Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театральный феномен Николая Коляды Щербакова, Наталия Геннадьевна

Театральный феномен Николая Коляды
<
Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды Театральный феномен Николая Коляды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щербакова, Наталия Геннадьевна. Театральный феномен Николая Коляды : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Щербакова Наталия Геннадьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства].- Санкт-Петербург, 2013.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/113

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение авторского театрального феномена Н. Коляды представляется актуальным для отечественного театроведения, поскольку проявляет проблемные зоны развития провинциального театра рубежа XX–XXI вв. и позволяет определить эстетическую природу и проблематику явления, характерного для современной театральной культуры.

Объектом исследования является история провинциального русского драматического театра рубежа XX–XXI вв.

Предметом исследования стала драматургическая и сценическая практика Н. Коляды, рассмотренная сквозь призму авторского театрального стиля.

Цель диссертационного исследования заключается в определении специфики театрального феномена Н. Коляды как характерного явления русского провинциального театра рубежа XX–XXI вв.

В задачи исследования входит:

– периодизация творчества Н. Коляды и выделение основных эстетических концепций каждого периода;

– осмысление режиссерской методологии Н. Коляды через призму синтеза режиссерской практики и драматургического метода;

– определение специфики театральной деятельности Н. Коляды, совмещающего в себе основные формы авторства в театре;

– прослеживание влияния театрального феномена Н. Коляды на современную театральную практику российской провинции.

Методология исследования. Диссертационное исследование основано на выработанных отечественной театроведческой школой принципах изучения и анализа драмы и спектакля, в связях с историческим и культурным контекстом и в соотношении с мировоззрением и индивидуальностью режиссера. Работа опирается на традиции ленинградской – петербургской школы театроведения и современные подходы, объединяющие методы смежных гуманитарных дисциплин: культурологии и эстетики. Комплексный театроведческий анализ театрального феномена Н. Коляды как принципиально неразделяемого явления определяет логику исследования: через выявление режиссерской ориентированности драматургии, становление принципов игрового театра в режиссерском прочтении собственных пьес, к определению эстетических основ авторского театра и личной мифологии художника.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного театроведческого анализа творчества драматурга, режиссера, актера и продюсера Николая Коляды как театрального феномена переходного периода.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в курсах лекций по истории русского театра XX – начала XXI вв., в спецкурсах по проблемам современной драматургии и режиссуры и в семинарах по театральной критике; способствовать изучению авторского репертуарного театра в российской провинции в последующих научных исследованиях.

Теоретическую базу диссертации составили современные научные труды о природе театра Ю. Барбоя, П. Пависа; Н. Песочинского, В. Максимова, труды по теории драмы Э. Бентли, С. Владимирова, Б. Костелянца, исследования по истории русского режиссерского театра ХХ в. Б. Алперса, К. Рудницкого, Г. Титовой и др.

В исследовании влияния постмодернизма на театральную деятельность Н. Коляды были необходимы книги И. Ильина, Н. Маньковской.

В связи с анализом взаимопроникновения элитарного и массового в театре Н. Коляды в поле исследования включены такие понятия как: китч, пародия, миф. В их изучении необходимы были исследования Р. Барта, Г. Дебора, Е. Мелетинского, М. Элиаде, труды С. Аверинцева, М. Бахтина, Ю. Лотмана, О. Фрейденберг, Й. Хейзинги, а также работы Ж. Бодрийяра, К. Гринберга, С. Зонтаг, Н. Конрадовой, А. Яковлевой о китче как стиле современного искусства.

Материал исследования составили:

– пьесы и сценарии Н. Коляды, написанные с 1986 по 2012 гг., личные зрительские впечатления от просмотренных спектаклей и видеозаписи спектаклей Н. Коляды, поставленных в 1994–2012 гг. в Свердловском академическом театре драмы, Московском театре «Современник» и «Коляда-театре» (г. Екатеринбург);

– статьи, рецензии и интервью, касающиеся творчества Н. Коляды, в периодической печати 1990–2000-х гг.; материалы блога Н. Коляды (Kolyadanik Live-Journal) на протяжении 2008–2013 гг.; рецензии на спектакли «Коляда-театра» в отечественной и европейской периодической печати; отзывы зрителей «Коляда-театра» в социальных сетях;

– иконографические материалы: программки спектаклей, фотографии мизансцен, костюмов, реквизита, сценической площадки «Коляда-театра»;

– тексты учеников и коллег Н. Коляды – драматургов «Уральской драматургической школы» о различных аспектах театрального искусства.

Литература вопроса. Несмотря на значительность театральной деятельности Н. Коляды, его вклад в развитие российского провинциального театра отечественным театроведением недостаточно оценен и обобщен. При огромном количестве критических откликов на пьесы и спектакли Н. Коляды в поле научного исследования попадала лишь его драматургия 1980–1990-х гг.

В 1990-х гг. в рецензиях театроведов и практиков театра (А. Бегунова, А. Винокурова, В. Дрознина, О. Игнатюк, А. Иняхина, И. Кукулина, А. Соколянского и др.) творчество Н. Коляды, как массового коммерческого драматурга, рассматривалось в контексте развития «новой волны».

В статьях Е. Сальниковой, А. Злобиной было предпринято литературоведческое исследование художественных особенностей текстов.

Осмысление и признание художественных достоинств пьес Н. Коляды началось в Екатеринбурге. В рамках первого международного театрального фестиваля «одного драматурга» «Коляда–Plays» (1994) прошла дискуссия о пьесах Н. Коляды, опубликованных в сборнике «Пьесы для любимого театра». Материалы конференции оказали значительную помощь диссертанту, раскрыв неоднозначное отношение уральского критического сообщества к ранней драматургии Н. Коляды.

На Урале опубликована единственная на данный момент монография о творчестве Н. Коляды, написанная литературоведом Н. Лейдерманом. Опираясь на пьесы 1980–1990-х гг., Н. Лейдерман первым исследовал драматургию Н. Коляды как неповторимое единство, назвал тенденцию, разрабатываемую драматургом, «метафизическим сентиментализмом или сентиментальным натурализмом», отразив в терминологической двойственности противоречивость творчества Н. Коляды.

Критический очерк Н. Лейдермана открыл перспективы изучения драматургии Н. Коляды как целостного феномена. В 2000-х гг. это направление было развито в диссертациях ученых-филологов: Е. Старченко, О. Наумовой, О. Журчевой, Е. Лазаревой, которые исследовали творчество Н. Коляды в контексте перестроечной драматургии, литературной традиции «лирической драмы» и постмодернистской эстетики.

В 2000-х гг. изучение драматургии Н. Коляды входит в учебные программы по современной русской литературе. При написании данного диссертационного исследования существенную помощь оказали статьи в учебных пособиях М. Громовой, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, И. Канунниковой, О. Богдановой.

Филологическая наука относит драматургию Н. Коляды к направлениям «лирической драмы», «психологического постмодернизма», «неосентиментализма» и «гипернатурализма».

Разноголосица трактовок отражает внутреннюю противоречивость предмета исследования, а также эволюцию отношения к пьесам Н. Коляды, вызванную изменениями в социальной ситуации, расширением театрального контекста, в том числе появлением сценических версий, воссоздающих на подмостках авторский мир Н. Коляды. Убедительным становится утверждение «феномена Коляды» или «театра Коляды», обладающего своим жанровым и стилевым колоритом. В данном диссертационном исследовании драматургия Н. Коляды рассматривается, прежде всего, с точки зрения содержащихся в ней предпосылок авторской режиссуры.

Ключевыми при написании диссертации стали лекции практика игрового театра М. Буткевича, прояснившие специфику театрального направления, к которому принадлежит Н. Коляда. Работа о проблемах театрального прочтения прозы Н. Скороход, раскрывающая антиномию автора текста и режиссера-интерпретатора, способствовала выявлению особенностей авторского метода Н. Коляды.

Существенную помощь диссертанту оказали театроведческие исследования, посвященные современному театральному процессу в российских столицах и в провинции: А. Висловой, М. Давыдовой, М. Дмитревской, В. Калиша, Н. Таршис; рецензии, в которых представлен анализ проблематики и поэтики театра Н. Коляды: статьи Г. Брандт, М. Гаевской, Д. Годер, Р. Должанского, Г. Заславского, А. Карась, В. Кичина, Я. Левченко, В Максимовой, П. Руднева, О. Скорочкиной. В диссертационном исследовании использованы материалы дипломной работы студентки ЕГТИ Л. Кириковой «Николай Коляда – режиссер» (2001), а также дипломной работы студентки театроведческого факультета СПбГАТИ Е. Гориченко «Олег Ягодин – актер Коляда-театра» (2010).

Апробация исследования. По теме диссертации с 2009 г. опубликован ряд статей, в которых анализируются различные аспекты театральной деятельности Н. Коляды. На научных аспирантских конференциях в СПбГАТИ (2010 и 2012 гг.) были сделаны доклады. Обсуждение диссертационного исследования проходило на заседаниях кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 235 названий на русском, английском и французском языках, двух Приложений.

Похожие диссертации на Театральный феномен Николая Коляды