Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорный и литературный процесс как отражение эволюции дагестанской цивилизации Омарова Зарифа Султанмурадовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омарова Зарифа Султанмурадовна. Фольклорный и литературный процесс как отражение эволюции дагестанской цивилизации : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Омарова Зарифа Султанмурадовна; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы].- Махачкала, 2009.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1301

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глобализация культурной сферы вызывает отторжение, прежде всего, у малочисленных народов, что побуждает их к поиску национальной идеи. Возникает новый интерес к фольклористике как к способу самоидентификации в культурно-историческом аспекте. Указанная проблема стоит особенно остро для Дагестана.

Стремление некоторых авторов отнести его народы к младописьменным, не имеющим собственной древней истории и т.д., т.е. по сути дела своего рода мифы, возникшие в литературоведении в качестве тенденциозных номинизированных концепций, с успехом были развеяны академиком Г.Г.Гамзатовым в целом ряде монографических работ. Данное исследование, выполненное под его руководством, также посвящено некоторым аспектам своего рода «культурной реабилитации» этносферы Дагестана в качестве «суперэтнической» цивилиза-ционной общности.

Дагестанская фольклористика, этнография, литературоведение, искусствознание и др. ныне достигли достаточно высокого уровня, что позволяет системно осмыслить стадиальную эволюцию дагестанского искусства в контексте историко-культурного процесса. Не претендуя на исчерпывающее решение этой сложной научной проблемы, мы в данной работе стремимся осветить ее фольклорно-литературный аспект как наиболее актуальный на нынешний день.

Актуальность эта возрастает и в связи с тем/что Дагестан, располагаясь как бы на стыке Востока и Запада, Юга и Севера, дает благодатный материал для исследования евразийского диалога культур.

Объектом исследования является фольклорно-этнографический и литературный материал Дагестана в их системной взаимосвязи, начиная с древнейшей эпохи до Нового времени.

Предметом исследования служит историко-фольклорный и литературный процесс как системное отражение эволюции «суперэтнической» дагестанской цивилизации в контексте евразийского диалога культур.

Цели и задачп исследования. Основной целью исследования является реконструкция этнокультурной истории Дагестана на основе фольклорно-этнографического и литературоведческого анализа путем обоснования закономерностей культурно-исторического процесса. j

Для достижения указанной цели в работе были поставлены еле- /
дующие задачи: |

- произвести реконструкцию древнего фольклорного пласта Да
гестана в качестве собственной, а не отраженной архаики;

- обосновать наличие в дагестанском фольклоре культурного
пласта, соответствующего понятию «предвозрождение»;

выявить специфику фольклорно-литературного процесса в Дагестане;

проследить эволюцию «суперэтнической» дагестанской цивилизации в фокусе евразийской этносферы.

Методологическая основа исследования. Опираясь на достигнутые успехи дагестанской фольклористики в области жанровой типизации и систематизации фольклорных памятников, автор использовал методологию историко-фольклорного комплексного системного анализа для реконструкции ранних стадий историко-фольклорного процесса в его дописьменной фазе, а в дальнейшем - на различных стадиях развития литературы. На этой базе был произведен историко-культурный анализ материала в соответствии с методологией периодизации эволюции евразийской цивилизации: древность, средние века, предвозрождение, Возрождение, Новое время. Цивилизационный анализ этносферы Дагестана произведен в соответствии с методологией теории этногенеза.

Основными методами анализа фольклорно-литературного материала являются также историкочуавнительный, историко-генетический и типологический.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первой работой, в которой предпринята попытка комплексного исследования фольклорных жанров народов Дагестана в контексте культурологии и этносферы. В ней впервые ставятся и решаются теоретические и практические задачи историко-фольклорного и литературного процесса в Дагестане в аспекте отражения в нем эвошоции «суперэтнической» дагестанской цивилизации с древнейших времен до Нового времени. Новизна исследования обусловлена и самой постановкой проблемы как первой попытки в монографическом плане глубоко изучить и осветить одну из сложнейших проблем - проблему эволюционных процессов фольклора и литературы в аспекте отражения в них «суперэтнической» дагестанской цивилизации.

Дагестанские этносы сумели в целом сохранить самобытность «суперэтнической» дагестанской цивилизации, т.е. не утратили древний пласт ритуально-мифологического и героико-эпического прошлого, прошли через феодальную раздробленность средневековья и смогли возродить древнюю культуру, войдя в Новое время полноправным

субъектом цивилизованного мира. В диссертации с позиции теории этногенеза комплексно отражен и обоснован тезис о том, что дагестанские этносы образуют суперэтническую единицу с хорошо выраженным цивилизационным отличием, прослежена эволюция «суперэтнической» дагестанской цивилизации в фокусе Евразийской этносферы.

Новизну диссертации определяет не только то, что в ней исследуется недостаточно изученная в отечественной и зарубежной историографии проблема, а, прежде всего, то, что автор вводит в научный оборот много новых научных понятий: «предвозрождение», «Евразийская этносфера», «романтическая медитативная поэтика», «образно-исторические циклы» и т.д., глубже и основательнее раскрывающих различные аспекты темы диссертации на обширной источниково-историографической базе, предложено новое решение, позволяющее использовать положения и результаты диссертации при разработке не только вопросов фольклора и литературы народов Дагестана, но и при создании общего культурологического исследования Дагестана.

Степень изученности темы. Дагестанская фольклористика к началу XXI века накопила достаточный опыт для осмысления всего фольклорного массива, что нашло отражение, прежде всего, в трудах ученых Института ЯЛИ им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН и вузов республики.

В последнее пятидесятилетие жанрам устно-поэтического творчества различных народов Дагестана посвятили свои труды такие ученые, как у.Д. Далгат, Х.М. Халилов, СМ. Хайбуллаев, А.А. Ахлаков, А.М. Аджиев, М.Р. Халидова, З.А. Магомедов, М.М. Курбанов, Ф.М. Ибрагимова и другие. Вышел также ряд сборников, посвященных фольклору: «Жанры фольклора народов Дагестана» (Махачкала, 1979); «Поэтика фольклора народов Дагестана» (Махачкала, 1981); «Дагестанская народная проза» (Махачкала, 1982); «Современный фольклор народов Дагестана» (Махачкала, 1983) и другие.

В трудах У .Б. Далгат, А.Ф. Назаревича, М.М. Гасанова, Ф.А. Алиевой, Х.М. Халилова и других сделана большая работа по научному осмыслению фольклора народов Дагестана как своеобразного «единства в многообразии». Изучением фольклорных взаимосвязей и региональных общностей в устно-поэтическом творчестве народов Закавказья и Северного Кавказа занимались А.А. Ахлаков, A.M. Ганиева и другие ученые. Особое значение имеют работы, посвященные древним пластам народного искусства (М.Р. Халидова, И.А. Халипаева и др.) и фольклорно-литературным взаимосвязям (У .Б. Далгат, Г.Г. Гамзатов).

Поскольку фольклор - явление синкретическое и его научное изучение особенно эффективно при комплексном подходе, то следует также отметить работы этнографов, историков, искусствоведов и т.д. (С.Ш. Гаджиева, P.M. Магомедов, А.Г. Булатова, М. Дибиров и другие). Необходимо обратить особое внимание на обобщающую коллективную монографию, посвященную устно-поэтическому творчеству Дагестана, удостоенную Государственной премии РД в области науки -«Традиционный фольклор народов Дагестана» (М.: Наука, 1991), и национальные очерки по фольклору Дагестана (Ф.О Абакарова, Ф.А. Алиева, М.Р. Халидова, Х.М. Халилов, А.М. Аджиев), а также сборники фольклорных текстов (А.Ф. Назаревич, Г. Гасанов, Н. Капиева и др.).

В основу исследований по дагестанскому фольклору положен ро-до-жанровый принцип: роды, жанры, жанровые разновидности, что соответствует итоговой картине, сложившейся в результате многовекового развития устно-поэтического творчества в регионе. Однако во временной развертке обнаружилось, что не все жанры прошли стадиальное развитие и еще меньше - процесс циклизации. Причины неравномерного развития фольклорного процесса кроются в исторической и социально-этнографической действительности отдельных этносов и регионов. Поэтому при анализе фольклорного процесса крайне важно использование принципа историзма, кроме того, необходимо системное привлечение смежных исследований археологов, этнографов, культурологов, языковедов, литературоведов и т.д., но в рамках историко-культурной эволюции, что автор и стремился осуществить в данной диссертации.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды крупных ученых А.Н. Веселовского, Н.И. Конрада, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, Г.Г. Гамзатова, В.М. Гацака, Е.М. Мелетинского, у.Б. Далгат и других. С целью научного осмысления конкретного дагестанского фольклора и литературы были также использованы работы Ф.О. Абакаровой, А.-КЮ.Абдуллатипова, A.M. Аджиева, Ф.А. Алиевой, З.Н. Акавова, А.А. Ахлакова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г.Г. Гамзатова, A.M. Ганиевой, М.М. Курбанова, А.Ф. Назаревича, СМ. Хайбуллаева, М.Р. Халидовой, Х.М. Халилова, И.А. Халипаевой, Ч.С. Юсуповой и других.

Теоретическая значимость исследования. Региональное, системно-комплексное и историко-эволюционное исследование дагестанского фольклорного и литературного наследия представляет собой важную научную проблему, положения которой могут быть использо-

ваны при разработке не только вопросов фольклора и литературы народов Дагестана, но и при создании общего культурологического исследования Дагестана. Представляется особенно значимым и то, что выводы и положения диссертации в генетическом и контактном плане в значительной мере могут быть приложимьг и ко многим другим регионам Кавказа, Поволжья, а в типологическом отношении - еще шире. В связи с возрастанием интереса к евразийскому диалогу культур данная проблема в настоящее время приобрела особую значимость.

Практическая значимость исследования. Геополитическое положение «суперэтнической» дагестанской цивилизации в новешлее время позволяет ей значительно расширить свое культурное влияние путем реализации общенациональной идеи: синтез достижений евразийской культурной общности через активную культурную политику на Северном Кавказе, в Закавказье, Средней Азии и в республиках Поволжья.

Научные результаты могут быть внедрены в учебный процесс ведущих гуманитарных вузов республики, использованы в работе филологических и исторических факультетов Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета и других научных организаций, а также других общеобразовательных и специальных учреждений.

Похожие диссертации на Фольклорный и литературный процесс как отражение эволюции дагестанской цивилизации