Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, социально - политическими и духовно идеологическими процессами, происходящими в странах мусульманского региона. Социально - политические процессы в странах мусульманского Востока сопровождаются острыми идейно - политическими противоречиями, которые зачастую протекают в исламской форме.
Идеологические процессы находят свое выражение в исламских
концепциях и доктринах.Зто и понятно, ведь ислам в течение более чем
тысячелетнего своего существования выполнял интеграционную и идеоло
гическую роль во всех сферах общественной жизни стран указанного ре
гиона. При этом он оставил глубокий след в философии, литературе, ис
кусстве, в образе жизни и традициях.
Поэтому без глубокого изучения ислама, исламских источников, исламской социально - политической философии трудно понять и прогнозировать социально - политические и духовно - идеологические процессы современного исламского мира.
Необходимость и своевременность изучения политической философии ислама, вытекает также из того, что на территории бывшего Советского Союза возникло несколько самостоятельных государств с мусуль- . манским, в основном, населением, для которых весьма актуально научное исследование исламских политических концепций и традиций.Эти исследования особенно актуалоны для суверенного Таджикистана, где различные политические силы, в частности силы исламского возрождения, обращаются к политике - правовым традициям ислама, пытаются использовать исламские политические концепции в своей политической борьбе.
Без глубокого изучения истории политической философии ислама вообще, калама в частности, невозможно понять сущность современных теорий "исламского пути развития", "тавхидного государства" и " таахиднои экономики" и т. д..
Следует отметить и то обстоятельство, что история развития социальной философии мусульманских народов вообще, политической философии калама в частности, как у нас, так и за рубежом, изучена крайне недостаточно. Но если учесть указанные выше обстоятельства,
то актуальность широкого изучения истории политической философии ислама становится вполне очевидным.
Объект исследооания. Предметом диссертационного исследования служит политическая философия калама как идейной основы возникновения и последующего развития исламских лолитико - правовых концепций. В сферу анализа входят социально - исторические условия и идейные основы формирования политических доктрин исламских мыслителей, вопросы соотношения политического учения шариата, калама и фикха, философского учения калама о государстве и политической власти; рассматриваются существующие в историко - философской науке оценки по-литичесі }й философии калама.
Степень изученности проблемы. Значительный вклад в изучение политической философии калзма внесли 'чпадкоевропейские ученые -Ф. Крёмер, Де Бур, Г. Мюллер, И.Краски, Г. Грибб, А. Масса, И.Гольд-циэр, А. Мец, Н. Грюнебаум.Е. сзенталь. В. Паттон и других. Политическая философия калама в их тпудах исследуется не самостоятельно, а в контексте изучения социальной философии, теологии и истории. Ценность их исследований прежде всего заключаются в том, что они основаны на глубоком анализе первоисточников - Корана, Хадиоов и сочинений мысли-телей,занимавшихся проблемами социальной философии.
Всестороннее исследование ислама и его общественно - философской мысли в России начинается со второй половины XIX века. Наиболее значительными в этом отношении являются работы И. Гурляда, П.К. Жузе, А.П. Агронбмова, Ариста, Г. Бариди, А.А. Васильева, Г. Вейлья, М. Каррьера, А.Е. Крымского, М Машанова, А. Мюллера, И.Г. Нофала, Н. Разумова, СИ. Уманек, Н.Е. Торнау, Фан Ден Берг, В.П. Черванского, А.Э. Шмидта.
Их традиции были продолжены и разаиты в исследованиях Бартоль-да В.В., Беляева ЕА, Бертельст Е.А... Крачковского И.Ю., Петрушевско-гоИ.Л., Рейскера М., Ашурова Г.А., Богоутдинова А.М., Диноршоева М.Д., Большакова О.Г., Вазирова 3., Гафурова Б.Г., Григоряна С.Н., Гуревича А.Я., ДжахидаА.М., Додхудоева Х„ Игнатенко А.А., Керимова Г.М., Кирабае-
ва Н.С, Наумкина А.В., Пиотровского М.Б., Прозорова СМ., Сагадеева А.В., Степанянц М.Т., Султонова У., Скжияйнена Л.Р. и других.
Заметный вклад в изучении философии калама в целом, его политической доктрины в частности, принадлежит иранским ученым М.Амзру, А.Зарринкубу, З.Сафо, А. Зинджани, Дж.Макдиси, Мехрину Мехрдоду СХ. Насру, М.Талсгани, М.Табатабаи, А.А. Фаёзу, СР. Хусравшахи, А. Шариати и других. Работы этих ученых, несмотря на некоторые их панисла-мистскке тенденции, имеют большую ценность с той Точки зрения, что в них политическая философия калама исследуется в контексте современных политических изменений в исламском мире.
В работах этих исследователей довольно подробно исследованы проблемы возникновения, становления, развития и эволюции калама, его основных онтологических, гносеологических и этических концепций. Что касается политической философии калама', то она во всех странах, особенно в бывшем СССР, изучена бегло и в общих чертах. В частности, остаются неисследованными проблемы сущности и задач политической философии калама, соотношение политической философии и фикха ( мусульманского права), эволюции политических концепций калама, отличие политических концепций калама от политических учений других философских школ. Эти обстоятельства и опре-, делили цели и задачи нашего исследования.
Цели и задачи исследования. Цели диссертационного исследования заключаются в следующем:
выявление особенностей и наиболее существенных черт политической философии калама; определение её роли в развитии исламских политических идей и теорий;
определение социально - исторических и идейных источников формирования политической философии калама как одной из теоретических основ политике - правовых концепций ислама;
раскрытие сущности каламистских теорий государства и политической власти;
- выявление особенностей взаимоотношения политическая филос:>ки *:»
лама сфикхом.
Диссертационная работа является первой попыткой исследовать данную проблему как самостоятельную и, в определенной мере, восполнить имеющиеся пробелы в исследовании политической философии калама.
Научная новизна исследования. Впервые ряд важных проблем политической философии калама стал предметом специального исследования. Именно это обстоятельство, в целом, определило научную новизну кандидатской диссертации.
В диссертации впервые в отечественной историко - философской науке:
выявлены сущность и основные черты политической философии калама;
определены идейно- теоретические предпосылки возникновения и эволюции политической философии калама;
дги подробный1 анализ влияния политической философии калама на современные политические концепции ислама;
- введены в научный оборот многочисленные источники и исследования
на таджикском, персидском и арабском языках, которые позволяют всесто
ронне определить сущность политической философии калама.
Основными источниками диссертации служат работы ан-Нисабури, ан-Наубахши, Абу Хаиифы, Абу Юсуфа Якуба, Ибн Ханбала. Али йен Абу Талиба, ал - Фзраби, Джувайни, ал- Газали, Ибн Табатабаи, Мухаммада Шахрис-тани, Ибн Халдуна, Ибн Таймийи и других.
В работах этих мыслителей изложена сущность политической философии ислама, особенно ценными являются работы ан-Нисабури "Кисас ап-анбие", ан- Наубахти "Фикр аш-шиа", где изложены теория набуввата и политические противоречия на заре ислама. Вопросы политической философии ислама раскрыты в трудах Абу Юсуфа Якуба, ал-Ашари, ал-Багдади, ал-Маеарди . 3 этих работах изложена философская теория государства и власти пророчества, халифата и имамата.
Другая группа источников касается философской политико-религиозной истории мусульманского Востока, к разряду которых относятся "Та'рихи Байха-" А Байхаки, "Та'рихи Табари" ат - Табари, "Муснад ал - Муджаллад"
7 Ибн Ханбаля и др. (1)
Методологические и теоретические основания исследования. При исследовании проблемы мы руководствовались такими методологическими принципами, как научьая объективность, доказательность, преемственность идей, проблемное исследование, взаимовлияние философских культур и т.д., а также работами отечественных и зарубежных исследователей по теории и методологии историко-философских исследований.
Практическое значение диссертации. Основные положения диссертации могут быть использсваны для объективного освещения истории политической философии стран Ближнего и Среднего Востока, понимания и прогнозирования социально - политических , духовно-идеологических и общественно политических процессоь,, происходящих в странах мусульманского мира. Материалы диссертации можно использовать при чтении спецкурсов по политической и социальной философии.
Апробация работы. Работа одобрена Отделом истории философии Института философии и права ЛН Республики Таджикистан. Представленные автором в работе идеи использовались им при чтении ряда спецкурсов по истории общественно- политической и культурной мысли для студентов Института искусств (г. Душанбе), ргботников системы Министерства . культуры Республики Таджикистан. Автор с 1938 года по настоящее время широко использовал основные идеи диссертации в лекционной пропаганде по линии общества "Знание" среди работников учреждений культуры, информации и печати.