Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии Евсеева, Юлия Николаевна

Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии
<
Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евсеева, Юлия Николаевна. Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Евсеева Юлия Николаевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/632

Содержание к диссертации

Введение

Глава I История развития и теоретические основы биографических текстов 11

1 История развития биографии как вида литературной деятельности 11

1.1 Античная биография 12

1.2 Средневековая биография 15

1.3 Период Возрождения 16

1.4 Новоевропейская биографическая традиция в Великобритании и США 18

1.5 Современная биография 22

2 Тексты биографии как объект научного исследования в лингвистике 25

2.1 Текст как основа социально-гуманитарного знания 25

2.2 Понятие текста 27

2.3 Типология биографических текстов и критерии их отграничения от смежных типов текста 29

Выводы по I главе 34

Глава II Структурная организация биографических текстов 36

1 Биографические тексты малого объема в сети Интернет 36

1.1 Гипертекст как предмет лингвистического анализа 37

1.2 Особенности восприятия читателями электронного текста сети Интернет 41

1.3 Табличная форма анкетных биографических справок 45

1.4 Хронологическая биография 51

2 Композиционные особенности биографического эссе 60

3 Документально-художественная биография в системе биографических текстов 77

Выводы по II главе 92

Глава III Адресат и прагматика биографического текста 96

1 Лингвистические проблемы прагматики текста 96

2 Фактор адресата в биографическом дискурсе 100

3 Способы языковой репрезентации адресованности в биографических текстах 103

Выводы по III главе 130

Заключение 133

Списки использованной литературы и источников 136

Приложение 154

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению лексических и структурных особенностей разных типов биографических текстов в аспекте их направленности на адресата, а также изучению способов функционирования биографий малого объема в сети Интернет.

Биографический жанр является поистине уникальным, ведь данные тексты неоднородны не только по своему объему, но по типологическим характеристикам. Биография объединяет в себе черты как чисто информативных текстов (т. е. нехудожественных), для которых важны объективная сущность фактов и установка на отражение реальной действительности, ведь речь идет о жизнеописании реально существующих (или существовавших), а не вымышленных лиц. С другой стороны, тексты данной жанровой разновидности выполняют не только информативную функцию: они обладают одним очень важным признаком, характерным для текстов художественных. Речь идет об авторской модальности и присутствии автора биографии в жизнеописании известного деятеля, ведь личностное отношение автора к описываемому лицу, целевая установка и интенция автора (восхваление или критика), а также личностные ориентации автора – научные, общественные, нравственные, эстетические и другие – несомненно, находят свое отражение в тексте биографии, в результате, текст теряет свою одномерность и одноплановость, становясь субъективным, что предполагает неоднозначность его восприятия.

Роль биографии в человеческой истории и культуре в целом велика, поэтому она привлекает исследователей широкого профиля. Основополагающими в этом направлении являются труды отечественных ученых С. С. Аверинцева (1973), Г. О. Винокура (1927), Д. С. Лихачева (1979), Ю. М. Лотмана (1970) и др.; в плане эволюции и концепции жанра написано много работ такими англо-американскими авторами, как Дж. Гэррати (1957), В. Вульф (1967), А. Моруа (1929), Г. Николсон (1933), В. Р. Тейер (1920), Д. А. Стауффер (1930) и др.

Существует ряд работ, посвященных отдельным проблема жанра, например, И. Д. Ходорковского (1963), Я. Кумока (1973), Н. А. Бугриной (1987), Г. Е. Померанцевой (1987), А.М. Зарицкого (1989), Н. И. Кузнецова (1991), Л. М. Бондаревой (1994), Н. Л. Зелянской (2004), А. В. Поповой (2006), Ю.З. Бобковой (2009), Козловой О. В. (2010). Но в целом биографический жанр разработан недостаточно: мало исследована типология биографического текста, нет работ по лингво-стилистическим особенностям и прагматике данного вида текста. Несмотря на то, что фактор адресата отмечается рядом отечественных и зарубежных лингвистов в качестве определяющего в процессе коммуникативно-речевого взаимодействия автора и адресата через текст в разных сферах человеческого общения (О.В. Александрова, Н.Д. Арутюнова, М. Я. Блох, Т.Г. Винокур, В.З. Демьянков, О.Л. Каменская, Г.Г. Кларк, Т.Б. Карлсон, И.М. Кобозева, Л.П. Крысин, Ю.М. Лотман и другие), в сфере биографического дискурса данный принцип еще недостаточно изучен. Настоящее диссертационное исследование отчасти восполняет этот пробел, а также в целом продолжает разработку проблем типологии и адресованности текста, что определяет актуальность работы. Подтверждением актуальности диссертации служит рассмотрение биографических текстов, расположенных в сети Интернет, как части гипертекста.

Научная новизна состоит в том, что это первое исследование основных разновидностей текстов биографического жанра с точки зрения направленности на адресата; также научная новизна работы определяется осуществлением сопоставительного анализа биографических текстов малого объема в электронных и печатных источниках.

Цель работы заключается в лингвистическом анализе способов языковой репрезентации адресованности в различных типах биографического текста, а также в исследовании биографий малого объема в свете стремительно развивающейся глобальной информационной сети Интернет.

Сформулированная цель предполагает решение ряда частных задач:

- рассмотреть особенности биографического повествования в его историческом развитии;

- установить возможные типы биографических текстов;

- охарактеризовать особенности структурной организации и лексическое своеобразие разных биографических текстов;

- изучить биографии малого объема, размещенные в сети Интернет;

- рассмотреть особенности функционирования текстов в компьютерной сети;

- рассмотреть теоретические подходы к прагматическому описанию текста;

- выявить основные категории читателей биографических текстов;

- рассмотреть способы языковой репрезентации разных типов адресата во всех видах биографических текстов.

Для решения поставленных задач в данной работе используются следующие методы лингвистического исследования:

- контекстуальный анализ;

- метод лингвостилистической интерпретации текста, включающий приемы наблюдения, сопоставления и обобщения;

- количественный анализ;

- опрос информантов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование, проведенное на стык таких наук как лингвистика текста, текстология, литературоведение, где отчасти использованы и лингвокультурологические данные, осуществляет первое описание биографических текстов с позиции адресованности текста, а также выделяет особенности функционирования биографий малого объема в сети Интернет.

Практическая значимость состоит в возможности использования предложенной методики анализа биографий, а также исследованного языкового материла при разработке проблемы адресованности в текстах биографий в других языках. Результаты данного исследования могут быть применены в практике преподавания английского языка, в курсах по стилистике и интерпретации текста, в спецкурсах по лингвистике текста и зарубежной литературе, в написании курсовых и дипломных работ.

Материалом для исследования послужили тексты биографий, посвященные 50 популярным американским деятелям политики, литературы, музыки, шоубизнеса и кинематографа, общим объемом более 19 000 страниц. Выбор персоналий основывался на проведенном опросе информантов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными категориями биографических текстов являются биографии без заявленного автора и биографии, где заявляется конкретный автор. К первой категории относятся биографические справки и хронологическая биография, ко второй - биографическое эссе и документально-художественная биография.

2. Биографическая справка представляет собой первичный литературный текст, содержащий фактологические данные об известной личности, распределенные по пяти основным временным позициям: рождение - образование – семейное положение – профессионально-творческая деятельность – смерть.

3. Основными формами биографий малого объема, функционирующими в глобальной сети Интернет, являются табличная форма анкетной биографической справки и хронологическая биография. Обязательной составляющей языкового оформления текстов в компьютерной сети является гипертекст. Любая биографическая справка является частью гипертекста и имеет мультилинейную структуру. Особенностями электронных вариантов анкетных биографических справок по сравнению с печатными являются следующие: табличная форма, наличие активных ссылок на другие источники информации и высокая степень интертекстуальных отношений. Хронологическая биография является наиболее популярной формой представления фактологической информации в сети Интернет.

4. Читатели обращаются к биографиям для удовлетворения познавательного или профессионального интереса к деятельности известной личности. В биографических текстах категория адресованности находит свое выражение в отношениях «автор—читатель», строящихся по принципу прямого диалога.

5. Диалогические отношения между автором и читателем реализуются в тексте за счет разнообразных средств авторизации либо в форме прямых апелляций к читателю.

Апробация работы осуществлялась на аспирантских семинарах кафедры лексики английского языка Московского педагогического государственного университета (Москва, 2006), материалы исследования обсуждались на научной конференции «Мартовские чтения-2008» (Москва, 2008), на Межвузовской научно-методической конференции 5-6 апреля 2010 г. (Москва, 2010).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, списков источников и приложения.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяются актуальность, цели и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая ценность работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о материале, методах исследования, апробации работы и её структуре.

В главе I освещается генезис биографического повествования как вида литературной деятельности, выделяются основные периоды его развития. Рассматриваются разные подходы к понятию «текст», устанавливаются возможные типы биографических текстов.

В главе II подробно анализируются особенности функционирования биографий малого объема в сети Интернет в сравнении с печатными источниками. Рассматриваются структурно-содержательные характеристики биографического эссе и документально-художественной биографии.

Глава III посвящена исследованию проблемы адресованности текста и анализу языковых средств репрезентации адресованности биографического текста.

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования и определяются возможности дальнейшей работы в этом направлении.

Приложение содержит анкеты, использованные для проведения опроса американцев на выявление наиболее значимых и популярных деятелей их страны в каждой из следующих областей: политики, литературы, музыки, шоубизнеса и кинематографа; биографическое эссе «Abe Lincoln Laughing» (автор P. M. Zall) из сборника «The Historian’s Lincoln»; схему деления биографических текстов на типы и таблицу «Распределения языковых средств репрезентации адресованности биографических текстов».

Новоевропейская биографическая традиция в Великобритании и США

В новоевропейской биографической традиции фигурой, подобной Плутарху, выступает Джеймс Босвелл. В истории английской литературы он известен главным образом как автор «Жизни Самюэля Джонсона» (1791 г.). Босвелл находится на изломе развития биографической традиции, символизируя начало нового этапа. Суть новаторства Босвелла — в ориентации биографического повествования на позитивное знание. Продолжительное время он был лично знаком со своим персонажем Джонсоном. Босвелл подробнейшим образом записывал разговоры и события, свидетелем которых он был. В итоге эти дневниковые записи и составили основу «Жизни Самюэля Джонсона». Подобный способ сбора материалов, кажущийся современному человеку элементарной интеллектуальной процедурой, на фоне предшествующих норм жизнеописания явился безусловным новаторством, фактически означающим революцию в биографическом сознании. Босвелл был рабом своего дневника как способа фиксации чужой жизни.

Идею построения биографического повествования, основывающуюся на личном знании персонажа, Босвеллу подсказал его учитель и одновременно персонаж Самюэль Джонсон. Точка зрения Джонсона сформировалась как альтернатива фундаментальной историографии, задача которой, как он считал, - изображение эпохальных событий; биография же ценна тем, что, написанная на основании личного опыта, она способна изобразить реалии, не вписываемые в широкое полотно исторического повествования [33]. В этом проявляется общая атмосфера биографизма XVIII века: стремление подражать живописной традиции в скрупулезном описании деталей, уверенность в том, что характер человека может быть прочитан с черт его внешности и манер поведения. С Босвелла берет свои истоки европейская индивидуалистическая биография. Он вводит в горизонт биографического сознания условие документальной подтвержденности повествования. Персонаж жизнеописания был невидим для его автора, составитель жития — всего лишь посредник между миром персонажа (вечностью) и читателем (временностью), как автор он не существовал, будучи всего лишь функцией текста жития. Босвелл впервые подошел впрямую к своему персонажу, решился заговорить с читателем, предпослать персонажу вопрос, он усилил эвристические возможности повествования. Босвелл был первым, кто выдвинул требование скрупулезной точности повествования.

XVIII век отмечен таюке изменением взгляда на стиль и организацию материала биографий. Классические жизнеописания оставались в качестве образца. По сравнению с ними биографии XVII века были бесформенными. Но именно это отсутствие структуры отражало интерес авторов к уникальной природе индивидуальности. Многим биографам не хватало изящества выражений, легкости стиля и изысканности формы.

В том же XVIII веке появляется и литература о биографии, так как писатели начали исследовать и размышлять над проблемой её развития в предисловиях к изданиям, в отдельных очерках-эссе и в обзорах работ своих коллег. Одни авторы соглашались с тем, что биография отличается от исторической литературы, другие не видели между ними разницы. В это время заметно усиливается тенденция к развлекательности, основывающейся на использовании пикантных историй как главного средства раскрытия внутреннего мира. Но сложность заключалась в том, что все эти истории бесполезны, если они не являются правдивыми и характерными. Так, например, у Босвелла они всегда кстати, у многих других - бесцельны. Вместе с тем чрезмерное увлечение подобным материалом вело к утрате хронологии, цельности и правдивости изложения.

В XIX веке наблюдается процесс сближения норм биографического повествования с жанром романа: классический роман XIX века - это фактически биография вымышленного персонажа (например, знаменитый роман Ш. Бронте "Джейн Эйр"). Биографизм и автобиографизм - принципы организации многих классических произведений литературы XIX века. Биографический жанр пользовался неизменным успехом у читателя, была создана монументальная биографическая литература викторианской эпохи. Это была любознательность, но никак не научный интерес. Для данного периода, по мнению А. Д. Валевского [33], характерно рождение авторства биографического текста, а также начало методологического сознания.

Касательно американской биографии, чья история началась значительно позже английской, следует отметить, что XVIII век и начало XIX века можно охарактеризовать как время развития дидактической биографии, целью которой было формирование личности читателя. Революция XVIII века дала мощный импульс развитию буквально всех областей жизни страны. Идеология строилась на европейских по происхождению ценностях Просвещения и способствовала переходу в фазу национального становления. Поиск новой, подлинно американской идентичности отразился на представлениях американцев о своем происхождении.

Важнейшей чертой любой цивилизации является наличие общих корней, обретение ею истории, часто мифологизированной. Многочисленные независимые исторические общества стали «побочным продуктом» [6; 102] формирования новой страны, они возникали во всех штатах, начиная с 1794 года. Помимо собирания архивных материалов и воссоздания местной истории, новой тенденцией в поисках символов общенационального характера стало развитие жанра биографии.

В США нередко биография писалась с умыслом заменить «историю в целом». Первая половина XIX в. была отмечена интересом к биографическому жанру, и огромная популярность «Джорджа Вашингтона» М. Уимса, «Патрика Генри» У. Уирта, «Джеймса Отиса» У. Тюдора привела к появлению «Библиотеки американских биографии» (1834-1838) Дж. Спаркса, состоявшей из 25 томов и задуманной в качестве «достаточно последовательной истории страны» [31; 328]. Стоит подчеркнуть, что большинство этих биографий описывали не реальных людей, а создавали мифологизированных героев, которые должны были стать образцом для подражания, национальными символами и образами, к которым и апеллировали последующие поколения. Так, например, первая «американская» классическая биография - жизнеописание Вашингтона, автор - Мейзон Лок Уимс («Life of Washington» by Mason Locke Weems), представляла собой не что иное, как смесь откровенного восхваления с элементами сказки.

В американской биографии XIX в. преобладают просветительские и романтические традиции. Объектами биографии становятся не только выдающиеся политики, представители литературы и культуры, но также и предприимчивые, энергичные люди, создающие славу Америке. Иногда такие биографии носят характер мифологии, как, например, биография У. Уэрта, написанная Дж. Кеннеди в 1849 г. (J. F. Kennedy. Memoirs of the Life of William Wirt), в которой персонаж предстает идеализированным, лишенным всяких внутренних противоречий.

Вместе с созданием разнообразных жизнеописаний в этот период шел процесс совершенствования писательского мастерства, его профессионализация. В XIX веке появляются писатели, специализирующиеся в области написания биографий: Д. Фостер в Англии, Д. Партон в Америке. Литературно-критический обзор биографий в форме очерков также становится обычным явлением. Этому способствовало то, что многие писатели нуждались во «взгляде снаружи» на свое творчество. Например, У. Уитмен просил писать о нем честно, без лести, включая все худшее. А. Линкольн заметил, что биография не должна увеличивать совершенства персонажа и подавлять его несовершенства [129; 103].

Хронологическая биография

Помимо такой необычной, табличной, формы анкетной биографической справки (АБС), которая присуща электронным источникам, нам представляется важным и интересным выделение еще одного вида биографического текста, который ранее не выделялся и не подвергался анализу, но который широко распространен в сети, даже больше, чем биографические таблицы. Данный вид биографического текста называется "Timeline", или «хронологическая биография» (ХБ), и имеет вид некоего текста с указанием важнейших лет и событий в жизни биографируемого лица, подробное изложение его/её жизненного и творческого пути согласно действительной исторической хронологии и реальному хронотопу.

Для иллюстрации приведем начало из ХБ Б. Обамы (11). Здесь и далее в качестве примеров мы приводим не полные тексты ХБ выдающихся людей, а лишь различные отрывки, в силу большого объема и невозможности представить весь текст.

Timeline of Barack Obama s Life:

1961 - Barack Obama is born in Honolulu, HI.

1967- Obama and his mother move to Indonesia for 5 years.

1971 - Obama moves back to Honolulu, HI. to live with his grandparents. He starts 5th grade at Punahou School.

1979 - Barack Obama graduates from Punahou School and spends two years at Occidental College.

1981 - Obama transfers to Columbia University.

1983 - Graduates from Columvia University and works at Business Int l Corporation for a year.

1985 - Moves to Chicago and becomes the director of Developing Communities for 3 years.

1988 - Starts studying at Harvard Law School.

1992 - Obama works as the executive directory of Project Vote and marries Michelle Robinson

1993 - Begins working as an Attorney at Miner, Barnhill & Galland and is the senior lecturer at the University of Chicago.

1995 - Publishes his first book "Dreams from My Father"

Мы постарались определить примерное процентное соотношение размещения ХБ и табличных форм АБС в электронном дискурсе. Для этого нами было проанализировано 105 различных биографических сайтов, взятых из международной сети Интернет. Материалом для исследования послужили различные сайты американских национальных музеев, учебных заведений, справочные сайты, сайты газетных архивов, образовательные сайты для школьников и др. Были получены следующие результаты: только табличная форма АБС встречается в 24% исследуемых сайтов, в 40 % источников располагается только ХБ, 15% сайтов содержат как табличную форму АБС, так и ХБ, а 20% вебсайтов не имеют никаких отдельных форм представления фактологической информации. Результаты исследования на примере пяти выдающихся деятелей США (А. Линкольна, Дж. Ф. Кеннеди, Ф. Д. Рузвельта, Б. Обамы, М. Твена) представлены в таблице №1:

Данная таблица позволяет сделать вывод, что большинство вебсайтов, содержащих биографии выдающихся людей, обязательно располагают некой краткой либо подробной информацией о жизни биографируемого лица, представленной в систематизиро ванной форме в помощь пользователям для более простого и наглядного знакомства с жизнью человека. Краткая информация представляется в табличной форме АБС, а более подробная в виде ХБ. Из таблицы видно, что наиболее популярной формой представления фактологической информации является ХБ (40 % всех биографий справочного типа).

По нашему мнению, данный вид биографического текста, так называемую хронологическую биографию, можно отнести к традиционной форме документального биографического текста справочного типа, но не в полной мере. Хотя при некотором сходстве в содержательном плане, а именно в хронологически последовательной констатации фактов жизни выдающегося деятеля без каких-либо дополнительных комментариев, причиной выделения этой формы в отдельный тип биографического текста являются, с одной стороны, явное формальное отличие в размерах (если биографическая справка имеет объем от нескольких строк до 1-2 колонок, то длина ХБ в среднем 10-15 страниц) и, с другой стороны, насыщенность деталями, в высокой степени подробное изложени фактов жизни человека.

Как и биографическая справка, ХБ может быть отнесена к первичным научно-литературным текстам, которые составляются на основе документальных апробированных сведений их первоисточников, они предназначены для сохранения и передачи строго фактологической информации от лица обобщенного автора. Но вместе с тем ХБ обладает не такой высокой степенью обобщения, как биографическая справка, так как жизнь описываемого лица дается очень подробно, с включением большого количества деталей, целью которых является отражение отдельной черты характера либо мировоззрения героя, при этом прямая оценка этого события отсутствует. Так, например, в ХБ Авраама Линкольна (12) упоминается тот факт, что когда он на охоте впервые подстрелил дичь, то очень сожалел об этом, после чего никогда не охотился. Данный факт призван отразить определенные моральные убеждения Линкольна:

«1817- While hunting turkey, Abraham killed a bird. He suffered such great remorse that he never hunted again»

Или же другой пример из ХБ М. Твена: его брат Генри был убит в 1858 году, когда работал на пароходе «Пенсильвания», который взорвался (13).

«1858-His brother Henry dies. A couple days before he dies, Mark has a vision of his brother in a coffin. During the funeral, the coffin looks exactly like what Mark had imagined it to be.»

Твен предсказал его смерть в детальном сне за несколько дней до произошедшего. Информация о вещем сне включена в ХБ неспроста, именно это событие усилило его интерес к парапсихологии; он был одним из первых членов Общества Психических Исследований. Твен чувствовал себя виновным в смерти брата и считал себя ответственным за это до конца своих дней.

В результате анализа текстов ХБ, взятых из сети Интернет, можно сделать следующие выводы:

ХБ передают детализированную объективную информацию об известных исторических личностях, которая заключена в хронологически последовательном изложении важнейших событий, произошедших в каждом отдельно взятом году жизни данного человека.

Однако при более детальном рассмотрении различных ХБ мы заметили, что структура ХБ текстов может быть различной - в связи с этим мы полагаем, что все ХБ можно разделить на несколько групп. Если взять за основу критерий частоты называния объекта биографии, то ХБ тексты классифицируются на:

1. ХБ, в которых объект называется 1 раз.

2. ХБ, в которых объект называется более 1 раза. Первая группа ХБ характеризуется грамматической и содержательно-смысловой согласованностью всех предложений текста с одним субъектом, именем собственным, указанным, как правило, в самом начале с годом рождения. Рассмотрим пример такого текста. Пример №1: начало ХБ М. Твена (14)

Документально-художественная биография в системе биографических текстов

Под документально-художественной биографией (ДХБ) нами понимаются повествовательные по своей структуре и художественные по установкам тексты синкретического характера, в которых представлена авторская интерпретация подлинного фактологического материала, служащего основой для реконструкции жизненного пути известной исторической личности.

ДХБ представляет собой тот тип текста, в котором ярко проявляется синтез науки и художественной литературы. Этот вывод мы основываем на тех признаках, которые присущи всем разновидностям биографического текста, но которые в наибольшей степени реализуются в ДХБ, а именно:

1) биографический текст базируется на исследованиях исторического времени, документов, профессиональных данных, которые подчиняются требованиям научно-документальной достоверности;

2) автор биографии стремится понять, объяснить жизнь известного человека, проникнуть в его духовный мир и творческие возможности, оценить их реализацию художественными средствами.

Именно это авторское осмысление человеческой судьбы в контексте времени способствует созданию характерологического портрета объекта биографии и делает ее документально-художественным произведением.

Рассуждая о документальном и художественном в биографическом тексте, Н. Эйдельман отмечал, что биография складывается из четырех элементов: «во-первых, история, окружающий мир; во-вторых, сама личность героя; в-третьих, его «продукция», творчество, деятельность...Четвертым необходимым «элементом» любого сочинения о замечательных людях выступает сам биограф...» [121; 6-7]. Мы же в свою очередь позволим себе добавить еще одну немаловажную составляющую биографии - читателя. Подробнее об этом речь пойдет в 3 Главы III.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что выбор и специфика представления объекта биографии обусловлена прежде всего авторской прагматикой, отраженной в сюжетно-композиционной структуре ДХБ, которая основана на последовательном хронотопе и объеме излагаемой информации. В ДХБ представлены все функционально-смысловые типы речи, акцентуация конкретного хронотопного содержания или портретного описания, расширение авторской оценочное или размышлений ведет к структурно-композиционным изменениям вследствие преобладания того или иного функционально-смыслового типа речи.

Таким образом, объемно-прагматическое членение текста не является произвольным. Его своеобразие обусловливается особенностями употребления и функционирования основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания и рассуждения. Как и другие биографические тексты, ДХБ имеет четко заявленное членение текста на пять предметных тем, которые, как правило, совпадают с этапами жизни, а именно: рождение - образование — семейное положение - профессионально-творческая деятельность — смерть. Но в отличие от минимального текста биографической статьи или узконаправленности биографического эссе такое членение всегда расширено, и его форма подчиняется объемно-прагматическому делению. Здесь между началом и концом жизни, а также и между отдельными выделенными этапами могут находиться много промежуточных, свойственных человеческой жизни описаний, которые существенно расширяют содержание ДХБ: поступки, взаимоотношения с другими людьми, переживания, болезни и др.

Для выявления основных принципов объемно-прагматического членения ДХБ было проанализировано 50 биографий выдающихся деятелей США общим объемом более 17 000 стр. Выбор известных личностей мы основывали на проведенном нами опросе 60 американцев в возрасте от 12 до 60 лет. В процессе исследования участникам опроса было предложено по 4 анкеты-опросника (Приложение №2), в которых они должны были отмстить 10 деятелей, наиболее значимых, по их мнению.

После проведенного анкетирования на выявление 10 наиболее значимых и популярных деятелей в каждой из следующих областей: литературы, музыки, шоубизнеса, кинематографа и политики, - нами были получены следующие результаты:

Среди политиков наибольшим интересом у американцев пользуются в настоящее время как современные, так и исторические личности, а именно (расположены по принципу снижения интереса):

1) Abraham Lincoln

2) George Washington

3) George W. Bush

4) John F. Kennedy

5) Franklin D. Roosevelt

6) Barack Obama

7) Arnold Schwarzenegger

8) John McCain

9) Sarah Palin

10)Ronald Reagan

Далее интересно отметить тот факт, что в число наиболее важных для американской литературы личностей вошёл лишь один современный нам писатель (Stephen King). Результаты анкетирования на выделение наиболее значимых писателей и поэтов США следующие:

1) Mark Twain

2) Edgar Allan Рое

3) Emily Dickinson

4) Stephen King

5) Ernest Hemingway

6) Walt Whitman

7) Scott Fitzgerald

8) John Steinbeck

9) Washington Irving

10) William Faulkner

Что же касается музыкальных исполнителей, то десятью самыми любимыми среди американских слушателей оказались:

1) BobMarley

2) Frank Sinatra

3) Elvis

4) Stevie Wonder

5) Michael Jackson

6) Madonna

7) Jennifer Lopez

8) Chris Brown

9) Miley Cirus

10) Justin Timberlake

Область шоубизнеса и кинематографа мы объединили, так как в настоящее время эти две сферы очень тесно связаны и взаимозависимы. Так, наиболее популярными оказались:

1) Johnny Depp

2) Will Smith

3) Julia Roberts

4) Winfrey Opra

5) Jennifer Aniston

6) Samuel L. Jackson

7) Marilyn Monroe

8) Mel Gibson

9) Tom Cruise

10) Nicole Kidman

Изученные нами биографии имеют объем от 100 до 800 страниц, но несмотря на столь большую разницу, нам удалось проследить определенные закономерности построения биографических текстов такого типа и выделить три вида организации информации в ДХБ:

1) тексты ДХБ, в которых наблюдается сбалансированность материала;

2) тексты ДХБ, в которых наблюдается несбалансированность материала;

3) тексты ДХБ диффузного типа.

Так, например, биография Дж. Ф. Кеннеди, написанная Й. 3. Макдоноу ("Wlio was John F. Kennedy?") (58) и рассчитанная на детскую аудиторию, содержит следующие главы

Способы языковой репрезентации адресованности в биографических текстах

Как уже отмечалось, одним из основных свойств биографических текстов является их адресованность. Безусловно, направленность на адресата присуща языку и человеческому мышлению вообще и в глобальном значении является неотъемлемой предпосылкой любой коммуникации. В качестве текстовой категории адресованность следует рассматривать, по мнению О. П. Воробьевой, как определенное свойство текста, посредством которого опредмечивается представление о предполагаемом адресате и особенностях его «интерпретационной деятельности». [39; 2]. В биографических текстах категория адресованности находит свое выражение в отношениях «автор— читатель», строящихся по принципу прямого диалога.

Уместно упомянуть и о том, что как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях выделяются реальный читатель и существующее в сознании писателя представление автора о своем читателе, т. е. «гипотетический» читатель, соответствующий идеальному (ср.: реальный читатель и читатель-адресат (В. В. Прозоров) [99], реальный адресат и идеальный адресат (Г. В. Степанов) [104], реципиент и адресат (С. А. Васильев) [35]). В данной работе под читателем и адресатом мы понимаем идеального читателя, т. е. представление автора о своем читателе, т. к. процесс восприятия текста реальным читателем является предметом специальных социологических исследований и актуализируется только во время восприятия читательской аудиторией конкретного текста.

Естественно, что ориентация автора на вполне конкретную аудиторию неизбежно приводит к ярко выраженной направленности на этот известный читательский круг всего текстового целого, что, в свою очередь, проявляется в отборе и способе использования писателем языковых средств, соответствующих образу его возможного читателя.

Исследование разных типов биографического текста, выделенных нами, показало, что диалог автора с читателем может реализовываться двумя способами: либо он имплицирован в семантической и поверхностной структуре каждого текста, либо непосредственно эксплицируется в соответствующих текстовых фрагментах при помощи ряда лексико-грамматических средств [ 26; 129].

Имплицитный характер диалога автора с читателем проявляется в отборе писателем языковых средств, соответствующих образу его возможного читателя, а эксплицитный характер - в непосредственном введении читателя в структуру повествования при помощи конкретных номинаций.

К ведущим средствам, отражающим имплицитный диалог автора с читателем, на основании проведенного нами исследования разных типов биографического текста мы отнесли:

- личное местоимение первого лица единственного числа /;

- неопределенно-личные предложения;

- лексика с семантикой оценки;

- модальные слова;

- глаголы в сослагательном наклонении;

- авторский комментарий, часто в форме парантезы.

Что же касается эксплицитного диалога, то, по нашим наблюдениям, в биографический текст читатель может вводиться при помощи следующих номинаций:

- личное местоимение второго ліщауои;

- собирательное местоимение we, в котором автор объединяется с предполагаемым адресатом.

Рассмотрим характер диалогических взаимоотношений автора в исследуемых типах биографического текста с двумя выделенными нами читательскими аудиториями:

- аудиторией, основной целью которой является удовлетворение познавательного интереса к жизни знаменитого человека (здесь мы выделяем три возрастные группы: детскую, подростковую и взрослую);

- аудиторией, которая заинтересована в удовлетворении профессионального интереса к определенной исторической личности.

Необходимо отметить, что почти все выделенные нами языковые средства представления адресованности не характерны для биографий справочного типа (за исключением биографических статей, о чем речь пойдет ниже). Это объясняется тем, что анкетные биографические справки (АБС) и хронологические биографии (ХБ), написанные для разных типов читателей, отличаются лишь в объеме и степени детализированности информации.

Например, в ХБ М. Твена, взятой с американского образовательного сайта для учителей и младших школьников Thinkquest.org, мы видим лишь двенадцать временных позиций с краткими комментариями (Пример № 1). Пример № 1: №1 Timeline of Mark Twain - Haley s Comet welcomed the birth of Samuel Langhorn Clemens. He was born in Florida, MO on November 30. His mom was Jane and his dad was John. He was 5 of seven kids. 1839- Tlie Clemens family moved to Hannibal, MO. 1847- Mark Twain s dad, John Marshall died at age 49. 1847- 1856- He worked for his brother for newspapers then went to St. Louis, New York City, Philadelphia and Cincinnati to work at a print shop. Then went to help his brothers with the newspaper in Kakoki, Iowa. 1858- Mark made his plans to travel to South America, but when he started down Mississippi River, he took a break from the river and went to New Orleans. While he was there, he met Horace Bixby and made him teach him how to be a riverboal pilot.

1859- In April, Mark Twain became a licensed riverboat pilot.

1863- Clemens began to work for the newspaper in Virginia City, Nevada. This is when

he started to use the name, "Mark Twain." Mark Twain means safe water. 1866- Twain traveled to Hawaii to write articled in the newspaper. He stayed therefor a long while. 1870- Samuel thought his writing was better than newspapers and magazines, so he started traveling, writing, and lecturing. 1870- Clemens got married to Olivia. 1874- Twain moved to Hartford, Conn. 1910- Mark Twain died on April 21, in Redding, Conn. From heart disease. Haley s Comet visited again just like the year of his birth.

В ХБ M. Твена, созданной для подросткового возраста, имеются 37 временных позиций (источник — сайт для учителей и учащихся www.PBS.com). В качестве примера приведем лишь несколько начальных событий в силу значительного объема всего текста ХБ (Пример №2):

Пример № 2 :

Timeline of Mark Twain

1835 - Bom in Florida, Missouri. Halley s comet visible from earth.

1839 - Moves to Hannibal, Missouri, which later serves as the model town for Tom

Sawyer and Huckleberry Finn.

1847 - Father dies, leaving family in difficult circumstances.

1851 - Begins work as a journeyman printer with the Hannibal Gazette. Publishes first sketches.

1853 - Visits St. Louis, New York, and Philadelphia as an itinerant printer.

1857 - Becomes a cub-pilot for Horace Bixby. Spends next two years "learning" the river, later described in Life on the Mississippi.

1858 - Brother Henry killed in steamboat accident on the Pennsylvania.

1861 - Civil War breaks out, halting river trade. Clemens serves two weeks with Confederate irregulars, then moves to Nevada with his brother Orion.

1862 - Travels around Nevada and California. Takes job as reporter for the Virginia City Territorial Enterprise.

1864 - Forced to leave Nevada for breaking dueling laws. Prospects in Calaveras County, settles in San Francisco. Writes for magazines and newspapers.

1865 - Writes "Jim Smiley and His Jumping Frog. " Wins notice in eastern magazines.

1866 - Takes trip to Hawaii as correspondent of the Sacramento Alta Californian. Reports on shipwreck of the Hornet. Gives first public lecture.

Похожие диссертации на Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии