Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальный танец в русском и западноевропейском балете второй половины XX-начала XXI века Макарова, Ольга Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова, Ольга Николаевна. Национальный танец в русском и западноевропейском балете второй половины XX-начала XXI века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Макарова Ольга Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. акад. театрального искусства].- Санкт-Петербург, 2012.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 12-2/1633

Введение к работе

Актуальность исследования видится в том, что изучение национального танца в тексте хореографического спектакля открывает новый аспект изучения современного балетного театра. Динамика использования элементов национальной пластики хореографами отражает как внутренние изменения хореографического искусства, так и тенденции его развития в общекультурном контексте. В последние десятилетия возродился интерес к этническому искусству, к национальным культурам, и рассмотрение национальных танцевальных традиций во взаимодействии с современным балетом представляется актуальным в свете проблемы интерпретации фольклора в искусстве.

Выбранный ракурс анализа балетов сквозь призму композиционных приемов включения национального танца в пластический текст спектакля позволяет объединить в рамках исследования разные постановки русских и европейских хореографов XX - начала текущего века. Выявление структурных единиц сценического произведения и их взаимосвязи, анализ их изменения позволяет трактовать балетный спектакль как знаковую систему и приблизиться к теории хореографического искусства.

5 Объектом исследования является русский и западноевропейский балетный театр второй половины XX - начала XXI веков.

Предмет исследования - балетные спектакли с использованием национальных танцевальных мотивов, опусы хореографов разных национальных школ и направлений - Л.В. Якобсона, Ю.Н. Григоровича, И.Д. Вельского, ОМ. Виноградова, Д.А. Брянцева, Н.Н. Боярчикова, Б.Я. Эйфмана, А.О. Ратманского, Р.В. Поклитару, А.Г. Мирошниченко, Дж. Кранко, Р. Пети, М. Бежара, Р.Х. Нуреева, X. Шпёрли, Дж. Ноймайера, М. Эка, М. Морриса и др. В области исследования - сценические хореографические произведения, в которых национальный танец -интегрированный элемент, подчиненная единица в иерархии пластических выразительных средств, а не основа художественного языка (как, например, в спектаклях трупп фламенко из Испании, постановках Балета Игоря Моисеева).

Цель работы — проследить и научно осмыслить эволюцию принципов включения элементов национальных танцев в балетные спектакли второй половины XX - начала XXI века.

Задачи исследования:

  1. выделить и описать основные исторически сложившиеся принципы включения в балетный спектакль элементов народного танца;

  2. сравнить существование этих принципов в спектаклях второй половины XX - начала XXI века с балетами предыдущих эпох;

  3. проследить изменения в практике включения в спектакли народно-характерных танцев в качестве дивертисментных номеров;

  4. проанализировать динамику противопоставления в балете классического и характерного танца, применяемых для характеристики различных миров персонажей;

  5. выявить характер влияния постмодернистских идей на балетный театр в аспекте взаимосвязи балета и фольклора;

6. рассмотреть изменение приемов стилизации народного танца в постановках со сквозным танцевальным действием.

Методология исследования

Диссертационное исследование основано на выработанных отечественной театроведческой школой принципах историзма, включающих разнообразный контекст - историю русского и западноевропейского балета, историю и теорию театрально-эстетической и философской мысли.

Для достижения поставленной цели и решения обусловленных ею задач потребовалось сочетание нескольких общенаучных исследовательских методов. Становление и развитие композиционных приемов включения национального танца в текст балетов прослеживается посредством исторического (историко-типологического) и сравнительного анализа. Для выявления индивидуальных особенностей подхода хореографов к национальному материалу и их места в общекультурном контексте был использован культурно-исторический анализ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в контексте использования национального танца анализируются хореографические произведения второй половины XX - начала XXI веков. Также впервые выделены исторически сложившиеся типы включения в балетный спектакль элементов народного танца и прослежена их эволюция.

Материалом исследования послужили письменно зафиксированные отзывы о хореографических постановках, рецензии на спектакли в периодической печати; произведения литературного наследия хореографов; материалы Центрального государственного архива литературы и искусства; видеозаписи и фотографии балетных спектаклей; личные зрительские впечатления автора и беседы с балетмейстерами, педагогами, артистами балета.

Теоретическая база исследования позволяет придать работе искомый историко-теоретический характер. Существенная часть использованных в диссертации трудов по теории балета связана с трактовкой понятия

7 характерный танец и выявлением композиционных единиц балетного спектакля. Здесь следует отметить идеи теоретиков и практиков балета -Ж.Ж. Новерра, К. Блазиса, М.М. Фокина, Ф.В. Лопухова, К.Я. Голейзовского1; публикации исследователей - В.М. Богданова-Березовского, Г.Н. Добровольской, П.М. Карпа2. Характеристика романтизма как художественного направления, оказавшего решающее влияние на становление принципа противопоставления пластических языков в спектакле, основана на трудах Н.Я. Берковского «Романтизм в Германии», В.В. Ванслова «Эстетика романтизма», В.М. Красовской «Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Романтизм»3. Современный театру исследуемой эпохи постмодернизм рассматривается с опорой на работы Н.Б. Маньковской, Р. Барта, И.П. Ильина, В.П. Руднева4.

Литература вопроса

Проблемы интерпретации фольклора на сцене касается В.И. Уральская в монографии «Природа танца»5. История характерного танца в балете получила освещение во вступительной статье Ю.И. Слонимского к первому учебнику «Основы характерного танца» А.В. Лопухова, А.В. Ширяева, А.И. Бочарова,

1 Новерр Ж.Ж. Письма о танцах и балетах. Л.;М.: Искусство, 1965; Блазис К. Танцы вообще.
Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб.: Лань, Планета музыки, 2008;
Фокин М.М. Против течения. Л.; М.: Искусство, 1962; Лопухов Ф.В. Пути балетмейстера.
Берлин: Петрополис, 1925; Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.:
Искусство, 1964.

2 Богданов-Березовский В.М. Природа балета // Богданов-Березовский В.М. Статьи о балете.
Л.: Советский композитор, 1962. С. 3-34; Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. Л.:
Искусство, 1975; Карп П.М. О балете. М.: Искусство, 1967; Карп П.М. Балет и драма. Л.:
Искусство, 1980.

3 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература, 1973;
Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966; Красовская В.М.
Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Романтизм. Л.: Артист. Режиссер.
Театр, 1996.

4 Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). М.: ИФРАН,
1994; Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа «Прогресс»,
«Универс», 1994; Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН (отдел
литературоведения) - INTRADA, 2001; Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф,
1997.

5 Уральская В.И. Природа танца. М.: Советская Россия, 1981.

8 созданному в 1939 году1. В этой статье была предпринята попытка описания использования фольклора в балете на примере творчества разных хореографов. В.М. Красовская и А. Гест посвятили отдельные страницы своих фундаментальных исторических исследований феномену характерного танца в балете2. В статье «Русский балет и фольклор. Опыт исторической характеристики»3 А.А. Соколов-Каминский, рассматривая существование характерного танца в России, анализирует хореографические тексты балетов М. Петипа, содержащие национальные образы. К творчеству хореографов середины XX века обращается Э.И. Шумилова, рассматривая национальные спектакли и описывая технологию вписывания национальных черт в балетную пластику4. Из исследований, касающихся интерпретации национальных образов в современной хореографии, можно назвать лишь книгу Б.А. Илларионова о творчестве мексиканского хореографа Г. Контрерас5.

В большинстве работ о характерном танце принят историко-эмпирический описательный подход, реже анализируются приемы включения национального танца в композиционную структуру спектакля.

Не попала в поле зрения исследователей и проблема сопоставления интерпретации национальных танцев в русском и зарубежном балете. В периодической печати рецензировались отдельные спектакли второй половины XX - начала XXI века. В статьях и книгах Е.П.Беловой, В.В. Ванслова,

Слонимский Ю. Путь характерного танца // Лопухов А.В.; Ширяев А.В.; Бочаров А.И, Основы характерного танца. СПб.: Лань, Планета музыки, 2007. С. 9-58.

2 Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.; М:
Искусство, 1958; Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века.
Л.;М.: Искусство, 1963; Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Часть 1.
Хореографы. Л.: Искусство, 1971; Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века.
Часть 2. Танцовщики. Л.: Искусство, 1972; Guest I. The Life of a Romantic Ballerina Fanny
Cerrito. London: Phoenix House Ltd, 1956; Guest I. The Romantic Ballet in England. Its
Development, Fulfilment and Decline. London: Phoenix House Ltd, 1954; Guest I. Jules Perrot.
Master of Romantic Ballet. N.Y.: Dance Horizons, 1984.

3 Соколов-Каминский A.A. Русский балет и фольклор. Опыт исторической характеристики //
Музыка и хореография современного балета: сб. ст. Л.: Музыка, 1987. Вып. 5. С. 218 - 240.

4 Шумилова Э.И. Национальное в советском балете // Музыка и хореография современного
балета: сб. ст. Л.: Музыка, 1974. С. 61 - 76.

5 Илларионов Б.А. Глория: русские корни мексиканского балета. Книга о мексиканском
хореографе Глории Контрерас. СПб.: Академия русского балета им. А.Я.Вагановой, 2004.

9 В.М. Гаевского, П.М. Карпа, В.М. Красовской, Т.Е. Кузовлевой, Б.А. Львова-Анохина, В.А. Майниеце, О.И. Розановой, Н.П. Рославлевой, А.А. Соколова-Каминского, И.В. Ступникова, Е.Я. Суриц, Н.Ю. Черновой, Ю.М. Чурко, Н.И. Эльяша и др. можно найти ценные свидетельства о российских балетах и о спектаклях западноевропейских балетмейстеров, представленных на гастролях в СССР и России во второй половине XX столетия. Опубликованы монографии о творчестве российских и зарубежных хореографов этого периода1. В последние годы появились работы российских искусствоведов, посвященные отдельным темам, лицам и явлениям современной западноевропейской хореографии . Существуют издания о деятельности трупп и театров, но нет комплексного исследования, раскрывающего панораму развития балетного искусства этого времени.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут стать материалом для изучения тенденций современного театрального процесса, могут быть полезны при проведении последующих научных исследований в области русского и зарубежного балета второй половины XX - начала XXI веков, а также при подготовке учебных курсов истории балета, хореографической драматургии.

Результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций по теме диссертации и были апробированы в докладах на научных конференциях: XII и XIII научных чтениях «История балета. Источниковедческие изыскания» (16

Абызова Л.И. Игорь Вельский. Симфония жизни. СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2000; Белова Е.П. Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева. М: Март, 1997; Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М.: Искусство, 1968; Демидов А.П. Золотой век Юрия Григоровича. М.: Алгоритм, Эксмо, 2007; Добровольская Г.Н. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л.: Искусство, 1968; Звездочкин В.А. Творчество Леонида Якобсона. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007; Кузовлева Т.Е. Хореографические странствия Николая Боярчикова. СПб.: Балтийские сезоны, 2005; Чистякова В.И. Ролан Пети. Л.: Искусство, 1977.

2 См., напр.: Ермакова О.А. Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века (творческие поиски М. Бежара и Д. Ноймайера): дис. ... канд. искусствоведения. СПб.: СПбГУП, 2003; Зозулина Н.Н. Проблема интерпретации драматургии Шекспира в балетном театре Джона Ноймайера. "Ромео и Джульетта": дис. ... канд. искусствоведения. СПб.: СПбГАТИ, 2005; Петров О.А. Танец Тьерри Маландэна, или Может и ожить старое дерево. Екатеринбург: Изд. дом «Автограф», 2011.

10 апреля 2003 года и 22 апреля 2004 года), «История музыки в рукописях и документах» (Второй Дмитриевский семинар. 19 декабря 2003 года) - все в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, «Феномен актера: профессия, философия, эстетика» (Третья и Пятая научные конференции аспирантов, 13 мая 2008 года и 31 мая 2011 года, СПбГАТИ).

Текст диссертации обсуждался на заседаниях методического объединения по истории театра и кафедры русского театра СПбГАТИ.

Структура диссертации

Похожие диссертации на Национальный танец в русском и западноевропейском балете второй половины XX-начала XXI века