Введение к работе
і Актуальность гсспедования. Совегскоо общество пережив/зот
в настоящее время Сурное, во Всех отношениях революционное обновление. Начатая по инициативе Коммунистической партии перестройка коснулась псех сфер жизни общества: социально-политической, экономической, идеологической, научной и духовной. Выражением всех этих процессов стало возникновение новых форм экономических отношений, демократизация всей общественно-политической жизни страны, развитие гласности, становление "нового политического мышления", влекущее за собой определенную корректировку исторических оценок и нравственных ценностей.
Такая корректировка наряду о прочим предполагает освоение ранее недосгагочно иаученньа сграниц русской философии (религиозной философии ХН-ХХвв., русского -зарубежья и т.п.), а также более глубокое освещение истории демократической и либеральной ооциально-фидософокой мысли. Например, в течение длительного времени народничество рассматривалось главным образом з кон- . тексте сопоставления о марксизмом как сравнение "утопии о наукой". Недооценивались некоторые .важные стороны народнической философии, например, учение о кооперации и его философские основы. В.И.Ленин, как известно, в последние годы жизни удалял огромное значение теории кооперации, одним из первых разработчиков которой был Н.К.Михайловский - виднейший представитель идеологии народничества.
В истории народничества, да и в истории русской культуры в цепом, творчество Михайловского занимает весьма вагное место. Это объясняется гремя причинами. Во-первых, - широтой философ-
_ 4 -
ско-социапьных и общественно-политических проблем, нашедших отражение в творчестве Михайловского; во-вторых - тем, что благодаря своему яркому публицистическому таланту, умению откликнуться на любые проблемы, возникавшие и волновавшие общество того времени, благодаря тому, что он а основном работал в легальной печати, Михайловский на протяжении более тридцати лет оставался "властителем дум" передовой молодежи и был признан одним из духовных вождей народничества; в-третьих, -неизменной высотой нравственных позиций, которые занимал Михайловский на протяжении всего своего творческого пути.
В силу втого Михайловский имел огромное воспитательное влияние на несколько поколений русской революционно настроенной молодежи, "Искра", например, писала: "...Михайловский родился под счастливой звездой. Первые литературные шаги били овеяны бодрящим воздухом нашего ренессанса, а расцвет его деятельности пришелся на революционнейщую цз епох в жизни русской интеллигенции. Он дал этой эпохе свою личность, и не однажды на страницах "Отечественных записок" возвышался голос "Профана" как выражение чувств и дум интеллигента-разночинца, интеллигента-социалиста...
Всем сказанным определяется непреходящая актуальность все более углубленного изучения творческого наследия Михайлов- -ского.
Но изучение наследия Михайловского имеет не только историческое значение. В последние два-три десятилетия в освободившихся от колониальной зависимости и развивающихся странах широкое распространение получила идеология гак называемого
Искра. - М.: Прибой, 1925. * 2.
популизма. Эта идеология в очень большой мера совпадает с идеологией народничества. Поэтому изучение многих социапько-фипософских идей Михайловского вашо и для более адекватного понимания сущности этой идеологии.
Наконец, d настоящее время, в связи с развивающимися процессами перестройки и глубокого нравственного обновления общества, в нем довольно широкое распространение получила идея покаяния как способа нравственного очищения. Но именно эта идея является одной из исходных в мировоззрении Михайловского.
Таким образом актуальность изучения социально-философского мировоззрения Михайловского имеет не только историческое значение, но сохраняется и для правильного понимания современного этапа духовного развития.
Степень разработанности проблемы. Творческого наследию Йисайловского, а тахяе его практичесіси-пубшцксгической дея~. тельносги посвящена довольно обдирная литература» Её можно условно разделить на две группы.
К первой группе следует отнести критические выступления современников Шхайлоі'жого, среди которых быяг ке только его идейные последователи, но и его противники. К этой, группе относятся произведения таких авторов как Бердяев Н.А., Влгязаз П.П.» Иванов-Разумник Р.В., Нареев Н.И.В Наносов Е.Е., Красносельский А.Я.» Плеханов Г.В., Русанов Н.С., Струве П.Б., Шлет Г.Г. Особое значение для изучения наследия Михайловского имеют работы В.ИЛенина, такие произведения как "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов", "Экономическое содержание народничества и критика его в книге
г.Струве", "По повода юбелея","Народники о Н.К.Михайловском".
Ко второй группе, следует отнести литературу, вышедшую в советский период. В этой литературе с марксистско-ленинских позиций анализируется не только творчество самого Михайловского, но и вся идеология народничества в целом. В 'згой группе должны быть отмечены труда їаких авторов как Бо-гатов В.В., Виленская Э.С., Галактионов А.А., Горев Б.И., Казаков А.П., Маслин М.А,, Малинии В.А., Никандров П.Ф., Пантин И.К., Поляков А.П., Пустарнаков В.Ф., Хорос В.Г., Шкуринов П.С., Щипанов А.Я., а также диссертационные исследования Бондаренко В.Н., Ковалевой Е.Д., Маслина М.А., Лукина В.Н., Макарова В.II., Пингса П.А., Рудакова Л.И., Чикина Б.Н., Шнейдера В.А.
Довольно обширная литература о Михайловском существует и на иностранных языках. Его мировоззрению посвящеїш книги и статьи, принадлежащие таким авторам как Ф.Вентури (Италия), Ф.Помпер, Дж.Биллинггон (США), Е.Ламперг, И.Беряин, Г.Шанин (Англия) и др, где учение Михайловского о "правде-истине" и "правде-справедливости" нередко (вслед за Бердяевым Н.А.) используется для характеристики национального своеобразия русской философии в целом.
Цели и задачи исследования. Основная цель настоящего диссертационного исследования заключается в анализе целостного социально-философского наоледия Михайловского, т.е. в анализе не отдельных составляющих его идей, аспектов, проблемных постановок вопросов, а в комплексном изучении тесной взаимосвязи всех втих идей как единой мировоззренческой целостности в контексте национальных традиций русской философской мысли.
Поставленная в диссертации цель исследования потребовала решения следующих задач: I. комплексно изучить творческий путь и творческую эволюцию Михайловского; 2. отыскать такой методологический подход, который позволил бы свести весь комплекс отдельных социально-философских идей Михайловского в единое целое, показать неразрывность и взаимоопределяемосгь этих идей; 3. виявить в становлении самой личности Михайловского такие нравственные установки, которые послужили основой для выработки им последующего социа пьно-философского мировоззрения; 4. проанализировать исходные философские позиции Михайловского и его отношение к философским течениям и школам своего времени; 5. определить место, которое занимает в научной концепции Михайловского предложенный им субъективный метод исследования, критически проанализировать суть этого метода; 6. описать понимание Михайловским социально-исторического процесса, определить исходные нравственно-философские позиции такого понимания и практически-политические вывода, следующие из социологической концепции Михайловскогоі
Теоретико-методологической основой настоящей диссертационной роботы послужили краеугольные положения марксистско-ленинской философии, разработанные в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, а также положения содержащиеся в ряде партийных документов последнего времени.
В диссертации использованы выводы, содержащиеся в историко-философских работах ряда советских исследователей: В.Ф.Асмуса, А.С.Богомолова, В.В.Богатовэ, М.Т.Иозчука, Н.С.Козловз, В.А.Кувакина, М.А.Маслина, Т.О.Ойзермана, П.С.Шкуринона, И.Я. Щипанова и др.
Научная новизна диссрегационной работы состоит в следующем:
- Б -
-
В советской литературе при иадчении творческого наследия Михайловского основное внимание, как правило, обращалось на его социально-политические идеи и на его роль как идеологического воадя народничества. С насгоящей работе основной акцент делается на иаучешш собственно философского и социологического наследия Михайловского.
-
В проведенном исследовании все стороны мировоззрения Михайковского анализировались как в известной степени цельная и взаимосвязанная общность идей.
-
В работе выявляется индивидуальное своеобразие мировоззрения Михайловского, и в то же время.раскрывается преемственная связь его идей с предмествущей и совремзкі: ЛЇ ему русской фияозофией,
-
Б диссертации выявлены те личностные ориентации Михайловского, которые легли в основу выработанного им философского мировоззрения, в частности - своеобразие его реализма, во-первых, отвергающего любые "метафизические концепции", а во-вторых, в значительной степени основанного на том нравственном убеждении, что человеческая личность является оснозополагащей ценностью.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту сводятся к следующему:
I. Философия Н.К.Михайловского рассматривается в данной диссертационной работе в контексте концепции целостности человеческой личности и целостности философского знания, разработанной такими представителями русской философии как И.В.Кире-евский, А.С.Хомяков, В.С.Соловьев. Согласно этой концепции при изучении наследия того или иного мыслителя не должен рас-
оматриваться какой-либо отдельный аспект его творчэства, но необходимо выявление основ целосгности всех его творческих построений.
-
Концепция целостности человеческой личности и философского знания олицетворяет собой одну из характерных черт национального своеобразия русской философии, что в полной мере отразилось в творчестве Михайловского. Для него основой целосгности личности и социально-философского мировоззрения являлись три идеи или убеждения: идея о неразрывной связи Правды-иогины и Правды-справедливости; идея о личной ответственности за существующую социальную действительность и об очищающей силе нравственного покаяния; убежденность в том, что главнейшей ценностью мира является человеческая личность, её судьба и комплекс её переживаний. ,
-
Философский реализм Михайловского находится в русло реалистических воззрений русских революционных демократов.; своеобразие философского реализма Михайловского заключается в его принципиальном неприятии любых "метафизических" концепций; к которым он относит традиционные идеалистические и материалистические системы. Вторая черта своеобразия философского реализма Михайловского заключается в его "нравственной" окраоке, т.е. в его обосновании с помощью определенных нравственных убеждений, проистекающих из изначального полагания человеческой личности наиболее приоритетной ценностью,
-
Субъективный метод в социологии, разработанный Михайловским, по его мысли, должен опираться на строгий научный фундамент, В го же время противоречие концепции Михайловского о субъективном мегоде заключается в том, чго его реализация де іускает недостаточную" научную обоснованносгь в социально-подигиадскпх прог-
раммгшх установках практической деятельности.
-
Философия истории Михайловского, базирующаяся на идеях сочетания простой и сложной кооперации, трех стадиях развития, определяемых социально-психологическим: положением человека в обществе, и на идее борьбы за индивидуальность, приводит к выводу о неизбежности возникновения социалистического, построенного на началах гуманности и справедливости общества. Реальные черты этого общества, описанные Михайловским, в конечном оче-те восходят к идеям крестьянского общинного социализма.
-
Ряд идей Михайловского таких как идея сопереживания, необходимого при всяких социально-исторических исследованиях, идея понимания индивидуальностей как социальных целостносгей -социальных классов, групп, социальных институтов, идея подражания как движущая сила деятельности масс, идея необходимости применения различных методов в естественных и общественных науках предвосхищают ряд идей более позднего раавигия западной социально-философской мысли; идею Дилмея о вчувствовании в историю, идеи структурного функционализма, концепцию подрахания Тарда, идею различения генерализирующего и индивидуализирующего методов баденской школы неокантиантства.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в более глубоком понимании творческого наследия Михайловского, в корректировке исторических оценок как места Михайловского в культурном развитии русского общества последтй третя XIX века, гак и роли идеологии народничества в историческом развитии России.
Подученные вывода могут быть использованы в дальнейшем историческом иадчешш и теоретическом осмыслении развития русско-
- II -
го общества в пореформенный период.
Выводи диссертации могут быть также использованы при подготовке учебных, учебно-методических и справочных материалов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Отдельные положения диссертационного исследования бшш изложены в научных сообщениях на ХП научной конференции болгарских аспирантов в СССР с международным участием "Актуальные проблемы современной науки - 90"; секция - "Политология" (Москва, 14-15 июня 1990г.), а также на научной конференции "Ломоносовские чтения" (МГУ им.М.В.Ломоносова, 1989г.).
Диссертация обсуждена я рекомендована к защите на заседании кафедры истории философии народов СССР философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова.
Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.