Введение к работе
Актуальность данного экспериментально-фонетического иеследов ния определяется необходимостью дальнейшего изучения просодически средств реализации смысловой структуры спонтанного монолога и необходимостью изучения просодических средств формирования смислово структуры сценического монологического текста, а также важностью изучения особенностей реализации воздействующей функции просодии сценических а спонтанных монологических речевых образованиях.
Предметом исследования в настоящей работе являются просодиче ские средства оформления смысловой структуры монологического текста, реализующие функцию воздействия на адресата.
1/ Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: "Советская эн циклопедия",. 1990. - С.310.
2/ Орлов Г.А. Современная английская речь. - М.: "Высшая школа", 1991. - С. 19.
3/ Крылова І.В. Монолог как один из видов гекста/Дингвистика тек ста. - М., 1979. - С.44 ( Тр./ШШШ им. М.Тореза; вып.141 ) .
Объектом исследования являются монологические тексты информа тивного характера б двух видах речевой деятельности: сценические монологи в жанре битовой драмы и. спонтанные монологи, содержащие индивидуальное отношение говорящего к описываемым событиям и явле ниям.
Целью исследования в настоящей работе является изучение роли просодии в формировании смысловой структуры и реализации функции воздействия в сценическом и спонтанном монологах.
Для достижения поставленной цели была определены следующие задачи:
выявить особенности порождения сценической и спонтанной ре чи;
определить понятия информационного и прагматического центров применительно к исследуемым монологическим текстам; с учетом композиционных особенностей каждого из анализируемых монологов вы
.делить в них информационные и прагматические центры;
выявить просодические особенности делимитации и интеграции а также компоненты смысловой структуры в двух вышеуказанных видах монолога;
учитывая взаимозависимость и взаимообусловленность всех уровней языка, изучать просодические средства выражения смысловой структуры анализируемых монологов в их взаимосвязи с лексико-грам' матическими средствами;
. , - определить степень выделевности информационного и прагматического центров в каждом из монологов и просодические средства их выделения, а также значимость отдельных просодических параметров в создании эффекта вццеленности в реализации функции воздействия на слушающих.
Исходная гипотеза, доказательство которой составило содержание данной работы, состоит в том, что формирование смысловой струї туры монологического текста в сценической и спонтанной речи зависи*. от условий их порождения и реализуется по разным моделям, что проявляется в особенностях организации просодической структуры монологов, их делимитации и интеграции.
Новизна работы состоит в том, что впервые проводитея исследование по виявленню просодических характеристик формирования смысловой структуры, а также выделенности информационных и прагматических центров и реализации функции воздействия в плане контрас-тивного анализа на материале звучащих монологических текстов разных интонационных стилей: художественного и информационного.
Теоретическая значимость данного экспериментально-фонетического исследования состоит прежде всего в том, что оно продолжает разработку статуса просодии в прагматически ориентированном звучг щем монологаческом тексте, что вносит определенный вклад в теория прагмазшнгвистики; сравнение просодического оформления парных по тематике сценического и спонтанного монологов может расширить представление о варьировании просодических параметров в различных видах устного текста;- а, наконец, данное исследование представляет собой еще один шаг в разработке проблемы соотношения просодии а смысловой структуры монологического текста, реализованного в ра личных ситуациях, общения, что является определенным вкладом в тес ретическуго фонетику.
Практическое значение работы заключается в том, что она расширяет представление о функционировании английского языка в разли чных ситуациях общения. Выводы и положения, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть применены в курсах теоретическо и практической фонетики, в обучении нормам речевого общения, поскольку обучение специфике правил выделения информационных и прагматических центров служит адекватному восприятию продуцируемых -текстов. На основании данного исследования могут быть разработаны практические рекомендации по отбору и составлению учебного матера ала для обучения различным видам монологического общения: выразительному чтению и спонтанному говорению. Материал данного исследо вания может быть также применен в спецкурсах и спецсеминарах по фоностилистике, так как расширяет наши знания о сценической и спонтанной речи.
Для решения вышеуказанных задач в работе применен комплексны метод исследования, включающий теоретический анализ имеющейся литературы по изучаемым проблемам, осмысление фактического материала с позиций лингвистики и психолингвистики, аудиторский и электроакустический анализы с привлечением элементов статистического анализа полученных данных, а также функциональный анализ исследуемых просодических средств.
Материалом для сценических монологов послужили два спектакля поставленные на сцене британских театров по пьесам Джона Осборна "Оглянись во гневе" и Гарольда Пинтера "День рождения" и записанные на видеопленку. Образцы монологических текстов, реализованных в спонтанном говорении, были получены в результате записи неподготовленной монологической речи носителями языка на предложенные им темы. Группа информантов состояла из 14 дикторов /8 мужчин и 6
женщин/ - стажеров из Оксфордского университета, а также преподавателей Кембриджского и Лондонского университетов /Великобритания носителей орфоэпической нормы английского произношения. Для аудиторского анализа был отобран материал общей длительностью звучали 3,5 часа. Общее количество монологов составило около 100 реализаций- Общее звучание сегментов для записи на интонограф составило 20 минут..
Апробация работы осуществлена на Ленинских чтениях в МШУ иь БД-Ленина /апрель 1992 г./, а также на межвузовской научно-практической конференции в Российской академии медицинских наук на ка федре завада о европейских язнков /март 19 г./. Некоторые положеі диссертации используются в лекциях и на семинарских занятиях по теоретической фонетике и на.занятиях ко практической фонетике анз лийскогр языка на факультете иностранных языков МПІУ им. В.И.Ле-шша..
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографии и приложения, Во вв( дении определяется степень разработанности проблема, обосновывает ся актуальность и новазна темы, раскрываются цель и задачи исследования, характеризуется теоретическая и практическая значимость работы* Первая глава состоит; <аз трех параграфов, в которых рассмг триваются основные теоретические положения данной работы, а имен-но:..психологичеекие и психофизические основы порождения сценического и спонтанного монологов, законы и условия построения монологического текста в сценической и. спонтанной' речи, особенности смысловой структуры монолога в двух видах речевой деятельности, специфика построения сценического монолога, особенности реализации функции воздействия в сценическом и спонтанном монологах. Ш второй главе описывается методика проведения данного экспериментально-фонетического исследования. В третьей главе излагаются ег* результаты. Выводы содержат основные итога исследования, интерпр*