Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политическая и философская мысль Беларуси в первой половине XIX века Шалькевич, Вячеслав Феликсович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шалькевич, Вячеслав Феликсович. Общественно-политическая и философская мысль Беларуси в первой половине XIX века : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.03 / Гос. ун-т.- Минск, 1993.- 66 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/3097-1

Введение к работе

АЇУ^ьност^_иссл^овшіил. Достижение Беларусью государственной" независимости открыло перед учеными-обществоведами республики возможность объективного исследования и освещения национальной истории и культуры. Большую роль в правдивом воссоздании прошлого призвана сыграть история общественно-политической и философской мысли нашего народа, без изучения которой невозможно ни правильное понимание, ни всестороннее отражение исторической истины. Именно стремление к новому теоретическому осмыслению богатого духовною наследия стимулирует в настоящее время интерес к разработке истории философской мысли Беларуси, многие страницы которой на протяжении длитель.тго времени либо фальсифицировались, либо замалчивались. Теперь, когда историческая истина восстанавливается в своих правах, когда меняются установившиеся взгляды на многие социально-политические и философские проблемы, когда ликвидируются "болыя пятна" в истории, изучение национальной общественно-политической и философской мысли является актуальной задачей, успешное решение которой окажет неоценимую помощь в деле строительства суверенной белорусской государственности, в возрождении национальной культуры, в объяснении многих актуальных проблем современности.

Изучение общественно-политической и философской мысли Беларуси призвано также способствовать формированию национального самосознания, национального достоинства, гордости за свою культуру, свою историю, свой народ, создавший подлинные духовные ценности на протяжении всей многовековой истории.

Степень_р_азработанности_темы. Общественно-политическая и философская мысль Беларуси имеет богатую историю, однако ее систематическое исследование началось только в 20-е годы нашего века. С конца 40 — начала 50-х годов в республике начинается заметная активизация историко-философских исследований. Особенно плодотворное изучение истории белорусской философии наблюдается в последние годы, о чем свидетельствует издание ряда монографий, подготовленных сотрудниками Института философии и права Академии наук Республики. :',. Беларусь и Белгссуниверситета, публикация значительного количества.' статей как белорусскими, так и зарубежными учеными. Заметным шагом' с изучении истории белорусской философии явилась защита ряда кандидатских и докторских диссертации посвященных различным ее аспектам /Э.К.Дорошевич, В.М.Конон, А.С.Майхрович, С.А.Иодокшин, С.Ф.Сокол и др./.

Белорусскими учеными проделана значительная работа по выявлению основных трудов виднейших представителей общественно-политической мысли Беларуси прошлых веков, ее периодизации, вычленению ее основных проблем, оценки ее главных достижений,

Однако не все периоды истории белорусской философии изучены с достаточной полнотой. К их числу относится и общественно-политическая и философская мысль Беларуси XIX — начала XX вв. /1795--1918 гг./, т.е. период от утраты до обретения Беларусью собственной государственности, проблемы которого теснейшим образом связаны с современностью.

В атом более чем вековом периоде значительно глубже изучены историко-философские проблемы национальной мысли второй половит XIX — начала XX вв. /1864—1918 гг./, получившие освещение в исследованиях И.Н.Лущицкогр, А.С. Майхровича, В.М. Конона, Т.А.Короткой, Н.С.Купчина, Е.С.Прокошиной, Н.В.Рожина, СМ.Самбук, В.Н.Солошенко, О.И.Еффсімовой и др.

История национальной философии первой половины XIX века /1795—1864 гг./ до сих пор все еще изучена недостаточно. В работах Э.К.Дорошевича и Н.Н.Мохнач философская мысль указанного периода получила лишь частичное освещение, ибо публикации Э.К. Дорошевича посвящены, по преимуществу, анализу просветительской философской мысли Беларуси второй половины ХУШ — начала XIX ве ка, а Н.Н.Мохнач — национальной философии 10-40-х годов XIX столетия, проблеме перехода ее от эпохи Просвещения к революцион ному демократизму.

