Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Симонишвили Елена Николаевна

Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина
<
Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Симонишвили Елена Николаевна. Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Симонишвили Елена Николаевна; [Место защиты: Мурман. гос. техн. ун-т].- Мурманск, 2010.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/288

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Духовность как способ подлинного бытия человека 11

1.1. Феномен духовности в русской философии 11

1.2. Становление и развитие взглядов И.А. Ильина на проблему духовности 33

Глава 2. Проблема соотношения личного и общественного как основание духовности в философском наследии И.А. Ильин 55

2.1. Категория свободы как основание концепции духовности в философии И.А. Ильина 55

2.2. Добро и зло как основные духовные категории нравственной концепции И.А. Ильина 71

2.3. Православие и «сердечное созерцание» в наследии И.А. Ильина 84

Глава 3. И.А. Ильин о проявлении духовности в обществе 95

3.1. Правосознание как проявление духовности в обществе в философии И.А. Ильина 95

3.2. «Русская идея» И.А. Ильина как путь духовного возрождения России 146

Заключение 165

Список использованной литературы 170

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Изучение отечественного философского наследия о развитии духовности, в России на рубеже XIX - XX вв. является значимым вкладом в познание развития духовности общества и позволяет также выявить пути становления и формирования духовности для будущего поколения России. Среди русских философов, обращавшихся к понятию духовности, был религиозный мыслитель - И.А. Ильин.

Иван Александрович Ильин считается выдающимся русским мыслителем. Философия и богословие, история и педагогика, публицистика и право, искусство и литература - вот далеко не полный перечень его интересов и исследований. В советское время его труды были практически не известны и не доступны не только рядовому читателю, но и специалисту. Впервые в нашей стране они стали появляться в виде публикаций в конце 80-х гг. прошлого века, вызывая глубокий интерес, порождая полярные оценки его концепций. Часть исследователей называла И.А. Ильина мыслителем, пробуждающим и формирующим русское национальное самосознание, другая - националистом, противопоставляющим культуру и менталитет русского народа.

Однако большинство исследователей считают, что он пророчески предсказал нынешнее историческое время, что, опираясь на оставленное им творческое наследие, можно реконструировать его основные философские идеи. И.А. Ильин писал, что у каждого народа есть известная ступень духовной зрелости, на которой он осознает особенности своего национального духа и культуры. Недаром значительная часть творческого наследия философа, посвящена характеру русского народа, особенностям его души и самосознания. Духовность как проявление русской культуры трактуется И.А. Ильиным в лучших традициях русской религиозной философии, где был дан анализ субъективной стороны человека (субъективности человеческих состояний, душевности, доброты, любви, свободы, веры) и объективной стороны - религии (церковных законов, обрядов, догм, правил, литургии и т.д.).

Также важной заслугой философа является то, что он раскрыл неоднозначность и сложность понятия «духовность», включающую в себя не только веру в Бога, но и любовь к своему Отечеству, и ответственность за ее судьбу. Вопросы духа и духовности, поставленные и рассмотренные И.А. Ильиным, делают его идеи особенно значимыми в настоящее время, когда для России стала актуальна проблема возрождение духовности общества и личности.

Востребованность идей И.А. Ильина, его анализ сущности и свойств духовного кризиса XX в. заключается в том, что им были не только увидены наиболее существенные признаки проявления этого кризиса: безверие, девальвация традиционных духовно-нравственных ценностей; духовный разрыв с прошлым; дефицит порядочности, совести, чувства собственного достоинства; стирание критериев добра и зла, но и доказано, что пути выхода из кризиса находятся в обращении к ценностным основаниям жизни человека в обществе. Это идеи философа о механизме влияния культуры на духовный мир личности, о путях выхода из духовного кризиса в сочетании с общей проблемой христианской культуры, духовной культуры русского народа, его религиозности.

Степень разработанности проблемы.

Среди современников И.А. Ильина необходимо отметить Ю. Айхенвальда, Н.А. Бердяева, Н.П. Вакара, З.Н. Гиппиус, М.Ф. Кольцова, П.Б. Струве, Ф.А. Степуна и многих других,1 которые в своё время активно включились в полемику вокруг вопросов, поднятых русским философом. 1 См.: Айхенвальд Ю. Злое добро // Сегодня. Рига. 1926. № 196. С. 2; Бердяев Н.А. Кошмар злого добра (о книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою») // Путь. 1926. № 4. С. 103-116; Вакар Н.П. «О сопротивлении злу» (на докладе И.А. Ильина) // Последние новости. 1925. 9 июня. С. 3; Гиппиус З.Н. Православный Струве // Последние новости. 1925. 25 февр. С. 2; Кольцов М.Ф. Омоложенное Евангелие // Правда. 1925. 19 июня. С. 1; Степун Ф.А. Мысли о России // Современные записки. 1926. № 28. С. 365-392; Струве П.Б. Дневник политика (1925-1935). М., 2004.

В современной российской философии проблема духовности в наследии И.А. Ильина не получила должного освещения. Можно отметить труды В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского, в которых раскрываются основные идеи философии И.А. Ильина. В.В. Зеньковский освещает его гносеологические идеи, Н.О. Лосский сосредотачивает внимание на этике.1

Однако диссертант отмечает, что в данный период специальных исследований, посвященных, проблеме духовности не проводилось, но можно выделить отдельные критические статьи, письма и рецензии на основные работы И.А. Ильина.

Первые серьезные научные работы, посвященные анализу наследия И.А. Ильина, появились в 70-х гг. XX в. Наиболее важными среди них являются исследования Н.П. Полторацкого и В. Офферманса. Работы Н.П. Полторацкого являются наиболее значительными исследованиями философско-эстетических воззрений И.А. Ильина, в которых еще жив дух эмигрантских дискуссий и стремление «защитить» И.А. Ильина от всевозможных нападок.

В. Офферманс отметил теоретико-методологическую ясность, терминологическую емкость и индивидуальность стиля И.А. Ильина, сочетающуюся с глубоким духовно-религиозным содержанием. Немецкий исследователь особое значение в творчества И.А. Ильина придавал научно-христианской философии, которая, по его мнению, являлась методологическим руководством к «живому исполнению христианского долга».

Среди отечественных исследований первые работы стали появляться с конца 80-х гг. XX в., среди которых следует выделить труды И.И. Евлампиева, 1 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

См.: Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1996; Он же. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И.А. Ильина // Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1972; Офферманс В. Человек, обрети значительность! // Московский журнал. 1993. № 7. С. 16-21.

Ю.Т. Лисицы, Ю.И. Сохрякова и др.1 Также интересны публикации, посвященные различным аспектам его философии. Среди них автор отмечает работы СМ. Бабинцева, Н.К. Гаврюшина, В.А. Гусева, МБ. Золиной, С.С. Хоружего.2 В 1992 г. в Санкт-Петербурге прошла конференция «Русская философия: преемственность и роль в современном мире». Она была одной из первых, где звучали аналитические выступления, посвященные творчеству И.А. Ильина.

Творчеству И.А. Ильина посвящен именной сайт , на котором существует открытый форум «Наследие Ивана Ильина и современность», проводятся круглые столы и форумы на информационных сайтах. Много внимания уделено личности И.А. Ильина и его православной философии на православных сайтах ,

Среди диссертационных исследований следует отметить М.Н. Гутлина, И.А. Дудину, М.В. Загребина, Ю.Н. Закунова, И.Н. Зернова, и др., в которых рассматриваются отдельные направления философии И.А. Ильина, как-то: проблемы государственного и политического устройства России.3 русской 1 См.: Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Известия высших учебных заведений, Правоведение. 1992. №3. С. 81-93; Евлампиев И.И. Феноменология божественного и человеческого в философии Ивана Ильина. М., 1998; Лисица Ю.Т. Ильин И.А. // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997; Сохряков Ю.И. И.А. Ильин -религиозный мыслить и литературный критик. М., 2004.

См.: Бабинцев СМ. Миросозерцание И.А. Ильина. М., 1997; Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 65-68; Гусев В.А. Политическая теория И.А. Ильина // Полит, наука. 2001. № 1. С. 92-106; Золина М.Б. Философия власти И.А. Ильина // Социально-полит, журнал. 1996. № 3. С. 169-179; Хоружий С.С. Предисловие к публикации И.А. Ильин «Наши задачи». Избранные статьи 1948-1954 гг. // Юность. 1990. № 8. С. 60-61. 3 См.: Закунов Ю.Н. Проблема движущих сил истории в философском наследии Г.П.Федотова и И.А.Ильина: дис... канд. филос. наук. Н.-Новгород, 1999; Зернов И.Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. М., 1998; Ильин А.Ю. Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. СПб., 1999; Меняйло Л.Н. Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: Концептуальная модель И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002; Окара А.Н. Учение И.А. Ильина о праве и государстве: дис... канд. филос. культуры,1 сопротивления злу силой," человека,3 особенности социальной философии в понимании И.А. Ильина/

Нам представляется, что опыт, накопленный за последние годы, позволяет сделать убедительный вывод о перспективности и настоятельной необходимости возвращения к философскому наследию И.А. Ильина и его переосмыслению с учётом проблем сегодняшней России. Также, проанализировав глубину и многогранность научных исследований, посвященных философским идеям И.А. Ильина, диссертантом выявлено, что концепция духовности не была достаточно исследована, что подчеркивает актуальность данного исследования.

Цель диссертационного исследования: раскрыть своеобразие концепции духовности в философском наследии И.А. Ильина.

Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих задач: наук. М., 1999; Постников К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. М., 1996; Реньш М.А. Идея государственности в социальной философии И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. Хабаровск, 1997. и др. 1 См.: Барковская Т.В. И.А. Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России: дис... канд. филос. наук. М., 2005; Голубева А.Р. Философия русской культуры в творческом наследии И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. Барнаул, 2003; Кондратьева Л.Н. Культура России в концепциях Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: опыт сравнительного анализа: дис... канд. филос. наук. Краснодар, 2002. и др. 2 См.: Демидова Е.В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX в.: Книга И.А. Ильина "О сопротивлении злу силой" и полемика вокруг нее: дис... канд. филос. наук. М., 1996; Загребин М.В. Проблема насилия в философском наследии И.А.Ильина: дис... канд. филос. наук. М., 1996; Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. М., 1997. и др. 3 См.: Дудина И.А. Проблема человека в философии И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. Мурманск, 2003; Самохина, А.А. Проблема человека в произведениях И.А. Ильина до эмигрантского периода: дис... канд. филос. наук. М., 1996; Яковлев В.В. Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников: на материале уроков литературы: дис... канд. филос. наук. СПб., 2007 и

См.: Булгак И.Б. Социальная философия И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. М., 1995; Гутлин М.Н. Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. Иваново, 2008; Ковалевская М.Г. Проблема устойчивости социального бытия в философии И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. СПб., 2002; Честнейшина Д.А. Социально-философская антропология И.А. Ильина: дис... канд. филос. наук. Архангельск, 2006; Шашкин П.А. Социально-философский анализ учения И.А. Ильина о волюнтаристической сущности власти: дис... канд. филос. наук. М., 2002 и др. рассмотреть основные этапы и результаты становления концепции духовности в философских работах И.А. Ильина; выявить понятия духовности личности и общества в философии И.А. Ильина; определить содержательные аспекты категорий «свобода», «необходимость», «добро», «зло»; проанализировать своеобразие взглядов И.А. Ильина на проблему патриотизма и национализма как проявлений «русской идеи»; определить вклад И.А. Ильина в разработку концепции духовности; раскрыть актуальность предлагаемых философом путей преодоление духовного кризиса в современном обществе.

Объектом исследования является философское наследие И.А. Ильина.

Предметом исследования являются философские взгляды И.А. Ильина на проблему духовности личности и общества, а также результат разработки философом концепции духовности.

Методологическую основу исследования составляют принципы комплексного анализа этических и философских идей зарубежных и российских философов XIX — XX вв. в их взаимном влиянии с учётом обуславливающих предпосылок социального, политического, исторического характера. Методологическая основа исследования формировалась в рамках принципов системности, альтернативности, развития и единства логического и исторического. Реализация этих принципов в едином методологическом подходе к анализу предмета исследования позволяет раскрыть особенности трактовки концепции духовности, а также возможности её реинтерпретации в современных условиях становления гражданского общества.

Научная новизна.

Работа представляет собой первое комплексное, логически завершённое монографическое исследование процессов и результатов разработки проблематики концепции духовности в философии И.А. Ильина, а также в определении национального самосознания, «живого правосознания» и духовного возрождения общества.

Основные положения, выносимые на защиту.

Духовность, по И.А. Ильину, есть единство души и духа; духовная реальность, которая задает меру человеческого в человеке; система понятий, представлений, запретов и предпочтений, формирующая определенную линию поведения человека, его понимание добра и зла, свободы и необходимости, долга и ответственности.

Главным в концепции духовности И.А. Ильина является свобода как универсальная характеристика человеческого бытия и различает понятия внешней и внутренней свободы человека, где внешняя свобода проявляется во внутреннем самоосвобождении личности, а внутренняя «создает человека» в его духовном достоинстве.

Основой правосознания как элемента духовности является признание высшей и абсолютной самоценности личности, а государство и право -средством сохранения и защиты его чести и жизни. «Русская идея» по И.А. Ильину — это идея «сердца», «дух христианства, любви, созерцания и свободы», утверждающая свое и созидающая новое, при этом не отрицая и не презирая чужого, формируемая через патриотизм и национализм.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов истории философии, истории этической и философско-правовой мысли. Исследуемые в работе проблемы определяют теоретически важный аспект в круге актуальных проблем интеграции различных отраслей знания о природе нравственности, личности и обществе.

Содержание и выводы проведенного исследования могут быть использованы в научной и педагогической работе для дальнейшего изучения философского наследия И.А. Ильина. Также могут быть использовано при написании учебных пособий, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по истории философии, истории русской философии, социальной философии и этике. Работа будет интересна и тем, кто занимается вопросами становления гражданского общества и духовного возрождения России.

Апробация диссертации.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Мурманского государственного технического университета. Основные идеи диссертации отражены в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях, а также использовались при проведении семинаров в ходе педагогической деятельности.

Структура исследования.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Феномен духовности в русской философии

Обращение к теме диссертационного исследования обусловлено необходимостью осмысления роли духовности в обществе. Современная эпоха характеризуется множественностью, противоречивостью, разобщенностью ценностных установок и ориентации. На первый план выступили ценности частной человеческой жизни, а также экзистенциальной безопасности человека. Современный человек осознает бездуховность своей эпохи, утрату исходных положительных нравственных установок, крушение идеалов, смысла жизни и потерю основ веры. Изменение духовной ситуации привело к активному распространению постмодернистских концепций нигилизма, которые ставят под сомнение традиционные ценности. Стоит обратиться к замечанию С.Л. Франка, высказанному мыслителем еще в 1923 г., но актуальному до сих пор: «Душа подвергается сильнейшему соблазну либо отречься от всякой святыни, либо с угрюмым упорством вцепиться в обломки гибнущего старого здания жизни и с холодной ненавистью отвернуться от всего мира и замкнуться в себя»1. Каждая эпоха пронизана особыми духовными интуициями, которые определяют направление духовного развития общества, его интеллектуальную составляющую. Техногенная цивилизация породила духовную ограниченность. Приоритетными стали материальные интересы, которые настраивают нас на необходимость поддерживать процесс возрождения духа, но вместе с тем его ограничивают условиями самой техногенной цивилизации. К.Г. Юнг довольно точно описал ситуацию: «Современный человек не понимает насколько «рационализм» (уничтоживший его способность к восприятию символов идей божественного) отдал его под власть психического «ада». Он отказался от предрассудков (так, во всяком случае, он полагает), растеряв при этом свои духовные ценности» . Расплатой стала угроза войны, на что обратили особое внимание И.А. Рїльин, Ф.А. Степун. Осудив позицию Л.Н. Толстого за попытку оправдать войну как высшую «нравственную трагедию», а участие в ней как «героический поступок», И.А. Ильин определяет войну как «высочайший грех», хотя необходимый, но нравственно никак не оправданный; как участие в организованном убийстве. Русский мыслитель ставит вопросы, на которые современный человек жаждет найти ответы, сталкиваясь с проблемой моральной трагедии.

Наше общество вновь находится на перепутье, и со всей очевидностью напрашивается сравнение современной российской действительности с первой половиной XX в., который можно охарактеризовать как эпоху культурного перелома, разрушения прежних, жизненных стандартов, формирования новых социально-культурных ценностей и идеалов. Именно в такие периоды настойчиво ощущается потребность в философской теории, которая осмысливает человека во всей совокупности, в органическом единстве с самим собой, с природой и обществом и позволяет определить цель человеческого существования, осознать его возможности и перспективы.

Феномен духовного представляет собой такую проблему, для решения которой необходимо обратиться к внутреннему чувству. Духовная жизнь общества - явление относительно самостоятельное. Четкое понимание духовной жизни общества требует рассмотрения ее как результата духовного производства, то есть создания духовных продуктов: идей, ценностей и т.д., -передаваемых не только из поколения в поколение, но и от одного народа к другому. Эти продукты духовного производства являются как бы социальной памятью общества в его историческом развитии. В то же время духовная жизнь включает в себя не только духовное производство, но и потребление его продуктов, иначе говоря, их передачу, воспроизведение, регулирование.

Духовная жизнь необычайно сложна по своей структуре, содержание ее многогранно, поэтому вполне естественно выделение для подробного анализа той или иной ее грани, в частности, общественно - политической, философской мысли.1 Духовная жизнь человечества, не равная сумме национальных идей, представляет собой процесс познания, отражения общих закономерностей человеческой истории.

Духовное всегда являлось той далекой точкой во вселенной, к которой стремился живой человеческий разум. Так, например, античные идеи космогонии и совершенства космического целого заставляли человека искать причины красоты, гармонии и порядка. Для космологически-натуралистического направления античности характерно отсутствие разрыва между природным и духовным, но уже пифагорейцы обосновывают свое решение этических проблем утверждением о разнонаправленности материального и духовного: тело - темница души и только вне его душа живет полноценной жизнью и приходит к высшему знанию. По Пифагору и Платону, человек должен вырваться из мира телесного, стремиться к миру идеальному, к миру истинного знания, увидеть «нечто удивительно прекрасное по природе», прекрасное как таковое.

Натуралистическая концепция склонна рассматривать духовность как продолжение и развитие духовных качеств, присущих человеку. Основой духовных явлений считают естественные побуждения и природные способности, обуславливающие человеческую природу. Духовная жизнь качественно идентифицируется с природными явлениями, рассматривается как согласованная с антропологической природой.

Становление и развитие взглядов И.А. Ильина на проблему духовности

Формирование и развитие взглядов И.А. Ильина на проблему духовного происходило под сильным влиянием П.И. Новгородцева, благодаря которому «закладывались основы духовного понимания жизни, общественности и политики» . На его семинары собирались представители различных философских направлений, объединенные атмосферой доверия к философу. Рассматривая общественный идеал как философскую проблему, П.И. Новгородцев определяет его соответствие принципу всеобщего объединения на началах равенства и свободы. Формулируя идею всечеловеческой солидарности в духе B.C. Соловьева, П.И. Новгородцев отмечает, что для человека стремление к высшим идеалам — это насущное самоопределение и смысл жизни, тем самым обозначая безусловное нравственное значение личности. Особо следует отметить идею, которая увлекла И.А. Ильина в философии учителя - это идея вечного идеала добра, обязательного для каждого исторического периода, для каждого поколения.3 Именно эта идея, по мнению П.И. Новгородцева, является главным условием, как справедливо отмечает И.А. Кацапова, для формирования национальной идеи русского общества.1 Однако необходимо отметить и то, что П.И. Новгородцев отрицает абсолютизацию относительных исторических форм общественной жизни. Одной из форм такой абсолютизации философ считал идею национальной миссии (принимаемой B.C. Соловьевым), возносящей один народ над другим, подчеркивая тем самым его исключительность, другой - гегелевское понимание природы государства как воплощения абсолютной нравственной идеи, так как государство понималось русским мыслителем как общественный союз, воплощающий высший идеал правды. Национальная идея в философии B.C. Соловьева - «русская идея» -определенная цель, данная Богом, долг и моральное обязательство, определяемое как миссия России в составе мирового сообщества.

Для П.И. Новгородцева проблема общественного идеала очень важна в свете вопроса о бесконечности. Этот вопрос очень сложен. Он имеет поистине жизненное значение для отдельного человека, человеческой личности. В начале XX в. русские мыслители много спорили на эту тему. Борьба шла вокруг существенной проблемы: либо личность и сегодняшний день самоценны, либо личность - вечный данник некоторого светлого будущего, которое, по идее, когда-то должно наступить; и, значит, вся жизнь человека сегодня, завтра, послезавтра - только серая действительность, которую надо перетерпеть во имя движения к светлому будущему. Согласно П.И. Новгородцеву, теория личности и самоценности личности должна выставить барьер на пути такой хилиастической, т.е. переносящей все в светлое будущее, концепции. В центр ставится конкретная личность, ей придается безусловное значение; нынешнее бытие личности всегда остается той основой, которая должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса.

Все философские взгляды И.А. Ильина преломляются через призму человеческой индивидуальности и человеческой тварности, переносимой ученым, прежде всего, на свою самость: «Возникает невыносимое убеждение, что я могу быть и должен быть чем-то большим, чем я есть, и что я пресмыкаюсь в ничтожестве по собственному хотению и попущению»1. Уже в ранних работах И.А. Ильина прослеживаются идеи персонализма, сформированные под сильным влиянием немецких мыслителей: «О «Наукоучении» Фихте Старшего издания 1794 года», «Учение Шеллинга об абсолютном», «Идея общей воли у Жан-Жака Руссо» (1906-1909), «Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма» (1911), «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа» (1912), «Философия Фихте как религия совести» (1914). Определенное завершение идея персонализма получила в диссертации И.А. Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В этой работе И.А. Ильин, в частности, рассуждает о метафизическом тождестве человека и Бога. Бог - определяющая причина и основание свободной воли, свободной активности человека. Человек у И.А. Ильина выступает в качестве ответственного за все происходящее в мире.

