Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 5-13
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЩЩЮСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РОЛИ РИТМА В ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ТРАДИ ЦИОННОЙ СКАЗКИ 14-55
§ I. Сиетемно-санкциейальный подход к изучению текста и ритма 14-29
§ 2. Формализация содержательного плана текста традиционной англоязычной сказки 29-36
§ 3. Роль ритма в эстетическом восприятии художественной целостности традиционной сказки 37-44
§ 4. Принципы семантической Сконтекстуально-оценочной) соизмеримости единиц ритма 44-55 ГЛАВА П. ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДИКА ПРОВНЩЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА 56-71
§ I. Принципы отбора экспериментального материала 56-60
§ 2. Методика проведения аудиторского анализа 61-63
§ 3. Методика интонографического анализа 63-67
§ 4. Задачи лингвистической интерпретации результатов эксперимента 67-71
ГЛАВА Ш. РИТМООБРАЗУЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРОСОДИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ СКАЗКИ 72-148
РАЗДЕЛ I.СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА СКАЗКИ 72-105
Стр. § І. Просодическая цельнооформленность ведущих единиц ритма в тексте англоязычной сказки . 72-84
I. I. Ритмическая группа 73-76
1.2. Синтагма ... 76-79
1.3. Фраза 79-81
1.4. Сверхфразовое единство 81-64
§ 2. Организующая функция ритма в восприятии целост ного эстетического объекта - художественного текста 84-105
2.1. Принцип гармонии в периодичности способов членения и связности между единицами ритма 84-97
2.2. Принцип гармонии в способе интеграции единиц ритма в иерархии ритмической организации художественного текста 97-105
РАЗДЕЛ 2.СИСТЕМН0-ФУНКЦИ0НАЛШЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ РИТМА И НЕК0Т0ШХ АСПЕКТОВ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПЛАНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 106-148
§ I. Влияние семантических особенностей контекстно-вариативного членения на характер просодической цельнооформленности и секционирования единиц ритма 106-133
I. I. Ритмическая группа І08-ІІ6
1.2. Синтагма ХІ6-І24
1.3. Фраза 124-130
1.4. Сверхфразовое единство 130-133
§ 2. Влияние различной эмоциональной и интеллектуальной оценки в типах контекстно-вариативного членения текста на сходство и соизмеримость просодической цельнооформленности единиц ритма 134-148
2.1. Лексико-синтаксические средства выражения эмоционально-интеллектуальной оценки в типах контекстно-вариативного членения сказки І34-І4І
2.2. Организующая роль ритма в контекстах с эмоционально-интеллектуальной оценкой I41-148
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 149-155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156-160
ШБЛЙОГРАШНЯ I6I-I77
ПРИЛОЖЕНИЕ I78-2II
Введение к работе
Настоящее экспериментально-фонетическое исследование посвящено ритмообразующей функции просодии в звучащем тексте - системно организованной коммуникативной единице.
Основная цель исследования - изучение роли ритма в организации текста Предметом исследования является просодический уровень организации текста.
Под текстом в диссертации понимается системный речевой объект, обладающий смысловой и формальной связностью, целостностью и законченностью, которые определены коммуникативными условиями его реализации.
В работе принято широкое определение ритма как системы сходнооформленных и соизмеримых единиц. Такими единицами могут быть все или несколько традиционно выделяемых единиц текста; ритмическая группа, синтагма, фраза, сверхфразовое единство. Часто ведущая роль в формировании ритмических единиц текста принадлежит просодии. Под просодией понимается система суперсегментных характеристик речи Выбор объекта исследования обусловлен целым рядом проблем современной лингвистической науки.
Лингвистика текста выдвигает в настоящее время требование всестороннего изучения текста как единицы особого коммуникативного уровня. Однако это требование постоянно сталкивается с трудностями нерешенных еще вопросов По-прежнему дискуссионными являются вопросы рассмотрения текста с точки зрения системной и структурной организации, вопросы определения текетообразутащих признаков, категорий, структур, элементов и отношений, конституирующих текст.
Для исследований в области просодии текста ваяна разработка правил просодического формообразования, а вопросы структурирующей функции просодии все еще остаются наименее изученными, равно как и вопросы стилеобразующей, ритмообразующей и других функций.
Теория полифункциональности просодии открывает широкие возможности для определения роли различных компонентов просодии в формировании текста, позволяет рассматривать функционирование просодических компонентов на самых разнообразных уровнях лингвистического и экстралингвистического анализа. Намечаются пути к определению роли просодии в создании системно и структурно организованного, связного и целостного объекта - текста для исследования его в системе более широкого порядка - системе коммуникации.
Тем не менее, вопрос о том, насколько реально существует и функционирует ритм в звучащем художественном тексте все еще остается невыясненным.
Остается неисследованным также вопрос о том, какие из просодических компонентов оказываются наиболее сходными и соизмеримыми при слуховой оценке художественного текста»и в каком виде существует это сходство в сознаний реципиента, какие из типов художественных текстов наиболее ярко организованы в ритмическом отношении, какова роль ритма в эстетическом воздействии звучащего художественного текста на слушающего и т.д.
В лингвистической литературе неоднократно отмечалось, что ритм в художественном тексте является средством эмоционального и эстетического воздействия на читателя. Однако подробный анализ факторов ритмичности, возбувдающих те или иные эмоциональные и -эстетические чувства, требует еще раскрытия многих моментов.
Особая роль в создании определенного эмоционально-эстетического восприятия принадлежит воздействию на реципиента периодически повторяющихся компонентов просодии.
Остался нерешенным вопрос о том, какие формы и соотношения между сходными просодическими компонентами подчеркивают эстетику лингвистических средств художественного текста.
В традициях изучения ритма фонетистами под ритмом понимается периодическая повторяемость ударных слогов через более или менее равные промежутки времени. Основной единицей ритма в таких исследованиях выступает ритмическая группа. Такое понимание ритма вполне обоснованной справедливо. Известна также и другая точка зрения, согласно которой в ритмической организации целого текста восприятие ритма может основываться на более крупных речевых отрезках.
Наблюдения над ритмической организацией различных текстов, в первую очередь текстов прозаической художественной литературы, повлекло за собой развитие другой точки зрения на природу речевого ритма, которая еще недостаточно разработана в лингвистике вообще и, в частности, в фонетике.
Трактовка ритма как периодичности сходных и соизмеримых явлений позволяет исследователям супрасегментного уровня лингвистического анализа выделять несколько ступеней ритмических единиц, образующих своеобразную иерархию, и, таким образом, такой подход к явлению ритма позволяет разрешить многие проблемы ритма.
Так, например, прозаическому художественному тексту долгое время отказывалось в праве ритмичности построения, в упорядоченности ритмической системы в силу того, что он не обладал строгими законами ритмической организации стиха.
Идея А.М.Пешковского о единицах ритма больших, чем ритмическая группа, оказалась плодотворной. В настоящее время экспериментальные фонетические исследования убедительно подтверждают эту теорию тем, что в них определяются единицы более широкой ритмической организации: синтагма, фраза, сверхфразовое единство и т.д Основной рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что характер просодического проявления ритма неодинаков в различных типах текстов и различных коммуникативных условиях их реализации. Однако различные смысловые элементы текста могут быть сходным образом оформлены просодически, и ритм является иерархичной системой, организующей связанную и целостную коммуникативную единицу - текст»
В связи с гипотезой об определяющей роли коммуникативной направленности текста по отношению к выявлению ведущих единиц ритма, их просодической сходности и соизмеримости материалом исследования послужили тексты традиционных сказок. Текст сказки представляет собой довольно своеобразный объект для исследования явления ритма.
С одной стороны, сказка как художественный текст обладает многообразными эстетическими признаками, которые требуют своеобразной и многообразной их передачи в условиях коммуникации. С другой стороны, традиционная сказка неоднократно отмечена в лингвистической литературе как максимально организованный речевой объект и по композиции, и по лексико-синтаксическим языковым средствам,и по смысловой структурированности содержания В связи с исследованием фоностилей уже указывалось на осо бенности ритмической организации текста сказки, заключающиеся в ритмичном, стихотворном своеобразии звучания сказки, в выражении ритмом различных чувств, в передаче дополнительной информации о героях и т.д.
Естественно, что в рамках одного исследования, носящего предварительный, поисковый характер, нет возможности осветить взаимосвязь явления ритма на просодическом уровне анализа со всеми возможными коммуникативными аспектами системной организации текста.
Анализ одной из главных коммуникативных функций просодического аспекта ритма, его структурирующей роли в тексте, способности к формированию законченной, связанной и целостной системы эстетического объекта, вызвал необходимость решения следующих конкретных задач:
- выявить ведущие единицы ритма для чтения англоязычной сказки на основе сходства и соизмеримости просодических компонентов в цельнеоформленности единиц текста;
- определить удельный вес периодически повторяющихся сходнооформ-ленных единиц в тексте сказки;
- установить закономерности, согласно которым иерархичная система ритма участвует в организации связности, членения и интеграции системы текста;
- изучить отношения, лежащие в основе гармоничных форм в ритмической системе на основе пропорций симметричных, чередующихся и гармоничных структур в просодической системе ритма;
- охарактеризовать корреляционные отношения системы рассматриваемых семантических признаков содержательного плана текста и системы ритма с точки зрения отклонений от пропорций гармоничной организации.
Актуальность выбора данной темы и задач исследования определена необходимостью разработки правил просодического структурирования связного и целостного объекта-текста для исследования его в системе более широкого порядка - системе коммуникации. Настоящая диссертация посвящена проблеме, лежащей на пересечении теории коммуникации и теории речевого ритма, и пополняет список современных работ по изучению закономерностей построения текста и его единиц.
Научная новизна диссертации заключается в том, что это первое обобщающее исследование ритмической системы в определенной сфере коммуникации - чтении англоязычной сказки. В отличие от тлеющихся работ по ритмической организации текста, в настоящем исследовании выделяется модель более широкой ритмической системы, единицами которой являются не только традиционная ритмическая группа, но и ряд смысловых единиц текста: синтагма, фраза, сверхфразовое единство. Специфика ритмической организации текста сказки, отражающая его основную коммуникативную направленность, а именно,эстетическое воздействие на реципиента, также не была до сих пор объектом специального рассмотрения.
Новым является также изучение связи ритма с такими текстовыми категориями, как связность, членение и интеграция, изучение явления ритма с точки зрения гармоничных отношений в ритмической системе текста.
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в дальнейшей разработке проблем, связанных с особенностями участия просодических средств в формировании явления ритма и роли ритма в структурировании связного и целостного лингвистического объекта-текста. Полученные результаты могут способствовать решению во просов ритмообразующей функции просодии в текстах, реализующихся при различных условиях коммуникации, обладающих различными праг -матическими установками и т.д. Данные, полученные в работе, могут явиться стимулом к более глубокому изучению взаимодействия физиологических, психологических и семантических факторов порождения многомерной системы текста, в том числе и просодической.
Ритмическую организацию текста, представленную в виде иерархии просодически сходнооформленных единиц, можно рассматривать как эффективный прием работы с текстом на продвинутом этапе обучения. Системный подход к явлению ритма помогает проверить навыки практической фонетики, повысить речевую культуру будущих преподавателей-филологов, разработать чувство стиля, дает возможность глубже понять эстетическую форму организации художественного текста. Результаты исследования могут найти применение в учебных курсах по фонетике английского языка, в курсах теории языка и лингвистики текста.
В этом видится практическая ценность настоящей работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Текст сказки, имея статус максимально организованного речевого объекта, обладает широкой иерархией единиц ритма. Практически каждая традиционно выделяемая единица текста имеет право называться единицей ритма на основе сходства и соизмеримости просодических компонентов, оформляющих данную единицу.
2) Ритм организует связность, членение и интеграцию смысловых единиц, различающихся по рассматриваемым в работе семантическим признакам: особенностям контекстно-вариативного членения текста и эмоционально-интеллектуальной оценки.
3) Основной закономерностью, по которой можно определить роль ритма в организации содержания эстетически значимого коммуникативного целостного объекта - художественного текста, являются отношения гармоничной согласованности в способах связи, членения и интеграции, которую осуществляет ритмическая система в тексте.
Построение диссертации определено ее целями и задачами.Дис-сертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, заключения, библиографии и приложения Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и новизна; определяются цели и задачи исследования, его теоретическая и практическая ценность; указывается материал исследования; формулируются положения, выдвигаемые на защиту.
В первой главе освещаются основные теоретические проблемы, связанные с изучением системной организации текста и роли просодической формы ритма в художественном тексте, основной коммуникативной направленностью которого является эстетическое воздействие на реципиента.
Во второй главе дается краткий обзор методики проведения эксперимента, принципы отбора экспериментального материала и задачи лингвистической интерпретации полученных результатов.
В третьей главе: а) приводятся полученные в результате слухового и электроакустического анализов данные о специфике системы ритма в текстах англоязычной сказки; б) выявляются такие отношения в форме ритмической организации, которые способствугот не только оптимальной связности и интеграции содержания текста в процессе его коммуникативной передачи, но и являются показателями восприятия эстетически значимого речевого объекта; в) анализируется неоднозначная взаимообусловленность семантического и просодического аспекта текстовой организации.
В общих выводах обобщаются данные эксперимента. Заключение намечает перспективы для дальнейших фонетических исследований, связанных с проблемой ритмообразугощей функции просодии. Приложение содержит таблицы, демонстрирующие качественную специфику и универсальные закономерности исследуемого явления.