Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззрение Ш. Марджани (1818-1889) и арабо-мусульманская философия Юзеев, Айдар Нилович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юзеев, Айдар Нилович. Мировоззрение Ш. Марджани (1818-1889) и арабо-мусульманская философия : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / АН СССР. Ин-т философии.- Москва, 1990.- 15 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-2/2035-8

Введение к работе

; I.

Актуальность темы исследования. В партийных документах посілих лог,в решениях ХХУП съезда КПСС,в новой редакции Прогин партии,в платформе КПСС "Национальная политика партии в іременннх условиях" перед советскими обществоведами,в том чис-перед историками философии,выдвигается задача освоения,на но-I теоретическом уровне,прогрессивного наследия прошлого.Новей-! партийные документы ориентируют историков философии на орга-іеское соединение научных исследований о сфере истории с зада-га осмысления современности,интернационалистического и патетического воспитания-.На современном этапе в число основных іач партии входит обеспечение свободного развития духовной ни всех народов СССР,создание условий для развития на демонической основе интернационалистических принципов взаимодой-іия культур в масштабе всейстраны,развитие культуры сопет->го общества на базе лучших достижений мировой культуры,общо-ювеческих ценностей,самобытных традиций народов Советского яа,борьба против любых форм национализма и шовинизма.

В этом отношении для истории философии народов СССР несом-
[ный интерес представляет научное наследие Еихаб ад-дина ал-
>джани /1618-1889/,которому по праву принадлежит ведущая роль
атарской общественной и философской мысли второй половины
'<. в. и наследие которого тесно связано с культурой народов
їтока. '

В современных исследованиях Марджани предстаёт многогранной 7РОЙ: учёным-просветителем.историком,востоковедом «философом, іако богатое идейно-философское наследие Марджани до сих пор mocTbD не изучено.Этому мешает и то,что все свои философские геологические сочинения учёный написал на арабском языке. На

Ларджаня Ш.Мутсаддимат китаб вафият ал-аслаф ва тахият ал-ах-іаф /Введение к книге Подробное о предшественниках і их приветствия потомкам/.~Казань,1883; Китаб ал-хикма ал-балига ал-джинния фи парх ал-акахд ал-ханафия /Книга о зрелой философии, эбъясняшей догматы ханафитов/.-Казань,1888; Би-т-тарикат ал-иусла ва-л-акидат ал-хусна /Достойным подражания путём н с яаилучшм убехдением/.-Казань,1890; Хакк ал-марифа ва хусн ал-идрак /"Истина познания и красота её постижения/.-Казань, 1880

русский и татарский языки эти сочинения пока не переведены,а если и сделаны переводы отдельных их частей,то они не изданы.

Можно выделить шесть периодов в истории изучения жизнедеятельности и творческого наследия Марджани.

Первый период - дореволюционный.Уже в это время была дана высокая оценка деятельности Марджани татарскими общественными деятелями и учеными Г. Ибрагимовым, Г. Тукаем ,<1. Амирхан ом .российскими востоковедами В.В.Радловым.И.Ф.Готвальдом,учёными Египта, Сирии,Турции и Индии.Были предприняты и первые шаги по научному изучению наследия учёного.Б связи со 100-летием со дня рождения Марджани.в Казани,в 1915 году вышел из печати сборник.1 В нём участвовали учёные-немарксистского направления,религиозные деятели /23 автора/,в том числе Г.Губайдуллин.Т.Ильяс.К.Тарджимани, Г.Хисмати.Ш.Шараф.Сборник солержит богатый фактологический материал о жизни и деятельности учёного.Марджани был признан великим деятелем татарского народа,боровшимся против средневековой схоластики и догматизма в татарской общественной мысли.

Второй период - 20-е годы.В эти годы творческое наследие Марджани подверглось переоценке.Некоторые "левацки"-пролеткуль-товски и нигилистически ориентированные авторы отрицали прогрессивную роль учёного в татарской культуре.другие /Г.Ибрагимов, Дк.Валидов.А.Сагди/ старались дать объективную оценку его творчеству. Они квалифицировали деятельность Царджали как религиозно-реформаторскую.

Третий период - 30-е годы.В это время наследие Ь'лрдаани становится объектом изучения тюркологов,востоковедов.А.Аршаруни, Х.Габидуллин,Л.Климович писали о Марджани как о религиозном ре-

др.

1 Марджани /Сост.Г.Губайдуллин.Ш.Шараф и др.-Казань,1915. - Тат.
яз.

2 Ибрагимов Г.Татары в революции 1905 года.-Казань,I926.-C.28;
Валидов Дж.Очерк образованности и литературы татар /до револю
ции 1917 г./.-іЛ-Пг.,І923.-С.34-4і; Сагда А.История татарской
лятературы.-Казань,1926.-С.66-68.-Тат.яэ.

рматоре, опираясь на ужо достигнутое в изучении его творчества, эти годы Марджани в истории татарской общественной мисли стал гемагривагьел лишь как буржуазны!; деятель,реформатор ислама.

Четвёртый период,40-5с»-е годы.представляли собой годы застоя изучении наследия учёного.Некоторые учёные роль Марджани в ис-рии татарской обиественной мысли оценивали с вульгарно-социо-гических позиций.

Пятый период - 60-е-сер.?0-х годов - характеризуется отдель-ии статьями учёных,в которых началось преодоление накопившихся предшествущие десятилетия вульгарно-социологических,нигили-ических оценок теоретического наследия Марджани.Наиболее полно от процесс протекал в шестой период,во второй пол.70-х-нач. -х годов.В этот период татарские учёные /Я.Абдуллин,М.Юсупов, Усманов и др./ осветили многостороннюю деятельность .Марджани многом по-новому.Я.Абдуллин,в противовес односторонней оценке ёного только как религиозного реформатора,выделил также про-етительские стороны деятельности Марджани. М,Юсупов изложил оцесс формирования его мировоззрения как историка,обозначил сто и роль Марджани в становлении региональной историографии.

Однако в 70-80-е годы в трактовке мировоззрения Марджани зникли новые противоречия.В силу того,что писагтае о Марджани торы стали акцентировать своё внимание на просветительских нденциях,религиозно-реформаторские аспекты его мировоззрения тались в тени,что естественно не давало возможности адекват-IX трактовок мировоззрения Марджани в целом.

Особое значение имеет научная конференция,посвященная 170-ле-оо со дня рождения Ш.Марджани,проведённая ШЛИ КФАН СССР в ян-

Аршаруни А.,Габидуллин X.Очерки панисламизма и пантюркизма в России.-М.,1931.-С.9-Ю; Климович Л.И.Ислам в царской России.-M..I93G.-C.I80-I8I.

Фасеев К.Ф.Из истории татарской передовой общественной мысли.-Казань,1955.-С.12*, ГаЯнуллин М.Х.Наснри и просветительское движение среди татар.-Казань,1955.-С.34-35; Гимади Х.Г.Историо-графия Татария // Очерки истории исторической науки в СССР.-M..I960.-T.2.-C.820-825.

Абдуллин Я.Г.Татарская просветительская мысль.-Казань, 1976. 1'суиов М.Х.И!игабутдкн '.'арджэни как историк.-Казань,1981.

вара 1988 года.Конференция,с одной стороны,оообщила то,что оыло
сделано учёными по исследованию жизни и деятельности Марджани,с
другоіі - наметила пути дальнейшего изучения научного наследия
учёного.В ряде докладов били осиепеїш некоторые вопросы связен
Марджани с восточной #культурой и'философией.* Но,по тению дис
сертанта, и ота конференция не .преодолела тех односторошюстей,
которые виявились в работах о Марджани в предиествушие десятые
тия. .

За рубежом выходами работы,посвященные общим вопросам развития татарской культуры,наїдай /А.Ксхаки.Азаде-Айиа Рорлих.Ьенниг-сон,Кёлькежо,Т.Давлетшин/,ио специально творчество Наряжали в ни не исследовалось.

Из истории изучения деятельности Марджани видно,что она оценивалась неоднозначно в различные исторические периоды и что особенно много споров вызывает трактовка типа его мировоззрения.Б литературе,посвященной Марджани,возникло большое противоречие иежду трактовками его мировоззрения главным образом как религиозно-реформаторского - одними авторами,и как просветителя по-преимущесгву - другими.Возникла необходимость с позиций современной науки более адекватно оценить соотношение просветительского и религиозно-реформаторского начал в мировоззрении Марджани,уточнить тип мировоззрения учёного,синкретически совместивший просветительские и религиозно-реформаторские идеи.С'ту главную особенность мировоззрения татарского мыслителя нев'озмохно объяснись без исследования малоизученного до сих пор восточного пласта его мировоззрения.Анализ вопроса о роли арабо-мусульман-ской философии в становлении и развитии мировоззрения Наряжали даёт возможность'не только уточнить тип мировоззрения татарского мыслителя,но и наметить пути углублённого анализа особенностей развития всей татарской общественной и философской мысли второй половины. XIX века.Всё аго взятое в совокупности позволяет считать тему данной диссертации актуальной а необходимой для монографического исследования.

ііьльр диссертации является изучение ранее малоисследованной темы "Мировоззрение Ш.ыарджани /Ш8-Ш9/ в арабо-ыусульиаяская философия" .что приведёт к уточнению типа мировоззрения Ыардаани * Сагадвев А.В.Ыарджани и арабская философия // Казан утдары. І989.-*7.-С.152-155. - Тат.яз.

s.

ак мыслителя,к выявлению роли арабо-мусульманской" философии в ормировании мировоззрения учёного,к определению его места в ис-ории татарской общественной мысли,а также в истории философии ародов СССР.

В связи с этой целью были поставлены следующие задачи:

исследовать малоизученные современными авторами религиозно-
реформаторские взгляды учёного;

уточнить роль и место просветительских взглядов мыслителя в структуре его мировоззрения на различных этапах его развития;

исследовать относенне К'арлжани к историко-культурным тради
циям Востока и науке Нового времени;

изучить взгляды учёного на восточный перипатетизм и его отношение к катаму и мутакаллимам.что в совокупности должно привести к раскрытии характера идейных связей Марджани с восточной культурой,в особенности с арабо-мусульманской философией.

Методологической основой проведённого исследования является )бщая методология историко-философской науки,разработанная слассиками марксизма-ленинизма.В первую очередь диссертант :тремился воплотить в свою исследовательскую практику принципы )бъективностя и конкретного историзма.Руководствуясь прежде зсего методами,ставшими традиционными,автор стрєіплся учитывать ювейшие достижения советской методологии историко-философской іаута.в частности,аксиологии,применяемой к сфере оценок,в том їисле классовых,партийных,к историко-философскому процессу.

Одной из специальных работ,имеющих особое методологическое значение именно для данной темы диссертации является исследование М.Т.Степанянц. Особенности реформаторства,подмоченные И.Т.Степанянц на примере арабских стран.Индии,на наш взгляд,характерны и для Казанского края ИХ века.

Автор обращался к трудам таких известных историков философии,востоковедов,посвященных проблема прогрессивного наследия прошлого,как Т.Н.ОДзерман,Н.И.Конрад,В.В.Соколов,А.В.Сагадеев, Т.К.Ибрагим,Е.А.Фролова.Я.Г.Абдуллин.М.А.Усманов и др.

Научная новизна исследования заключается в том,что впервые в советской философской науке в монографическом плане рассмат-

* Степанянц М.Т.Мусулъманские концепции в философии и политике ПХ-П вв. - М.,1?82.

риваются основные черты мировоззрения ілрджани и роль арабо-му-сульмшіской философии в формировании его философских взглядов, значение деятельности учёного в изучении мусульманской культуры Восгока.По мнению диссертанта,его работа снимает имеющееся в литературе о иш глубокое противоречие между выводами и оценками, сводящими его мировоззрение к чисто религиозному реформаторству, с одной сторони,и оценками и выводами,акцентирующими лишь его просветительство,с другой.Квалифицируя тип мировоззрения ІЛарджа-ни как синкретический.диссертант устанавливает иные,нежели у других исследователей,пропорции в соотношении религиозно-реформаторского и просветительского в его мировоззрении.

В диссертации впервые исследуютс историко-культурные традиции Востока и наука Нового времени в трудах Марджани,раскрывается деятельность учёного-мыслителя по изучению истории ара-бо-мусульманской философии.Поскольку Марджани не был профессиональным историком философии и не изложил свои историко-философские взгляды в систематическом вида,диссертант впервые предлагает способ реконструкции его историко-философских взглядов, особенно его отношения к арабо-мусульманской философии.

В диссертации впервые вводятся в оборот переводы с арабского языка на русский,выполненные диссертантом из следующих произведений Марджани: "Мукаддимы" /Введения/, "Назурат ал-гхакк" /Обозрения истины/, "Ал-хикма ал-балига" /Зрелой'Философии/, "Би-т-тарикат ал-мусла" /Достойный подражания путём/,"Хакк ал-марифа" /Истины познания/.диссертантом использованы и переведены материалы шеститомного био-биашографического рукописного словаря Марджани "Вафият ал-аслаф" /Подробное о предшественниках/.

Результаты исследования могут иметь практическое' применение в чтении курсов по истории философия народов СССР,истории татарской общественной мысли.Они могут привлекаться при написании истории, татарской философской мысли,монографии о жизни и творчестве Ш.Марджани,в трудах по критике ряда работ,односторонне,а порой тенденциозно трактующих его творчество.

Апробация работы.Диссертация была обсуждена на заседании сектора философии зарубежного Востока Института философии АН СССР.Основные положения диссертации получили отражение в опубликованных автором статьях,посвященных творчеству марджани.

Структура доследования. Диссертация состоит из введения,трёх :ав,заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Мировоззрение Ш. Марджани (1818-1889) и арабо-мусульманская философия