Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Хохрякова Светлана Ивановна

Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века
<
Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хохрякова Светлана Ивановна. Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 Москва, 1996 179 с. РГБ ОД, 61:96-17/77-2

Содержание к диссертации

Введение с. 2-27

Глава первая.Слагаемые и структура антрепризы Нижегородской ярмарки во второй

половине Х1Х-начале XX века с. 28-106

1.Город и театральная жизнь ярмарки

в контексте времени с. 28-52

2.Основные компоненты антрепризы.

Слагаемые успеха с. 52-89

3.Структура взаимоотношений в рамках

антрепризы с. 89-106

Глава вторая.Антрепренеры.Личность и судьба... с.107-155

1. Петр Михайлович Медведев с. 114-131

2.Федор Константинович Смольков с.131-143

3.Николай Николаевич Фигнер с. 143-155

Заключение с. 156-165

Список литературы и архивных источников с.166-179

- г -

Введение к работе

Тема,избранная диссертантом для исследования, связана с театральной антрепризой Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века и практически не разработана театроведческой наукой. Для того, чтобы отчасти восполнить картину целого пласта театральной жизни не столь уж отдаленного прошлого, автор обращается к изучению этой небезынтересной и особенно актуальной сегодня темы. Напомним, что термин "антрепренер" (франц. entrepreneur-предприниматель)означает:владелец, арендатор,содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и др.)-антрепризы.

Данное исследование небесполезно уже по той причине,что интерес к культурным традициям прошлого в последние годы заметно возрос. Отрадное это событие стало приметой нынешней российской действительности. Поиск исторических корней,проблема происхождения того или иного явления жизни и искусства, исторической памяти становятся основополагающими не только для теоретической мысли,но и в повседневном быту.

В книге "Маска и душа"великий русский певец Ф.И.Шаляпин вспоминает о том,как в самом начале своей карьеры,в возрасте

двадцати трех лет, получил приглашение петь на нижегородской ярмарке,где его и представили Савве Мамонтову,сказав,что это известный меценат, а он не сразу понял,что это такое - меценат. (Ф.И.Шаляпин "Маска и душа",М.В/О "Союзтеатр" СТД СССР, 1989,с.50). Нечто подобное происходит сегодня и с нами.К освоению такого института,как антреприза,современная театральная практика и театроведческая наука только подходят. Движение от модного термина к сути явления требует времени.Исследование былых ярмарочных традиций,многие из которых основательно утрачены и забыты, небесполезно и в свете изыскания возможностей обогащения художественного языка профессиональной сцены и создания новых театральных моделей, ведь новое зиждется на знании истории (эти слова сегодня, к счастью, не просто расхожая истина).

Новая экономическая реальность, связанная с переходом страны в сферу рыночных отношений, диктует и новые законы существования культуры в целом. Приходится отказываться от ставшего привычным положения, когда господствовала монопольно одна единственная система, раз и навсегда закрепленная официальной политикой,не допускавшая каких либо отклонений от нормы. Отечественный театр, объявленный, наконец, свободным, к этой свободе оказался неготовым.Десятилетия стабильности под крылом государства сделали его беспомощным в условиях рынка,ок-

рашенных тонами российских проблем и нищеты. Возникновение новых театральных образований свидетельствует об особом интересе к институту антрепризы. Нарождаются во множестве актерские антрепризы, театры.которые уже в самое свое название включают слова:"Антреприза N. N.".где вместо N. N.-имя известного актера.Все чаще артисты,жаждущие работы.собираются вместе, чтобы, сыграть определенную пьесу, осуществить определенный театральный проект, "прокатать" спектакль и разойтись до очередной театральной пробы,тем разрушая наши привычные представления о стабильных театральных труппах.В одном из интервью автору этих строк известный актер московского театра"Ленком" А.Збруев.говоря о новых театральных проектах, посетовал на то,что все они как-то скверно заканчиваются. Складывается впечатление,будто рождается спектакль ради одной лишь премьеры. Несколько шумных показов на столичной сцене,а дальше-не-известность.Кто-то,вкусив вольных хлебов,помыкавшись в поисках лучшей доли в свободном театральном пространстве, вновь возвращается в привычный стационарный театр,как вернулись из одиночного плавания во МХАТ актер А.Феклистов. режиссер Р.Козак, да не только они.

