Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭВОЛЮЦИИ
КОНЦЕПТА ПУТЕШЕСТВИЕ В АНГЛОСАКСОНСКОЙ
КУЛЬТУРЕ 17
1.1. Теоретические предпосылки исследования эволюции концепта
ПУТЕШЕСТВИЕ 17
Определение основных понятий, используемых в работе 17
Концепт ПУТЕШЕСТВИЕ в мировой культуре и науке 27
1.2. Показатели эволюции концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в текстах англо
саксонской культуры X-XVIII вв 32
1.2.1. Онтологизация концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в эпической поэме
"Beowulf: героическая доминанта 32
1.2.1.1. Лексическая представленность концепта ПУТЕШЕСТВИЕ
в поэме 32
Концепты ценностной картины мира древних германцев, входящие в концептосферу ПУТЕШЕСТВИЕ 35
Концепты ВОИНСТВЕННОСТЬ, МОРЕ, КОРАБЛЬ как элементы семиотического окружения концепта ПУТЕШЕСТВИЕ 43
1,2.2.0нтологизация концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в лирической
элегии "The Seafarer" (Cynewulf): доминанта страдания 49
1.2.2.1. Лексическая представленность концепта ПУТЕШЕСТВИЕ
в элегии 50
Концептуальные доминанты ПУТЕШЕСТВИЯ, отраженные в тексте элегии 51
Концепты-элементы ценностной картины мира древних германцев, сопутствующие концепту ПУТЕШЕСТВИЕ 56
1.2.2.4. Актуализация метафорического аспекта концепта
ПУТЕШЕСТВИЕ в тексте "The Seafarer" 61
1.2.3.0нтологизация концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в поэме Дж. Чосера
"The Canterbury Tales": религиозная доминанта 64
1.2.3.1. Особенности лексической представленности
концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в поэме 64
1.2.3.2. Отражение концепта ПАЛОМНИЧЕСТВО как
результата контакта концептов ПУТЕШЕСТВИЕ и БОГ
в поэме 67
Концепт ВОЙНА в концептосфере ПУТЕШЕСТВИЯ 71
Концепт РЫЦАРСТВО в концептосфере ПУТЕШЕСТВИЯ поэмы 74
Частный концепт ПОЕЗДКА ВЕРХОМ в тексте
"The Canterbury Tales" 76
1.2.3.6. Концепт ТОРГОВЛЯ в концептосфере ПУТЕШЕСТВИЯ,
отраженной в поэме 79
1.2.3.7. Концепт ДОМ как ориентирующий концепт 82
1,2.4.0нтологизация концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в произведении
Дж. Свифта "Gulliver's Travels": исследовательская (познаватель
ная) доминанта 85
1.2.4.1. Лексическая представленность концепта ПУТЕШЕСТВИЕ
в тексте "Gulliver's Travels" 85
Концепт УДАЧА как субститут божественного участия... 90
Концепты "общественного прогресса" как окружение концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в новелле "Gulliver's Travels" 93
Концепт ДОМ как культурнодетерминированная
константа концепта ПУТЕШЕСТВИЕ 97
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 100
4 ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ TRA VEL КАК ДИНАМИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОДУКТ ЕЕ
ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 102
Определение границ концепта в современном английском языке с помощью выделения спектра лексем-репрезентантов: признаки микроэволюции 102
Существенные признаки концепта TRAVEL по данным этимологических словарей 111
Концепт TOURISM как репрезентант современной единой
культуры путешествий 114
2.4. Концепт TRAVEL в дискурсе: составление концептосферы
TRAVEL в специализированной рубрике TRAVEL современной
англоязычной газеты 119
2.4.1. Концепты BUSINESS и LEISURE как концепты,
детерминирующие тип современного
'человека путешествующего' 121
Концептуальная область TRAVEL DIFFICULTIES в исследуемом дискурсе 125
Концепты TIME, INFORMATION, NOVELTY как сопутствующие концепту TRAVEL 128
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 132
ГЛАВА 3. МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ КОНЦЕПТА TRA VEL В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕЛЕВАНТНОСТИ.... 134
Метафора как средство концептуального анализа 134
Концепт TRAVEL в метафорах 136
3.2.1. Особенности отношений сопоставляемых концептуальных
областей в метафоре 136
Исследование концепта TRAVEL как "домена-источника" 137
Концептуальная метафора LIFE IS A JOURNEY как базовая метафора человеческого бытия 140
Метафоризация целенаправленных процессов через домен-источник TRAVEL 149
Концепт TRAVEL как основа метафоризации в идиомах 159
Концептуальные области-источники в метафоризации
концепта TRAVEL 160
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 181
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
И ИХ УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 201
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ
И ИХ УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 204
ПРИЛОЖЕНИЯ 207
Схема 1 207
Схема 2 208
Схема 3 209
Схема 4 210
Схема 5 211
Схема 6 212
Схема 7 213
Схема 8 214
Введение к работе
Актуальность исследования и степень разработанности темы.
Современный период развития лингвистической науки характеризуется тем, что объектом исследований стал человек во всем его языковом многообразии. Антропоцентрический ракурс предполагает изучение различных проявлений человеческой природы в языке, отражающих аспекты существования homo sapiens. Новый взгляд на изучение языка привнесла когнитивная наука, объектом которой является homo cogitus - 'человек мыслящий'. Все чаще различные стороны существования человека берутся в качестве исходной точки отсчета в современных лингвистических исследованиях, например 'человек волевой', 'человек неискренний' и др. (Антропологическая лингвистика 2003). Изучение homo ridens - 'человека смеющегося' (Бахтин 1979) и homo ludens -'человека играющего' (Хёйзинга 2003) подняли философские и нравственные проблемы пребывания человека в культуре. В нашей работе делается попытка исследовать эволюцию лингвокультурного прообраза homo viator - 'человека идущего', или 'человека путешествующего', в англосаксонской культуре. В этом движении заключены наиболее существенные бытийные императивы человека, что закрепилось не только на уровне физических, но и культурных программ, например, в христианском учении, где человек и его предназначение понимаются как sempre in via, sempre in itenere - 'всегда в пути'.
Исследователями отмечается, что путешествия явились одним из существенных факторов развития единой мировой цивилизации, "создания современной ментальное" (Ясперс 1994). Еще в середине первого тысячелетия до н. э. путешественники способствовали созданию некоего единого ментального фона путем распространения передовых идей, выступая в качестве прообраза системы коммуникации. Путешествия Геродота, Страбона, Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля привели к обмену научными знаниями и возникновению европейской философии. А морские путешествия с целью открытия но-
7 вых земель привели к созданию мирового экономического пространства и в
целом единой мировой цивилизации (Соколова 2002: 3).
Можно сказать, что за многие века на земле сформировалась единая мировая культура путешествий с общими принципами, установками, стереотипами, стандартами и требованиями, что не исключает проявления самобытности и уникальности восприятия данного явления в какой-либо культуре. В современном обществе ПУТЕШЕСТВИЕ является поистине универсальным общечеловеческим концептом, одинаково необходимым и понятным представителям любой культуры, но в то же время реализующимся в неповторимых условиях каждого культурного сообщества.
Значение путешествий для развития мировой цивилизации трудно переоценить, но как самостоятельное явление они стали изучаться наукой относительно недавно. Научно-технический прогресс, вызвавший активизацию путешествий, появление туризма и его интенсивное развитие в XIX-XX вв., а также последующее его признание одной из наиболее приоритетных областей мировой экономики (LNEC 1936) заставили общество обратить внимание на особенности процесса путешествий и выработать механизмы регулирования и контроля за передвижениями людей в рамках мирового пространства. Это привело к созданию в конце XX века отдельной области знания, объектом которой стали путешествия, их история и роль в развитии мировой культуры (Шаповал 2002). Обращение к исследованию столь важного для развития мирового общества явления путем раскрытия особенностей его понимания в конкретной лингвокультуре подчеркивает актуальность нашей работы.
В гуманитарных науках и духовной культуре, в частности в философии и религии, путешествие нашло отражение, в основном, в осмыслении его метафорического аспекта, чаще всего в приложении его к рассмотрению "человеческой жизни как пути" (например, в учении Дао). В мировой литературе появился особый жанр литературных произведений, основу которых составило
8 путешествие (Д. Дефо, Д. Свифт, Э. Хэмингуэй, А. Радищев, Дж. Лондон и
ДР-)-
Нельзя сказать, что в лингвистической науке данный феномен был проигнорирован исследователями, но следует отметить, что в основном предметом исследования являлись элементы или составные части ситуации путешествия, такие, как 'дорога / путь': в исследованиях когнитивной направленности выявлялись универсальные когнитивные признаки сценария 'путешествие', 'движение по пути'; отмечалась тесная связь данного процесса с пространственными и временными категориями, такими, как 'начало/конец', 'предел', 'время' и.т.д. (Кравченко 1996, Арутюнова 2000; Яковлева 2000; Филиппенко 2000; Попова 2000; Стеценко 2003); анализировались аспекты концептуальной метафоризации концепта JOURNEY (Lakoff 1980, 1999), исследовалась метафорическая востребованность образа 'пути' в художественной литературе (Демидова 1994); определялись взаимоотношения образов 'пути / дороги' с культурными аспектами, как в работе Ю.Л. Шишовой (2002), где 'путь' рассматривался как мифологема; в подобном ракурсе исследовалась роль 'Пяти великих дорог' как существенного элемента мифологического пространства древних ирландцев (Бондаренко 2003).
Современная когнитивная парадигма создала методологическую и теоретическую базу для изучения единиц сознания, исследование которых позволяет более глубоко понять явление на основе его языковой представленности в языке, а значит, в сознании человека, что становится возможным благодаря многочисленным исследовательским методам и процедурам концептуального анализа. Тем не менее подвижность и нестабильность концептуального образования, отмечаемая исследователями, затрудняет синхронное изучение концептов, поскольку "схватить" концепт в определенный момент развития культуры довольно сложно, он постоянно "ускользает", "расплывается". Вдвойне сложно осуществить диахроническое исследование единицы сознания и культуры.
Поэтому представляется целесообразным сочетание методов диахронического и синхронического анализа, которое определяется стремлением исследовать путь развития концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в англоязычной культуре, изучить данный концепт в многообразии его реализаций в общественном сознании с помощью языковых репрезентаций и выяснить степень его релевантности для англосаксонской лингвокультуры.
Необходимо отметить, что при проведении диахронических исследований концептов выбрать единое для всех периодов имя концепта в данном языке зачастую довольно сложно, поскольку концепт с течением времени кардинально меняет свое языковое воплощение. Поэтому при описании эволюционных трансформаций концепта представляется оправданным остановиться на имени ПУТЕШЕСТВИЕ, которое основывается на признании существования общих концептов и семантических универсалий (Вежбицкая 1996) и объединяет различные исторические состояния концепта единицей метаязыка. Современный период характеризуется более четким номинативным полем и наличием имени TRAVEL.
Исследования диахронических изменений концептов нельзя отнести к хорошо разработанному направлению в концептуальных исследованиях. Это отчасти объясняется недостаточной разработанностью собственных исследовательских методов диахронической концептологии и сложностью исследований исторической динамики концептов.
Использованный нами эволюционный подход (Морган 1936; Тайлор 1989) в качестве научной методологической системы взглядов на динамически развивающиеся явления социального характера предполагает рассмотрение концепта как сущности, находящейся в тесной взаимосвязи с окружающей внешней средой, детерминированной ее изменениями, характеризующейся наличием этапов (стадий, состояний) развития, которые находятся в отношениях последовательного преобразования одного в другое и тесной взаимосвязи друг с другом. При этом внешней средой по отношению к концепту будет являться
10 культура во всем многообразии ее духовных и материальных ценностей, что
делает возможным говорить о прямо пропорциональной зависимости между
эволюцией культуры (Уайт 2004 б) и эволюцией концепта.
При изучении эволюции концептов исследователь может опираться на методы исследования диахронических изменений языковых уровней и отдельных единиц языка (Ярцева 1961, 1969; Гухман 1981; Журавлев 1991), методику историко-семантических исследований (Бородина 1979), методику историко-филологического анализа древних текстов (Шапошникова 1999), изучение исторической динамики лексико-семантических полей (Паюнена 2005), анализ трансформаций в концепте на основе изучения и сопоставления концептуальных метафор (Плисецкая 1999; Паскова 2003), этимологический анализ и выяснение направления развития концепта через конструирование внутренних связей слов (Маковский 1986; Степанов 1997, 2004) и др.
Изучение фиксированных состояний концепта посредством моделирования его частных концептосфер (выявление концептов семиотического окружения), отражающих особенности исследуемого концепта через его многоуровневую связь с другими концептами в пределах исторического текста, может стать одним из методов, дополняющих перечисленные исследовательские приемы изучения концептов в их тесной связи с культурой, поскольку текст есть продукт культуры (Лотман 1986; Степанов 1997). Данный метод находится в русле культурологического направления исследования концептов, так как текст, представляя собой срез культуры, имеет четкие границы, обладает абсолютной синхронностью отображаемого культурного пространства определенного исторического периода.
Объектом настоящего диссертационного исследования явилась эволюция концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в англосаксонской культуре и ее отражение в сознании и языке.
Предметом исследования послужила языковая представленность диа-хронного (эволюция) и синхронного аспектов концепта ПУТЕШЕСТВРІЕ в англосаксонской лингвокультуре.
Цель исследования состоит в рассмотрении концепта ПУТЕШЕСТВИЕ через совокупность его языковых (лексических и текстовых) репрезентаций разных исторических периодов и в выработке представления о том, каковы были культурнодетерминированные предпосылки и условия, сопутствующие развитию концепта, каково было его семиотическое окружение, а также, каким образом данный концепт развивается в англоязычной культуре на современном этапе.
Целью работы определяются следующие практические задачи:
1. Исследование репрезентаций концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в текстах разных
временных периодов для создания диахронической последовательности ча
стных концептосфер ПУТЕШЕСТВИЯ (систем семиотического окруже
ния), отражающих признаки исторической динамики концепта. Выполне
ние данной задачи потребовало:
а) выявления спектра лексических единиц, репрезентирующих концепт в ис
торических текстах, и особенностей их семантики;
б) моделирования вариантов концептосфер, характерных для текстов разных
исторических периодов от древнеанглийского до современного;
в) сопоставления этих вариантов и выявления характера отношений и связей
между концептами;
г) определения константных и переменных составляющих окружения кон
цепта на основе сравнения концептосфер ПУТЕШЕСТВИЯ.
2. Исследование языковой представленности современного состояния концеп
та ПУТЕШЕСТВИЕ (TRAVEL). Эта задача предполагает следующие этапы
разработки:
а) выявление спектра лексем-репрезентантов для определения границ концепта и деление их на группы;
б) описание наиболее релевантных аспектов современного понимания кон
цепта TRAVEL на основе его репрезентаций в специализированном дискур
се англоязычной прессы по теме TRAVEL;
в) изучение степени метафорической представленности концепта TRAVEL
путем определения его места и роли в составе метафор.
С учетом специфики поставленных задач спектр выбранных методов ис-следования выглядит следующим образом:
анализ словарных дефиниций лексем, репрезентирующих концепт;
историко-этимологический анализ;
концептуальный анализ, в который вошли элементы контекстуального анализа, моделирование систем семиотического окружения концепта, а также анализ концептуальных метафор;
элементы статистического анализа;
метод интроспекции.
Теоретической основой послужили положения когнитивной лингвистики и лингвокультурологического направления в исследовании концептов, а также эволюционного подхода к рассмотрению динамических явлений, такие, как:
1) язык есть основное средство доступа к процессам сознания (Лурия 1979;
Почепцов 1990; Фрумкина 1990,2001; Кубрякова 1992; Вежбицкая 1996 и
др-);
концепт есть единица ментального лексикона и человеческой памяти (КСКТ);
концепт существует в сознании, детерминируется культурой и опредмечивается в языке (Карасик 2000;Слышкин 2000;);
концепт отражает (включает) области освоенного человеком опыта (Lakoff 1980, 1999);
концепты есть единицы культуры (Степанов 1997);
некоторые аспекты концепта могут быть раскрыты через характер его соотношений с другими концептами (Степанов 1993; Никитин 2004);
эволюция есть постепенное развитие, изменение какого-либо явления, характеризующееся наличием этапов или состояний, в которых каждый последующий этап связан с предыдущим (Уайт 20046).
Материалом исследования послужили художественные тексты, относящиеся к разным временным периодам, а именно к V-VI, X-XI, XIV, XVIII вв. Объем проанализированного материала составил около 2000 страниц. Исследовались словари - от древнеанглийского до современного английского языка. Современное состояние концепта ПУТЕШЕСТВИЕ (TRAVEL) изучалось на материале отдельных лексических репрезентаций концепта и текстов, объем проанализированного материала составил около 1500 страниц.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые проводится отдельное комплексное исследование концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в англоязычной культуре на основе анализа его языковых репрезентаций; впервые осуществляется попытка проведения исследования данного концепта, предполагающая изучение особенностей его динамики с помощью выявления его культур-нодетерминированных элементов; впервые диахроническое исследование концепта проводится на основе представления последовательности текстовых репрезентаций как вариантов семиотического окружения концепта ПУТЕШЕСТВИЕ, характерных для определенного периода, которые могут быть рассмотрены как слепки культурного пространства, отраженного в человеческом сознании.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в исследование динамики отдельных культурных концептов и различных аспектов культуры. Результаты данной работы могут оказаться полезными также для исследования концептов в синхронном аспекте.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке лекционных и семинарских курсов по
14 когнитивным семантическим исследованиям, концептологии, диахронической
лингвистике, лингвокультурологии, а также в практике преподавания английского языка как иностранного, практике перевода и в написании учебно-методических пособий.
Апробация работы проходила на ежегодной международной научно-практической конференции "Лингвистические парадигмы и лингводидактика", организуемой в Байкальском государственном университете экономики и права в 2001 - 2005 гг., где были сделаны доклады по теме диссертации; на Региональной конференции молодых ученых, проходившей в Иркутском государственном лингвистическом университете в марте 2002, а также на аспирантских семинарах Центра языковой подготовки БГУЭП. Основные положения диссертационного исследования отражены в тезисах 2 докладов и 5 статьях, общий объем которых составляет 2,78 п. л.
Основные положения, выносимые на защиту:
Концепт ПУТЕШЕСТВИЕ отражает две области освоенного человеком опыта - физического (область ваимоотношений человека и пространства) и культурного, обусловленного пребыванием человека в культуре.
ПУТЕШЕСТВИЕ - активно эволюционирующий концепт. Эволюция концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в англосаксонской лингвокультуре отражает трансформацию накопленного человеком культурного опыта, а именно: изменения в ценностной картине мира англосаксонского общества, развитие науки, социальные трансформации и совершенствование материальной культуры.
Концепт ДОМ, обладающий связью с архетипическими компонентами сознания, встроен в культурнодетерминированную область концепта ПУТЕШЕСТВИЕ как устойчивый ориентир, относительно которого осуществляется движение 'человека путешествующего'.
4. Концепт ОПАСНОСТЬ является константным признаком концепта
ПУТЕШЕСТВИЕ, хотя его концептуальная реализация изменяется, будучи
обусловленной эволюцией культуры.
Концепт TRAVEL является значимым концептом современной англоязычной культуры, так как он характеризуется высокой номинативной плотностью в современном английском языке (87 лексем-репрезентантов), связан с основными ценностными доминантами культуры, а также является областью высокой метафорической диффузности.
Концепт TRAVEL, будучи базовым концептом для метафоризации других концептуальных областей, является также базовым концептом естественного опыта, на основе которого структурируются внутренние аспекты данного концепта, тем самым являясь областью-источником для собственной метафоризации.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка использованных словарей и их условных сокращений, списка источников примеров и их условных сокращений и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 175 страницах машинописного текста.
Во введении формулируются цели и задачи исследования; перечисляются методы, необходимые для их реализации; приводятся положения, выносимые на защиту; объясняется актуальность, научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе "Исследование показателей концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в англосаксонской культуре" аргументируется выбор культурологического подхода к концепту, рассматриваются возможные методы диахронических исследований концептов, объясняется выбор эволюционной модели в качестве методологической основы рассмотрения динамики концептов, обосновывается выбранная методика исследования динамики концептов, а также рассматривается онтологизация концепта в текстах как свидетельство эволюционного развития; моделируются системы семиотического окружения концепта ПУТЕШЕСТВИЕ, репрезентированные в текстах, и проводится их сопоставление.
Во второй главе "Концепт TRAVEL как динамичный элемент современной англоязычной культуры и продукт ее эволюционного развития" анализируется спектр лексем-репрезентантов, характерных для современного состояния концепта TRAVEL, которые подразделяются на группы; освещаются некоторые аспекты функционирования концепта в англосаксонской лингвокуль-туре, особенности его представленности в современном английском языке.
Третья глава "Метафорическая представленность концепта TRAVEL в современном английском языке как показатель релевантности его в англоязычной культуре" посвящена языковой репрезентации концепта в метафорах, степени его задействованности в концептуальных метафорах; здесь также анализируются факторы, обусловливающие использование концепта в роли области-цели и области-источника.
В заключении подводятся основные итоги исследования и делаются обобщающие выводы относительно характера данного концепта, его отличительных признаков, а также факторов, определяющих эволюционное развитие концепта ПУТЕШЕСТВИЕ в англосаксонской культуре, их языковой представленности, степени социокультурной релевантности концепта, а также обозначаются перспективы дальнейшей работы.