Введение к работе
Актуальность работы связана с растущим интересом лингвистов к языку средств массовой коммуникации, в частности, к языку рекламы. Необходимость исследования ритмических особенностей рекламного сообщения вызвана тем, что эта проблема практически не изучалась в рамках системного подхода. В существующих работах по лингвистике преимущественно затрагиваются вопросы ритмичности художественной прозы (М.А.К. Halliday, G.N. Leech, М. Риффатер, Н.М. Фортунатов, Е.Г. Эткинд) или ритмичности речи (А.М. Аятипова, A.M. Пешковский, В.В. Потапов). В исследованиях, посвященных языку рекламы (G. Cook, А. Goddard, G.N. Leech, К. Tanaka, Т. Vestergaard, К. Schroder), ритмическим особенностям рекламного сообщения уделяется совсем немного внимания. Как нам представляется, возникает необходимость обобщить существующие концепции ритмичности прозаического текста в целом и рассмотреть то, каким образом создается ритмичность в рекламных сообщениях и какое воздействие она может оказывать на реципиента в процессе их восприятия.
Цель настоящей работы - выделить основные ритмические особенности рекламных сообщений, которые понимаются как синтез текста и изображения, или лингво-изобразительный комплекс, и рассмотреть вопрос воздействия ритмически организованных рекламных сообщений на реципиента. Цель определила конкретные задачи исследования:
-
рассмотреть ритм в рамках системного подхода и выделить основные принципы воздействия ритмически организованного сообщения на реципиента;
-
провести анализ различных концепций «ритма прозы» и определить основные способы создания ритмически организованного текста;
3. рассмотреть, каким образом ритмические приемы
функционируют в рамках отдельного рекламного текста на
графическом, графкко-фонетич^сффС нлійЮй&ологическом,
лексическом, синтаксическом уровф; ММИОТЕК*
кИМИОТЕКА :
-
рассмотреть ритмические особенности рекламного сообщения как лингво-изобразительного комплекса;
-
рассмотреть ритмические особенности рекламных сообщений на интертекстуальном уровне;
5. определить роль ритмических особенностей рекламных сообщений в прагматическом воздействии на реципиента, а также определить ту роль, которую ритмически организованные рекламные сообщения играют в социокультурном пространстве; Методика исследования носит комплексный характер и включает элементы лингво-стилистического и контекстологического анализа.
Научная новизна исследования состоит в применении системного подхода при рассмотрении ритмических особенностей прозаического текста в целом и текста рекламного сообщения в частности. В работе впервые рассматриваются ритмические особенности рекламного сообщения как единого лингво-изобразительного комплекса и впервые проводится анализ взаимного влияния ритмичности и интертекстуальности в рекламных сообщениях.
Теоретическая значимость диссертации состоит в создании концепции ритма применительно к рекламному сообщению. Ритмические особенности текста рекламного сообщения рассматриваются последовательно на графическом, графико-фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровне; отдельно рассматриваются ритмические особенности рекламного сообщения как единого лингво-изобразительного комплекса и ритмичность в интертекстуальном контексте. Подробное описание того, каким образом ритмичность создается в рамках одного рекламного сообщения и в рамках нескольких рекламных сообщений, может внести вклад в развитие стилистики, в частности, стилистики рекламы. Кроме того, проведенное исследование представляет собой очередной шаг на пути системного изучения ритма и создаваемого им синергетического эффекта.
Теоретической базой исследования послужили работы, выполненные в области общей лингвистики, лексикологии, стилистики, поэтики, фоносемантики, эстетики, литературоведения, искусствоведения, психологии, психолингвистики, биологии, философии и т.д. Обращение к работам различных областей науки объясняется необходимостью проведения исследования в рамках системного подхода.
Практическая значимость диссертации состоит в возможном применении результатов исследования в теоретических и практических курсах по общей стилистике, в спецкурсах по стилистике рекламы '-психологии рекламы, дизайну рекламы, а также при составлешш^МзлМньгх учебных пособий по указанным курсам. * ш t» М
Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при подготовке специалистов, занимающихся переводом англоязычной рекламы на русский язык или составлением рекламных объявлений для англоязычных или двуязычных изданий на русском/английском языке.
Материалом исследования являются рекламные объявления, опубликованные в современных англоязычных журналах в период с 1994 по 2004 включительно преимущественно в Великобритании и США Отбор примеров производился методом сплошной выборки из более чем 300 журналов общим объемом около 45 000 страниц. Всего в результате работы отобрано 837 примеров рекламных объявлений
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на XXIX Межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов СПбТУ (март 2000 г.), на конференции «Англистика в XXI веке» (ноябрь 2001 г.) и отражены в трех публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Ритмичность текста рекламного сообщения создается на графическом, графико-фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. На каждом из уровней используются различные лингвистические и графико-композиционные ритмические приемы, и их объединяет тот факт, что они преимущественно представляют собой регулярное повторение одного и того же элемента в различных структурных позициях или повторение различных элементов в аналогичной структурной позиции.
-
Рекламное сообщение представляет собой синтез рекламного текста и рекламного изображения, т.е. лингво-изобразительный комплекс. С точки зрения графического оформления, текст представляет собой часть изображения, а с точки зрения семантики, изображение является частью текста, понимаемого в широком смысле. Ритмические особенности рекламного текста и изображения взаимодействуют друг с другом внутри лингво-изобразительного комплекса.
-
Ритмичность может создаваться не только на уровне отдельного рекламного сообщения, но и на интертекстуальном уровне, т.е. на уровне нескольких сообщений, связанных друг с другом диалогическими отношениями.
-
Различные ритмические приемы в рекламных сообщениях создают единую полиритмическую систему, элементы которой не суммируются, а взаимодействуют и могут приводить к возникновению синергетического эффекта.
-
Воздействие ритмических особенностей рекламных сообщений на реципиента обеспечивается благодаря взаимодействию между ритмическими характеристиками воспринимаемого
произведения и физиологическими колебательными и неколебательными процессами в организме человека. Эффект воздействия зависит от филогенетических и онтогенетических факторов, от эмоционального состояния реципиента, от ситуативного, визуального и лингвистического макроконтекста. 6. Ритмически организованное рекламное сообщение может воздействовать на сознательно-логическом и бессознательном уровне, в частности, закреплять, создавать и изменять установки реципиента.
Объем и структура работы. Диссертация общим объемом 198 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 170 наименований, в том числе 47 - на иностранных языках, списка источников примеров и приложения.