Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

“Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) Халтрин-Халтурина Елена Владимировна

“Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма)
<
“Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма) “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма)
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Халтрин-Халтурина Елена Владимировна. “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма): дис. ... доктора филологических наук: 10.01.03 / Халтрин-Халтурина Елена Владимировна;[Место защиты: Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН].- Москва, 2012. - 409 с.

Введение к работе

Объект данного диссертационного исследования - поэтические и прозаические тексты британских литераторов конца XVIII - начала XIX века, в которых получила теоретическое осмысление и художественное воплощение категория "воображения" ("imagination").

В Великобритании начала XIX в. эта категория завоевала особый статус не только в философском, но и в литературно-критическом дискурсе. Обязательность, с которой англичане обращались к термину "воображение" как к инструменту литературного анализа, в высшей степени специфична для их национального художественного сознания.

Начиная с XVIII века в системе критериев для оценки достоинств художественных произведений современников и предшественников английские мыслители (Э. Шефтсбери, Дж. Аддисон и др.) использовали понятия "воображение" ("imagination") и "фантазия" ("fancy"), теоретически отграничивая одно от другого. В общих чертах различие сводилось к следующему: поэзия фантазии навевала атмосферу обмана и была исполнена юмора, а поэзия воображения отличалась лиричностью и медитативностью. Позднее, у ранних английских романтиков Колриджа и Вордсворта, эта дифференциация приобрела статус эксплицитной поэтологическои регламентации: они создали ряд предписаний, следуя которым, стихотворцы могли стилизовать произведения под "поэзию фантазии" (poems of fancy) или "поэзию воображения" (poems of imagination). Однако именно последняя получила в их творчестве преимущество, чем и объясняется то, что она стала главным объектом данного исследования.

Таким образом, в романтический период "воображение" становится эстетической доминантой, которой подчиняются все элементы особого английского стиля, воплотившегося в целом корпусе произведений - в так называемой "поэзии воображения" (букв, "poems of imagination").

Цель исследования. В рамках данной диссертации предпринимается попытка изучить английскую "поэзию воображения" в динамике ее развития (кон. XVIII - нач. XIX в.), охарактеризовать - с позиций отечественного литературоведения - природу этого феномена (его

соотнесенность с категориями стиля, жанра, модуса) и обозначить его

место в мировом литературном процессе.

С достижением указанной цели сопряжено решение следующих задач:

  1. изучение романтической "поэзии воображения" в контексте национальных художественных традиций, поиск предпосылок этого явления в литературе XVIII в. и отголосков - в постромантической литературе;

  2. указание парадигматических рядов, к которым принадлежал термин "воображение" (imagination) в предромантической, раннеромантической, позднеромантической и постромантической литературе Англии;

  3. установление связи между учениями о воображении и поэтическими опытами у Колриджа, Вордсворта, Китса и Шелли; проведение понятийно-категориального анализа их поэтических текстов;

  4. выявление и уточнение формальных компонентов стиля, воплотившегося в корпусе произведений, известном как "поэзия воображения";

  5. определение доли нормативного и индивидуального в изучаемом стиле у разных романтических авторов;

  6. соотнесение научной терминологии отечественной и зарубежной школ, занимающихся проблемами английского романтизма; оценка динамики восприятия английского романтизма в современном литер атуров е д ении.

Предметом исследования является стилевая динамика эпохи английского романтизма. Исследуя, как менялись образцы "поэзии воображения" от одного поэта к другому, автор диссертации анализирует динамику стиля в ее узком, конкретном понимании. С другой стороны, в диссертации используется широкое понимание стилевой динамики как того сдвига в представлениях об оперировании литературными стилями, который имел место в сознании двух поколений английских поэтов романтической эпохи.

Актуальность диссертации определяется не только возросшим в последние годы исследовательским и читательским интересом к разным тенденциям в рамках романтизма (особенно к творчеству "консервативных" романтиков, известных своими религиозными

убеждениями), но и необходимостью дальнейшей конкретизации и систематизации понимания динамики смены художественных стилей.

Теоретики литературы в самом общем виде отмечали присутствие в романтизме доли нормативности. Отсутствуют монографические работы, в которых изучался бы постепенный характер перехода к индивидуальным стилям внутри романтизма, и в частности - внутри английского романтизма. В связи с этим особый научный интерес вызывает развитие и угасание конвенциональных стилей (т.е. стилей с значительной долей нормативности) как промежуточного звена между нормативным и индивидуально-авторским стилем. Изучение этого процесса представляется диссертанту актуальным и перспективным, так как высвобождает новые возможности понимания полного корпуса романтических текстов.

Актуальность работы обусловлена также необходимостью систематичного соотнесения научного инструментария, которым пользуются отечественные и западные исследователи английского романтизма (терминологический аппарат, принципы установления хронологических границ романтизма, различные подходы к выявлению главных фигур романтического движения и основных произведений романтизма).

Следуя за авторами отечественных трудов по исторической поэтике (прежде всего, за коллективной монографией "Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания". - М.: Наследие, 1994), автор диссертации рассматривает романтизм как этап, принадлежащий эпохе "поэтики автора", которая охватывает конец XVIII -начало XX в. Говоря о "расцвете" английского романтизма, предлагается придерживаться широко распространенной в английской и американской школе периодизации по К.Х. Холману: 1750-1798 — "Век Сэмюэля Джонсона"; 1798-1832— Эпоха расцвета романтизма в Англии; 1832-1870 — Викторианская эпоха; 1870-1901 — Поздневикторианская эпоха.

Хотя эта периодизация внутренне противоречива - "факты английской литературной жизни" представлены в двух первых звеньях, а "политическая" составляющая - в двух последних, - данный тип периодизации удобен тем, что он указывает четкие хронологические рамки изучаемого периода.

Поскольку в центре исследования находится традиция создания так называемой "поэзии воображения" (poems of imagination) в противовес "поэзии фантазии" (poems of fancy), и отчасти в противовес "поэзии, вдохновленной свыше" (poems of inspiration), то в фокус внимания настоящего исследования попадают тексты, созданные в 1798-1822 гг. Именно на эти годы приходится всплеск интереса английских романтиков к изучаемому здесь стилю: первые образцы "поэзии воображения" были опубликованы в сборнике "Лирические баллады" (1798) Вордсворта и Колриджа, а последние, из наиболее ярких, - это шеллиевская поэзия итальянского периода (1822). Вместе с тем, выводы диссертации могут быть полезны и при интерпретации хронологически более ранних и более поздних литературных феноменов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

определяется тем, что в нем поэтическая практика крупнейших английских авторов эпохи романтизма впервые рассматривается в свете постоянно развивающихся и взаимодействующих между собой теоретико-поэтологических представлений о воображении.

Новым является отказ от широко распространенного за рубежом дихотомического деления английской романтической поэзии по классам "литература воображения"/ "литература фантазии" в пользу более дробной классификации, учитывающей функциональную значимость романтической категории "вдохновение".

Кроме того, новым является изучение английской "поэзии воображения" как поэзии, выдержанной в определенном -"имагинативном"- стиле (от англ. "imagination"- воображение). Автор диссертации связывает "поэзию воображения" с понятием "стиль", поскольку она воплощает в себе целую систему методов художественного отображения и изображения действительности: имагинативный стиль породил ряд художественных моделей, которые в произведениях английских романтиков воспроизводились с достаточно устойчивым единообразием.

Через конкретный, многоуровневый анализ текстов в диссертации выявляются характерные черты имагинативного стиля как стиля устойчивого, конвенционального, с его особым соотношением традиционалистского и личного начал. С одной стороны, этот стиль

предполагал признание разными авторами единой системы ценностей, знание и употребление единой терминологии (общей для всей образованной Великобритании) с опорой на "ключевые" эстетические термины. С другой стороны, поэты всячески препятствовали окончательной стабилизации многих элементов стиля: они неизменно обсуждали и корректировали совместный понятийный аппарат, постоянно уточняли то, что сегодня принято называть стилеобразующими факторами и стилевыми категориями.

Основываясь на изучении стилеобразующих факторов, стилевых категорий и структурных элементов "поэзии воображения", автор данной диссертации приходит к выводу о том, что имагинативный стиль был характерен, главным образом, для английских романтиков старшего поколения. Старшие английские романтики (Колридж и Вордсворт), еще сохранявшие связь с предшествующей эпохой "готового риторического слова", тяготели к тому типу письма, который в данной диссертации именуется "конвенциональным" художественным стилем. Применительно к творчеству младших английских романтиков (Шелли, Ките и др.), с большей определенностью можно говорить о художественном стиле как явлении индивидуальном, индивидуально-авторском.

Таким образом, в данной диссертации впервые делается попытка вскрыть механизм становления, развития и последующего угасания конвенционального стиля романтизма (т.е. стиля с достаточно существенной долей нормативного) в отдельно взятой национальной литературе.

Методология диссертационного исследования базируется на
трудах В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, П.Н. Сакулина,
Л.Я. Гинзбург, Б.Р. Виппера, А.В. Чичерина, А.Н. Соколова,

Д.С. Лихачева, П.В. Палиевского, Н.К. Гея, В.В. Кожинова,

И.Ю. Подгаецкой, М.М. Гиршмана, А.В. Михайлова и др. Автор данной диссертации опирается на литературоведческую концепцию "стиля", которая разрабатывалась на протяжении многих десятилетий в отечественном литературоведении. Понятие стиля трактуется в традициях отечественной школы (П.А. Гринцер, С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, А.В. Михайлов, Е.М. Мелетинский, СЮ. Неклюдов, Е.С. Новик, А.Б. Куделин, Б.Л. Рифтин, О.Б. Вайнштейн, Ю.В. Манн), главным образом, как одна из основных поэтологических категорий

(стиль, жанр и автор), движение которых отражает смену типов
художественного сознания и последовательность литературных эпох.
Направление романтизма здесь рассматривается как принадлежащее эпохе
авторской поэтики, когда доминирует индивидуально-творческий тип
художественного сознания. В то же время, диссертация опирается на
объемный корпус трудов отечественных (А.А. Елистратова,
М.П. Алексеев, А.Н. Горбунов, Н.Я. Дьяконова, Е.П. Зыкова,

А.П. Саруханян, И.О. Шайтанов, Н.А. Соловьева, ДМ. Урнов, Г.В. Яковлева, A.M. Зверев, Е.И. Клименко и др.) и западных (Б. Уилли, У. Уимзат, Н. Столкнехт, Э.Л. Тувсон, Р. Уэллек, М. Абраме, Дж. Энгелл, Р. Лангбаум, Э. Николе и др.) исследователей английского романтизма. Среди них важное место отводится трудам, посвященным романтической эстетике и истории интеллектуальной культуры.

В основу данного исследования положен комплексный подход, объединяющий сравнительно-исторический метод (предусматривающий изучение материала в синхроническом и диахроническом срезах) со структурно-семиотическим анализом текстов. Диссертация обращается к ряду вспомогательных дисциплин - стиховедению, текстологии, литературоведческому источниковедению, истории науки, что дает возможность углубить и конкретизировать существующие представления об английском романтическом каноне, расширив его за счет поэтико-философских трудов ранних английских романтиков.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

  1. Степень "выраженности" имагинативного стиля в поэзии зависит от того, насколько четко ее автор формулировал для себя смысл понятия "воображение" (иначе говоря, смысл эстетической доминанты). Старшим английским романтикам свойственно педантичное отношение к употреблению термина: они строго (причем, каждый по-своему) отграничивали "воображение" от "фантазии", а в зрелом творчестве - и от "вдохновения". У младших романтиков "воображение" было весьма расплывчатым термином. Как следствие, мера проявленности имагинативного стиля в поэзии старших романтиков больше, чем у младших.

  2. Предметом особого поэтического внимания старших романтиков сделались моменты ярких "вспышек" воображения. Вордсворт дал им название "места времени" (spots of time), а Колридж - "благословенные

видения" (blessed visions). Описания таких моментов представляют собой самостоятельные эпизоды, структурирующие тексты обоих поэтов (иначе говоря, являются "формальными составляющими стиля").

  1. Младшие романтики (Дж. Ките, П.Б. Шелли и Дж.Г. Байрон) вольнее, чем Вордсворт и Колридж, употребляют термин "воображение". Они не всегда порывают с раннеромантической традицией поэзии, воспевающей "воображение", но в их сочинениях видения, вызванные этой силой, сближаются с фантастическими картинами и с образами вдохновения. Соответственно, меняется и смысл, вкладываемый в понятие "структурные составляющие стиля".

  2. Предлагается выделять "простые" и "сложные" формальные компоненты имагинативного стиля (В.В. Виноградов условно называл такие компоненты "символами", а А.Н. Соколов - "носителями стиля"). Простые компоненты стиля имеются во всех произведениях, относящихся к "поэзии воображения", то есть к поэзии, где имагинативный стиль получил достаточно четкое, "узнаваемое" выражение. Их присутствие выявлено в творчестве старших и младших романтиков.

  3. Простые компоненты стиля, при их многократном использовании, имеют тенденцию формировать стабильные группы, образуя более крупные и жесткие структуры. Такие устойчивые комбинации предлагается называть "сложными структурными компонентами" (или "носителями") стиля. В силу того, что последние являют собой модель, неоднократно воспроизводимую в творчестве того или иного автора (а также в творчестве его немногочисленных подражателей), "сложные носители" отождествимы с так называемыми "авторскими жанрами". К примеру, Колридж следовал двум устойчивым моделям собственной разработки: жанру "стихотворения-беседы" (conversation poem) и жанру "таинственной поэмы" (the Mystery poem). Стихотворения-беседы включают в себя единичные "благословенные видения", а таинственные поэмы - серии таких видений. Аналогичным образом, Вордсворт в лирических стихотворениях фокусировал внимание на единичном "месте времени", а в поэмы, посвященные психологическому самоанализу, включал несколько видений героя, по-своему их упорядочивая.

6. У младших романтиков имагинативный стиль, воплощаясь в тексте, утратил ту четкую выраженность, при которой "каждая внешняя мелочь <...> обнаруживает внутреннюю подчиненность и является выражением единого принципа" . Произошло это в силу того, что границы центрального стилевого понятия "воображение" размылись, постепенно оно стало утрачивать доминирующую позицию. Это привело к ослаблению связей между различными элементами стиля. В результате в поэзии младших романтиков сохранялись - хотя и в модифицированном виде - лишь "простые" компоненты стиля (отдельные "вспышки видения"), которые, как правило, не формировали устойчивые группы. Поэтому о существовании в творчестве младших романтиков "сложных носителей" имагинативного стиля говорить не приходится.

Критерий достоверности полученных результатов и научная обоснованность диссертационного исследования обусловлены тем, что работа базируется на изучении и сопоставлении большого количества первоисточников. Это - поэтические произведения, философские фрагменты, эссе, литературно-критические заметки, переписка, лекции и пр. Некоторые изучаемые тексты никогда не переводились на русский язык. Отдельные рукописи не опубликованы и на языке оригинала- они изучались диссертантом в архивах. Отбор анализируемого материала продиктован его значимостью для решения поставленных в диссертации задач.

В диссертации проанализирован и обобщен обширный научный материал, включающий в себя как классические труды по поэтике и истории романтизма, так и новейшие отечественные и зарубежные исследования по изучаемой проблематике.

Материалы исследования апробированы на многих научных конференциях, проходивших в России и за рубежом, и опубликованы в ведущих рецензируемых изданиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении

Палиевский П.В. Постановка проблемы стиля // Теория литературы. Основные проблемы в теоретическом освещении: Стиль; Произведение; Литературное развитие / Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького АН СССР. - М.: Наука, 1965. - С. 17.

исторической поэтики, в вузовских курсах истории и теории западноевропейских литератур, при разработке спецкурсов, учебных и учебно-методических пособий. Наблюдения, касающиеся соотнесения научной терминологии на разных языках, могут найти применение в области научного перевода.

Объем и структура работы. Диссертация объемом 462 с. состоит из введения, трех разделов (в которые вошли шесть основных глав), заключения и библиографии. Список использованной литературы включает более 580 наименований.

Похожие диссертации на “Поэзия воображения” в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма)