Введение к работе
Актуальность данного исследования определяется необходимостью всестороннего изучения актов коммуникации в рамках литературного текста, в частности, их роли, как художественно значимого элемента, в структурной организации письменного текста.
Цель исследования состоит в том, чтобы проследить эволюцию авторсісоя ремарки, как средства метакоммуникации, в зависимости от уровня развитости диалогических форм и особенностей их функционирования в определенный период развития эпического художественного произведения.
Поставленная цель определяет основные задачи исследования:
определить статус авторской метакоммуникативной ремарки и осо-: Сенвости ее функционирования в прагматической структуре художественного произведения;
обосновать определение синтаксической конструкции с прямой речью ' как особой синтаксической единицы пропозематического уровня;
определить функциональную роль метакоммуникативной ремарки в рамках сверхфразового единства;
выявить структурную и функциональную зависимость метакоммуникативной ремарки от степени развитости диалогических форм в худо-
жественноР структуре текста и характера их функционирования по основным периодам развития английской литературы; ,- проследить сдвиг в соотношении ведущих структурных типов мета-коммуникативной ремарки по векам; - проследить историю развития функционально-семантического класса метакоммуникативных глаголов по векам.
Объектом исследования послужили 6400 метакоммуникативных ремарок, вводящих и сопровождающих высказывание персонажа в собственно-прямой речи, полученных методом сплошной выборки из произведений * англоязычной прозы Х17, ХУШ и XX веков общим объемом в 12000страниц.
В процессе анализа иллюстративного материала использовался комплекс взаимообусловленных и дополняющих друг друга методов, рассматривающих авторскую мегакоммуникативную ремарку на композиционно-синтаксическом и 'прагматическом текстовых уровнях: контекстуальный, сравнительно-сопоставительный, количественный, а такяе элементы компонентного анализа.
Новизна настоящего исследования заключается в попытке интегрирования литературоведческого и лингвистического подходов к проблеме функционирования авторской ремарки в художественной речи. Теоретическое значение диссертации состоит в установлении зависимости функционирования метакоммуникативно# ремарки и ее структурной оформленносги от степени развитости диалогических форм в структуре художественного литературного произведения, а также в изучении процесса становления функционально-семантической группы метакоммуникативных глаголов.
Практическая ценность работы определяется возможностью использования материалов и выводов исследования в учебное практике: при проведении семинарских и практических занятий по интерпретации и стилистике текста, истории языка; при чтении курса лекций по данным дисциплинам, а также при написании дипломных и курсовых работ.
На защиту выносятся следупцие положения: 1. Прагматическая структура художественного произведения представляет собой систему взаимоотношений между речевыми партнерами по литературно? коммуникации. Смысловыми центрами прагматической структуры являются категории автор - персонаж - читатель. Мета-коммунжкатнвная ремарка, являясь одним из средств выражения отношения к создаваемому образу персонажа и его субъективной оценки через конкретизацию речевое ианеры персонажа со стороны
автора-повествователя, входит в прагматическую структуру худо
жественного произведения в качестве связующего звена моклу ав
тором и читателем^в коммуникативной ситуации;
автор <:—> образ автора ^~>образ персонажа«?~? внешний читатель
2. Основная роль матакоммуникативной ремарки состоит в ориентации изложения относительно:
участников коммуникативного акта;
характера речевого акта (экспликация или усиление иллокутивной силы, конкретизация цели и пропозиционального содержания актуализируемого высказывания);
связи актуализируемого высказывания с предшествующим дискурсом, фазы речевого контакта; .'
межличностных отношений коммуникантов;
авторской оценки формы, способа, манеры говорения л речевого поведения литературного персонала, в целом;
коммуникативно значимого эмоционально-психологического поведения партнеров по общению посредством создания жестодвигательного и мимического оценочного портрета литературных персонажей..
8. Метакоммуникативная ремарка является организующим конструктивным компонентом конструкции с прямой речью, которая представляет собой особую полипредикативную синтаксическую единицу с двумя независимыми, \\о текстуально и интонационно сопряженными центрами, объединенными в единое целое на основе свободного соположения. В тексте художественного произведения конструкция с прямой речью способствует формированию смешанного типа сверхфразового единства. Внутри единства она обладает способностью формирования диктемн - элементарной тематической единицы связного текста. 4. Развитие мегакоммуникативной ремарки и ее функционирование находится в прямой зависимости от степени развитости и функциональной роли диалогических форм в художественной структуре произведения на определенном историческом этапе развития англоязычной эпической литературы. Основные положения диссертации прошли апробацию в виде докладов на вузовских научно-практических конференциях .(БГШ 1989, 1990). По теме диссертации имеются 2 публикации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литература и списка источников примеров.