Нельзя не согласиться с утверждением Ю.Т. Лисицы о влиянии на формирование взглядов И.А. Ильина на проблему духовности учений любомудров и славянофилов: В.Ф. Одоевского, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского. И.А. Ильин отмечал, что именно эти философы первыми выразили в сфере философии национальное своеобразие русской культуры, национально самобытный путь России во всемирной истории. Они же доказывали, что религия и национальная психология во многом определяют бытие народа и отдельного человека. К отечественным источникам формирования философского мировоззрения И.А. Ильина можно отнести воззрения П.Я. Чаадаева, Н.Ф. Федорова, С.Н. Булгакова. Наиболее сильное влияние на формирование концепции человека и персонализм И.А. Ильина оказали взгляды А.И. Герцена: центральное положение человека в структуре мирового бытия, признание абсолютного значения личности, осознание иррациональности мира и др.

Нельзя не отметить и особую роль неокантианства и неогегельянства в становлении и развитии философских идей И.А. Ильина. Так, например, И.А. Ильин изучает Ф.А. Ланге, X. Когена, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, А. Риля, X. Файхингера, причем очень часто в первоисточниках. Он активно посещает семинары Г. Риккерта и Г. Зиммеля, увлекаясь феноменологией, пришедшей на смену психологизму. В круг интересов мыслителя попадают работы В. Шуппе, Р. фон Шуберт-Золдерна, А. фон Леклера, а также К. Маркса и Ф. Энгельса.

Будучи активным последователем Г. Гегеля, И.А. Ильин существенно модернизирует гегельянство, преобразуя его в соответствии с историческим опытом XX в. Особенно отчетливо эти мотивы в творчестве И.А. Ильина проявились в работе «Духовный смысл войны», опубликованной в 1915 г. и явившейся откликом на начало Первой мировой войны. Именно эта работа, получившая огромный отклик в общественной мысли как наиболее значимая, была высоко оценена Б.В. Яковенко.1 Война оказалась первым испытанием, заставившим обратиться философскую мысль И.А. Ильина к острейшим проблемам бытия человека в истории, ценности человеческой жизни. Однако, соглашаясь с Г. Гегелем в том, что бытие личности обосновано только через высшую духовность, и соответственно признавая необходимость самопожертвования ради высших ценностей жизни, И.А. Ильин одновременно подчеркивает глубочайший трагизм этого самопожертвования, в котором сконцентрирована вся противоречивость человеческого существования.

Категория свободы как основание концепции духовности в философии И.А. Ильина

Свобода выступает одной из универсальных характеристик человеческого бытия. Это - способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий. Вопрос о свободе является одним из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности.

Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории. На разных этапах истории, в различных типах социальности она обретает конкретную размерность, осмысливается специфически. Понятие свободы связано с понятиями необходимости, зависимости, отчуждения, ответственности. Взаимоопределения этих понятий и соответствующие схемы людского поведения изменяются от эпохи к эпохе, они специфичны для различных культурных систем. Для человека родоплеменного общества быть свободным означает принадлежать роду, племени, быть «своим». Стать изгоем означало верную смерть; свободы от рода не мыслилось. Для индустриального общества, напротив, свобода носит, прежде всего, экономический и юридический смысл как свобода распоряжаться своими деятельностными силами, своей личностью, владеть средствами производства и обладать возможностью их создания. В XX в. в связи с тем, что люди вынуждены взаимодействовать в условиях многомерного социального бытия, свобода становится способностью человека к поведению, соразмеряющему самостоятельность индивида с действием разнообразных социальных, культурных, технологических форм, с умением осваивать и контролировать их воспроизводство.

В Новой философской энциклопедии отмечается, что свобода - одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Для И.А. Ильина принципиально было важным то, что духовность человека как направленность к Божественному полноценна только тогда, когда осуществляется свободно. Высший смысл божественного бытия обретается в свободе. Выбор добра будет только тогда глубоким и истинным, когда человек сознательно и свободно выбирает из альтернатив.

Человек, по мнению И.А. Ильина, выступает свободным и зрелым существом, которое отвечает за свою жизнь, за ее содержание и за ее направление, что является естественным и неизбежным. «Дух есть живая сила, энергия, которая чувствует себя выбирающей, решающей и действующей; и это самочувствие его не иллюзия и не обман. Тайна свободы - состоит в том, что сила духа способна сосредоточиваться, укреплять себя, увеличивать свою силу. Дух человека «свободен» не в том смысле, что на него «ничто не влияет» или, что он не несет никакого бремени «воздействий» и «причин»; но в том смысле, что ему дан дар самоусиления, самоосвобождения, который он должен принять и в пользовании которым он должен искуситься и укрепиться. Дух есть живая энергия: ему свойственно не спрашивать о своем умении, а осуществлять его; не ссылаться на «давление» влечений и обстоятельств, а превозмогать их живым действием»1. И.А. Ильин считал, что воля к духу, то есть воля к автономной жизни, посвященной абсолютно-ценному, есть именно тот мотив, который лежит в основе нормального правосознания и который должен лечь в основу всякого правосознания как такового. Это есть тот универсальный мотив, который уже присущ каждому человеку и который в своем истинном развитии и углублении неизбежно выковывает в душе волю к цели права. Согласно И.А. Ильину, воля к духу, единая и цельная по существу, ведет к праву и к его цели во всех трех возможных тяготениях своих: предметном, индивидуальном и социальном.

Свободен, пишет И.А. Ильин, не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала страстей и талантов, а значит, прежде всего, владеть собою, способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренне и целостно присутствовать в своей любви и в своей вере.

И.А. Ильин определяет, что политическая свобода является разновидностью внешней свободы, и она очень важна, ее требованиями выступает: не мешайте, не заставляйте, не запрещайте, что касается не только внутренней духовной жизни, а и общего и совместного устроения людей. Ведь человек является полномочным участником, соустроителем, сораспоряжающимся во всех этих делах, и его внутренняя свобода не только ограждается - тут уж и ему самому приходится думать о других людях, об их свободе или несвободе, об их жизни и их поведении. И.А. Ильин делает довольно парадоксальное заявление: политическая свобода предполагает в человеке, которому она дается, гораздо большую зрелость, чем свобода духа. Ибо если человек занимается своими внутренними делами, то он верит себе и распоряжается собой. Но ведь в области политики существует еще вопрос не только о собственной, но также и о чужой свободе. Есть внутренняя связь, согласно И.А. Ильину, между внутренней свободой и политической свободой. Нужен минимум внутренней свободы: ниже его политическая свобода теряет смысл и становится разрушительным началом. Человек, не осознавший себя в качестве духовного субъекта, внутренне свободного и самоуправляющегося, не сумеет сохранить права политической свободы, - предрекает И.А. Ильин.

Особое значение русский мыслитель придает семье, патриотизму, Родине, собственности. Русский человек, говорит И.А. Ильин, осознает свободу в себе и других.

Свобода для И.А. Ильина предстает как внутренняя, жизненная душевная свобода выражается в чертах, свойственных русскому характеру и русскому общественному укладу, как черты: душевного простора, созерцательности, творческой легкости, страстной силы, склонности к дерзновению, опьянению мечтою, щедрости и расточительности.

Правосознание как проявление духовности в обществе в философии И.А. Ильина

Одним из вопросов, рассматриваемых в философском творчестве И.А. Ильина, стал вопрос о сущности, глубинных основах и жизненной необходимости правосознания. К тому времени, когда создавал свои работы И.А. Ильин, в русской философской мысли были определены исходные задачи права и поднята проблема взаимосвязи права и морали. Однако весьма затруднительно утверждать, что в начале XX в. в русской мысли оформилась целостная концепция права. И.А. Ильину удалось обозначить ключевые основы русской философии права, соответствующие духовно-нравственному опыту человека. В его трудах прослеживается связь с опытом философского осмысления права таких его предшественников, как П.Б. Новгородцев, B.C. Соловьёв, Б.Н. Чичерин и другие. Он был хорошо знаком с достижениями юридической науки и философии права как в России, так и за рубежом. Ряд философско-правовых положений И.А. Ильина основывался на принципах, заложенных в немецкой классической философии. Например, определение таких понятий, как естественное и положительное право предложено И. Кантом. Идея развития государственности в качестве части Божественного процесса восходит к учению об абсолютном духе Г. Гегеля. Несмотря на то, что сам И.А. Ильин не часто ссылается на работы немецких мыслителей, он перенимает отдельные их положения как непосредственно, так и через философский опыт П.И. Новгородцева, B.C. Соловьёва и других русских мыслителей.

Отметим также, что И.А. Ильин как учёный-правовед и философ выделяется в русской мысли и оригинальностью взглядов на проблемы правового и нравственного сознания, и формой изложения воззрений. Его философско-правовые идеи явно отличались от философско-правовых воззрений всех его предшественников. Ю.Т. Лисица справедливо замечает, что идеи И.А. Ильина порою «не укладывались в головах ни правых, ни левых; ни в советских, ни в эмигрантских кругах» . Действительно, несмотря на то, что И.А. Ильин, как замечает Р. Парадовский, воспринимает либеральную позицию П.И. Новгородцева и христианские принципы B.C. Соловьёва и Е.Н. Трубецкого, он должен был отвечать на политический вызов своего времени, события которого заставили общественность пересмотреть прежние ценности.2

Особый интерес представляет тот факт, что И.А. Ильин рассматривает проблемы права и правосознания в контексте антропологии. Многие исследователи творчества И.А. Ильина, например Н.А. Герулайтис, полагают, что И.А. Ильин сыграл существенную роль в деле антропологической переориентации в русской философии. Для И.А. Ильина источником и центром развития общества является человек как автономное, одухотворённое существо. Человеческая личность у него рассматривается как вместилище духовного опыта, соответственно, обновление человека берет начало с преображения его воли и души. Именно творческий акт сознания, сопровождаемый пониманием в делах высшей и последней возможности, позволяет человеку осуществить прорыв к первоосновам духовности.

Соответственно, особого внимания заслуживает утверждение следующих христианских установок в творчестве И.А. Ильина: во-первых, постулирование веры в Бога и незавершенность человеческой жизни на земле. Во-вторых, убеждение в определении смысла жизни человека его Божественным предназначением. В-третьих, идея подчинения государства церкви. Наконец, утверждение И.А. Ильина о том, что правовая жизнь есть форма проявления духа, которому она призвана служить. Тем самым, право в учении мыслителя предстаёт частью Божьего замысла о человечестве, а в идее права выражается Его забота о духовном спасении людей. Таким образом, человек в учении И.А. Ильина предстаёт как духовное и общественное существо. Духовность личности определяется его религиозными и нравственными чувствами, выраженными в форме естественного права и глубине нравственных переживаний. Общественность человека задаётся чувством гражданского долга перед обществом и выражается в развитости правосознания. Личность в учении И.А. Ильина предстаёт служителем как государственному, так и Божьему делу, а работа её над развитием своего правосознания предстаёт долгом по отношению к людям и к Богу.

Обращение к философско-правовым воззрениям И.А. Ильина требует обозначения некоторых аспектов, определивших характер его учения. В первую очередь, следует заметить, что в учении И.А. Ильина нет идеи Богочеловечества. Причём философ сознательно отказывается от такой постановки вопроса. Он пишет: «Человеку в его земной жизни дано одухотворяться, но не дано стать чистым духом; ему дано совершенствоваться, но не дано стать совершенным; ему дано приобщаться к Божественному свету и Божьей воле, но ему не дано стать ни «человеко-богом», ни «бого-человеком», ни тем более Богом» . В восприятии человека как потенциального Бога И.А. Ильин видит опасность для самого религиозного опыта, ибо если человек, достигший внешне видимого совершенства, назовёт себя богом, то он, полагает мыслитель, отвергнет саму идею единого Бога, разрушит основания для духовного роста личности. «Соблазн состоит в сведении божественного Предмета со всем его неизречённым богатством и совершенством к содержаниям слишком человеческого опыта или даже прямо к состояниям человеческого существа»", - указывает философ. Тождество Бога и человека, согласно И.А. Ильину, «представимо в двух формах: или Бог мыслится Богом, а человек мыслится, как исчезнувший в Нём; или же человек мыслится человеком, а Бог мыслится вступившим в него, принявший его способ бытия и превратившийся в него...» . Первая форма предполагает отвержение самостоятельности и свободы человека. В последнем случае единый Бог уступает место людям-божествам, каждый из которых находит в себе последние критерии нравственного и совершенного, придавая тем самым этим понятиям характер относительного знания.

Вместе с тем в учении И.А. Ильина сохраняется утверждение приоритета духовных ценностей, и идея спасения души. Последняя, полагает мыслитель, имеет особую значимость для христианина, ибо через эту идею определяется смысл его жизни. Идея духовного спасения в значительной мере влияет на складывание религиозного мировоззрения, согласно которому все явления в мире делятся на способствующие нравственному развитию и духовному спасению и на препятствующие спасению души, ведущие к её смерти. При таких представлениях люди стремятся организовать такие условия своего бытия, при которых их духовное развитие было бы наиболее интенсивным.

И.А. Ильин убеждён, что формой общественной организации, содействующей нравственному росту людей, является государство. Эта идея выступает одной из ключевых в правовом учении И.А. Ильина. Конечно, как и наследие B.C. Соловьёва, творчество этого мыслителя пронизано верой в Бога и в незавершённость человеческой жизни на земле. Он пишет: «Для человека с духовным опытом - земная жизнь есть духовное подготовление к смерти»2. Вместе с тем важно учесть, что приобретение, вернее сказать, стяжание, духовного опыта философ непосредственно связывает с самопознанием и индивидуальным осмыслением мира: «Религиозное содержание переживается всегда лично...» .

Похожие диссертации на Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина