Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Воспитание гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры как педагогическая проблема
1.1. Анализ проблемы воспитания гуманистических ценностей у студентов в педагогической теории 10
1.2. Воспитательные возможности дисциплины «иностранный язык» в вузе физической культуры 30
1.3. Педагогические условия воспитания гуманистических ценностей у студентов на занятиях по иностранному языку 50
ГЛАВА II. Содержание и результаты опытно- экспериментальной работы
2.1. Общая характеристика осуществления педагогического эксперимента по воспитанию гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры 74
2.2. Технологии воспитания гуманистических ценностей у студентов на занятиях по иностранному языку 86
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы 107
Выводы по второй главе 128
Заключение 130
Список использованной и цитируемой литературы... 132
Приложения 150
- Анализ проблемы воспитания гуманистических ценностей у студентов в педагогической теории
- Воспитательные возможности дисциплины «иностранный язык» в вузе физической культуры
- Общая характеристика осуществления педагогического эксперимента по воспитанию гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры
- Технологии воспитания гуманистических ценностей у студентов на занятиях по иностранному языку
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Современная система высшего образования переживает период серьёзных перемен, направление которых обусловлено тенденциями общесоциальных преобразований. Выпускник современного вуза должен быть разносторонней личностью, морально, интеллектуально и физически готовой активно осуществлять социально-направленную профессиональную деятельность в условиях рыночной конкуренции. Узконаправленная подготовка будущего специалиста сегодня утратила свою актуальность. Наряду с усвоением специальных знаний и достижением должного уровня развития профессиональных способностей, необходимым условием соответствия личности работника непрерывно возрастающим требованиям профессиональной деятельности становятся приобщённость к культуре, присвоение системы социальных и гуманистических ценностей.
Постиндустриальное общество постепенно приходит к осознанию необходимости гуманизации всех сторон жизни, в том числе и системы высшего образования. Основными ориентирами гуманистической образовательной парадигмы выступают: признание самоценности личности, личностно - ориентированное образование, духовное становление человека (22, с. 148).' Начала гуманистической педагогики связаны с именами П.П. Блонского, В. Блюма, К.Н. Вентцеля, Дж. Дьюи, ЯЛ. Коменского, М. Монтессори, Ж. Пиаже, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, и др. Философские основы гуманизма разрабатывались Н.А. Бердяевым, B.C. Библером, B.C. Соловьёвым, Р. Штайнером и др.; в психологии - А.Г. Асмоловым, А.А. Бодалёвым, Л.С. Выготским, А. Маслоу, А.В. Петровским, К. Роджерсом.
В скобках указана ссылка на источник, подробное описание которого указано в списке цитируемой литературы. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, вторая - страницу. В случае ссылки на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.
В педагогической науке утверждается понимание гуманизации как цели образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.П. Бездухов, ЮЛ I. Ку-люткин, А.Н. Новиков и др.), и как фактора его эффективного развития (Е.С. Заир-Бек, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков и др.). Вопросы гуманизации современного школьного и вузовского образования нашли освещение в работах В.А. Беликова, А.Г. Гостева, А.В. Кирьяковой, Г.Н. Серикова, В.А. Сластёнина и др. В последнее время появились работы, раскрывающие гуманистическую сущность профессионального образования (А.Я. Наин, А.Б. Орлов, В.Н. Сага-товский и др.)
Становится всё более очевидным в настоящее время, что без ориентации преподавателя вуза на созидание подлинно человеческой жизни и её воспроизведения во взаимодействии со студентами невозможно созидание гуманистических ценностей, реализуемых во имя другого. Воспроизводя отношения, преподаватель привносит в содержание взаимодействия со студентами характерные для его жизненной позиции основания (ценности, цели, идеалы и др.). Отсюда вытекает необходимость разработки педагогических условий и средств процесса воспитания гуманистических ценностей у современного студента.
