Введение к работе
Актуальность темы определяется тем, что нынешнее время -время масптабных задач и больших свершений - требует дальнейшего углубления и расширения научных исследований в области общественных наук,повышения уровня теоретической мысли.Этого требует и развитие исследований по историко-философским направлениям, так как современные йилософские проблемы нельзя понять и решить без глубокого осмысления их исторической ретроспективы.
Это определяет также актуальность исследования дилосоа-ских учений нередко самого далекого прошлого,поскольку почти
все современные концепции складываится как результат сложного диалектического синтеза прошлых и настоящих идей.
В наши дни большое значение придается изучение наследия средневековых арабоязычных йилосо$ов Востока .Бесспорны важность и необходимость его прежде всего с точки зрения освоения общечеловеческих культурных ценностей.Еще Ф.Знгельс в "Диалектике природы" писал, что "жизнерадостное свободомыслие, перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой силосос[ией, подготовило материализм ХУШв.
Здесь важно отметить, что это яркое движение в истории духовной жизни человечества оказалось возможным благодаря необычайно интенсивному в то время развитии всесторонних связей метду культурами народов различных регионов и эпох, в частности древнегреческой и раннесредневековой араболзыч-ной а.илосо^ией.включая^ логику.
Современная востоковедная наука, в том числе ее советские представители,за последние десятилетия значительно преуспела в изучении культурного наследия народов Ближнего и Среднего Востока, а также Средней Азии.Проделана значительная работа по публикации и изученио ттудов таких крупнейших мыедике-лей средневекового Востока, как Хорезми, фараби, Иби Сина, Беруни и многие другие, но в этом направлении предстоит осуществить еще не мало работы1.
I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т-.20,с,353
Один из важных асіїектов актуальности научных исследований в этой области связан с необходимость!) преодоления некоторых односторонних подходов и оценок,допущенных к в нашей историко-философской науке,дальнейвей ликвидации имевшихся в ней "белых" пятен.
Настоящая работа посвящена исследование одного из важнейших компонентов средневековой арабоязычной науки - логическому учении Абу Али ибн Сины, которое нашло свое отражение в его капитальном труде "Китай аш-Шийа" /"Книга исцеления"/ , состоящей из 22 книг и охватывающем все отрасли знаний того времени.
Логическая часть "Китаб аш-Шифа", состоящая из 9 взаимосвязанных книг,является одним из основных и наиболее кгуп-ных оригинальных произведений Ибн Сины по логике, в котором подробно изложено его логическое учение,обобщасщее современное ему состояние логики и его собственныг достижения В ЭТОЙ области.
Логические проблемы занимает Ибн Сину на протяжении всей его научной деятельности.Им создано бопызое количество трудов,посвященных различный вопросам логики'. Зги труды, на протяжении многих веков выступавшие стимулом для развития логики, не утратили своего значения и в наши дни.
Подтверждением этому служат переводы на латинский язык сочинений Ибн Сины, а. также изучение и дальнейшее развитие его учения о логике на Западе такими учеными,как Фома Аквинский.Дунс Ског.Ф .Бэкон, а на Востоке - Насираддин ат-Туси.Фахриддин Вази.Кутбаддии Мухаммад ap-ІЬзи ат-Та$тазани, мухаммад Шариф Джурдианк и др.
Формирование взглядов Ибн Сины, как ученого в целом, логика в частности,проходило в эпоху становления и расцвета на обширной территории арабского халийата синкретической культу рн,деятеляш которой наряду с арабами были представители многочисленных покоренных народностей и других стран.
Одной из особенностей той эпохи было глубокое осмысление наряду со своей прошлой духовной культурой духавнкх
ценноотей народов Индии,Китая, Греции, возрождение древней науки и культуры в новых условиях и на собственной основе, глубокий интерес к изучению природы и ее познанию и в то же время всесторонняя теологизация духовной жизни общества.Все это выдвигало неотложную задачу разработки природы и принципов познания ,законов,форм и методов логического мышления. Поэтому в системе философской проблематики того периода вопросы логики занимают одно из ведущих мест.
В разработке логических проблем,как и в ряде других областей знания,средневековые арабоязычные ученые,в том числе Ибн Сина,особое значение придавали трудам мыслителей античной Греции,в особенности Аристотеля.
Большую роль в формировании взглядов Ибн Сины сыграли труды таких ученых,как ал-Кинди,ал-Фараби,последователи "Ихван ас-сас[аи,которые явились предшественниками Ибн Сины в разработке вопросов, логики.
На важность исследования логической части "Китаб аш-Шфа" /"Книги исцеления"/Абу Али ибн Сины в свое время указывали А.А-.Семенов,А'.И.Гуаілон,А;.В-.Сагадеев,Н.Болтаев,ЗДиноршоев и другие исследователи его творчества.
Цель и задачи исследования. Исследовательской целью работы является анализ основного круга логических вопросов,рассматриваемых Ибн Синой в "Китаб аш-Еифа",преемственности логических идей мыслителей древности и средневековья - Аристотеля и Ибн Сины, развитие последним науки логики в условиях средневекового Востока, а также определение места логической части , "Китаб аш-Ши$ам среди его других трудов по данной проблематике.
Основные задачи диссертации.сводятся к спедуищим: -подвергнуть сравнительно-источниковедческому анализу погичес-* кие труды Ибн Сины,прежде есєго логические раздели "Китаб аа-Шифа",в контексте логического наследия Аристотеля; -раскрыть общефилософские основы логического учения Ибн Сины; -ЕыДелгаь особенности и рациональные моменты в интерпретации Ибн Сины предмета и задач логики; -выявить специфику постановы! и решения проблемы понятия;.
-б-
провести сопоставительное изучение развития теории суждения и его классификации;
рассмотреть специфику раскрытия и содержательного'воплоще-ния "искусства спора" /"дискуссии"/ в логическом учении Ибн Сины;
раскрыть вклад в концептуальну с разработку различных видов силлогизмов.
Научная новизна диссертационного исследования определяется следующим:
Впервые предметом сравнительного анализа становится одно из основных сочинений Кбн Сины,представленное логической часты его труда "Китай аш-BnJa",основным источником для изучения которого послукило каирское издание критического текста книги. Исходя из анализа материалов по логике из "Китаб аи-Шфа" и других произведений мыслителя,обобщения достижений современных специалистов по изучаемой проблеме.диссертант пытается дать системное осмысление и освещение логического учения Ибн Сины в аспекте единства со всей его философской системой, в плане взаимосвязи и взаимозависимости основных структурных компонентов самой погики, а также- в контексте ее последующего развития и современной значимости самого логического наследия еєликого ученого.
На основе большого нового фактологического материала в диссертации проводится конкретно-проблемный анализ общих принципов построения логического учения Ибн Сины,его понимания предмета и задач логики,так и его основных структурных компонентов,связанных с теорией понятия,суждения,силлогизма и диалектики- как искусство ведения спора.
f^U'-B^ у5!**511 -»*з v>^Jl »"-* с?!^о*ь^ yv^W/%SLi\ o.nt_ not. .^^-їі^ціл.г^ші.^д
Исследование ведется в плане сопоставительного анализа с логическими концепциями Аристотеля,выявления степени кшго-ьации,специ4ики и отличительных осойенностей логики Ибн Сшш.
Раскрыт ряд аспектов современного значения логического учения Ибн Сины, в частности его концепции понятия,модальных и условных суждений и силлогизмов.
Вводя большой логический материал в научный обиход,диссертант впервые дает обстоятельный анализ логического сочинения Ибн Сшш "Поэмы о логике", написанного в стихотворной форме, малоизученного трактата "О дуиевяых силах"'.
Степень изученности. В последние десятилетия изучению истории логики стран Ближнего и Среднего Востока, а такяе Средней Азии уделяется большое внимание.Кроме работ обаего характера,появляются специальные труды,посвященные целостному исследовании тех или иных логических учений либо их "отдельных, аспектов.
Вместе с тем труды по логике ученых этих регионов изучены недостаточно как советскими,так и зарубежными исследователями,хотя в различных востоковедных центрах за рубежом,а такие в Советском Сопзе/рукописные фонды ЛО ИЗАН СССР,ИВ Тади.ССР и др./ имеется немало рукописных логических сочи-нений'.Особо следует отметить фонд Института востоковедения АН УзССР, в котором наряду с трудами по логике других мыслителей стран Востока хранятся и сочинения Ибн Сины.Отдельные из них является редкими и весьма ценными'.
В частности,до настоящего времени не была объектом специального исследования ни*у нас,ни за рубежом логическая часть одного из крупнейших сочинений Ибн Сины "Китаб аш-ІШааї
В настоящее время как в советской ,так и зарубеяной ориенталистике имеется ряд работ,посвященных изучении тех или иных трудов Ибн Сиян по логике.Начало изучение и переводу произведений Ибн Сины в советской науке положили труды A.M. Богоутдшгоза .1
І.Еогоутдинов А.М.Вааап'пийся памятник философской мысли таджикского нагода о произведении Ибн Сини "Данив-нане" //вопроси гатосаіїпи .L9W '.-'3/-J С.336-365.Он не: Ибн Сина .Книга знания,перерод и исследования.-Сталинабад.1957.286С.
-8-Ва.тннм вкладом в исследование логики Ибн Сини явилась работа П.Ьолтаева. В не'1 исследователь анализирует логические воззрения мыслителя,основываясь на трудах "Даннш-наме", "Указания и наставления"и др.
Логические взгляды Ибн Сины в той или иной мере рассмотрены в целая ряде других работ кав советских,тав и зару-беяных ученых.
Следует ответить труды лрбери,Зуль'За,ІГорбєнакоторые исследовали его общефилософские и логические взгляды,главным образом,на отдельных трудах,таких нан "Китаб ал-ишарат Еа--танбихат",";.!ачтпк ал-кушрикиин","лайй ибн Якзан", а оценка.да-ваепая его воззрениям этими учеными порой противоречива.Что ке
I.Болтаев IJ.H. Вопросы гносеологии в логики в произведениях Ибн Сшш и его школы.-Душнбе.1961.600С.
2.Лей Г. Очерк истории средневекового материализма.-І.1.1962.588С; .".іавовєльсвиіі А.О.Пстория логпви.-і'.1.І9С7.502С. jGaHyes А.К. Из истории эрабоязычноЗ логики средних веков.-Заву.I97I.83C., ,)а;;зуллаев А. .Проблемы противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней Азии.-Ташкент.1974.146C., и другие его работы,где освещаются взгляды Кбн Сины,касающиеся теории гознанвя;};алруллаев i.I.iJ. и Ыуталибов С.А.Теория суждения 'ї'араби ип ее влияние на логические взгляды Ибн Си-нн//Общественные науки в Узбекистане.1979..Ш.С.ІБ-гЗіСага-деев А.В.Ибн Сина.-Н.1980.240С.;),а:іруллаев Ї.І.П.Логпческая мысль средневековья и Абу Али ибн Сигш//Обществекные науки в Узбекистане.I960.С.5-І4;СаЗфуллаев Н.І.-І.0 логике Ибн Сино// Кбн Сино и средневековая философия.-Душанбе. 1981.С.59-85; Кадыров М.ЛогЕВо-гносеологвчеовие идеи Дкурд;.;а.ч:://Логино-гносеологичесние идеи мыслителей Средне:": Азш!.-Тапкент.1381,с. Г27-І9І ;Ха:іруллаєв [Ц.І.Абу Flacp ал-_>араби.-:,1.1982.304 С; Он ке:Культурное наследие и история философской мысли.-Ташкент. 1985.263С. ;пнор;доев Ц.Натурфплософзя Ибн Сины.-Душанбе.1905.255С. » Goichon A. Introduction Паї Sina.bivre des directives et remarquee.Paris-Bayrouth,1951iMahdi M.Isla-mio philosophy:the Eastern and Western schools- "Cultures' . Paris,1978,vol.JjResher H.The development of arable logic, Pittstmrh, 1964,453р. ^4-^11;*-,*) 1 Ді-Ш» &,Ь ,Jl~JJ ^
rh,l964,453p. «iSL.4\Ztit*i\X-Mi\ fc,b JLfJI
u'^3jf.
Oorbiii H.Avicenne et le Resit vioeionaire.Tegeran-Paris, 1954,1-2)
касается работ Афнана.Уснана НадкатиД.Салиба.гйдкура .,0ахина*, то следует признать ,что в них учение Ибн Сины рассматривается не всегда строго с научных позиций.
Методология исследования. При.работе над источниками диссертант руководствовался диалектико-материалистической методологией изучения историко-философского процесса с применением метода сравнительно-сопоставительного анализа источников.
Практическое значение .Вводятся в широки:! научный обиход новые материалы,связанные с логическим учением Ибн Сины,которые могут быть использованы философами и логиками при дальнейшем изучении ряда.аспектов истории арабаязычной аилософии к логики и вклада ее представителей в развитие логики в целом'.
Результаты исследования призваны в той или иной мере способствовать более полному и разностороннему изучение богатого научного наследия Ибн Сины,в частности его логико-гносеологических концепций,их современной значимости.
Наконец,материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по истории 5илосо$ии,в том числе логики народов Востока, а также па линии общества "Знанкеї
Апробация. Основные положения диссертации, были изложены в доішадах на У0 традиционной научной конференции молодых ученых в Институте рукописей им.Х.С.Суле2:.анова АН УзССР/Ташкент, октябрь,1986/,конференции молодых ученых и аспирантов в Институте востоковедения им.Абу Райхана Беруни АН УзССР/Ташкент, ноябрь,1986/,республиканской конференции молодих ученых и аспирантов/Ташкент,198?/,Всесопзной конференции молодых ученых и аспирантов/Таакент,1988/,во Всесоюзной школе молодых востоковедов/Л.,198ч; 4.,1966;М.,1990/.
Диссертационная работа была дополена и обсуждена на сов-
, Afnen S.H. Ауісеїша.Ніз life ead works.London, 1953:
Madkour I. L'Organon d'Aristete d&na la aohde arabe, Paris, 19541 Kadkour I. Uentifc Arista vial-Eeb* в агаЪер in jaajallat najaia al-laghal егаЪ1ууа,1;опв 7,p.538-401s Назад Sahin,Ibni Sineda ccatik,Ksyseric1984,s.235-245!
-10-местном расширенном заседании отделов источниковедения и каталогизации восточных рукописей,исследования и публикации письменных памятников,общественной мысли стран зарубежного Востока Института востоковедения имЛбу Вайхана Беруни АН УзССР в декабре 1969г.,в секторе общестЕенно-йилософской шсли Узбекистана Института философии и праьа им.И.М.Мушнова 6 июня 1990г.
По теме диссертации опубликовано 8 статей общим объемом 4,5пл. Читались лекции по линии Республиканского общества "Знание".
Структура работы .Диссертаци,! состоит из введения,двух ' лшв.закпвчения и библиографии.