Введение к работе
Актуальность работы обусловливается необходимостью построения типологии текстов по коммуникативным параметрам и соотнесенным с ними лингвистическим характеристикам, дальнейшей разработки теории жанров с позиций лингвостилистики и, в частности, распространенного жанра НЬ. Лингвостилистическое изучение Н3> предполагает анализ системы языковых средств, участвующих в формировании текстов данного жанра. Актуальным представляется исследование категории хронотопа как жанрового типологического показателя и как параметра, по которому можно составить алфавит жанров. Диссертация представляет интерес с точки зрения применения концепции возможных миров для исследования референциальной соотнесенности художественного и реального миров.
Указанный ракурс исследования предполагает широкий интердисциплинарный подход к анализу временной и пространственной референции в XT, что позволяет рассматривать в качестве теоретической базы диссертации работы, выполненные в различных отраслях лингвистики и смежных с нею наук, а именно работы по:
лингвистике текста (IIP.Гальперин, 3. Я. Тураева, Р. Барт);
литературоведению (М. М. Бахтин, КІЕЛотман, В. Я Пропп, Н.2рай);
стилистике (И. В. Арнольд, В. В. Виноградов, ЕЯенетт);
теории референции (Н. Д. Арутюнова, Е. R Шдучева, Б. Рассел, Дж. Серл);
логике возможных миров (ЯФ. Слинин, В. В. Целиадэв, ЯХин-тикка, С.Крипке);
семасиологии и семантике (В. Г. Гак, Г. В. Колшанский, ЕЕ Никитин, Ю. С. Степанов).
Цель диссертации состоит в исследовании жанровой обусловленности референциальных характеристик ХГ жанра НФ.
Цель работы предопределила постановку более частных задач исследования:
-
Проведение анализа языковой картины мира, создаваемой в ХГ и, в частности, в жанре НФ.
-
Использование концепции возможных миров и понятий локализации и трансформации для исследования референциальной соотнесенности художественного и реального миров в ХГ жанра НФ.
-
Определение языковых и собственно текстовых средств и структур, участвующих в моделировании пространственных и временных характеристик ХГ, в создании хронотопа.
-
Выявление топологических (качественных, сущностных) особенностей художественного пространства и времени в НФ.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые на материале жанра НФ рассматривается концепция М. М. Бахтина о хронотопе как жанровой характеристике ХГ. В диссертации системно исследуется специфика пространственной и временной референции в указанном жанре и впервые изучается совокупность временных и пространственных показателей, эксплицитных и имплицитных, используемых в прямой и косвенной форме. Новым является обоснование трансформации как метода создания эписте-мически возможного мира в НФ. Новизна работы проявляется в описании пространственного кода как одного из средств моделирования не только художественного пространства, но и художественного времени.
материалом для исследования послужили 169 англоязычных коротких рассказов в жанре НФ 1970-90-х годов общим объемом более 4000 страниц.
Методы исследования. В качестве основного метода исследования использовался аналитико-описательный контекстологический метод, обусловленный природой изучаемого объекта - текста, а также метод непосредственного наблюдения художественного материала с последующим обобщением полученных результатов. При изучении изменений правил референции в возможных мирах привлекался метод компонентного анализа.
- 5 -
В ходе проведенного исследования были сформулированы сле
дующие" выносише на- зашиту положения:
-
НФ является тем жанром, з котором наглядно проявляются" особенности художественного отражения мира, совмещающего в себе деятельность мышления и индивидуальный авторский вымысел. ХГ как вторичная моделирующая система предполагает двойную референциальную отнесенность: внешнюю - к реальному миру и внутреннюю - к художественному. НФ представляет собой жанр, в котором ярко выражен расщепленный характер референции, что определяет двойственность ее эстетической природы.
-
Кз всего многообразия теорий возможных миров, для описания художественного мира более предпочтительна эпистеми-ческая логика, которая рассматривает утверждения, релятивизо-ванные к некоторому субъекту, которым является автор текста. Художественный мир НФ с его приоритетом ирреального плана над реальным можно определить как эпистемически возможный мир или как другой вариант видения реального мира, который определяется знанием и верой субъекта, а не фактами действительности. Эпистемически возможный мир моделируется на основе эпиетеми-ческого допущения автора, которое мы также называем фантастической посылкой.
-
Для того, чтобы перейти от наглядного дейксиса в ситуации непосредственного общения в системе координат "Я - здесь - сейчас" (модель Языка-1 с иконическим способом означивания) к дейксиеу к воображаемому в ситуации художественной коммуникации в системе координат "он - там - тогда" (модель Языка-3 с символическим способом означивания) необходимо, на основе эпистемического допущения, осуществить ментальную операцию, заключающуюся в ирреальной/фантастической трансформации одного или нескольких элементов реального мира. Жанровой особенностью НФ является фантастичность временной и/или пространственной координат возможного мира, созданного на основе такой трансформации.
-
Референциальная соотнесенность художественного (возможного) и реального миров проявляется в том, что пространственно-временные характеристики художественного мира (его хронотоп) соотносятся с реальным пространством и временем. Пространственная и временная референция рассматриваются как частный случай текстовой референции, при этом характер соотношения художественных и реальных пространства и времени варьируется в зависимости от жанровой принадлежности ХГ. Изучение языковых и собственно текстовых средств временной локализации
- 6 -возможного мира НФ в реальном историческом времени и пространственной локализации возможного мира в реальном географическом пространстве является развитием концепции М. М. Бахтина о хронотопе как жанровой характеристике XL
-
В результате трансформации актуального мира, зависящей от воображения субъекта, творящего текст, создается фантастический возможный мир, мысленно достижимый из актуального мира Диалектика НФ проявляется в том, что при моделировании неконвенционального положения дел автор, используя реальные референции и другие художественные средства, пытается сохранить эффект достоверности описываемых событий, который можно назвать одной из композиционно-стилистических особенностей НФ. Эффект реальности ХГ варьируется в зависимости от соотношения реальных и имитированных референций.
-
В связи с тем, что естественный язык в качестве строительного материала используется для описания возможного мира, отличного от реальной действительности и представляющего ирреальное положение дел, в НФ возможны случаи изменения структуры значения и сочетаемости слов.
Теоретическая значимость работы состоит в комплексном системном подходе к исследованию типологических признаков жанра НФ. Результатом исследования стало описание научно-фантастического хронотопа. Предлагаемое в работе направление исследования может внести определенный . вклад в типологию текстов и теорию жанров, а также может быть использовано для интерпретации других жанров.
Практическая ценность исследования заключается в том, что предложенное описание, референциальньк-. особенностей жанра НФ может быть освещено в спецкурсе по лингвистике текста в языковом вузе. Выявленные особенности языковых средств временной и пространственной локализации возможного мира в НФ представляется целесообразным учитывать при обучении стилистическому анализу и интерпретации художественного текста.
Объем и структура работы. Диссертация, выполненная на 175 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав и заключения. К диссертации прилагаются библиография, включающая в себя 200 наименований, из них 63 на иностранных явыках, список используемой художественной литературы и список условных обозначений используемых словарей.
Структура диссертации определяется последовательностью решения поставленных задач. Во введении обосновывается актуальность темы, ее научная новизна, теоретическая и практи-
ческая значимость, формулируются цель и задачи исследования и положения, выносимые на защиту. В первой главе находят свое отражение проблемы обще-методологического характера, касающиеся истории 'теории референции,^ концепции"возможных-миров-и-рефе— ренциадьных особенностей XT, а также некоторые аспекты жанровой теории, описание эпистемически возможных миров НФ и их структуры, определение понятий трансформации и локализации. Во второй главе исследуются жанровые особенности временной референции в Ш и языковые средства временной локализации возможного мира В третьей главе рассматривается специфика пространственной референции в НФ и анализируются языковые средства пространственной локализации возможного мира. В заключении сформулированы итоги исследования.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на Герценовских чтениях (1993, 1994, 1995 гг.) и в выступлении на межкафедральном аспирантском семинаре (1994 г.).