В силу этого, целые направления общественно-политической и философской мысли Беларуси первой половины XIX века до сих пор не получили должного освещения. Например, не были предметом специального анализа консерватизм и неосхоластика первой трети XIX века, представленные трудами ученых Полоцкой иезуитской ака демии и И.Лобажевского, либерализм того же времени, поставивший в начале XIX века проблему возрождения.белорусской государственности, отмену крепостного права /крестьянский вопрос/, пєрестрої ку системы народного образования на новых демократических и либеральных принципах. Совершенно не исследовано либеральное напрс ление в общественной мысли Беларуси конца 50 — начала 60-х годг имеющее серьезные заслуги в постановке и разработке ряда пробле национального возрождения и культуры. Даже наиболее изученное і настоящему времени революционно-демократическое направление об-

[щественной мысли до сих пор не могло получить исчерпывающего освещения, потому что в условиях тоталитарного режима идеи белорусских революционеров-демократов, связанные с возрождением национальной государственности и" культуры не могли быть объектом научного анализами обсуждения. К тому же ряд проблем этого периода, например, поставленная в публикациях Н.Н.Мохнач проблема перехода от просвещения к революционному демократизму, является дискуссионной и до конца не выяснена.

Всё ято и обусловливает необходимость и актуальность изуче
ния общественно-политической и философской мысли Беларуси данно
го периода.

1795—1864 годы — это время дальнейшего кризиса феодально-крепостнических отношений, постепенгого вызревания в экономике Беларуси алементов капитализма. Одним из главных вопросов общественной мыслк того времени являлась замена феодального способа производства капитаячстическим, отмена крепостного права. Для Беларуси, являвшейся регионом г.о преимуществу аграрным, ята проблема была весьма актуальной. Для преодоления кризисных явлений необходимо было также ослабить влияние католической церкви на общественную жизнь, духовную диктатуру которой'в тогдашнем обществе представители либерального направления общественной мысли рассматривали как одну из причин упадка Речи Посполитой.

Но, пожалуй, самой главной проблемой, стоявшей перед общественной мыслью того времени являлась проблема национального освобождения и возрождения белорусской государственности в той или иной политической форме. Окончательная ликвидация остатков белорусской государственности в конце ХУШ века в результате разделов Речи Посполитой и присоединение Беларуси к России ознаменовали начало насильственной ассимиляции белорусского народа, несли прямую угрозу существованию белорусского этноса. Социальное и национальное угнетение, ассимиляция, проводимая царской Россией, вызвали появление на белорусских землях национально-освободительного движения, способствовали оживлению про-десса формирования национального самосознания, белорусской на- , дии, отличной от польской и русской.

В этот период в Беларуси происходила такжеактивная рецеп-дия и осмысление / в форме полемик, дискуссий и ї,д./ достижа-шй философской и общественно-политической мысли как Западной Звропы /французского Просвещения, немецкой классической филосо-..

фии, утопического социализма/, так и русской философии, представленной прежде всего идеологией русских революционных демократов. Все йти и многие другие малоизученные проблемы представляют значительный интерес для современности и делают птот период притягательным для исследователей.

Хронологические рамки исследования очерчиваюся двумя важными историческими событиями — последним разделом Речи Послолитой, окончательной утратой Беларусью национальной государственности и инкорпорации ее земель в состав Российской империи /1795 год/, с одной стороны, и восстанием 1863—1864 гг., с другой, в ходе которого была окончательно сформулирована программа ликвидации феодально-крепостнических отношений, возрождения национальной государственности и культуры, создание национальной системы образования и др. проблемы, находившиеся в центре внимания общественно-политической и философской мысли Беларуси на протяжении всего XIX века.

Ц2ь_и^эадачи_ислзотания. Целью диссертационного исследования является выявление и анализ основных направлений общественно-политической и философской мысли Беларуси первой половины XIX века /1795—1864 гг./, не получивших до сих пор детального рассмотрения ни в белорусской, ни в зарубежной историко-философской литературе. Эта цель предполагает решение следующих задач:

I.Раскрыть социально-экономические, общественно-политические и идейные предпосылки, обусловившие возникновение основных направлений общественно-политической и философской мысли Беларуси первой половины XIX века.

2.Выделить основные направления общественно-политической и философской мысли Беларуси первой половины XIX века /либерализм, консерватизм, а также радикальные направления — политический романтизм и революционный демократизм/.

3.Показать сущность и своеобразие основных направлений общественно-политической и философской мысли Беларуси первой половины XIX века как идейных форл выражения основных интересов представителей определенных классов, слоев, групп населения.

4.Определить идейное содержание основных течений общественно-политической мысли, проанализировать разрабатывавшуюся в этот период социально-политическую проблематику /проблему ликвидации феодально-крепостнических отношений, возрождения белорусской государственности, перестройку национального образова-

ния в духе демократизма и либерализма, возрождение национального культурного наследия и др./.

5.Проанализировать наиболее важные достижения философской мысли Беларуси первой половины XIX века, содержавшиеся в трудах последователей французских просветителей ХУШ века, а позднее<— приверженцев идей немецкой классической философии конца ХУШ — первой трети XIX века и, прежде всего, философии Канта и Гегеля.

6.Выделить важнейшие периоды и раскрыть закономерности развития общественно-политической и философской мысли Беларуси первой половины XIX века.

Методология_и_ист^чники_исмедовани2. Методологическую основу исследования составляют категории и принципы, разработанные б рамках диалектической историко-философской традиции: принцип объективности, принцип развития, принцип историзма, принцип универсальной взаимосвязи всего сущего, принцип конкретности истины, соотношение категорий исторического и логического, всеобщего, особенного и единичного и т.д. Примененные в их конкретной взаимосвязи они представляют собой наиболее общую методологию дайной работы.

В диссертационном исследовании главное внимание уделено теоретическому анализу содержания памятников общественно-политической и философской мысли Беларуси первой половины XIX века и, в первую очередь, печатных и рукописных произведений белорусских мыслителей, их писем, воспоминаний и т.д. Это труды: Ю.Бокшанско-го, П.К.Бжостовского, В.Бучииского, Ф.Бохвица, И.Быховца, Я.Гейш-тора, И.Головиньского, Ю.Голуховского, Э.Желиговского., Я.Зноско, братьев К.С. и В.С.Калиновеких, Ю.И.Крашевского, И.Лобажевского, А.Г.Киркора, Н.Мусницкого, А.Незабытовского, М.К.Огинского, И.П. Огрызко, А. Оскорко , М.Почобута, И.Пржецлавского, Г'.Ржевуеско-го, Д.Ришардо, Яна и Енджея Снядецких, Ф.Савича, В.Д.Спасовнча, Валериана и Иеронима Стройновских, Т.Щеневского, М.Якубовича и др. Кроме того автором привлечены к анализу публицистические материалы, помещенные в периодической печати Беларуси и Литвы первой половины XIX века, а такие литературные произведения, в которых содержались актуальные проблемы общественно-политической и философской мысли того времени и которые являются органической частью белорусской духовной культуры.

В диссертационном исследовании использованы также публикации известных историков национальной общественной мысли —

Н.О.Алексютовича, А.А.Бирало, Э.К.Дорошевича, А.С.Клевчени, А.С. Майхровича, В.М.Конона, И.Н.Лущицкого, А.И.Мальдиса, Н.Н.Мохнач, С.А.Подокшина Е.С.Проксвиной, А.Ф.Смирнова, С Ф.Сокола, И.А.Юхо и др., а также историков русской философии В.В.Богатова, Г.С.Ва-сецкого, А.И.Володина, А.А.Галактионова, В.Е.Евграфова, М.Т.Иов-чука, З.А.Каменского, В.С.Кружкова, В.А.Малинина, П.Ф.Никавдрова, И.К.Пантина, У.Д.Розёнфельда, З.В.Смирновой, В.И.Степанова, П.С. Шкуринова и др.

В диссертации учтены и критически переосмыслены результаты исследований зарубежных, прежде всего польских и литовских ученых по истории общественно-политической и философской мысли данного периода. Это работы В.Бачко, А.Валицкого, В.Вонсика, Ф.Габ риля; Е.Ладыки, В.Лимановского, А.Новицкого, А.Сикоры, Б.Скарги, М.Страшевского, Г.Струве, Е.Шацкого, Б.К.Генэелиса, Р.М.Плечкай-тиса, И.И.Лаэутко и др.

В исследовании приняты во внимание также работы немецких, французских, английских, американских, итальянских исследовате-лей-белорусистов — П.Шайберта, Э.Энгельгардта, Ф.Нойрайтера, Р.Мартеля, Ж.-Б.Бушо, А.Макмиллина, Т.Барда, Н.Вакара, П.Н.Векс-лера, Д.Т.Стенли, Д.Л.Мессины и др., а также представителей белорусской эмиграции Л.Горошко, Я.Запрудника, П.Урбана, Л.Рыдлев-ского и Др.

Научная новизна представленного исследования заключается в том, что в нем впервые в национальной историко-философской литературе:

- изложена целостная концепция, воспроизводящая имманентнун логику становления и развития общественно-политической и философской мысли Беларуси первой половины XIX века, определены ее основные проблемы и этапы;

выявлена и показана внутрення целостность, взаимообусловленность и.единство регионального историко-философского процесс; взаимосвязь социальных, политических и философских идей с аконо. мическим развитием тогдашнего общества;

вычленены и проанализированы наиболее характерные, присущие этому периоду социальные, политические и философские проб лемы, содержащиеся в идейном наследии белорусских мыслителей различных идейных Направлений, в публицистике и других источниках;

показано, что основами направлениями общественно-полити

ческой мысли в ятот период были — консерватизм, либерализм, политический романтизм, революционный демократизм, проанализированы их достижения и особенности;

установлено, что основными проблемами общественно-политической мысли того времени являлись отмена крепостного права, реформа системы народного образования, либерализация и демократизация общественной жизни, возрождение утраченной в конце ХУШ века белорусской государственности;

в различите проектах решения главной проблемы того времени — возрождении белорусской государственности — представители национальной общественной мысли выступали приверженцами европейских форм политической жизни, парламентаризма и конституционализма, сторонниками правового государства;

в первой трети XIX века развитие философской мысли в Беларуси, наряду с идеологией французских просветителей ХУШ века, стимулировалось философией И.Канта, знакомство с которой вело

к постановке и обсуждению актуальных гносеологических, ятических, общественно-политических и педагогических проблем, укреплению либерального направления общественно мысли, ослаблению влияния теологии;

30—40-е годы XIX века в развитии национальной философии прошли под бесспорным влиянием философии Гегеля, его диалектических идей, опираясь на которые, сторонники социальных преобразований выступали с критикой консервативно-клерикальных воззрений, обосновывали неизбежность социального прогресса;

доказано, что основная тенденция, в развитии национальной эбшественной мысли характеризовалась возрастающей дифференциацией и усложнением социально-политической и философской проблематики, постепенной выработкой и формулировкой различных теоретических положений, которые впоследствии легли в основу целостной концепции национального возрождения;

наиболее полная и наиболее радикальная программа социально-юлитических и экономических преобразований, возрождения белорусской государственности и культуры была создана накануне и в ходе зосстания 1863—1864 гг. замечательным белорусским мыслителем С.С.Калиновским, мировоззрение которого складывалось под влия-шем идей как русских, так и польских революционеров-демократов, слассической немецкой философии и западноевропейского утопического социализма, в обстановке нарастания демократического движения

в Беларуси и России.

Кроме того, в процессе изучения данной темы автором впервые в белорусской историко-философской литературе выявлено и привлечено к анализу идейное наследие ряда мыслителей рассматриваемого периода — В.Бучинского, И.Лобажевского, B.C. Калиновского, ТДе-невского, М.Ходзько и др.

В ходе работы над данной диссертацией автором выявлен и введен в сферу непосредственно научного анализа значительный фактический материал, относящийся к истории общественно-политической мысли Беларуси данного периода и находящийся не только в архивах и рукописных отделах библиотек бывшего СССР /Москвы, Ленинграда, Вильнюса/, но и в зарубежных /польских/ библиотеках и архивах Вроцлава, Варшавы, Кракова, Курника, Познани. В частности, выявлены архивные и редкие печатные материалы, относящиеся к истории первого высшего учебного заведения на территории современной Беларуси — католического университета в Полоцке /Полоцкой иезуитской академии/, найдены и опубликованы письмо К.С.Калиновского к Б.Длусскому, письма B.C.Калиновского к А.Белевскому и другие важные источники /I, с. 221—229, 2., с. 104—105, 40, с. 117— "142 и др./.

Данные положения и выводы являются теми основными положения* которые и выносятся автором на защиту.

Научно-практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно в значительной степени, восполняет имепцййся пробел в исторш национальной общественно-политической и философской мысли. Резулі таты исследования могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории общественно-политической и философской мысли Беларуси, в курсах лекций по истории белорусской философии, по истории общественно-политической и философской мысли славянских народов — русского, украинского, польского, а такжелитовского. Автор постоянно использует результаты диссертации при чтении спецкурса в Национальной институте гуманитарных наук Республики Беларусь, а также в лекционных курсах на отделениях философии, социологии и политологии философско-зкономического факультета Белгдсуниверситета,

Апробация работы,. Основой для диссертации в форме научного доклада послужили исследования автора, результаты которых в разных формах проходили апробацию на протяжении 25 лет. Главные по-

ложения и выводы диссертации отражены в ряде монографий и брошюр, которые получили положительную оценку как в отечественной, так и зарубежной печати /польской, чешской, английской/. Так, на изданную в 1988 году монографию"Кастусь Калиновский: страницы биографии" объемом 14,2 п.л. было опубликовано несколько положительных рецензий в Польше и Беларуси /"a'lavia orientalis" І99Ї, »3 ; «Slavics wratislaviensia" 1992, т. ЬШ; "Полымя" .1989, »9/.

Положительно встречено было также первое издание идейного наследия К.С.Калиновского "Из печатного и рукописного наследия", объемом 12 п.л. /Минск, 1988/, инициатором публикации которого, одним из составителей, автором предисловия и комментариев является автор настоящего доклада. Доброжелательные рецензии На него были опубликованы на страницах " Советского славяноведения" 1988, » б; "Полымя" 1988, * 9; "Немана" 1988, X 9* "Беларускай мовы f літаратурьі у школе'' 1989, №2; "Гродненской правды" 1988, 26 октября» "Czerwonego sztandaru " /Вильнюс/ 1988, 29 июня, .

Позитивные отклики и рецензии появлялись на выходившие ранее монографии, брошюры и статьи по истории общественно-политической И философской мысли Беларуси " She Journal of Byelorussian studies " /Лондон/, 1988, vol'. УІ, » Ij "Buhemer и /Варшава/ 1987, »3-4; "ПомнІкІ гісторні f культуры Беларусі" 1980, »4; "Неман" 1987, №9; "Жовтень" /Львов/, 1988, »5; "Голао РадзімьГ 1980, 24 студзеня; Толас Радзімн" 1985, 18 красавца; "Шва" /Белосток/, 1985, 19 мая; "Голас Радз|мы" 1987, 22 студзеня: "Заря" 1987, 19 августа; "Гродненская правда" 1987, 21 августа и др.

Всего автором опубликовано по теме диссертации около 100 работ общим объемом 80 п.л. Результаты и отдельные аспекты диссертационного исследования излагались автором на ряде конференций различного уровня. Автор принимал участие в Международной научной конференции в Кракове /1976/, Международной научной конференции во Вроцлаве /1985/, Международной научной конференции в Зеленой Гуре /1987/, Международной научной конференции в Люблине /1988/, Международной научной конференции в Варшаве /1989/, Международном конгрессе белорусистов /Минск, 1991/ и др.

Основные результаты диссертационного исследования докладывались автором также на ряде всесоюзных, межрегиональных и республиканских конференций и симпозиумов, в частности, на Респуб-

ликанской научной конференции молодых ученых по общественны!-", наукам вузов БССР, посвященной 100-летию со дня рождения В.И.Ленина Діинск, 1969/, Всесоюзной научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения И.Канта /Калининград, 1974/, Всесоюзной научной конференции, посвященной 400-летию Вильнюсского университета /Вильнюс, 1978 /, Межрегиональном теоретическом семинаре "Историософские проблемы в отечественной духовной культуре" /Киев, 1983/, Межрегиональном теоретическом семинаре "Методологические проблемы исследования истории отечественной философской мысли" /Львов, 1984/, Межрегиональном теоретическом семинаре по 'проблемам истории отечественной философской мысли /Ровно, 1985/, Всебелорусской конференции историков /Минск, 1993/ и др.

В 1989 году Президиум Главного Управления Общества по распространению светской культуры Польши наградил книгу Казимир Лы-щинский" Ліинск, 1985/, написанную совместно с Е.С.Прокошиной, медалью имени Тадеуша Боя-Желеньского.

Диссертация в форме научного доклада обсуждалась на заседани кафедры истории философии и логики Белорусского государственного университета и была рекомендована к .защите.

Похожие диссертации на Общественно-политическая и философская мысль Беларуси в первой половине XIX века