Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Голова Екатерина Васильевна

Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики
<
Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голова Екатерина Васильевна. Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.04 Москва, 2007 145 с. РГБ ОД, 61:07-13/1630

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Аналитический обзор состояния проблемы 8

1.1. Особенности психофизического воспитания детей младшего школьного возраста 8

1.2. Исторический обзор по использованию ритмических движений 12

1.3. Сущность ритмопластического воспитания младших школьников, индивидуализация учебно - тренировочного процесса 17

1.4. Методические особенности ритмопластической гимнастики 28

1.5. Резюме 30

ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследования 34

2.1. Цель и задачи исследования 34

2.2. Методы исследования 34

2.3. Организация исследования 51

ГЛАВА III. Особенности методики и содержание занятий ритмопластической гимнастикой с детьми младшего школьного возраста 53

3.1. Основные принципы и методы обучения чувству ритма и пластичности движений средствами ритмопластической гимнастики 53

3.2. Средства ритмопластической гимнастики 58

3.3. Содержание и методика экспериментальных занятий ритмопластической гимнастикой 71

ГЛАВА IV. Оценка влияния занятий ритмопластической гимнастикой на психофизическое развитие младших школьников 84

4.1. Оценка психофизического развития младших школьников 84

4.2. Характеристика психофизического состояния учащихся, занимающихся ритмопластической гимнастикой 87

4.3. Исследование показателей психофизической и ритмопластической подготовленности детей младшего школьного возраста 95

4.4. Медико-педагогический контроль в ходе педагогического эксперимента 97

Заключение 101

Выводы 105

Практические рекомендации 108

Библиографический список ПО

Приложения 125

Введение к работе

Актуальность исследования. Укрепление здоровья подрастающего поколения одна из важнейших государственных задач. В законе «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» от 25.07. 2002 г. указывается на необходимость совершенствования физического, нравственного, эстетического воспитания детей и подростков, а также преемственности начального школьного и старшего школьного периодов. Реализация принципа вариативности физического воспитания требует создания, на основе нравственных и духовных ценностей, методик занятий.

По мнению Н.Г. Александрович, Н.Г. Саркисовой, 1991; СВ. Бармина, 1997; СВ. Глазыриной, 1994; А.В. Запорожца, 1986; В.Т. Кудрявцева, 1998; Г.В. Пахомова, 1990; A.M. Петрова, 1997; А.В. Родионова, В.А. Родионова, 1997, с физиологической точки зрения, развитие чувства ритма и пластики способствует формированию двигательной сферы, психомоторики, творческой активности детей. По мнению авторов, ритмические и пластические упражнения, базирующиеся на движениях из гимнастики, хореографии, танцев, ритмики, упражнениях из области разных оздоровительных систем, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, повышению интеллектуальной активности. Практический опыт и данные научных исследований свидетельствуют, что занятия ритмопластической гимнастикой дают наибольший оздоровительно-развивающий эффект при применении их в младшем школьном возрасте.

Ритмопластическая гимнастика - система средств и методов для воспитания чувства ритма и пластики, способствующая развитию двигательно-координационных способностей. Это особая двигательная деятельность, которая протекает с использованием музыки, где музыка выполняет ритмически организующую роль. Одним из аспектов этой деятельности является художественная выразительность, связь с основами

сценического движения (пластикой) и основными элементами хореографии. Средствами этой гимнастики развивают ритмопластику - двигательную способность человека воспроизводить пластичные движения, с учетом изменяющегося ритма их выполнения.

В научно-методической литературе, посвященной использованию музыкально-ритмических упражнений в занятиях с младшими школьниками, существующий методический подход, характеризуется однообразием используемых средств и методов педагогических воздействий. Подчеркивая необходимость синтеза форм и средств физического воспитания, культуры и искусства, С.А. Гонияц, Л.П. Матвеев, 1990; А.С. Гориченский, 1998; Е.А. Земсков, 2004; В.Н. Кардашенко,1993; В.Т. Кудрявцев, 1998; Э.И. Панченко, 1999 и другие указывают на необходимость разработки качественно новых физкультурно-оздоровительных технологий.

Методологической основой исследования явились фундаментальные концепции о развитии чувства ритма Э.Ж. Далькроза, 1907; Д.А. Крадман, 1930; Н.П. Збруевой, 1935; Е.В. Коноровой, 1972; В.В. Матова, М.А. Матовой, О.А. Иванова, И.Н. Шарабарова, 1989; А.С. Гориченского, 1998.

Ритмопластическая гимнастика рассматривается как дополнительное средство воспитания чувства ритма, выразительности, изящества, гармонии движений, как форма психофизической рекреации.

Недостаточная изученность вопросов, раскрывающих содержание и методику занятий ритмопластической гимнастикой для обеспечения гармоничного и разностороннего развития двигательных способностей младших школьников, обусловливает актуальность выбранной темы исследования и необходимость ее научной разработки.

Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся младших классов.

Предмет исследования - методика воспитания способностей у детей младшего школьного возраста к выполнению ритмичных и пластичных

движений в процессе с их двигательной подготовленности.

Цель исследования - обосновать эффективность технологии развития ритмопластических способностей у младших школьников средствами ритмопластической гимнастики.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что использование средств ритмопластической гимнастики положительно скажется на совершенствовании «школы» движений - ритмичности, пластичности, музыкальности и двигательных качеств.

Научная новизна результатов исследования:

определены тесты и методика тестирования, позволяющая оценивать уровень развития способностей младших школьников: чувства ритма, ритмической координации, согласованности коллективных действий; грациозности, статистической и динамической пластичности, плавности и слитности движений, эмоциональной отзывчивости на музыку; гибкости;

определены особенности проявления отдельных видов способностей восприятия чувства ритма и пластичности движений у детей младшего школьного возраста;

-разработано содержание программы занятии ритмопластической гимнастикой;

- разработана методика дифференцированного воздействия
на ритмопластические способности младших школьников с помощью
комплексов специальных упражнений, которая положительно сказывается
на уровне ритмопластической и двигательной подготовленности учеников.

Теоретическая значимость: определены уровень развития ритмопластических способностей у младших школьников; средства и методика занятий ритмопластической гимнастикой; углублены знания о закономерностях укрепления здоровья школьников.

Практическая значимость результатов исследования состоит в определении эффективности ритмопластической гимнастики, разработке и внедрении методики занятий ритмопластической гимнастикой в

воспитательный процесс детей в школьном учреждении, которая позволяет
повысить эффективность физкультурных занятий, улучшить показатели
физической подготовленности и укрепить здоровье детей. Программа
«Ритмопластической гимнастики» может представлять спецкурс для
расширения профессиональной подготовленности студентов

физкультурных вузов. Результаты научно-исследовательской работы по теме диссертации внедрены в учебный процесс деятельности школ.

Структура и объем диссертации: работа включает введение, четыре главы, содержание, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы, приложении и акты внедрения. Содержание работы изложено на 142 страницах машинописного текста, включающего 20 таблиц и 20 рисунков. Список использованной литературы содержит 189 источников, из которых 12 на иностранном языке. В работе представлены три акта внедрения НИР в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Классификация средств ритмопластической гимнастики, используемых в процессе двигательно-ритмического воспитания детей младшего школьного возраста, по их эффективности для развития психофизических и творческих способностей.

  2. Методика тестирования ритмопластической и двигательно-ритмической подготовленности, заключающаяся в оценке и определении уровня развития двигательных реакций у младших школьников.

  3. Эффективность влияния методики занятий ритмопластической гимнастикой в структуре урока физической культуры и неурочных форм на ритмопластическую подготовленность детей, обеспечивается при учете специфических особенностей урока: содержания, структуры, продолжительности, задач, распределения нагрузки, эмоциональной напряженности, что позволяет достичь оздоровительной и развивающей цели.

Особенности психофизического воспитания детей младшего школьного возраста

Чтобы улучшить образовательный процесс, необходимо больше знать о ребенке, учитывать его интеллектуальные, физические, медицинские, ритмические способности.

Физическое развитие является ключевым критерием развития ребенка. В.Н.Кардашенко, 1993 указывает, что за последние 10-15 лет произошли существенные изменения в состоянии здоровья детей. Прослеживаются отрицательные тенденции увеличение в школьной популяции численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями.

Численность полностью здоровых в школьных коллективах в среднем не превышает 20 %, в старших классах снижается до 14 %. По сравнению с ровесниками прошлых десятилетий у современных школьников достоверно снижены функциональные возможности [71, 98, 99].

В младшем школьном возрасте происходит более раннее развитие вторичных половых признаков. Это связано с продолжением процесса акселерации детей. Нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфофункционального состояния сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья детей.

Возрастные границы детей младшего школьного возраста 6—10 лет [48]. Это период детства, в котором происходят сложные процессы подготовки к половому созреванию. Он сопровождается существенными изменениями во всем организме: интенсивно крепнут мышцы и связки, растёт их объём, увеличивается общая мышечная сила; крупные мышцы развиваются раньше мелких; формируются все изгибы позвоночника, однако окостенение скелета ещё не заканчивается, отсюда его большая гибкость и подвижность. Интенсивно растут и снабжаются кровью мышцы сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Масса головного мозга заметно увеличивается после 7 лет, растут особенно лобные доли, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека. Изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение становится более заметным. Однако склонность к возбуждению ещё очень велика, отсюда непоседливость младших школьников [51].

Значительно усложняются и развиваются у детей этого возраста сенсомоторные связи. Координация движений совершенствуется на занятиях физической культурой. Упражнения в письме так же способствуют образованию сложных зрительно-двигательных временных связей в коре головного мозга. Совершенствуется деятельность его анализаторного аппарата. Развитый анализаторный аппарат способствует тому, что дети становятся чувствительными к гармоническим и дисгармоническим сочетаниям. Развитие ощущений в общем процессе формирования и совершенствования психической деятельности ребёнка выражается в обострении абсолютной и различительной чувствительности [137, 152].

Известно, что каждая психическая функция - мышление, внимание, память, в процессе своего формирования имеет оптимальный этап развития. К началу школьного возраста доминирующая роль принадлежит мышлению, которое основано на абстракции и общении. Развиваясь в этом период наиболее интенсивно, под влиянием уже достигших определенного уровня восприятия, памяти, речи, внимания и др., мышление оказывает преобразующее влияние на их дальнейшее развитие. У детей появляется определенная готовность к осознанию поставленных перед ними задач, умение оценить ситуацию, управлять своими движениями, появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у младших школьников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности [90, 123].

Возрастной период, который падает на период с 3 до 10 лет - является главенствующим для развития индивидуальной ритмической группы ребенка в сознании. Этот период важен для дальнейшего развития музыкальных, ритмических способностей ребенка, он определяет собой совокупность музыкального восприятия и двигательных ощущений чувства ритма ребенка, как высшей нервной и психической деятельности мышления человека на стадии развития и формирования организма [48, 145].

В едином процессе психического развития ребенка нет строго изолированных этапов. Если у дошкольника преобладало развитие механической памяти, то у младшего школьника запоминание начинает становиться произвольным. Интенсивно развиваются и совершенствуются такие высшие психические функции, как логическая память, произвольное внимание, более сложные формы мышления. Постепенно формируется личность ребенка. Уровень развития личности, в свою очередь, влияет на формирование всех видов произвольной деятельности. Как свойство личности, эмоционально-волевая сфера включает в себя не только поведение, переживания, отношение к окружающей действительности, мотивацию деятельности, но, по существу, она регулирует всю интеллектуальную деятельность ребенка [55, 152,183].

Важной особенностью детей младшего школьного возраста являются: сохранение, в некоторой степени, врожденной потребности в движении, формирование двигательной памяти. Отмечаются явления быстрой утомляемости и быстрого восстановления. С 7 - летнего возраста начинает интенсивно увеличиваться темп движений. Для мальчиков характерно более значительное его увеличение, чем у девочек [14, 67, 101].

Проблема двигательной активности приобрела в наши дни особую актуальность. Это связано прежде всего с феноменом акселерации, а также с все увеличивающимися явлениями гипокинезии и ранней спортивной гиперкинезией [7,15, 73, 94, 98,139, 154].

Знание критических периодов в развитии функциональных систем, в том числе двигательной, позволяет установить оптимальные сроки обучения и воспитания [6, 47, 79, 134].

По данным А.С. Гориченского, развитие ритмических способностей у 6-10-летних детей имеет свои особенности. На этапе обучения в связи с увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качеств появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений.

Определенный интерес представляют поведенческие аспекты детей 6-10 лет в процессе выполнения упражнений. Исследование В.А.Бауэра и С.С. Солодкова [1990] показало, что до 5-го повторения интерес к ним явно падает. Авторы объясняют это особенностями протекания психических процессов у детей данного возраста. Однообразные действия приводят к функциональному истощению деятельности нервных центров и формированию устойчивой мотивации к перемене видов заданий. У ребенка появляется установка на отказ от выполнения предлагаемого задания, выражающаяся в непроизвольном переключении внимания на другие виды деятельности.

В то же время, В.А.Бауэр и С.С. Солодков установили следующее: для того, чтобы дети овладели основами техники движений, необходимо выполнить упражнение не менее 4 раз, в противном случае структура движения слабо закрепляется в памяти младшего школьника и при воспроизведении, как правило, допускаются неточности и недочеты [152].

Исторический обзор по использованию ритмических движений

Ритмика и танец до сих пор не нашли своего должного места в педагогической практике. Главные приоритеты отданы средствам базовых видов физической активности. А, между тем, ритмика, ритмопластическая гимнастика - это средства, в процессе освоения и выполнения которых у человека включаются восприятия музыки и движения тела.

Еще в античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, силы и выносливости. Одной из разновидностей греческой гимнастики была орхестрика - гимнастика танцевального направления. Ее справедливо можно считать предшественницей всех существующих ритмических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику [103].

Родоначальником европейской музыкально-педагогической традиции и автором первой целостной системы музыкальной педагогики можно считать Платона [135]. В его работах показывается, что закономерности и принципы музыкально-педагогического процесса строятся на фундаментальных законах природы, человека, общества и искусства и вследствие этого носят универсальный характер. Одним из основополагающих принципов музыкальной педагогики Платона, служит принцип баланса духовно-телесного развития или эвритмии. В основу теории воспитания положена идея гимнастических упражнений с музыкальным сопровождением, которая была заимствована философом из практики воспитания молодого поколения Афин. Древними греками показано, что музыка воспитывает душу, гимнастика тело, эвритмия, являющаяся выражением «порядка» - музыка проникает в душу через тело и пластические движения вносят гармонию в существо человека. Еще с древних времен врачи заметили, что гармоничные гимнастические движения «вносят строй в умственное развитие малоумных детей» [13].

В середине XIX в. Франсуа Делькарт систематизировал все телодвижения человека и расположил их по шкале, устанавливающей соответствие каждого возможного соотношения разных частей тела с определенным выразительным значением этого соотношения. Его система охватывала умение владеть жестами, мимикой, движением и позами, поэтому она получила название выразительной гимнастики [91].

В начале XX века Р.Лабанк, на основе изучения психологии и механики движений человека, создает теоретику танца на базе которой Э.Жак-Далькроз разработал систему ритмической гимнастики. Эта гимнастика являлась метрической, благодаря чему выполняемые движения требовали особого внимания, находчивости, усилия, воли, контроля над собой [54]. Основным принципом методики ритмической гимнастики являлся принцип связи движения с музыкой, выражающийся в полном подчинении движений содержанию, динамике, характеру и ритмической структуре музыкального произведения. Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения было замечено, что ритмические движения положительно влияют на самочувствие, настроение учеников, исправляют недостатки физического и психического характера. Теория Э-Ж. Далькроза делится на три части: ритмическую гимнастику, музыкальную пластику и импровизацию. Автор классифицировал движения по художественной образности, а не по органическому признаку. Э-Ж. Далькроз считал необходимым использовать раннее ритмическое развитие детей и их общее эстетическое воспитание [173].

Французский физиолог Ж. Демени создал систему физических упражнений, которая была основана на ведущем значении ритма и гармонии движений, ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц. Он заложил основу метода поточного выполнения упражнений. Говоря о «непрерывности» Ж. Демени имел в виду то, что «все движения должны делаться без остановок между фазами, это обеспечит правильное кровообращение и не вызовет усталости в мышцах» [62].

Ж. Демени имел много последователей, в том числе Б. Менсендик, разработавшею женскую функциональную гимнастику на основе искусства движений в форме танца. Многие ее рекомендации применяются в области лечебной физической культуры [91].

В начале XX века всемирную известность и признание получила методика немецкого философа-педагога Р. Штайнера - «эвритмия» или новое искусство движения [167, 172].

В России с 1912 года, ритмопластическая гимнастика вводится в школах и гимназиях Москвы. В нашей стране была создана отечественная система музыкально-ритмического воспитания, основоположниками которой стали Н.Г. Александрова, В. А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова, Н. П. Збруева, В.Е. Яновская и их ученики и последователи. Рассматривая ритмику как часть общего эстетического воспитания, российские педагоги придали ей определенную целенаправленность, разработали специализированную методику обучения, дифференцируя ее в зависимости от требований учебных заведений [2, 84].

В 1914 г. Л.А. Алексеева создает студию гармонической гимнастики, система в настоящее время развивается многими ее последователями и носит название «Алексеевская система» [95].

В обращении Государственной Комиссии по просвещению от 16 апреля 1918 г. указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важных средств физического воспитания детей [115].

В самые трудные годы для нашей страны: 1919 г. в Москве и Петрограде были открыты Институты ритма и студии пластического движения, подготовившие специалистов для детских садов, школ, студий и других учебных заведений. Отечественные педагоги, творчески развивая, обогащая основные положения нового музыкально-педагогического метода, подняли ритмику на качественно новую ступень, усилили художественную основу ритмических занятий за счет привлечения высоко-эстетических образцов классической, народной, современной музыки [24].

Основные принципы и методы обучения чувству ритма и пластичности движений средствами ритмопластической гимнастики

Методика занятий, содержание процесса обучения на уроках ритмопластической гимнастики, в соответствии с основополагающим принципом отечественной педагогики, базируется на сознательности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.

Методика занятий ритмопластической гимнастикой имеет свои специфические принципы:

1. Принцип целостного восприятия музыки через движение позволил понимать смысловое поле музыкального материала. В качестве средств необходимых для реализации данного принципа использовались танцевальные импровизации, пение с движением, пантомимическое воспроизведение музыкальных звуков в отсутствии самой музыки.

Связь движений и музыкального сопровождения является определяющим звеном техники выполнения упражнений и формирования чувства ритма и пластичности двигательных действий. Для овладения движением под разный музыкальный темп (медленный, умеренный или средний, быстрый) обучаемые должны были уметь различать ритм, темп, а затем выполнить упражнение пластично, ритмично. Это позволило улучшить чувство ритма в движении, на основе усиления у детей ощущения деления музыкального периода на фразы, активизировать эмоциональный отклик на музыку и творческие способности.

2. Принцип развития творческого воображения. Художественное восприятие мира реализовалось через движение, жесты, мимику, позы, пластику, передающие ощущения и чувства к рассматриваемому предмету.

Имитируя позы животных, птиц, растений дети естественно преображались в динамике движений. Занимающимся не надо было объяснять, как расслабить те или иные мышцы: их образная память воспроизводила ярко черты изображаемого. С помощью воспитания у младших школьников отношения к собственному движению и выполняющей части тела как к особому объекту, вырабатывалось целостное психосоматическое состояние, которое сопутствовало построению и творческому воспроизведению какого - либо движения. Например, когда ребенок испытывал определенные трудности при выполнении определенных движений руками ему давался совет: «Не получается? Ничего, пока отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними, какие они умелые и ловкие!». Таким образом, обучаемый вводился в область ближайшего развития своих собственных двигательных возможностей. Описанный способ вхождения в состояние есть одновременно и способ одушевления, одухотворения движений ребенка [63].

Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с воспитанием у детей выразительных движений. Соответствующая работа проводилась в контексте развития творческого потенциала ребенка. Музыкальная выразительность закреплялась в процессе выполнения творческого задания. В качестве средств, необходимых для формирования двигательного воображения, использовались игровые задания на перевоплощение, двигательные инсценировки, упражнения на восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких образных интонациях, задания на понимание выразительной и изобразительной сущности ритма, упражнения на развитие внутреннего ритмического слуха.

3. Принцип индивидуализации обеспечил значительное улучшение двигательной подготовленности. Проведенное поисковое исследование обусловило необходимость применения распределения занимающихся по экспериментальной программе на группы, для наиболее эффективной реализации индивидуального подхода. Основой для такого

распределения являлась принадлежность того или иного учащегося к конкретной индивидуально-ритмической группе, определяющейся совокупностью музыкальных и двигательных ощущений восприятия чувства ритма ребенка - высшей нервной и психической деятельности мышления человека на стадии развития и формирования организма.

Дети одной ритмической группы при обучении значительно спокойнее, лучше реагируют на новый материал, происходит его усвоение. У детей со слабой ритмической группой С или D, при нахождении с детьми у которых высокая ритмическая группа А, В происходит снижение и торможение всех психических процессов и основных видов деятельности организма -внимания, памяти и воображения, ощущения и восприятия, мышления и речи [48].

Методы обучения и методические приемы

В процессе познания непременными компонентами являются: чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В связи с этим в обучении использовались традиционные методы обучения и воспитания: наглядный, словесный, игровой, регламентированного и вариативного упражнения, соревновательный, музыкального воздействия и определяемые спецификой предмета.

Для реализации индивидуального подхода, на основании определения чувства ритма и последующей дифференцировке интенсивности объема нагрузки и общей направленности занятий, разработан метод разделения класса на индивидуально-ритмические группы.

Для совершенствования чувства ритма применялся метод ритмической тренировки - передача в движениях ритма, сменяющихся разнохарактерных тем [144, 146,181].

Стимуляции музыкально-ритмической деятельности способствовал метод эмоционального воздействия: привлечение необычных фактов для эффектов удивления; создание ситуаций успеха. Применение метода сравнения позволило создавать ситуации, вызывающие у школьников интерес.

Для повышения интереса детей к занятиям использовались игровой и соревновательный методы. В результате проведенных исследований, нами был использован особый подход к отбору и модификации подвижных игр, который способствовал развитию двигательного воображения. На уроках, во время игры создавалась возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельных действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы. В процессе игровой деятельности использовались ситуации разрыва двигательной деятельности детей, которые нарушали ее привычное течение. В таких ситуациях ребенок сталкивался с необходимостью оперативно перестраивать образы, соответствующие первоначально принятой игровой роли. Полноценное осуществление этой деятельности требовало от ребенка творческих усилий. Правила в игре обеспечивали определенные условия, в рамках которых ребенок при соответствующем руководстве не мог не проявить воспитываемых у него качеств.

Все методы применялись не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, слушая грамзаписи (наглядно-слуховой метод); отвечали на вопросы, делились впечатлениями (словесный метод); выполняли предлагаемые творческие задания: слушая, сравнивали и анализировали отдельные фрагменты произведения (наглядно-слуховой метод, метод анализа и сравнения); определяли идею произведения (метод обобщения).

Оценка психофизического развития младших школьников

Физическое развитие, двигательная подготовленность, изменение функциональных возможностей детей служит существенными показателями оценки педагогических воздействий на занимающихся физической культурой - это отмечают ряд исследователей [25, 44, 94, 101, 165].

Ритмопластическое развитие детей младшего школьного возраста тесно связано с их физической подготовленностью. Для рационального использования средств и методов ритмопластической гимнастики важно изучить двигательные возможности детей.

Уровень развития ритмопластических способностей можно определить, изучив динамику физической подготовленности, функциональных возможностей, которая прослеживается в результате применения специальных условий в эксперименте. Для этого, в конце первого этапа педагогического эксперимента, в котором участвовали учащиеся младших классов: всего 56 человек, из них - 14 мальчиков и 42 девочки, проводился сбор данных, характеризующих исходное психофизическое состояние младших школьников. Были определены и проанализированы исходные оценки величины показателей развития ритмичности, пластичности, физической подготовленности, функционального развития детей 9-Ю лет.

Для определения уровня развития двигательных качеств использовались специальные тесты, соответствующие требованиям спортивной метрологии.

В таблицах 5-8 представлена информация об исследуемых параметрах участников эксперимента, которые в дальнейшем вошли в группы второго этапа педагогического эксперимента.

Как видно из цифровых данных, при исследовании двигательных возможностей детей, нами были получены следующие результаты:

уровень развития ритмичности и пластичности у младших школьников находится на низком уровне - средний показатель ритмичности у девочек составляет 2,84 балла, у мальчиков - 2,38 балла; средний показатель пластичности у девочек - 2,74 балла, у мальчиков -1,71 балла (высшая оценка - 5 баллов). Исходные показатели психомоторного развития детей (устойчивости нервных процессов): проба Ромберга у девочек - 20,4 с, у мальчиков - 19,0 с; проба Яроцкого - у девочек 15,1 с, у мальчиков - 13,7 с (табл. 5,6).

Величины этих показателей отстают от средних возрастных норм: удовлетворительные величины теста - проба Ромберга должны быть не ниже 24 с, пробы Яроцкого не ниже 28 с. Девочки немного превосходят по показателям, характеризующим ритмичность и пластичность своих сверстников мальчиков [147].

Анализ полученных данных показывает, что у исследуемых нами младших школьников среднее значение показателей физической подготовленности в тестах на гибкость находится ниже среднего уровня: у девочек 3 балла, у мальчиков - 1,78 балла. В тестах: челночный бег для девочек - 10,3 с, для мальчиков - 9,62 с; бег на 30 метров - 6,43 с, для девочек и 6,2 с - для мальчиков, что соответствует показателям физической подготовленности детей этого возраста (табл. 7).

Одновременно с показателями развития ритмопластических и физических способностей детей, состояние здоровья и уровень возможностей определялся с помощью функциональных показателей -пробы Штанге и задержки дыхания за одну минуту.

Исходная величина пробы Штанге у мальчиков выше, чем у девочек и составляет - 42,79 с; частота дыхания - 18 раз в минуту; у девочек эти показатели - 33,62 с и 21 раз в минуту. Из полученных данных видно, что величины функциональных возможностей отстают от средних возрастных норм: удовлетворительные величины теста - проба Штанге должны быть не ниже 55-60 с, частоты дыхания, в покое не выше 17-18 раз в минуту (табл. 8). Это - вероятно, является следствием процесса акселерации, когда функциональная система организма в своем развитии отстает от морфологических структур, сказываются и неблагоприятные экологические, экономические условия города, повышенный радиационный фон, некачественная вода, пищевая продукция и т.д.

Учитывая, что единые требования к учащимся разного пола деформируют психологические свойства личности мальчиков и девочек и отражаются на их нервно-психологическом здоровье [48, 50 53, 79], для реализации индивидуального подхода, были сформированы две контрольные и две экспериментальные группы по 14 человек в каждой. Первая контрольная группа состояла полностью из девочек, вторая контрольная группа включала в себя 7 девочек и 7 мальчиков. Экспериментальные группы были скомплектованы таким же образом.

Приведенные выше данные показывают, что значительная часть детей, на начало эксперимента, имеет низкий уровень ритмической и пластической подготовленности - это требует разработки соответствующей методики развития ритмопластики у детей младшего школьного возраста.

Выявление уровня и динамики показателей ритмичности, пластичности, двигательной и функциональной подготовленности, поможет расширить двигательные возможности детей и позволит подойти к решению оздоровительных задач.

7

Похожие диссертации на Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики