Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века Степанов Сергей Геннадьевич

Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века
<
Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанов Сергей Геннадьевич. Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Степанов Сергей Геннадьевич; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2010.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/222

Введение к работе

Проблема культурного творчества принадлежит к числу центральных в философском наследии таких ведущих представителей русской религиозной философии первой половины ХХ века как Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, С.Н. Булгаков и др. Русская философия ХIХ-ХХ вв. всегда отличалась особой чувствительностью ее представителей к историософской и культурфилософской проблематике. Русских авторов неизменно привлекало рассмотрение историко-культурного процесса в его гуманистическом измерении, смысловой значимости для человека. При этом характерно, что рефлексивный анализ историко-культурного развития Европы был для них своеобразной отправной точкой поиска смысла русской истории. Европейский опыт представал неким мыслительным зеркалом, в образах которого русские философы улавливали отправной пункт поиска собственной национально-культурной самотождественности.

Актуальность темы исследования. Концепции культурного творчества, представленные в сочинениях таких ведущих представителей русской религиозной философии первой половины ХХ века как Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, С.Н. Булгаков, раскрывают многие важные грани процесса кризиса европейской гуманистической культуры Нового времени. Унаследовав ренессансную гуманистическую установку, западная культура Нового времени пришла к стандартизации жизнедеятельности личности, созданию спектра средств регламентации, приведших к рождению человека массы. Атомизированный человек массы, лишенный творческих потенций, стал опорой тоталитарных движений и партий, создаваемых ими политических режимов. Дегуманизация культуры и общественной жизни в рефлексивном осмыслении русских религиозных философов первой половины ХХ века предстали важной предпосылкой многочисленных революционных потрясений и войн новейшего периода истории, породившего различные варианты отчуждения.

Предложенный представителями русской религиозной философии анализ проблемы культурного творчества дает возможность глубже понять направленность культурно-исторического процесса новейшего периода развития России. В их концепциях высвечиваются те характеристики, которые специфичны для кризиса гуманистической культуры в условиях России рубежа ХIХ - начала ХХ вв., а также в период коммунистической диктатуры до Второй мировой войны.

Теоретический анализ проблемы культурного творчества, содержащийся в работах представителей русской религиозной философии, не утратил своей актуальности и в современную эпоху, характеризуемую многими западными теоретиками как постмодерную. Мозаичное и игровое сознание современности, так или иначе, порождает вопрос о возможности обретения ценностных установок, способных служить смысловыми ориентирами жизнедеятельности человека. Различные варианты подхода к нему, сложившиеся в русской религиозной философии первой половины ХХ в., обладают значимостью и сегодня. Они важны для разработки позитивного взгляда на перспективы развития общества и культуры на Западе и в современной России на посткоммунистическом витке ее развития.

Степень разработанности проблемы. Первые варианты рассмотрения русских религиозных концепций культурного творчества первой половины ХХ века сложились вскоре после их создания в среде отечественных авторов, вынужденных эмигрировать на Запад после большевистской революции. В ряду авторов, впервые заговоривших о концепциях культурно-исторического творчества, созданных Н.А. Бердяевым, Д.С. Мережковским, С.Н. Булгаковым и др. теоретиками религиозной ориентации следует, прежде всего, назвать имена В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, Ф.А. Степуна. Уже в произведениях названных авторов акцентируется позитивная значимость разработки русскими религиозными мыслителями этого периода проблемы культурного творчества, хотя данная тема не становится предметом самостоятельного историко-философского анализа.

В советскую эпоху, в силу очевидных идеологических причин, рассмотрение русскими религиозными мыслителями проблемы культурного творчества становится предметом профессионального изучения лишь в 60-80-е гг. Именно тогда появляются первые историко-философские работы В.Ф. Асмуса, Ю.Н. Давыдова, В.А. Кувакина, Н.С. Семенкина и др. авторов, в той или иной мере затрагивающие этот вопрос.

В эпоху перестройки и на этапе посткоммунистического развития страны наблюдается радикальное изменение исследовательского интереса к концепциям русских религиозных мыслителей, сопряженных с рассмотрением культурно-исторического творчества, выявлением значимости этого процесса для российской истории. При этом очевидно сближение парадигмы рассмотрения наследия Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, С.Н. Булгакова и др. русских религиозных мыслителей, предлагаемое отечественными авторами и зарубежными исследователями.

Характерно, что в зарубежной историко-философской науке воззрения русских религиозных мыслителей, сопряженные с выявлением истоков и отличительных черт, созданных ими концепций культурного творчества, были предметом оживленного обсуждения буквально со времени их появления. Все дело в том, что русские религиозные мыслители, оказавшиеся в послереволюционной эмиграции, активно взаимодействовали с западными коллегами, обсуждая этот вопрос, и предлагали стратегии его интерпретации, которые получали широкую популярность. В данной связи достаточно вспомнить, например, о контактах. Бердяева с Э. Мунье и Ж. Маритеном или М. Бубера с Шестовым.

В работах А. Валицкого, Г.Л. Клайна, Д. Лоури, О. Клемана, Ф. Нучо, Б.Г. Розенталь, Д. Эди и других зарубежных авторов рассмотрены различные аспекты видения проблемы культурного творчества русскими религиозными мыслителями на фоне социокультурной ситуации первой половины ХХ в., реалий новейшей истории России и Запада.

В русле схожей исследовательской стратегии некоторые важные черты концепций культурно-исторического творчества, созданных русскими религиозными философами, стали предметом изучения в трудах П.П. Гайденко, Р.А. Гальцевой, Б.Л. Губмана, Л.Н. Столовича, В.В. Сербиненко, М.А. Колерова, Н.В. Мотрошиловой, Л.И. Новиковой, И.И. Семаевой, И.Н. Сиземской, С.С. Хоружего и др. авторов. Однако до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной историко-философской литературе не представлено целостного типологического анализа тех концепций культурного творчества, которые были созданы крупнейшими представителями русской религиозной философии первой половины ХХ века.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого является русская религиозная философия первой половины ХХ века, а предметом – разработанные ее представителями, в частности, Н.А. Бердяевым, Д.С. Мережковским, С.Н. Булгаковым, концепции культурного творчества.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является историко-философский анализ интерпретации проблемы культурного творчества в русской религиозной философии первой половины ХХ в. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявить идейные предпосылки рассмотрения проблемы культурного творчества в русской религиозной философии первой половины ХХ века;

- рассмотреть представления о личности и ее творческом потенциале в русской религиозной философии первой половины ХХ века;

- осуществить анализ иерархии ценностей культуры и творчества в русской религиозной философии первой половины ХХ века;

- определить специфику видения культурного творчества и идеала христианского гуманизма, предложенную Н.А. Бердяевым;

- раскрыть философские основания истолкования Д.С. Мережковским процесса культурного творчества и идеала грядущего «Царства Духа»;

- выявить особенности понимания С.Н. Булгаковым культурного творчества и идеала культурного возрождения;

Источниками исследования являются произведения Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, С.Н. Булгакова и других представителей русской религиозной философии первой половины ХХ века, в которых представлены их воззрения на проблему культурного творчества. К числу источников следует отнести также произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Унамуно, М. Хайдеггера и др. отечественных и зарубежных философов, в поле идей которых формировалось творчество названных мыслителей. Сочинения В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, Ф.А. Степуна, которые содержат важные сведения о жизни и сочинениях этих авторов, также являются интегральной частью источниковедческой базы диссертации.

Методологические основы диссертации определяются целью и задачами исследования, особенностями изучаемых философских концепций. Она базируется на герменевтической стратегии интерпретации изученного материала. В контексте работы использованы генетический, сравнительный, структурный, структурно-функциональный и иные методы научного анализа. Так, например, сравнительный метод выявил свою эвристическую значимость при сопоставлении концепций культурно-исторического творчества Бердяева, Ницше и Соловьева.

Похожие диссертации на Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века