Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эмпириомонизм А.А. Богданова : историко-философский анализ Капустина, Дарья Михайловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Капустина, Дарья Михайловна. Эмпириомонизм А.А. Богданова : историко-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Капустина Дарья Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2012.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/177

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В научных исследованиях, посвященных отечественной культуре, история русской философии занимает особое место. Попытка взглянуть на теоретическое наследие крупнейших российских мыслителей и общественных деятелей с позиции современной эпохи определяется стремлением исследователей почерпнуть в их трудах ответы на вопросы, остро вставшие перед нашим обществом.

Актуальность и теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования обусловлена рядом причин.

Во-первых, историко-философский анализ эмпириомонизма А. А. Богданова позволяет более углубленно исследовать историю русской философии начала XX века без идеологических ограничений. Философия опыта А.А. Богданова стала объектом пристального историко-философского внимания современных российских и зарубежных авторов сравнительно недавно.

Во-вторых, существующие исследования творчества А. А. Богданова не исчерпывают всего богатства его философских и научных идей. В последние годы наблюдается все возрастающий интерес к истории отечественной философии, особенно к тем персоналиям, творчество которых изучено не в полной мере. В этом контексте исследование философского наследия А. А. Богданова, в частности его концепции эмпириомонизма, создает новые предпосылки для понимания своеобразия русской философии как единства в многообразии.

В-третьих, историко-философский анализ эмпириомонизма А. А. Богданова в силу междисциплинарного характера рассматриваемых им проблем, актуален для развития современной науки, особенно таких ее областей как теория систем, синергетика и других.

Отсюда тема предлагаемого диссертационного исследования представляется своевременной, научно обоснованной и теоретически оправданной.

Степень разработанности проблемы.

Исследовательская литература о творческом наследии А.А. Богданова невелика: наибольшее число работ относится или к 1920-30-м гг. или к концу XX - началу XXI вв. В целом же, в исследовании творчества Богданова прослеживаются три периода:

Первый период - 1920-30-х гг.: критика со стороны марксизма. Первыми марксистскими критиками эмпириомонизма Богданова были В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и его ученики A.M. Деборин и Л.И. Аксельрод (Ортодокс). В их работах акцентировалось внимание на отступлениях А.А. Богданова от марксизма, что проявлялось, по их мнению, в субъективном идеализме, волюнтаризме, ревизионизме .

Второй период - 1940-1980-х гг.: немногочисленные исследования наследия А. А. Богданова в советской научной и общественно-политической литературе, характеризующиеся сугубо критическим рассмотрением его трудов. Советскими авторами подчеркивалось позитивистское (а еще точнее, махистское) влияние на творчество Богданова, а его концепция эмпириомонизма рассматривалось исключительно в качестве новейшей формы философского ревизионизма.

Третий период - начавшийся с 1990-х гг. и продолжающийся по настоящее время характеризуется повышением исследовательского интереса к наследию Богданова, его творчество становится предметом теоретического и, в частности, историко-философского исследования.

См.: Плеханов Г.В. Сочинения. Т. 17. Против эмпириомонизма и богоискательства. - М., 1922; Философское учение Маркса: Хрестоматия по Плеханову / Г.В. Плеханов сост. - М.-Л., 1933; Деборин A.M. Введение в философию диалектического материализма. - М., 1922; Аксельрод Л. (Ортодокс) Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма. -4-е изд. - М.-Л., 1925. 102. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений. Т. 18. - М., 1973. 2 См.: История философии в СССР. В 5-ти тт. Т. 4. - М., 1971.

Историко-философский анализ творчества А. А. Богданова, отразившего противоречия социальных, политических, идеологических и теоретических взглядов интеллектуальной среды России начала XX века, дан в трудах А.Л. Андреева, М.А. Маслина . В них подчеркивается, что по сей день существует крайне мало публикаций, посвященных исследованию философского наследия Богданова. А.Л. Андреев в параграфе об эмпириомонизме Богданова в рамках учебника «История русской философии» под редакцией М.А. Маслина (2001, 2008гг.), посвященном 250-летию основания МГУ им. М.В. Ломоносова, представил подробный анализ философии Богданова в контексте его принадлежности к русскому «активистскому» марксизму.

Известным исследователем творческого наследия А. А. Богданова в наше время является В.Н. Садовский , который посвятил концепции эмпириомонизма ряд публикаций, раскрывая ее основные принципы и понятия. Особое внимание В.Н. Садовский уделил методу «подстановки», называя его прообразом метода моделирования, получившего широкое распространение в философии и современной науке. Определяя свое отношение к дискуссионному вопросу: был ли Богданов марксистом или позитивистом, Садовский подчеркивает мысль о марксистской, а не позитивистской направленности мировоззрения Богданова.

Особая роль в современном развитии идей Богданова принадлежит Международному институту А. А. Богданова, созданному в Екатеринбурге в 1999 году. Деятельность института направлена не только на всестороннее изучение идей ученого, но и на их популяризацию: издается Вестник,

'См.: Андреев А.Л. Богданов А.А. // Русская философия: словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина -М.: Республика, 1995. - С. 54-56; Андреев А.Л. Богданов А.А. // Русская философия: энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков - М.: Алгоритм, 2007. - С. 58-60; Андреев А.Л., Маслин М.А. А.А. Богданов как философ и социальный мыслитель // А.А.Богданов. Эмпириомонизм. Статьи по философии. М.: Республика, 2003. С.366-374.

См.: Садовский В.Н. Как следует читать и оценивать «Эмпириомонизм» А. А. Богданова // Вестник Международного института Александра Богданова. - 2003, №3 (15); В.Н.Садовский. История создания, теоретические основы и судьба эмпириомонизма А.А.Богданова // А.А.Богданов. Эмпириомонизм. Статьи по философии. М.: Республика, 2003. С.340-365.

проводятся научные семинары, конференции, как в России, так и за рубежом. Существенный вклад в изучение эмпириомонизма вносят сотрудники Института: директор института проф. В.В. Попков, его заместитель Г.Д. Гловели и другие .

Исследование наследия А.А. Богданова, в том числе и его философской концепции монистического истолкования опыта, привлекает внимание и зарубежных авторов, среди которых необходимо отметить Джона Биггарта, Абрахама Яссора, Доминика Лекоурта, Чаптера Сикса и др.2

Анализу концепции сознания в рамках эмпириомонизма А.А. Богданова посвящена статья СВ. Добронравова . Так же определенный вклад в популяризацию наследия Богданова внесли Т.С. Протько и А.А. Грицанов, опубликовав работу о творческой биографии ученого,

посвятив отдельный раздел непосредственно эмпириомонизму .

В работе А.Е. Рыбаса акцент сделан на интерпретации понятий, изложенных Богдановым в «Эмпириомонизме»: понятие опыта, элементы и ряды их зависимости, комплексы элементов и понятие тела, смысл субъективности и объективности, идеал познания, непрерывность опыта, метод подстановки, психический подбор и др.

Анализу философских идей А.А. Богданова посвящены диссертационные исследования последних лет. Среди таких исследований следует выделить работу Н.Н. Полуян. Она всесторонне изучила идеи теории познания «русского эмпириокритицизма» на примере соотношения

См.: Творческое наследие А.А. Богданова и создание Международного института / доклад кандидата экономических наук Попкова В.В. // Вестник Международного Института А. Богданова. -2000, №1.

2 См.: Biggart J., Glovelli G., Yassour A., Bogdanov and His Work: A Guide to the Published and Unpublished Works of Alexander A. Bogdanov (Malinovsky) 1873-1928. Aldershot, England and Brookfield, Vermont: Ashgate, 1998; Lecourt D. Proletarian Science? The Case of Lysenko / Introduction by L. Althusser. - Digital Reprints, 2003; Chapter Six Empirio-criticism and historical materialism. . 16 апреля 2004г.

См.: Добронравов СВ. Эмпириомонистическая концепция сознания // Вестник Международного Института А. Богданова. - 2003, №15. 4 См.: Протько Т.С., Грицианов А.А. Александр Богданов. - М., 2009.

См.: Рыбас А.Е. Александр Богданов: пролегомены к философии эмпириомонизма // Журнал русской философии и культуры ВЕЧЕ. - 2009. Вып. 20.

взглядов В.А. Базарова и А.А. Богданова . В диссертации дан качественный анализ взглядов основоположников эмпириокритицизма - Э. Маха и Р. Авенариуса на основании их основных работ, проведена параллель с идеями русских эмпириокритиков и др.

В работах современных исследователей, по сравнению с советским периодом, в целом осуществлена переоценка творчества Богданова и его значимости. Многие авторы воспринимают труды Богданова позитивно, однако существуют и негативные оценки его идей. Так, О.М. Минтус отмечает, что вслед за Махом Богданов по-своему понял изменение гносеологической ситуации в связи с революцией в физике, в связи с чем, предпринял неудачную попытку синтезировать философию Маркса и эмпириокритицизм. В итоге появился эмпириомонизм как развитие философии Маркса, связанное, тем не менее, с пересмотром ряда ее основополагающих моментов .

В контексте психологической науки эмпириомонизм изучала О.И. Коваль. Целью ее диссертационного исследования являлся анализ психологического наследия А. А. Богданова и оценка его научного вклада в развитие отечественной психологической мысли. Философские взгляды Богданова здесь рассмотрены только как основа для определения роли теории эмпириомонизма в психологии. В ее труде особое внимание уделялось энергетическому и историческому подходам в изучении Богдановым психических явлений, исследовалось сознание как определенное звено неразрывной цепи физиологических процессов психического аппарата, как необходимый момент в процессе выработки двигательных реакций.

Эмпириомонизм изучается и в рамках современной социологической науки: в 2010 году была защищена диссертация К.А. Кузнецовой, в которой

См.: Полуян Н.Н. Идеи теории познания «Русского эмпириокритицизма» (В.А. Базаров, А.А. Богданов: Автореферат дисс. канд. филос.наук: 09.00.01. -Киров, 2010.

См.: Минтус О.М. Эволюция философских взглядов Н.И. Бухарина: Автореферат дисс. канд. филос. наук: 09.00.03. -Нижневартовск, 2002.

См.: Коваль О.И. Психологическое наследие А.А. Богданова: Автореферат дисс. канд. психол. наук: 19.00.01.-Ярославль, 2010.

так же кратко рассматривается эмпириомонизм, как основа развития научных взглядов ученого. Кузнецова К.А. отмечает, что данное учение ряд авторов трактует как разновидность стихийного материализма, или, напротив, субъективного идеализма, но правильнее рассматривать его как специфическую версию позитивизма .

Философия Богданова рассматривается и анализируется в современных учебных пособиях, а также в целом ряде энциклопедических словарей, посвященных истории русской философии .

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наследие А.А. Богданова, начинает занимать должное место, как в исследовательских работах, так и в учебной и справочно-энциклопедической литературе. Вместе с тем творчество отечественного мыслителя и ученого столь многогранно, что многие аспекты его идей до настоящего времени не стали предметом специального изучения. Нет среди исследователей единства в оценке содержания философского мировоззрения А.А. Богданова.

В этой связи нельзя обойти вниманием многолетнюю программу, выполненную Институтом философии РАН и научным фондом «Институт развития Г.П. Щедровицкого», в рамках которой была подготовлена и издана серия книг «Философия России второй половины XX века» (21 том). Хотя книжная серия не касается непосредственно философии эмпириомонизма, анализируя исторический контекст русской философии, акад. В.А. Лекторский уделил внимание творчеству А. А. Богданова. Он подчеркнул, что не совсем верной является точка зрения, что советская философия вообще не была философией, а была идеологией, которая являлась не более чем способом оправдания политики КПСС. В этом контексте он называет ряд имен философов, которые, по его словам,

См.: Кузнецова К.А. Социологические взгляды А.А. Богданов: Автореферат дисс. канд. социол. наук: 22.00.01. - Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2010.

2 См.: Русская философия. Энциклопедия под ред. М.А. Маслина. - М., 2007; Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина. - М.: Республика, 1995, 1999. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. /Отв.ред. А.И.Алешин. - М.: Наука, 1995. и др.

представляли собой целое философское движение, связанное с противостоянием догматическому марксизму. Среди них В.А. Лекторский упоминает и Богданова. «Неортодоксальный марксист А.А. Богданов создал «всеобщую организационную науку», противостоящую элементаризму и атомизму классической науки - его идеи не были признаны при жизни и получили развитие только через полвека, когда в науках началось «системное движение». Тогда же целым рядом российских мыслителей разрабатывается структурный метод, ставший одним из источников структурализма в философии и науках о человеке во второй половине XX века» .

Итак, концепция эмпириомонизма является теоретической и методологической основой всех теоретических построений Богданова. Она носит ярко выраженный философский характер, что предполагает возможность и необходимость ее дальнейшего историко-философского анализа. Неоднозначность оценок, недостаточное осмысление роли эмпириомонизма А. А. Богданова в системе современного философского и научного познания обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования. Объектом исследования является философское творчество А.А. Богданова.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает специфика его философских воззрений, нашедшая свое отражение в концепции эмпириомонизма.

Цель исследования. Целью диссертации является комплексное научное исследование и историко-философский анализ концепции эмпириомонизма А.А. Богданова, выявление ее теоретико-методологических оснований, определение ее места в русской и мировой философской мысли.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

См.: «Философия России второй половины XX века». Интервью академика В.А. Лекторского. . aspx?id=9a51737 l-02d3-4cbl-8d65-f9c4753ac0fd&print=l (24.06.2010г.).

- определить основные вехи научной биографии А.А. Богданова,
отражающие становление его как оригинального российского философа;

раскрыть теоретические и методологические основы его концепции эмпириомонизма, показать ее связь с известными российскими и зарубежными философскими учениями;

определить предметное поле и выявить сущность основных понятий и категорий философии Богданова: «элементы опыта», «физический опыт», «психический опыт», «подстановка», «психический подбор», «социоморфизм», «общественный подбор», «аффекционал» и др.;

исследовать в контексте общетеоретических взглядов А.А. Богданова его идею соотношения физического и психического;

проанализировать идею психического и общественного подбора и их значение в философии Богданова;

- осуществить анализ его метода всеобщей подстановки как
методологической основы социально-активистского понимания процесса
познания;

- раскрыть специфику подхода Богданова к проблеме социоморфизма;

- осуществить историко-философский анализ оценок идей Богданова
современниками;

- определить теоретическое значение концепции эмпириомонизма
Богданова и ее место в истории русской философии.

Теоретико-методологическая основа исследования. Для успешного решения поставленных задач в основу настоящего исследования был положен метод комплексного историко-философского анализа репрезентативного корпуса источников, который позволяет проследить развитие философских воззрений А.А. Богданова. Разносторонность идей Богданова, многообразие его научных интересов обусловили необходимость сочетания логико-концептуального и историко-критического подходов к анализу его теории эмпириомонизма, а также применение методов

текстологического и сравнительно-исторического анализа. Работа основана

на научном принципе объективности, историзма, в ней нашли применение историко-функциональный и историко-генетический методы исследования, а также компаративистский подход к изучению философского материала в контексте определенного исторического периода.

Источниковедческая база исследования. В диссертации исследуются и анализируются следующие группы источников:

оригинальные философские работы А. А. Богданова, монографические исследования, в том числе малоизученные в современной историко-философской литературе;

отдельные труды А.А. Богданова в области социальной философии, права, истории;

публицистика, общественно-политические статьи А.А. Богданова в журналах и др.

историко-философская, научно-критическая исследовательская литература, посвященная творчеству А.А. Богданова, как конца XIX - XX веков, так и современная;

- специализированные и научно-популярные журналы, а также другие
периодические издания.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования связана с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в современной исследовательской литературе, и заключается в том, что в нем:

  1. Определено место философской концепции эмпириомонизма А.А. Богданова в истории русской и мировой философии, ее теоретическое и практическое значение.

  2. Изучено философское наследие ученого сквозь призму особенностей той эпохи, в которой он его создавал.

1 См.: Богданов А.А. Вера и наука // Вопросы философии. 1991. № 12; его же: О тенденциях пролетарской культуры: ответ Гастеву // Пролетарская культура. - М., 1919. № 9-10.

  1. Осуществлен углубленный историко-философский анализ концепции эмпириомонизма А.А. Богданова в тесной взаимосвязи с другими направлениями его научной деятельности.

  2. Выявлены теоретические предпосылки и методологические основания эмпириомонизма А.А. Богданова, определена идейная связь с такими направлениями, как материализм, позитивизм, эмпириокритицизм, энергетизм, прагматизм.

  3. Показано значение творческой биографии А.А. Богданова, которая послужила информационным обоснованием его философских идей.

  4. Выделены и проанализированы ключевые понятия концепции эмпириомонизма А.А. Богданова «физический опыт» и «психический опыт», «психический подбор», «подстановка», «аффекционал», «социоморфизм» и

др.

7) Исследовано понимание А.А. Богдановым соотношения физического и
психического на основе монистического понимания опыта.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Опираясь на новейшие, научно ориентированные философские течения начала XX века, и исходя из «организационной точки зрения», Богданов разрабатывает оригинальное философское учение -эмпириомонизм, которое представляет собой теорию и одновременно философскую критику опыта.

