Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Специфика драматургических решений в пьесах 1980-90-х годов 19
1 Сценический хронотоп 21
2 Герой в отечественной драматургии конца XX века 27
3 Специфика драматического конфликта пьес 1980-90-х годов 33
4 Новые жанровые образования в драматургии 1980-90-х годов 35
5 Активизация авторской позиции 44
ГЛАВА 2. Поэтика драматургического творчества Н.В. Коляды 1980-90-х годов 53
1 Жанровое своеобразие драматургии Н. Коляды 58
2 Персонажи пьес. Особенности конфликта 66
3 Сценический хронотоп 83
4 Звуковое оформление пьес 88
5 Цветовая гамма пьес 90
6 Мотив дороги, пороговые ситуации и состояния 92
7 Мотив воспоминания-детства 94
8 Образы-символы 97
9 Семантика заглавий 99
10 Авторское начало 105
11 Языковая стихия пьес Н. Коляды 108
ГЛАВА 3. Художественный мир драматургии Н.Н. Садур 1980-90-х годов 118
1 Жанровое своеобразие пьес Н. Садур 120
2 Мифологические образы и мотивы 126
3 Герои пьес 128
4 Специфика хронотопа 147
5 Специфика драматического конфликта 159
6 Звуковая и цветовая характеристика пьес 167
7 Языковая организация пьес Н. Садур 170
8 Авторское начало 175
Выводы 177
Заключение 183
Библиография 192
Приложение 207
- Сценический хронотоп
- Герой в отечественной драматургии конца XX века
- Жанровое своеобразие драматургии Н. Коляды
- Жанровое своеобразие пьес Н. Садур
Введение к работе
Конец XX века в России, как некогда начало века, отмечен расцветом театрального искусства. Бурные и подчас трагические социально-политические События 1980-х не парализовали творческую активность художников, русская культура в этот период, несмотря на трудности переходного времени, активно развивалась, представляя на суд зрителей талантливые произведения. Драматургия конца XX - начала XXI веков - явление сложное, противоречивое, неоднозначное не только потому, что не прошло достаточно времени для осмысления всего написанного и поставленного, но и потому, что события «перестройки» были сродни революционным.
Драматургия 1980-90-х годов, стесненная финансовыми рамками, трудно пробивала себе дорогу к читателю1 и зрителю. Однако именно в эти годы образовалось несколько специальных периодических изданий, публикующих опыты молодых драматургов и посвященных проблемам драматургии: московский журнал «Современная драматургия», «Сюжеты» при московском отделении СТД (Союз театральных деятелей), петербургский альманах «Ландскрона», «Петербургский театральный журнал», «Майские чтения» в Тольятти, журнал «Драматург» и др. Интерес к драматургии проявляют еженедельные периодические издания, публикующие интервью с драматургами и режиссерами, и литературоведческие журналы, анализирующие творчество того или иного автора или групп писателей.
Редко, но все же выходят в свет сборники пьес отечественных драматур-гов . Изданы отдельными книгами пьесы М. Арбатовой, Е. Гришковца, Н.В. Ко-
См. о состоянии современной драматургии: Громова М.И. Современная пьеса в печати // Театральная книга между прошлым и будущим: Сборник докладов участников Четвертых чтений / Сост. А.А. Калганова. - М., 2002. - С. 42-53
2 Восемь нехороших пьес: сборник. Авт. В. Ерофеев, Е. Сабуров, О. Юрьев, 3. Гареев, А. Шипенко. / Сост. 3. Абдуллаева, А. Михалева. - М., 1990.
Сборники пьес петербургских драматургов в серии «Ландскрона» (с 1996 года): Крупным планом. Сборник пьес. - СПб: Изд-во Рос. института истории искусств, 2003; Мастерская драматургов. В поисках жанра. Сборник пьес. - СПб: Изд-во Рос. института истории искусств, 2003, и др.
Драма второй половины XX века / Гл. ред. ДВ. Тевекелян; Сост. О. Кушлина. - М.: Слово, Пушкинский дом, - 2000.
Сборники прозаических и драматических произведений в цикле премии «Дебют»: Пластилин: Сб. / Под ред. О.А Славниковой. - М, 2001; Война и мир - 2001. - М., 2002; Детство века. - М., 2003. Счастливый случай: Пьесы из XXI века / Сост. И.П. Кучер, Ю.Г. Фридштейн. - М.: Новое дело, 2003. Документальный театр. Пьесы (Театр.аос) - М., 2004
Драматургия второй половины XX века / Сост. М.И. Громова. - М.: Дрофа: Вече, 2002. Сборник, составленный М.И. Громовой, включает в себя пьесы Е. Шварца, А. Арбузова, В. Розова, А. Вампилова, Л. Ра-
ляды, М. Курочкина, A.M. Максимова, М. Павловой, Н. Садур и др.
Однако подавляющее большинство текстов современных отечественных пьес все еще недоступно широкой публике: они либо не переиздавались со времени первой публикации (как правило малотиражной), либо вообще не публиковались.
Отрадно отметить, что современная драматургия завоевывает Интернет-пространство, открывшее возможность нового, современного существования текстов. Наиболее известные сайты и страницы: , , , , , и многие др. Сегодня многие драматурги имеют свои страницы в Интернете (, , , и т.д.) и адреса электронной почты.
О драматургии второй половины XX века много научно-критической литературы. Однако в основном советская драматургия 1960-80-х годов была предметом серьезных специальных исследований. Литературоведческие работы О.А. Дашевской, С.С. Имихеловой, С.Я. Кагарлицкой, Ю.И. Корзова, Ю.А. Осноса, A.M. Пронина, А.А. Степановой, Я.И. Явчуновского и др. посвящены анализу специфики жанров драмы, сюжетов, конфликтов, особенностей характеров героев. В них исследователи рассматривают нравственно-идеологические вопросы драматургии указанного периода. Актуальной темой литературоведческих трудов остается творчество признанных мастеров жанра - драматургов А. Арбузова, А. Вампилова, А. Володина, В. Розова и др.3
Нельзя обойти вниманием работы по теории драмы. Проблемам драмы как рода литературы посвятили свои труды такие ученые, как А.А. Аникст, Л.А. Дмитриев, Н.И. Ищук-Фадеева, Н.Н. Киселев, В.О. Костелянец, М.Я. Поляков,
зумовской, М. Рошина, В. Славкина. Как объясняет автор-составитель, в книгу вошли классики, которые «обновили традиционный для отечественной драматургии жанр социально-психологической реалистической драмы», и авторы «поствампиловской драматургии» или «новой волны», на чьих пьесах «держался репертуар театров в 80-90-е годы ушедшего века» (с. 5). В предисловии М.И. Громова лишь вскользь упоминает о молодых драматургах конца века, которые тоже относятся к временным рамкам «вторая половина» XX века. Пьесы, включенные в сборник, датируются 40-70-ми годами прошлого века. Нет ни одной, написанной в 1980-90-е годы. Думается, что подобный отбор пьес для сборника не совсем правомерен. Единое представление о тенденциях, жанровых разновидностях, проблематике, типе героя драматургических произведений второй половины XX века, как нам кажется, немыслимо без включения пьес Н.Садур, Н-Коляды, Е. Греминой, М. Угарова, О. Мухиной и многих других.
3 Отметим работы И. Василининой, М.И. Громовой, И.Л. Даниловой, О.В. Журчевой, С.С. Имихеловой, В.Т. Кондратенко, О. Кучкиной, Т.В. Ланиной, О.Л. Пановой, В. Пилат, Т.А. Ратобыльской, А.Н. Шустова и др. о драматургии А. Арбузова, А. Вампилова, А Володина, В. Розова.
В. Сахновский-Панкеев, Л. Финк, В.Е. Хализев и др.
Научных литературоведческих исследований об отечественной драматургии конца 1980 - 90-х годов не так много. И все же она в последнее время вызывает интерес литературоведов и критиков. Все работы можно условно разделить на несколько групп.
Во-первых, это работы последних десятилетий о драме как роде искусства, а также о жанрах драматических произведений. Л.И. Дузь, В.А. Карпов, Е.М. Пульхритудова, Сидикова Л.С., Хаустов Н.Т., С.А. Дывнич, С.Я. Гончарова-Грабовская, М.Ш. Кипнис, Т.Г. Свербилова анализируют жанры политической, историко-революционной, «производственной» драмы, лирической драмы, жанр комедии и трагикомедии и т.д. Среди них выделим исследование И.Л. Даниловой, посвященное стилевым процессам в современной драматургии, и работы Е.Г. Красильниковой о русской авангардной драме.
В Твери несколько лет назад стал периодическим изданием тематический сборник научных статей «Драма и театр» под редакцией Н.И. Ищук-Фадеевой, посвященный драматическому роду литературы. Эти вьшуски включают статьи о вопросах теории драмы и театроведения. На материале отечественной и зарубежной драматургии рассматриваются проблемы взаимодействия драмы с лирикой и эпосом, отношения между драмой и театром. Поднимаются проблемы родового синкретизма и жанрового синтеза, «театральности» вне театра; анализируются новые жанровые образования (нигилистическая драма, деймо, радиопьеса) и т.д.
Во-вторых, выделяется не столь многочисленная группа работ о современной отечественной драматургии, которые анализируют творчество драматургов. Среди них отметим монографию Н.Л. Лейдермана «Драматургия Николая Коляды», работы Г.Я. Вербицкой, О. Вильдгрубер, А. Винокурова, А. Иняхина, Н.М. Малыгиной, В. Пилат, Е. Сальниковой, А. Соколянского и др. о творчестве Н.В. Коляды. И также выделим статьи Н.А. Кучеровой, А. Солнцевой, А. Соколянского, Е. Тихомировой, Е.М. Четиной и др. о драматургии Н.Н. Садур.
Наконец, третью группу составляют книги, диссертации и статьи, посвященные состоянию драматургии последних десятилетий в целом. В работах В.А. Антоновой, Л.А. Валько, О.А. Дашевской, С.С. Имихеловой, С.Я. Кагарлицкой,
Ю.И. Корзова, Е.Е. Сизенко, Я. И. Явчуновского и др. рассматриваются проблемы поэтики драматургии 1960-80-х годов. В трудах Б.С. Бугрова, С.С. Васильевой, М.И. Громовой, Н.Н. Корниенко, Л.П. Малюги, М.С. Маховой, С.Н. Мото-рина, Л.Г. Тютеловой, Е. Эрнандес и др. изучается поэтика современной драмы, тенденции ее развития, преемственность традиций, новаторство молодых авторов.
Объектом большинства исследований стало выявление чеховской (С.С. Васильева, Л.Г. Тютелова, Г.Я. Вербицкая) и вампиловской (С.Н. Моторин, Г.Г. Демин, Л.П. Малюга) традиций. Анализ внутренних закономерностей формирования стилей драматургии предпринят в книге И.Л. Даниловой, исследованию жанровой специфики пьес 1980-90-х годов посвящены работы С.Я. Гончаровой-Грабовской и др. Исследователи не часто ставят перед собой задачи обобщения накопленных наблюдений, выявления специфики драматургии 1980-90-х годов на материале творчества нескольких драматургов с точки зрения единства образов и мотивов, определения наметившихся тенденций.
Г.Я. Вербицкая в работе «Традиции поэтики А.П. Чехова в современной отечественной драматургии 80-90-х годов: (Пьесы Н. Коляды в чеховском контексте)» рассмотрела влияние драматургии А.П. Чехова на драматургию 1980-90-х годов, в частности, на творчество Н. Коляды. Исследовательница, проанализировав схожие мотивы, приемы, образы, приходит к выводу, что художественные миры современных авторов отличаются многими чертами, но их творчество объединено рубежным переходным временем, эпохой «промежутка» и общим героем - человеком «порогового сознания».
Это глубинное сходство в творчестве драматургов конца века отмечает в своей монографии о творчестве Н. Коляды Н.Л. Лейдерман, выделяя героев «пороговой ситуации» и героев «порогового сознания»4.
В издательстве «Флинта» вышли в свет учебные пособия М.И. Громовой и И.А Канунниковой о драматургии XX века5.
М.И. Громова в своей работе «Русская современная драматургия» предла-
4 Лейдерман Н.Л. Драматургия Николая Коляды: Критический очерк. - Каменск-Уральский: Калан, 1997.
- С. 64-88.
5 Громова МИ. Русская современная драматургия. Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 2002.
Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. - М: Флинта, Наука, 2005.
Канушшкова И.А. Русская драматургия XX века. Учебное пособие,- М.: Флинта, Наука, 2003.
гает следующую периодизацию драматургии ушедшего века:
I. Драма доперестроечного периода,
П. Драма на современном этапе, где отдельно рассматриваются политическая драма, драматургия Л. Петрушевской, авангардные тенденции современного театра, а также новые имена драматургов в их связи с чеховскими мотивами.
И.А. Канунникова придерживается своей классификации драматургии 1980-90-х годов:
Политическая драма 1980-х,
Запретные темы и новые герои (на материале пьес Галина и Коляды),
Абсурдистский театр (пьесы Садур и Шипенко),
Ретро-пьесы (драматурги Угаров, Хряков, Михайлова, Гремина).
В диссертации С.Н. Моторина «Творчество Александра Вампилова и русская драматургия 80-90-х годов XX века» определены и сформулированы художественные открытия «театра Вампилова», повлиявшие на творчество драматургов 1980-90-х годов. Автор дает обзор основных направлений поствампиловской драматургии: «подражательное» (Г. Горин, А. Дударев, Ю. Князев и др.), «полемическое» (В. Арро, Н. Космин, Р. Солнцев) и «позитивно-новаторское» (Д. Липскеров, А. Железцов, С. Лобозеров, Н. Коляда). С.Н. Моторин находит в них качественные отличия, он также выявляет и рассматривает вампиловские традиции в 24 пьесах 16 современных драматургов. По мнению С.Н. Моторина, почти у всех анализируемых им драматургов 1980-90-х годов выявляется принцип жанрового синкретизма, использование кольцевых символов-лейтмотивов, сочетание остросовременной направленности со стремлением к притчевому звучанию, а также многогранная авторская ирония и стремление к максимальному погружению в языковую стихию народной речи.
В статье «В поисках современной пьесы» М.И. Громова анализирует жанровые образования современной драматургии, уделяя внимание «новой волне». Творчество Н. Коляды и Н. Садур она относит к поствампиловскому направлению в русской драматургии. Основные черты поэтики современных пьес, вырабатывающих новый сценический язык, театральный, метафоричный, образую-
щих сложный жанровый феномен (ср. у А. Вампилова), исследователь видит в появлении «авангардистских примет»: сочетание комического и трагического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. М.И. Громова убеждена, что эта драматургия тяготеет к общечеловеческим жизненным ценностям.
По мнению исследователя, с открытием абсурдных явлений жизни драматурги обратились к поискам новой театральности. В результате современная драматургия соприкасается с «театром жестокости», «театром абсурда». В драматургии «новой волны» проявилась тенденция «шок-театра», одна из самых ярких метафор которого - «ощущение мира как сумасшедшего дома, как «дурацкой жизни»6. Восприятие мира как сумасшедшего дома, действительно, характерно для драматургов конца XX века, и литературоведы не могут обойти этот факт своим вниманием.
А. Злобина в красноречивой статье «Драма драматургии» подвергла суровой критике почти всех отечественных драматургов. Предметом авторского рассмотрения явились пьесы 90-х годов XX века, быстро ставшие спектаклями. Творчество Н. Коляды, названного «античным комедиографом», критик относит к разряду «чернухи», к низкопробному коммерческому театру, тяготеющему к массовой культуре. Пьеса Н. Птушкиной «Овечка» названа «сексуально озабоченным текстом», в котором «дикая авторская пошлость пересажена на библей-скую <.. .> территорию» . Не обойден вниманием детский театр, по мнению критика, тоже находящийся в кризисном состоянии. Обращается внимание на женщин-драматургов. В жанре фэнтези, на взгляд А. Злобиной, работают О. Мухина, К. Драгунская, Е. Исаева. Тема их пьес - «сплошная любовь», «безмерно скучная»8. «Бумажные», «нетеатральные» пьесы множатся, но это является свидетельством не кризисного состояния драматургии, как считает автор статьи. М.Угаров назван А. Злобиной одним из самых «литературных» и «самых талантливых нынешних драматургов». В его пьесах, по наблюдениям критика, «конфликтной» становится ремарка9.
Среди тенденций развития современной драматургии названы: утрата
6 Громова МИ. В поисках современной пьесы // Литература в школе. - 1996. - № 3. - С. 81.
7 Злобина А. Драма драматургии. В пяти явлениях, с прологом, интермедией и эпилогом //Новый мир. -
1998. -№3.- С. 195.
8 Злобина А. Драма драматургии. - С. 201-202.
9 Злобина А. Драма драматургии. - С. 204.
сущностных ориентиров, искажение нравственных норм, эсхатологические настроения, вытеснение «игрушечной идиллией» жестокой реальности, «художественная «недостаточность» развязки, мистицизм. Пессимистический вывод А. Злобиной гласит: все это свидетельствует о кризисном состоянии современной драматургии, не находящей иного выхода из тупика, кроме чудесного исхода.
Указанные А. Злобиной тенденции отчасти перекликаются с «мифологемами», выделенными М. Дубновой. В статье «Чудо, деньги, любовь...» с подзаголовком «Основные ценности девяностых в популярных пьесах десятилетия» М. Дубнова методично рассматривает «мифологемы», которые являются основными для массового драматического театра 1990-х годов. В работе исследуется отражение социальной мифологии в массовой культуре. Современные репертуарные пьесы А. Галина, В. Мережко, Н. Коляды, С. Лобозерова, Н. Птушкиной, В. Гуркина, Н. Садур, Г. Горина и др., пользующиеся массовым спросом, проанализированы автором. В них выявлены черты, отражающие современное состояние российского общества. Среди мифологем названы изменение судьбы, чудо; выделены особо женские мифологемы: дом, род, дети, сироты, - а также деньги и любовь. Массовый театр, по мнению исследователя, отразил мифологию миропонимания своей публики, ее надежды, страхи, принципы выживания. М. Дубнова делает следующий вывод: «Изменение судьбы происходит фатально, не зависит от воли, желания и труда человека и, как правило, к худшему. Можно попытаться бороться с судьбой, устраивая себе праздники подручными средствами, однако наверняка победишь, только если случится чудо, которое сродни выигрышу в лотерею, призу <.. .>. Дети - подкидыши, отцов помнят редко, однако стремление сохранить род ощущается вполне отчетливо. И если у человека есть крепкий дом и дружная семья, то в этом доме правит любовь, которая сильнее денег»1 . Вынесенные в заглавие мифологемы признаются доминирующими в драматургии 1990-х годов.
Б. С. Бугров в статье «Дух творчества. (Об отечественной драматургии конца века)», размышляя о состоянии отечественной драматургии «рубежа веков», приходит к мнению, что современный драматург «стремится говорить не только о <...> несовершенстве окружающего мира», но создает «особый лично-
10 Дубнова М. Чудо, деньги, любовь... Основные ценности девяностых в популярных пьесах десятилетия// Вопросы литературы. - 2003. - № 6. - С. 76-77, выделено автором статьи.
стный мир, особое пространство для бытования героев, которое трудно воссоздать сценическими средствами» п. Рассмотренные им драматурги: Н. Садур, А. Шипенко, В. Ерофеев, М. Угаров, Н. Коляда, О. Мухина, Н. Птушкина и др. -«вьфажают наиболее значимые тенденции, характеризующие сегодняшнее развитие драматургии»12. Исследователь назвал Н. Садур продолжательницей традиций русского абсурдизма, А. Шипенко - заметным представителем постмодернизма; М. Угаров признан одним из немногих авторов, пишущих «интеллектуальные», «филологические сочинения для сцены»13. Автор заключает свою статью следующими выводами: «Молодые авторы, не стесненные никакими идеологическими и эстетическими канонами, напряженно ищут новые формы художественного воспроизведения действительности»14. Поиск нового сценического языка, создание особого интимного пространства жизни для своих героев, филологичность пьес отличает драматургов конца XX века.
Е. Эрнандес, анализируя нравственную проблематику пьес М. Угарова, М. Арбатовой, А. Сеплярского, Е. Греминой, А. Железцова и О. Юрьева, объединившихся в «Клуб-лабораторию новой пьесы», выявила «своеобразие самовосприятия человека российской культуры»15. Критик назвала драматургические опыты перечисленных авторов «литературой конца света», «написанной людьми, собирающимися выжить»16. Отмечая не только частотность упоминания слова «смерть», не только агрессивные поступки «обиженных» персонажей пьес, защитные реакции героев, но и рассмотрев героев-детей или связанных с ними людей (логопеда, педагога), она заметила, что одна из главных примет героев литературы конца света - сиротство (ср.: у М. Дубновой - «мифологема» дети-сироты, подкидыши). В целом, по мнению автора статьи, пьесы 1980 - начала 90-х годов представляют собой обыденную, документальную со всей своей неоднозначностью драматургию с героями, стоящими на краю.
Анализ содержания пьес отечественных драматургов конца 1980-90-х годов дает основание для вывода, что большинство произведений связаны между
11 Бугров Б.С. Дух творчества (Об отечественной драматургии конца века) // Русская словесность. - 2000.
-J62.-C.21.
12 Бугров Б,С. Дух творчества. - С. 21.
13 Бугров Б.С. Дух творчества. - С. 24.
14 Бугров Б.С. Дух творчества. - С. 27.
15 Эрнандес Е. Драматургия, которой нет //Современная драматургия. - 1992. - № Ъ-А. - С. 185.
16 Эрнандес Е. Драматургия, которой нет. - С. 185,192.
собой общими мотивами, образами, типологией героев. Речь в данном случае не идет о литературных группах драматургов, объединенных, например, одним методом (Театр.ёос): имеются в виду произведения писателей, не входящих ни в какие группы. Эта общность отнюдь не является результатом прямого взаимодействия современных драматических текстов, а следствие общей культурной, социальной, политической и нравственной действительности.
Для нас принципиально важным представляется то, что тексты современных драматургов 1980-90-х годов стремятся запечатлеть реальность именно 1980-90-х годов. Благодаря этому произведения современны, актуальны, но вместе с тем они вневременны, поскольку затрагивают вечные темы, выводят на сцену вечные образы, которые в свою очередь «дают возможность их много-значной философской интерпретации» . В этом проявляются связи драматических произведений конца XX века между собой, а также со всей предшествующей литературой в целом. Помимо этого в отечественной драматургии происходит духовная интеграция художников, образующих особую социальную груп-
пу'8.
Общность тем, мотивов, героев, сюжетов, образов, не раз отмеченная критиками, позволяет говорить об особом, отличном от драматургии начала, середины века, художественном мире драматургии конца XX века.
Однако, несмотря на многообразие сведений о художественных особенностях драм конца XX века, в работах исследователей заявлена, но далеко не исчерпана проблема драматургии конца XX века как единого художественного целого. Намеченные критиками и литературоведами тенденции и особенности драматургии конца века еще требуют серьезного исследования.
Драматургия конца XX века разнородна и обширна. Большая ее часть не подвергалась подробному научному анализу. Отсутствие обстоятельного текстуального анализа пьес Н.В. Коляды и, особенно, Н.Н. Садур, свидетельствует о
Песков М. Вечные образы // Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987. - С. 63-64 Отличия, которые выделяют сообщество в субкультуру лежат, прежде всего, в социально-культурной плоскости. Субкультурные отличия вызваны общим для данной конкретной группы способом конструирования реальности. Способ конструирования реальности или «картина мира» - (см.: Соколов К. Субкультуры и этносы в художественной жизни // Художественная жизнь современного общества. Т. 1 - М, 1996. - С. 23) закреплен своеобразными нормами, обычаями, ценностными ориентациями, традициями и стилями жизни, средствами художественного самовыражения.
необходимости их специального целостного изучения. Актуальность диссертационного исследования продиктована необходимостью детального рассмотрения и литературоведческого осмысления драматургии конца XX века на материале творчества двух крупных драматургов - Н.В. Коляды и Н.Н. Садур.
Современная драматургия представляет собою живой, развивающийся процесс, в котором взаимодействуют драматурги разных поколений и различных творческих направлений. Картина бытования современной драматургии настолько разнообразна, что сознательно не затрагивается широко представленная детская драматургия, сценарии к фильмам, а также избегается анализ театральных постановок пьес.
Творчество именитых драматургов, продолжающих писать в конце XX века, а также драматургов «новой волны» (В. Володин, В. Розов, Л. Петрушев-ская, Л. Разумовская, В. Малягин, А. Казанцев, М. Павлова и др.) намеренно не рассматривается в работе. Между драматургами 1960-70-80-х и 1980-90-х, несомненно, существует преемственность в осмыслении новых реалий, поиске нравственных ориентиров в «сдвинутом» мире. Однако старшему поколению необходимо было время, чтобы осмыслить происходящие в обществе в конце 1980-х годов изменения. Так выразил умонастроения драматургов В. Дубровский: «Сейчас писать, как принято было говорить - на современную тему - очень трудно. Растеряны авторы, выжидают театры»19. «Новая волна» драматургов появилась в конце 1970-х - начале 1980-х годов как группа драматургов с различными нравственно-эстетическими программами, отвечающая «сложившейся потребности видеть в театре «правду, правду и только правду» в ее новом, сегодняшнем выражении»20. Сцена 1970-80-х годов нуждалась в их трезвой критичности, категоричности, отказе от приукрашивания жизни. Они подготовили почву для дальнейшего развития отечественной драматургии, для ее расцвета после снятия идеологических запретов.
Выбор ограничен теми именами драматургов, чье начало творческого пути связано с эпохой перелома. Молодому поколению драматургов не нужна была переориентация: они сразу заговорили на своем новом языке. Изучение драма-
19 Дубровский В. Четвертый //Современная драматургия. - 1995. - № 1-2. - С. 92.
20 Корниенко Н.Н. Театр сегодня - театр завтра: Социоэстетические заметки о драме, сцене и зрителе 70-
80-х годов. - Киев, 1986. - С. 130.
тургической системы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур, как нам представляется, позволяет лучше продемонстрировать специфику эпохи конца 1980-90-х годов.
Выбор именно этих драматургов обусловлен следующими причинами.
Во-первых, они наиболее популярны в среде критиков, журналистов, литературоведов, театралов и читателей. Спектакли по их пьесам идут не только в разных городах России, но и во всем мире (см. Приложение). Популярность предполагает, во-первых, общедоступность, простоту и ясность изложения, во-вторых, - известность. Нас в большей степени будет интересовать не массовая популярность, востребованность публикой, а известность, в основе которой лежит общность интересов читателей/зрителей и автора, единство взглядов на затронутые проблемы. Во-вторых, к концу 1980-х годов Н.В. Коляда и Н.Н. Садур - уже сложившиеся драматурги со своим взглядом на мир. Помимо этого они являются выразителями значимых тенденций в драматургии конца века. В-третьих, у обоих вышло несколько сборников пьес.
Методологической основой данной работы является целостно-системный, типологический и сравнительный подходы к изучению литературных произведений, которые дают возможность представить художественную картину мира конкретного автора и специфику отечественной драматургии 1980-90-х годов в целом. Текст, представляющий собой замкнутое целое, рассматривается нами как единство, которое возникает из множества разнородных и разноплановых компонентов и заключает в своих пределах открытый смысл (Б.М. Гаспаров21). Комбинация элементов (образы и мотив - «подвижный компонент, вплетающийся в ткань текста и существующий только в процессе слияния с другими компонентами»22, переходящих из сочинения в сочинение, не только отражает внутренний смысл текста, творчество автора в целом, но и характеризует драматургию конца XX века.
Предметом анализа являются драматургические произведения конца 1980-90-х годов. Предпочтение отдано этим годам потому, что эпоха конца века представляется наиболее интересной, противоречивой и художественно насыщенной. Происходящие в обществе в этот период перемены отразились и на ху-
Гаспаров Б.М. Структура текста и культурный контекст // Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. - М: Наука, 1994. - С. 274-303. 22 Гаспаров Б.М. Структура текста и культурный контекст. - С. 301.
дожественном мире драматургов. (Термины «конец XX века» и «1980-90-е годы» используются как синонимы).
Объектом исследования является драматургия Н.В. Коляды и Н.Н. Садур как некое обширное поле, единое целое множества драматических текстов, объединенных «общей парадигмой художественности» (В.И. Тюпа23). Люди, читая художественные произведения определенных авторов и воспринимая спектакли по их пьесам, взаимодействуют не только между собой, но и с автором. Когда происходит взаимодействие сознаний нескольких сот, тысяч людей, то между ними возникает особая связь. «Для того чтобы адекватное взаимодействие состоялось между сознаниями двух различных людей, необходимо актуальное наличие в этих сознаниях одинаковых сверхтекстовых (метатекстуальных) структур, - пишет В.И. Тюпа, именуя вслед за Т. Куном24 эти метатекстуальные структуры «парадигмами». И далее добавляет: - Литература есть жизнь человеческого сознания в семиотических формах художественного письма. Так называемые «художественные направления» в литературе объединяют не только писателей, но и читателей: это культурообразующие единения многих сознаний. Речь идет о сознаниях, связанных общей парадигмой художественности, то есть общностью представлений о месте искусства в жизни человека и общества, о его целях, задачах, возможностях и средствах, связанных единством ценностных ориентиров, образцов и критериев художественности»25. Такими связанными между собой драматургами, по нашему мнению, являются Н.В. Коляда и Н.Н. Садур.
Понятие межтекстовых связей («схождений») как явления многопланового наметил Б.В. Томашевский. Он утверждал, что насущной задачей литературоведения является различение нескольких родов (типов) текстовых схождений. Это, во-первых, «сознательная цитация, намек, ссылка на творчество писателя», определенным образом освещающие (трактующие) ранее созданные произведения. Во-вторых, это «бессознательное воспроизведение литературного шаблона», архетипы, коллективное культурное бессознательное. И наконец, в-третьих, это «случайное совпадение». Без разграничений такого рода, полагал Б.В. Тома-
23 Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). - Тверь, 2002. - («Литератур
ный текст: проблемы и методы исследования», Приложение, Серия «Лекции в Твери»).
24 Кун Т. Структура научных революций. - М, 1975.
Тюпа В.И. Художественный дискурс. - С. 67, выделено автором цитируемого отрывка.
шевский, «параллели носят характер сырого материала, небесполезного для исследования, но мало говорящего уму и сердцу». И замечал, что «выискивание этих параллелей» вне уяснения их характера, сути, функции «напоминает некий род литературного коллекционерства» .
Мы попытаемся не только найти параллели в творчестве указанных драматургов-современников, но и постигнуть характер текстовых «схождений» и их функции, раскрыв их в контексте и тем самым доказав, что отечественная драматургия 1980-90-х годов представляет собой целостное единство.
Интересным нам представляется рассмотрение пьес Н.В. Коляды и Н.Н. Садур 1980-90-х годов в рамках одной жанровой группы.
Существует и является глубоко значимой, согласно В.Е. Хализеву, «группа литературно-художественных (а не только архаико-мифологических) жанров, где человек соотносится не столько с жизнью общества, сколько с космическими началами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия... Названные жанры, не укладывающиеся в какие-либо социологические построения, правомерно определить как онтологические21... Данной группе жанров причастим и произведения карнавально-смехового характера, в частности комедии: в них, как показал М.М. Бахтин, герой и окружающая его реальность соотнесены с бытийными универсалиями. У истоков жанров, которые мы назвали онтологическими, - мифологическая архаика, и прежде всего - мифы о сотворении мира, именуемые этиологическими (или космологическими)» .
Онтологизм современной драматургии выступает в качестве доминанты, вбирающей в себя проблемы исторические, нравственные, т.е. проблемы становления и состояния общества и человека в мире. В основе группы «онтологических» жанров лежит древнейшее представление человека о мире и бытии. Произведения современных драматургов, на наш взгляд, совмещают романическое, этологическое, национально-историческое содержания и укладываются в рамки онтологического (бытийного) построения. В русле именно этой жанровой груп-
Томашевский Б.В. Пушкин - читатель французских поэтов // Пушкинский сборник памяти С. А. Венге-рова. - М; Пг., 1923. - С. 210-213.
27 «Онтологическую» группу жанров выделил В.Е. Хализев, дополнив концепцию Г.Н. Поспелова, ка
сающуюся систематизации жанровых явлений. См.: Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах //
Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Выл, 5. - М., 1948. - С. 59-60; Поспелов Г.Н.
Проблемы исторического развития литературы. - М, 1972; Хализев В.Е. Теория литературы. - М, 1999.
См. также: Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). - М., 1982. - С. 25-43.
28 Хализев В.Е. Теория литературы. - С. 323-324.
пы, как нам видится, творят драматурги Н.В. Коляда и Н.Н. Садур.
Целью диссертационного исследования является выявление общих и индивидуальных художественных особенностей драматургии Н.В. Коляды и Н.Н. Садур 1980-90-х годов, рассмотренных в контексте драматургии конца XX века.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть пьесы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов и выявить основополагающие параллели в творчестве драматургов конца XX века.
Раскрыть пути и способы художественного решения проблемы героя, выявить специфику драматического конфликта, обнаружить основные тенденции жанрово-стилевых поисков.
Проанализировать основные аспекты поэтики пьес двух современных драматургов: особенности композиционной структуры произведений, специфику сценического хронотопа; построение драматического действия, активизацию авторской позиции; своеобразие языка.
Совместить анализ наиболее значимых произведений Н.В. Коляды и Н.Н. Садур с обнаружением традиций и заимствований в их творчестве, проследить внутренние связи между произведениями.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Драматургия Н.В. Коляды и Н.Н. Садур впервые аналитически сопоставляются в одном научном исследовании. Драматические художественные тексты Н.В. Коляды и Н.Н. Садур 1980-90-х годов рассмотрены в контексте отечественной драматургии 1980-90-х годов как единое целое, объединенное комплексом схожих мотивов.
Предметом исследования являются пьесы конца 1980-х - 90-х годов двух современных отечественных драматургов - Н.В. Коляды и Н.Н. Садур, а также отдельные пьесы драматургов-современников, которые публиковались в специализированных журналах и альманахах: «Современная драматургия», «Ландскро-на», «Сюжеты», - в ряде коллективных сборников («Пластилин», «Счастливый случай: Пьесы из XXI века» и др.) и книгах отдельных авторов. При отборе материала для диссертационного исследования главное внимание обращалось на художественный уровень драматических произведений, на их место в театраль-
ном репертуаре, на их роль в общем литературном процессе.
Произведения Н.В. Коляды и Н.Н. Садур цитируются по тем сборникам пьес, в которых они впервые были опубликованы (в скобках дано условное сокращение сборника и номер страницы29), кроме специально оговоренных случаев.
Теоретической основой работы послужили труды М.М. Бахтина, Б.С. Бугрова, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, Б.М. Гаспарова, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Б.В. Томашевского, В.Н. Топорова, В.И. Тюпы, О.М. Фрей-денберг, В.Е. Хализева.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования результатов работы в курсе истории русской литературы XX века в вузе, на спецкурсах и семинарах по изучению русской драматургии.
Апробацией работы являются выступления на научно-практических конференциях в МГЛУ (2002, 2003, 2004), МГОПУ (2003), КГПИ (2003, 2004), РГГУ (2004), МГУ (2004), ПГПУ (2005). Основные положения работы нашли отражение в 7 публикациях.
Структура и содержание работы продиктованы сформулированными целью и задачами настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, в котором дана информация об основных театральных постановках пьес Н.В. Коляды и Н.Н. Садур, нашедших широкий отклик в прессе.
Положения, выносимые на защиту:
Драматургия 1980-90-х годов отразила изменение общественного устройства и состояние сознания героя «промежутка».
Бытийная драматургия Н.В. Коляды, совмещающая в себе три уровня
29 Условные сокращения сборников пьес HLB. Коляды:
ПдЛТ - Коляда Н. В. Пьесы для любимого театра. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994. ПСидр - Коляда Н. В. «Персидская сирень» и другие пьесы. - Екатеринбург - Каменск-Уральский: Калан, 1997.
УУ - Коляда Н. В. Уйди- уйди: Пьесы. - Екатеринбург: Средне - Уральское книжное издательство. Новое время, 2000.
КЖ - Коляда Н.В. Кармен жива: Пьесы. - Екатеринбург, 2002. Условные сокращения сборников Н.Н. Садур: ЧБ - Садур Н. Чудная баба. Пьесы. - М: В/О «Союзтеатр», 1989. О - Садур Н. Обморок. Книга пьес. -Вологда, 1999. ВМ - Садур Н. Вечная мерзлота. - М., 2002.
(бытовой, карнавальный и экзистенциально-сентиментальный), образует стройную, выверенную систему, единый драматический текст, составляющими которого являются сквозные образы и мотивы. Герой драматурга, затрагивающий гносеологические и нравственно-этические проблемы, и окружающая его реальность соотнесены с бытийными универсалиями. Создание героями своего языка является у Коляды отражением эпохи «промежутка».
Онтологическая драматургия Н.Н. Садур рождается из сочетания двух уровней: мистико-мифологического и реалистического. Опираясь на традиции и опыт писателей-предшественников, драматург создает свой единый художественный мир, творит целостный портрет эпохи, неотъемлемыми компонентами которого являются повторяющиеся образы и мотивы.
Пьесы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур вписаны в контекст драматургии 1980-90-х годов и представляют собой онтологическую драматургию (драматургию смысла, бытия, существования в бесконечном мире), ставящую перед героями, читателями и зрителями вечные вопросы жизни и смерти, добра и зла, пытающуюся разобраться в мироздании и современном обществе.
«Образ мира» и «образ автора», созданные драматургами конца XX века (наличие сквозных образов, мотивов, общность пространственно-временных характеристик, жанрово-стилевые эксперименты, активизация авторской позиции) позволяют говорить о едином художественном мире драматургии 1980-90-х годов.
Сценический хронотоп
Относительное затишье в драматургии в начале 1980-х сменилось бурным ее расцветом в 1990-х годах. Отмена цензуры способствовала оживлению театрального искусства, появлению новых театров, студий, антреприз, созданию театральных фестивалей, премий, расширению репертуара, свободным поискам в области сценической выразительности, появлению новых жанров, новых героев и т.д. Появляются новые имена драматургов, талантливых, оригинальных, серьезное исследование их творчества еще предстоит. Среди них Н. Коляда и Н. Садур, Е. Гремина, Е. Гришковец, К. Драгунская, Е. Исаева, О. Михайлова, Н. Птушкина, М. Угаров, А. Шипенко и многие другие. Зарождаются творческие объединения драматургов. В 1995 году основан «Домик драматургов». Этот независимый союз явился наследником группы «Новые драматурги», которую создали в 1990 году выпускники и члены Драматургической мастерской под руководством И. Дворецкого при Ленинградском отделении Союза театральных деятелей России. Членами «Домика драматургов» в настоящий момент являются такие авторы, как Н.Бортко, О.Ернев, А-Зинчук, Л.Кудряшов, С.Носов, А.Образцов, Л.Разумовская, А.Соколова, С.Шуляк, И.Шприц и др. Авторов-петербуржцев объединяет то, что все они стремятся создать новое лицо современного театра. Вышло в свет уже несколько сборников пьес из серии «Ландскро-на» под названиями «Петербургские авторы конца тысячелетия», «Пьесы для небогатых театров», «Новая петербургская драматургия», «Семь пьес с необычной судьбой», «"Вперед Котенок!" и другие... Сказки для театра», «Комедии», «Играем для детей», «Крупным планом», «Мастерская драматургов». Пьесы собраны в выпуски по тематическому или жанровому принципу. С 2000 года объединение существует в «виртуальном» режиме по адресу: www.meatre.spb.ru/newdrama/, - и это ничуть не мешает, а скорее способствует изданию новых сборников. В TeaTpe.doc, собравшем в своем составе Е. Нарши, А. Родионова, С. Калу-жанова, И. Вырыпаева, М. Курочкина и др., обнаруживается открытие новых тем, прямое взаимодействие автора с персонажами, «неотшлифованный» текст. Современная драматургия делится по топонимическому принципу на екате- ринбургскую (или уральскую), московскую, новосибирскую, петербургскую, сибирскую, тольяттинскую, и т.п., каждая из которой обладает своей спецификой, но все вместе создают единую отечественную драматургию. Расцвет драматургии конца XX века свидетельствует о неподдельном общественном интересе к отечественному театру; драматурги, режиссеры, критики после длительного молчания стали заполнять существующую брешь, публикуя ранее созданные и новые произведения. О состоянии театра и драмы можно судить по увеличившемуся количеству журнальных и газетных статей, рецензий о спектаклях и книгах пьес, интервью с драматургами, режиссерами и актерами. Права была исследователь Н. Корниенко, предсказавшая в середине 1980-х годов отечественный театральный бум, синтезирующий в себе достижения мирового искусства, карнавальную энергию и поиски нового типа общения со зрителями1. Период 1980-90-х годов эстетически близок поэтике 20-х годов XX века потребностью осознать эпоху перелома жизни и сознания. Поменялось не только социально-политическое устройство общества, изменения коснулись и самого человека. Театр 1920-х годов отличался от последующих десятилетий советского драматургического искусства творческой активностью, многоцветием и многоголосием. Заявляли о себе новые драматурги, актеры, режиссеры. Происходило осмысление событий и характеров новой переломной эпохи2. Мы не будем подробнее останавливаться на выявлении особенностей поэтики пьес 1920-х годов и ее связи с традициями, пьесами 1980-90-х - это тема специального исследования - скажем лишь, что оба периода отмечены ситуацией «порога», новыми конфликтами, новым сценическим хронотопом, появлением новых героев, утративших прежние идеалы и ориентиры, но сохранивших способности к живым и серьезным чувствам. Ситуация в драматургии конца XX века была подготовлена художественным мышлением 1970-80-х годов, которое, с одной стороны, тяготело к упорядоченности и строгости, структурной целостности и простоте, а с другой стороны, - к парадоксальности, фантазии и неожиданности образных построений. Эти две тенденции главенствовали в драматургии 1970-80-х годов. С 1990-х годов и по настоящее время идет поиск новой организации сценического материала, нового сценического языка. Драматурги стараются найти средства, чтобы передать ощущение переломного момента истории. В это время изменяется сценический хронотоп, отразивший не только «промежуточное» состояние героев конца века, но и «промежуточное» сознание. Сценический хронотоп Термин «хронотоп» — пространственно-временная организация материала в художественном произведении - был введен в литературоведение М.М. Бахтиным для обозначения взаимосвязи временных и пространственных отношений в художественных произведениях4. Рассмотрение поэтики пьес через структурообразующие образы пространства и времени представляет интерес5. Часто хронотоп несет основную смысловую нагрузку пьесы. Местом действия пьес рубежа 1980-90-х годов может выступать кладбище («Любовь в раю» А. Максимова (опубл. в 2000)), палата психбольницы («Вальпургиева ночь, или Шаги командора» В. Ерофеева (1985)), фирма по изготовлению кибернетических женщин («Счастливый брак» М. Павловой (1990)), голова человека («Сила волос» Н. Садур (опубл. в 1989)). Эти сценические пространства по-своему отражают эпоху утраты ориентиров, создают ощущение абсурда, образ сумасшедшего мира. Однако нельзя назвать абсурдистами перечисленных драматургов: «абсурд в самых различных формах отрицает значимость человеческой жизни»6, а А. Максимов, В. Ерофеев, М. Павлова, Н. Садур и др. утверждают самоценность личности, важность ее внутреннего мира. Любовь в их пьесах побеждает абсурд и дает человеку силы выжить в мире несправедливости и лжи. Основное место действия большинства пьес этого периода - хронотоп «квартиры», «комнаты». Он создан, чтобы утвердить связь с традиционным топо-сом дома. Понятие дома - одно из основополагающих в человеческой культуре. Топос дома занимает важное место в художественном мире каждого крупного писателя Х1Х-ХХ веков (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, АЛ. Чехов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов и др.). Он насыщен глубоким социальным и философским смыслом и приобрел ряд важнейших отличительных признаков: 1. обитатели дома состоят в кровном и (или) духовном родстве, 2. в доме господствуют мир, взаимопонимание, покой и уют, З.дом - постоянное жилище, связь с которым может восходить к прежним поколениям, 4. отдельные составляющие дома (вещи, части помещения) значимы для жителей, порой символичны для них. Дом в народной культуре - центр основных жизненных ценностей, счастья, порядка, единства рода, семьи . Осмысление понятия Дом, как правило, связано с противопоставлением разных типов пространства (своего и чужого, духовного и бездушного, Дома и Антидома). Эволюция российского быта способствовала вытеснению из реальности явлений, соответствующих традиционной модели. Границы между хаосом и космосом, гармонией и беспорядком были нарушены, не регламентированы. Свое пространство оборачивается чужим. В 1920-30-е годы возникает тема ложного дома (коммунальной квартиры, имеющей нежилой вид), перерастающая в понятие антидом. Антидом - это чужое пространство, мертвый дом. Важнейшими признаками антидома являются неухоженность, запущенность места; темное прошлое квартиры; исчезновение героев, их смерть; особое освещение пространства, цветовые образы; зловещие звуки пластинок, радио в отличие от гармоничных звуков рояля, песен, музыки, сопровождающих жизнь обитателей Дома. Советские коммунальные квартиры оказались подлинными «антидомами» , существование в которых отравляло жизнь человека. Драматургия 1980-90-х вслед за пьесами советской поры отразила «квартирный вопрос» на социальном и психологическом уровне. По мнению Н. Садур, много лет прожившей в коммунальной квартире, «коммуналка - это слепок с тюрьмы»9. Возникающие в пьесах Садур квартиры и жилища представляют собой антидома. Коммунальная квартира становится местом действия в пьесе О. Михайловой «Невеста» (опубл. в 1990), в пьесах Н. Коляды «Канотье» (1992), «Полонез Огинского» (1993) и др.
Герой в отечественной драматургии конца XX века
Тоска героев по истинному дому - важнейший мотив драматургии XX века. Содержание этого мотива в пьесах Н. Коляды и Н. Садур связывает авторов с единым контекстом драматургии XX века. Герой в отечественной драматургии конца XX века
Само слово «герой» подчеркивает яркость, необычность, исключительность изображаемого человека18. Герои литературы бесконечно многообразны. Вместе с тем существует несколько литературных «сверхтипов» - надэпохальных и интернациональных. Как отмечали М.М. Бахтин и Е.М. Мелетинский19, на протяжении многих веков в художественной словесности доминировал авантюрно-героический тип, который твердо верит в свои силы, проявляет себя в активных поисках и живет представлением о своей особой миссии. Персонажи, принадлежащие к авантюрно-героическому сверхтипу, стремятся к славе, жаждут быть любимыми, т.е. склонны активно участвовать в смене жизненных положений, бороться, достигать, побеждать. Он постепенно вытеснялся другими героями. Новый тип, полярный авантюрно-героическому «сверхтипу», выделил В.Е. Хализев, назвав его житийного идиллическим .
Среди героев драматургии конца века преобладают личности отнюдь не героические, т.е. не относящиеся к первому сверхтипу, но и назвать их житийно- идиллическими (по терминологии В.Е. Хализева) тоже нельзя. Они не оторваны от реальности, их характеризует творческое участие, в пору испытаний они способны проявить стойкость и уйти от искусов и тупиков отчаяния. Однако герои житийно-идиллические, склонные к умственной рефлексии, продолжают пребывать в мире аксиом и непререкаемых истин, а не глубинных сомнений и неразрешимых проблем. В жизни героев драматургии 1980-90-х годов духовные колебания занимают значительное место. Они не имеют твердых установок сознания и поведения, нравственные устои были ими потеряны. Персонажи пьес конца XX века не всегда открыты миру окружающих, но способны любить и быть доброжелательными к другим.
На смену «положительному» герою советской литературы пришли «не ге-рои», заявившие о себе еще в пьесах «новой волны» . Смена героев на сцене отразила смену героев в жизни. Театр и драматургия представили в 1980-90-х годах общую тенденцию перемены мировоззрения. «Выплеснувшиеся на головы изумленной публики ушаты грязных страстей столичных и провинциальных мафиози, воров, сутенеров, рэкетиров, киллеров, проституток, экзотики блатного быта, придорожных бараков, СИЗО, КПЗ, пустырей, свалок, ярких цветов венецианского карнавала и чопорных стокгольмских особняков озадачили зрителя растабуирован-ностью ранее запрещенных сюжетов, неформальной лексикой, обилием "обнажен-ной натуры" и пр.» . Рубеж 1980-90-х годов - время, когда в афише театров лидировали «Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Свалка» А. Дударева, «Спортивные игры 1981 года» Э. Радзинского, «Женский стол в охотничьем зале» В. Мережко и Др.
Типология героев драматургии 1980-90-х годов отличается пестротой и многообразием. Одной из тенденций драматургии последних десятилетий является создание пьес «по мотивам», пьес-инсценировок, пьес на мифологические сюжеты. Специфика героев этих произведений состоит в том, что они приобретают вневременной характер. Авторы с помощью мифологических, вымышленных, литературных об- разов стремятся осмыслить ситуацию настоящего, разобраться в нюансах человеческих отношений, по-новому высветить знакомый сюжет («Сахалинская жена», «Дело корнета О-ва» Е. Греминой, «В зрачке» М. Курочкина, «Смерть Ильи Ильича (Облом off)» М. Угарова, «Д Артаньян» М. Бартенева, «Юдифь» Е. Исаевой, «Овечка» Н. Птушкиной и др.).
Нас в большей степени интересует реалистическая драматургия с героями своего времени. Новые, ранее запретные темы: наркомания, бродяжничество, проституция, гомосексуализм - получают в этот период свое дальнейшее развитие, порождая новых героев.
Характер большинства персонажей пьес конца XX века детально психологически разработан, обусловлен внешними обстоятельствами. Интерес к сложности внутреннего мира человека, к смене душевных состояний упрочился на протяжении последних столетий. По словам А.В. Карельского, упрочение психологизма было обусловлено пристальным интересом писателей к «неоднозначности обыкновенного, «негероического» характера», к персонажам многогранным, «мерцающим», а также с доверием авторов к читательской способности самостоятельного нравственного суждения23. Диапазон художественных средств, позволяющих запечатлевать внутреннюю жизнь человека, весьма богат24. Это диалоги и монологи (внутренние и внешние) персонажей; развернутые, порой аналитические, характеристики автора; изображение сновидений и галлюцинаций, которые выявляют бессознательное в человеке, его подсознание - то, что прячется в глубинах психики и неведомо ему самому. Последний прием особенно использует в своей драматургии О. Мухина.
Жанровое своеобразие драматургии Н. Коляды
При всем многообразии воссозданных в пьесах Коляды ситуаций, разнородном составе действующих лиц, неодинаковой остроте конфликта, они представляют собой целостное исследование жизни.
Коляда написал ряд монологов, несколько комедий, фантазии на темы Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Большинство своих драматических произведений Коляда назвал «пьесами», дав исследователям возможность разобраться в жанровой специфике его творений. Однако произведения Коляды трудно ввести в привычную систему жанровых координат.
При анализе пьес Коляды необходимо обратиться к трудам М.М. Бахтина. Героев Коляды отличает карнавальный взгляд на мир. Ученый исследовал поэтику карнавализованной литературы, которая испытала на себе влияние карнавального фольклора. В карнавале вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с обществом и другим человеком. Поведение, жест и слово человека освобождаются из-под власти социально-иерархического положения, которое определяло поведение человека во внекарнавальной жизни. Вольное фамильярное отношение распространяется на все ценности, мысли, явления и вещи. В карнавальные контакты вступает все то, что было замкнуто, разъединено, удалено друг от друга иерархическим мировоззрением. Карнавал сближает, объединяет, обручает и сочетает высокое с низким, великое с ничтожным, мудрое с глупым и т.п. С этим связаны и карнавальные кощунства, целая система карнавальных снижений и приземлений, карнавальные непристойности, карнавальные пародии на священные тексты и изречения и т.п.
М.М. Бахтин отмечает также особенности древнейшего жанра мениппеи: «вводятся живые диалекты и жаргоны», идет «смешение высокого и низкого, серьезного и смешного», пользование «пародиями на высокие жанры, пародийно переосмысленными цитатами», «соединение свободной фантастики, символики и -иногда - мистико-религиозного элемента с крайним и грубым (с нашей точки зрения) трущобным натурализмом», «характерны сцены скандалов, эксцентрического поведения, неуместных речей и выступлений, то есть всяческие нарушения общепринятого и обычного хода событий, установленных норм поведения и этикета, в том числе и речевого».
Перечисленные особенности карнавализованной литературы в полной мере относятся к поэтике пьес Коляды. Так, поведение и слова его героев сочетают в себе высокое и низкое, грубое и нежное, серьезное и смешное, телесное и духовное... Герои не ощущают своего социального положения, возраста. Пародируются и перевираются известные тексты...
При чтении пьес Коляды сразу обращает на себя внимание их натуралистический колорит, заставляющий многих критиков причислять драматурга к писателям «чернухи». Однако натурализм создает «неклассическую картину мира - бытия без трансцендентных оснований, саморазвивающегося, циклически возвращающегося к самому себе»24, т.е. такое изображения мира, при котором автор стремится к наиболее точному, фактографическому воспроизведению действительности. Образ смерти в разных ее проявлениях - один из самых сильных и ярких в натуралистических описаниях и наиболее часто повторяющийся в драматургии Ко-ляды. Однако смерть у Коляды не отождествляется с любовью , а противопоставляется ей. Любовь в его пьесах - это сила, преодолевающая смерть. Это означает, что художественный мир Коляды не ограничен натуралистическим описанием жизни героев, а включает в себя представление об идеале.
«Маргинальность той действительности, которую воссоздает драматург, открывается уже не только и даже не столько социальным, сколько экзистенциальным своим смыслом, - пишет Н.Л. Лейдерман. - Вернее реалии постсоветского быта оказываются максимально выразительным воплощением онтологического хаоса, экзистенциальной «безнадеги» (напомним, что это второе название пьесы «Чайка спела»).
Причем передний план в его бытовой, социальной и нравственной данности не размывается, не игнорируется - просто он вводится в иной масштаб, в иные, максимально укрупненные координаты. И именно в этих координатах обнаруживает свою абсурдность».
Коляда стремится изобразить не только внутреннее состояние героев, но и охарактеризовать место действия, причем созвучие внешнего и внутреннего миров и авторское сочувствие - важнейшая составляющая его пьес. Внимание к окружающему миру и повышенный интерес к внутреннему миру человека позволяет говорить также о сентиментальном восприятии его героев27. Глубокая и детальная разработка внутреннего мира героев: их мыслей, чувств, желаний, составляющих основу произведения, - рождает особый психологизм пьес Коляды.
Таким образом, можно говорить о драматурге, совместившем в своем творчестве карнавальные, натуралистические черты в сочетании со своеобразным психологизмом и сентиментально-экзистенциальным взглядом на мир. Однобокий взгляд на творчество Коляды ведет к искажению его восприятия: необходимо рассматривать его пьесы, выделяя в них несколько уровней.
Совмещение и взаимодействие нескольких пластов: натуралистического, карнавального и сентиментально-экзистенциального - отличительная черта пьес Коляды, из бытовой конкретики рождается новый символ эпохи, наполненный экзистенциальными мотивами.
Жанровое своеобразие пьес Н. Садур
Нина Николаевна Садур (родилась 15 октября 1950 года) - одна из немногих современных русских драматургов, кого знают, читают, чьи пьесы ставят на родине и за границей. Названная в числе известных людей «писателем года 2001»1, она особняком стоит в современной литературе. Ее творчество, загадочное, пронизанное мистическими мотивами, вызывает споры в критической литературе. Она заявляет, что не принадлежит ни к каким литературным группам и направлениям. Однако суждения о ее творчестве, о связи драматурга с традициями писателей XIX-XX веков подтверждают обратное. Творчеству Садур присуща многогранность, именно это свойство ее драматических произведений дает почву для самых разнообразных толкований. Отметим, что их не так много, но исследователи уже наметили пути изучения ее творчества. Садур часто причисляют к авангарду (МИ. Громова). «Ощущение мира как сумасшедшего дома, как «дурацкой жизни» - одна из самых распространенных черт современного авангардного театра. Здесь разорваны привычные связи, трагикомически алогичны поступки, фантасмагоричны ситуации. ... Все сказанное выше характерно для поэтики Н. Садур» . «Мы привыкли, со слов драматургессы, определять жанр ее произведений как "русскую народную галлюцинацию". Видимо, его следует считать отечественной формой сюрреализма, русской ветвью европейского дерева, "арт-наивным" проявлением души, недоизученной Гоголем и Достоевским». К драматургии русского авангарда предлагает относить Садур Е.Г. Красиль-никова4, считающая, что непосредственными ее предшественниками были обэриу-ты, что продолжает она тематику русского театра абсурда. Драматургия Садур затрагивает темы отчужденного человека, определения места человека на Земле, соотношения понятий Добро и Зло, являющиеся отнюдь не только вопросами театра абсурда. Вместе с тем исследователь говорит о методе «фантастического реализма» в творчестве драматурга. Заметим также, что жанрово-стилевые поиски Садур, совмещающие, по мнению исследователя, традиции обэриутов и абсурдистов, ведут свою родословную от мифологизма и экзистенциализма. Драматургом-постмодернистом считают Садур Н.Л. Лейдерман и М.Н. Ли-повецкий. Ученые отмечают, что постмодернистская драма Садур возрождает архаические формы театральности, драматург обращается к жанровой традиции «миракля», небольшой по объему пьесе о чуде религиозно-назидательной направлен-ности, отражающей в то же время социальные конфликты эпохи . Представителем русского абсурдистского театра находят драматурга Б.С. Бугров6 и И.А. Канунникова, отмечающая, что «в произведениях Н. Садур («Чудная баба», «Ехай!») ... и других можно обнаружить многие характерные для этого театра приемы: нарушение принципа детерминизма, алогичность, бессюжетность, трансформацию хронотопа, некоммуникабельность, отчужденность персо-нажей» . Мир драматургии Садур признается исследователями самобытным, опирающимся на традиции Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова, сочетающим мистическое и реальное, лирическое и гротесковое, бытовое и символическое. Сама Садур, вопреки разнородным суждениям о ее писательском мастерстве, предлагает считать ее самым консервативным писателем России8. Классический багаж интеллигентного человека был приобретен драматургом еще в детстве. Мама, новосибирские «полуподвальчики» - места сбора писателей и поэтов, - книги, окружающие будущего писателя, повлияли на выбор жизненного пути и на творчество Садур. Ее пьесы проникнуты ощущением объемности мира, его цельности и многогранности. Это ощущение сродни ощущению первобытного человека, инопланетянина, ребенка, столкнувшегося с миром Земли. Творчество Садур многранно и насквозь мистично, и, по мнению автора, «это не «научная» мистика, основанная на герметических учениях и тайных ритуалах, а народная» . Для определения специфики драматургии Садур необходимо обратиться к анализу поэтики ее пьес. Жанровое своеобразие пьес Н. Садур В основном драматические произведения Садур названы пьесами без какого-либо жанрового определения. Исключениями в этом ряду являются «пьеска-малютка» «Замерзли» (1987), а также две радиопьесы: «Миленький, рыженький» (1991) и «Занебесный мальчик» (1992). Интересно отметить, что именно эти пьесы с жанровым обозначением некогда были рассказами. Так, радиопьеса «Занебесный мальчик» - инсценировка рассказа «Занебесный мальчик» (1994, сб. прозы «Ведьмины слезки») или «Мать Гагарина» (2002, сб. «Вечная мерзлота»). Рассказ «Замерзли» «перетек»10 в одноактную одноименную пьесу, в которой появился новый персонаж - уборщица Лейла. Рассказ «Миленький, рыженький» трансформировался в радиопьесу. «Такие сплетения и круговороты в сочинениях Нины Садур - на каждом шагу»11. Думается, что нежелание автора расстаться с найденными характерами, объясняется верой в необходимость более зримого образного воплощения. Некогда открытые характеры еще раз, нагляднее, раскрываются перед читателями. Отсутствие авторского жанрового определения, с одной стороны, свидетельствует о невозможности однозначной трактовки жанра, указывает на синкретич-ность пьес Садур, их семантическую объемность, с другой стороны, это доказывает нежелание автора вводить жанровые ограничения, давая тем самым повод читателям-зрителям самим разобраться в специфике произведений. Исследователи творчества Садур дают определения жанра ее пьес. Пьесы Садур названы Е.М. Четшгой «философскими драмами», продолжающими тради-ции М. Горького, Л. Андреева, Е. Шварца, А. Володина и др. . Исследовательница в своей статье лишь указывает на возможные сходства пьес Садур и названных драматургов (предпочтение отдается Л. Андрееву), но подробно не анализирует произведения авторов. Характерными особенностями философской драмы признаются: пограничная ситуация, переосмысление известных исторических и литературных источников и сюжетов, акцентуация семантических полярностей. С нашей точки зрения, следует различать два существенно разных значения философской драмы. Во-первых, это произведения собственно философского характера, принявшего форму образного повествования. Такая драма тяготеет к ярко выраженной художественной условности, герои не являют собой саморазвивающиеся характеры, сюжет и конфликт подчинены движению определенной философской концепции. Во-вторых, философскими нередко называют произведения наиболее глубокие и емкие по своему художественному смыслу. В данном случае имеется в виду, что драматург, подобно философу, раскрывает основные вопросы человеческого бытия, стремится создать целостное представление о мире.