Важным концептуальным направлением совершенствования системы образования высшего физкультурно-спортивного образования является активное систематическое использование ценностей физической культуры. Согласно существующим представлениям, физическая культура обладает колоссальным педагогическим потенциалом (В.М. Выдрин, С.С. Коровин, Л.М. Куликов, Л.П. Матвеев, А.Ф. Попова, О.А. Сиротин, Н.А. Фомин и др.). Многочисленными исследованиями доказано, что овладение ценностями физической культуры обеспечивает, с одной стороны, формирование её специфического компонента - физической культуры личности, а с другой, способствует становлению социальной культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Ви-ленский, А.А. Мкртчан, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.).
Процесс освоения мира культуры ведёт к глобальной переоценке роли иностранного языка. Владение иностранным языком для будущего профессионала - это дополнительная возможность приобщения к ценностям культуры, а также возможность успешной профессиональной самореализации.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между:
необходимостью воспитания профессионально-личностных характеристик будущего педагога физической культуры, определяющих его эффективную деятельность в новых социальных условиях, и образовательным процессом в вузе, не ориентированном на воспитание и развитие этих качеств;
возможностью широкого использования иностранного языка как средства воспитания гуманистических ценностей у студента, и недостаточной разработанностью научно-педагогических предпосылок этого процесса.
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия воспитания гуманистических ценностей у будущего педагога физической культуры на занятиях по иностранному языку.
Объект исследования - образовательный процесс в вузе физической культуры.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры.
Гипотеза исследования. Эффективному воспитанию гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры в процессе изучения иностранного языка будут способствовать следующие педагогические условия:
1) ориентация будущего педагога физической культуры на гуманистиче
ские ценности;
2) создание на занятиях по иностранному языку коммуникативно-
ориентированной среды, основой которой является построение взаимодействия
преподавателя и студента в режиме интеркультурного диалога;
3) разработка и внедрение структурно-функциональной модели воспитания гуманистических ценностей у студентов, включающей: цель, задачи, прогнозируемый результат, этапы, уровни, условия, способы и содержание.
Задачи исследования
1. На основе историко-педагогического анализа проблемы определить
возможности преподавания иностранного языка в воспитании гуманистических
ценностей у студентов.
Апробировать педагогические условия эффективности процесса воспитания гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры.
Определить критерии, показатели, уровни воспитанности гуманистических ценностей у студентов.
Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность разработанной теоретической модели.
Методологической основой исследования явились идеи о взаимосвязи всеобщего, общего, особенного и единичного; о личности как субъекте и объекте образовательной деятельности; теория ценности; системный подход как общенаучный метод познания; деятельностный подход, утверждающий человеческую деятельность и общение в качестве основы развития личности.
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в несколько этапов в период 1997 - 2003 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись различные методы изыскания.
База и этапы исследования
На первом (1997-1999 гг.)- констатирующем этапе - осуществлялся анализ философской, социологической, психолого - педагогической и методической литературы по проблеме. Были выявлены противоречия, определены объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и основные методы работы. Проведён первичный сбор и анализ эмпирического материала.
На данном этапе нашли применение следующие методы: анализ и синтез; исторический, концептуальный анализ выполненных ранее научных исследований; педагогическое наблюдение; анкетирование, беседа; обобщение изученного опыта и анализ деятельности преподавателей.
На втором (1999-2001 гг.) - формирующем этапе - осуществлен подбор контрольных и экспериментальных групп. Охарактеризованы педагогические условия воспитания гуманистических ценностей. Определены критерии и показатели уровня воспитанности студентов. Проведен формирующий эксперимент с целью проверки рабочей гипотезы.
Использовались методы: моделирование, обучающий эксперимент, тестирование.
На третьем (2001-2003 гг.) - результативно-оценочном этапе - осуществлялся анализ результатов экспериментальной работы; оформлялись полученные данные. Разрабатывались практические рекомендации для преподавателей. Были сделаны выводы по результатам исследования.
Основные методы: анализ теоретических и эмпирических данных, методы математической статистики.
Научная новизна исследования
Разработана теоретическая модель, предполагающая поэтапную организацию образовательного процесса, чёткую постановку целей на каждом этапе, разработку необходимого методического обеспечения и педагогических технологий.
