Введение к работе
Актуальность исследования. В центре внимания данной диссертации - философия известного на Западе современного философа и социолога Агнеш Хеллер.
Имя Агнеш Хеллер довольно широко известно за рубежом. Она является автором многочисленных работ по философии истории, антропологии, социологии, этике, политологии и истории философии. Кроме того, А.Хеллер является редактором ряда сборников, посвященных философии Д.Лукача, а также автором статей по философии Лукача. Следует заметить, что на русский язык переведена всего лишь одна ее небольшая работа: "Иммануил Кант приглашает на обед"1.
Изучение философии А.Хеллер представляет интерес с разных точек зрения. Во-первых, ее философия является элементом современной духовной культуры, отражающей в себе интеллектуальные поиски философской мысли XX века, осмысление специфичных для нашего века проблем человека и мира. Несомненно, что XX век - век чрезвычайно богатый разнообразными антропологическими коїщепциями, которые выявляют различные аспекты взаимоотношений человека с самим собой и с миром. В этой связи следует отметить, что философия А.Хеллер представляет собой одну из концепций философской антропологии. Особенностью философской антропологии Хеллер является такое понимание человека, которое несет на себе печать важнейших философских идей,
1 Хеллер А. Иммануил Кант приглашает на обед.// Вопросы философии, 1992. № 11. С. 129 - 138. Перевод Е.Г.Рудневой.
касающихся фундаментальных сторон существования человека, провозглашенных в XX веке.
Во-вторых, А.Хеллер - ученица и, можно утверждать с полным правом, последовательница крупного венгерского философа -Д.Лукача. Лукач назвал именно А.Хеллер своей ученицей. Он был также высокого мнения о ней как о подающем надежды философе. Сравнительный анализ философии А.Хеллер и Д.Лукача позволил диссертанту по-новому оценить идеи самого Д.Лукача и сделать вывод о том, что между учениями этих философов существует теснейшая взаимосвязь.
Исследование философии Хеллер в историко-философском отношении имеет большое значение и для раскрытия философских идей "Будапештской школы", о которой в нашей стране практически ничего не известно. Будапештской школой был назван круг философов, которые жили в Г.Будапеште и были объединены идеями "раннего" Лукача. В Будапештскую школу, кроме А.Хеллер, входили: Ф.Фехер, Г.Тамаш, М.Вайда, С.Радноти, Д.Маркуш.
Степень разработанности темы.
Единственной работой на русском языке, посвященной взглядам А.Хеллер, является рецензия Артемьевой О.В. в журнале "Вопросы философии" на книгу А.Хеллер "Общая этика"'. Среди многих достоинств данной статьи следует отметить главное, а именно, глубокий анализ автором основных этических понятий и проблем, содержащихся в книге А.Хеллер. Вместе с тем, автор показал теорию морали А.Хеллер вне общего контекста ее философии, как самостоятельное учение, что не вполне оправдано. Следует отметить,
' Артемьева О.В. Агнес Хеллер. Общая этика.// Вопросы философии, 1992. №2. С. 153-157.
что ссылки на идеи А.Хеллер встречаются в книге Гречко П.К. "Концептуальные модели истории" (М., 1995), а также в диссертации Артемьевой О.В. "Рационалистический интуитивизм в английской моральной философии нового времени" (М., 1994).
Общая цель диссертации состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие философского осмысления А.Хеллер проблемы человека и истории.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
определить место философии А.Хеллер в системе философского знания;
показать единство философских подходов А.Хеллер и Д-Лукача;
отразить становление антропологического метода А.Хеллер;
дать теоретическую реконструкцию концепции "философии о истории" А.Хеллер; раскрыть содержание основных понятий концепции "философии о истории": "историчность", "совместность", "человеческое состояние", "человеческое время", "стадии исторического сознания";
раскрыть своеобразие понимания моральных проблем А.Хеллер, ее видение специфики структуры современной морали, проблемы ситуативности морального выбора;
выявить значение проблемы "повседневной жизни" в философии А.Хеллер.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются тексты работ А.Хеллер и Д.Лукача, другие философские тексты. Диссертант также опирался на зарубежную и отечественную философскую литературу по антропологии, философии истории, неомарксизму, неогегельянству,
экзистенциализму. Методологической основой исследования являются общенаучные методы, а также реконструктивно-описателышй, проблемно-теоретический, сравнительно-исторический методы анализа.
Научная новизна исследования определяется тем, что данная диссертация является первой работой в отечественной историко-философской литературе, в которой дается анализ философских воззрений А.Хеллер. Здесь впервые раскрывается учение А.Хеллер о истории и человеке - "философия о истории, или теория истории", показывается взаимосвязь ее этических идей с концепцией "философии о истории", определяется место и значение теории истории во всей философии А.Хеллер. В данной диссертации дается рассмотрение философии А.Хеллер как философской антропологии.
В работе также обосновывается взаимосвязь философских воззрений А.Хеллер и Д.Лукача, выдвигается положение об антропологическом методе философии Д.Лукача и существовании экзистенциалистского пласта в философии Д.Лукача.
Научно-практическая значимость работы. Данное исследование способствует расширению знания о философии А.Хеллер, ДЛукача. Выводы диссертации могут выступать в качестве стимула к дальнейшему изучению философских воззрений А.Хеллер и Д.Лукача, философов "Будапештской школы", а также могут использоваться в исследовании экзистенциализма, неогегельянства, "западного марксизма", философской антропологии, философии истории. Материалы диссертации могут найти применение в разработке учебных курсов по философии истории, этике, философской антропологии. Дашіая работа может служить также отправным
пунктом для изучения взглядов А.Хеллер по проблемам социологии и политологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова 18 марта 1998 года.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.