Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Исторические и лингвистические предпосылки исследования стихотворений эпохи романтизма 10-45
1.1. Характеристика эпохи романтизма 10- 17
1.1.1. Исторические условия возникновения романтизма 10- 12
1.1.2. Этапы развития романтизма 12-17
1.2. Ритм и его проявления 18-28
1.2.1. Ритм как характеристика живой и неживой природы 18- 19
1.2.2. Проявление ритма в литературе и искусстве 19 - 22
1.2.3. Ритмическая организация стихотворного текста 22 - 28
1.3. Ритмо-метрическая организация немецких стихотворений эпохи романтизма 29 -42
1.3.1. Стихосложение и его принципы 29 -32
1.3.2. О нормативной метрике 32-35
1.3.3. Особенности стихотворного ритма 35-39
1.3.4. Синтагматическое членение речи .39 - 42
1.4. Выводы по первой главе 42-45
Глава 2. Стихотворения романтической эпохи с точки зрения их фонетических и лексических особенностей 46-115
2.1. Ритмо-метрические соотношения в стихотворениях поэтов первого периода романтизма 46-62
2.2. Ритмо-метрические соотношения в стихотворениях поэтов второго периода романтизма 62- 107
2.3. Ритмо-метрические соотношения в стихотворениях поэтов третьего периода романтизма 107- 114
2.4. Выводы по второй главе 114- 115
Глава 3. Отражение романтических настроений поэтов с помощью лингвистических средств 116-147
3.1. Семантика звуков и ее отражение в поэзии представителей немецкого романтизма 116- 131
3.2. Особенности лексики в стихотворениях эпохи романтизма 132 - 144
3.3. Выводы по третьей главе 145-147
Заключение 148- 151
Библиография 152 - 166
Список исследуемых источников 167
Приложения
- Характеристика эпохи романтизма
- Ритм как характеристика живой и неживой природы
- Ритмо-метрические соотношения в стихотворениях поэтов первого периода романтизма
- Ритмо-метрические соотношения в стихотворениях поэтов второго периода романтизма
Введение к работе
Конец XVIII - начало XIX в.в. ознаменовались в немецкой литературе
эпохой романтизма. Философским обоснованием этого нового
литературного течения стали труды немецкого философа Шеллинга. Его мистическое истолкование художественного творчества как слияния в первоначальном единстве сознательного и бессознательного становится философией романтизма.
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои научные труды анализу романтического направления как в истории литературы в целом, так и в истории немецкой литературы в частности. В настоящей диссертации рассмотрены основные тенденции в становлении и развитии романтизма. Н.Я.Берковский, М.И.Бент, И.Бехер, И.Ф.Волков, В.М.Жирмунский, Г.Ратгауз, С.В.Тураев, R. Brinkmann, W. Muller-Seidel, O.Walzel и др. являются известными исследователями эпохи романтизма, труды которых явились основой для новых филологических научных изысканий.
В самом литературном течении немецкого романтизма многие авторы как Н.Я.Берковский, М.И.Бент, В.М.Жирмунский, Г.Ратгауз и другие выделяют три основных периода: период раннего романтизма, период расцвета романтизма и период его угасания. Поэтому анализ немецких стихотворений эпохи романтизма проводится в соответствии с этими периодами.
Выбор темы диссертации обоснован неизученностью ритмо-метрической архитектоники стихотворных произведений с точки зрения лингвистики. До настоящего времени стихосложение являлось предметом изучения литературоведения. Отдавая предпочтение художественной стороне стихотворного текста, литературоведы четко не разграничивают
такие явления как ритм и метр, отодвигая на задний план такое естественной явление как речевой ритм.
Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется необходимостью получения достоверной информации о взаимовлиянии двух важнейших компонентов стихотворного текста, ритма и метра, о первичности и вторичности их значений в структурировании стихотворной ткани и о соответствии реальной ритмической единицы, зависящей от системы языка, метрической единицы - стопе.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что ритм и метр, являясь основными компонентами структурирования стихотворного произведения, одновременно выступают как феномены разного уровня. Ритмическая группа, являясь носителем смысла, первична, а метрическая единица вторична.
Предметом диссертационного исследования является анализ ритмо-метрических структур и звуковых характеристик в стихотворениях немецкого романтизма.
Материалом для анализа послужили стихотворения поэтов, представителей немецкого романтизма: В.Вакенродера, Новалиса (настоящее имя Фр.фон Гарденберг), Л.Тика, А.В.Шлегеля, А.фон Арнима, К.Брентано, В.Гауфа, Г.фон Клейста, Л.Уланда, И.П.Хебеля, А.фон Шамиссо, И.фон Эйхендорфа, Э.М.Арндта, Ю.Кернера, Ф.Рюккерта, Б.фон Арним, К.фон Гюндероде, С.Меро., всего 159 стихотворений. Поэты данной эпохи отличались своеобразным, более элегическим отношением к жизни. Это отражалось и на их творчестве. Поэтому для установления «устойчивости» ритмических структур (то, что их характер зависит от языковой структуры, а не от отношения автора к жизни) немецкие романтические стихи являлись, на наш взгляд, подходящим материалом.
Целью настоящего диссертационного исследования является установление взаимодействия фонетических и лексических параметров в немецких стихотворениях эпохи романтизма.
Цель диссертационного исследования определила наличие ряда задач, заключающихся в следующем:
установление ритмической структуры исследуемых стихотворений;
анализ метрической структуры анализируемых стихотворений;
выявление соотношения ритмо-метрического структурирования в стихотворениях;
анализ семантики вокалических фонем и выявление ее роли в звуковой архитектоники стихотворных текстов;
анализ характера лексики, реализуемой в стихах поэтов-романтиков;
установление звуковых, лексических и ритмо-метрических особенностей, характерных для немецкой поэзии периода романтизма.
Для выполнения поставленных задач применялись следующие методы: сплошной выборки, описательно-аналитический, сопоставительный анализ, количественный анализ. Применение данных методов позволило определить средства ритмо-метрической организации стихотворных произведений эпохи романтизма.
Новизна проведенного исследования заключается в изучении ритмо-метрической архитектоники немецких стихотворений с позиций фонетики, а не литературоведения, что позволило установить особенности ритмического и метрического строения стихотворной ткани. Несмотря на то, что ритмическая составляющая - как языковая единица, содержащая смысл, -первична, в стихотворном тексте ведущую роль играет метр. Кроме того установлены акустические корреляты фонем, создающие особую звуковую окраску стиха, выявлен характер лексики, реализованной в стихотворных произведениях эпохи романтизма.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты по выявлению ритмо-метрической комбинаторики, установлению особенностей между естественным речевым и стихотворным ритмом, а также символического значения гласных фонем, позволяют с новых позиций описать технологию стихосложения с учетом ритмического структурирования стихотворного текста, передающего как просодическую, так и смысловую сторону произведения. Полученные результаты представляют обширный материал для дальнейшей разработки проблем стихосложения, как с позиций фонетики, так и позиций литературоведения.
Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования ее результатов при обучении речевому и стихотворному ритму, при разработке лекций как по теоретической и практической фонетики современного немецкого языка, так и по литературоведению, в спецкурсах и спецсеминарах по ритмике и поэтике, а также для выполнения других задач лингвистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Каждое стихотворное произведение обладает своей ритмической и
метрической структурой. Эти два понятия взаимосвязаны, но они не могут
быть тождественными.
2) Полученные в результате ритмического анализа ритмические группы
являются не только ритмическими, но и смысловыми единицами.
При установлении соизмеримости ритмического и метрического строения стиха доминантной структурой являются ритмические группы как носители смысла, которые в стихотворном произведении подчиняются метру.
Стопы в архитектонике стиха играют эстетическую роль, они организуют стихотворную ткань с точки зрения благозвучной соизмеримости.
Гласные фонемы - ядро слога - обладают звуковой окраской, они имеют собственную семантику и передают настроение речевого произведения.
6) Ритмо-метрическое структурирование стихотворений немецких поэтов-романтиков отражает ритмику немецких народных стихотворений.
Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.
Первая глава «Исторические и лингвистические предпосылки исследования стихотворений эпохи романтизма» состоит из трех разделов:
в первом разделе «Характеристика эпохи романтизма» содержится анализ научной литературы по избранной теме и обобщения полученной информации относительно немецкого романтизма как литературного течения;
второй раздел «Ритм и его проявления» посвящен феномену ритма, его проявлениям в языке и литературе, ритмической организации стихотворных текстов;
в третьем разделе «Ритмо-метрическая организация немецких стихотворений эпохи романтизма» рассматриваются некоторые проблемы стихосложения, нормативной метрики, особенностей соотношения метра и стихотворного ритма.
Во второй главе «Стихотворения романтической эпохи с точки зрения их фонетических и лексических особенностей» содержится анализ стихотворений немецких поэтов-романтиков. Анализ проводится в хронологической последовательности в соответствии с этапами романтического литературного течения в Германии.В третьей главе «Отражение романтических настроений поэтов с помощью лингвистических средств» рассматриваются проблемы звукосимволизма и символических значений немецких гласных фонем. Здесь же обсуждаются результаты, полученные при проведении ассоциативного эксперимента. Данные о частотности употребления гласных фонем приведены в таблицах.
В этой же главе настоящей диссертации проводится выявление характера семантики и оценочного компонента лексики, используемой поэтами-романтиками в своих стихотворениях. Глава содержит обсуждение результатов лингвистического анализа по выявлению оценочных характеристик реализуемой в стихах лексики и изменения этих характеристик в зависимости от контекста. Оценочные характеристики («положительное значение слова», «нейтральное значение слова», «отрицательное значение слова») проанализированы во взаимоотношениях друг с другом (в контексте).
Каждая глава завершается выводами.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются общие выводы.
В библиографии приводится список используемой литературы, состоящий из 251 источника. Также приводится список исследуемых источников.
Приложения состоят из трех частей. Приложение I «Стихотворения поэтов-романтиков, анализируемые в работе» содержит все проанализированные нами стихотворения и краткую библиографическую справку о поэтах-романтиках. В приложении II «Частотность встречаемости гласных фонем» приведены таблицы частотности употребления гласных фонем. В приложении III «Лексическая сочетаемость и эмоциональная окраска имен прилагательных» приведены " таблицы лексической сочетаемости и эмоциональной окраски имен прилагательных.
Апробация основных положений работы проходила на научных конференциях молодых специалистов МГОУ в 2002-2005 гг., на международной конференции молодых специалистов, посвященной 10-летию МЭЛИ и в научных статьях, опубликованных в межвузовских сборниках.
Характеристика эпохи романтизма
Прежде чем приступить к анализу ритмической организации стихотворений немецких поэтов-романтиков, представляется необходимым кратко охарактеризовать течение романтизма в немецкой литературе и ознакомиться с немецкими поэтами, представителями данного течения.
В немецкой литературе в эпоху Французской революции начинается движение, которое известно под названием «романтизм». Это сложное и противоречивое направление просуществовало в литературе Германии более 40 лет и оказало огромное влияние на немецкую культуру в целом.
Романтический период в немецкой литературе и в Европе продолжался приблизительно полвека - с последних десятилетий XVIII века - до конца второго десятилетия XIX века, когда в Европе наступил период реакции (до наступления так называемой эпохи Реставрации). Это была эпоха после Венского конгресса (1815г.), эпоха подавления реакцией в Германии всех либеральных или национальных стремлений. Народ пребывал в смятении. Были характерны неясные и смутные тенденции, идеи и мировоззрения, была борьба прогресса и реакции в условиях незрелости общественных сил. Смятение души и разума отзывались в душевных тревогах, а для них лирика - с ее ясным и энергичным словом, с ее недосказанностью и боязнью лишних слов - желанная сфера раздумий и исканий, надежды [28].
Романтизм и политика оказывали взаимное влияние друг на друга; различные классы и группы населения взаимодействовали в этом течении, отражая конкретную социально-политическую обстановку данного периода развития общества. Германия в XVIII веке - страна, сохранившая общие признаки феодальной формации, с политическим господством дворянства, с нерешенным отношением между городом и деревней, с нерешенным отношением между способами производства.
Романтическое движение в каждой стране тесно связано с исторической судьбой нации. В Германии развитие романтизма осложнялось раздробленностью страны, ее феодальной отсталостью, слабостью демократического движения. Страх перед революционными переменами охватил в Германии не только феодально-дворянские круги, но и значительную часть немецкого бюргерства, судьба которого оказалась тесно связана с судьбой карликовых немецких государств. Поэтому немецкое романтическое движение с первых лет его возникновения испытывало давление со стороны феодальной реакции.
Мелкобуржуазная Германия всеми силами старалась избавиться от феодализма. Это стремление послужило причиной всех исторических изменений в немецкой идеологии. Здесь берут начало романтические тенденции. Романтизм сложился как идеология защиты от революции, от социальной несправедливости, от односторонности реального исторического развития.
Подобно классицизму и просвещению, предшествующим направлениям в развитии немецкой литературы, романтизм появился как единый стиль, как единая школа. Романтизм стал в Германии мировоззрением. Немецкий романтизм - в зависимости от того, как его рассматривать, - совсем короткий или весьма долгий этап в истории немецкой культуры. Коротким его можно считать по причине того, что к 1820 году романтическое направление в истории немецкой культуры в целом исчерпало себя. Долгим же его считают потому, что, возникнув в конце XVIII века, романтизм в следующем столетии все еще оставался на литературной сцене, дарил новые идеи и мотивы поэзии, искусству, науке. Романтизм складывался как целая культура, разработанная многообразно.
Когда речь идет об эпохе романтизма, нужно отметить, что в своем развитии романтизм проходит 3 этапа.
Ритм как характеристика живой и неживой природы
Ритм - важный элемент не только искусства, но и природной и общественной жизни.
В научной литературе можно встретить более пятидесяти определений ритма, каждое из которых по-своему отражает его многоплановость и многослоиность, связанную со всеми сторонами творческого процесса [120:6].
Во второй половине XIX века ритм стал изучаться в плане восприятия его субъектом. Работы Г.-Т. Фехнера и Г.-Л. Гельмгольца выявили новые аспекты в изучении проблемы ритма как психофизиологического и эстетического явления [191].
Ритм является основным принципом формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). То, что существует многообразие проявлений ритма в различных видах и стилях искусства, а также и за пределами художественной сферы, также порождает множество различных определений этого термина.
Ритм может рассматриваться как равномерное расположение элементов, порядок и сочетание объемов, плоскостей, цветовых оттенков. Ритм выступает как одна из особенностей композиционного построения произведений.
В значительной мере субъективен ритм восприятия как пространственных (живопись, графика, скульптура и др.), так и пространственно-временных (театр, кино, балет) видов искусства.
Ритм в пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа. С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску. Ритмические построения достигаются с помощью различных элементов симметрии, а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиционного характера - контрастами или соответствиями масс, отдельных предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и световых пятен, пространственных членений и пр. Ритмическая организация способствует достижению гармонической ясности или экспрессии художественного образа, четкости восприятия произведения зрителем.
Только в музыке, которая как и литература относится к временным видам искусства, нотная запись музыкального произведения позволяет исполнителю во многом объективировать авторское ритмическое движение.
Организующая функция ритма, особенно музыкального, явно видна на более низком развитии человеческого существования - на жизни племен. Это своеобразная музыка ударных инструментов, например барабанов.
Ритм есть признак жизни. Предрасположенность к танцу, присущая каждому человеку, также является одним из проявлений ритма. Танцы многих племен в различных частях света обладают резко выраженным ритмом. Ритм звука - это музыка, а ритм формы - это поэзия [185].
Поэтический текст также является предметом гуманитарного знания (эстетическим объектом), отмечает О.Н.Гринбаум [62]. Предмет искусства по своей сути выполняет роль носителя информации особого типа, который в научном знании называется эстетическим. Сам по себе предмет искусства (текст, картина, скульптура и т.д.) эстетически нейтрален, но только до того момента, пока он не становится объектом восприятия человеческого сознания.
Ритм поэтического текста «делает ощутимой гармонию», как отмечал Е.Эткинд [199:67]. Но как писал В.Е; Холшевников, «своеобразие ритма легче уловить, чем объяснить, потому что эстетическое восприятие еще более интуитивно, чем творчество...» [186:147].
Слова в поэзии, подчиняясь ритму, определенным образом изменяют свое значение и раскрывают свой смысл. Стихотворный текст - это соединение языкового и музыкального компонентов. Устное поэтическое искусство разных народов восходит к первоначальному триединству слова, жеста и мелодии, что дает основание отожествлять стихотворный текст с музыкальным произведением [73; 124; 127].
Многие исследователи считают, что в стихе происходит соединение языкового и музыкального компонентов. Первыми творениями поэтического искусства считаются народные песни.
Ритмо-метрические соотношения в стихотворениях поэтов первого периода романтизма
Как уже отмечалось выше, романтическое направление в истории немецкой культуры к 1820 году почти исчерпало себя, но еще долгое время романтизм оставался на литературной сцене, давал новые идеи и мотивы науке, искусству, поэзии.
В период романтизма впервые по-настоящему была услышана народная песня с ее простотой и скрытой глубиной. Романтики были заинтересованы в народной поэзии, т.к. они были убеждены в чистой душе простого народа. Поэтому их стихотворения больше похожи на фольклорные песни, звучание которых соединяет внешнее и внутреннее состояние народа. Эти стихи обладают своеобразным, особым ритмом. Ниже будет представлен их ритмо-метрическйй анализ.
В настоящей главе рассматриваются стихотворные произведения немецких поэтов-романтиков по периодам (этапам) в романтической школе. Сначала подверглись анализу стихотворные произведения поэтов-романтиков первого периода школы, т.е. Йенского кружка (Новалис, Л.Тик, В.Вакенродер, А.-В.Шлегель, Ф.Шлегель).
Несомненным главой йенского романтизма был Новалис. Гете назвал его (хотя и с оговорками) - «императором романтизма». Новалис раньше, чем другие, определил политический смысл романтизма и представил все разрозненные мотивы движения как общую систему - художественную, философскую, культурную и социальную [28:43]. Это наложило своеобразный отпечаток на его поэзию. Размеры в его стихах переменчивы, рифма глубокая, богатая.
Для подтверждения сказанного обратимся к творениям поэта. Рассмотрим, к примеру, стихотворение «Marienlied».
Для анализа стихотворения подверглись ритмическому и метрическому членению, т.е. делению на ритмические и метрические единицы. Необходимо напомнить, что под метрическим членением мы понимаем установление размера (VersmaB)/xapaKTepa стопы в стихотворной строке, а метрической единицей считаем стопу. За ритмическую группу мы принимаем ритмо-смысловую группу: т.е. сочетание полнозначных и неполнозначных слов, выражающих одно смысловое целое и объединенное одним ударением, падающим на полнозначное слово. Например: «kann dich schildern», «wie meine Seele», т.е. практически совпадающую с синтагмой. Встречаются случаи, когда синтагма вмещает несколько ритмических групп, но это будет описано в ходе анализа.
Итак, стихотворение «Marienlied»1 состоит из двух строф и написано ямбической стопой. Рифма перекрестная. В соответствии с рифмой меняется размер (количество стоп) строки. Количество слогов в строках четверостиший (четыре строки) выглядит следующим образом: 9-8-9-8. Однако эти слоги по-разному распределяются по ритмическим группам и по стопам. (В каждой нечетной строке стихотворения наблюдается по одному приращенному с правого края слогу.)
Знаком «//» в каждой стихотворной строке выделяются метрические единицы, т.е. стопы. Рамкой « » отмечены ритмо-смысловые группы каждой строки. Все нечетные строки основаны на четырехстопном ямбе, а четные строки содержат четырехстопный ямб и по одному приращенному слогу.
Нам представилось возможным разделить каждую стихотворную строку на две ритмические группы. Например: «ich sehe dich» и «in tausend Bildern» или «wie meine Seele» и «dich erblickt», из которых ритмические группы, содержащие больше одного словесного ударения можно подвергнуть дальнейшему членению. Например: «in tausend» и «Bildern». В дальнейшем такие ритмические группы будут называться составными ритмическими группами, а те, которые содержат не более одного полнозначного (т.е. ударного слова), будут называться простыми ритмическими группами. Проанализировав строфы стихотворения, можно сделать вывод о том, что ритмические группы в большинстве случаев не совпадают со стопами. Причиной этого является то, что ритмическая группа, как отмечает М.Г.Мирианашвили, это рече-смыслительный отрезок действительности, а стопа - это высший уровень ритмической организации речи, художественная фигура [124].
Ритмо-метрические соотношения в стихотворениях поэтов второго периода романтизма
В исследовании были рассмотрены также стихотворения поэтов-романтиков, представителей следующего периода в развитии этого литературного течения. Поэты-романтики, представители периода расцвета романтизма, т.е. гейдельбергского кружка (А.фон Арним, К.Брентано, В.Гауф, Г.фон Клейст, Л.Уланд, А.фон Шамиссо, Й.фон Эйхендорф), обратили свое внимание на народную поэзию, стремились быть ближе к народу.
Надо заметить, что большинство народных стихотворений слагались четырехстопным хореем, т.к. он являлся простой и легкой стопой. Запомнить такие стихи несложно, а для народной поэзии легкое запоминание является важным фактором. Например, стихотворения поэтов-романтиков К.Брентано, А. фон Арнима, И.Эйхендорфа и других авторов-романтиков служат удачным образцом, демонстрирующим ритмические мотивы народной поэзии.
К.Брентано как и другие представители эпохи немецкого романтизма обращается к ритмам народной поэзии, фольклора и нужно полагать, что стихотворные строки получили соответствующий ритм. Для выявления ритмического строя мы поделили стихотворные строки на ритмические группы, которые являются единицами ритмической структуры, и на стопы, которые, как известно, являются основными элементами построения стихотворного произведения.
В стихотворении Брентано «Der Spinnerin Lied» каждая стихотворная строка содержит три метрические группы (3 стопы), в которых первый слог безударный, а второй ударный, что и создает ямбическую стопу. Рифма опоясывающая и, в соответствии с рифмой, изменяется также размер строки. Каждая ритмическая единица содержит два слога. Соотношение слогов в строке составляет 7 - 6 - 6-7. Первая и четвертая строки анализируемой строфы написаны трехстопным ямбом с наращенным в конце безударным слогом. Вторая и третья строки содержат трехстопный ямб.
В приведенном примере наблюдается неполное совпадение метрических единиц с ритмическими группами. Так, это видно лишь в первой и четвертой строках. Например: «Ich sing», «So lang», «der Mond II wird schei II nen».
В остальных строках стопы «разрывают» ритмические группы и налицо несовпадения ритмического и метрического рисунка. Например: «Und spin II ne», «und kann //nicht wei linen», «Den Fa//den» и другие.
Некоторые ритмические группы, являющиеся смысловыми единицами, в большинстве случаев совпадают со стопой. В каждой следующей строке можно выделить 2-3 ритмические группы. Например:
Первую и третью строки представляется возможным разделить на три ритмические группы, а вторую и четвертую - на две ритмические группы.
В данном стихотворениии, в котором ритмическая группа совпадает с синтагмой и строкой, возможно деление составных ритмических групп на более мелкие единицы (ритмические единицы, объединенные лишь одним ударением): «So oft», «der Mond», «Mein Herz», «ist klar» и др.
Если в данном случае стопа совпадает с ритмической единицей (с мелкими ритмическими группами): «so oft», «der Mond», «mein Herz», «ist klar», то в других случаях стопа не «покрывает» крупную (составную) ритмическую группу. Например, - "mag scheinen" или "so denk ich dein".
После анализа можно отметить, что стихотворение «Der Spinnerin Lied» содержит симметричный ритмический рисунок, основанный на ямбической стопе. Данная строфа служит удачным примером наложения размера стихотворения на ритмический рисунок. При этом ритмические единицы являются также и ритмо-смысловыми группами (простые, или мелкие, группы): «so oft», «der Mond». Первая и четвертая строки четверостишья имеют приращенный слог.
В стихотворении «Es leben die Soldaten» стопа не полностью совпадает с ритмической группой. Стихотворные строки состоят из трех стоп. Рифма последовательная. В первой и второй строках появляются приращенные конечные слоги ("den", "den"). Первые две строки состоят из трехстопного ямба с приращенным конечным слогом, а третья и четвертая строки написаны трехстопным ямбом.
Первая строка строфы состоит из двух ритмических групп. Эти две группы объединяются в одну синтагму, состоящую из трех метрических единиц. В строке наблюдаются несовпадения смысла и формы между ритмическими группами.
Во второй строке наблюдается также такое несовпадение, но уже внутри ритмической группы: «von Got //tes Gna// den».
Третья и четвертая строки можно разделить и проанализировать так же, как и первую и вторую строки соответственно: «Der Him //mel» и «ist II ihr Zelt», «Ihr Tisch» и «das gru// ne Feld».