Выявлены педагогические условия эффективности процесса воспитания гуманистических ценностей:
- ориентация на гуманистические ценности студента как будущего педагога физической культуры и спорта;
создание на занятиях по иностранному языку коммуникативно - ориентированной среды, основой которой является построение взаимодействия преподавателя и студента в режиме интеркультурного диалога;
разработка и внедрение структурно-функциональной модели воспитания гуманистических ценностей у студентов, включающей: цель, задачи, прогнозируемый результат, этапы, уровни, условия, способы и содержание.
Базой исследования являлись Уральская государственная академия физической культуры, Южно-Уральский государственный университет. Всего в эксперименте приняли участие 165 студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут служить основой для дальнейшего совершенствования процесса воспитания гуманистических ценностей у студентов на занятиях по иностранному языку. Разработанная технология даёт возможность по-новому усовершенствовать процесс профессионального воспитания и обучения студентов с целью повышения его эффективности.
Практическая значимость состоит в определении возможностей курса «иностранный язык» в воспитании гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры; в разработке научно - методических рекомендаций по применению воспитательных технологий и методик в данном процессе.
На защиту выносятся
Теоретическая модель воспитания гуманистических ценностей у студентов на занятиях по иностранному языку, предполагающая поэтапную организацию образовательного процесса, чёткую постановку целей на каждом этапе, разработку необходимого методического обеспечения и педагогических технологий.
Педагогические условия эффективности процесса воспитания гуманистических ценностей, к которым относятся:
ориентация на гуманистические ценности студента как будущего педагога физической культуры и спорта;
создание на занятиях по иностранному языку коммуникативно - ориентированной среды, основой которой является построение взаимодействия преподавателя и студента в режиме интеркультурного диалога;
разработка и внедрение структурно-функциональной модели воспитания гуманистических ценностей у студентов, включающей: цель, задачи, прогнозируемый результат, этапы, уровни, условия, способы и содержание.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций автора; комплексным использованием различных методов исследования; опорой на практические данные, необходимые и достаточные для качественной характеристики изучаемого процесса; репрезентативностью и статистической значимостью опытно-экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлена в опытно-экспериментальной работе автора на методологических семинарах Школы педагога исследователя Уральской государственной академии физической культуры (рук. проф. А.Я. Наин - с 1998 по 2003 гг.); на научно-методических конференциях профессорско - преподавательского состава Уральской государственной академии физической культуры "Проблемы оптимизации образовательного процесса в вузах физической культуры" в 2000-2003 гг.; на региональных научно-практических конференциях молодых учёных "Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму" (г. Челябинск, 2001-2003 гг.); "Современные технологии в российской системе образования" (г. Пенза, 2003г.).
По теме исследования опубликовано 10 печатных работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 8 таблиц, 1 схемы, 4 гистограмм, списка используемой литературы и приложения. Библиография содержит 218 наименований.
Анализ проблемы воспитания гуманистических ценностей у студентов в педагогической теории
Проблема человека и гуманизма все чаще оказывается сегодня в фокусе многих научных изысканий. Происходит переосмысление односторонне-рационального представления о человеке, отказ от трактовки его как всего лишь агента социальных сил и социальных отношений. В этом видится возобновление гуманистических традиций как отечественной философии, педагогики и культуры, так и классической и современной мировой научной мысли.
В сложный переходный период полем формирования человека становится образование. Посредством образования, и такой важнейшей его части как воспитание, человек включается в жизнь, наполняет ее ценностным смыслом и значениями. Образование, благодаря тому, что оно социально по своей сути, способно противостоять разрушительным тенденциям, устранять условия, де-гуманизирующие человека, общество, поддерживать созидательные тенденции. Образование, как сфера духовной жизни общества, располагает возможностями формирования и субъекта культуры и морали, формирования у него системы ценностей как осознанных смыслов жизни, которые определяют его гуманистическую направленность.
Актуальность идей формирования гуманистической направленности, гуманистических отношений является не просто отображением ведущих тенденций изменяющегося мира, стимулирующих поиск таких его оснований, которые обеспечивают условия для жизни, достойной человека. Важен факт, что появляется понимание того, что суть противоречий в социальной жизни, в образовании, в сознании, которые разрешает педагог, заключается в совместимости истинного и ценностного в сознании, мышлении, а не технократического и гуманистического мышления.
Осмысление глобальных проблем в современности вписывается в объект педагогической науки, а именно: в процесс целенаправленного приобщения детей (студентов) к системе социальных отношений. Их включение в жизнь предполагает формирование адекватных содержанию этой жизни ценностных ориентации, гуманистических ценностей.
Созидание гуманистических ценностей - это веление времени, поскольку нынешняя ситуация характеризуется тем, что противоречия социального развития приобрели общечеловеческие масштабы, вылились в глобальный кризис. «Если не рождаются новые гуманистические системы ценностей, - пишет Л.П. Буева, - то реальные формы жизни, обесцененные и противоречивые, могут становиться полем деморализации и одичания людей» (37, с. 11-17).
Гуманизм - это исторически изменяющаяся система мировоззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Понятие «гуманизм» развивается в процессе человеческой истории вместе с самим понятием «человек», от которого оно является производным. Как отмечает В.Л. Бенин «... при определении гуманизма очевидно следует исходить из сущности человека. Также очевидно, что сущность человека можно определить, выделив его основные черты. С другой стороны существенность тех или иных черт некоего явления зависит от того, с каких позиций это явление рассматривается» (21, с.24).
Современная гуманистическая философия направлена на понимание человеческой субъективности, индивидуального человеческого бытия. Происходит переосмысление односторонне - рациональных представлений о человеке, отказ от трактовки его как агента социальных сил и социальных отношений.
Гуманизм находит свое отражение в социологии, политологии, педагогике. Гуманистическая психология определила главные направления развития личности: устремленность к будущему, свободная реализация своих потенций (Г. Олпорт), реализация творческих потенций, самоактуализация (А. Маслоу), укрепление веры в себя и возможность достижения идеального «Я» (К. Роджерс).
Понятие «гуманизация», производное от понятия «гуманизм», подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения. Гуманизм аккумулирует в себе идеи гуманизации образования.
Известный категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства» (65, с. 147) - это и есть нормы нравственности, в системе которых находится гуманизм. Исходя из того, что каждая норма. Согласно И.Канту, касается той или иной ситуации и поэтому не является в полном смысле формальной и чисто априорной, можно утверждать, что гуманизм как ядро гуманизации образования отражает конкретную культурно-образовательную ситуацию.
Гуманизм, как и любое нравственное явление, предполагает соблюдение определенных норм и требований. Осмысление педагогом требований гуманизма, задающего адекватную его содержанию направленность деятельности, становится основой его вхождения в мир нравственности. Это приводит к тому, что на первый план в педагогическом взаимодействии выдвигается гуманистическая функция педагогической деятельности, и предполагает организацию такого процесса обучения и воспитания, который с одной стороны, обеспечивает достижение цели современного образования: «Дать каждому школьнику базовое образование и культуру, затрагивающие все стороны личности на уровне, элементарно достаточном для равного с другими старта саморазвития» (4, с.23), а с другой стороны, создает условия для воспитания человеческого в ребенке, для обретения себя, что позволит ему постичь и реализовать собственную индивидуальность.
Воспитательные возможности дисциплины «иностранный язык» в вузе физической культуры
Современная высшая школа (в том числе и вуз физической культуры) должна быть ориентирована на становление - развитие личностного мира человека путем восхождения от индивидуального опыта к духовно практическому опыту человечества (принцип расширяющейся ойкумены) с целью воспитания человека культуры, способного к самоопределению и продуктивной творческой деятельности по воспроизводству (созиданию) культурной среды.
Традиционно вузы исполняли социальный заказ на выпускника, адаптированного к идеологическим установкам государства, политической группы, к потребностям производства (так было в недавнем прошлом). Современная же высшая школа, на наш взгляд, должна в первую очередь давать своему студенту понимание современной социокультурной ситуации, формируя способность адекватно ориентироваться в ней, достойно и мобильно принимать ответственные решения, совершать свободный и сознательный выбор собственной жизненной позиции и способов самореализации. Это принципиально новый подход к целям воспитания студентов в свете гуманизации всего образовательного процесса как педагогического способа освоения мирового и отечественного социокультурного пространства в его истории и современности.
Для более четкого определения научных подходов исследуемой нами проблемы воспитания гуманистических ценностей у будущих педагогов физической культуры мы проанализировали современные тенденции в развитии высшего педагогического образования (табл. 1).
Из представленных выше шести направлений, с учетом специфики исследуемой нами проблемы, мы считаем необходимым взять за основу культурологический и аксиологический подходы. На основании этого попытаемся определить, каковы функции, возможности и резервы воспитания гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры в процессе преподавания иностранного языка.
Исходя из необходимости приобщения студентов к культуре страны изучаемого языка и выделяя культурный компонент в содержании обучения иностранному языку (в нашем случае - английскому), мы тем самым должны открывать студентам непосредственный доступ к культуре других народов, обеспечивать в процессе обучения «диалог культур», и, таким образом, оказывать существенное влияние на систему жизненных ценностей будущего педагога физической культуры.
Между языком и культурой существует глубокая взаимосвязь. Культура выражается через язык, поскольку и язык и культура принадлежит к тому же самому обществу, народу или государству, реализующемуся в культуре и выражающемуся в языке. Освоение другого языка дает возможность не только интегрироваться в другую группу, но и идентифицироваться с иной культурой, отличной от родной культуры. Важный момент, на наш взгляд, состоит в том, что преподавание иностранного языка не должно ограничиваться только обучением языковой системе или приобретением только языковой компетенции, но и должно сопровождаться ознакомлением с интерсоциальными (гуманистическими) ценностями, выражаемыми в изучаемом языке.
Как известно, человек всегда формируется как член определенной общности людей, так что становление человека, помимо его биологических характеристик, это всегда социализация, то есть формирование его внутреннего мира под воздействием ценностей и норм, характерных для определенной социальной системы.
Культура в широком смысле включает в себя конкретные компоненты: нравственные нормы, идеалы, традиции, обычаи. В совокупности они и составляют социальные нормы поведения, соблюдение которых является непременным условием сохранения общества как интегрированного целого. Особую роль в этом играет язык, так как он является средством социального опыта индивида, и в рамках этого опыта социальные нормы поведения, являясь одним из устойчивых фрагментов культуры, представляют собой специфически национальную форму проявления универсальной и организационной функции культуры.
По мнению Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, основная функция языка - быть средством общения между людьми (40, с. 14). Но не менее важную функцию язык играет и в качестве средства познания мира.
Иностранный язык предоставляет богатые возможности познать культурные ценности, принадлежащие народу, говорящему на этом языке. Так, И.И. Срезневский отмечает: «В языке народ выражает себя полнее и многостороннее, чем, в чем-либо другом. Все, что есть у народа в его быте и понятиях, и все, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. В высшем своем жизненном и историческом применении язык становится орудием и проводником всех потребностей образованности народа» (169, с. 98).
Вполне очевиден и тот факт, что язык социален по своей сути. Тезис социальности языка следует понимать как единство, диалектическую связь языка и культуры, языка и общества. В любой момент развития культуры обслуживающий се язык отражает данную культуру в полной и адекватной мере. Отсюда следует, что движущей силой прогресса, вообще любых перемен в языке является в конечном итоге общество, коллектив культурной и языковой общности. Однако одновременно допустимо говорить и о воздействии языка на развитие культуры. В такой взаимозависимости наблюдаются неполные соответствия, поэтому единство языка и культуры на самом деле является диалектическим, а любые попытки установить привязку языка к культуре или культуры к языку искажают сложное и многоплановое явление.
Язык - универсальный материал, который используется людьми при «изготовлении» модели мира. В нашем случае это важно в аспекте воспитательного влияния на мировоззрение студентов. Э.В. Соколов пишет: «Культура находит яркие запоминающиеся имена, позволяющие воссоздать в воображении образы отсутствующих предметов, перечислять и сочетать их в любой последовательности; создает разветвленную систему значений, с помощью которой можно отличить друг от друга, дифференцировать тончайшие оттенки в переживаниях и явлениях видимого мира, вырабатывать сложную иерархию оценок, в которой сконцентрирован опыт многих поколений» (160, с. 63).
Общая характеристика осуществления педагогического эксперимента по воспитанию гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры
Для успешного проведения опытно-экспериментальной работы нам представляется необходимым, прежде всего, определить её цель, задачи, условия проведения и порядок организации эксперимента, а также выявить этапы, параметры и методику оценивания полученных результатов. Целью нашей опытно-экспериментальной работы являлась практическая апробация гипотезы исследования на уровне педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса воспитания гуманистических ценностей у студентов вуза физической культуры, которые определялись исходя из результатов творческого анализа и моделирования, полученных в первой главе диссертации. В качестве таковых педагогических условий мы определили следующие: 1) ориентация будущего педагога физической культуры на гуманистиче ские ценности в процессе изучения иностранного языка. 2) создание на занятиях по иностранному языку коммуникативно- ориентированной среды, основой которой является построение взаимодействия преподавателя и студента в режиме интеркультурного диалога. 3) разработка и внедрение структурно-функциональной модели воспита ния гуманистических ценностей у студентов, включающей такие компоненты, как цель, задачи, прогнозируемый результат, этапы, уровни, условия, способы и содержание. В качестве основных нами были выдвинуты следующие задачи эксперимента: а) определение уровня сформированности системы гуманистических ценностей у студентов вуза ФК; б) экспериментальная апробация комплекса выдвинутых педагогических условий; в) внедрение и практическая проверка структурно функциональной моде ли воспитания гуманистических ценностей у студентов на занятиях по ино странному языку; г) разработка основных критериев и показателей уровня воспитанности исследуемого качества; д) практическое внедрение технологий педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в режиме интеркультурного диалога; е) представление в количественном и схемографическом выражении ре зультатов опытно-экспериментальной работы. В качестве основного метода нашего исследования выступает педагогический эксперимент, сущность которого мы видим в моделировании изучаемого явления в смысле постановки его в разные условия протекания. На основании этого, в данном разделе диссертации мы уделяем особое внимание не только собственно организации эксперимента, но и его содержанию. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что под экспериментом исследователи понимают «метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности» (30, с. 12). Экспериментом также считают поставленный опыт, основанный на изучении состояния и динамики только одного изучаемого явления, при условии всех значимых факторов (23, с.22). Однако, следует также принять во внимание, что далеко не всякое новшество в науке можно назвать экспериментом, потому что он имеет свои параметры и свою специфику (58, с.39). В научно-педагогических исследованиях эксперимент представлен как комплекс методов, обеспечивающий научно-доказательную базу и объектив- ную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Как отмечает Ю.К. Бабанский, эксперимент позволяет глубже, чем другие ме тоды, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обуче ния и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педа гогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствую щих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации опреде- ленных педагогических задач. Педагогический эксперимент позволяет обнару жить повторяющиеся, устойчивые, необходимые связи между явлениями, т.е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса (13, с.54). Для сущности нашего педагогического эксперимента характерными явились следующие особенности: - преднамеренное внесение в педагогический процесс принципиально важных изменений в соответствии с задачей исследования и гипотезой; - организация педагогического процесса, позволяющая видеть связи между явлениями без нарушения его целостного характера; - глубокий качественный анализ и возможно более точное количественное измерение как введённых в педагогический процесс новых видоизменённых компонентов, так и результатов всего процесса. Анализ научно-педагогических литературных источников показывает, что существуют общие принципы организации педагогического эксперимента.
Технологии воспитания гуманистических ценностей у студентов на занятиях по иностранному языку
Для того чтобы преподаватель иностранного языка мог успешно реализо-вывать цели гуманно-ориентированного воспитания в работе со студентами, ему необходимо определиться с собственной методологической позицией, то есть осуществить выбор базовой концепции ценностных ориентации, которые он берёт за основу в своей работе. На наш взгляд, для успешной реализации комплекса выдвинутых в первой главе педагогических условий преподаватель в качестве приоритетной должен выбрать гуманистическую ориентацию, и соответственно, личностно-ориентированную позицию взамен предметно ориентированной. Такая позиция предполагает активизацию рефлексивных процессов педагога, сформированность способностей к эмпатии, толерантность, приобщённость к ценностям гуманистической педагогики. Деятельность преподавателя по воспитанию гуманистических ценностей у студентов мыслится как форма его личностного самовыражения, что предполагает ярко выраженную авторскую позицию педагога (разработка, внедрение оригинальных авторских курсов, учебных пособий, методических разработок, предоставление свободы выбора форм обучения и т.д.). В процессе разработки и внедрения гуманно-ориентированных технологий в систему воспитания студентов вуза физической культуры, приобщения их к системе гуманистических ценностей мы учитывали тот факт, что такой критерий качества подготовки специалистов, как обученность (уровень сформированное знаний, умений, навыков по дисциплинам учебного плана), при всей его значимости и необходимости, отступает на второй план. Современные исследователи в области психологии и педагогики профессионального воспитания и развития (Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, А.К. Маркова, Д. Мартене, А.Я. Наин, В.Д. Шадриков, А. Шелтен и др.) отмечают, что мотивационная сфера, ценностные ориентации, целевые установки, личностные качества, способности, психические процессы и даже психофизиологические свойства личности оказывают определяющее влияние на развитие специалиста и непосредственно на процесс усвоения знаний, умений, навыков. Таким образом, перечисленные подструктуры личности, по сути, детерминируют профессиональное развитие специалиста. При разработке педагогических технологий и комплекса методических средств, обеспечивающих достижение поставленных в нашем исследовании задач, мы учитывали тот факт, что процесс гуманно- ориентированного воспита- ния студентов, подход к построению теоретических и практических занятий по иностранному языку отличается от традиционного построения таких занятий в вузе. Для подтверждения этого нами была составлена сопоставительная характеристика традиционного и гуманно-ориентированного подхода к преподаванию иностранного языка в вузе (табл. 2). Важным моментом в организации и проведении занятий, способствующих воспитанию гуманистических ценностей у студентов, является, на наш взгляд, повышение культуроёмкости педагогического процесса. Под культуроёмкостью мы понимаем высокую насыщенность занятий информацией о культуре страны изучаемого языка. Сам иностранный язык выступает, в данном случае, как важнейшее педагогическое средство. Общая культура человека зависит от умения правильно общаться, выражать собственное отношение. В контексте такого анализа понятий роли языка нам представляется необходимым остановиться на этом подробнее. Долгое время учёные пытались доказать, что язык - это такой же организм, как животное или растение, что он развивается по тем же законам природы, одинаковым для всех языков в любом месте и в любое время; как все организмы он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает (98). Некоторые философы пытались уподобить язык к орудиям производства. Мы считаем, что язык является орудием, но «орудием» в особом смысле. Язык - это идеологическое орудие. Если орудия производства обладают конструкцией и устройством, то язык обладает структурной и системной организацией. Таким образом язык - это социальное явление, занимающее своё, особое место среди других социальных явлений и обладающее своими специфическими чертами. Одной из характерных черт языка является его соотношение с мышлением. В отношении этого вопроса существуют две противоположные и в равной мере, на наш взгляд, неверные тенденции: а) отрыв языка от мышления и мышления от языка; б) отождествление языка и мышления. Язык - достояние коллектива, он является средством общения коллектива между собой и позволяет получать, транслировать и хранить нужную информа- цию о любых явлениях материальной и духовной жизни человека. Язык как коллективное достояние складывается и существует веками. Мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышление - это только «вещь для себя», но не выраженная языком мысль - это не ясная, отчётливая мысль, которая помогает человеку постигать явления действительности, развивать и совершенствовать науку. Мышление не может обойтись без языка и язык без мышления невозможен. Когда мы думаем и желаем передать кому-то, что осознали, мы облекаем мысль в форму языка. Таким образом, мысли рождаются на базе языка и закрепляются в нём. Однако это не означает, что язык и мышление представляют тождество. Законы мышления изучает логика. Логика различает понятия с их признаками, суждения с их членами и умозаключения с их формами. В языке существуют другие значимые единицы: морфемы, слова, предложения, что не совпадает с указанным логическим делением.