Для многих традиционных театральных коллективов не су-ществует альтернативы. Жизнь поставила их перед необходимостью искать новые модели существования для того,чтобы выжить.

Не секрет, что театры малых городов похвастаться хорошими сборами и притоком публики не могут. И если раньше можно было рассчитывать на более или менее стабильную государственную поддержку, то сегодня все чаще приходится искать пути выхода самостоятельно,либо прекращать свою деятельность.Рынок,ставший определяющим фактором российской экономики , все больше вторгается в театральную сферу, как и искусство в целом,дает благодатную почву и простор для людей предприимчивых, выдвигает целый ряд проблем перед вчера еще, казалось бы, благополучными театральными коллективами. Именно поэтому театры ищут для себя дополнительные источники дохода,сдавая в аренду свои помещения под проведение отнюдь не театральных мероприятий. Открываются во множестве под их сводами рестораны, кафе,магазины,иные предприятия,имеющие или совсем не имеющие отношения, к театру,как таковому.Контрактная система,с оглядкой на которую вот уже несколько лет живет российский театр, является все еще редкостью, вызывает сомнения и опаску, но позволяет оценивать труд того или иного артиста в соответствии с его занятостью, качеством роли и ее исполнения.Она мобилизует труппу, материально заинтересовывает в результатах своего труда.Объективная наша реальность такова, что таит в себе много опасностей,иногда сводя на нет самое благое начинание. Так, и контрактная система может обернуться мерой борь-

бы с неугодными администрации артистами.Она же лишает актера, другого творческого работника ощущения стабильности,не давая ему материальных и социальных гарантий.И все-таки за ней будущее, ибо она-великолепный стимулятор идей,жизнеспособности, поиска нового, а потому обращение к опыту прошлого, пускай противоречивому, но несомненно интересному, разнообразному, столь полезно и занимательно.

На смену театральному буму пришли полупустые зрительные залы.Сегодня публику не загонишь на спектакль принудительно, например, в такой популярной еще недавно форме коллективного выхода трудового коллектива. Театры дифференцируются, в том числе и в зависимости от категории зрителей,приходящих на его спектакли.Наконец стало ясно, что театры должны и могут быть разными,отсюда и расцвет столь несхожих между собой театральных структур.Много,конечно, здесь и плевел, но время все расставит по местам.

Интерес исследователя к зрелищной стороне ярмарочной жизни связан и с многочисленными попытками возродить жизнь российских ярмарок, использовать данный опыт и при осуществлении иных,в том числе и театральных проектов, необязательно связанных с ярмаркой, как таковой. Приведем только один пример. В Нижнем Новгороде создано АО "Нижегородская ярмарка", задачей которого является создание ярмарочного центра междунаро-

дной торговли. Ориентация идет на промышленные ярмарки Европы. В расчет принимаются функциональность,технологичность, а не возрождение исторического быта как такового. Понятно,что время вносит свои коррективы, и "археология" вряд ли здесь уместна.Как верно и то,что возвращаться назад нельзя,но можно обогатиться прошлым. Жаль, что утрачиваем мы свою непохожесть, единственно нам свойственные черты. С другой стороны, стремление вернуться к старине, хотя и заманчиво, но слишком часто оборачивается "пряничными" стилизациями, способными разрушить самые благородные по замыслу начинания. Мы имеем достаточно примеров неумения это"вековое" воссоздать.Найти золотую середину в разрешении данного вопроса-задача не из легких.Сегодня, как и прежде,ярмарка вновь задает нам свои загадки, поражает парадоксальностью проблем с нею связанных. В книге"Искусство и элита"(Ю.Н.Давыдов"Искусство и элита", М. "Искусство", 1966, с. 69) Ю.Н.Давыдов,рассуждая о проблеме взаимопонимания различных эпох,говорит об обогащении языка более поздних эпох за счет содержания ранних. Согласимся, что современность не только учит историю, но и учится у нее, и потому жизненно заинтересована в том, чтобы понять прошлую эпоху в своей собственной истинности.В самом деле,современность должна научиться делать это хотя бы из чувства юмора-понимая, что завтра она сама обратится в прошлое и новая

современность будет поступать с ней сообразно тому, как она сама обращалась со своим прошлым.

