Введение к работе
Актуальность темы исследования. Социофилософская .!сль Кыргызстана гонца XIX - начала XX столетия ознзменоза-сь выходом на общественно-культурную арену видных предстз-телей народной мудрости - Токтсгула Сатылгзнова, Тоголска элдо (Байымбет Абдрахманоз), Калыгулз 5ай ууг.у, Женижока Ко-уулу. Бзрпы Альисулоза и др. Ученые-обществоведы, исследую-іе их творчестзо и мировоззрение, внесли существенный вклад в звитие национальной историко-философской науки. Между тем, їх автсроз интересовали конкретные вопросы (истерические пе-оды жизнедеятельности, литературный аспект и т.д.) их тверче-5а и частичное освещение отдельных мировоззренческих идей. С добретением суверенитета Кь. "ызстаксм з связи с благоприятен условиями возникла необходимость глубокого теоретического эбщения (с позиции объективности) выполненных исследоза-тьских работ. Кроме того, с появлением нового, ранее неизвестно фактического материала; а также возможности более глубоко-л всестороннего знакомства с их творчеством, идейные наследия юдных мыслителей настоятельно требуют езоего переосмысле-' с точки зрения требований наших дней. Ибо в большинстве >ем творческое наследие мыслителей прошлого было лодверже-одностороннему, жестко идеологизированному анализу.
Одно из ведущих мест среди них принадлежит Барпы Алыку-sy - поэту и мыслителю с особым, индивидуальным миропони-нием, который внес заметный вклад в становление духовного бо-ства кыргызского народа. Барпы Алыкулов всегда стремился отдать в созданных им'произведениях социальную действитель-ть своего времени, мыслил философски глубоко и своеобразно.
отмечает первый Президент республики академик А.А.Акаев, зия "рождается сердцем поэта и обращена к сердцу народа, кет быть, особенность поэтов заключается в этом."1 Барпы Алы-эв как представитель кыргызской поэзии в своих творениях общался к народу, отражая их социополитическую и культурную нь. Жизнедеятельность акына в большинстве своем исследова-пингвистами, литературоведами и историками. Однако до сих
отсутствует целостный, концепт анализ его творчества на вне философской рефлексии. Преимущественная часть иссле-аний наследия Барпы Алыкулова представляет собой краткие гьи, очерки, воспоминания в газетах и журналах. В целом же
ез А.А О выдающихся личностях. - Бишкек. 1999. - С. 185.
мировоззренческие идеи его жизнетварчества пока комплексно v изучены. Заметим, что в литературоведческих исследованиях н следия Барпы Алыкулоза раскрываются в лучшем случае лишь и ходныа позиции общественно-политических и философских взгл дов автора.
Безусловно, произведения Барпы Алыкулоза, рассматрива мые с позиции ценностно-духовных преобразований кыргызско народа, дают возможность наиболее объективно (не принижая до таинства и не преувеличивая недостатки) проанализировать соц ально-политические воззрения самого акына и по достоинству оц нить его место и вклад в развитии национальной культуры. К тол же философское осмысление творчества Барпы Алыкулоза пок зывает, что его произведения, в которых специфически отражают! его мировосприятия и миропонимания как в онтологическом, так в гносеологическом аспектах, являются одновременно размышл ниями о природе и человеке, об-общественном бытии.
Имя Барпы Алыкулова заслуженно стоит в одном ряду с им нами таких выдающихся кыргызских мыслителей, как Токтогул. Т голок Молдо, Женижок и др. Но его общемировозаренческие поз ции и социополитические (в том числе этико-зстетические) идеи с таются практически нераскрытыми. Поэтому многие проблем связанные с характером эволюции общественно-политических философских взглядов Барпы Алыкулова, требуют своего глубоко и всетороннего исследования, чем и вызвана актуальность в бранной нами те^ы.
Степень разработанности проблемы. Изучение жизнеде тельности Барпы Алыкулова было начато в середине 40-х годе Первые, довольно успешные шаги в этом направлении были пре приняты М.И. Богдановой1, которая собрала (записывала из уст с мого Барпы) его произведения. Ею же выявлены многие неизвес ные сведения о творчестве акына. В эти годы запись из уст авто; произвел Т. Байзаков2, которому принадлежит собрание- огромне количества его авторских работ. Благодаря этим записям Барі Алыкулов стал известен не только как акын-импровизатор, но и к мыслитель и акын-демократ.
3 результате глубокого изучения имеющейся литературы, с ражающей наследие Барпы Алыкулова, ее можно классифициг. вать следующим образом:
См.. оогяансва М И. Фольклорный материал (Ырлар). II Фонды ОРП HAH КР. - И : С «.: саизаков Т. Барпынын ырлары. // Оо.нды ОРП НАН КР. - Ина. № 303. - 81 б
литература, раскрывающая жизнь и деятельность Барпы Апыкулова;
спещталыные исследования, направленные на раскрытие отдельных мировоззренческих идей Барпы Апыкулова.
