Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ Мохаммад Хоссейн Мардани-Ноуканде

Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ
<
Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мохаммад Хоссейн Мардани-Ноуканде. Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Мохаммад Хоссейн Мардани-Ноуканде; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/397

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Фридрих Ницше и его место в истории европейской философии

1.1. Жизненный путь Фридриха Ницше 15

1.2. Этапы развития философской мысли Фридриха Ницше и анализ его основных произведений 30

1.3. Место Фридриха Ницше в истории европейской философии и оценка мыслителями его философии 44

Глава II Идейные источники формирования воззрений Фридриха Ницше и их философский анализ

2.1. Влияние идей Шопенгауэра и Вагнера па формирование воззрений Ницше: сопоставительный анализ их философских взглядов 58

2.2. Отношение Ницше к буддизму и христианству: историко-философский анализ 81

2.3. Идея сверхчеловека и вечного возвращения в философии Фридриха Ницше 93

2.4. Ницше как представитель «философии жизни» и влияние его идей на возникновение философских направлений конца XIX - начала ХХв.: экзистенциализма и интуитивизма 108

Заключение 127

Библиография 140

Введение к работе

Актуальность темы: Актуальность изучения творчества Ницше, сегодня, определяется тем, что его философия определила выбор нового предмета исследования - внутренний, духовный мир человека, который находится в ситуации экзистенциальной трансформации, когда рушатся многие социальные идеалы. В своем учении Ницше ищет правду в самом себе, а не вовне. Средством познания самого себя для Ницше может быть только ориентация на ясность рассудка, а не на разум, на изощренную способность к оценке и предельную честность по отношению к самому себе. Быть честным - значит быть жестоким и суровым, мужественным, а не трусом. Не счастье, а правдивость - цель жизни.

Философия Ницше отразила драматизм и противоречие эпохи перехода от классической философии к философии современности, а также драматизм, связанный с возрастанием значения нравственности в обществе. Он считал мораль регулятором поведения личности, ставил человека перед-необходимостью принимать ответственность на себя, ставил его перед необходимостью морального выбора, что, безусловно, отражает те качества, ' которые необходимы для современного человека.

Ницше нашел новый предмет познания для философии, и само понятие философии он трактовал не как любовь к истине, не как позыв к познанию, а как позыв к познанию воли, поэтому его философия стала протестом против традиционной классической философии, которая подчиняла индивида внешним силам, принципам и обстоятельствам.

Интерес к наследию Ницше в Европе и в России особенно возрос в последние годы. Многие исследователи объясняют этот факт назревшим культурным и духовным кризисом, распадом устойчивой системы нравственных ценностей, полученных в наследство от эпохи Просвещения.

В последнее время образ Фридриха Ницше снова становится значимым для большинства думающих людей, однако до сих пор еще отсутствует справедливое понимание того колоссального влияния, которое он оказал, оказывает и будет оказывать на развитие всей мировой цивилизации. Непризнанный своими современниками, Ницше и после смерти долгое время находился под официальным или негласным запретом во многих странах и, дольше всего, в Советском Союзе. У многих его имя до сих пор ассоциируется с идеологией фашизма, сатанизма или иными радикальными учениями.

И, наконец, актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях релятивизации этических и моральных нормативов в обществе, Фридрих Ницше нас возвращает к самому себе и придает нам обоснованную уверенность в том, что человек способен даже в условиях, когда рушатся все устоявшиеся социальные и духовные идеалы, обнаружить в себе духовные силы для того, чтобы сохранить в себе человека и, тем самым, сохранить надежду на будущее самой человеческой цивилизации.

Степень разработанности проблемы. Естественно, основные произведения Ницше вышли в свет во время его жизни. Но часть наследиях философа была опубликована после его смерти его сестрой; так называемый «архив Ницше» оказался в начале XX века в руках Элизабет Фёрстер-Ницше,' сестры философа, и ее националистического окружения.

Творчество Ницше, а также сущность и роль его философского наследия как общественного явления заинтересовала философов еще при его жизни. Впервые этой проблемы коснулись Ф.Меринг, Л.Троцкий1 (оставивший в своем обширном литературном наследии краткие, но фундаментальные замечания по данному вопросу).

Биографии Фридриха Ницше посвящены работы Д. Галеви, С. Цвейга, Р. Дж. Холлингдейла, Л. Гармаш, Л. Попковой, Л.Биргит, А. Дугина, А. В. Перцева, А. И. Патрушева и др." 1 См.: Ф.Меринг Из общественных учении 19-го века. Пер. с. нем. - СПб., 1905; Ф.Меринг История Германии с конца средних веков. - 3-е изд. М.: Красная Новь, 1923; Л.Д.Троцкин. Политические силуэты /Предисл. В. И. Миллера. - М.: Новости, 1990. 2 Галеви, Даниэль. Жизнь Фридриха Ницше / Пер. с французского А.Н.Ильинского; под ред. и с предисл. В.Н. Сперанского. - Рига, 1991; Стефан Цвейг. Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд. Москва 1990.;

Позднее интерес к учению философа усилился в связи с возникновением идеологии фашизма, и прежде всего его германской разновидности, нацизма, идеология которого испытала наибольшее, по сравнению с другими разновидностями фашизма, влияние ницшеанства.

Философия Ницше рассматривается в работе Мартина Хайдеггера «Разговоры на проселочной дороге», где М. Хайдеггер отмечает влияние идей Ницше на Шпенглера и замечает, что он вычислил свой Закат Европы по слишком грубо понятой философии Ницше.

Более интересным было эссе Ф. Юнгера «Ницше», вышедшее в 1949 году и переведенное на русский язык в 2001 году. Эта книга ценна тем, что она не только помогает осознать некоторые стороны философии Ницше, но и отражает влияние ницшеанства на идеологию общественно-политического движения 20-х гг.4

Большой вклад в исследование творческого наследия Фридриха Ницше внес Т. Манн. Он исследует жизнь и творческое наследие философа, анализирует философские искания мыслителя, его отношение к,-. христианству, европейской культуре. Он отмечает, что «сегодня Ницше стал фигурой исторического значения, но не только потому, что имя его связано -; печально связано - с черными днями истории Европы... В нем воплотилось неизбежное возмущение духа против рационализма, безраздельно господствовавшего в XVIII - XIX веках».5

В 50-70-е годы наиболее популярным был такой аспект ницшеанства, как критика христианской религии (особо стоит отметить работу К. Ясперса «Ницше и христианство»)6.

