Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора Федосова Татьяна Викторовна

Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора
<
Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федосова Татьяна Викторовна. Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора : 10.02.04 Федосова, Татьяна Викторовна Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора (На материале произведений К. Военнегута и Дж. Фаулза) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 Горно-Алтайск, 2005 175 с. РГБ ОД, 61:06-10/196

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы категории темпоральности и проблематика идиостиля 10

1.1. Философский аспект категории времени 10

1.2. Концептуализации и вербализация времени в разных культурах и языках 17

1.3. Психологические характеристики времени 25

1.4. Лингвистический аспект категории времени 31

1.4.1. Темпоральная структура текста и ее составляющие 36

1.4.2. Особенности категории художественного времени 42

1.4.3. Антропоцентрический фактор в художественном времени 49

1.5. Структурообразующие категории текста: пространственно-временной континуум, ретроспекция, проспекция 56

1.6. К уточнению сущности понятия «идиостиль» 63

1.6.1. Роль и место темпоральной структуры текста в создании идиостиля автора 68

1.6.2. Образы времени и креативная деятельность автора 77

Выводы по Главе 1 83

ГЛАВА 2 Темпоральная структура в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза 85

2.1. Репрезентация времени в литературе постмодернизма 85

2.2. Темпоральный план произведений Курта Воннегута 89

2.3. Специфика темпоральной организации романов Джона Фаулза 106

2.4. Концепт "время" в картине мира К.Воннегута и Дж.Фаулза 121

2.5. Модели времени в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза 125

2.6. Психологическое время персонажа в романах Воннегута и Фаулза. 129

2.7. Образы времени в прозе К.Воннегута и Дж.Фаулза 137

Выводы по Главе 2 147

Библиография 154

Введение к работе

На современном этапе развития лингвистики и литературоведения невозможно представить себе интерпретацию и анализ художественного текста без исследования его темпоральной структуры, которая в ряде случаев определяет идиостиль конкретного писателя. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть вопросы формирования темпоральной структуры художественного текста и алгоритм ее построения с помощью различных языковых средств в идиостиле автора, чему и посвящено настоящее диссертационное исследование.

Каждого мастера художественного слова отличает свой, специфический набор экспрессивно-эмоциональных средств и приемов построения произведений, которые формируют его индивидуальный язык, выражают стиль его мышления и являются дифференциальными признаками, позволяющими отличить стиль одного автора от другого. Особенности концептуальной системы автора (мнения и знания о мире, отражающие его познавательный опыт), в частности, обуславливают восприятие времени и, как результат, его репрезентацию в тексте.

Работы по языку и стилю в 70-е годы были в основном посвящены анализу употребления лексических единиц. С 80-х годов наблюдается укрупнение единиц анализа в разработке проблемы идиостиля. В последнее время происходит смещение акцентов со средств и способов создания изобразительности к анализу особенностей формальной и смысловой структуры текстов. В работах последнего десятилетия усиливается внимание к различным текстовым категориям. Одним из аспектов исследования индивидуального стиля писателя является анализ места и роли в его художественной манере темпоральной структуры текста.

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, сложностью и спорностью вопросов, касающихся представленности времени в художественных текстах. Во-вторых, необходимостью изучения

темпоральной перспективы в системе средств создания идиостиля в связи с ее особой значимостью в художественном творчестве. В-третьих, недостаточной изученностью темпоральной структуры в произведенниях представителей постмодернистской прозы Курта Воннегута и Джона Фаулза, в которой темпоральная структура является одним из базовых компонентов.

Несмотря на существующие работы, посвященные произведениям К.Воннегута и Дж.Фаулза в русле литературоведения (Волкова 1995, Годованная 2004, Затонский 1973, Мотылева 1974) и лингвистики (Демина 2003, Кочешкова 2004, Loveday 1980, McGinnis 1994, Sieber 2000), до сих пор не было предпринято попытки системного описания темпоральной структуры как компонента идиостиля К.Воннегута и Дж.Фаулза, без изучения которой невозможно составить целостное представление об индивидуально-авторском мировосприятии.

Объектом настоящего исследования является темпоральная структура художественных текстов и ее составляющие.

Предметом анализа являются механизмы (средства, способы, модели) построения темпоральной структуры произведения и ее роль в формировании идиостиля автора.

Материалом исследования послужили произведения Курта Воннегута и Джона Фаулза общим объёмом более 5000 страниц. При рассмотрении общих положений теории темпоральности в качестве иллюстративного материала привлекались произведения Г.Грина, М.Этвуд, М.Люкадо, Дж.Апдайка, Э.Хемингуэя, С.Фитцжеральда и других авторов общим объемом более 3000 страниц.

Основной целью данного диссертационного исследования является определение роли и значения темпоральной структуры произведений в формировании идиостиля и в выражении концептуальной системы К.Воннегута и Дж.Фаулза. Выбор материала объясняется тем, что в произведениях этих авторов временному фактору как текстовому элементу принадлежит решающая роль.

6 Цель исследования определяет постановку следующих задач:

исследование теоретических основ категории темпоральности;

описание составляющих темпоральной структуры художественного текста;

уточнение понятия «идиостиль»;

- выявление наиболее значимых приемов, используемых авторами для создания
временного плана художественного текста;

рассмотрение базовых компонентов постмодернистского дискурса и специфики структурирования темпоральности авторами-постмодернистами;

определение общих и отличительных особенностей в построении темпоральной структуры произведений К.Воннегута и Дж.Фаулза.

сопоставление механизмов построения темпоральной перспективы и репрезентации времени в творчестве К.Воннегута и Дж.Фаулза.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области философии и культурологи (Э.Гуссерль, А.Я.Гуревич, В.В.Иванов), стилистики и лингвистики текста (И.Р.Гальперин, ЗЛ.Тураева, ИЛ.Чернухина), системно-функциональной и коммуникативной грамматики (А.В.Бондарко, Г.А.Золотова), когнитивной лингвистики (Н.Д.Арутюнова, А.В.Кравченко, Дж.Лакофф), семантического синтаксиса (Дж.Лайонз, Л.Теньер, У.Чейф), литературоведения (М.М.Бахтин, В.В.Виноградов, Д.С.Лихачев).

Основными методами, используемыми в работе, являются метод лингвистического наблюдения языковых фактов, их семантической интерпретации, а также элементы контекстуального, сопоставительного и лингвостилистического анализа.

Научная новизна работы заключается в том, что темпоральность представлена как компонент идиостиля автора, выявлена специфика темпоральной структуры в постмодернистской прозе и проведен сопоставительный анализ механизмов построения темпоральной структуры в произведениях К.Воннегута и Дж.Фаулза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в развитие общей теории темпоральности и в проблему исследования идиостиля. В работе рассмотрена связь категории времени с сознанием, культурно-исторической парадигмой и индивидуальными качествами личности, а также проведен анализ темпоральной организации произведений двух крупных представителей постмодернизма. Основной акцент в исследовании ставится на изучении взаимосвязи концептосферы времени с ее языковой реализацией в художественном тексте через авторское восприятие. В данном исследовании ведется поиск точек соприкосновения объективного времени с художественным временем, что также является теоретически значимым.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение при подготовке лекционных и семинарских занятий по языкознанию, теоретической грамматике английского языка, стилистике и литературоведению, при разработке таких курсов, как интерпретация и анализ художественного текста, лингвистика текста, а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Специфика темпоральной структуры текста определяется совокупностью всех временных отношений и соположенностью нескольких временных планов: событийным, или онтологическим временем события, перцептуальным временем повествователя, психологическим временем персонажа и способами их языковой репрезентации.