В первую группу еошли работы по исследованию творчества Барпы Алыкулога литературоведами, лингвистами, историками, среди которых особое место занимают биографический очерк Жаки Таштвмирова5, и статьи К. Маликоза
В изучение творческого наследия Барпы Апыкулова свой весомый вклад также знесли такие акыны, как Т. Тыкыбекоз, Т. Бай-закоз, Т. Уметаяиев. К фрагментарным исследованиям относятся отдельные статьи Ш. Абдраманова, М. Арстанбекова, С. Жигитова. В исследовании мировоззрения Барпы Алыкулоза особое место занимают воспоминания 3. Бектенсва, Т. Шамшиева, Ы. Борончиева. Кроме того, заслуживают внимания работы С. Закирова, С. Ка-дыроза. Т. Мияшева, С. Каипова, К. Мопдокасьшова, в которых раскрываются пути формирования творческой деятельности акына, попытка определить место и его роль в кыргызской поэзии. Анализу некоторых аспектов мировоззрения Барпы Апыкулова посвятил специальные статьи известный литератор К.Даутоа.
Ко второй фуппе относятся научные работы философов, проводящих анализ частных аспектов мировоззрения Барпы Апыкулова.
Первую попытку изучить мировоззрение Барпы Апыкулова осуществил Е.Пазлихнн, который рассматривал не только жизнедеятельность акына, но и его социально-политические взгляды. Более глубокое исследование мировоззрения Барпы Апыкулова было осуществлено Б. Аманалиевым в его докторской диссертации. Специальным научным трудом, посвященным оценке мировоззрения Баопы Апыкулова. является кандидатская диссертация П. Ороэ-баева, где изучаются социополитические условия формирования миропонимания акына. На основе философского анализа его произведений раскрываются антиклерикальные и атеистические тенденции в творчестве акына, анализируются этические раздумья мыслителя, а также затрагиваются вопросы, касающиеся эстетики Отдельным аспектам изучения общественно-политических воззрений Барпы Апыкулова посвящены статьи М.Борбугулова Дж.Сопуева и Дж.Джанибекова.
1 Полное наименование рзбот авхсроа здесь м далее даны нами в aw«S использованной литературы диссертации.
- системно-структурно изучить социокультурные детерминанты и главные тенденций (закономерности) становления и развития uv/-рсвогзрения Баппы Алыкуловг;
выязить идейные истоки формирования мировоззрения мыслителя; '
проанализировать мировосприятие и миропонимание акына его философскую интерпретацию природного и общественного бытия, человека и среды его обитания:
расфыть демократическую направленность социопол.тгиче-ских воззрений Барпы Алыкулова;
ползать этикэ-гстетические воззрения как ключевые в идей-ком искании мыслителя, его понимание диалектики добра и зла. прекрасного и безобразного и др.
ГЛетодолошчгской основой исследозания послужили принципы и методы диалектики, рассматривающие явления природы и социальной действительности в единстве, во всеобщей сзязи и противоречивом развитии как нечто целостное. В своем исследовании диссертант опирается ка такие основополагающие принципы диалектики, как историзм, объективность, причинность и систеь»-кость. используя концептуальный и англитико-хрснологичесшй
подход, автор проводит истсриолсглческий анализ жизни и творчества Барпы Алыкулспа. Полагаясь на диалектическую теорию- и методологию исследования истсрикс-фипософсксго процесса, мировоззрение Барпы Алыкулсгз рассматривается как отражение органической часта целостной истерии духсзксй культуры кыргызского народа.
Теоретической основой диссертация являются фундаментальные положения философии, разработанные мыслителями мировой философии, номографии и научные труды отечественных и зарубежных философов современности. Источниксвой базой исследования послужили устное нарсдное-творчество кыргызез и отдельных народов Всстска, исследования, пссзященные наследию Еарпы Алы;о/лсвз, литературные и архивные материалы. Первостепенное значение для настоящего исследования имеют, прежде всего, оригиналы произведений самого акына, изданные в разные годы, а также его записи, находящиеся з фонде "Отдел рукописных публикаций" (ОРП) HAH КР. Кроме того, для сравнительного анализа были привлечены материалы из некоторых жанрсз фольклора, истсрико-зткофзфичесхие данные и наследие других кыргызских акынов-мыслителей прошлого.
Научная новизна исследования. В работе (одним из первых) на уровне философской рефлексии проводится системно-кснцептуапьный анализ мировоззрения Барпы Алыкулова. Отсюда к элементам новизны относятся:
исследование генезиса и эволюции мировоззрения акына -в контексте- развития духовной культуры кыргызоз;
анализ социокультурных детерминантов и идейных истоков формирования творчества акына;
изучение ссцисполитическсго и фжгассфското миропонимания мыслителя,- являющиеся основными структурообразующими элементами его мировоззрения, а тахкэ его взгляды на политико-правовые вопросы социального 'бытия народа;
этако-эстетаческсэ мирсотрзлсение Барпы Апыкулсза, его понимание категорий добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливости, свободы и т.д.;
впервые на уровне философской рефлексии рассматриваются проблемы человека и его собственного бытия з экзистенциально?.* мировоззрении мыслителя.
Ссксзиыа пслсжзния, еыисси?лыэ на защиту, заключаются s следующем: .
1. Мировоззрение Еарлы Алыкулова з значительней степени сформировалось з конца XIX - начале XX века и получило даль.-
кейшее свое развитие в годы Созетосой власти. Сам акын за годы своего творчества прошел сложным путь от наемного батрака, акына-импровизатора да глубоко мыслящего человека - социализированного акына-демократа, своеобразна воспринимающего мир.
-
На формирование миропонимания Барпы Алыкулова огром-ное влияние оказали разнообразные народные идейные истоки: устное творчество кыргызов, фольклор и мудрость народов Востока, творчество кыргызских акыноз-ьгыслнтелей и общественно-философская мысль народов Центральной Азии.
-
Бытие (в трактозке акына) - это беспредельная и непреходящая целостность, находящаяся в движении и качественном изменении. Человек, наделенный разумом и познающий истину, выступает в мире как высшая ценность, как деятельный индивид природы. Он - "созидатель", "управляющий", "производящий". РЛир и человек едины, взаимосвязаны - без этого нет красоты мира. Отсюда целью гуманистических идеалов Барпы Алыкулоаз является самостоятельный, сильный, гармонично развитый, творческий чело--век.
4. Феодально-патриархальное общество делится на "бввз". и "кедеев". Барпы Апыкупоз развивал идеи о социальной справедливости, выступал за равноправие людей. Политико-правовые взгпя-. ды мыслителя были направлены против феодально-патриархального уклада, закрепляющего имущественное неравенство, привилегии богатых, бесправное положение "букнры" и их повинности.
5. Лучшими моральными качествами человека, по мнению акы
на, являются такие этические нормы, ках честность, искренность,
щедрость, смелость, душевное благородство, ум. Особенно важно,
что трудолюбие является высшей добродетелью человека: Семья -
главная среда воспитания детей. Цель воспитания, как считал
акын, заключается в формировании мужественного, стойкого, спра
ведливого человека. Проблемы семьи и быта, отраженные в твор
честве Барпы Алыкулова, анализируется в диссертации с позиций
общечеловеческих культурно-нравственных ценностей.
6. В диссертации делается попытка философски, проанализи
ровать идеи мыслителя о красоте, которая есть гармоничное соче
тание зсех предметов, явлений с сохранением в них определенных
устойчивых соотношений. Красота человека - в его разуме, знани
ях, труде, находчивости и умении. Прекрасное - сто внешнее про
явление гасмсн/и внутренних качеств. Напротив, дисгармония
внешнего z знутоенним миром есть безобразное
7. Рассматривая этические и эстетические взгляды Барпы Аль>-к'улсзз на человека, на общественное бытие и природу, диссертант попытался найти в его творчестве глубокое срилософское качало хотя зо многих случаях взгляды акына можно охарактеризовать не иначе, кзк наизно-р/атериалнстическое и стихийно-диалектическое постижение действительности.
Теоретическая 'л практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации, прежде всего, связано с тем. -тс мировоззрение Барпы Алыкулсва научно-концептуально исследуется на уровне историко-философской рефлексии. Миропонимание Барпы Алыкулова и его социально-политические. этккс-эстетнческие взгляды имеют большее значение -в развитии общественно-политической и соилосоФской мысли Кыпгызстзна. В дан-нем исследовании сделаны оби ;теоретические и ебшеметодоле-гпчєсі;нє еызоды. Практическое .значение работы состоит б том. что а диссертации дается целостная Философская характеристика г/ирезозеренчесних идей Барпы Алыкулова. Результаты ее можче /спешно применять s учебном процессе и з практике научных изысканий. Ряд обобщений, сделанных в содержании диссертации, могут быть использованы для дальнейшего совершенствования стаут-туры и содержания курса истории общественно-политической и Фи-лососоской мысли Кыргызстана, а так же народов Центральной Азии. Основные положения и выводы диссертации могут пригодиться при чтении лекций по истории философии, в других исследованиях, где всесторонне будет изучаться идейное наследие мыслителей прошлого
Апробация работы. Основные положения данного исследования излагались з докладах на научно-практических конференциях' Института образования при МОНиК КР (октябрь. 1996 г.): Института Философии и права НАН КР (1997. 1993,1999 гг.); Джалал-Абадского государственного университета (март, 1998 г.); Бишкек-скогс гуманитарного университета (апрель, 1999 г.) и б др.
Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кзейедо, философии и гуманитарных наук (ЖАГУ), философии (ОшГУ). Институте философии и права НАН КР и была рекомендована г. зашите. По теме исследования опубликовано 8 статей, в которых отражены основные содержания диссертации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения м списка использованной литературы.