Холлингдейл Р.Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души.- М.: Центрполиграф, 2004. - 382 с; Гармаш Л.Так говорил Заратустра. Лу Саломе - "совершенный друг" и "абсолютное зло" в жизни Фридриха Ницше. - M., Директ-Медиа, 2010. - 36 с; А. Перцев. - Фридрих Ницше у себя дома : опыт реконструкции жизненного мира. - СПб.: Изд-во Владимир Даль, 2009. -480с; А.И. Патрушев. - Германская история, М.: Весь мир, 2003.-256с. 3 М. Хайдегер. Разговоры на проселочной дороге. М.: Выс.шк., 1991.-192с. 4 Юнгер, Фридрих Георг. Ницше. - М.: Праксис, 2001. - 256 с. 5 Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Манн Т. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 10. - М.: Госполитиздат, 1959.-С. 346-391. 6Ясперс К. Ницше и христианство. - М.: Московский философский фонд: Медиум, 1994. - 114 с.

В шестидесятых годах прошлого века в США ницшеанство стало предметом полемики между последователями У. Кауфмана, пропагандировавшего это учение как разновидность традиционного для Европы абстрактного гуманизма.

Позже, на протяжении последних десятилетий все больший интерес вызывает полемика Ф.Ницше с Ч. Дарвипом, Г. Спенсером и деятелями Просвещения. Регулярно выходят работы о влиянии вульгаризованного ницшеанства на идеологию национал-социализма. Объектом не менее стабильного интереса остаются политические, культурологические аспекты философии Ницше.

Анализу философии культуры и эстетических воззрений Ницше посвящены работы Ж. Делёза, Ж. Дерриды, Г. А. Камбара, И. Е. Верцмана.8

Наиболее основательные и относительно разносторонние исследования наследия Ницше были предприняты советскими исследователями. Если до Второй мировой войны А. Луначарский и Б. Бернадинер особое внимание уделяли анализу сущности!: и роли h философского наследия Ницше в мировом масштабе, то после нее философия Ницше рассматривалась как реакционная, как идеологическая основа 7 Н. James Birx, Interpreting Evolution.' Darwin & Teilhanlde Chaniin, Prometheus Books, 1991; Charles Darwin, The Descent of Man (2nd ed„ 1874), Prometheus Books, 1998. Refer to the introduction by H. James Birx, pp. ix- xxvu; Charles Darwin, The Voyage of the Beagle (2nd ed., 1845), Prometheus Books, 2000. Refer to the introduction by H. James Birx, pp. vii-xxii; Francis Darwin, ed„ The Autobiography of Charles Darwin (written in 1876, first published in 1887), Prometheus Books, 2000. Refer to the introduction by H. James Birx, pp. vii-xxii; Richard Dawkins, Climbing Mount Improbable, W.W. Norton, 1996. Daniel C. Dennett, Darwin і Dangerous Idea: Evolution and the Meanings о f Life, Simon & Schuster, 1995; John Dewey, The Influence of Darwin on Philosophy, and Other Essays in Contemporary Thought ( 1910), Indiana University Press, 1965, esp. pp. 1-19. 8 См.: Ж. Делез Ницше. СПб.: Axioma, 1997.- 186с; Ж. Деле'з. - Тайна Ариадны // Вопросы философии. 1993. № 4. - С.48-54; Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше / Вступит. Статья и пер. с фр. А.Гараджи // Философские науки. 1991. № 2. - С.118-142, № 3. С.114-129; Камбар Г.А. Критический анализ философско- эстетической концепции Ф.Ницше. Л.: Ленинградский гос. ун-т, 1986.-460с; Верцман И.Е. Эстетика Ницше // Проблемы художественного познания. - М„ 1967. - С.222-257. 9 А.В.Луначарский. - Европа в пляске смерти /Сборник статей. М.: Междунар. отношения, 1967; А.В.Луначарский. - История западноевропейской литературы в её важнейших моментах. Т. 1. - М.: Госиздат, 1924; А.В.Луначарский История западноевропейской литературы в её важнейших моментах. T.2. - М.: Госиздат, 1924; А.В.Луначарский. - Почему нельзя верить в бога? - М.: Наука, 1935; А.В.Луначарский: Религия и просвещение. - М.: Сов. Россия, 1985; Б.М. Бернадинер. - Философия Ницше и фашизм. Л.; М.: Соцэкгиз. 1934; Б.М. Бернадинер. - В чем счастье человека. - Воронеж, Кн. изд., 1960; Б.М. Бернадинер. - Фашизм - режим террора и насилия. - Воронеж, 1941. национал-социализма. В этом ключе анализирует философию Ницше С. Оду ев, Г. Лукач.

Философское наследие Ницше также рассматривалось в сопоставлении с идеями Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В частности, Ф. Крахоткин анализирует сходства и отличия их мировоззрений в ракурсе проблемы нигилизма.''

Попытка критического рассмотрения моральной философии Ницше в сопоставлении ее с нравственными теориями русских мыслителей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого была предпринята Л. Шестовым, Ю. Н. Давыдовым. " Ю. Давыдов представил Ницше и названных русских мыслителей преимущественно как антагонистов, причем, немецкий философ выражает, по его мнению, точку зрения нигилизма, в противовес «этике любви» Толстого и Достоевского.

Другой российский исследователь творчества Ф.Ницше, В. Микушевич, анализируя воззрения немецкого философа, сопоставляет его идеи с учениями античных мыслителей, а также с философскими взглядами его-учителя А. Шопенгауэра. Он считал Ницше продолжателем идей Шопенгауэра.13

Таким образом, следует отметить, что западноевропейскими и российскими исследователями, а также учеными стран бывшего СССР относительно разносторонне аспекты наследия Ницше были исследованы в 10 См.:С.Ф. Одуев. - Критика социологии ницшеанства // Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, 1957; С.Ф. Одуев. - Социальное мифотворчество Фридриха Ницше и его реакционная сущность// Из истории философии. М., 1957. С.229-261; С.Ф. Одуев. - Реакционная сущность ницшеанства. - М.: Изд-во ВПШ и AOH, 1959; С.Ф. Одуев. - Фашизм и ницшеанство // Философские науки. 1970. № 3. С.89-99; С.Ф. Одуев.- Заратустры. Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию. М.: Мысль, 1971; С.Ф. Одуев. - Ницшеанство и расизм // Расы и народы. 1979. № 9. - С.57-81; Г.Лукач.-Ыицше как предшественник фашистской эстетики//Литературный критик. 1934. № 12.- С.270. " Ф.Крахоткин. - Европейский нигилизм и философия Ницше. М., 1998. 12 Л. Шестов.- Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше: философия и проповедь. СПб., 1900; Л. Шестов. - Достоевский и Ницше: философия трагедии // Мир искусства. 1902. № 2. - С.69-88; № 4. С.230-246; № 5/6. С.321-351. № 7. С.7-44; № 8. С.97-113. № 9/10. С.219-239; Ю.Н.Давыдов. - Два понимания нигилизма: Достоевский и Ницше // Вопросы литературы. 1981. № 9. - С.115-160; Ю.В. Давыдов. - Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. - М.: Молодая гвардия, 1982; Ю.В.Давыдов. - Достоевский глазами Ницше //Лепта. № 1. 1992. -С.139-149. 13 В.Микушевич. - Ирония Фридриха Ницше // Логос. Философско-литературныи журнал. 1993. - № 4. -С. 199-203. специальных книгах, брошюрах, статьях, а также в специальных диссертациях.

Если говорить об изучении и исследовании наследия Ницше в странах Центральной Азии и Ирана, то становится очевидным, что практически никто из ученых не обращался к исследованию ницшеанского учения, и здесь не было выпущено пи одной специальной работы, посвященной данной теме. Но следует отметить, что в Иране некоторые исследователи уделяли внимание наследию Ницше. Так, Дориюшом Ошури с немецкого языка па персидский были переведены такие произведения Ницше, как: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали».14

Также иранскими исследователями, такими как: Иззатулло Фулодваид, Али Ризо Сайд Ахмадиен, ал-Расул Абдулхусейи, Мухсин Хаким, Ахмади Бобак, Ахмади Тадид, Иршод Мухаммад Ризо, - были переведены исследовательские работы, труды и статьи европейских ученых о творчестве Ницше, включая также и ряд статей иранских исследователей относительно творчества Ницше.15

В отличие от европейских стран и России, в странах Центральной Азии и Ирана сегодня исследование творчества Ницше осталось вне поля зрения-ученых. Так, таджикскими учеными не написано специальной завершенной работы о жизни и наследии Фридриха Ницше. Также до сих пор нет перевода произведений Ницше на таджикский язык.

Таджикским ученым Нуриддином Шахобиддииовым написано специальное диссертационное исследование, посвященное учению Ницше, на тему: «Свободомыслящий Заратустра Ницше и исторический Зороастр». Но в связи с тем, что диссертация была написана на немецком языке и была ,4 Дориюш Ошури. Чунин гуфт Зарлуип (Так говорил Заратустра). - Тегеран. 1376г., Доригаш Ошури - Фаросуи нек ва бад (По ту сторону добра и зла). Техрон. 1375г., Дориюш Ошури. - Таборшиносии ахлок (К генеалогии морали). Техрон. 1377г. - на перс. яз. 15 Иззатулло Фулодванд. Ниче. - Техрон. 1380; АлП Ризо Сайд Ахмадиен. Ниче, Хайдеггер ва постмодернизм (Книга. Григорий Б.А.); Ал-Расул Абдулхусейн. Мачмуи маколахо оид ба Ниче. -Техрон. 1370; Мухсин Хдким. Ниче ва экзистенциализм. Техрон, 1347; Ахмади Бобак. Хакикдт ва зебой. Техрон, 1378, его же: Сохтор ва тавлиди матн. Техрон. 1360, его же: Модернизм и тафаккури интикодй. Техрон. 1380; Ахмади Тадид. Инсон ва бухрон. Техрон, 1384г. Иршод Мухаммад Ризо. Акидахои фалсафй дар охири кари. Техрон. 1381; Ханой Кошони Мухаммад Сайд. Зардушти Ниче кист? Техрон, 1387. защищена в Германии, ее материалы для таджикских специалистов и читателей остались недоступными.

Иранскими учеными и исследователями также о жизни и наследии Ницше не написано специальных исследований и книг. Хотя, надо отметить, что иранскими специалистами были переведены некоторые произведения Ницше на персидский язык. В том числе: «Так говорил Заратустра»; «Рождение трагедии из духа музыки» и «Веселая наука». Также иранскими исследователями творчеству Ницше посвящен ряд статей, где прослеживается жизненный путь философа и анализируется влияние его идей на такие философские направления, как постмодернизм, экзистенциализм.

Несмотря на достаточно обширную научно-исследовательскую литературу о Ницше и его философском наследии, до сих пор нет цельной работы, посвященной исследованию идейных источников формирования мировоззрения Фридриха Ницше, что и подвигло к выбору темы данного диссертационного исследования. ?

Объектом исследования является философия Ницше, изложенная в его трудах, а также произведения философов и политических идеологов, включая периодические издания политических организаций, испытавших влияние ницшеанства.

Предметом исследования выступают философские взгляды Ницше, оказавшие влияние на европейскую гуманистическую традицию.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель данного исследования - на основе изучения и анализа философских воззрений Ницше, и сравнительного анализа исследовательских работ, рассматривающих различные аспекты мировоззрения философа, определить место и роль Ницше в истории европейской философии и влияние ницшеанства как общественного явления па формирование взглядов представителей философских направлений конца XIX и XX вв.

В соответствии с этой целью определены следующие задачи: - дать хронологический анализ биографии Ницше и определить ключевые моменты, повлиявшие на становление его личности и мировоззрения; определить этапы развития философской мысли Ницше и проанализировать специфику и сущность его произведений; показать место и роль Ницше в истории европейской философии и систематизировать оценки, данные его творчеству современниками философа и другими исследователями; раскрыть особенности философских идей Шопенгауэра и Вагнера и их влияние на формирование воззрений Ницше, включая выявление специфики их философских идей; - показать влияние христианства и буддизма на формирование идей философа и определить оценку Фридрихом Ницше роли и места христианства как мировой религии в общественной жизни европейских стран; - исследовать возникновение идей «сверхчеловека» и- «вечного.; возвращения» в учении Ницше и выявить формирование гуманистического образа «сверхчеловека»; - выявить факторы, способствовавшие появлению «философии жизни» как нового направления, и показать ее влияние на развитие идей представителей современных философских направлений, таких как: экзистенциализм, интуитивизм и антропософия.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является принцип конкретно-исторического подхода к анализу философских произведений Ницше и других работ зарубежных, русских и иранских ученых, которые посвящены исследуемой проблеме. В качестве теоретических методов исследования также выступают анализ и синтез, индукция и дедукция; в качестве эмпирических - метод сравнения. В диссертации предпринимается попытка герменевтического анализа текстов произведения философа.

Научная новизна исследования.

Разностороннее творческое наследие Ницше довольно обстоятельно проанализировано европейскими и российскими исследователями. Однако в центральноазиатских странах и Иране оно осталось вне поля зрения учёных. Хотя ряд иранских исследователей перевел на персидский язык некоторые произведения Ницше. В диссертации впервые главный акцент делается на освещении жизни и деятельности мыслителя, анализе источников формирования его философских воззрений, его места в истории развития философской мысли европейских стран и приводится оценки исследователей относительно взглядов Ницше на проблемы смысла жизни, европейского нигилизма, а также его идей сверхчеловека и вечного возвращения и т.д.

К наиболее важным результатам, полученным в ходе исследования и характеризирующим научную новизну работы, можно отнести следующие:

1. Жизненный путь Ницше был загадочным и трагичным, что повлияло и на становление его личности и мировоззрения. Он уделял особое:.вниманис.,' изучению мифологии Древней Греции и Древнего Востока, особенно сущности и содержания трагических произведений. Возвращение Ницше назад к мифологическим сюжетам и анализу природы трагедии было непосредственно связано с трагедийным самоощущением самого Ницше относительно своего времени. Именно это обстоятельство во многом заставляла Ницше искать ответы на них во времени, непосредственно связанном с ними.

2. Развитие философских воззрений Ницше прошло три этапа. На первом этапе в наиболее яркой форме проявился гуманистический характер философии мыслителя, которая формировалась под влиянием античной философии, а также идей Шопенгауэра и Вагнера. На втором этапе Ницше начинается критиковать философию Шопенгауэра и отказывается от его наследия. Третий этап развития учения Ницше является главным, потому что именно в этот период он написал главные свои философские произведения, в которых он выдвинул идею «воли к власти», «сверхчеловека», «вечного возвращения» и «европейского нигилизма». В этом контексте идея «сверхчеловека» показывает нам то, на какие жертвы пришлось пойти Ницше, чтобы преодолеть в себе любовь и авторитет к Шопенгауэру и Вагнеру.

3. Сильный человек, который абсолютно свободен и не связан никакими моральными нормами, есть сверхчеловек, и только он может быть субъектом морали. С этой позиции ницшеанское учение о сверхчеловеке -как человеческой личности нового типа, изложенное в художественно-образной форме, является новым пониманием проблемы гуманизма. Преодоление в современном обществе недостатков европейского гуманизма, которые стали причиной социально-политического и культурного кризиса, произошло непосредственно под влиянием идей Ницше. Гуманизм с точки зрения Ницше не может больше игнорировать правду жизни.

Ницше призывает нас к жизни, к волевым действиям, развитию и самосовершенствованию, абсолютно отвергая застой и отсталость., Предложив концепцию сверхчеловека, Ницше призывает человека к воле, власти, совершенству, и к достижению все более высоких ступеней с тем, чтобы осознать, что свобода прежде всего связана с осознанием своих возможностей, с помощью которых человек преодолевает в себе раба и становится действительно свободным. Свобода в своей сущности и есть оборотная сторона проекта «сверхчеловека».

Ницшеанский Заратустра, учит, что мир возвращается всегда к самому себе, ибо в его основе лежит стремление к власти. А воля мира и стремление к власти воссоединяются друг с другом и в целом порождают новое творческое действие. Таким образом творческое действие и творчество вообще есть оборотная сторона идеи вечного возвращения в самому себе, которая возвращается только к тому, кто имеет волю к власти не столько над другими, сколько над своими слабостями.

Ницше является философом, который направлен на разрушение тех структур, которые потеряли уже свою жизнеспособность. Он совершает переворот, так же как Ф. Бэкон и Д.Декарт, сделавшие этот переворот в свое время. Ницше можно сравнить с М. Газзали, который в своей критике восточного перипатетизма перенаправил его энергию в направление философии ишрака (озарения). Правда, разница сохраняется в том, что для ал-Газали идея совершенного человека возможна только через его слияние с Богом, тогда как с точки зрения Ницше, идея совершенного человека возможна только через его обращение к самому себе, где он и находит свою истинную природу того, кто он есть па самом деле.

Принцип различия очень важен для человека. С точки зрения Ницше он позволяет человеку быть свободным от жестких требований морали и с другой стороны позволяет человеку найти свой путь достижения этой морали в условиях реальной жизни. Жизнь выше морали и мудрости, так как последние отражают лишь блеклые тени самой жизни, хотя и выраженные в легитимной и очеловеченной форме. Однако нельзя;, утверждать, что Ницше выступает против нравственности и морали. Он выступает только за то, чтобы эта мораль была осмыслена и прочувствована-. самой индивидуальностью в противном случае, она так и останется лишь абстрактной и поэтому иллюзорной формой, которая только будет сдерживать жизненный порыв индивидуальности. В этой связи Ницше отказывается не от морали, а от морали «вообще». Он ищет се в индивидуальности. Именно человек должен открыть ее, но прежде отказавшись от нее.

Ницше можно назвать социальным реформатором, так как он призывает к созданию новых ценностей. Ницше чувствует боль своего общества и пытается найти способы излечить его. Он уверен, что пока люди не заглянут по ту сторону добра и зла, они не смогут улучшить и усовершенствовать себя.

Вышеуказанные полученные новые результаты выносятся на защиту.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем дается целостное представление о биографии, научно-теоретических источниках формирования его воззрений, наследии философа, анализируется специфика его философских идей.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при изучении истории западной философии, а также при преподавании различных философских дисциплин.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов по таким дисциплинам, как история философии, этика, эстетика, культурология и социология.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры философии и культуры ТГПУ имени Садриддина Айни; на расширенном заседании отдела истории западной философии и отдела таджикской философии и стран Востока Института философии им. академика A.M. Богоутдинова АН РТ АН РТ (Протокол № 4) от 05 апреля 2011г.

Основные положения исследования были изложены в статьях автора, а также в его выступлениях на семинарах и республиканских конференциях: «Преподаватель, предложение и реформа» (Санаидадж, 1381 г. с. х.); «Книга и информационная технология» (Тегеран, 1381 г. с. х.); «Человековедение и городские советы» (Тегеран, 1380 г. с. х.); «Учеба и воспитание в эпоху глобализации» (Гулистан, 1384 г. с. х.) и др.

Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов и спецкурсов по философии и культурологии в Университете «Свобода», Центре воспитания преподавателей в Гургапе, Университете «Вестник света» и Центре обучения государственных деятелей в Гургане.

Жизненный путь Фридриха Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в местечке Рёккене, недалеко от города Лейпцига, Восточная Германия, в семье протестантского священника, Карла Людвига Ницше (1813-1849). Фридрих Ницше упоминает, что их род восходит к польской аристократии и, по «семейному преданию», семья Ницше имеет славянские корни и происходит от польских дворян Ницких, покинувших Польшу во времена смуты и контрреформации. Но в действительности это миф, придуманный Ницше. «Родословная Ницше восходит к шестнадцатому веку. Известны имена более двухсот его предков, все они немцы. Аристократов среди них не было; были в роду крестьяне, но по большей части это были мелкие ремесленники --шляпники, плотники, мясники и тому подобные. Но к восемнадцатому веку все фамилии, которые в конечном итоге сошлись в философе, состояли при; лютеранской церкви».16 Установил имена этих предков философа в своих исследованиях Макс Охлер, ведавший в свое время архивом Ницше в Веймаре. Р. Холлингдейл пишет: «Нельзя с уверенностью указать причины его желания верить в то, что его семья - лютеранских священников - имела предков в лице польского дворянства. Лично мне, однако, кажется, что ему хотелось прослыть не столько дворянином, сколько, поляком; иначе говоря, его поддержание этой легенды было частью его кампании против Германии, «европейской равнины», нации, «на совести [которой] все тягчайшие преступления против культуры за последние четыре столетия...»17.

Кроме Фридриха, у Карла Людвига Ницше и Франциски Ницше (1826-1897) была дочь Элизабет (1846-1935). Еще один сын, Людвиг Иозеф, умер, не дожив до года (27 февраля 1849г. - 4 января 1850г.).18 Смерть отца и маленького брата, когда Фридриху Ницше не было и пяти лет, надолго оставила след в душе Фридриха. Позже, вспоминая отца, Ницше писал: "Мой отец умер тридцати шести лет: он был хрупким, добрым и болезненным существом, которому суждено было пройти бесследно, - он был скорее добрым воспоминанием о жизни, чем самой жизнью".19

В 1850 году после смерти его брата семья Ницше покинула Рёккене и перебралась в город Наумбург-на-Саале. Там Ницше прожил до четырнадцати лет. Его отдали в городскую школу для мальчиков, где он подружился с Вильгельмом Пиндером и Густавом Кругом. В 1851 году Ницше переходит в подготовительную школу при кафедральной гимназии. Во время обучения в гимназии он проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1 854 году, учась в пятом классе гимназии, он пробует писать стихи и музыкальные композиции. Позже он писал: «Я пошел в день : Вознесения в городскую церковь и услышал там величественный хор из Мессии: Аллилуйя! Он как бы заставлял меня присоединить к нему голос, мне казалось, что это была ликующая песнь ангелов, под звуки которой Иисус Христос возносится на небо. Я немедленно принял серьезное решение сочинить нечто подобное. Тотчас же после церкви я приступил к делу и по-детски радовался каждому новому аккорду, звучавшему из-под моих рук. Не прекращая этих занятий в течение долгих лет, я приобрел очень многое и научился, благодаря изучению сочетания тонов, лучше играть с листа»."

Летом 1856 года Ницше в связи с головными болями и болью в глазах освобождается от занятий в гимназии. В четырнадцатилетнем возрасте он поступает в знаменитую школу Пфорта под Наумбургом. Здесь упор делался на изучение греческого языка и латыни, несколько в меньшей степени -немецкой классики. «По свидетельству Рихарда Блунка, школа была поистине миром книг: ученики вдыхали воздух не современной Европы, а Древней Греции и Рима, а также Германии времен Гете и Шиллера. Совершенно естественно поэтому, что, как выпускнику Пфорташуле, Ницше была уготована судьба профессора классической филологии, поскольку из всей программы данного заведения именно этот раздел знаний он осваивал наилучшим образом»."

Согласно свидетельству самого Ницше, его писательская деятельность начинается именно с этого времени. Первое свое сочинение он посвятил музыке, и оно так и называлось - «О музыке». Ницше воспринимал музыку, возможность «потрясаться» ею как дивный Божий дар: «Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь... Ее главное назначение в том, что она направляет наши мысли к высшему, возвышает нас, даже потрясает... Всех людей, презирающих ее, необходимо рассматривать как бездарных, животноподобных созданий. Да пребудет всегда этот дивный дарл Божий спутником на моем жизненном пути!»."

В 1859 году Ницше знакомится и заводит дружбу с Паулем Дёйссеном. ; В 1860 году совместно с друзьями детства, в том числе В.Пиндером и Г.Кругом, он основывает музыкально-литературный союз под названием «Германия» (который просуществовал три года). В 1861 году Ницше через своего друга Г.Круга впервые знакомится с вагнеровской музыкой: клавираусцугом «Тристана и Изольды».

Несмотря на регулярные головные боли и боль в газах, которые начинают его мучить с 1962 года, Ницше продолжал усиленно заниматься и в свободное время читал философские и литературные произведения.

Этапы развития философской мысли Фридриха Ницше и анализ его основных произведений

Все исследователи творческого наследия Ницше пришли к справедливому выводу, что философия Ницше не организована в систему. Но анализ произведений философа показывает, что в них рассматриваются различные вопросы философии, религии, этики, культуры, психологии, социологии, политики, охватывается широкий круг проблем общественной Л жизни мирового сообщества.

Анализ произведений мыслителя в первую очередь свидетельствует о том, что Ницше, наследуя мысль Шопенгауэра, противопоставляет свои идеи классической философии, в том числе учениям Канта, Гегеля и др., тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества. Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь, по его мнению, есть не что иное, как стремление расширять свою власть. В своем учении Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, он исходит из примата самоутверждения жизни, её избытка и полноты. В этом смысле всякая религия, философия и мораль, по его мнению, должны прославлять жизнь во всех её проявлениях, а все, что отрицает жизнь, её самоутверждение, -достойно смерти.

Ницше, продолжая свою мысль, писал, что здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль -упадочная, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели, т.е. расширения своей власти.

Образность произведений Ницше позволяет исследователю выделить у него определенную мифологию. Ницше исходит из дуализма культуры, где борются начала Аполлона и Диониса, где Аполлон символизирует порядок и гармонию, а Дионис-тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля всегда оказывается волей к власти, что отражает онтологическую интерпретацию основы сущего.38

Однако эту дуальную конструкцию можно сопоставить также с учением ницшевского Заратустры, то становится очевидным, что образ Аполлона в учении Ницше схож с образом Ахурамазды — олицетворением добра и справедливости, а образ Диониса — с образом Анграмани, который, по учению Заратустры, является антиподом Ахурамазды и олицетворяет силу тьмы и зла. В этой связи позиция самого Ницше становится не такой уж очевидной, как кажется с первого взгляда.

Многие, читая произведения Ницше, приходят к заключению, что он в своем учении полностью отвергает мораль. В действительности же он призывает своих современников к тому, чтобы мораль шла не из каких-то внешних источников, таких как установленные правила поведения, законы и религия, а была рождена внутри самого человека, его собственным сознанием. Только когда она идет от души, а не навязана извне, она является истинной.

Таким образом, с одной стороны, философия Ницше несет па себе печать западноевропейской рационалистической классической философии, а с другой стороны, в духе своего времени — второй половины XIX века -тяготеет к иррационалистическим направлениям мысли.

Фридрих Ницше в противоположность европейской традиции ПС стремился создавать целостной философской системы, поэтому в мировой философии до сих пор не сложилось целостной и непротиворечивой ницшеанской философии. Таким образом, произведения, написанные Ницше, по своей проблематике и специфике отличались друг от друга. Прежде чем осмысливать и анализировать содержание и сущность философского творчества Фридриха Ницше, нам необходимо хронологически проанализировать стиль, характер его мышления, становление и развитие главных его идей. Юношеские работы Ницше отражают те вопросы, которые его интересовали в юности: «Из моей жизни» (Aus meinem Leben, 1858); «О музыке» (Uber Musik, 1858); «Наполеон III как президент» (Napoleon III als Praesident, 1862); «Фатум и история» (Fatum und Geschichte, 1862); Л «Свободная воля и фатум» (Willensfreiheit und Fatum, 1862); «Может ли завистник быть действительно счастливым?» (Капп der Neidische je wahrhaft glucklich sein?, 1863); «О настроениях» (Uber Stimmungen, 1864); «Моя жизнь» (Mein Leben, 1864). Знакомство с философией Шопенгауэра дало новый импульс развитию философских взглядов Ницше.

Влияние идей Шопенгауэра и Вагнера па формирование воззрений Ницше: сопоставительный анализ их философских взглядов

Прежде чем показать и сравнить влияние философских взглядов Шопенгауэра и Вагнера на формирование и развитие философского мировоззрения Ницше, сопоставить их специфику, считаем необходимым рассмотреть биографии Шопенгауэра и Вагнера, выдвигаемые ими идеи и роль двух немецких философов в развитии европейской философии в контексте связи их воззрений с философскими взглядами Ф.Ницше.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ-идеалист, идеолог прусского юнкерства. Он родился 22 февраля 1788 года в городе Данциге. Когда Артуру было 5 лет, вольный город Данциг подвергся блокаде со І стороны королевских прусских войск. Тогда отец Шопенгауэра решился совершенно выселиться из родного города; за несколько часов до вступления в Данциг пруссаков, родители Артура выехали из города и направились в вольный город Гамбург. Во время двенадцати летнего пребывания в Гамбурге они предпринимали целый ряд более или менее отдаленных путешествий. Одной из целей этих путешествий было желание Шопенгауэра-отца содействовать всестороннему развитию Артура. Девятилетним мальчиком он сопровождал своего отца во Францию, причем отец оставил его на два года у своего хорошего знакомого, гаврского купца Грегуара, с сыном которого маленький Артур обучался у лучших учителей этого города. Одиннадцати лет от роду Артур поступил в частную гимназию некоего Рунге, но так как программа этого училища охватывала преимущественно коммерческую сторону, то первоначальное образование Шопенгауэра оказалось довольно односторонним. Отец Шопенгауэра хотел сделать из него купца, но к великому огорчению представителя старинной данцигской торговой фирмы, Артур не выказывал к этому ни малейшей наклонности; в нем рано сказалась пламенная любовь к отвлеченной науке. Чтобы отвлечь Артура от мысли о поступлении в гимназию, его отец предложил ему отправиться вместе в новое путешествие, предпринятое весной 1803 года, в Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию и Южную Германию. В Англии они пробыли около полугода. Чтобы не останавливать школьного образования сына, родители поместили его в дом одного пастора в Уимблдоне, близ Лондона.

После смерти отца Apiyp Шопенгауэр решает поступить в университет, он перссзжаеі в Гену, іде профессор Деринг взялся подготовить его по латинскому языку, а профессор Якобе занялся с ним немецкой литературой. Оба они отзывались с величайшей похвалой о своем ученике. Но он позволил себе кое-какие насмешки над некоторыми из гимназических учителей, и тс, узнав об этом, не допустили его к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. Тогда он решил переселиться в Веймар и там продолжать подготовку к университету. Молодой человек энергично стал стремиться к достижению . намеченной цели. Уроки нескольких дельных профессоров и прирожденные способности к изучению языков позволили ему довольно быстро пополнить свое одностороннее и далеко не систематическое первоначальное образование. Он работал днями и ночами, и когда он в 21 год поступил в славный тогда Геттингенский университет, то оказался так основательно и многосторонне подготовленным к слушапыо университетских лекций, как немногие из его товарищей. Сначала он записался на медицинский факультет и слушал лекции по естественной истории, но вскоре под влиянием Г.Е.Шульца заинтересовался философией и перешел на философский факультет.

В Гсттипгене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 год. Будучи, нелюдим по природе, он не принимал почти никакого участия в обычной шумной студенческой жизни, и круг его знакомств ограничивался лишь очень немногими товарищами. Во время каникул Артур предпринимал экскурсии в

Гарц, в Веймар и в Эрфурт, где ему пришлось побывать во время знаменитого Эрфуртского конгресса. Но этот молодой мыслитель, уже носившийся в то время с планом своего будущего капитального труда о «мире как воле», по-видимому, не слишком-то интересовался этой волей, воплотившейся в человека и называемой Наполеоном.

В 1811 году двадцатитрехлетний Шопенгауэр переселяется из Веймара в Берлин, куда его влекла громко гремевшая в это время философская репутация Фихте.

В начале октября Йенский университет, на основании присланной Шопенгауэром диссертации, заочно провозгласил его доктором философии, а на зиму он переселился к матери, в Веймар. Развитая в Артуре Шопенгауэре вера в свою непогрешимость, его мания величия и угрюмость, бесспорно, возникли на почве прирожденной ненормальности нервной системы.

В 1813 году он издал за свой счет первый свой труд «О четверояком корне закона достаточного основания». Труд этот сразу обратил на себя внимание, вызвал похвальные отзывы в периодических изданиях и горячие похвалы со стороны учителя Шопенгауэра, профессора Шульца.

В 1833 году Шопенгауэр окончательно решил поселиться во Франкфурте-на-Майне и прожил в этом городе безвыездно двадцать восемь лет. До последнего года своей жизни Шопенгауэр обладал замечательным здоровьем. Но с апреля 1860 года у него стали случаться учащение сердцебиения и ощущение стеснения в груди. 21 сентября врач застал Шопенгауэра опрокинувшимся па спинку дивана и безжизненным: паралич легких положил конец его жизни.

В 1818 году Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и представление», особенно популярной она стала на рубеже XIX—XX столетий. Отталкиваясь от каитовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная, «автономная» воля, Шопенгауэр затем стал отстаивать примат воли по отношению к разуму, то есть начал двигаться скорее в антикантовском, аптиклассическом направлении. На этом пути он развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей. Например, он критиковал классический рационализм за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума. На деле же, рассуждал Шопенгауэр, воля, то есть мотивы, желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность, результаты разумного познания.

«Разум», как его понимала классическая философия, Шопенгауэр объявлял фикцией и резко критиковал традиционный рационализм. На место разума и должна быть, по Шопенгауэру, поставлена воля. Но чтобы воля могла «померяться силами» с «всемогущим» разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгауэр, во-первых, в своем толковании представлял волю независимой от контроля со стороны разума, превратил ее в «абсолютно свободное хотение», которое якобы не имеет ни причин, пи оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна «неисповедимым силам» вселенной, неким ее «волевым порывам».

Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют - мир в изображении Шопенгауэра стал «волей и представлением». Идеализм рационализма, «мифология разума» классической философии уступили место идеалистической «мифологии воли». Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности волюнтаризма.7

Отношение Ницше к буддизму и христианству: историко-философский анализ

Как было отмечено выше, буддийская философия оказала влияние па формирование идей Шопенгауэра, в свою очередь повлиявших на становление мировоззрения Фридриха Ницше.

Основная связь буддизма с идеями Ницше связана с представлениями об иллюзии («майя»), которые накладывает перед собой человек в оценке того или иного события. С точки зрения Ф. Ницше, человек пытается скрыться от действительных проблем за логическими структурами, представлениями, ценностями, чтобы как-то упорядочить мир. Буддизм отрицает эти иллюзорные формы о обращает человека к миру реальности, которые он должен осознать только через свой внутренний духовный опыт.

В принципе Ницше двигается по тому же логическому алгоритму, что мы можем обнаружить в мировоззрении Буддизма, который заключается в том, что познание истины необходимо обнаруживать не во вне, а лишь через внутренние духовные потенциальные возможности человеческого сознания. Именно обращение к самому себе, то есть возвращение к своему исконному параметру сознания, позволяет человеку выявить реальность без «ходули» и жить в соответствии с жесткими требованиями жизни.

В тоже время стоит отметить, что жизнь буддизм рассматривает как череду изменений, которые ведут к болезням, старости, смерти, и поэтому вся жизнь есть страдание. Даже всякое удовольствие, утверждает Будда, есть страдание, потому что оно достигается путем усилий, -труда и, следовательно, страдания. В связи с этим Будда формулирует «четыре благородных истины». Это: истина о том, что есть страдание; истина о том, что есть причина страдания; истина о том, что есть прекращение страдания; истина о том, что есть путь, ведущий к прекращению страдания.96

В то время как Ницше как раз, наоборот, возвращается к человеку, чтобы не отказаться от реальной жизни, а отказаться от неправильных и ложных представлений о ней, от ценностей, которые только уводят человека от самой правды жизни.

Можно сказать, что Буддизм разрушает ментальные иллюзии человека, чтобы полностью его освободить от реальности и вывести его в состояние полного равновесия и безмятежности (Нирвана), тогда как для Ницше раскрытие мира иллюзий или мира «майи» необходимо для человека, чтобы он по-настоящему открылся этому миру, - миру, который прекрасен и одновременно ужасен своей правдой. Поэтому тот, кто способен выдержать этот удар истины мира, и может называться «сверхчеловеком», так как он способен видеть этот мир не через «розовые очки», а в его реальности и правде.

Естественно, сложным и неоднозначным было отношение Ницше к религии, точнее, к христианству, так как ему довелось не только родиться в исконно христианской стране, но при этом еще и в семье, где целых два поколения — отец и дед - были пасторами, что, несомненно, наложило ощутимый отпечаток на сознание. Маленький Фридрих, по свидетельству очевидцев, с таким воодушевлением читал отрывки из Священного писания, что слушатели часто даже плакали. При всей своей детской незрелости он, без всяких сомнений, глубоко понимал суть написанного, чем несказанно удивлял окружающих, даровавших ему прозвище «Маленький пастор». Впрочем, Ницше изначально не был глупым человеком. К примеру, по его же утверждению, он уже в тринадцатилетнем возрасте «был поглощен проблемой происхождения зла («К генеалогии морали», 3 предисловия). «Я анти-осел», - отнюдь не без скромности утверждает он, что, несмотря па все идеи о свободе от общественной морали, несколько не в его стиле.97

Можно отметить, что чтение книги Ницше, в том числе его «Антихрист» не только не отвращает человека от христианства, но и приобщает к нему. По словам Ыицше это книга принадлежит немногим. Может быть, никто из этих немногих еще и не существует. Ими могут быть те, кто понимает моего Заратустру; как мог бы я смешаться с теми, у кого лишь сегодня открываются уши! Только послезавтра принадлежит мне. Иные люди родятся post hum.98

Хотя Ницше с ожесточением нападал на Вагнера, на музыку вообще, на мораль, на христианство, но, несмотря па обличительный запал его наскоков, у него никогда не хватало духу выступить всерьез против всех этих, в сущности, очень для пего дорогих вещей; и, понося и оплевывая их, он на свой лад выражал этим бесконечное преклонение перед ними. Чего только не наговорил он в свое время о Вагнере! Но вот когда открываем «Ессе homo» читаем о священной минуте, когда в Венеции скончался Рихард Вагнер. Как же так, спрашиваете вы себя, откуда эти слезы в голосе, как может быть «священной» минута кончины того самого Вагнера, которого Ницше тысячу раз изображал мерзопакостным шутом и развращенным развратителем? Ницше бесконечно выясняет и никак не может выяснить своих отношений с христианством, и за это просит прощения у своего друга, музыканта Петера Гаста: он уверяет его, что в мире идеального он не знает ничего прекраснее христианства, он вспоминает, что, в конце концов, все предки его из рода в род были христианскими священниками, и с полной убежденностью говорит: «В сердце своем я никогда и ничем не согрешил против христианства».99

Ненависть Ницше к историческому христианству совершенно не затронула личности Иисуса Христа из Назарета, чья смерть и крестная мука были для него предметом глубочайшего благоговения и любви, примером, которому он добровольно последовал. Ницше ставит в вину христианству прежде всего то, что христианство неслыханно подняло значение человеческой личности и таким образом сделало невозможным принесение ее в жертву. Между тем, - говорит Ницше, - существование расы не может быть обеспечено иначе, как посредством человеческих жертв, и поэтому принцип христианства несовместим с принципом естественного отбора. Христианство фактически всегда снижало и ослабляло ту силу, то чувство ответственности и сознание высокого долга, какие необходимы, чтобы не задумываясь жертвовать человеческими жизнями; в течение двух тысячелетий оно только и делало, что подавляло грандиозную энергию и дух величия, которые призваны, с одной стороны, путем естественного отбора, с другой - путем насильственного уничтожения миллионов слабых и неудачников, создать человека будущего, и которые не сгинут и не иссякнут оттого, что человек этот причинит миру чудовищные страдания. Кто же были они, те, кто не так давно осмелился нагло притязать на подобное величие, кто возомнил себя достаточно сильным, чтобы взять на себя такую ответственность и, не дрогнув, выполнить «высокий долг» принесения в жертву миллионов человеческих жизней?1

Имеются сведения о том, что философ был знаком с романом Ф.Достоевского «Идиот». Его роман «Бесы» (в переводе Дерели) он, несомненно, не только прочитал, но и составил весьма подробный его конспект, который обнаружен в 1970 году Д.Колли и Т.Мортинари в Веймарском архиве мыслителя в процессе подготовки «Полного критического собрания сочинений» философа. Ницше работал над текстом романа в Ницце в ноябре 1887 - марте 1888 годов. Вполне возможно, что название своей книги «Антихрист», изданной посмертно, Ницше заимствовал у русского писателя.

Похожие диссертации на Идейные источники формирования мировоззрения Фридриха Ницше и их философский анализ