Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Тореева Татьяна Александровна

Концепция ценностей в философии М.М. Тареева
<
Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева Концепция ценностей в философии М.М. Тареева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тореева Татьяна Александровна. Концепция ценностей в философии М.М. Тареева : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Тореева Татьяна Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/528

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. М.М.Тареев как представитель русской академической традиции философствовани

1. Жизненный путь и философско- мнроткшренческая эволюция М.МТвреева стр. 13

2. Вопросы реабилитации христианства как культурно-исторической ценности стр.35

3. Вера и знание: онтогносеологическне основания «философии жизни» М.МТареева стр.74

Глава II. Природа и закономерности их развития в концепции ММХареева

1 Человек как ценность в «трансцендентной аксиологии» М.М.Лареева стр. 116

2. Экзистенциальные составляющие ценностной регуляции в «философии жизни» М.М. Таресва стр.137

3- Закономерности и факторы ценностных трансформаций

Заключение

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется как состоянием современного философского знания, так и общества в целом

Происходящие в российском обществе трансформации, вызвавшие системный кризис общественного сознания (проявившийся в первую очередь в деструкции ценностных иерархий и девальвации ценностных оснований национально-культурной идентичности), сопровождается быстрым ростом религиозности и особым вниманием к религиозным идеалам Указанная тенденция закономерна и всегда сопрягается с социальной динамикой кризисных или транзитивных обществ, к которым можно отнести и современную Россию Кардинальные мировоззренческие сдвиги, наблюдаемые сегодня в общественном сознании россиян, имеют далеко идущие последствия, рефлексия которых в отечественной и зарубежной науке только начинается В этом плане особым значением обладает предшествующий национальный опыт преодоления цивилизационных сломов, самый сложный из которых пришелся на конец XIX - начало XX в в Религиозно-философская концепция ценностных регулятивов общественного развития одного из ярких, но до сих пор недооцененных русских мыслителей этого времени, - ММТареева, выступает как пример системного поиска новых мировоззренческих парадигм

С другой стороны, кризисное состояние социума всегда обусловливает его обращение к своему идейному и духовному наследию, к национальным философским традициям, объективирующим и сохраняющим специфический взгляд на мир, присущий русскому этносу С этой точки зрения, религиозная философия М М Тареева - яркий пример попытки сохранения национально-культурной идентичности на новых основаниях, предполагающих не столько отказ от традиционных стереотипов ортодоксально-православного взгляда на мир, сколько выработку нового синтетического мировоззрения, учитывающего западноевропейский опыт философствования и возможность позиционирования веры как исходной «ценностно-гносеологической интенции» Попытка ММТареева сохранить отечественную религиозно-философскую традицию через ее ценностную трансформацию особо актуальна сегодня, когда значительная часть населения России воспринимает прошлые ценности как действенное средство преодоления кризисных явлений, прежде всего - в духовной сфере, где традиционные и традиционалистские ценности наиболее прочно удерживают свои позиции. С учетом данного явления, религиозно-философская система ММ.Тареева, нацеленная на выявление механизмов закрепления, передачи и модификации религиозно-конфессиональных ценностей как основания для социального самовыражения и самоутверждения, не утратила своего значения и обладает существенным эвристическим потенциалом.

В современной ситуации рост религиозных настроений в российском обществе часто принимает обновленческий характер и сопровождается активизацией нетрадиционных религиозных культов и движений Феномен новых религий и новых религиозно-философских доктрин вносит межконфессиональную напряженность в религиозно-социальную и философско-мировоззренческую сферу, стимулируя разнообразные проявления религиозного и социального экстремизма В этом плане обращение к отечественной религиозно-философской традиции в лице М.М Тареева может способствовать в какой-то мере стабилизации духовной динамики российского общества и созданию мировоззренческо-идеологической модели, в основе которой будут лежать религиозные ценности, определенные веками исторического развития и обладающие общечеловеческой значимостью.

В отечественной и зарубежной литературе до сих пор отсутствуют специальные исследования, посвященные религиозно-философской концепции ценностей ММ.Тареева Настоящая работа - одна из первых попыток историко-философского осмысления данной концепции как значимого, сложного, системного явления, сформировавшегося в контексте отечественной философской традиции.

Степень разработанности проблемы.

Как целостное самостоятельное явление религиозно-философская концепция ценностей М М.Тареева практически не исследована

В основном его творчество рассматривается в рамках изучения религиозного реформаторства в духовно-академических школах России или в контексте его полемики с русскими богоискателями и неоисихастами

Общефилософская проблематика в работах ММ Тареева стала предметом интереса его современников (Н А.Бердяева, С.Н Булгакова, В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, З.Л Радлова, Г В Флоровского, П.А Флоренского, С Л.Франка) в первую очередь благодаря своему критическому пафосу, направленному в равной степени и против религиозного обновленчества, и против ортодоксального православия, и против европейского позитивизма

Из современных исследований, акцентирующихся на данном аспекте творчества М.М Тареева, можно назвать работы А.В.Аккуратнова, С В.Броманова, К Г.Кратова, С.В.Пишуна, А.Б.Черткова, Л Е.Шапошникова.

Следует подчеркнуть, что работы С.В.Пишуна по своей новизне и историографической базе занимают особое место в изучении религиозно-философской традиции в духовно-академической среде России конца XIX -начала XX в в. Важное значение для настоящей диссертации имеет его монография «Становление и развитие православной персонологии в России в XIX веке», где обосновываются понятия «моральная метафизика» и «трансцендентная аксиология», отражающие сущность ценностно-гносеологических построений М.М Тареева.

Религиозно-антропологический аспект творчества ММ.Тареева анализируется в работах А.В Аккуратнова, Н А Бердяева, В.В Зеньковского, Ю СКомарова, Н.П Красникова, Л.Н Краснопольской, К И Никонова, В.А Пименова, Н.В Пономарева, Л А Порова, В А Ребкало, Л.А.Фокиной, С В Фролова, А Б Черткова, Ю А Чуковенко, Л Е Шапошникова, Г.Г Шпета

Интерпретация воззрений ММТареева в связи с рассмотрением философских систем других отечественных мыслителей религиозного толка представлена в трудах В В.Иволгина, С А Кондратьева, М А Корсакова, Н ВЛономарева, М.Э Прошина, И В Федяй

Как целостная философско-мировоззренческая система, связанная с новым обоснованием православного миропонимания, учение М.М Тареева рассмотрено епископом Антонием, А.И Бродским, М.КБудиной, Е А.Будриным, Е А Буровым, О.А Вяткиной, Б В.Емельяновым, епископом Константином, Н А Позгаревым, Д А Праздниковым, С.А Саровым, К А.Смирновым, Л Е.Шапошниковым, А Ю Штерном

Цели и задачи исследования.

Основная цель данного исследования заключается в системной реконструкции и историко-философском анализе религиозно-философской концепции ценностей ММ.Тареева. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

проследить философско-мировоззренческую эволюцию М.М Тареева, повлиявшую на специфику его представлений о природе и сущности ценностей, а также определить место данного мыслителя в контексте русского религиозного ренессанса конца XIX - начала XX в в,

выявить онтогносеологические предпосылки учения ММТареева о ценностях, для чего проанализировать соотношение веры и знания,

уточнить степень влияния догматического богословия на изучаемую концепцию М М Тареева,

исследовать типологию ценностей М М Тареева, факторы ценностных трансформаций, механизмы и закономерности ценностной детерминации, выделенные и всесторонне отрефлексированные русским религиозным философом

Методологические основы исследования.

В ходе изучения философского наследия ММ.Тареева диссертант сочетал диалектический метод анализа с системным, историко-типологическим, историко-генетическим, сравнительно-историческим и структурно-функциональным подходами. Текстологический анализ и метод мыслительной реконструкции дополняется в настоящем исследовании принципами герменевтических интерпретаций, фундаментально проработанными на примере историко-философских материалов И И Богиным, К.И Грециным, Б.В Емельяновым, А.Л.Лукиным, М.АМаслиным, ВЛМахлиным, Л А.Микешиной, Л.И Новиковой, С В.Пишуном, В.В.Сербиненко.

Научная новизна диссертационного исследования:

выявлены системные основания взглядов М М Тареева на природу и сущность ценностей, к которым следует отнести «философию жизни», «трансцендентную аксиологию», «нравственное богословие», теорию «верознания»;

показано, что ММТареев относился к неортодоксальному крылу духовно-академической русской философии конца XIX - начала XX в в, что, однако, сообщало его взглядам не столько обновленческий, сколько охранительный характер, и привело его на позиции религиозно-мистического синкретизма и «нового богословия»,

определено доминантное значение теории «верознания» для обоснования онтогносеологической и экзистенциальной природы ценностей в «трансцендентной аксиологии» М М.Тареева,

выявлены гносеологические предпосылки понимания русским философом человека и жизни в качестве «непреложных» ценностей,

- показано, что степень влияния догматического богословия на
концепцию ценностей М М Тареева была относительно невысокой, что
компенсировалось обращением мыслителя к философской аксиологии,
философской персонологии, историко-философской традиции
экзистенциального толка, и идеям философской антропологии и психологии,
а также к ранней мистико-ориентированной христианской гностической
традиции,

выделены критерии, по отношению к которым ММТареевым была проведена типология ценностей; выявлены и исследованы функции ценностей в рамках человеческой экзистенции;

исследованы факторы ценностных трансформаций в «философии жизни» ММ Тареева, к которым относятся диалектика «верознания», динамика «внешней» среды, эволюция жизненных ориентации личности, цели и смыслы самовозрастания и самосовершенствования индивида, изменения в религиозной сфере жизни общества,

атрибутированы механизмы ценностных трансформаций, выделенные русским философом; выявлены и описаны закономерности и факторы ценностной детерминации как сложного комплексного явления, затрагивающего все стороны жизни индивида и, согласно М.МТарееву, объективирующегося в диалектике «лика-лица-личины»

Теоретическая значимость исследования.

Материалы диссертации и выводы, полученные в ходе данной работы, могут быть использованы для дальнейшего системного анализа отечественной религиозно-философской традиции академического, ортодоксального и обновленческого толка, при изучении вопросов религиозно-философской антропологии, проблем ценностных детерминаций в ходе развития транзитивных социальных сред и соответствующего им философско-мировоззренческого комплекса Выводы, полученные

диссертантом, имеют значение при решении проблем эволюции религиозно-философских систем в контексте слома изживших себя научных парадигм и формирования новых смысложизненных ориентации личности.

Практическая значимость исследования.

Материалы диссертации могут быть широко использованы при разработке и чтении курсов по теоретической и практической философии, истории философии, истории русской философии, этике, философской антропологии, по философии религии и философии культуры

Апробация работы.

Основные положения и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, были изложены в выступлениях на республиканских и межвузовских конференциях, также итоги и выводы диссертации прошли апробацию на Ломоносовских чтениях (МГУ имени М В.Ломоносова, 2007, 2008, 2009 г.г.) и Барулинских чтениях (МГУ имени М В Ломоносова 2009 г ) Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии ИППК МГУ имени М.В Ломоносова и рекомендована к защите

Структура диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии

Жизненный путь и философско- мнроткшренческая эволюция М.МТвреева

Михаил Михайлович Тареев (1867-1934) —многогранный и яркий мислитель, творчество которого отличается сложностью, многообразием и нетрадиционной постановкой мноі-их изучаемых им проблем.

Как пишет В.В.Зеньковский; «Можно без преувеличения сказать, что только у Тареева его философские идеи вырастают целиком из его религиозного мира — это самый чистый тип «христианской философии» среди подобных построений у деятелей духовной школы в России»1. Несколько иную оценку дает М.М.Тарееву Г\В.Флоровский; «Не напрасно М,Тареев говорит обычно о духовной или христианской философии. Он именно философ, «мудрец» больше, чем богослов...философские мотивы у него вряд ли ие сильнее евангельских, только он вдохновляется НС метафизикой, но философией жизни» .

В данных характеристиках хорошо показана внутренняя противоречивость творчества М.М. Тареева, который в рамках классической духовно-академической традиции пытался вернуть в православие философскую глубину, «сердечную мудрость» (знание, обогащенное экзистенциальными переживаниями и нравственно окрашенное) н «живое дыхание жизни».

Сам М.М,Тареев определял свои философские ycтpe fлeния не как «религиозное обновление» или «новое богословие», но как «расширение границ философского бого слове твования». При этом богословствование трактовалось мыслителем как род «свободной мыследеятельностн» род особого свободного философствования, нацеленного на познание и обретение нравственных опор жизни. Данная задача предполагала, по

М.М.Тарееау, реализацию двух противоположных но тесно взаимосвязанных установок: «впустить мир & богословие» и «одухотворить жизнь богословием». Такал характер лая для мыслителя двойственность интеллектуальных установок соответствовала двойственности его личности. Религиозная устремленность к божественному, трансцендентному началу совмещалась в нем с восторженной Любовью к «миру»j к светской европейской культуре.

«Любовь к Богу» и «любовь к миру», попытка его оправдания и «ценностной реабилитации» обусловили драматический характер творчества Михаила Тареева. С другой стороны, его религиозно-философская система имела слишком личностный характер, что во многом объясняет, почему идеи этого мыслителя подвергались критике и со стороны философов и со стороны богословов.

Даже сегодня, когда так сильно возрос интерес к русской религиозной философии начала XX века, концепции М.М.Тареева оцениваются как крайне оригинальный, самобытные и мало кому известные в своей законченной целостности. На наш взгляд, такое положение обусловлено следующим.

Во-первых, труднодоступностью его трудов: работы М.М.Тареева находятся только в архивах Московской духовной академии, частично - в библиотеках Православного Богословского института, в частных книжных собраниях и никогда не переиздавались.

Во-вторых, малая изученность философского наследия М.МТареева объясняется тем, что его преподавательская деятельность в духовной академии традиционно ограничивала интерес к его идеям только узкими рамками академического богословия: публикации его трудов осуществлялись только в академических духовных изданиях, которые даже в эпоху «русского религиозного ренессанса» были непопулярньі и малотиражны. Богословские издания академического характера, как правило, не включались в круг светских религиозно-философских обсуждений, «Русская религиозная проблематика, - вспоминает Н.А.Бердяев, - была очень непопулярна и мало связана с духовной средой. с духовными академиями, с иерархами церкви»3.

В-третьих, сочинения М,М .Тареева трудно воспринимаются: они написаны строго в классическом жанре религиозных компендиумов и схоластических комментариев; их содержание отличается огромным числом специальных источниковедческих и богословских отсылок, подробным аргументированием, всесторонне-у с ложней ным анализом выделенных проблем Это требует от исследователя хорошего знания источников и персоналий, к которым обращается Михаил Тареев, ориентации в сугубо богословской проблематике, в библнистике, иудаике и православной ифике,

В России, где для философии начала XX века характерна яркая публицистичность н нарочитая эмоциональность (Д.С.Мережковский Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, Л.И.Шестов) подобный «средне не ковы й» стиль ММ. Тареева не имел успеха. С другой стороны, в некоторых вопросах «увлеченность и «пристрастность» Тареева иногда выходила за пределы допустимого» 1, доводя его до «творческого экстаза» и превращая его философские работы в подобие религиозных пропоиедей, что объективно не могло способствовать популярности мыслителя.

Вопросы реабилитации христианства как культурно-исторической ценности

Как и многие другие отечественные философские системы конца XIX - начала XX в в., религиозно-философская концепция М.М.Тареева возникла как реакция на психологическую атмосферу и историческую ситуацию в России того времени. «Около 1890 г. - отмечал Д-КЧи женский - начинается ряд душевных сдвигов и движений, между собой тесно связанных, но очень различных по содержанию и по характеру. Томящаяся душа ищет дух - и по большей части не находит, духовные плоды эпоха дает только после десятилетия душевной борьбы и терзаний»45 . «Томящаяся душа, жаждущая пробуждения»50, - вот, пожалуй, наиболее точный эмоционально-психологический образ, передающий атмосферу перелома веков.

Для М.М:Тареева эта атмосфера трансформировалась в осознанное желание переосмыслить религиозные «снования общественной жизни в ситуации, когда христианство и Церковь находились в глубоком кризисе из-за своей неспособности выполнять предписанные им обществом функции. Речь, фактически, шла о необходимости ответить на вопрос: почему так произошло? Почему веками сохраняемые Церковью ценности в самый ответственный момент отечественной истории оказались отторгнутыми большинством общества и перестали осуЕцествлять свои воспитательные, мировоззренческие, интерактивные, консолидирующие функции?

Наиболее яркие представители «русского религиозного ренессанса» {В .С, Соловьев, Н, А .Бердяев, В З.Розанов, П, А. Флоре иск и ft, С-Н.Булгаков) не удовлетворялись критикой исторического христианства, не стремились к «возрождению» истинного евангельского вероучения, усматривая в этом лишь бессмысленное размножение сомнительных «подделок». Их главной задачей становится создание нового «катехизиса» (квинтэссенции догм и норм морали, изложенных в сжатой форме, не вызывающих недоумений и перетолкований), который мог бы совершенно изменить положение дел и открыть возможность дальнейшего «"правильного развития" как русской мысли, так и русского общества в целом» Разработка такого «катехизиса» должна была помочь в преодолении апокалиптических настроений, в новом обретении утраченной культурной идентичности.

Подчеркивая господствовавшее в конце XJX — начале XX в.в. обостренное чувство приближения гибели старой России, З.Гиппнус отмечала: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то народившись илк воскреснув, стремилось вперед.,. Куда? Это никому не было известно, но уже тогда, на рубеже веков, в воздухе чувствовалась трагедия»52. Это было время какого-то всеобщего беспокойства и духовного смятения, верьі в знамения и символы. Как вспоминал позже НА.Бердяев, «было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости» . «Переболев марксизмом», представители русской интеллигенции с проблем формирования общественного идеала переключились на сферу индивидуальных нравственных побуждений и исканий. Не случайно многие специалисты называют данный период эиокой «моралистического сдвига», эпохой переориентации значительной части русской интеллигенции с вопросов социального устройства и государственного реформаторства на вопросы личного нравственного совершенствования и индивидуального богоискательства. В это время в среде образованной публики началась эпидемия всевозможных «обращений»j «покаяний», «духовных переворотов», «богоискательств», что не могло не привести к переоценке места и роли религии в жизни индивида и общества.

В центре внимания общественно-политических, философскот богословских кругов России встали вопросы соотношения «веры и разума», «религии и морали», «морали и нравственности», «божественной абсолютности и религиозной условности», «религии и культуры»,

Обозначит пийся союз философии и религии высветил в качестве средоточения духовных исканий эпохи проблему Бога и мира, места человека в его земной истории и за пределами исторического времени, в вечности; придал движению общественной мысли духовно напряженный, экзистенциальный характер, Люди искали такие формы религиозности, которые отвечали бы современным умонастроениям в большей мере, чем консервативное, официальное православие.

Представители «нового религиозного сознания» стремились к философскому осмыслению и обновлению христианства я культуры, к свободной, полнокровной, религиозно насыщенной общественной и индивидуальной жизни. Общая задача «обновленцев» связывалась с желанием «послужить в мысли и в жизни» всестороннему осуществлению вселенского, христианского идеала, что являлось своеобразным протестом мыслящей интеллигенции против замкнувшейся в догматизме «исторической церковности».

С другой стороны, так называемые «светские моралисты» стремились изменить мир через целенаправленное ускорение наступления Царства Божьего на Земле, пришествие Которого виделось вследствие отказа от «суеты исторических дел», через личное совершенствование.

Хорошо осознавая девальвацию христианских ценностей и необходимость пересмотра роли моральной регуляции в общественной жизни, М.М.Тареев, тем не менее, не примкнул ни к «обновленцам», ни к «религиозным философам», ни к «светским моралистам». С одной стороны, он серьезно кріпи ко вал ортодоксальные позиции, предлагая свой экзистенциально-духовный подход вместо догматического, с другой стороны, ММ.Тареев не поддерживал и представителей «нового религиозного сознания» в их своеобразном «богоискательстве». В результате он встречал «не идейную поддержку и понимание, скорее, сопротивление»54. «Мое имя, - писал М.М.Тареев, - стоит среди гонимых, поносимых, отверженных. Не могу не страдать и, однако, понимаю свое положение- Мне ли, одинокому, отверженному и со всех сторон беззащитному ожидать иного, выступая обличителем общества в нравственном маразме»55.

Акцентировка нравственной проблематики и своеобразный ригоризм М.М.Тареева позволили В.В,Зеньковскому и Г.В.Флоренскому отнести его к «крайним представителям морализма». При этом, как уже отмечалось, они полагали, что М.М.Тареев разрабатывает скорее протестантское, чем православное, толкование морали, так как он опирался на приоритет индивидуальногоt а не всеобщего. Как писал Н,А.Бердяев; «У нас совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейскою гуманизма... Но коллективизм есть в русском народничестве, левом и правом, в русских религиозных социальных течениях, в типе русского христианства. Хомяков и славянофилы, Вл.Соловьев, Ф.М.Достоевский, народные социалисты, религиозно-общественные течения XX века, Н,Федоров, В,Розанов: В.Иванов, А.Белый, П.Флоренский — все против индивидуалистической культуры, «соборной», хотя по-разному понимаемой»56.

Человек как ценность в «трансцендентной аксиологии» М.М.Лареева

Попытка М.М-Тареева создать оригинальную концепцию ценностей была обусловлена анализом общей картины изменений, произошедших в русском обществе под влиянием череды революций и кардинальной смены ценностных, мировоззренческих приоритетов. М,МТареея, с одной стороны, был убеждён в том, что природа человека богодаина и в силу этого неизменна, но, с другой стороны, он хорошо понимал, что человек историчен: вынужденное пребывание в истории накладынает на него отпечаток неизбежной изменчивости и ставит вопрос о достижениях и просчетах в использовании его культурных (а значит «ценностно-сообразных») возможностей.

В силу своей соотнесённости с божественным порядком тварного мира, индивид постоянно оказывался в центре любых трансформаций, происходящих одновременно в его жизни, природе и истории; он объективно сохранял свою днхотомкчность, «двумирность». Эта «двумиртюсть» могла «сниматься» только в результате правильно выбранных ценностных ориентации, связанных с процессами трансцендирования.

М.М.Тареев был убеждён, что особое место в жизни человека занимают «вопросы освоения им истории и культуры как объективации трансцендентного» . При этом «освоение истории» происходит не только благодаря «иерознанию», но и благодаря способности людей удовлетворять свои «коренные культурные запросы», к которым ММТареев относит потребность в вере (потребность в высшем), потребность в жизни, наполненной смыслом, потребность в идеале, «подтверждённом трансцендентально» , потребность в творческой реализации.

Под потребностью русский философ понимает «желание, требующее удовлетворения, и связанный с ним интерес»197. Именно это желание лежит в основе ценности - особого отношения человека к томуj что для него имеет значение. Природа ценностей, по ММ.Тарееву, сложна н неоднозначна. С одной стороны, аккумулируя исторический опыт человека, ценность фиксирует его «здешнее» бьттие в системе образующих его отношений и взаимодействий. С другой стороны, ценность укореняется в «опыте трансцендентного»; она ориентируется на потребность человека в высшем, идеальном, сакральном. Двойственная природа ценностей отражает двойственную природу самого человека: с помощью ценностей человек соотносится не только с «экзистенциальной историей», отыскивая свои «горизонты памяти», свою «тропу из суеты в суть», но и корреспондируется с историей священной, оказываясь в перекрестье культурной традиции и традиции сакральной, обретая свою подлинную человечность, «истинную меру своей жизни». г «Поворот к ценностям», по М.МТарееву, всегда возникает в критический момент историко-культурного развития, когда в повседневной жизни существенно акцентируется общесоциальная потребность пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его опыт к настоя тему и будущему.

Ценности «лонгитюдны», они «длительны», «протяжённы» в пространстве и времени, придают жизни смысл, ] їри этом М.М.Тареев говорит в первую очередь о духовных ценности?:: материальные ценности - лишь производны от духовных; они не существуют автономно, фховньїе же ценности первичны, «первоприродны», ОЇТИ связаны с «опытом веры» того или иного народа.

J Кризис российской цивилизации, кризис европейской культуры, по мнению русского философа, свидетельствует об «исчерпанности» ценностей предшествующей эпохи, что требует всестороннего осмысления процесса их трансформации, деформации и «смерти». Па этой основе М:М.Тареев делит ценности, на те, которые не меняются во времени, -«абсолютные», и те, которые во времени изменяются, - «относительные».

Превалирование в жизни современного человека интересов и потреб костей; «отражающих настоящее», приводит, с точки зрения М:М:Тареева, к тому, что современный человек всё больше устремляется к выходу за пределы своей жизни, не ограничивающейся: в сознании индивида только датами рождения и смерти. Закономерным для индивида становится осознание влияния абсолютных ценностей на свою жизнь, Одновременно он пытается мыслить себя прежде всего в конпексте исторического времен Hj ориентируясь как на свои исторические, культурные корни, так и на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в будущем. Таким образом, ценности у М.МТаресва не только связаны с временными характеристиками человеческого бытия, но и с перспективами человеческого существования в «горизонте подлинности, горизонте будущего». Иными словами, характер ценностей как духовных феноменов определяет характер бытия индивида и даёт ему направление развития.

М.М.Тареев, признавая абсолютность ценностей в «их сакрачьнон ипостаси», настаивает, тем не менее, на исторической подвижности да иного явления, на его изменчивости, «референти ости» и регулятлвности.

Влияя на смысложизненные ориентации личности, ценности репрезентуют внутренний мир человека, проясняют его ориентации, мотивы деятельности, цели, приоритеты самоутверждения. Поэтому выбор ценностей говорит о скрытом в человекеh о его истинной природе и «подли]юм служении», о «механизмах его уподобления», то есть о том, как и почему он совершает свой экзистенциальный выбор, почему он становится именно таким, а не иным.

Ценности, по М,М.Тарссву, открыто проявляются только в процессе деятельностного воплощений человека - в «трудничестве». В других случаях они скрыты, составляя глубинное основание человеческого существа. Объективируясь, ценности не являются механическим-отражением потребностей или жизненного опыта индивида, скорее, они. сами организуют этот опьп\ «реферируют» его, выступая как особая «смысловая структура», определяющая, поведение индивида на основе стимулированного ценностными предпочтениями выбора- Поэтому М.М.Тареев резко выступает и против материалистического понимания ценностей, и против их последовательного идеалистического толкования. Как и в случае с онтогносеологическими проблемами, М,М.Тареев последовательно отстаивает концепцию продуктивного : синтеза, снимающего традиционные философские диспозиции. Именно такой подход позволил ему не только по-новому определить природу ценностей как «смысложизненных сообрази остей», но и построить их типологию, основанную на данном определении.

Экзистенциальные составляющие ценностной регуляции в «философии жизни» М.М. Таресва

Разработка антропологических и персонолотческих оснований «трансцендентной аксиологии» М.М.Тареева была тесно связана с переосмыслением ценностей как особых «жизненных» (экзистенциальных) феноменов и определением «жизни в вере» в качестве одной из важнейших доминантных ценностей.

Глубокое и разностороннее образование позволяло М.М.Тарееву использовать в рамках своих аксиологических исследований не только философский, богословский, но и психологический подход. Экзистенция для него — «психологизированная реальность», мир переживаний, чувств, рефлексий индивида, направленного в своём духовном поиске к Абсолюту, к богопознанию и богообщению. В этом плане экзистенциальную ценность можно вслед за ММ.Тареевым рассматривать как фнксировашгуга в сознании человека характеристику отношения к определённому явлению как чрезвычайно значимому для него.

Ценность, таким образом, переживается, прочувствуется человеком, «проживается им» , определяя направленность его движения к Богу и самому себе.

С точки зрения Михаила Тареева, ценность в эмпирическом контексте бытия человека обусловливается не только качеством личности, но и качеством жизни, которую эта личность ведёт. Справедливо и обратное -экзистенциальная составляющая бытии человека зависит от системы ценностей, которым индивид руководствуется.

Явления, факты, события, идеи обретают аксиологическую нагружеиность, когда человек считает их значимыми для удовлетворения своих - самых разнообразных - потребностей. Из этого следует, что существуют корреляции между системой потребностей и системой ценностей что не может не найти отражения в их типологии. Выделение экзистенциальных ценностей в качестве самостоятельного типа было обусловлено в философии М.М.Тареева тем, что он связывает данные ценности с особой потребностью — «защищать, продлевать, развивать, совершенствовать жизнь, как высший дар Бога» .

Экзистенциальные ценности включают в себя оценку реальности с точки зрения её соответствия божественному идеалу, «прототигоіческому образу творения»,

Оценка — это сложная, специфическая форма восприятия окружающего мира, В процессе оценки субъект определяет социальную и личностную значимость явления, одновременно- осваивает возможные ориентации в мире. Оценка оказывает влияние на все виды деятельность человека, на его эмоции и чувства, представления и суждения, желания и стремления, предрассудки и предпочтения- Процесс оценки, по ММТарееву, осуществляется на основе имеющихся в сознании человека ценностных представлений; существенную роль в этом плане играет воображение. Именно оно обусловливает формирование мысленных образов, поступков, идеалов, максимально отвечающих потребностям человека,

М.М.Тареев полагал, что в рамках человеческой экзистенции уникальность идеалов в том, что в каждой жизненной ситуации они осмысливаются заново: индивидуализированный характер личностной системы ценностей обусловлен неповторимостью жизненного пути человека. Вместе с тем, идеалы и универсальны, так как обусловлены трансцендентными интеллигибельными «прототипами», «изначально» (до сотворения мира) заложенными Абсолютом в виде законов бытия, целей развития, меры совершенствования личности313.

В человеческой экзистенции, как отражении смыслов «священной истории», всегда сохраняется роль наиболее значимых идеалов (добра, истины, справедливости, красоты, правды, воздаяния я т.п ), обладающих, но ММТарееву, всеобщим, общечеловеческим значением, В этом смысле ценности сблнжаЕот людейj напоминая им об их изначальной общности, «фодственпости». Но если в метафизическом плане бытия ценности «исторически нейтральны», то в плане экзистенциальном они могут не только объединять, но и разъединять людей, обращая их друг против друга, сталкивая между собой целые народы. М.М.Тареев объясняет данный факт тем, что различия в истории становления тех или иных культур, специфика национальных традиций обусловливают наличие характерных особенностей в соответствующих системах ценностей. С другой стороны, народы по-разному, с разной степенью глубины прозревают абсолютное в экзистенциальном. Поэтому «мера совершенства» их ценностей будет отличаться и зависеть от глубины богопостижения, от духовного потенциала, от того, является ли данный народ «богоизбранным» или «отступником». М.МТареев полагает, что западноевропейские народы не смогли сохранить тот духовный потенциал, который они получили вместе с христианством. Единственным народом, который на данный момент времени не утратил еще желание и возможность рассматривать христианские ценности как ценности, реально регулирующие и определяющие жизнь, является по М.М.Тарееву, русский народ. Поэтому историческая задача русского народа не просто сохранить христианские ценности, но придать им новый импульс, вернуть им жизненный потенциал, превратить веру в основу жизни. Добиться этого можно не столько церковным обновленчеством или воспитанием, сколько изменением качества самой жизни и формированием убеждённости в том, что жизнь - высшая ценность, имеющаяся у человека. Человек должен «соответствовать» жизни как божественному дару, как «смысловому сердцу мира»214.

Ценность жизни определяется в «трансцендентной аксиологии» М.М:Тареева не только тем, что она выступает как «пространство» духовного развития человека, или как божественный дар, но и в силу того, что жизнь — это арена столкновения Зла и Добра, арена психомахи и, от исхода которой зависит будущее и человека, и мира, и, в конце концов, — Бога.

Экзистенциальные ценности, таким образом, связаны с самой природой человека, выступают признаком и проявлением его родовой сущности, «истинной принадлежности».

Будучи «экзистенциальным» христианским философом, Михаил Тареев рассматривает ценности в рамках «эмпирической реальности» с точки зрения их «функциональности», значимости для самоопределения индивида. Именно отсюда проистекает та многоплановость анализа ценностей, которая характерна для его «трансцендентной аксиологии». Принадлежа к двум планам бытия («метафизическому)) (божественному) и «экзистенциальному» (человеческому)) ценности поворачиваются к человеку каждый раз новой стороной.

Похожие диссертации на Концепция ценностей в философии М.М. Тареева