Введение к работе
-
Источники исследования. Аналитический обзор литературы. Методология 12
-
Терминология и понятийный аппарат. Музыка в системе выразительных средств драматического театра 16
-
Композитор и театр. Хронология событий. Временная циклизация. 21 ABA 2. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕЖИССЕРА
-
Режиссер и музыка постановки 28
-
Роль актерской музыкальности 33
-
Белорусский фольклор: аутентика а ее трансформации в театральном спектакле 40
-
Инонациональный фольклор на белорусской сцене 46
ABA 4. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ
4.1 Роль межнациональных контактов в развитии белорусского
театра 49
4.2 Белорусские композиторы и режиссеры в зарубежном театре 54
[ABA 5. ТИПОЛОГИЯ ПОСТАНОВОК С МУЗЫКОЙ 57
-
Основные виды спектаклей с музыкой 57
-
Влияние драматического театра на смежные виды искусства:
театрализация музыки как тенденция современного творчества 62
Основные научные результаты диссертации 65
Рекомендации по практическому использованию результатов 70
Список использованных источников 71
Список публикаций соискателя 76
>ЗЮМЭ 86
б.а. - публикация без указания авторства
б.и. - публикация без указания издательства
БГАМТ - Белорусский государственный академический музыкальный театр
(с 2000 г.; см. также: ГТМК РБ)
БГТ-1 - Первый белорусский государственный театр (Минск)
БГТ-2 - Второй белорусский государственный театр (Витебск)
БГТ-3 - Третий белорусский государственный театр (передвижной, 19:
1937 гг.)
БелГОСЕТ — Государственный еврейский театр БССР (1926-1949 гг.) Брестский театр - Брестский академический театр драмы имени Ленинск
комсомола Беларуси
ГАБТ БССР - Государственный академический Большой театр оперы и балі
БССР, затем РБ (до 1996, с 1996 см. НАБТОБ РБ)
Гомельский театр — Гомельский областной драматический театр
ГТМК РБ - Государственный театр музыкальной комедии Республі
Беларусь (до 2000 г., с 2000 г. - БГАМТ)
Гродненский театр - Гродненский областной драматический театр Коласовский театр - Национальный академический драматический театр
имени Якуба Коласа (Витебск)
Купаловский театр - Национальный академический театр имени Янки Купа
(Минск)
ЛІМ - «Літаратура і мастацтва» («Литература и искусство», еженедельник) Могилевский театр — Могилевский областной драматический театр НАБТОБ РБ - Национальный академический Большой театр оперы и балета
Республики Беларусь
РТБД - Республиканский театр белорусской драматургии
Театр Голубка - Третий белорусский государственный театр г
руководством Владислава Голубка (БГТ-3)
Театр им. В. Дунина-Марцинкевича - Могилевский областной театр драмы і
комедии имени Винцента Дунина-Марцинкевича (Бобруйск)
Театр им. М. Горького - Национальный академический драматический театр
имени Максима Горького (до 1999 г. - русский)
Театр им. Я. Коласа - Национальный академический драматический театр
имени Якуба Коласа (Коласовский театр)
Театр им. Я. Купалы - Национальный академический театр имени Ян
Купалы (Купаловский театр)
ТЮЗ — Белорусский республиканский театр юного зрителя.
Белорусский театр являет собой один из важнейших, художественно ічимьіх, стабильных и государственно поддерживаемых видов искусства. :спорный зрительский интерес подтверждает социальную значимость тральных постановок, сложный «механизм» которых образован множеством имодействующих слагаемых. Это и избранная драматургия, высокий уровень ерской игры, мастерство режиссера, адекватная сценография, а также, входящая іктически во все спектакли драматических театров республики, музыка. Как <азала практика, она является существенной драматургической составляющей гнических композиций, содействующей развитию в целом и жанрово-стилевой )люции национального театрального искусства. Исследование посвящено ей как чому из важнейших компонентов белорусского профессионального театра XX -іала XXI века.
Знаменательный факт: после распада Советского Союза в Беларуси не был :рыт ни один государственный театр. В 2011 г. претворена идея Национальной ітральной премии, одна из номинаций которой - за лучшее музыкальное ормление спектакля. Этой премии был удостоен лауреат Государственной премии :публики Беларусь композитор О. Ходоско - за спектакль «Не мой» по Адамовичу (Купаловский театр, 2010); на следующий год в этой же номинации, итогам Национальной театральной премии-2012, награду получил А. Зубрич - за гктакль «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл» (там же, 2011). нее, как известно, за музыку к спектаклям были удостоены Государственных емий СССР И. Любан (1946) и Республики Беларусь В. Курьян (1992).
Музыка постановок, определяемая на практике и как театральная музыка, и < музыкальное оформление спектакля, музыка, связанная со сценическим йствием и актерским мастерством, являла собой богатейший фактологический териал, накопленный почти за столетие в отечественных театрах. Обширный и одотворный постановочный опыт, включавший при работе над мировым и гчественным репертуаром музыкальную «составляющую», отличался очевидной ічимостью. Однако наблюдалось все большее расхождение между многими сятилетиями художественной практики и ее научным осмыслением. Для гчественных белорусских театров (что понимается здесь достаточно широко - как эственно белорусских, содержащих наименование «белорусский» в своем означении и работающих преимущественно на белорусском языке, так и сивших определения «русский», «еврейский» и др., при этом особенностью сскоязычных театров является включение в современный репертуар и лорусскоязычных постановок) писало музыку большинство белорусских мпозиторов. Среди них мы находим такие выдающиеся имена, как народные тисты СССР Е. Глебов, И. Лученок, Е. Тикоцкий, народные артисты БССР и
Беларуси А. Богатырев, С. Кортес, А. Мдивани, В. Оловников и др. Восполні отсутствие обобщающих системных работ и были призваны наши шесть автора разделов (общим объемом 245 страниц), посвященные музыке в театре опубликованные в коллективном трехтомном исследовании «Музычны тэ; Беларусі» (1993, 1996, 1997 гг.), которое было удостоено Государственной прел-Республики Беларусь. В своей части работы мы впервые системно определили pi музыки в ряде драматических и музыкально-драматических постановок белоруса театров, выявили тенденции трансформации драматического спектакля музыкальный и, соответственно, сближения различных видов театра. Раздель вышеуказанном издании, посвященные музыке в постановках мирового отечественного репертуара в драматическом театре, а также музыкальной комедиі оперетте (которые в истории театрального искусства Беларуси зачаст фигурировали и вне собственно музыкальной, на драматической сцене, поскольк республике было организовано только два музыкальных и на порядок боль драматических театров), легли в основу данного диссертационного труда.
Установленные ранее закономерности и выявленные тендени формирования и развития театра, особенно актуальны сегодня, в Новейший перр существования театра с его очевидной музыкальной действенной специфию связанной с поисками особых, весьма привлекающих зрителя сценических фо} что обусловливает правомерность и перспективность разработки данного нов< научного направления. Современный период развития искусства характеризує! особым усилением роли музыки в постановках драматического театра и друг относимых к нему театров, не имеющих этого определения в названии, к приме] Национального академического театра имени Янки Купалы, Белорусскс республиканского театра юного зрителя, а также таких типах театров, как Tea-студия киноактера и др. Многочисленные музыкальные спектакли, в том чис музыкальные комедии, мюзиклы, музыкальные сказки, оригинальные работ обозначаемые как «репетиция оркестра», «драматическое произведение в жаи мюзикла», «кончерто гроссо», «soundrama» и т.п., настоятельно потребовали свое изучения и систематизации, что и определило актуальность исследования.
Обнаруженные автором в последние десятилетия ранее неизвестные театроведении либо по разным причинам незаслуженно забытые и вперв вводимые нами в научный оборот художественно значимые автографы клавироЕ партитур выдающихся, в том числе российских композиторов, таких к А. Александров, А. Гречанинов, А. Крейн, В. Крюков, В. Шебалин и др. - автор музыки для белорусского драматического театра, являются настоящим открытием свидетельствуют о том, что прозвучавшая в национальных спектаклях мног десятилетия тому назад музыка достойна возрождения на новой сцене - театральн и концертной.
Проведение именно такого комплексного исследования было востребовано
і осуществление возможно именно в Беларуси. Театральное искусство :публики представляет собой благодатнейшую основу для выявления юномерностей его развития, и музыкальных в том числе. Здесь не пятьсот театров iK это было еще недавно в России) или, к примеру, только один, как в других ^ионах бывшего СССР. Наличие в республике и собственно музыкальных театров, цествование девятнадцати профессиональных драматических, а также шести ;ударственных театров кукол - оптимальный даже в количественном смысле и графически объемлемый исследовательский вариант. Известно, что многие >убежные театральные коллективы существуют в виде антрепризы; артисты могут эираться для постановки только одного спектакля, что нетипично для Беларуси. В шублике сохранена стабильность репертуарных театров, и некоторые спектакли гут при неослабевающем внимании зрителя идти годами и десятилетиями.
Сверхзадачей нашего исследования является обоснование значимости роли зыки и музыкантов в развитии театрального искусства республики, в обретении порусским драматическим театром своего неповторимого, уникального, поденного облика. Освоение проблемного поля исследования, изучение и мысление действенной роли музыки в спектакле были бы невозможными без нтактов с мастерами театрального искусства, непосредственными участниками прального процесса. Автор глубоко признателен коллегам-искусствоведам -Горобченко, Т. Орловой, Р. Смольскому, Ю. Сохарю, а также Г. Барышеву, Нефёду, А. Соболевскому и многим другим ученым, труды которых и личное щение на обсуждении многих спектаклей придали уверенности в верности эранных исследовательских позиций; композиторам, которые предоставили зможность работы со своими личными архивами; сотрудникам архивных реждений, в том числе Белорусского государственного архива-музея литературы іскусства (Минск), Российского государственного архива литературы и искусства [осква), Библиотеке Белорусской государственной академии музыки, сохранившей хивные и рукописные материалы бывшего Авторского фонда Белорусского союза мпозиторов; многим музыкально мыслящим режиссерам (В. Анисенко, Боровику, М. Ковальчику и др.) и выдающимся артистам, беседы с которыми могли осмыслить и оценить реальное значение музыки постановок, в том числе, ким выдающимся мастерам, как С. Станюта, А. Климова, Л. Рахленко; отцу мпозитора И. Лученка - Михаилу Лукичу Лученку, который был скрипачом в гендарном театре В. Голубка.
Связь работы с крупными научными программами (проектами) темами
Тематика диссертации разрабатывалась в соответствии со следующи научными программами: Государственной программой фундаментальн исследований «Исследование истории, искусства, фольклора и этнокультурн традиций Беларуси в контексте славянских культур, европейской цивилизащ глобального развития и этноконфессиональных процессов в современном мир (2001-2005 гг.), утвержденной постановлением Президиума НАН Беларуси № 89 29.09.2003, задание № 28 «Белорусское музыкальное искусство: традиці преемственность, творческие связи со славянскими культурами», № ГР 200122' Государственной программой комплексных фундаментальных научні исследований «История белорусской нации, государственности и культур: («История и культура») на 2006-2010 гг., утвержденной постановлени Президиума НАН Беларуси № 20, 21 от 24.02.2006, задание № 17 «Особенное развития музыкальной культуры (народной и профессиональной) на современна этапе», задание Л' 18 «Театральное искусство Беларуси: проблемы развития сохранение национального своеобразия (исторический опыт и современность)», ГР 20061104; Государственной программой научных исследований на 2011-2015 «История, культура, общество, государство», Подпрограмма № 1 «Исторі духовная и материальная культура белорусского народа», задание 1.4. «Белорусская музыка (народная и профессиональная) на рубеже ХХ-ХХІ ст (история, теория, исполнительское искусство)», № ГР 20110523, дата регистрац 14.04.2011 г.; задание 1.4.05 «Белорусский драматический театр в современні контексте: исторический опыт и проблемы устойчивого развития», № ГР 201105-дата регистрации 14.04.2011 г. и задание 1.4.05 «Современные театральное экранные искусства Беларуси: традиции и новаторство», № ГР 20121040, да регистрации 26.03.2012 г. Направленность работы соответствует Постановлені Совета Министров Республики Беларусь 19 апреля 2010 г., № 585 «Об утвержден Перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научні исследований Республики Беларусь на 2011-2015 годы», п. 11.8 - комплекси изучение проблем искусства, этнических процессов и народного творчест современного белорусского общества.
Цель и задачи исследования
Цель работы - раскрытие значения музыки как одного из важнейш компонентов белорусского театрально-постановочного искусства, содействующе его развитию в XX - начале XXI века.
Задачи:
— выявить роль музыки в формировании и развитии белорусско
профессионального драматического театра, ее место и роль в драматургии постановки;
-определить значение и особенности реализации музыкального потенциала становочно-исполнительских (творческих) сил в театре XX - начала XXI века;
-установить значение традиционного музыкального фольклора в ірмировании национального облика театрального спектакля;
- раскрыть действенность межнациональных музыкально-театральных связей;
-разработать авторскую типологию театральных постановок с музыкой на ечественной драматической сцене на основе выявления их жанрово-стилевого эеобразия в XX - начале XXI века.
Объект и предмет исследования
Объект исследования - белорусское театральное искусство XX - начала XXI ка. Предмет исследования - музыка постановок в ее связях с действием в ечественных драматических театрах обозначенного периода.
Выбор объекта и предмета исследования обусловлен отсутствием мплексных разработок данной темы в отечественном искусствоведении, а также сущной необходимостью выявления реальной и значимой роли музыки как жного компонента спектакля, способствующего развитию белорусского атрального искусства в целом.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
-
Характерной особенностью белорусского театра периода формирования его к профессионального стационарного института была имманентность и отъемлемость музыкального компонента. Это объяснялось и естественной іеемственностью традиций народного творчества в его зрелищных зновидностях, и влиянием мирового режиссерского театра рубежа XIX и XX олетий, и художественным поиском, экспериментаторством в русле мократичного, при всем его многообразии, учреждения. Театр, изначально >рмирующийся как важнейшая «трибуна искусств», особенно в эпоху отсутствия укового кино, телевидения и еще только внедряемого как СМИ радиовещания, ебовал, инспирировал и получал музыку для своих постановок. Одновременно /зыка для драматической сцены формировала едва ли не самую обширную и звитую область профессионального композиторского творчества. Все более ственно проявляется стимулирующее влияние статусно «немузыкального» театра і формирующийся в БССР в начале 1930-х гг. собственно музыкальный. На рубеже К и XXI столетий развитие действия постановки связано и с претворением торских указаний (ремарок) собственно драматического текста, и с их іансформацией, «расширением», так же, как и с привносимой, вводимой для шкретного спектакля, в том числе специально сочиненной, музыки.
-
В претворении замысла постановки режиссером так или иначе обязательно штывался и учитывается «музыкальный момент», поскольку на белорусской сцене
спектакля без музыки в том или ином качестве - от «служебной» роли, своего рс «синтаксиса» эпизода вплоть до жанрового переосмысления пьесы (музыкальь драма, музыкальная комедия, водевиль и т.д.) - существует. Важні обстоятельством здесь является наличие у актера музыкальности широкого плаї каких-либо вокальных данных, пластичности и/или владение музыкальш инструментом. Многие белорусские артисты обладают такого рода природньи качествами, получая их развитие в процессе студийного, а впоследствии специализированного вузовского театрального обучения. Постановочная практи отобразила режиссерское умение органично «внедрить» музыкального актера спектакль, найти «своего» композитора, а также выступить в качестве авто музыкального оформления.
-
Одним из базовых факторов, определивших специфику национально театра, изначально выступал музыкальный фольклор, в первую очере крестьянский (руральный), сохранность которого, самоценность и ментальні смысл были (и остаются) значимыми для сценического искусства. При несомненні ориентировании на современный европейский, в особенности русский теат занимавший в свое время во многом мировые лидирующие позиции, все же особі смысл в белорусской театральной практике имело собирание и концентрация вно обретенного фольклора. Его своеобразная художественная «ретрансляци продуктивна.
-
Театр драмы представляет собой поле плодотворного взаимообме творческими идеями и способом налаживания межкультурных контактов, в т< числе музыкальных (композиторских) и режиссерско-музыкально-оформительсст Изначальная и последующая необходимость обеспечения высокой плані композиторского мастерства, находящегося во взаимосвязи с режиссерским актерским искусством, в виде творчествадля театра, содействовала привлечена профессионально подготовленных российских и украинских авторов. Э предоставляло возможность отечественным композиторам ориентироваться высокохудожественные образцы звучащей в спектаклях музыки, творчесі перенимать театральный опыт мастеров сцены. В современный период музы* востребованная в театре, также может представлять собой поле плодотворно взаимообмена творческими идеями и естественным способом установлені межкультурных контактов.
-
Музыкально наполненные, вплоть до собственно музыкальных, постанові на «внемузыкальной» по статусу сцене явились художественно состоятельным укрепили свои позиции, что определяет необходимость проведения авторск( типологии спектаклей, адекватной театральной практике. Музыка, выполняющ; функции регулятора и организатора действия, жанрового катализатора, приобретаї значимость одного из важнейших элементов театрального спектакля. Национальнь драматический театр помогает уравновешивать жанровую ситуацию в целом как
атре разных направлений, так и в отечественной музыке, поскольку весьма раниченное присутствие белорусских композиторских имен (2-3) в текущем :пертуаре оперно-балетной сцены и их отсутствие сегодня на собственно узыкальнои в значительной степени компенсируется устойчивым закреплением щионального авторства музыкантов в театральной практике драматических атров. Формирующаяся и утверждающаяся театральность мышления продуктивно ображается и в дальнейшем, воплощаясь в стилистике и образности новых юизведений, в том числе предназначенных для концертной сцены.
Личный вклад соискателя
Диссертация является первым в отечественном театроведении исследованием, [скрывающим значение музыки в развитии белорусского профессионального >аматического театра. Многоракурсный подход к предмету исследования ключается в выявлении роли музыки спектакля в ее связи со сценическим :йствием и актерской интерпретацией. В результате многолетних архивных іьісканий обнаружены и введены в научный оборот ценнейшие в художественном "ношении автографы клавиров и партитур, ранее в основном не фигурировавших в жусствоведении. Все публикации (монография, авторские разделы монографий, атьи и др.) выполнены автором единолично, что повсеместно отмечено в лходных данных публикаций указанием его фамилии.
Апробация результатов диссертации
Основные положения и результаты исследования были апробированы на 33 жференциях, в том числе международного (21 конференция) и республиканского 2 конференций) уровня: Республ. науч. конф. «Культура у Рзспубліцьі Беларусь: сторыя, сучасны стан і перспектывы развіцця» (Мінск, 21 вер. 1993 г.); Междунар. іуч.-творч. конф., посвященная 75-летию Национального академического театра пени Янки Купалы «Беларускі тэатр у прасторы сусветнай культуры» (Мінск, 30-[ кастр. 1995 г.); Республ. науч. конференция «Кандрат Крапіва як люстэрка гларускай культуры XX стагоддзя» (Мінск, 4 сак. 1996 г.); Республ. науч.-практ. энф. «Белорусский музыкальный театр: историческое прошлое и проблемы временности» на I Национальном фестивале «Музыка и театр» (Минск, 2 июня Э96 г.); Республ. науч.-творч. конф. «Беларускае сучаснае мастацтвазнауства і эытыка: праблемы адаптацьіі да новых рэальнасцей» (Мінск, 15-16 крас. 1998 г.); [еждунар. науч. конф. «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» Гродно, 25-26 марта 2004 г.); Республ. науч.-практ. конф. «Праблемы тэатральнага, узычнага і кінатзлемастацтва у кантэксце славянскіх культур у сучасным свеце» Лінск, 1 снежня 2005 г.); Междунар. науч.-творч. конф. «II Няфедаускія чьітанні "З одзвігам у сэрцы: Тэма Вялікай Айчыннай вайны у беларускім мастацтве XX-ачатку XXI стагоддзя"» (Мінск, 24-25 сак. 2005 г.); Республ. науч. чтения в рамках I Белорусского фестиваля камерной музыки «Заслауе - 2006» (Заслауе, 21 студз. Э06 г.); Междунар. науч. конф. «Актуальные проблемы мировой художественной
культуры» (Гродно, 23-24 марта 2006 г.); II Междунар. науч.-практ. кон< «Творчасць. Філасофія. Мастацтва» (Мінск, 11-12 крас. 2006 г.); Республ. науі практ. конф. «Пастаускія чьітанні - 2006» (Паставы, 2 верасня 2006 г.); Междуна науч.-теоретич. конф. «Новейшая история (1991-2006): государство, обществ личность» (Минск, 29 сент. 2006 г.); Междунар. науч.-практ. конф. «Культур Наука. Творчество» (Минск, 19-20 апр. 2007 г.); Междунар. науч. кон4 посвященная 50-летнему юбилею Института искусствоведения, этнографии фольклора имени Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларус «Мастацтва, фальклор, зтнічньїя традьщьіі у вьірашзнні актуальных задач сучасні культуры» (Мінск, 7-8 чэрв. 2007 г.); Республ. науч.-практ. конф. «Сучасн беларускі тэатр: здабьіткі, праблемы, перспектывы» (Мінск, 19 снеж. 2007 г, Междунар. науч. конф., посвященная памяти профессора У.Д. Розенфель; «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (Гродно, 8-9 ап 2008 г.); Республ. науч. конф. «Шэсць стагоддзяу беларускай музьікі» (Нясвіж, ] мая 2008 г.); Междунар. науч.-теоретич. конф. «Стильова панорама української мистецтва» (Київ, 18 дек. 2008 г.); Ill Междунар. науч.-практ. конф. «Культур Наука. Творчество» (Минск, 23-24 апр. 2009 г.); Республ. науч.-практ. коні «Сучаснае беларускае мастацтва: панарама, перспектывы» (Минск, ЗО апр. 2009 г. Междунар. науч. конф., посвященная памяти профессора У.Д. Розенфельд «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (Гродно, 25-26 мар-2010 г.); IV Междунар. науч.-практ. конф. «Культура. Наука. Творчество» (Мине 23-24 апр. 2010 г.); Междунар. науч. конф. «Кітч у сучасній культурі» (Київ, 28 мі
-
г.); Республ. науч.-практ. конф. «Роля традыцый народнай культуры адраджзнні беларускага сяла» (Иваново, 24 сент. 2010 г.); Междунар. науч. коне «Традьщьіі і сучасны стан культуры і мастацтвау» (Мінск, 10-11 ліст. 2010 г. Междунар. науч. конф. «Нацыянальная культура і мастацтва Беларусі у еурапейскі кантэксце» (Мінск, 18-19 ліст. 2010 г.); II Междунар. науч.-практ. коне «Актуальныя праблемы мастацтва: гісторьія, тэорыя, методыка» (Мінск, 7-8 кра
-
г.); V Междунар. науч.-практ. конф. «Культура. Наука. Творчество» (Мине: 27-28 апр. 2011 г.); II Республ. науч.-теоретич. конф. «Дзяржава і творчая асоба (Мінск, 4 ліст. 2011 г.); Междунар. науч.-практ. конф. «Белорусское композиторекс творчество в современном мире» (Минск, ЗО нояб.-2 декаб. 2011 г); Междуна] науч. конф., посвященная памяти профессора У.Д. Розенфельда «Актуальны проблемы мировой художественной культуры» (Гродно, 5-6 апр. 2012 г. Междунар. науч.-практ. конф. «Культура Беларусі: рзаліі сучаснасці» (Мінск, 12-1 чэрв. 2012 г.).
Результаты исследования были также апробированы в доклада: выступлениях и сообщениях на Выездных заседаниях Президиума Белорусског союза театральных деятелей, республиканских совещаниях, заседания: обсуждениях работы театров республики и постановок спектаклей во второ
)Ловине 1970-х - начале 2000-х гг. (Национальный академический театр им. , Купалы, Национальный академический драматический театр им. Я. Коласа, глорусский республиканский театр юного зрителя, Государственный театр кукол гспублики Беларусь, Могилевский областной театр драмы и комедии им. . Дунина-Марцинкевича и др.), а также в СМИ, в том числе радиопередачах и лепрограммах: «От водевиля к мюзиклу», «Белорусская музыкальная комедия», 3 мире оперетты» (диалоги с ведущей программы «Культура» Н. Бунцевич 10 ірта 2000 г., 16 августа 2000 г., 17 января 2001 г.); «Страсти по культуре» (участие тематической программе «Культурная жизнь Минска», ведущий - Г. Давыдько, шеканал «Лад», показы 9 и 12 января 2010 г.); «Круглый стол» газеты «Культура» участие в в качестве члена жюри I Национальной театральной премии (8 ноября )11 г.), Пресс-конференция в Малом зале Национального академического эаматического театра им. М. Горького - участие в качестве члена жюри II ациональной театральной премии (18 ноября 2012 г.).
Опубликованность результатов диссертации
Результаты исследования нашли отражение в 1 авторской монографии зъемом 13,8уч.-изд. л., в 6 разделах с обозначенным личным авторством в элективных монографиях, а также 24 статьях в рецензируемых научных журналах сборниках, 7 из которых опубликованы за рубежом. Общее количество ^бликаций в рецензируемых научных изданиях - 31 ед., их обший объем — 5,91 авт. л.
В список работ, подтверждающих практическую значимость результатов ^следования, вошли также 23 публикации в материалах и тезисах докладов [еждународных и республиканских научных, научно-творческих и научно-эактических конференций, 3 статьи в реферативном сборнике и щиклопедическом справочнике, 5 статей в сборниках статей и сборниках научных гатей, 9 статей в периодической печати, 34 статьи в энциклопедиях и 2 авторских їздела в учебных пособиях. Количество данных публикаций - 76, объем -24 авт. л.
Общее количество всех публикаций - 107, общий объем - 52,15 авт. л.
Структура и объем диссертации
Диссертация в виде научного доклада состоит из Введения, Общей ірактеристики работы, пяти глав, выстроенных по проблемному принципу, іключения, Библиографического списка, который включает Список спользованных источников на белорусском, русском, украинском и английском 5ыках (87 наименований), а также Список публикаций соискателя на русском, глорусском и украинском языках (107 наименований), и Резюме. Объем основного гкста - 70 страниц.