Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ Краюшкина, Татьяна Владимировна

Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ
<
Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Краюшкина, Татьяна Владимировна. Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.09 / Краюшкина Татьяна Владимировна; [Место защиты: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН].- Владивосток, 2010.- 493 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-10/77

Введение к работе

Очевидна потребность восполнить существующий пробел. Из этого вытекает актуальность исследования. Последние годы тема телесности была предметом исследования многих гуманитарных наук. В фольклористике же комплексного анализа на подобную тематику еще не проводилось. Поэтому назрела необходимость систематизации мотивов состояний. Актуальным для фольклористики стало создание методики анализа мотивов состояний, одним из принципов которой является описание контекста. Другой принцип – интегрированный подход, выраженный в соединении данных различных гуманитарных наук (фольклористики, этнографии, культурологии, социолингвистики, психологии) – способствует более полному анализу мотивов состояний. Эти принципы дали возможность вычленить представления о человеке, спроецированные в русском фольклоре. Диссертационная работа не отходит от традиционных предметов исследования сказковедения (мотив, сюжет, функциональные типы персонажей), а вносит свой вклад в их изучение с позиции мотивов состояний.

Степень изученности темы. Ученые, решая собственные задачи, тем или иным образом затрагивали мотивы состояний. Можно выделить четыре группы исследований, в которых идет речь об этих мотивах. В первую группу входят работы, выполненные на материале фольклорных жанров. Большая часть посвящена волшебной сказке. В.Я. Пропп в фундаментальном труде «Исторические корни волшебной сказки» (М., 2000) рассматривает мотивы, которые мы включаем в группу мотивов состояний. Это смерть, разрубание тела и оживление; слепота и немота; возраст, внешнее сходство и запах; переодевание и ношение одежды; голод. В.Я. Пропп видит причину их возникновения в существовавших социальных институтах (важнейшее значение приписывается обряду посвящения), а также объединяет их в цикл представлений о смерти. Н.В. Новиков в монографии «Образы восточнославянской волшебной сказки» (Л., 1974) описывает персонажей детально, указывает на такие мотивы состояний, как чудесное рождение, рост, силу, способность много есть. Но сами эти мотивы предметом исследования не становятся.

В работах других ученых, посвященных разнообразным проблемам, рассматриваемым на материале волшебных сказок, мотивы состояний исследуются в еще меньшем объеме, вплоть до характеристики одного мотива. Самым популярным можно считать мотив эмоций (ему посвящены работы В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, П.Г. Богатырева, Р.П. Матвеевой-Арефьевой, Т.Г. Дмитриевой, Л.А. Астафьевой), но и его нельзя назвать изученным в полной мере. Другие мотивы состояний (оборотничество, маскарад, неподвижность, размеры тела) лишь упоминаются в трудах ученых, не становясь специальным предметом их исследований. Мотивы состояний тем или иным образом затрагивались и в исследованиях, посвященных другим фольклорным жанрам. Большее внимание сосредоточено на проблемах психологизма и смежных с ним явлениях.

К сожалению, многие мотивы состояний оказались за рамками научных интересов фольклористов. Поэтому для тщательного анализа в диссертационном исследовании активно привлекались работы по традиционной культуре (это вторая группа). Они связаны как с телом человека, так и с разнообразными предметными реалиями. Следует отметить две монографии: «Антропология женского тела в славянской традиции» (М., 2001) Г.И. Кабаковой и «Состав человеческий: человек в традиционных соматических представлениях русских» (СПб., 2001) Н.Е. Мазаловой.

Для формирования системного подхода использовались исследования по лингвистике и психологии В.И. Шаховского, Г.Е. Крейдлина, И.А. Диневич, Н.Г. Архиповой, М.Л. Ковшовой (третья группа работ). Для качественного анализа мотивов ощущений и эмоций в русских народных волшебных сказках использовались исследования двух научных областей: психологии ощущений и психологии эмоций (четвертая группа работ).

Русская народная волшебная сказка является сложным организмом. Мотивы состояний – одна из ее составляющих, важная для сюжетостроения. Сложность группы мотивов состояний заключается в отражении комплексного знания русского народа о человеке и об окружающем его мире (сквозь призму мифологии, традиционной культуры, уклада жизни, этнопсихологии). Причем это отражение демонстрирует специфику жанра волшебной сказки.

В фольклористике существуют разные точки зрения на мотив и на его природу. Наиболее объективным нам представляется взгляд на эту глобальную проблему Б.Н. Путилова. Мотив, по его мнению, «может быть сведен к сочетанию субъект – действие (состояние) – объект. При этом мотив полностью не изолирован, он состыковывается с другими мотивами как семантически, так и конструктивно». В другой работе Б.Н. Путилов выделяет следующие типы мотивов: «<…> в эпическом сюжете происходит непрерывное чередование мотивов-ситуаций, мотивов-речей и мотивов-действий. К ним можно было бы еще добавить мотивы-описания, которые соседствуют с мотивами-ситуациями и действиями и нередко как бы переливаются в них, и мотивы-характеристики, которые не являются, как правило, собственно сюжетообразующими, хотя содержательная роль их несомненна <…>».

Для диссертационного исследования была разработана методика анализа мотивов состояний. Ее особенность – наличие контекста: мотивы описаны в их окружении. Предшествующие тому или иному мотиву состояния, а также следовавшие за ним весьма значимы для анализируемого мотива. Этот подход помог тщательнее исследовать особенности мотивов состояний. Критериями при их анализе были следующие позиции. Во-первых, это типы персонажей, задействованных в том или ином мотиве: 1) субъект, от которого исходит инициатива пребывания в состоянии; 2) субъект, способствующий возникновению состояния; 3) субъект состояния; 4) субъект, благодаря действиям которого состояние завершается. Во-вторых, это характеристики состояний: 1) добровольность / невольность; 2) предшествующее состояние; 3) действие, благодаря которому появляется новое состояние; 4) продолжительность; 5) наличие или отсутствие возвращения к исходному состоянию.

Методика анализа мотива эмоций несколько отличается от представленной выше в силу специфики самого мотива. В эмоции как акте фигурируют следующие типы персонажей: 1) субъект, способствующий возникновению эмоции; 2) субъект, испытывающий эмоцию; 3) субъект, на которого эмоция направлена; 4) субъект, способствующий прекращению эмоции, или субъект, описание действия которого сменяет описание эмоции. В некоторых случаях те или иные типы субъектов отсутствуют. Это объясняется особенностью функционирования мотива.

В диссертационном исследовании под состоянием подразумевается ряд режимов жизнедеятельности персонажей. Они имеют не только сходство, но и различие с режимами жизнедеятельности людей в реальности. Следует оговорить и то, состояния каких именно персонажей рассматриваются в работе. Это персонажи, имеющие человеческую природу (их большинство), а также разнообразные представители иного мира, которым временно или постоянно приписывается человеческая внешность. Состояния персонажей-животных (сивки-бурки, серого волка и пр.) и персонажей-предметов (говорящих гуслей, костыля и пр.) упоминаются по мере необходимости (в большинстве случаев как субъекты, способствующие возникновению или прекращению состояния; в качестве субъектов состояния практически не рассматриваются).

Исследователи отмечают, что не все персонажи сказок укладываются в существующие функциональные типы. Кроме традиционно выделяемых (герой, помощник, антагонист, даритель), в диссертационном исследовании обозначены и другие типы персонажей. Они не всегда важны для сюжетостроения, скорее, работают на создание образа героя, служат неким фоном. Необходимость их описания вызвана тем, что если им самим не всегда приписываются состояния, то они часто задействованы в создании или прекращении состояний ведущих типов персонажей. Для анализа мотивов состояний возникла необходимость сформировать классификацию. В ее основу положены два важных критерия – пол и принадлежность к положительным или отрицательным группам персонажей. В результате обозначены следующие типы: 1) второстепенный положительный персонаж мужского пола, 2) второстепенный отрицательный персонаж мужского пола, 3) второстепенный положительный персонаж женского пола, 4) второстепенный отрицательный персонаж женского пола. К положительным персонажам приравнены нейтральные на том основании, что они не причиняют и не пытаются причинить вред герою (героине).

Деление персонажей на положительных или отрицательных производится с позиции их отношения к герою (героине) или другим типам ведущих положительных персонажей (царевне, помощнику). У иных типов их причастность к группе положительных или к группе отрицательных персонажей не зависит от их отношений с другими. Зло, специально или случайно производимое героем или героиней, не переводит их в разряд отрицательных персонажей (например, если герой убивает побратимов в наказание за измену, появление падчерицы становится причиной гибели мачехи). Они положительные априори. Другие типы персонажей могут менять свою принадлежность к группе. Сестра героя в начале сказки не вредит брату, но в середине повествования вдруг становится антагонисткой. Для перемещения из группы положительных в группу отрицательных персонажей, как правило, нужен другой персонаж, принадлежащий к той группе, в которую происходит перемещение (антагонист вступает в любовную связь с сестрой героя, и она начинается вести себя как антагонистка). Для анализа мотивов важно то, в какую именно группу (положительных или отрицательных персонажей) в момент анализируемого состояния входит персонаж.

Народная волшебная сказка, имеющая корни в мифологии, отразившая уклад жизни русских, свойственным ей образом воспроизводит эти явления. Мотивы состояний имеют аналогию с предметами исследования гуманитарных наук. Привлечение их данных дает возможность еще точнее определить специфику волшебной сказки как жанра. Многосторонний анализ мотивов состояний предполагает поиск возможных сходств и отличий. Важно выявить сходство и отличие представлений о человеке в сказке с представлениями о человеке в традиционной культуре и науке.

Цель – создание системы мотивов состояний персонажей и выявление особенностей ее функционирования в русских народных волшебных сказках.

Указанная цель обусловила следующие задачи:

  1. Проанализировать мотивы телесных признаков в русских народных волшебных сказках.

  2. Систематизировать мотивы особых состояний тела в русских народных волшебных сказках.

  3. Классифицировать мотивы изменений внешнего облика в русских народных волшебных сказках.

  4. Охарактеризовать мотивы ощущений, физиологических потребностей организма и примыкающие к ним мотивы в русских народных волшебных сказках.

  5. Определить специфику использования мотива эмоций в русских народных волшебных сказках.

  6. Проследить взаимовлияние мотивов телесных и эмоциональных состояний персонажей.

  7. Выявить продуктивные и непродуктивные для сюжетостроения мотивы состояний.

  8. Показать влияние мотивов состояний на формирование функциональных типов персонажей.

  9. Сравнить зависимость трактовки персонажа в сказочном фольклоре от проекции человека в мифологических представлениях, традиционной культуре, укладе жизни, а также выявить сходство и различие позиций волшебной сказки и общей психологии и психологии эмоций в восприятии состояний человека.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Мотивы состояний – важный компонент мотивного фонда русской народной волшебной сказки.

  2. Мотивы состояний значимы для сюжетостроения.

  3. Каждому типу персонажей присущ свой круг состояний.

  4. Ведущую роль при описании состояния играет его контекст.

  5. Сказка отражает особое представление о состояниях человека. Оно складывается из воззрений русского народа, а также определяется специфическими жанровыми характеристиками сказки.

  6. В русских народных волшебных сказках разных регионов России в общем совпадает, но в частном отличается подача мотивов состояний.

Объект исследования – русская народная волшебная сказка.

Предмет исследования – мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках.

Теоретико-методологической базой исследования послужили общие теоретико-методологические принципы изучения фольклора, сформулированные в отечественной фольклористике В.Е. Гусевым, Н.И. Кравцовым, В.П. Аникиным, Б.Н. Путиловым, фундаментальные труды по волшебной сказке В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, Н.В. Новикова, а также исследования Е.Н. Елеонской, Т.В. Зуевой, В.Е. Добровольской, В.А. Черваневой, Т.Г. Дмитриевой; исследования Г.И. Кабаковой и Н.Е. Мазаловой, связанные с народными представлениями о теле человека; статьи по традиционной культуре, лингвокультурологии и этнографии славянских народов Н.И. и С.М. Толстых, Т.А. Агапкиной, Л.Н. Виноградовой, А.Л. Топоркова, Л.С. Лаврентьевой, А.К. Байбурина, Т.А. Бернштам, Н.Л. Пушкаревой, О.В. Беловой, М.М. Валенцовой, Г.И. Кабаковой, Л.Г. Невской, А.А. Плотниковой и др.; работы по родильной и свадебной обрядности европейских народов Н.Н. Грацианской, М.И. Решина, Е.А. Шервуд, М.С. Кашубы, М.Ю. Мартынова, М.К. Любарт; работы по эмотиологии и по лингвистике в их связи с фольклорными текстами и народными представлениями Н.Д. Арутюновой, Н.Г. Архиповой, Е.Ю. Аксеновой, Л.Ю. Гусева, И.А. Диневич, Г.Е. Крейдлина, В.А. Масловой, С.Е. Никитиной. Для верного осмысления мотивов ощущений, физиологических потребностей, эмоций были изучены фундаментальные труды по общей психологии (А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна) и психологии эмоций (А.В. Батаршева), использовался также ряд монографий и статей, посвященных эмоциям в их разнообразных аспектах (А.П. Белика, Г.М. Бреславого, В.К. Вилюнаса, В. Вичева, Л.Я. Гозмана и др).

Методами исследования стали следующие:

  1. Системный метод позволил рассмотреть сказку как целостный многоуровневый организм, находящийся во взаимодействии с областями народных верований, быта и психологии русских.

  2. Структурно-типологический метод был использован при создании типологии группы мотивов состояний.

  3. С помощью описательного метода охарактеризованы группы мотивов состояний.

  4. Структурно-семантический метод помог проанализировать группы мотивов состояний персонажей, выявить составляющие мотивов.

  5. Метод сравнительно-сопоставительного наблюдения дал возможность сравнить взгляды на состояния персонажей, их психологию и физиологию в сказках с трактовкой состояний человека в традиционной культуре русских, а также с существующими в настоящее время данными таких наук, как психология и физиология.

  6. К многочисленной группе мотивов эмоций применен статистический метод. Это позволило произвести подсчет и на его основе сделать выводы о частотности употреблений разных типов эмоций, использовании их теми или иными типами персонажей, построить структуры эмоций и их цепи.

Источниками для исследования явились русские народные сказки, обозначенные в СУС как волшебные (3001745), а также незначительное количество контаминаций волшебных сказок с другими жанрами сказок: 1) о животных (222В); 2) легендарных (751, 810*, 811), новеллистических (883А, 850) и анекдотических (1640, 1875). Критериями их отбора послужили аутентичность текстов и принцип единого пространства. Диссертация написана на материале сказочного фольклора Сибири, собиравшемся несколькими поколениями фольклористов во второй половине XIX – второй половине XX вв. Это преимущественно тексты, объединенные в сборники по месту из фиксации. Кроме того, проанализированы сборники сказок, записанные от одного сказочника и тематические сборники.

Анализировались и русские народные волшебные сказки Дальнего Востока (преимущественно второй половины XX в.). Эти тексты вошли в сборники, посвященные дальневосточному фольклору. Исследовались также дальневосточные сказки, включенные в тематические сборники сказок Сибири. В научный оборот введены материалы из архива кафедры истории русской литературы Института русского языка и литературы Дальневосточного государственного университета (Дальневосточного федерального университета), собранные в Приморском крае во второй половине XX – начале ХXI вв.

Вся перечисленная литература привлекалась для анализа четырех групп мотивов: телесных признаков; особых состояний тела; изменений внешнего облика; ощущений и физиологических потребностей. Для группы мотивов эмоций была сделана специальная выборка текстов. Это связано с высокой популярностью мотива. Были отобраны 18 сборников сибирских и дальневосточных волшебных сказок и фольклорных материалов, а также материалы архива кафедры истории русской литературы Института русского языка и литературы Дальневосточного государственного университета (Дальневосточного федерального университета). Поскольку сборники по месту фиксации количественно преобладают над другими типами сборников, их было отобрано больше, чем тематических или составленных из текстов, записанных от одного сказочника.

Научная новизна. В диссертационной работе получен принципиально новый результат. Заявлено о существовании большой группы мотивов состояний, на материале русских народных волшебных сказок произведен ее анализ. Новизна научного исследования состоит также в том, что к анализу фольклорного материала одновременно привлечены данные нескольких гуманитарных наук, в том числе и тех, к которым прежде фольклористы не обращались (психологии эмоций и общей психологии). Анализ воплощения реальности через две составляющие – состояния тела и души – дал возможность осмыслить такие основополагающие понятия, как мотив, сюжет и типы персонажей, а также выявить особенности формирования и развития сказки с позиции мотивов состояний.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе авторской методики произведена систематизация и классификация недостаточно исследованных мотивов. В результате получена система, позволившая через анализ мотивов состояний выявить особенности сюжетостроения, создания образов персонажей и взаимосвязь мотивов русской народной волшебной сказки. Выполнена детальная дифференциация понятийной категории мотив на примере мотивов состояний. Данное исследование послужит основой для создания объективного указателя мотивов состояний. На примере данной диссертационной работы возможно выполнение аналогичных исследований (на материале различных фольклорных жанров русских, а также других народов; на материале произведений художественной литературы). Диссертационное исследование может оказать влияние на развитие смежных гуманитарных дисциплин (литературоведения, этнографии, социолингвистики, культурологии, этнопсихологии).

Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по фольклористике, а также по другим гуманитарным наукам (литературоведению, этнографии, культурологии, этнопсихологии, этнолингвистике), в преподавании общих и специальных курсов в высших и средних специальных учебных заведениях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертации на Мотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