Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лингвостилистические средства реализации художественной детали в коротком психологическом рассказе : (на материале прозы английских авторов XX века) Щирова, Ирина Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щирова, Ирина Александровна. Лингвостилистические средства реализации художественной детали в коротком психологическом рассказе : (на материале прозы английских авторов XX века) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. М. Герцена.- Санкт-Петербург, 1991.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-7/1983-5

Введение к работе

Настоящая работа выполнена в русле лингвистической типологии текстов и посвящена рассмотрению одного из элементов текстового уровня - художественной детали.

Теоретической базой исследования послужили концепция художественной детали, разработанная советскими учеными(В.А.Кухаренко, М.А. Березняк, Е. Добин, Р.Д. Цивин, З.П.Гузар, Л.М. Цилевнч), концепция художественного образа (Г.В. Степанов, Ю.С. Степанов, СМ. Меэенин), классификация и характеристика литературных родов и жанров (Г.Н. Поспелов, М.Каган), классификация и характеристика категорий текста(И.Р. Гальперин, З.Я. Тураева, Т.М. Николаева, Цв. Тоцоров, Ж. Жаннетт), теория функциональной стратификации(Э.Г. Риэель, З.Я. Тураева, М.А. Гвенцацзе), концепция приращении смысла языковых значимостей в тексте(В.Б. Виноградов, Б.А. Ларин, И.Р. Гальперин, Т.И. Сильман, И.И. Ковтунова, З.Я. Тураева, Р.Якобсон.У.Веин-рейх, М.Рк.$фатер), концепция лексического значения слова (В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий, Д.И. Шмелев, А.А. Уфимце-ва, И.А. Арнольд, М.В. Никитин, В.Г. Гак), концепция "возможных миров'ЧСА. Крипке, Я. Хинтикка), концепция рассеянного смысла художественного текста(Ж. Деррида).

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов, а именно:

а) сложностью проблемы художественной детали, которая
диктует необходимость ее дальнейшей разработки. Значимость
рассматриваемого компонента текста неоднократно отмечалась
исследователями, а термин " деталь" широко применяется в фи
лологических трудах. Тем не менее, неясность в дефинициях,
терминологические споры, ведущиеся вокруг детали, свидетель
ствуют о многогранности ее природы, требуют уточнения самого
понятия "художественная деталь";

б) интересом современной науки о тексте к проблеме ти
пологии законченных речевых произведений, теоретическими по
требностями лингвистики текста в типологической систематиза
ции и лингвистическом описании текстовых построений реалич-
ных коммуникативных- сфер. Накопление конкретных данных об
особенностях использования художественней детали в произве
дениях психологической прозы монет способствовать решению

общих проблем жанровой типологизации;

в) возрастанием роли человеческого фактора в мире соци
ального взаимодействия, которое определяет повышенный иссле
довательский интерес к психологической прозе. Антропоцентризм
художественного текста, его стремление понять мир из человека
прослеживается в рассматриваемой жанровой форме особенно чет
ко. Коммуникативная направленность психологического рассказа
с необходимостью предполагает раскрытие внутреннего мира пер
сонажей, изображение испытываемых ими чувств, анализ глубин
человеческого сознания;

г) ориентацией литературы XX в. на "умного читателя".
Присущая произведениям этого времени "размытая" структурная
форма тяготеет к имплицитно-подтекстовому выражению и требует
от читателя значительных интеллектуальных и эмоциональных уси
лий, необходимых для "самостоятельного" осмысления произведе
ния О.С. Азнаурова). Это подтверждает значимость изучения
детали в психологических рассказах исследуемого периода, т.к.
ее расшифровка предполагает обязательное "сотворчество" со
стороны адресата, что объясняется способностью всех типов
данной текстовой категории принимать участие в создании под
текста (В.А. Кухаренко).

Непосредственной целью анализа явилось выявление специфических текстовых признаков функционирования художественной детали в жанре короткого психологического рассказа. В качестве рабочей гипотезы выдвигалась мысль о том, что реализация детали зависит от типа текста, в котором она используется.

Цель исследования обусловила постановку ряда конкретных задач, среди которых должны быть особо отмечены следующие:

уточнение понятия "художественная деталь"}

выявление семантической и функциональной специфики различных типов детали, определяющей особенности порождения и восприятия художественного образа; построение функционально-семантической классификации детали;

-исследование обеспечиваемого деталью способа моделирования действительности в художественном тексте, ее участия в создании или "разрушении" определенной картины мира; построение гносеологической типологии детали;

- описание жанровых особенностей функционирования дета
ли в коротком психологическом рассказе.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем била осуществлена попытка выявить семантическую и функциональную специфику реализации художественной детали в текстах малообъем-нон психологической прозы, описать механизм ее образования, связать функционирование детали с актуализацией формирующих ее языковых единиц. Впервые материалом для такого рода анализа выступил короткий психологический рассказ. Выявлена и описана способность детали определять то или иное направление в развитии индуцируемого его образа, т.е. учтен способ участия детали в создании или "разрушении" эстетически возможного мира. Исследование подобного плана ранее не проводилось.

Теоретическая значимость. Совокупность признаков, выделяемых на основе предложенных в работе функционально-семантической и гносеологической классификаций детали, позволяет уточнить ее сущностные характеристики, более полно раскрыть сложную природу детали,связать ее с жанровым своеобразием психологического рассказа. Полученные выводы могут быть использованы в качестве теоретического материала при решении проблем рассматриваемой текстовой категории, а также способствовать накоплению знаний о лингвистических свойствах различных типов текстов и построению на этой основе их общей типологии.

Практическая ценность. Результаты исследования представляется целесообразным учитывать в курсах лекций по стилистике, лингвистике текста и интерпретации текста, на занятиях по аналитическому чтению, при написании курсовых и дипломных работ.

Исходя из историчности категории "деталь", а также особой роли, которую она приобретает в литературе XX в., непосредственный материал для наблюдения был ограничен рассказами писателей, принадлежащих к этой исторической эпохе: Дж.Джойса, К.Мэнсфилд, Дк.Фаулза, С.Хилл, М.Спарк и др. Подобный выбор материала диктовался и тем, что литература указанного периода предполагает широкое описание внутреннего мира персонажей и определяется исследователями как "эпоха господства психологического анализа" (Л.Я. Гинзбург).

Изучение особенностей функционирования детали осуществлялось с помощью комплексного метопа, включающего в себя элементы компонентного, контекстуального и содержательно-функцчоппльчпго анализа и проводилось в рамках словарных не-

фнниций, микроконтекста предложения и макроконтекста целого художественного произведения. Непосредственному наблюдению подвергались детали, реализуемые экспликационными сочетаниями, т.е. такими сочетаниями, в которых денотаты имен соотносятся как вещь и ее признак (М.В. Никитин).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Художественная деталь в жанре короткого психологического рассказа несет на себе отпечаток жанра,т.е. является типологически отмеченной" и должна рассматриваться в общем контексте жанровой специфики.

  2. Деталь способна либо обеспечивать накопление непротиворечивой информации об образе, участвуя в создании конкретной картины мира, либо определять качественно иное направление в развитии этой информации, "разрушая" картину мира, ранее возникшую в произведении.

  3. Эстетическая значимость детали непосредственно зависит от специфики трансформации семантико-стилистического потенциала формирующих ее лексических единиц и связана с целым рядом факторов, в том числе степенью интеграции детали текстом, ее возможным лейтмотивным характером.

  4. Включение детали в сложную систему эмоционально-смысловых связей произведения определяет ее интеграцию текстом, что может привести к трансформации семантических и функциональных характеристик детали, а также явиться причиной существования интегрального типа детали, который объединяет в себе функциональные и семантические особенности, изначально, т.е.

в рачках предложенной классификации» присущие различным ее типам.

5. Эволюция детали в масштабах целого произведения, рав
но как и существование интегрального типа детали, свидетель
ствуют о вероятностно-стохастическом механизме образования
значения исследуемого компонента текста и закономерно обусло
влены тем, что степень концентрированной образности детали

не может быть подвергнута точной верификации. Адекватная расшифровка значения детали является вероятностно-стохастическим процессом, возможна-лишь в контексте целого художественного произведения и требует его проспективно-ретроспективного прочтения.

6. Для психологической прозы рассматриваемого периода ти
пично преимущественное использование деталей имплицирующей на-

правленности, а также движение деталей констатирующего типа в сторону импликации глубинного смысла текста, т.е. их функциональный сдвиг.

Апробация работы. Результаты исследования были изложены на заседаниях кафедр английского языка и английской филологии РГПУ им. А.И. Герцена, а также обобщены в четырех публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из ІВ2 страниц машинописного текста, включающего: I) введеиие;2) теоретическую главу( глава I - Теоретические основы); 3) исследовательскую главу ( глава ?. - Типология художественной детали); 4) заключение; 5) библиографию из 194 наименований, в том числе 36 на иностранных языках; 6) список сокращений и литературно-художественных источников.

Похожие диссертации на Лингвостилистические средства реализации художественной детали в коротком психологическом рассказе : (на материале прозы английских авторов XX века)