Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса Жуковская Татьяна Михайловна

Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса
<
Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жуковская Татьяна Михайловна. Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса : 10.02.04 Жуковская, Татьяна Михайловна Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса (на материале британских публичных выступлений) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 Москва, 2006 182 с. РГБ ОД, 61:07-10/19

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общие теоретические предпосылки исследования 12

1. Риторическая значимость категории «речевой голос» в классической риторике и в современных риторических исследованиях 12

1.1. Изучение «речевого голоса» в античной риторике 12

1.2. Исследование категории «речевой голос» в российских работах по риторике XVII-XIX в.в 20

1.3. Проблема «речевого голоса» в современных работах по риторике 25

2. «Речевой голос» и его составляющие в современных исследованиях звучащей речи 31

3. Компоненты речевого голоса и их риторическаязначимость 36

3.1. Качество голоса как показатель анатомо-физиологической индексальной информации 36

3.1.1. Проблема определения понятия «качество голоса» в лингвистических исследованиях 36

3.1.2. Проблема соотношения понятий «фонация» и «качество голоса». Фонация как процесс голосообразования 40

3.1.3. Проблема описания качеств голоса в перцептивной фонетике 48

3 1 .4. Классификация фонационных видов и типов качества голоса 52

3.1.5. Категориальный статус «качества голоса».Вопрос о риторической значимости «качества голоса» 57

3.2. «Тембр голоса» как основной показатель психо эмоциональной индексальной информации 62

3.2.1. Специфика «тембра голоса» как психоакустического компонента речевого голоса и его терминологический статус 62

3.2.2. Категориальный статус и риторическая значимость «тембра голоса» 68

3.2.3. Соотношение явлений и понятий «тембр голоса» и «тембр речи» 70

3.3. Голосовые модуляции и тон голоса как основные показатели эмотивной индексальной информации 73

3.3.1. Голосовые модуляции и их классификация. Риторическая релевантность голосовых модуляций 73

3.3.2. Тон голоса как эмотивный компонент речевого голоса. Категориальный статус тона голоса 81

4. Речевой голос как средство формирования голосового образа оратора. Основные факторы, влияющие на голосо вой образ 83

Глава II. Методика проведения экспериментально-фонетического исследования. 91

1. Отбор, монтаж записи экспериментальных текстов для аудирования и лексико-синтаксический анализ экспериментального материала 91

2. Формирование трех групп информантов и проведение сеансов прослушивания для «наивных» испытуемых 93

3. Проведение аудиторского анализа 98

4. Сопоставление результатов аудирования в трех группах испытуемых. Обработка результатов аудиторского анализа 102

Глава III. Лингвистическая интерпретация результатов перцептивного эксперимента 103

1. Оценочные реакции информантов в отношении речевого голоса в академической, политической и траурной публичных речей 103

1.1. Восприятие речевого голоса в академической публичной речи тремя группами информантов 104

1.2. Восприятие речевого голоса в политической публичной речи тремя группами информантов 109

1.3. Восприятие речевого голоса в траурной публичной речи тремя группами информантов 114

Выводы 117

2. Речевой голос как фундаментальный фонетический компонент дискурса, способствующий реализации риторических стратегий оратора (лингвистическая интерпретация результатов аудиторского анализа компонентов речевого голоса в академической, политической и траурной публичных речах) 120

2.1. Роль компонентов речевого голоса в реализации риторических стратегий оратора в академической

публичной речи 122

2.1.1. Реализация стратегий информирующего типа посредством компонентов речевого голоса 122

2.1.2, Реализация экспрессивности посредством компонентов речевого голоса 130

2.1.3. Реализация собственной позиции оратора посредством компонентов речевого голоса 133

2.2. Роль компонентов речевого голоса в реализации риторических стратегий оратора в политической публичной речи 139

2.2.1. Реализация стратегий информирующего типа посредством компонентов речевого голоса 140

2.2.2. Реализация собственной позиции оратора посредством компонентов речевого голоса 143

2.2.3. Реализация стратегии - риторическое давление посредством компонентов речевого голоса 147

2.3. Роль компонентов речевого голоса в реализации риторических стратегий оратора в траурной речи 152

2.3.1. Реализация стратегий информирующего типа посредством компонентов речевого голоса 152

2.3.2. Реализация экспрессивности посредством компонентов речевого голоса 153

2.3.3. Реализация собственной позиции оратора посредством компонентов речевого голоса 157

Выводы 163

Заключение 166

Библиография 170

Введение к работе

Изучение «речевого голоса» как сложного многокомпонентного звукового феномена является одним из актуальных направлений современной фонетики и риторики. К настоящему моменту накоплен значительный объем знаний о звучащей речи и об особенностях речевого голосообразования. Однако, до сих пор остается много вопросов, вызывающих дискуссии. Это связано с полиинформативным и многофункциональным характером речевого голоса.

К числу таких проблем относятся, например: определение речевого голоса; компонентный состав этого явления; функциональная значимость речевого голоса в целом и его составляющих в частности.

Особого внимания заслуживает вопрос, касающийся особенностей реализации речевого голоса в различных видах устной коммуникации, в частности, в публичной речи. Следует отметить, что под публичной речью в данной работе понимается устная, монологическая, в разной степени подготовленная форма речи, языковое оформление которой обусловлено стилистическими и композиционными нормами и коммуникативными интенциями оратора, направленная на информирование и оказание интеллектуального и эмоционального воздействия на слушателей. Данное монологическое выступление, с одной стороны, регламентировано определенными правилами, с другой стороны, каждый раз это новое и уникальное «устное риторическое произведение» оратора.

Изучение речевого голоса в риторическом дискурсе позволяет, с одной стороны, установить его функциональную значимость, а с другой стороны, уточнить представления о самом речевом голосе и его компонентах.

Исследование явления «речевой голос» предполагает обращение к риторическому знанию, для которого на протяжении столетий речевой голос был и остается ведущей категорией коммуникативного дискурса. Риторика как учение о создании эффективной убеждающей речи всегда относилась к речевому голосу как к важному звуковому средству, умелое использование которого способно оказывать целесообразное воздействие.

Так как иллокутивная сила речевого голоса направлена в первую очередь на слушателя как участника коммуникации, и от характера голосообразования зависят его оценочные реакции, то еще одним важным вопросом является рассмотрение процесса формирования слуховых впечатлений аудитории от воспринимаемого речевого голоса.

Таким образом, для установления места, роли и характера речевого голосообразования в публичном монологическом выступлении важно синтезировать фонетическое и риторическое знание, что позволит исследовать артикуляционный и перцептивный аспекты речевого голоса и рассмотреть риторические идеи, тем самым, расширив границы понимания фонетического явления.

Актуальность данного исследования обусловлена интересом современной фонетики и риторики к изучению феномена «речевой голос», в частности, к вопросам, связанным с его ролью в обеспечении эффективности риторического дискурса. Актуальность данного исследования определяется также необходимостью комплексного описания компонентов речевого голоса и установления их функциональной значимости.

Научная новизна исследования заключается в синтезе лингвистического и риторического подходов к описанию фонетического явления - «речевой голос». Предлагается классификация речеголосовых

компонентов, входящих в состав речевого голоса, и выявляется их риторическая значимость.

Объектом исследования в работе являются современные британские публичные речи (академическая, политическая и траурная).

Предметом исследования является речевой голос, который рассматривается как одно из средств реализации эффективной публичной речи.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой реализация стратегического плана оратора в публичной речи на звуковом уровне осуществляется посредством речевого голоса, при этом оратор стремится намеренно использовать определенные компоненты речевого голоса для достижения риторических задач.

Таким образом, цель исследования состоит в выявлении и описании состава речевого голоса и в установлении риторической значимости речевого голоса в целом и его компонентов в частности при реализации академической, политической и траурной публичных речей.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. рассмотреть компоненты речевого голоса с точки зрения классической и современной риторики, описать их звуковые характеристики и выявить их риторическую значимость;

  2. дать описание речевого голоса как фонетического явления, раскрыть природу его компонентов с точки зрения артикуляционного, акустического и перцептивного подходов; систематизировать и классифицировать научные сведения о речевом голосообразовании;

  3. выделить текстовые отрезки (в трех видах публичной речи), в которых наблюдаются звуковые контрасты, создаваемые компонентами речевого голоса;

4) установить взаимосвязь лексико-грамматических средств и
речевого голоса в реализации риторических стратегий оратора;

5) выявить особенности проявления компонентов речевого голоса
при реализации трех видов публичной речи и установить их
функциональную значимость.

Для решения поставленных задач в работе был использован комплексный метод исследования, включающий методы перцептивного анализа (выявление слуховых предпочтений «наивных» слушателей в отношении компонентов речевого голоса) с последующей статистической обработкой данных, риторико-семантического и аудиторского анализа, направленного на выявление особенностей проявления компонентов речевого голоса в трех видах публичной речи с последующей лингвистической интерпретацией.

Материалом исследования послужили звучащие тексты академической публичной речи, записанные в ходе лекций на научные и научно-популярные темы; звучащие тексты политических публичных речей современных британских политиков, записанные в ходе их выступлений, и звучащие тексты траурной речи британских священников, записанные во время траурной церемонии.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней разрабатываются актуальные проблемы теории речевого голоса. Исследование позволяет уточнить научные представления о номенклатуре речевого голоса и раскрывает возможности рассмотрения фонетического явления в риторическом контексте. Освещение роли речевого голоса в реализации риторического дискурса открывает определенные перспективы для развития теории риторики.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности применении ее теоретического материала, результатов и выводов в курсах

теоретической и практической фонетики, риторической теории и практики, а также при разработке пособий, посвященных обучению основам публичной речи и ораторскому мастерству.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Речевой голос является базовым звуковым компонентом риторического дискурса, который используется оратором при реализации его стратегического плана и способствует обеспечению влиятельности речи.

  2. В состав речевого голоса входят следующие компоненты: качество голоса, тембр голоса, интонация, голосовые модуляции и тон голоса.

  3. Речевой голос является полиинформативным звуковым явлением; качество голоса признается показателем, анатомо-физиологической информации; тембр голоса является показателем психо-эмоциоиальной информации; голосовые модуляции и тон голоса - показатели эмотивной информации; интонация признается показателем всех трех упомянутых видов информации.

  4. В звуковом оформлении публичного выступления значимую роль играют голосовые модуляции, интонация и тон голоса оратора.

  5. Характер звучания речевого голоса напрямую зависит от риторической задачи оратора.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на ежегодных научных чтениях МПГУ по итогам научно-исследовательской работы в 2004 и 2005 годах и отражены в трех научных статьях.

Основная цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и научная новизна, определяется основная цель и конкретные задачи, выбираются методы исследования, формулируется теоретическая значимость и практическая ценность исследования, освещаются основные положения, выносимые на защиту, а также устанавливается структура диссертации.

В первой главе освещаются теоретические предпосылки исследования. Категория «речевой голос» рассматривается с позиции риторической теории и практики и фонетики. В данной главе дается краткий исторический обзор, раскрывающий, как категория «речевой голос» и ее звуковые составляющие разрабатывались в античной риторике, в отечественной риторике XVII-XIX в.в. и в современных риторических исследованиях. Дается научный анализ «речевого голоса» и его компонентов, основанный на современных фонетических концепциях. Кроме того, предлагается классификация компонентов, входящих в состав речевого голоса, устанавливается их категориальный статус и определяется их риторическая значимость.

Во второй главе представлено описание методики проведения исследования, включающего перцептивный, риторико-семантический и аудиторский анализ.

В третьей главе рассматриваются результаты исследования. В первом параграфе освещаются оценочные реакции и предпочтения информантов в отношении речевого голоса в академической, политической и траурной публичных речах. Второй параграф посвящен рассмотрению функциональной значимости компонентов речевого голоса

и их роли в реализации риторических стратегий оратора в трех видах публичной речи.

Выводы содержат 10 пунктов, отражающих основные итоги проведенного исследования, а именно результаты перцептивного, риторико-семантического и аудиторского анализа.

В заключении в краткой форме освещаются результаты проведенного исследования и намечаются перспективы их дальнейшего использования.

Библиография содержит список использованной научной литературы по вопросам, рассматриваемым в диссертации.

Исследование категории «речевой голос» в российских работах по риторике XVII-XIX в.в

Учения античных риторов впоследствии нашли свое отражение в работах по риторике отечественных авторов XVII-XIX в.в., среди которых были М.В. Ломоносов, И.С. Рижский, А.Ф. Мерзляков, А.И. Галич, Н.Ф. Кошанский, М.М. Сперанский, П.С. Пороховщиков и др.

Продолжая традиции античности, специалисты по риторике и в этот период считали, что основной целью ораторского мастерства является намерение оратора воздействовать на волю и чувства аудитории и производить сильнейшее эмотивное впечатление. Доказательством этому служат многочисленные высказывания по этому поводу. Например, поэт и переводчик А.Ф. Мерзляков так описывал стремления оратора: «Оратор... старается не только убедить разум, но особенно хочет действовать на волю. Убеждение рассудка служит ему средством к достижению цели - к сильнейшему воспламенению страстей» [цитируется по: Н.Н. Кохтев, 1994: 30]. А.И. Галич утверждал, что ораторская речь должна или «1) научить и убедить, или 2) тронуть и потрясти, или же 3) соединением обеих этих целей произвести сильнейшее впечатление» [цитируется по: Н.Н. Кохтев, 1994: 31]. М.М. Сперанский был убежден, что «основание красноречия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно» [цитируется по: Об ораторском искусстве, 1958: 67].

Обозначив подобные задачи, российские исследователи отвели речевому голосу роль звукового инструмента воздействия, с помощью которого возможно было повысить степень риторической эффективности. Таким образом, изучение голоса носило сугубо прикладной характер (как и в античный период), и выделяемые составляющие не имели самостоятельного научного применения. Они обсуждались исключительно как звуковые компоненты, способные произвести необходимое эмотивное впечатление на аудиторию, на ее разум и волю. Так основной функцией речевого голоса и его параметров оставалась эмотивная функция, которая заключалась в возбуждении воображения слушателей с целью привлечения их внимания к обсуждаемому предмету и изменения их мнения в отношении данного предмета.

Что касается состава номенклатуры речевого голоса, то следует отметить, что он остался неизменным со времен античности. Это еще раз подтверждает тот факт, что древние мастера риторики выявили базовые голосовые категории. Изучая работы российских авторов, мы встречаем описательные характеристики интонационных параметров (громкости, высоты тона, темпа речи), качества/ тембра голоса, голосового модулирования и тона голоса. Однако все эти явления могли описываться в несколько иных терминах, чем в античной риторике. Например, М.В. Ломоносов называл длительность «протяжением», тембровую окраску «образованием», высоту «выходкой», а силу «напряжением» [Г.М. Вишневская, 1990: 20].

Разделение на составляющие речевого голоса носило условный, не научный характер. Подчас, предъявляя требования к правильному голосовому оформлению, звуковые характеристики рассматривались воедино без какой-либо делимитации. Вот какую рекомендацию дает, например, М.В. Ломоносов при обсуждении вопроса о выразительности речи: «Слово произносить должно голосом чистым, непрерывным, не грубым, средним, т.е. не очень кричным или весьма низким, равным, т.е. не надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг к низу опускаться, и, напротив того, неприлично произносить однем тоном, без всякого повышения или понижения, но, как произносимый разум требует, умеренно повышать и понижать должно и голос» [цитируется по: Об ораторском искусстве, 1958: 66]. Как видим, в данном отрывке одновременно представлены импрессионистические дескрипции качества голоса (чистый, непрерывный), тона голоса (негрубый), громкости (средняя, не очень кричная) и высоты тона (повышение, понижение). При этом четкая классификация данных параметров отсутствует.

Важно отметить, что специалисты XVIT-XIX в.в. при рассмотрении правил красноречия уделяли большое внимание произношению, чистота и четкость которого свидетельствовала о социальном статусе говорящего. Как отмечал М.В. Ломоносов, «больше упражнения, нежели теории и предписанных правил, требует произношение, которое имеет великую силу в предложении слова...» [цитируется по: «Об ораторском искусстве», 1958: 65]. И так же, как и в античные времена, управление дыханием считалось одним из первых установок для оратора, В качестве примера приведем другую цитату М.В. Ломоносова: «... каждое речение, склад и литеру выговаривать чисто и ясно и в один дух излишне не захватывать, ибо сие понуждает часто в непристойном месте остановиться или, несколько складов не договора, пропустить» [цитируется по: «Об ораторском искусстве», 1958: 66].

Что касается фонетических составляющих речевого голоса, то данный обзор следует начать с интонации, которая приобрела более значимую роль в этот период. Она признавалась сильным средством коммуникации, которое передает эмоции выступающего и его отношение к высказываемому. Таким образом, за интонацией уже в это время закрепляется эмоционально-модальная функция. Кроме того, считалось, что она также выполняет организующую функцию, о чем свидетельствует высказывание специалиста в области красноречия П.С. Пороховщикова: «Остерегайтесь говорить ручейком: вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации» [цитируется по: «Об ораторском искусстве», 1958: 149].

Такие явления, как высота тона, громкость и темп, которые признаются в современной фонетике интонационными параметрами, также рассматривались отечественной риторикой того времени в большинстве случаев в рамках интонации. Хотя иногда они обсуждались как независимые феномены. Высота тона имела, как и в современной фонетике, трехуровневое разделение на повышенную, среднюю и пониженную. Она признавалась очень важным компонентом речевого голоса, ибо от ее уровня, как отмечали специалисты того времени, зависела целая речь - ее успех или провал. В целом, изучение данных интонационных компонентов (как и других характеристик речевого голоса) ограничивалось формулированием общих правил. «...Начало слова всегда почти должно произносить тоном средним и умеренным, с приятной простотой, кроткостью и непринуждением», рекомендовал М.М. Сперанский, обсуждая правила использования высоты тона [цитируется по: «Об ораторском искусстве», 1958: 84].

Проблема соотношения понятий «фонация» и «качество голоса». Фонация как процесс голосообразования

Понятие «фонация» часто упоминается в фонетической литературе, но редко имеет терминологическую формулировку, а иногда и просто приравнивается к понятию «качество голоса».

В исследовании СВ. Кодзасова и О.Ф. Кривновой «фонация» и «качество голоса» отождествляются. Авторы определяют фонацию как изменение «формы импульсов воздушного давления на выходе из гортани» [СВ. Кодзасов, О.Ф. Кривнова, 2001: 41]). В краткой словарной статье «Словаря языка и лингвистики» под редакцией Р. Хатманна и Ф. Старка, цитируемой в работе Н.Ф. Медведевой, мы вновь находим определение качества голоса как фонации, характеризующей индивидуальные голоса [Н.Ф. Медведева, 1987: 4].

Еще одно видение этого вопроса состоит в отрицании факта взаимозаменяемости этих терминов и в признании качества голоса качественной характеристикой или свойством фонации (О.С. Ахманова, 1969; И.А. Анашкина, 1998).

Некоторые зарубежные лингвисты, среди которых К. Гобл, Дж. Лейвер, П. Роуч, А.Н. Часаид и др., не отождествляя два понятия, рассматривают качество голоса не просто как свойство фонации, но как акустический продукт фонационной деятельности (A.N. Chasaide and Ch. Gobi, 1997; J. Laver, 1994; P. Roach, 2000). Эти точки зрения дают право считать «фонацию» тесно связанным с качеством голоса процессом голосообразования, который рассматривается специалистами в области фонетики как одна из важнейших функций гортани, но не отождествлять эти два явления.

По свидетельству отечественных исследователей Л.П. Блохиной и Н.П. Вербовой, а также зарубежных ученых Дж. Кларка и К. Йэллопа, этот вопрос (процесс фонации) занимает умы ученых вот уже на протяжении 250 лет, в течение которых выдвигалось огромное количество гипотез и теорий, среди которых особенно популярными стали миоэластическая теория (myoelastic theory), возникшая в XIX веке, и неЙрохронаксическая теория (neuro-chronaxic theory), которая была выдвинута в 1952 году французским ученым Раулем Юссоном (Л.П. Блохина, 1980; Н.П. Вербовая, 1977; J. Clark and С. Yallop, 1995).

Как отмечает Н.П. Вербовая, согласно миоэластической теории «звук голоса образуется в гортани самими голосовыми связками под давлением особого воздушного давления, которое заставляет связки как бы взрываться и колебаться» [Н.П. Вербовая, 1977: 127]. По мнению Л.П. Блохиной, миоэластическая теория раскрывала только физическую сторону процесса колебания голосовых связок, но не объясняла причину укорачивания и удлинения голосовых связок во время речепроизводства (Л.П. Блохина, 1980).

Что касается теории Р. Юссона, то ее автору удалось доказать, что в процессе колебания голосовые связки находятся не в пассивном, а в активном состоянии. Кроме того, ученый утверждал, что частота основного тона не зависит от воздушного подсвязочного давления. Л.П. Блохина данное положение комментирует следующим образом: «Однако, многочисленные опыты, проведенные в области певческого голоса и речи, свидетельствуют о том, что колеблющиеся голосовые связки в нормальных условиях фонации не безразличны к изменению величины подсвязочного давления, а реагируют на него таким образом, что при увеличении подсвязочного давления увеличивается частота основного тона и наоборот» [Л.П. Блохина, 1980: 23]. В современной фонетической литературе процесс голосообразования рассматривается как систематический механизм возникновения и рассеивания воздушного давления в гортани. В момент речепорождения голосовые связки смыкаются, образуя, таким образом, узкую щель. В результате в подсвязочиом пространстве возникает сильное давление, которое начинает давить на голосовые складки до тех пор, пока они не раскрываются, пропуская тем самым воздушную струю через голосовую щель. Исследователи отмечают, что, когда поток воздуха проникает сквозь узкое пространство, его скорость возрастает, а давление, в результате, снижается. Данное явление известно как «эффект Бернулли», в честь ученого, который первым описал данный принцип. Таким образом, после того, как воздушная струя минует узкую голосовую щель, ее давление падает, а голосовые связки вновь смыкаются под воздействием снижающегося давления. Надо сказать, что эластичность голосовых связок играет в данном процессе свою вспомогательную роль. Данные размыкание и смыкание связок описываются в литературе как процесс пульсации: в самом начале, связки находятся в опущенном состоянии, во время их раскрытия они поднимаются; потом они смыкаются и вновь опускаются вниз. Весь этот процесс осуществляется под одновременным воздействием аэродинамической энергии и гибкого строения самих голосовых связок. Как было установлено, звук, производимый гортанью во время фонации, создается не самим колебанием связок, а периодическими толчками воздуха, проходящего через вибрирующие голосовые связки (J. Clark and С. Yallop, 1995; D.B. Fry, 1996; СВ. Кодзасов и О.Ф. Кривнова, 2001; Р. К. Потапова, 2001). Весь выше описанный процесс отражен в следующем определении Дж. Лейвера: фонация - это результат активности гортанной системы и воздушного потока, способствующие порождению акустической энергии, которая затем модифицируется голосовым аппаратом [J. Laver, 1994: 184].

Как видим, природа звука, прослеживаемая при помощи фонационного процесса, чрезвычайно сложна. Сложна она не только своим физиологическим, но и акустическим аспектом. Дело в том, что звук обладает определенными составляющими, а именно громкостью, высотой тона и акустическим качеством - эти звуковые явления и признаются современными фонетистами (среди которых Дж. Лейвер, Дж. Кларк, К. Йэллоп и др.) тремя основными фонационными параметрами. Данные величины могут иметь и другие названия, как, например, в исследовании П. Роуча, где выделяются изменения в интенсивности звука (что соответствует изменениям громкостных характеристик), вариации в частоте звука (от которых зависит высота тона) и, наконец, изменения качества звука [P. Roach, 2000: 31]. Очевидно, что все три составляющие соответствуют трем выше выделенным параметрам. Между данными параметрами существует определенная взаимосвязь, так как все они, по мнению ученых, в большей или меньшей степени, зависят от подгортанного давления. Что касается громкости, воспринимаемой слушателями, то она теснейшим образом связана с подсвязочным давлением воздуха и соотносится с интенсивностью. «Различия в громкости обусловлены, как правило, разной степенью голосового усилия.

Поэтому при изменении громкости меняются также состояние голосовых связок и спектр голосовых колебаний, а это влияет как на основную частоту голоса, так и на спектральную картину звуков» [СВ. Кодзасов, О.Ф. Кривнова, 2001: 191]. Высота тона в современной фонетической литературе определяется как коррелят частоты колебания голосовых связок. Частота колебания, в свою очередь, зависит от подгортанного давления воздуха и от индивидуального строения гортани, то есть от длины, упругости и размера самих голосовых связок. Учеными установлено, что логарифм частоты колебания более или менее пропорционален подгортанному давлению воздуха для каждой отдельной гортани. В речевом потоке подгортанное давление координально не меняется, за исключением тех случаев, когда происходит выделение ударных слогов (при выделении данных слогов громкость голоса усиливается) (J. Clark and С. Yallop, 1995).

Голосовые модуляции и их классификация. Риторическая релевантность голосовых модуляций

Способность модулировать свой голос, как было отмечено в первом параграфе, посвященном вопросам риторической теории и практики, всегда являлась ценным качеством, успешно и постоянно используемым профессионалами, чей род деятельности связан с публичными выступлениями, с целью реализации своих риторических установок.

Очень часто те звуковые окраски говорящего, которые присутствуют в определенных ситуациях в его речи, которые не постоянны по своей природе и призваны выполнять лишь определенную коммуникативную функцию, принимают за «качество голоса» [М.Н. Козырева, 1986]. Тем не менее, качество голоса имеет, как уже отмечалось, квазипостоянную природу, изменение которой может быть обусловлено лишь очень серьезными физиологическими причинами. А голосовая окраска, которую можно услышать в речи профессионального оратора, доминирующую на определенном отрезке речи, в данной работе будет называться голосовой модуляцией.

Таким образом, голосовая модуляция - это особый кратковременный функционально обусловленный звуковой образ эмотивного характера, создаваемый оратором в результате использования артикуляционной базы голосового аппарата с целью достижения риторических целей. Данный компонент речевого голоса можно считать лингвистически релевантным, поскольку он предоставляет речевую информацию (т.е. выражает эмоционально-модальную установку оратора) и имеет языковое значение (т.е. реализует риторические задачи или, иными словами, дискурсивный план выступающего). Это звуковое явление может создавать особый звуковой эффект на отрезке речи, больше, чем одна синтагма.