Когда-то, вспоминая об ушедшем в небытие веселье у балаганов, русский художник и идеолог "Мира искусства"Александр Бенуа написал: "Просто весело,и смешно, и забавно,потому что так необычно,так непохоже на всегдашнюю нашу хмурость..." , "как вообще в силу каких-то законов обречено в русском быту на гибель все,что есть в нем действительно своеобразного,яркого и радостного".(Предисловие к кн."Балаганы" А.В.Лейферта, Издание Еженедельника Петроградских Гос. Академических Театров, 1922,с.16). Как же подходят эти слова, сказанные художником о былых масленичных удовольствиях, к удивительным ярмарочным дням,оставившим о себе память необыкновенную.

Изучение ярмарочной антрепризы второй половины XIX- начала XX века, как одного из наиболее значительных и малоизвестных явлений театрального быта, вне всякого сомнения, позволит расширить наши представления о театре того периода.Осмысление исторических форм и эволюции театральной стороны ярмарочной культуры,в том числе и института антрепризы,поможет по-новому взглянуть на события текущего театрального процесса.

Изучение ярмарочной культуры имеет и общегуманистический смысл в наши дни,когда мы наблюдаем процесс возрождения,

а точнее пробуждения русского самосознания,единственно дающего возможность движения вперед и обретения уверенности в себе и своем завтрашнем дне."Известно, что ни одна нация в мире не обладает такой расшатанностью общественного самосознания, как русская. И,действительно, мы с совершенной легкостью переходим от горделивой заносчивости, от "шапками закидаем" к самому горькому самооплевыванию. Нам то кажется, что мы первые на всем свете, что за нами последнее слово, а то кажется, что мы ничего не стоим и прямо стыдно показываться на людях.

Оба эти явления: и заносчивость, и самооплевывание одинаково пагубны и недостойны.А главное, оба стоят на огромном расстоянии от истинного национального самосознания, от того, что немцы называют Selbstbewustsein, без чего немыслимо здоровое развитие как отдельной личности, так и целой народности. ..",-слова,сказанные Александром Бенуа в начале века,едва ли утратили свое значение,скорее, наоборот,приобрели для истинного россиянина горький,ранящий гордость смысл.(Г.Ю.Стернин "Художественная жизнь России 1900-1910-х годов",М."Искусство", 1988.с.114-115).

Говоря о состоянии исследуемой проблемы, нельзя не отметить тот факт,что круг литературных и театральных источников, так или иначе связанных с темой нашего исследования,весь-

ма обширен. Отечественное театроведение постоянно обращалось к изучению ярмарочной культуры. Существует целый ряд работ, посвященных фольклорной стороне ярмарочной жизни,рассмотренной в контексте культуры городских праздников и зрелищ.Прежде всего- это исследования А.Ф.Некрыловой "Русские народные городские праздники,увеселения и зрелища: конец XVIII-начало XX века"(Л."Искусство", 1988),"Народная ярмарочная реклама"-в кн."Театральное пространство" (Материалы научной конференции (1978)),М."Советский художник", 1979).Диссертант обращался к трудам,связанным с историей русского фольклорного театра, отчасти затрагивающим проблемы ярмарочной культуры, таким как "Русский фольклорный театр XVIII- начала XX века"В.Е.Гу-сева( Л. ЛГИТМИК, 1980), "Вопросы теории народного искусства" П.Г.Богатырева( М." Искусство", 1971) и другим. Как и работы общеэстетического,культурно-исторического характера М.М.Бахтина, В.Б.Шкловского они позволяют определить место изучаемого диссертантом театрального явления в контексте времени и культурного фона в целом.Существует и целый ряд исследований и воспоминаний, оставленных современниками-писателями,актерами, историками искусства,критиками,антрепренерами,которые дают бесценный материал для сегодняшних исследователей.Особо здесь стоит отметить работы нижегородского историка и общественного деятеля А.С.Гациского, посвященные нижегородскому

- и -

театру и ярмарке, являющиеся и богатейшим источником историко-культурной информации,а также "Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки" А.П.Мельникова ( Н.Новгород.Издательство АО "Нижегородский компьютерный центр пользователей",1993) и "Очерки Нижегородской ярмарки" В.П.Безобразова (М.В Университетской типографии(Катков и К),1865).В использованной диссертантом литературе так или иначе сообщалось о различных аспектах театральной ярмарочной культуры, ее носителях, этапах. Что же касается собственно ярмарочной антрепризы,то данное явление.как мы уже отмечали, практически не изучалось,не стало предметом тщательного исследования.

Периодика,а это столичные и нижегородские газеты и журналы, дает огромный фактографический материал исследователю. Неоценимую помощь в работе оказали документы, хранящиеся в фондах РГАЛИ и Государственного архива Нижегородской области. Следует особо отметить и важность изучения законодательных актов того времени,регулировавших интересующую нас группу культурных отношений,а именно-театральные договоры,на основе которых строились взаимоотношения антрепренера и актеров. Автору оказались полезными труды, посвященные экономике и организации театрального дела в России, как исторического характера, так и те. что исследуют современный театральный процесс, в. том числе и вопросы, связанные с антрепризой.Особо

хотелось бы отметить вышедший в 1994 году в издательстве ТИТИС" сборник "Жизнь сцены и контрактный мир"(М.1994). содержащий ценный и малоизвестный пока у нас архивный и исторический материал, статьи по организации театрального дела, в том числе и в российской провинции,написанные лучшими специалистами в этой сфере.

В течение длительного времени отечественное театроведение вынуждено было обосновывать официальную советскую доктрину, суть которой сводилась к хуле того, что было до октября 1917 года и воспеванию последующих событий.Все.что имело отношение к понятию "частная инициатива" рассматривалось под знаком отрицания.Сегодня нам дана возможность отбросить фальшивые трактовки и посмотреть на вещи непредвзято.

Автор видел свою задачу в том. чтобы реконструировать отчасти картину театральной жизни ярмарки второй половины ХІХ-начала XX века.определить специфику института антрепризы на основе опыта Нижегородской ярмарки, сформулировать наиважнейшие направления деятельности антрепренера,в том числе и на примере организации театрального дела конкретными людьми того времени, показать целесообразность изучения института антрепризы в свете современных театральных экспериментов.

Что касается методологии данного исследования,то диссертант выбрал для себя проблемно - исторический подход к инте-

ресующим его явлениям, связанный с опытом и традициями российской и зарубежной театроведческой науки.Автор сделал попытку проанализировать ряд аспектов рассматриваемой темы, иногда идя отчасти гипотетическим путем.Это касается тех редких случаев, когда утрачены документы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой проблеме. Тогда за основу берутся аналогичные, а также используются иные, имеющие отношение к делу факты, которые позволяют с уверенностью делать выводы относительно тех явлений и событий, что не находят подтверждения конкретным первоисточником. Описание истории института антрепризы,хронологический подход,как таковой,не входят в задачи данной работы.Нас интересует,главным образом,ключевой аспект рассматриваемой темы. Поэтому диссертант и обращается к наиболее важным и интересным с его точки зрения явлениям и персонажам.в том или иной степени связанным с предметом диссертации.

Границы исследования определены второй половиной XIX-началом XX столетия.ибо это-время подъема отечественной культуры в целом и ярмарочной в том числе. Это и период наиболее интенсивной деятельности по собиранию и изучению материалов, связанных со зрелищной стороной жизни ярмарки.Именно в 60-70-ые и последующие годы прошлого века держалась мода на ярмарку.Так,в Нижний Новгород выезжали исследователи, пи-

савшие трактаты об увиденном, столичные газеты и журналы наводнялись корреспонденциями с ярмарки.Ярмарка - стала своего рода дивом,интересовавшим в ту пору всех. Посещали ее в разные годы Александр Дюма, принц Эдинбургский,выдающийся французский дипломат Талейран, великие князья и княгини,прославленные писатели и художники, актеры и общественные деятели, многие - многие люди, чьи имена составли гордость российской нации и культуры. Ярмарка стала местом необыкновенных встреч, перекрестком судеб.Здесь слагались карьеры, зажигались актерские звезды,стремительно менялась жизнь.Нижегородская ярмарка подарила выдающемуся русскому артисту Ф.Шаляпину встречу с будущей женой-балериной Иолой Торнаги, закрепила союз с одним из выдающихся российских меценатов и театральных предпринимателей С.Мамонтовым,немало сделавшим для молодого певца, по существу открывшим перед ним новые пути,положила начало многолетней дружбе со знаменитым нижегородцем А.М.Горьким. Здесь впервые увидел юную М.Савину антрепренер П.М.Медведев, тут же пригласив ее в казанскую труппу, о чем позднее написала актриса в своих воспоминаниях ( М.Г.Савина "Как нашел меня П.М.Медведев","Театр и искусство",1903,N 46,с.855). Чудом стала ярмарка и для других.