  2. Стремясь к пониманию жизни, как организованной системы, Богданов выстраивает монистическую концепцию первичного, универсального и единого человеческого опыта, в которую включены физический и психический мир как две составляющие жизни в целом. При этом психическое представляет собой сугубо личный, индивидуальный опыт каждого отдельного человека, а физическое - социально организованный, коллективный опыт, общезначимые представления. Психический и физический опыт едины в контексте всеобщей организационной точки

зрения и реализуются в социальной организации опыта.

3. Существенный интерес представляет развиваемое в эмпириомонизме
понятие подстановки, толкуемое Богдановым как условие понимания
индивидуального переживания (и переживания другого) через коллективный
опыт и утверждающее объективную основу человеческой коммуникации.
Теория подстановки предвосхитила современные герменевтические
исследования в философии и науке, которые рассматривают толкование и
интерпретацию информации в контексте коллективного информационного
пространства, в котором существует человек.

4. Концепцию универсальной подстановки Богданов углубляет
разработкой метода психического подбора, согласно которому каждый
человек дополняет свой опыт явлениями психической жизни других людей,
важнейшим итогом чего становится принцип экономии энергии,
проявляющийся в выработке стойких реакций человека на изменения
окружающей среды. Основной задачей данного метода философ считает
выработку объединяющей точки зрения на все различные процессы,
протекающие в той или иной области.

  1. Закон подбора Богданов распространяет и на общественную сферу, в результате чего складывается концепция социоморфизма. Данная концепция базируется на представлении о том, что явления внешней природы формируются по образцу человеческих действий, таким образом, созданное в одной социальной действительности может быть применимо к другой сфере, в том числе и внесоциальной.

  2. Философское учение А.А. Богданова вызвало неоднозначные, подчас резко критические оценки современников. Особенно остро развернулась полемика между Богдановым и русскими марксистами. В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др. усматривали в учении Богданова идеалистическую составляющую, обвиняя его в близости к махизму. Несмотря на идеологическую ангажированность этой критики, в ней были отмечены основные противоречивые моменты эмпириомонизма, в частности, само

понятие опыта, который совпадает с областью непосредственно ощущаемого,

с непосредственными переживаниями личности. У Богданова были не только противники, но и сторонники, например, его ценил П. Юшкевич, чья философия также основывалась на учении энергетизма.

7. Несмотря на идейную близость к махизму, эмпириомонизм Богданова может быть охарактеризован как оригинальное и самостоятельное явление в русской философской мысли. В философском учении Богданова можно выделить ряд идей и принципов, значимость которых возрастает в современной философии и науке. Прежде всего, это позиционируемый как всеобщий для всех видов систем принцип организации, получивший сегодня свое развитие в концепции самоорганизации - в теории систем и в синергетике. Весьма важными и актуальными в контексте современного философского анализа общества представляются понятия: подстановки, метода психического подбора и концепции социоморфизма. Наконец, на этапе современного развития постнеклассической науки большую значимость приобретает введенное Богдановым в научный оборот понятие аффекционала, а также идея связи системы с энергией системных элементов, что предопределило современное понимание принципа поглощения и аккумулирование системой энергии как необходимое условие существования сложных самоорганизующихся систем.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационное исследование дополняет современное научное видение философской концепции А.А. Богданова и создает основу для дальнейшего развития научных изысканий в области историко-философского анализа. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в теоретико-методологическом отношении при дальнейшей разработке истории русской философии как единства в многообразии. Содержание работы может быть использовано в различных областях теоретических и прикладных исследований: в историко-философских, социально-философских, социально-политических, социально-психологических,

политологических исследованиях. Материал диссертации может также

применяться в преподавании истории русской философии, теоретической, социальной философии, философии науки.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры философии МАИ; использованы автором при проведении семинарских занятий со студентами МАИ по теме «История русской философии»; представлены в тезисах выступлений автора на конференции МГТУ им. Н.Э. Баумана «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров» (Москва, 2-3 декабря 2010 г.), круглом столе, проходящем в Финансовом Университете при правительстве РФ «Базовые ценности современной России: философская рефлексия» (Москва, 9 июня 2011г.), а так же отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Структура диссертации подчинена целям исследования: в работе выделяются введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Похожие диссертации на Эмпириомонизм А.А. Богданова : историко-философский анализ