Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вербализация концепта "CHILD" на материале произведений Дж.К. Роулинг Бабарыкина Татьяна Сергеевна

Вербализация концепта
<
Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта Вербализация концепта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабарыкина Татьяна Сергеевна. Вербализация концепта "CHILD" на материале произведений Дж.К. Роулинг : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Бабарыкина Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т].- Северодвинск, 2010.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1256

Введение к работе

Данная диссертационная работа посвящена изучению языкового наполнения художественного концепта CHILD в художественной картине мира английской писательницы Дж.К. Роулинг.

Актуальность исследования определяется рядом факторов.

Когнитивная лингвистика, выдвинувшаяся на передний план в современном языкознании, проявляет интерес к изучению мыслительного содержания языковых единиц разного уровня, включая и текст. Частью когнитивного изучения текста выступает концептуальный анализ. Несмотря на множество работ, посвященных описанию разных концептов и разных аспектов концептов, остается еще немало нерешенных вопросов, среди которых и неразработанность методологии выявления концептуальных признаков в художественном тексте, неоднозначность подходов к изучению способов репрезентации художественных концептов у разных исследователей. Настоящая диссертация позволяет приблизиться к решению этих вопросов.

В системе ценностей каждого народа проблемы ребенка всегда являлись и являются значимыми (у каждого человека был период детства). Вместе с тем одноименный концепт и особенности его вербализации в художественных текстах разных авторов до сих пор не были объектом специального рассмотрения при всей популярности книг Дж.К. Роулинг. Кроме того, описание фрагмента концептосферы Дж.К. Роулинг – популярной современной английской писательницы – способствует более полному выявлению не только авторской, но и национальной английской языковой картины мира.

Объектом исследования является художественный концепт CHILD в произведениях английской писательницы Дж.К. Роулинг.

Предмет исследования – языковые средства репрезентации художественного концепта CHILD в художественной картине мира Дж.К. Роулинг.

Материал исследования включает 8148 художественных контекстов, извлеченных методом сплошной выборки из 7 произведений Дж.К. Роулинг: «Harry Potter and the Sorcerer’s Stone», «Harry Potter and the Chamber of Secrets», «Harry Potter and the Prisoner of Azkaban», «Harry Potter and the Goblet of the Fire», «Harry Potter and the Half-Blood Prince», «Harry Potter and the Deathly Hallows» (общим объемом 4162 страницы).

Книги Дж.К. Роулинг относятся к значительным, хотя и подчас неоднозначно воспринимаемым явлениям английской литературы, которые исследуются с разных сторон: с точки зрения образовательных технологий (Надеждина, 2003), социологии (Кратасюк, 2003), теории и практики перевода (Еремеева, 2003), типологии дискурса (Белоглазова, 2010), как явление современной детской литературы (Волкодав, 2006; Капкова, 2005; Левко, 2009; Мамедова, 2003), как произведение, которое несет традиции английской классической литературы (Егорова, 2003), в аспекте молодежной субкультуры (Бревнова, 2005; Васильева, 2005), а также субкультуры «поттеристов» (Горалик, 2003). Исследователи интересуются сюжетом, раскрытием способов реализации авторского замысла (Мачкасов ), интерес вызывает самодеятельное творчество поклонников «Гарри Поттера» (Прасолова, 2009).

В работе использовались разнообразные психологические, философские, культурологические, литературоведческие и другие данные.

При осмыслении структуры художественного концепта и разработке методики его анализа теоретическую базу настоящего исследования составили труды отечественных и зарубежных лингвистов в области:

- теории концепта (Н.Ф. Алефиренко, С.А. Аскольдов-Алексеев, Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, Г.Г. Слышкин, И.А. Стернин, G. Lakoff, R.W. Langacker и др.);

- языка перцепции (Н.С. Валгина, О.Г. Згазинская, А.Р. Лурия, И.Г. Оконешникова и др.);

- языка художественного текста (Л.Г. Бабенко, Н.С. Болотнова, А.А. Залевская, В.Г. Зусман, Ю.М. Лотман, В.Н. Телия, A. Wierzbicka, E. Sapir и др.);

- творчества Дж.К. Роулинг (Ю.С. Бревнова, Н.И. Васильева, Т.В. Волкодав, С.Ю. Капкова, S. Unerman и др.)

Цель диссертации состоит в систематизации концептуальных признаков, характеризующих ребенка в книгах Дж.К. Роулинг и в описании средств вербализации художественного концепта CHILD в книгах Дж.К. Роулинг.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:

В области определения общих теоретических позиций исследования:

1) рассмотреть и уточнить подходы к толкованию понятия и статуса художественного концепта, выявить имеющиеся типологии художественных концептов, точки зрения на их структурную организацию и особенности вербализации;

2) определить место феномена «ребенок» в творчестве Дж.К. Роулинг.

При анализе фактического материала:

1) обосновать методику отбора исследовательского материала, включая особенности выбора имени художественного концепта и критерии отбора индивидуально-авторских контекстов;

2) выявить и описать понятийные признаки художественного концепта CHILD на основе лексикографических источников;

3) определить, охарактеризовать и систематизировать образные признаки, формирующие пространство художественного концепта CHILD, на основе слухового и зрительного модусов перцепции;

4) установить, описать и упорядочить признаки художественного концепта CHILD с точки зрения эмоциональной, эстетической и утилитарной оценок.

5) выявить языковые средства актуализации каждого слоя рассматриваемого художественного концепта.

Цель и задачи исследования предопределили использование комплекса методов исследования: метод концептуального анализа, методика компонентного анализа, методика контекстологического анализа, а также приемы этимологического анализа, приемы количественного анализа. Обобщение и интерпретация результатов наблюдений осуществлялись на основе метода моделирования фрагмента художественной картины мира Дж.К. Роулинг путем выявления концептуальных признаков.

К исследованию привлекались также данные толковых, этимологических, фразеологических словарей, словарей пословиц, поговорок и афоризмов английского языка, словарей синонимов, жаргонизмов и сленгизмов, включая электронные словари Интернет-ресурса. Общее количество словарей составляет 33 наименования.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней уточняются и развиваются базовые понятия когнитивной лингвистики и теории концепта – понятия картины мира, художественной картины мира, концепта, художественного концепта, концептуального признака, а также понятия идентификатора художественного концепта и имени художественного концепта. Диссертация расширяет представления о методиках анализа художественных концептов, открывая новые аспекты в лингвистическом изучении художественных текстов.

Практическая значимость работы заключается в том, что опыт, полученный в ходе описания художественного концепта CHILD, может быть использован при описании других художественных концептов. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка: при чтении лекционных курсов по лексикологии и стилистике английского языка, по теории и практике перевода, при разработке спецкурсов, посвященных проблемам концептуального анализа, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Сделанные в диссертации выводы и наблюдения могут использоваться при составлении разнообразных тестов по английскому языку, включая тесты Единого государственного экзамена.

Научная новизна работы заключается в исследовании ранее не изучавшегося художественного концепта CHILD, который является значимым для творчества Дж.К. Роулинг. Новым является выделение признаков данного художественного концепта на основе слухового и зрительного модусов перцепции с учетом эмоциональной, эстетической и утилитарной оценок. Новизна исследования состоит также в выявлении критериев разграничения формальных и содержательных идентификаторов художественного концепта.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучаемый художественный концепт является одним из фрагментов индивидуально-авторской концептосферы Дж.К. Роулинг, вербализованной в произведениях, посвященных Гарри Поттеру. В произведениях писательницы образ ребенка является одним из ключевых.

2. В текстах произведений Дж.К. Роулинг художественный концепт CHILD маркирован 68 формальными и 223 содержательными идентификаторами. Под формальными идентификаторами понимаются лексемы, которые могут замещать имя концепта и его производные. В пределах произведения феномен «ребенок» регулярно соотносится с другими феноменами: «родственники», «школьные предметы» и под. Названия этих феноменов целесообразно считать содержательными идентификаторами концепта CHILD. Содержательные идентификаторы дают возможность дополнить картотеку контекстами, позволяющими судить об образной интерпретации художественного концепта CHILD.

3. Понятийный слой концепта CHILD, изучаемый по данным лексикографических источников, состоит из 75 концептуальных признаков: ‘a boy / a girl’, ‘a childish person’, ‘a young human being’, ‘a son / a daughter’ и др.

4. В рассматриваемых романах Дж.К. Роулинг основными типами перцепции, оказывающими решающее воздействие на процесс присвоения знаний о мире, являются слуховое и зрительное восприятие. В образном слое художественного концепта CHILD наблюдается многократное умножение концептуальных признаков, а также трансформация некоторых концептуальных признаков, свойственных понятийному слою, что развивает и усложняет содержание рассматриваемого художественного концепта. Образный слой репрезентирован 34 концептуальными признаками: ‘colour of face’, ‘size of body’, ‘form of nose’ .

5. Оценочный слой художественного концепта CHILD структурируется 8 концептуальными признаками и фиксирует, по классификации Н.Д. Арутюновой, эмоциональную, эстетическую и утилитарную оценки феномена «ребенок». В рассматриваемых произведениях эмоциональная оценка ребенка актуализируется посредством концептуальных признаков: ‘hatred’, ‘punishments for children’, ‘threat’ и др. Эстетическая оценка передается концептуальными признаками ‘beauty’ и ‘ugliness’. Утилитарная оценка реализуется концептуальным признаком – ‘harm making by a child in tantrum’.

6. Рассматриваемый фрагмент картины мира Дж.К. Роулинг репрезентирован как признаково-динамический, метафорический, детализированный, эксплицитно выраженный.

Апробация работы. По материалам исследования были сделаны доклады и сообщения на международных научных конференциях в Самаре (2007), Кемерово (2008), Чебоксарах (2009) и Екатеринбурге (2009); на всероссийской научной конференции в Якутске (2008); на внутривузовских конференциях Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Северодвинск, ноябрь 2007–2010 и апрель 2007–2010). Основные положения диссертации обсуждались на совместных заседаниях кафедры германской филологии и кафедры иностранных языков Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2007–2010). По теме исследования имеется 9 публикаций общим объемом 2,3 п.л., две статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы, Списка лексикографических источников, Списка принятых сокращений. Текст диссертации включает 3 таблицы, 6 диаграмм и 1 схему. Список литературы насчитывает 241 наименование, из них 33 – на иностранных языках.

Во Введении приводится общая характеристика работы, дается обоснование выбора объекта, предмета, материала исследования, определяются цель, задачи и методы научного исследования, указывается актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая ценность диссертационного исследования, описывается структура работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации основных положений диссертационного исследования.

Похожие диссертации на Вербализация концепта "CHILD" на материале произведений Дж.К. Роулинг