  2. Темпоральная структура текста выступает как значимый показатель идиостиля автора. Языковые приемы ее построения получают особую смысловую нагрузку в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза, они отражают мировоззрение авторов и являются концептуально значимыми для их творчества.

  3. Концепт «время» является одним из базовых концептов в творчестве К.Воннегута и Дж.Фаулза и, следовательно, базовым фрагментом их картины

мира. В их произведениях данный концепт репрезентирован особыми группировками ключевых слов, которые позволяют реконструировать специфику концептуальной системы каждого автора.

  1. Важными идиостилевыми чертами в построении темпоральной структуры текста авторами-постмодернистами являются: сложность и многокомпонентность темпоральной структуры их произведений, размытые (нечеткие) границы между временем реальным и ирреальным, максимальная заполненность времени событиями, психологизм в изображении времени, богатая образность (метафоричность) в репрезентации концепта времени.

  2. Прием «игры», в том числе «игры» со временем - одна из доминант культуры постмодернизма - является важным компонентом идиостиля писателя.

Структура работы. Диссертация общим объёмом 175 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, формулируются цель, задачи и методы исследования, определяются актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сообщаются сведения об апробации исследования.

В первой главе — «Теоретические основы категории темпоральности и проблематика идиостиля» — очерчиваются основные направления исследования вопросов, связанных с выражением философского, культурологического, психологического и лингвистического аспектов времени, даётся анализ основных подходов к изучению категории времени как онтологической сущности и как характеристики человеческого сознания, а также о средствах языковой репрезентации концепта «время». В главе также рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся индивидуального стиля автора, отражения концептуальной системы автора в выражении художественного времени произведения, излагается наше понимание темпоральной структуры текста и ее составляющих.

Вторая глава - «Темпоральная структура произведений К.Воннегута и Дж.Фаулза» - посвящена особенностям формирования темпоральной структуры художественного текста авторами постмодернистской манеры письма — К.Воннегутом и Дж.Фаулзом и ее роли в формировании авторского идиостиля.

В заключении подводится общий итог исследования, излагаются результаты исследования, позволяющие заключить, что темпоральная структура текста является одним из ведущих компонентов идиостиля автора, а также намечаются перспективы дальнейшей работы в заявленном направлении.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 7 публикациях автора общим объемом 2 п.л. Результаты исследования излагались на международных научно-практических конференциях: «Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения» (Горно-Алтайск, 2001), «Мир языка и межкультурная коммуникация» (Барнаул, 2001), «Проблемы сохранения вербальной и невербальной традиции этносов» (Кемерово, 2003), «Лингвистические парадигмы и лингводидактика» (Иркутск, 2005), на конференции молодых ученых (Барнаул, 2002), на региональной научной конференции «Единство системного и функционального анализа» (Белгород, 2003).

Отдельные положения диссертации были изложены в серии докладов и сообщений на научно-методических семинарах факультета иностранных языков Горно-Алтайского государственного университета.

Философский аспект категории времени

При изучении темпоральной структуры художественного текста, представляется необходимым рассмотреть общие теоретические вопросы, связанные со спецификой языковой репрезентации концепта времени. В настоящей главе категория времени исследуется с философских, культурологических, психологических и лингвистических позиций. Основной акцент ставится на лингвистическом анализе категории времени и ее выражении в художественном тексте с учетом индивидуальных особенностей авторского мировосприятия.

Среди общечеловеческих аспектов категории времени в данном ключе заслуживают особого внимания осмысление и восприятие времени автором как человеком мыслящим (философский аспект), как представителем этноса (культурологический аспект), как личностью (психологический аспект), и как носителем языка (языковой аспект). Чтобы рассмотреть репрезентацию времени в художественном творчестве писателя с лингвистических позиций представляется логичным начать исследование с вопросов, касающихся взаимосвязи времени и сознания.

Осмысление времени и его связи с сознанием было начато ещё в античные времена такими философами, как Платон, Аристотель, А.Блаженный, затем продолжено Г.Гегелем, И.Кантом, И.Фихте и др. В настоящее время изучению проблематики времени уделяется пристальное внимание в различных областях науки. Поскольку исследователи не могут изучать весь феномен времени целиком, в данной работе мы рассмотрим лишь отдельные его свойства, в частности, отражение времени в человеческом сознании.

Еще в древности Платон провозгласил производный характер времени, утверждая, что оно создано Богом для человека в качестве образца вечности (Платон 1971, 1999). Аристотель считал, что «без души не может существовать время». Великий философ утверждал, что для постижения сущности времени человек использует такие способности нашего разума, как воображение, опыт и память (Аристотель 1981: 223). Средневековые философы также полагали, что время создано Богом, который сам находится вне времени, в вечности.

Г.Гегель отождествляет категорию времени с категорией абсолютного духа. Для него время не является объективным, несмотря на объективный характер в целом его идеализма, он говорил о том, что время есть «созерцаемое становление», что оно подобно пространству «есть чистая форма чувственности» (Гегель 1975: 52).

Особое внимание этому вопросу уделяется И.Кантом, который дает следующее определение времени: «время — не есть дискурсивная или общая концепция, но чистая форма чувственной интуиции». Для Канта время — форма человеческого созерцания. Вселенная, созданная Богом, бесконечна в пространстве и времени. «Время», - писал он, - «не есть что-то объективное и реальное: оно не субстанция, не акциденция, не отношение, а субъективное условие по природе человеческого ума, необходимое для координации между собой всего чувственно воспринимаемого и чистое созерцание» (Кант 1994: 400, 429). Из этих высказываний видно, что Кант ставит проблему «субъективного», собственно человеческого времени, длительности наших внутренних состояний.

Кантовская идея априорности времени весьма значима для современной эпистемологии. Сегодня очевидно, что априорность представлений о времени укоренена в культуре, в материальной и духовной деятельности человека. Известно, что каждое новое поколение обретает представления о времени не только a posteriori, как следствие собственной деятельности и опыта, но и а priori, как наследование готовых форм и образцов, уже имеющихся представлений, в том числе и о времени. То, что во всей структуре познания представления о времени присутствуют априори - это фундаментальное свойство самого познания, которое должно быть выявлено и зафиксировано в современной эпистемологии как базовое понятие (см.: Микешина, http://www.philosophy.ru).

И.Г.Фихте рассматривает время хотя и не как априорную способность человеческого разума, но все же как следствие определенного свойства человеческого сознания, а именно как способность к воображению (Фихте 1916: 192). М.Гюйо также утверждает, что идея времени исходит из «внутреннего опыта». Движение в пространстве создает время в человеческом сознании. Без движения нет времени (Гюйо 1899: 12, 31). Создатель психомеханики языка Г.Гийом говорит, что время существует только в виде опыта в мысли человека. Оно выступает категорией реального и воображаемого планов, категорией лингвистической и операционной (Гийом 1992: 181).

В современной философии времени существует ряд тенденций в анализе времени. Так, В.К.Карнаух выделяет три основные тенденции. Тенденция плюрализации времени проявляется в попытках расщепить время, представить его в виде множества фактически несовместимых гетерогенных концепций. Другая тенденция в понимании времени связана с его унификацией. Представители этой тенденции полагают, что их подход позволяет преодолеть конфликт между физическим, биологическим и философскими подходами ко времени, характерными для первой половины XX века. Третья тенденция в современной философии времени связана с релятивизацией и историзацией времени. Сторонники этой тенденции признают ту роль, которую играет время в понимании человеческого «я», культурного дивергентного мира и индивидуальных культур как предмета изменения во времени (Карнаух, http://humanities.edu.ru/db/vsg).

Концептуализации и вербализация времени в разных культурах и языках

Представление о времени, важнейшем параметре материального мира, является одним из основополагающих компонентов культуры. Проблемой изучения времени как элемента культуры занимались такие ученые как Г.Гачев, В.Топоров, В.Хлебников, Э.Холл и др. Исследователи выделяют следующие универсальные категории культуры: время, пространство, причина, изменение, движение. Эти категории формируют смысловой каркас языка (Быдина 2004; Гуревич 1981; Карасик www.vspu.ru; Карасик 2003, 2004; Кубрякова 2001; Лебедько 2002; Морозова 1984).

Хотя время является универсальной характеристикой физической реальности, в различных типах языкового мышления время моделируется по-разному и большинство исследователей приходят к выводу о значительных межкультурных различиях в процессах мышления и в восприятии объективного времени (Ахундов 1982; Мостепаненко 1969; Л.Леви-Брюль 2002; Л.С.Выготский 1956, 1982).

В современном мире технического прогресса объективное время, как отмечает А.В.Кравченко, измеряется отрезками пути небесных тел, а единицами такого измерения являются секунда, минута, час. Исследователь указывает, что регулярность кругового движения Солнца по «небесной сфере», циклический характер самого процесса послужили естественным основанием для выбора солнечного цикла в качестве мерила бытия всего сущего в человеческом мире, тем более что самый жизненный цикл человека и живой природы вообще теснейшим образом был связан с фазами этого цикла (смена дня и ночи, времен года и т.п.).

Этим объясняется свойственное архаическим цивилизациям представление о времени как о вращении по кругу. Основной единицей измерения времени от ранних этапов развития человеческой культуры (и, соответственно, языка) по настоящее время был день (Кравченко 19966: 14).

По замечаниям В.В.Иванова, в древнем Китае, как у многих других народов, например у пуэбло, время регулировалось периодическим объезжанием четырехчленного царства (Вселенной) ритуальным царем. Мифологическое время может иметь циклический характер, как это имеет место во всех мифах о богах, связанных с сезонными циклами. Повторение циклических перевоплощений исключает развитие во времени. В древней Индии категория исторического времени также не была существенной для культуры: хронология и летописание долгое время принципиально отсутствовали. Безразличие к движению во времени сказывалось не только в древнеиндийской науке и во временном характере основного языка индийской культурной традиции - классического санскрита, но и в индийском искусстве: кинематографе, балете, танцах, пьесах, где присутствует внезапное перемещение во времени, смена одного неподвижного «кадра» другим (Иванов 1974:40).

В античное время используется по существу принцип циклического перевоплощения, которое лежит в основе индийского учения. Греки, например, в значительной степени находились под влиянием мифологического сознания. Космос в понимании эллина - это материально-чувственный и живой космос, являющийся «вечным круговоротом вещества, то возникающий из нерасчлененного хаоса и поражающий своей гармонией, симметрией, ритмическим устроением, возвышенным и спокойным величием, то идущий к гибели, расторгающий свою благоустроенность и вновь превращающий сам себя в хаос» (Лосев 1963: 38, 55). Древние греки выделяли три времени в языке, и этот взгляд стал неотъемлемой частью Западной грамматической традиции. В Римской империи, например, день делился на двенадцать часов, где третий час означал середину утра, шестой час — полдень, девятый час - середину вечера, одиннадцатый час — конец вечера.

Идея наличия двух категорий - реального (исторического) времени и вечности - проходит через всю греческую философию (где, в конечном счете, эти категории восходят к более архаичному противоположению циклического сезонного и мифологического времени) и продолжается в европейской философии нового времени. В основном ранняя человеческая и средневековая культуры целиком обращены в прошлое. Ю.С.Степанов пишет, что в греческом представлении прошлое расположено перед человеком, а будущее - позади него, как бы за его спиной (Степанов 2001:120). Эта черта сохранилась и до нашего времени: почитание нынешним человечеством музеев, памятных мест, архивов, почитание языческими культурами священных предметов, воплощающих прошлое рода и т.д.

Репрезентация времени в литературе постмодернизма

Разные типы времени характерны для различных произведений, литературных направлений и жанров. Представления о природе времени и о смысле самого этого понятия менялись от эпохи к эпохе и от автора к автору. Сегодня мировая литература дает нам следующие имена писателей, которые показывают в своих произведениях неоднозначный, комплексный, но все же очень оригинальный и интересный характер времени. Это такие авторы, как М.Пруст, Х.Л.Борхес, Т.Манн, Г.Г.Маркес, У.Фолкнер, М.Булгаков и др. Однако, свобода обращения с художественным временем, на наш взгляд, достигла своего апогея в постмодернистских романах, которые сочетают в себе следующие свойства: сатира, психологизм, жизнеподобие и фантастика, алогизм, парадоксальность ситуаций и т.д. Постмодернизм — новый художественный стиль, характерный для различных видов современного искусства. Обычно в ряду теоретиков, положивших начало постмодернистскому типу философствования, называются имена А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, М.Хайдеггера. По существу, постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменившего на Западе традиционное индустриальное общество. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация и постмодернизм есть реакция на количество информации, превышающее возможность ее освоения (Андреев, http://www.portal.samara.org, Адельгейм, www.pegus.fep.ru). Постмодернизм широко распространен в Западной Европе и США. Его эстетическая специфика часто определяется как органическое сосуществование различных художественных методов, в том числе и реализма. Как современное литературное направление постмодернизм опирается на теорию постструктурализма, который отрицает всякое позитивное знание. Единственной реальностью является мир культуры или «мир как текст». Писатели-постмодернисты пытаются выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки ради выявления неких неизменных, вечных начал, просвечивающих сквозь поток эмпирического бытия и исторических изменений (Годованная 2004: 5,7). Исследователи постмодернизма в литературе И.Хассан, Ж.Деррида, М.Фуко, Р.Рорти, Д.Фоккема, Ж.Ф.Лиотар, И.П.Ильин, И.С.Скоропанова выделяют следующие признаки постмодернизма: 1. Неопределенность, включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок. 2. Фрагментарность: коллаж, монтаж. 3. Ирония. 4. «Мутантное» изменение жанров. 5. Уход от всего линейного и однозначного. Любимые занятия постмодернизма: путешествия, конструирование, моделирование возможных миров (Скоропанова 2001: 5). В основе эстетики постмодернизма лежит тезис Ж.Деррида «мир (сознание) как текст», а любой житель этого мира есть Читатель. Как отмечает В.П.Руднев, постмодернизм был первым и последним направлением XX века, которое призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто не зависимых друг от друга. Реальность - это текст, написанный Богом, а текст — это реальность, созданная человеком. Восприятие человеком действительности обречено на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, которые не дают возможность познать ее сущность (Руднев 1997: 221). Человек не может описать реальность; он лишь в силах дать метафоры, которые ее обозначают (Fowles 1990: 16). Время - это один из основных спецификаторов реальности. Постмодернисты уверены, что смыслы множественны и неопределенны, и что истины не существует (Флекс 1999: 89). Истина здесь - это слово, элемент текста, сам текст. «Заслуга постмодернистских мыслителей состоит в акцентировании того обстоятельства, что современный мир есть мир переплетения многих историй» (Трубина, www.narratology.html). Идея о невозможности познания мира воплощена, в частности, в сознательном усложнении структуры романов. Постмодернизм предпринял попытку уничтожить грань между реальным фактом и вымыслом, а также между реальным и ирреальным временем. Этот прием настолько примечателен, что порой становится трудно понять — происходит ли это с персонажем наяву, в реальности или во сне, в вымышленном мире. Писатели зачастую создают эффект повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности, что является самой приметной чертой постмодернистской манеры повествования. В.П.Руднев выделил следующие принципы прозы XX века

Темпоральный план произведений Курта Воннегута

Курт Воннегут - один из самых известных американских прозаиков, который занимает видное место в современной мировой классике. Его творчество отмечено рядом своеобразных черт, которые выделяют его произведения и делают его стиль уникальным. Литературные критики все еще не определили, к какому же течению относятся эти произведения. На наш взгляд, стиль К.Воннегута очень близок постмодернизму с его неопределенностью, бесконечными разрывами повествования, перестановкой описываемых событий и фактов, фрагментарной структурой романов и множеством других разнообразных характеристик. По форме все романы Воннегута представляют собой коллаж: события, описания, размышления сменяют друг друга как в калейдоскопе. Писателя не интересует логическая последовательность событий. В самом начале романа он ф\ может сообщить читателю, чем закончится действие, в ходе самого повествования он перемешивает события, свободно перемещаясь во времени. Коллаж из осколков времен, поворотов человеческих судеб, подаваемых с самого неожиданного ракурса, призван ошеломить читателя и заставить его задуматься. В его романах разнообразные по своему стилистическому характеру языковые средства облекаются в новую, необычную форму. Порой автор конструирует несколько реальностей, существующих независимо друг от друга, и в своем большинстве фантастических, строит свои произведения как коллаж воспоминаний из других произведений, которые беспорядочно переплетаются. Многие его романы автобиографичны. Они соединяют реальность и фантастику, вымысел и документальные факты, логику и абсурд (Абиева 2000: 325, 328). Зачастую произведения Воннегута объединяют одни и те же персонажи, жизнь которых протекает в знакомых по прежним произведениям местах: Килгор Траут, Элиот Розуотер, Рабо Карабекиан и другие. Воннегут свободно перемещается по сюжетам своих произведений, упоминая события и лица предыдущих книг. В своих работах, которые сочетают в себе серьезные философские размышления и сатирическую форму их выражения, он затрагивает три основных проблемы: прекращение всех войн, контроль над техническим прогрессом и спасение природы. В рамках проблематики нашей работы представляется целесообразным исследовать сложные темпоральные связи произведений Воннегута, которые являются важным, если не основным показателем идиостиля писателя. Почти во всех его произведениях нарушен принцип связности текста, более того, в некоторых местах можно заметить полное отсутствие связи между сверхфразовыми единствами текста. Автор иногда запутывает клубок времени так, что становится трудно разобрать хронологическую канву произведения, однако здесь есть временная последовательность событий, есть «прежде», «теперь» и «после». Повествование Воннегута по объективному своему смыслу, отмечено живейшим чувством времени (Мотылева 1974: 189). В сознании его героев зачастую спутаны разные временные периоды, и все же сквозь кажущийся временной хаос, прослеживается связь событий. «Каждый писатель - творец. Своим слогом он стремится заявить о себе, оттенить собственное творчество от других, подобного же жанра» (Шарапова 2000: 437). На наш взгляд, временные отношения в произведениях Воннегута являются «дистинктивными маркерами», оттеняющими творчество этого автора. Хронотоп (время-пространство) является важным компонентом художественной структуры романов Воннегута, который существенно отличается от хронотопа реалистического романа: герои Воннегута за определенный период времени попадают в разные пространства (например, Slaughterhouse-Five, The Sirens of Titan), и, находясь в одном месте, могут пребывать в различных временных плоскостях (например, Deadeye Dick, Timequake). В романе «The Sirens of Titan» друг друга сменяют различные миры: мир автора, Земля, Марс, Меркурий, Титан, и время одного мира никак не связано со временем другого. Как миры, время существует обособленно и идет своим ходом. Подобный ход времени можно наблюдать и в романе «Slaughter-House Five», где иноземная цивилизация Тральфамадор имеет свою собственную концепцию времени. Обитатели этой планеты считают, что прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Благодаря своему оригинальному восприятию времени, они представляют жизнь как беспорядочно разбросанные моменты времени, нежели как логическую и строгую череду событий, идущих одно за другим.

Похожие диссертации на Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора