Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззрение Джалалуддина Руми и суфийская традиция Якоби, Ахмад Фахим

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Якоби, Ахмад Фахим. Мировоззрение Джалалуддина Руми и суфийская традиция : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1991.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Социальная практика стран Ближнего и Среднего Востока свидетельствует о возрастании роли и ' значимости исламского фактора в современном противоречивом мире, о выступлении под флагом ислама самых различных стл, о своеобразном процессе политизации ислама и ислампзации политики. Кроме того, несмотря на многочисленные исследования, вопросы, касающиеся генезиса л статуса средневековой арабо-мусульманс-кой философии как важной стадии общего историко-философского процесса, не разрешены и во многом остаются дискуссионными. В этой связи, ориенталисты предпринимают очередные попытки изучения и осмысления'истоков ис'лама, философских течений внутри него, пути развития и вклада арабо-мусульманской философии з мировой фонд философской мысли.

Ввиду этого,становится актуальним изучение суфизма - оппозиционного ортодоксальному исламу религиозно-философского' учения, ибо если взглянуть на ислам глазами его угонченішх знатоков - суфиев, критикующих исламский геологический рационализм л догматизм с позиций спиритуализма и интуитивизма, то более отчетливо мокно представить слабые и сильные стороны, превратности истории и общечеловеческую ценность этой мировой религии.

Наряду с этим, потребность в изучении суфизма диктуется еще и тем, что так называемые религиозные ренессансы и мисти-.ческие волны, охватившие обширнейшие территории нашей планеты, породили процесс наукизации, рационализации мистики и мисгкза-ции науки, вызвали беспрецедентный интерес к ретроспективному анализу соппально-философско-культурных истоков и пути исторического развития феномена мистицизма, в том числе, и гасаввуфа (суфизма) как'религиозно-философского учения исламских мистиков.

Вместе с тем, необходимость обращения к суфизму объясняется еще и тем, что это учение представляет собой яркое явление исламской культуры, оказывающее сильное воздействие на стиль и методы мышления, на философию, литературу, искусство, на духовную культуру народов, исповедующих ислам.

И, наконец, суфийский гуманизм, оптимизм, веротерпимость, стремление к духовному возвышению, моральному совершенству человека превращают суфиев в учителей человечества и детерминируют постоянное обращение к их мудрости, богатейшему литера-

гурно-философскому наследию.

Однако, составить достаточно ясное представление о гасав-
вуфе невозможно без обращения к произведениям одного из ода-
реиных представителей суфизма - Дкалалуддина Руми, ибо учение
суфиев, особенно "крайних", получило довольно солидное идейно-
теоретическое, философское обоснование в системе взглядов Мав-
лави (или Мав-ана - наш учитель, прозвище Руми). Ведь неда
ром его называют "титаном" мистицизма, а его знагленигое "Ыасш
ви манави" (.двустишия о скрытом смысле) - энциклопедией суфиз
ма. -

Руми и поныне нив, он - наш современник; т.к. его мысли, полные гуманизма, терпимости, оптимизма, его стремление к возвеличиванию человека, к единству и согласии ыекду людьми,"снискавшие большое уважение и симпатию,и сегодня весьма актуальны, созвучны требованиям нашей эпохи, в особенности афганского общества, остро нуждающегося в мире и согласии.

Степень разработанности проблемы. Суфизм издавна привле
кает к себе внимание ученых. О тасаввуфе существует большое
количество литературы на различных языках народов мира: от
жизнеописаний суфиев, восходящих к традициям крупнейших авто
ритетов тасаввуфа, до многотомных трудов по истории суфизма и
массы статей об этом весьма оригинальном религиозно-философс
ком учении. Среди известных зарубежных исследователей суфизма
мокко назвать следующих: А.Ансари, А.Салами, К.Гани, А.Садкед
И.Голыгиер, Р.Никольсон, Ф.Тулук, К. де Во, А.Мерке, Э.Браун,
Лд.Макдональд, С.Буркуй, Масиньон, А.Кремер, Хартман, Харте
А.Мец, Дж.-Тримшгэм и др.

В СССР исследование суфизма имеет давние традиции. Тасав вуфу посвящены многие труды А.Крымского, Е.Бергельса, Е.Беля-ева, И.Петрупмвского, С.Григоряна, У.Степанянц, Г.Керимова, сборник статей под общим названием "Суфизм в контексте мусуль майской кул? чгуры". Переведены на русский язык небольшие груды или содержание некоторых произведений суфиев1.

Одаако, несмотря на большие усилия ориенталистов, по-яре

I. См.: Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., I2S7; Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХЙвв. М.. I960; Суйазм в контексте мусульманской культуры. М., IS89.

нему остаются дискуссионными многие проблемы, связанные с теми или иными аспектами суфизма: от этимологии термина "тасаввуф" до происхождения, основных направлений, статуса, роли и места этого учения в истории арабо-мусульманской и мировой философской мысли.

Что касается учения одного из крупных теоретиков суфизма -Руми, то его исследованию посвящено большое количество трудов.

Западно-европейские ориенталисты Р.Никольсон, Браун, Ар-бери, С.Буркуй, Рюккерт, Розенцвеиг, Боргал, фон Гуссар и др. сделали многое для осмысления учения, комментирования, популяризации идейногоі наследия Іїіавлави. Именно благодаря переводчикам произведений Руки (в частности, Рюкергу, Розенцвейгу, Бор-галу, фон Гуссару и др.) высказали свое мнение о Руми Гете, Гегель, Бергсон и др.

К философскому наследию Руми, начиная с ХІУ в., обращаются также многочисленные ученые Востока, среди которых можно выделить следующих: афганских (М.Каядагари, М.Серадк, Х.Хали-ли, В.Вахтари, К.Абцулла и др.), иранских (М.С.Гаухарин, А.Спах-салар, Б.Фрузанфар, Н.Сахебуззамани, А.Дашти, М.Абаси, Дк.Хо*» маи, Э.Табари, Т. Эраня и др.), турецких (Н.Логал, Х.Аюдпел, А.Атоли и др.), индийских (Ш.Номани и др.).

В СССР также обращение к творчеству Руми имеет давние истерические корни. О нем писали З.Ширвани, Л.Ширвани, М.Ф.Ахун-.дов, акад.'Крымский, З.А.Гордлевский, И.Петрушевский, Б.Гафу-ров и др. Р.Фиш, Н.Одилов, З.Гейюіпев., И.Брагинский, О.Акимуш-кин посвятили свои специальные труды осмыслению и освящению учения Дж.Руми.

Тем не менее,образное мышление к художественный стиль Руми превращают его произведения в скрывающие смысл в себе и,соответственно, усложняют их осмысление и понимание.

На наш взгляд, характерные, главные недостатки большинства исследований сводятся к следующим: чрезмерное преувеличение или незаслуженное принижение роли и места учения Руми в истории фалософиг; приписывание Руми того, что не вытекает из его учения, не содержится в нем или добавлено к этому учению его . пристрастными толкователями; умалчивание о том, что остается непонятным, недооцененным в учении Руми; неадекватное определение отношения философии Руми со священным Шариатом; рассмотрение учения Руми в "чистом виде", вне контекста

4 его эпохи и духовной традиции суфиев; чрезмерная модернизация учения Руш в противоречии с основоположениями его концепции; фрагментарное, отрывистое изучение наследия Руми; предпочтение исторического подхода логико-аналитическому, эпигонно-ком-. ментаторского подхода оценочному при изучения воззрения Мавла-вк.

Отсюда и вытекают противоречивые, порой,противоположные, сукденкя, оценки учения Руни учеными различных времен и народов. Зто обстоятельство и обусловливает необходимость дальнейших исследований наследия да.Руми.

. Целью данного исследования, в первую очередь, является по возможности полное воссоздание философской концепции, портрета Руми и определение его места и роли в истории суфизма к, те:.! самым, в истории арабо-мусульманской философии средпевековья и мировой философской мысли.

Разумеется, что выявление контекста его воззрения невоз-мо~ло без обращения к проблематике суфизма, ибо Руми нельзя представить вне суфизма, он был и остается замечательны.! теоре тиком суфизма. Згим обстоятельством к детерминировано стремление автора построить свою работу по принципу от общего к частному ил::, точнее, от ислама и его идеологических течении к суфизму и от последнего к конкретному суфии - Дк.Румн.

3 качестве главных диссертант ставит перед своїй исследованием следующие задачи:

  1. описать становление средневековой арабо-мусульманско;; мысли; показать взаимоотношения суфизма и арабо-мусульмаиско-го ортодоксального правовер:ш и на этой основе указать социал но-политкческие и религиозно-нравственные истоки исламского мистицизма и продемонстрировать, что суфизм не чукеполное, а закономерное явление исторического к'логического развития, ислама ;

  2. уяенг ?ь социально-исторические и культурные обстоя- | тельства, при когорих зародился и достиг полной сили философский геній Руми; показать, что из его наследия ношго в зо лотоі; фонд мировой философской литературы; какое место Ыавлав занимает в истории суфизма;

  3. попытаться ответить на вопроси: почему Руми моеог пс праву считаться великим философом, в чем его философия? Ка-

5 аовы основоположения ого учения?

Научная новизна. К теоретической новизне диссертации можно отнести то, что исследование проблемы возникновения суфизма проводится через самоопределение тасаввуфа его адептами, анализ средневековых суфийских источников и корановедческой литературы в контексте борьбы между исламским ортодоксальным право-горнем и мистицизмом (за рационализацию и одухотворение Писаний), которая локализуется вокруг проблем общественно-политического, здзйно-теоретического, социально-нравственного характера и, особенно, проблем толкований Писаний. В рабою предложена новая гштерпретация ипостаси Богопознания в суфийском учении.

Шровоззрение Руми также иссле.дуется автором системно, с достаточно серьезным анализом первоисточников и сочетанием комментаторских и оценочных суждений. Это позволяет автору практически впервые в советской, афганской и иранской литературе рассмотреть Еога в трех ипостасях; Бог в себе; Бог вне себя и соединенный с инобытием; творением; Бог, возвращающийся в себя; показать процесс омападии (духовного нисхождения и восхождения), рассмотреть трехступенчатую иерархию богопознания (чувственнрв, разумное, сверхразумноо), более-менее детально изучить диалектические идеи Руми.

К теоретической новизне диссертации также относится рас-^ ярыгиа автором (впервые) сущности учения Дж.Руми о всеобщей универсальной религии.

ШШШШ8-!ШШтік' Диссертация может быть применима для уяснения попросоа, касающихся генезиса д определения основ-жес направлений развития средневековой арабо-мусульманской мысли. Оснозшз положения л выводы работы могут оказать содействие а яальпейЕэа разработке историко-философской проблематики. ;.*дторяал япссортадш моаот быть полезным для общих курсов по срэдяовеаоаоА философии, Истории и философии религии, теории мяокяШЕма. Результаты исследований могут быть использованы арп решении дискуссионных вопросов о роли, месте и значимости арабо-иуоуль!,5аЕс:ю8 философии, в частности, оуфизма в мировой хдльтуро,

ДйКЙЖИ-РЗЙйШ* Диссертация обсуждена на заседании ка-фжрн история зарубежной философии философского факультета МГУ ТГ1, М.ВДсУскосопа п рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав , заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертации на Мировоззрение Джалалуддина Руми и суфийская традиция