции, привлекавшей в свое
время таких известных русских философов как С.Н.Булгаков,
С.Л.Франк, Г.П.Федотов, П.Б.Струве, Н.А.Бердяев (последний
- оппонент Богданова в философских спорах начала века -
считается крупнейшей фигурой не только в истории отечест
венной, но и мировой философской антропологии). Однако, эта
важная тема, так или иначе привлекавшая внимание многих
специалистов, почти не была разработана в ее более конкрет
ном, персоналистическом аспекте. Так, в частности, образ и
понимание человека в творчестве такого, далеко не маловлия
тельного, философа как А.А.Богданов специальным и основа
тельным образом не исследовалась совсем, хотя литературы о
А.А.Богданове, о его общефилософских, научных и обществен
но-политических взглядах в последнее время выходит доста-
точно много.
Степень разработанности темы. Довольно близко к нашей теме примыкает работа И.А.Лапиной "Концепция формирования ноеого человека А.А.Богданова, или 0 чем молчит история советской педагогики" (Рос. гос. пед. ун-т им. А.И..Герцена. - СПб.,1992. - 28 с. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН от 21.12.92 г.). Однако эта историке-педагогическая работа для нас стала полезна скорее самим своим вниманием к "новому человеку" в богдановском творчестве как к особой и важной теме, подтверждающей наличие здесь проблемы в качестве таковой.
Среди диссертационных работ последних лет, посвященных научным и философским воззрениям А.А.Богданова, наиболее интересные, на наш взгляд, попытки поиска исторических и "эйдетических" основ богдановского творчества представлены исследованиями Г.Д.Гловели "Пролетариат, техническая интеллигенция и "новый класс" в организационной концепции А.А.Богданова" (Дисс. ... канд. экон. наук/ ИЗ РАН. -М.,1993) и Пустильник С.Н. "Биологические идеи тектологии А.А.Богданова: К генезису общей теории систем"(Дисс. ...канд. биол.наук/ИИЕТ РАН. - М.,1993).
Определенное представление о месте нашей темы б общем контексте богдановедения дает литература, в которой - под тем или иным углом зрения - рассматриваются затрагиваемые нами вопросы. Так. прежде всего можно указать на сравнительно давние исследования, автор которых обратил специальное внимание на общность марксовой теории отчуждения и бог-дановской концепции "собирания "нового человека"": J.D.White "The First Pravda and Russian Marxist Tradition" II Soviet Studies. 1974. Vol.26 (N 2) и "From Marx to Bogdanov" // Coexistence. 1978. Vol.15 (N 3).
Полезными в общем контексте нашего исследования оказа-
- б -
лась монография K.M.Jensen "Beyond Marx and Mach: Alexander Bogdanov's Philosophy of Living Experience" (Dordrecht, 1978), а также статьи С.Б.Роцинского "Трансформация "русской идеи" в социально-философской концепции А.А.Богданова" // Социальная теория и современность. М. ,1992 (вып.З); Н.Н.Измоденовой "Один из проектов социализма (по работам Ю.Ларина, А.Богданова, А.Луначарского) // Социалистический идеал: вчера, сегодня, завтра. М.,1992; ее же "Дух антикапитализма: большевики и русские религиозные философы" // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Пермь,1992; последняя работа Д.Уайта "От философии к всеобщей организационной науке" // Вопросы философии. 1995, N8; работа А.П.Огурцова "Тектоло-гия А.А.Богданова и идея коэволюции" // Там же и др.
Особенно полезными в общих рамках настоящей диссертации стали для нас статья Э.Фромма 1968 г. "Вклад Маркса в познание человека" // Человек и общество: Проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. М.,1992 (вып.4), а также работы D.Lowell "Marx's Proletariat: The Making of a Myth" (L.,1988) и Э.Ю.Соловьева "Марксизм и пролетарский мессианизм" // Латинская Америка. 1990, N 5; отдельно необходимо назвать обширное и добросовестное исследование L.Mally "Culture of the Future: The Proletkult Movement in Revolutionary Russia" (Berkeley - Los Angeles - Oxford, 1990), посвященное пролеткультовскому движению в России и содержащее большой фактографический материал, тщательно собранный автором по отечественным архивам и журналам кон. 1910-х - 1920-х гг.
Среди авторов общих философско-антропологических исследований, к которым мы обращались, следует назвать Н.А.Бердяева, М.Бубера, Э.Кассирера, М.Шелера, К.Ясперса; среди современных исследователей можно указать имена
И.Ф.Игнатьевой, А.Б.Лебедева, Н.Б.Оконской и др.
Следует отметить также стимулирующее воздействие на концепцию настоящего исследования работ И.И.Булычева "О взаимосвязи природы человека с общественными отношениями и деятельностью" // Вестник МГУ. 1992, N 6 (сер.7); П.И.Ми-лачковой "Человек и информация в работах Ж.О.Ламетри, П.Те-йяра де Шардена и Н.Винера" // История философии и социальная информатика (М.,1992), где рассмотрены аспекты становления и развития отношений "человек - машина", в том числе на примере идей Ж.О.Ламетри, концептуально важных для.нашего исследования; А.Т.Павлова "К вопросу о своеобразии русской философии" // Вестник МГУ. 1992, N 6 (сер.7), где.'рассматриваются главные особенности русской философии, характерные, на наш взгляд, и для русского марксизма (религиозная установка, историософичность, идея целостности, антибуржуазность и пр.); монографию B.C.Степина "Философская антропология и философия науки". М.,1992, где рассмотрено влияние социо-культурных факторов на специфику и развитие научных идей, что методологически сопряжено с нашим анализом богдановского "науковедения" и др.
Цель и задачи исследования. Общая цель нашей работы -исследование "философской антропологии" А.А.Богданова, тесно связанной с его представлениями о культуре, формах и перспективах ее развития на общем фоне сравнительного анализа антропологической проблематики в русской философии XIX - нач.XX вв.
Отличительной особенностью любых попыток достижения данной цели является, на наш взгляд, невозможность уклониться при рассмотрении проблем "антропологии" А.А.Богданова от предварительного, хотя бы самого общего, анализа его социо-философских взглядов. Наиболее острые и интересные проблемы богдановской антропологии нередко скрыты в общем
контексте богдановской социальной философии и его "философии культуры". Необходимость знакомства со спецификой общего контекста марксистской философии Богданова и особая потребность в углубленном изучении специальных вопросов его "культурологии" определяют собой не только материал исследования, но и выбор задач, способствующих успешному достижению указанной общей цели.
Три наиболее общие задачи работы, тесно связанные с основным ее предметом, соответствуют трем этапам проводившегося исследования:
-
Изучение философского мировоззрения А.А.Богданова в его целостности и истоках.
-
Исследование основных идей и образов антропологических воззрений А.А.Богданова.
-
Исследование проблемы "нового человека" в связи с проблематикой "новой культуры" в антропологии А.А.Богданова.
Методологической основой данного исследования послужили общие принципы сравнительно-исторического анализа идей марксистской "антропологии" А.А.Богданова на общем "фоне" исследования основ антропологических идей русской религиозно-нравственной философии и философского мировоззрения "натурализма".
Источниками исследования явились многочисленные труды Богданова, в которых так или иначе затрагивается "проблема человека". В этой связи можно говорить об определенной попытке реконструкции "антропологии" А.А.Богданова, идеи которой можно обнаружить в его трудах по философии, культурологии, социологии, психологии, в его романах и, конечно, в его фундаментальной "Тектологии: Всеобщей организационной науке" (1913-1922). Вместе с тем, теме "нового человека" специально посвящены и отдельные крупные работы Богданова.
Здесь, прежде Есего, нужно назвать сборник его статей "Новый мир" (М.,1924) (особенно интересна ранняя богдановская "антропологическая трилогия" 1905 г.: "Собирание человека", "Цели и нормы жизни" и "Проклятые вопросы философии"); обширный сборник, охватывающий два десятилетия трудов Богданова "0 пролетарской культуре: 1904-1924. Л.-М..1924; особо значимая для Богданова книга "Культурные задачи нашего времени" (СПб.,1911) (в ней он впервые ясно формулирует многие положения "новой культуры", необходимой для "выработки" "нового сознания" и "нового человека", отдавая полный приоритет "культурной работе" по сравнению со своей прежней.активной политической деятельностью в качестве (по словам М.Н.Покровского) ""вице-лидера" большевизма") и др.
Научная новизна исследования. Реконструкция образа человека и исследование предлагаемых решений его "проблемы" внутри обширного богдановского теоретического наследия -одна из наиболее острых и вполне законно возникающих тем при исследовании творчества этого мыслителя. Новизна работы вытекает из самой необходимости занять эту новую точку зрения на его творчество.
Новизна исследования заключается, таким образом, как в самой постановке проблемы, так и в конкретных ее положениях, которые выносятся на защиту:
- Социально-философские и антропологические воззрения Богданова чрезвычайно близки к исходным философским интуи-циям К.Маркса - к осмыслению проблем "превращенного сознания", проблем самоотчуждения человека и путей его преодоления, основополагающей роли чувственно-предметной деятельности в конституировании человеческого существа и пр. Поиск Богданова в рамках этих антропологических мыслительных интуиции марксизма, малоинтересных для диалектического и исторического материализма Плеханова-Ленина, неизбежно вел к
очередному размежеванию в марксизме.
Взгляды Богданова на человека, культуру и их исторические судьбы могут быть проинтерпретированы в качестве метаморфозы основного плаета идей Просвещения, заключающих в себе пафос подчинения человека принципу примата и всевластия Разума. Социальная философия марксизма призвана в этой связи, по Богданову, раскрыть исторические пути реализации (действительного осуществления) рационалистических идеалов Просвещения.
Антропологические воззрения А.А.Богданова могут получить свою продуктивную интерпретацию при должном учете такой типологической характеристики его философского мировоззрения как "натуралистический гуманизм". В диссертации предпринята попытка раскрыть основные черты и особенности этого типа философского мировидения, представленного широким кругом мыслителей (от И.-В.Гете, Л.Фейербаха и К.Маркса до А.А.Богданова, В.И.Вернадского и др.). Сущность "натуралистического гуманизма" состоит в решении проблемы "человек и природа" (связанной не только с проблемой "искусственного и естественного", но и с "основным вопросом философии" - о противоречии между "духом" и "материей", "сознанием" и "бытием" и т.п.) через "осуществленный гуманизм природы" и "осуществленный натурализм человека" (К.Маркс) в ожидаемом "натуралистическими гуманистами" обществе будущего, внутри которого природа подчинена человеку путем ее "творческой переработки", обуславливающей, одновременно, рациональное осуществление "натурализма" самого человека.
Обосновывается положение о существенно общих чертах решения проблемы человека в антропологии А.А.Богданова и в русской религиозной философии. Эта общность находит свое выражение как в диагнозе кризиса современного человека, так и в определении его должных исторических судеб.
Теоретическая и практическая значимость результатов
нашего исследования в области истории отечественной философии определяются для нас не только возможностью научного отклика в конкретной сфере исследований представленной проблематики, но и перспективной возможностью разработок общих и специальных учебных курсов по тем вопросам истории отечественной философии, которые затронуты в работе в виде немаловажных, на наш взгляд, проблем отечественной философской культуры.
Структура диссертации определена задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.