Данная работа является попыткой исследования института антрепризы в конкретный историко-культурный период. В область

исследования вводится неизученный и малоизученный материал,в том числе и архивный.В поле зрения автора попадают,как мы уже отмечали,основополагающие в театральном деле документы,такие как типовые театральные договоры,фиксировавшие взаимоотношения антрепренера с иными сценическими деятелями,а также соглашения, регулировавшие арендные отношения в области театра, еще до недавнего времени мало интересовавшие историков и вызвавшие особый интерес в связи с новыми социально-экономическими веяниями.Диссертант делает попытку собрать богатый разрозненный материал воедино, обобщить накопленный в нем опыт для того, чтобы по-возможности полно представить то любопытное явление,каким и видится нам сегодня ярмарочная антреприза.

Ярмарочная культура, которая и становится объектом исследования, - явление сложное, многомерное, озарившее своим светом не одно столетие.Только сквозь этот отблеск мы можем рассматривать многие события не только культурной жизни прошлого, но и настоящего.Ярмарка заслуживает тщательного изучения и пристального взгляда потомков, ибо в ней-разумное устройство жизни, праздничное мироощущение,целый культурный космос, в том числе и театральный.

Праздничное начало русского народного быта и ярмарка, как одно из его проявлений - уникальное явление в националь-

ной российской культуре. Ярмарочные гулянья, устраивавшиеся в городах и селах в дни больших церковных праздников и по случаю событий государственной важности, как и те, что проходили регулярно из года в год в той или иной местности, как это было летом у Макария (Нижегородская(Макарьевская) ярмарка) или зимой в Ирбите. способствовали оживлению культурной жизни.особенно в провинции. Ярмарка для всякого города.большого и малого.была не только торжищем, соответственно большим или малым, но прежде всего культурной Меккой,тем центром,куда стремились люди,чтобы весело и интересно провести время,побаловать себя,своих детей и домочадцев.Ярмарка же,сообразно их спросу, всегда удовлетворяла эту потребность в удовольствиях. Разбивались целые ярмарочные города с бойкой торговлей, балаганами, каруселями, прочими развлечениями, устраиваемыми для народа в горячие ярмарочные дни.

Однообразие и скука общественно - культурного быта рассеивались на краткий миг, озарявший жизнь того или иного города до очередных ярмарочных приготовлений. Конечно, увлечь искушенного столичного жителя зачастую непритязательными и наивными ярмарочными развлечениями было не так-то просто,зато уж съезжавшиеся на ярмарку провинциалы получали впечатления памятные. За милой нехитростью, обычной убогостью ярмарочных зрелищ, стояло нечто такое, что можно назвать духом

ярмарки, который способен был растревожить душу всякого российского человека.

Влияние такого события, каким становилась ярмарка для современников, было столь глубоким,что сохраняло о себе память на всю жизнь. Ярмарка формировала вкусы и мнения. А уж такая солидная ярмарка, как Нижегородская, и вовсе слыла законодательницей мод,оказывала решающее влияние на нравственные чувства и эстетические взгляды своих посетителей.Именно здесь,по словам очевидцев,постигались самой понятия об изящном и разносились затем по всей матушке России.

Ярмарка-мощное переплетение разных традиций и жанров, культур и сословий, открытая система, чуткая ко всякого рода влияниям, в основе же своей стабильная, входят непременно в которую карлики и великаны, монстры и карусели, ученые звери, всякая чертовщина и, конечно,театр. Здесь собиралось все,что только могло быть разбросано по иным увеселительным местам. Ярмарка привлекала множество людей,вбирала целый спектр развлечений и зрелищ от старых, испытанных, до новых, далеких от патриархальности, адаптированных к иногда сомнительным вкусам своих завсегдатаев. Энциклопедией всех времен и народов называли современники Нижегородскую ярмарку : сюда съезжались показать ' свое искусство художники со всех концов России и Европы,здесь было решительно все, что надо для русского рас-

положения и веселья. Раек, кукольная комедия, всякие монстры, семьями или поодиночке,показывающие свою силу, дамы с бюстами, на которых помещался поднос с чашками, медвежья потеха, всевозможные Агафьи Петровны, способные удерживать на животе своем многопудовые наковальни, опера, балет,пожиратели живых голубей, вплоть до сеансов синематографа братьев Люмьер и женской борьбы - все это составляло пеструю картину многочисленных увеселений. Даже на самой скромной сельской ярмарке не обходилось без паяцев и раешника.И,конечно, на всякой солидной ярмарке работал "серьезный" театр. Так, на сцене нижегородского ярмарочного театра в разные годы играли Мочалов, Никулина-Косицкая,Ольридж,Щепкин, Живокини, Шумский, Ермолова, Стрепетова. Традиция эта не столько российского масштаба, сколько европейского. Еще в восемнадцатом веке на многих ярмарках Европы выступали лучшие артисты, в иное время блиставшие на самых прославленных подмостках.

В эволюции ярмарочной культуры, исторической смене ее художественных форм находят отражение и изменения,происходившие в экономической и духовной жизни русского общества и наоборот, существует обратное влияние ярмарки на художественное сознание целой эпохи.Ярмарка - истинный кладезь образов,стилевых открытий. Щедро обогатила она художественную культуру и народный быт.Подтверждение тому нетрудно обнаружить в тру-

дах по фольклористике, этнографических изысканиях, в фактах биографии деятелей русской культуры того времени. Влияние это ощутимо в творчестве Н.В.Гоголя, в ранних комедийных опытах А.П. Сумарокова, исканиях художников-Б. Кустодиева, А. Бенуа да и всех мирискусников, открытиях "Бубнового валета", музыке И. Стравинского.идее условного театра Вс.Мейерхольда.Интересно, что в первоначальном варианте гоголевской "Женитьбы ("Женихи") Марфу Фоминишну посылают разыскивать женихов на ярмарку. В диссертации обращается внимание на то влияние,какое оказала ярмарка на умонастроение общества тех лет, без чего на наш взгляд невозможно подойти к непосредственному предмету предпринятого нами исследования.

Практическое значение диссертации связано, на наш взгляд, с возможностью использования ее теоретического и фактографического материала в учебных курсах по истории отечественного театра,истории организации театрального дела в России,вопреки утверждению одного из крупнейших наших продюсеров, высказанному в частной беседе.о том,что дело выпускника продюсер-ского факультета- не исторические трактаты об антрепризе писать, а создавать спектакли в свободном пространстве.В предисловии к гитисовскому сборнику, посвященному 20-летию продю-серского факультета,есть такие слова:"Сегодня ученый, исследующий проблемы организации театрального дела,вольно или не-

вольно должен быть историком, ибо без осмысления и анализа опыта прошлого невозможно сделать шаг в будущее" ( "Жизнь сцены и контрактный мир",М. ГИТИС,1994,с.5). А практику, без сомнения,надо быть чуть-чуть и историком. Надеемся, что данная работа может стать полезной и при составлении историко-культурных справок для готовящихся печатных изданий, связанных с Нижегородской ярмаркой, интерес к которой сегодня возникает не случайный,а пристальный,постоянный,ибо ярмарка постепенно входит в жизнь современного города , становится для него фактором не эпизодическим, а основополагающим.

Объем и структура диссертации. Работа,объемом 7,16 п.л., состоит из введения,двух глав, в каждой из которых-три части, заключения и списка использованной литературы и архивных источников.

В первой главе "Слагаемые и структура института антрепризы Нижегородской ярмарки во второй половине Х1Х-начале XX века" рассматривается культурный фон,который сложился в Нижнем Новгороде в указанное время,и как составляющее его-ярма-рочный быт.Особенности последнего определялись духом, царившим на ярмарке, божеством и светочем которой был миллион."Мы можем все"- знаменитая фраза,когда-то появившаяся на страницах нижегородской купеческой газеты "Волгарь",наилучшим образом отражала самоощущение торгово-промышленного класса,кото-

рый,как известно, оказывал решающее влияние на весь ярмарочный уклад,по существу определял его. В первой части,озаглавленной "Город и театральная жизнь ярмарки в контексте времени" особое внимание диссертант уделяет театральной ситуации, возникшей на ярмарке к тому времени, которая складывалась из самых разных зрелищных предприятий и начинаний, рассчитанных на диаметрально противоположные вкусы и предпочтения. Таких театров к концу века существовало предостаточно.

Главное место в их системе бесспорно принадлежало Большому ярмарочному театру. Уже в этой части работы мы обращаем внимание на вопросы,связанные с институтом антрепризы и конкретными ее представителями,на примере театра "Фантазия",многочисленных театриков,существовавших в ярмарочных садах,и конечно, главного театра ярмарки. Автор обращает внимание и на проблему,связанную с общедоступным народным театром,идея которого весьма популярна была в те годы. Диссертант отмечает тот факт,что при всем многообразии зрелищных предприятий ярмарки, при всей разности их статуса,финансового состояния,репертуара, роднило их то, что они- плоть от плоти ярмарочного духа, вкусов,царивших на ярмарке.Нам представляется целесообразным рассмотрение всех этих аспектов сквозь призму городской общественно - культурной жизни, подвергавшейся коренной перестройке с открытием ярмарки,а с другой стороны,в немалой

степени определявшей существование последней.

Во второй части рассматриваются основные составляющие антрепризы, ее особенности, связанные с бытом одной из крупнейших российских ярмарок. Прежде всего анализируются такие компоненты антрепренерского дела.как формирование репертуара и труппы.гастрольная деятельность,организация рекламы и зрителя. Диссертант обращает внимание и на проблемы, связанные с особенностями массового вкуса, влиявшего на театральные сборы, которые во многом определяли специфику ярмарочной антрепризы, слагаемые ее успеха,либо отсутствие такового,систему регулирования цен на билеты.Определенный интерес представляет, как нам кажется,обращение к фактам, связанным с подготовительным этапом театрального сезона на ярмарке,когда съезжавшиеся заранее антрепренеры приводили в порядок театральную территорию, занимались при необходимости перестройкой и переоборудованием помещений, предназначенных для представлений, решали другие важные вопросы, а также устанавливали сроки открытия увеселительного сезона, верный выбор которых влиял на состояние театральной кассы.

Провинциальная публика любила разнообразие в составе труппы и репертуаре- обстоятельство, не учитывать которое ни один антрепренер не мог. Автор делает попытку разобраться в успехе и неуспехе тех или иных жанров и пьес на ярмарочной

сцене, особенностях зрительской аудитории, ее вкусах,рассматривает социальный состав публики.Нельзя забывать то обстоятельство, что существенное влияние на театральную политику и сборы оказывало купечество, к концу века становившееся все более неоднородным по своему составу. Особое внимание автор уделяет проблеме формирования труппы. Не секрет.что основная ее часть,была представлена весьма посредственными артистами. Ставка делалась на гастролеров с громкими именами. Интересно, что успех или неуспех исполнителя зависел часто от обстоятельств, не имевших, на первый взгляд, непосредственного отношения к театральному делу, что вполне очевидно на примере двух актрис-М.Н. Ермоловой и М.Г.Савиной, выступавших на ярмарке. Искусству ярмарочной рекламы, достигшему невиданного размаха в те годы, диссертант также уделяет внимание.Ярмарочные постулаты идеально проецируются на обстоятельства нашей действительности, отмеченной рыночными приметами.А потому многое из прошлого кажется происходящим в дни сегодняшние. Тем интереснее проследить подобные метаморфозы.Соответственно рассматриваемым здесь вопросам и название данной части исследования- "Основные компоненты антрепризы.Слагаемые успеха".

Последняя часть данной главы - "Структура взаимоотношений в рамках антрепризы"- посвящена едва ли не наиважнейшему вопросу данного исследования,а именно театральным договорам,

определявшим взаимоотношения антрепренера и актера,регламент театральной жизни конкретной труппы.Антрепренерская практика базировалась на контрактной системе. Автор демонстрирует основные положения этой театрально-правовой конструкции на конкретных примерах нижегородской театральной жизни. Здесь же нам представляется закономерным затронуть проблемы,возникавшие в связи с арендой театральных помещений, входивших в единую систему ярмарочных строений. Это тем более важно,что договор аренды по существу являлся основой, на которой и возникал собственно институт антрепризы,начиналось строительство театрального дела.

Во второй главе "Антрепренеры.Личность и судьба" приводится классификация антрепренеров,три их основных типа, согласно теории актера Александрийского театра Ю.М.Юрьева, теории, в основе которой лежит опыт работы на российской сцене.В центре внимания исследователя- сценическая практика трех антрепренеров, в разные годы работавших на Нижегородской ярмарке. В первой части данной главы автор обращается к деятельности Петра Михайловича Медведева, а это -один из самых выдающихся театральных деятелей прошлого, настоящий собиратель театрального дела,открывший и воспитавший целую плеяду ярких актеров, ставших впоследствии гордостью русской сцены, таких как М.Савина,К.Варламов,П.Стрепетова, В.Давыдов. Четыре раза

приезжал он на Нижегородскую ярмарку в период с 1877 по 1885 годы.Здесь рассматриваются основные принципы его антрепренерской деятельности. Кроме того небезынтересным представляется нам и обращение к фактам.связанным с не всегда успешными театральными сезонами, которых не удалось избежать даже столь опытному в своем деле человеку.как П.М.Медведев.Определенный интерес вызывает сравнение его деятельности в Нижнем Новгороде и других российских городах, по разному оцениваемой современниками.

Вторая часть данной главы посвящена личности и деятельности Федора Константиновича Смолькова, которого чаще всего относят к разряду антрепренеров, избравших театр в качестве средства наживать деньги. Фигура эта очень интересная,крайне противоречивая, а самое главное, очень типичная для своего времени.Рассмотрение опыта его работы в качестве антрепренера любопытно тем более, что с именем этого человека связан весьма продолжительный период деятельности нижегородского театра,в том числе и ярмарочного, получивший в литературе название смольковского,а это-целое тридцатилетие.Сохранился достаточно интересный архив театрального предпринимателя, позволяющий изучить эту несомненно неоднозначную личность. Диссертанту ' представляется важным подобный экскурс, ибо Смоль-ков, пожалуй, как никакой иной театральный деятель Нижегород-

ской ярмарки,получил столь негативную оценку историков театра, не всегда, на наш взгляд, оправданную.

Третья часть посвящена знаменитому певцу Николаю Николаевичу Фигнеру, солисту Мариинской оперы, первоначально принимавшему участие в ярмарочном сезоне 1894 года в качестве гастролера, а затем ставшего владельцем театрального здания на Нижегородской ярмарке. С его именем связано существование оперной антрепризы на рубеже веков. Кроме того,это был человек,стремившийся ко всякого рода новациям и усовершенствованиям затеянного им театрального дела, не просто предприниматель, но и выдающийся артист,что не могло не оказать влияния и на его антрепренерскую практику.

Каждая из выбранных диссертантом фигур по своему неповторима и самобытна,олицетворяет различные стороны ярмарочной антрепризы, ее закономерности и особенности,недостатки и достижения. Персоналии, как нам кажется, помогут глубже постичь суть и составляющие столь сложного явления, как антреприза, сделать более ощутимыми ее основные понятия.

В заключении данного исследования автор пытается подвести итоги, сделать последние обобщения по избранной теме, рассуждает о перспективах ее освоения, ибо поле деятельности для исследователя открывается здесь обширное. Диссертант обращается к вопросу о правомерности существования антрепренер-

ской практики в наши дни.который вызывает самые противоположные суждения.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1.Обязуюсь уважать публику.(Театральный контракт на рубеже

ХІХ-ХХ веков).Культура. 1996.13 июля.Ы 26. с. 3. 0.3 п. л. 2. Побольше риска,господа-антрепренеры!

Экран и сцена, 1996,25 -31 raojra.N 29 , cju 0,4 п. л.

З.Театральная антреприза Нижегородской ярмарки.Слагаемые успеха.РАТИ.М.,1995,2 п.л.Деп.в НИО Информкультура Российской гос.библиотеки 13.12.1995.N3000

4.Театры и иные увеселения Нижегородской ярмарки второй половины XIX века.Радиосценарий и радиопередача с участием автора( вышла в эфир 20 августа 1995 г. по III программе, радиостанция смена.время в эфире -45 минут). Объем сценарного текста-1,2 п.л. 5.Просто весело,и смешно,и забавно...(Театры Нижегородской

ярмарки конца XIX века).В печати.О,5 п.л. 6. Сто чертей и полтеленка. Культура, 1996, 28 сентября, № 37, с. 3, 0,3 п.л.

Похожие диссертации на Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века