Введение к работе
Актуальность данной темы определяется большим значением, которое придается в современной лингвистической науке разностороннему и глубокому изучению функционально-речевых стилей и их разновидностей. Актуальность настоящей диссертации также связана с недостаточным количеством исследований, посвященных изучению стилистических приемов в тексте сказки.
Научная новизна предпринятого исследования определяется недостаточной изученностью композиционно-стилистических приемов нарастания и спада с точки зрения уровневой классификации их элементов. Реферируемая диссертация является фактически первым комплексным научным анализом нарастания и спада как фигур украшения речи с одной стороны, и основы композиционного строения текста, с другой. Впервые представлен анализ фактического материала на основе диктемной теории текста. Разработана типология нарастания и спада как разных стилистических приемов на основе принципа градации. Исследована роль нарастания и спада в формировании композиции сказки.
Объектом исследования является авторская и фольклорная сказка. В качестве предмета исследования выступают композиционно-стилистические приемы нарастания и спада.
Цель данного диссертационного исследования заключается в изучении стилистического потенциала синтаксических приемов нарастания и спада как стилистических фигур и аранжировочных выразительных средств, используемых при построении текста сказки, в терминах теории уровневой структуры языка и диктемной теории.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- провести критический обзор основополагающих научных работ, посвященных исследованию сказки как литературного жанра, нарастания, спада, кульминации, развязки в лингвистике и литературоведении;
- выявить и классифицировать различные виды нарастания и спада в тексте сказки, описать языковые средства их выражения;
- определить особенности спада как отдельной стилистической фигуры;
- описать роли и функциональные возможности нарастания и спада как стилистических фигур и компонентов структуры сказки;
- рассмотреть композиционную структуру сюжета сказки и описать роль нарастания и спада в построении предкульминационной, кульминационной и завершающей частей произведения;
- проанализировать различия в использовании нарастания и спада как фигур речи и композиционно-строевых приемов в текстах авторских и народных сказок.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сказка – особый литературный жанр, структурные и стилистические характеристики которого во многом определяются устной формой бытования. Возможность выделения жанра сказки определяется ее когнитивными, коммуникативными, функциональными и структурными особенностями.
2. Нарастание и спад – широко распространенные в сказке приемы, которые могут быть выражены средствами всех языковых уровней: фонетического, морфологического, лексематического, денотематического, пропозематического и диктематического. При этом восприятие стилистического приема, вне зависимости от языкового уровня его элементов, происходит только в диктеме как единице тематизации и стилизации.
3. Нарастание и спад – это отдельные стилистические приемы на основе принципа градации, различающиеся с точки зрения структуры и выполняемых в тексте функций.
4. Нарастание и спад – это не только фигуры речи, но и аранжировочные приемы, являющиеся основой предкульминационного развития сюжета, кульминации и развязки. Несколько сюжетов также могут располагаться в порядке возрастания или убывания напряженности.
Научное и прикладное значение исследования состоит в выявлении новых данных о структурной, семантической и коммуникативной организации текста сказки и, в частности, об особенностях нарастания и спада как фигур речи и композиционно-строевых компонентов текста. Результаты исследования должны пополнить соответствующие разделы по синтаксису, стилистике английского языка, могут быть использованы в курсах теории и практики анализа и интерпретации текста, могут дать определенный материал для смежного с лингвистикой литературоведения.
Материалом исследования послужили фольклорные английские и кельтские сказки, англоязычные варианты арабских сказок, а также литературные произведения американских, британских, австралийских авторов. Общее число народных произведений - 196, авторских – 85, общий объем составляет более 4200 страниц печатного текста.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования отображены в шести научных статьях автора, опубликованных в специализированных изданиях. В том числе три статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК. Общий объем публикаций – 3,1п.л. По теме исследования были сделаны доклады на научных конференциях МПГУ в 2009-2010 гг.
Цель работы и поставленные задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (включает 157 теоретических источников) и списка используемой литературы (список включает 18 изданий художественной литературы).
Во введении обосновывается выбор темы, устанавливается теоретическая база и пути изучения выбранной проблемы, формулируется цель и задачи исследования, приводятся положения, выносимые на защиту, указываются методы анализа, использованные в исследовании, определяется научное и прикладное значение исследования, его научная новизна, приводится аннотация работы.
В первой главе освещается проблема изучения сказки как литературного жанра в отечественном и зарубежном литературоведении.
Во второй главе рассматриваются основные направления исследования стилистических приемов нарастания и спада, композиционных элементов художественного произведения в целом и сказки в частности.
В третьей главе изучается использование стилистических фигур нарастания и спада, выраженных средствами различных уровней языка, в тексте сказки.
В четвертой главе описывается функционирование нарастания и спада в качестве языковой основы композиционных элементов сказки: завязки, предкульминационного развития конфликта, кульминации, развязки.
Каждая глава завершается краткими выводами. В заключении подводятся основные итоги исследования.
Библиография включает работы отечественных и зарубежных исследователей в области лингвистики текста, когнитивной лингвистики, литературоведения, поэтики, фольклористики.
Общий объем исследования составляет 147 страниц.