Нами была разработана классификация голосовых модуляций, дескрипции которых основаны на теоретическом материале исследований как зарубежных (среди которых Д. Кристал и Р. Квирк, К. Гобл и Н. Часаид, Дж. Кэтфорд и др.), так и отечественных фонетистов (среди которых СВ. Кодзасов и О.Ф. Кривнова, М.Э. Конурбаев и др.). Классификация представлена в таблице 1. Основной базой для данной классификации послужили теоретические положения, изложенные в ряде работ Дж. Лейвера [J. Laver, 1972, 1980, 1994] и в исследовании М.Н. Козыревой [М. Н. Козырева, 1986].

Анализ модуляций (так как они также являются звуковым продуктом фонации) основан на акустическом и физиологическом аспектах, то есть учитываются акустические корреляты и состояние артикуляционной базы в момент речевой коммуникации. Таким образом, в рамках ларингального уклада были выделены такие параметры, как высота тона и уровень громкости. Высота тона была оценена в рамках пяти-уровневой шкалы; очень низкая, низкая, средняя, высокая, очень высокая высота тона. Тот же способ был использован для громкостных характеристик, в результате были выделены следующие параметры: очень пониженная, пониженная, средняя, повышенная, очень повышенная громкость. Что касается супраларингального отдела, то здесь были проанализированы модификации продольного артикуляционного уклада (longitudinal setting), широтного артикуляционного уклада (latitudinal setting), степень напряжения голосовых складок и наличие/ отсутствие назализации. Под изменениями продольного уклада подразумевается вертикальное движение гортани вверх и вниз, подобные перемещения могут создавать приподнято-гортанный или низко-гортанный голоса. Здесь же уместно рассматривать положение губ (например, их вытягивание), так как вытянутые вперед губы также изменяют длину продольной оси голосового тракта, и все это, в свою очередь, влияет на звуковой эффект. К модификациям в широтной плоскости относится активность глотки (ее мускульное сокращение или сужение в результате ретро флективной позиции языка), нижней челюсти, губ (их движения в горизонтальной или вертикальной плоскости) и языка (его позиция в ротовой полости). Необходимо отметить, что в таблице 1 рассматривается работа не всех перечисленных органов речи, а лишь те их позиции, которые являются наиболее типичными для каждой из модуляций. При указании мускульного состояния голосовых связок, учитывается также коэффициент открытия голосовой щели (далее К.О.), подсвязочное давление и способ подачи воздушной струи, так как все эти показатели свидетельствуют о степени расслабленности или напряжения голосовых складок. В графе, посвященной назализации, указывается только наличие или отсутствие данного качества, которое связано со строением мягкого неба и присутствием или отсутствием преграды, создаваемой катаральной слизью в носовой полости, которая выступает в этом случае резонатором и производит эффект, называемый назализацией.

Возможно некоторые из представленных голосовых модуляций (такие, как звонкий голос, фальцет, скрип, придыхательность и шепот) могут вызвать ряд вопросов, так как те же самые характеристики уже рассматривались нами ранее в качестве фонационных типов. Однако, никакой терминологической путаницы здесь нет. Звонкий голос, фальцет, скрип, придыхательность и шепот в первую очередь обозначают виды фонации, которые являются непроизвольными физио-акустическими процессами голосопорождения. Но те же самые фонации профессиональный оратор может использовать осознанно для создания различных звуковых эффектов. Именно эти эффекты следует воспринимать как голосовые модуляции.

Голосовая модуляция, выступающая показателем эмотивного состояния выступающего и раскрывающая его модальные установки, как ни один из других компонентов речевого голоса является риторически значимой.

Разным видам публичного выступления (например, академическому публичному выступлению, политическому публичному выступлению или чтению проповеди) соответствуют различные эмотивные установки оратора. Голосовые модуляции помогают усилить психологический накал некоторых частей выступления или наоборот снять эмоциональное напряжение. Таким образом, именно функциональная значимость модуляций представляет особый лингвистический интерес: как и какие модуляции вместе с просодией текста способствуют реализации риторических целей оратора в рамках определенного стиля речи?

Некоторые исследователи уже предпринимали попытку систематизации знаний о видах английского голосообразования и установления их функционального аспекта. Как отмечает М.Н. Козырева, например, при чтении лекции выступающий часто прибегает к использованию звучного голоса, а в рекламе фильма часто используется грудной голос для создания драматического напряжения или придыхательное звучание для передачи интимного образа [М.Н. Козырева, 1986:40-41].

В экспериментальном исследовании данной работы будет предпринята попытка установления функциональной значимости голосовых модуляций и специфики их использования ораторами в разных видах риторического дискурса.

Формирование трех групп информантов и проведение сеансов прослушивания для «наивных» испытуемых

Перцептивный эксперимент проводился с привлечением разных групп информантов. В первую, самую многочисленную группу (203 человека), входили студенты I, Н, III курсов факультета иностранных языков Московского педагогического государственного университета, изучающих английский язык в качестве иностранного. Данная категория информантов получила название ««наивные» слушатели-не носители языка». Б течение длительного времени осуществлялось формирование этой группы, которая затем была разделена на подгруппы, число испытуемых в которых в среднем составляло 15 человек. Сеансы аудирования осуществлялись в течение двух месяцев, и каждое прослушивание длилось около 25-30 минут, иногда с перерывами во избежание утомляемости слушателей. Вторая группа информантов состояла из носителей языка (4 человека). В эту группу, получившую условное название ««наивные» слушатели-носители языка», входили студенты и профессора Британского университета (Cambridge University) и Бирмингемского педагогического колледжа "Newman College of Higher Education". Привлечение в экспериментальный процесс этой категории слушателей было предпринято, чтобы выяснить, как сами англичане воспринимают модуляции английского речевого голоса и как строятся их оценочные дескрипции звучащей речи.

Кроме того, важно было проверить именно с помощью носителей языка корректность разработанной системы фонетических параметров английского речевого голоса, характеристики которых были представлены в специальной анкете для эксперимента. Таким образом, оценки этой категории слушателей как носителей английской речевой голосообразовательной культуры представляли особую ценность.

Двум группам «наивных» информантов во время перцептивного эксперимента при воспроизведении экспериментальных текстов предлагалось в анкете отметить воспринимаемые на слух общие черты голосового образа, половые, возрастные, артикуляционные, физиологические благоприобретенные характеристики и фонетические параметры речевого голоса каждого оратора: голосовые модуляции (названные в анкете как «кратковременные голосовые изменения» для облегчения понимания испытуемых происходящих фонационных процессов), тембр голоса и тон голоса. В заключение слушателям следовало написать, какое впечатление (положительное/ отрицательное) произвел на них голос выступающих. Ниже приводятся два образца анкет для двух категорий слушателей: Третья группа была представлена тремя аудиторами-фонетистами, являющимися специалистами в области фонетики английского языка и имеющими большой опыт аудирования английской речи. Виды анализа, которые должны были быть выполнены аудиторами-экспертами, подробно будут рассмотрены в следующем параграфе.

Цель аудиторского анализа заключалась, во-первых, в выполнении просодического анализа звучащего текста и, во-вторых, в перцептивной интерпретации фонетических параметров речевого голоса в исследуемых жанрах.

Для данных видов анализа было отобрано 33 текстовых отрывка, принадлежащих трем типам дискурса. При выполнении просодического анализа были использованы следующие перцептивные градации по каждому признаку:

1) тональный уровень - низкий, средний, высокий, очень высокий;

2) тональный диапазон - узкий, средний, широкий, очень широкий;

3) тип ядерного тона - нисходящий (низкий, средний, высокий), восходящий (низкий, средний, высокий), ровный (низкий, средний, высокий), нисходяще-восходящий, восходяще-нисходящий, восходяще-нисходяще-восходящий;

4) громкость - пониженная, средняя, повышенная;

5) темп - медленный, средний, быстрый, очень быстрый;

6) воспринимаемые паузы - очень короткая, короткая, средней длительности, длительная, очень длительная.

Второе задание аудиторов-фонетистов сводилось к описанию в предложенных анкетах воспринимаемых на слух общих черт голосового образа ораторов, их половых, возрастных, артикуляционных и физиологических благоприобретенных характеристик и параметров речевого голоса: голосовых модуляций, физиологических качеств голоса, тембральной окраски и тона голоса. В заключение экспертам, так же как и «наивным» слушателям, предлагалось указать, какое впечатление на них произвел каждый из услышанных голосов. Как видно, содержание анкеты для профессиональных аудиторов в целом не отличалось от анкеты, предназначенной для двух категорий «наивных» информантов. Единственный пункт, который присутствовал только в анкете для экспертов, касался выявления физиологических встроенных качеств речевого голоса ораторов. Данное задание не предлагалось «наивным» слушателям, поскольку оно требует специальной профессиональной подготовки и опыта в области фонетики английского языка. Кроме того, аудиторам был предложен более длинный список характеристик тона голоса. Таким образом, оценки фонетистов носили контрольный характер при сопоставлении результатов эксперимента. Ниже дается образец анкеты для аудиторов-фонетистов.

Похожие диссертации на Роль речевого голоса в реализации риторического дискурса