Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Проблема творчества в педагогической теории и практике 9
1.1. Научные представления о сущности и механизмах творчества 9
1.2. Сущность педагогического творчества 23
1.3. Проблема педагогического творчества в вузовской педагогике 32
Глава 2. Методы и организация исследования 43
2.1. Методы исследования 43
2.2. Организация исследования 47
Глава 3. Уровень развития педагогического творчества студентов и специалистов по физической культуре 51
3.1. Критерии определения уровня педагогического творчества учителей физической культуры и студентов 51
3.2. Характеристика творческого потенциала студентов и учителей физической культуры 55
3.3. Отбор методов активизации творческого потенциала студентов 62
Глава 4. Анализ результатов формирующего эксперимента 67
4.1. Сравнительный анализ развития творческого потенциала студентов в ходе педагогического эксперимента 67
4.2. Особенности влияния комплекса дидактических приемов и средств на развитие творческого потенциала студентов 72
4.3. Взаимосвязь развития творческого потенциала студентов с успешностью их обучения 87
Выводы 93
Практические рекомендации 95
Библиография 96
Приложение 108
- Научные представления о сущности и механизмах творчества
- Методы исследования
- Критерии определения уровня педагогического творчества учителей физической культуры и студентов
- Сравнительный анализ развития творческого потенциала студентов в ходе педагогического эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования. Над современным человеком нависла угроза деградации и девальвации, и причиной этому будут не мировые катаклизмы, не перенаселение планеты и не экологические катастрофы, а превращение человека из творца в потребителя, истощение его духовного и эмоционального мира (73). В настоящее время, начиная с раннего детства и заканчивая обучением в вузе, на всех этапах развития и становления личности основной упор делается на развитие логического мышления. Развитию эмоциональной сферы личности, в том числе воображению, уделяется небольшое внимание (38). Вследствие этого в процессе обучения специалиста основной упор делается на его подготовку к выполнению работы по универсальным схемам, предусматривающим наличие решения на каждую проблемную ситуацию, а не к творчеству. Работа - это решение какой-либо задачи, однако компьютеры делают это гораздо лучше людей. В настоящем смысле, творчество или творческая работа - это умение поставить задачу и создать условия для ее разумного решения; с этим может справиться только человек - творец. Следовательно, задача современного образования - создать специалиста творца.
Это требование относится ко всем специалистам, но в большей степени к педагогам, учителям физической культуры, тренерам, перед которыми стоит трудная и важная задача - воспитать здоровую, полноценную, гармоничную, полезную для общества личность (25). Не случайно одним из компонентов педагогического мастерства является творчество. Но если таким компонентам мастерства, как педагогическая техника, педагогическое общение и др., обучают в вузе, то методик, формирующих творчество, не существует.
Такая постановка вопроса требует адаптации учебного процесса к новым условиям обучения. В основе учебно-воспитательного процесса, -как считает В.И. Загвязинский (1984), - должен лежать личностно - дея-тельностный подход к подготовке специалиста, то есть перенос акцента с принципа воспроизведения знаний на принцип их осознанности и творче
ского усвоения. В этих условиях преподаватель должен выступать не в роли эксперта, а в роли партнера, помогая студенту найти и правильно применить свой творческий потенциал. Только научив студента основным механизмам творчества, дав ему основные понятия и принципы научной деятельности, можно требовать от студента творческого подхода к выполнению дидактических задач.
Ведущим видом деятельности студентов является учение. Поэтому активизация творческой деятельности в рамках учебного процесса будет способствовать улучшению качества профессиональной подготовки и формированию активной личности студента в целом (А.В. Петоровский, 1986). Новая же организация учебного процесса должна быть основана на слиянии учебной и научной деятельности, индивидуализации содержания образования, более эффективной и плодотворной самостоятельной работы студентов как будущих специалистов.
Такой подход к организации учебно-педагогической деятельности объективно потребовал создания методик, направленных на развитие педагогического творчества, и внесения существенных коррективов в содержание учебно-познавательной деятельности студентов. Это и обусловило выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: Учебно-познавательная деятельность студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин. Предмет исследования: Методика развития творческого потенциала студентов вузов физической культуры.
Цель работы. Повышение качества подготовки бакалавров физической культуры на основе методики развития их творческого потенциала на учебных занятиях по педагогическим дисциплинам. Задачи:
1. Определить основные критерии, характеризующие уровень проявления педагогического творчества в деятельности студентов вузов физической культуры.
2. Выявить уровень творческого потенциала студентов и учителей физической культуры различной квалификации.
3. Экспериментально обосновать методику развития творческого потенциала студентов с учетом содержания профессиональной деятельности бакалавра физической культуры.
Гипотеза: Предполагалось, что подход к решению проблемы развития креативности студентов, основанный на комплексе дидактических приемов и средств, направленных на развитие творческого потенциала, позволит не только повысить эффективность традиционных систем обучения, но и определить инновационные пути их совершенствования. Теоретико-методологическими основаниями нашей работы являются: теория развития творческих начал в учении (Загвязинский В.И., Нечаев И.Н., Никандров Н.Д., Кан - Калик В.А., Коротяев Б.И.); концепция игры как средство социального формирования и творческого развития личности. (Давыдов В.В., НеверковичС.Д.); концепция всесторонней оптимизации методической работы в физкультурном вузе (Барабанов А.Г.); психологическая концепция творчества (Пономарев Я.А., Богоявленская Д.Б.); альтернативная концепция процесса обучения в вузе и пути его оптимизации. (Ковалевский В.Ф.) Научная новизна работы. В исследовании впервые:
- выявлены условия, влияющие на развитие творческого потенциала студентов и способствующие более эффективному освоению программного материала но педагогике;
- определен комплекс критериев, характеризующих способности и моти-вационную основу творческого потенциала личности;
- разработан и внедрен комплекс дидактических приемов и средств развития творческого потенциала студентов на занятиях по социальной педагогике.
- определены пути дальнейшего совершенствования преподавания цикла общепрофессиональных дисциплин на основе развития творческого потенциала.
На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Традиционное построение учебного процесса по педагогике не способствует повышению креативности студентов, что подтверждается достоверными различиями в уровне развития творческого потенциала между выпускниками вуза и действующими учителями физической культуры, имеющими стаж работы, пять и более лет.
2 Комплексный подход к оценке креативности студентов вузов физической культуры, основанный на применении критериев беглости, гибкости, оригинальности, разработанности, чувства новизны, критичности, направленности на гворчество создает рациональную мегодическую основу для эффективного управления процессом развития их творческого потенциала. 3. Разработанный комплекс дидактических приемов и средств развития творческого потенциала студентов вузов физической культуры позволяет существенно улучшить качество профессиональной подготовки, что выражается в повышении уровня успеваемости и приближении показателей креативности студентов к результатам специалистов. Теоретическая значимость работы.
Разработанная методика развития творческого потенциала студентов дополняет теорию и методику физической культуры положениями, доказывающими необходимость и основные подходы к повышению уровня креативности студентов вузов физической культуры, исходя из основного принципа комплексного воздействия на развитие их творческого потенциала с учетом индивидуальных особенностей студентов. Практическая значимость работы.
Разработанный и внедренный в учебный процесс в логической связи с учебным материалом комплекс дидактических приемов и средств повышает эффективность развития творческого потенциала студентов.
Предложенный комплекс приемов и средств создает условия для коррекции рабочих программ по общепрофессиональным дисциплинам учебного плана, а также технологии организации учебного процесса, что способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов.
Апробация результатов исследования.
Основные положения данного исследования докладывались на итоговых научных конференциях кафедры педагогики Кубанской академии физической культуры на 24 и 25 научных конференциях студентов и молодых ученых вузов Юга России /Краснодар, 1997 - 1998г./, на 26 научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России /Краснодар, 20 -25 марта 1999/, на конференции профессорско-преподавательского состава КГАФК /Краснодар, 1999г. /
Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и практических рекомендаций, изложенных на 107 страницах машинописного текста. В приложении на 25 страницах машинописного текста представлены: анкеты, опросные листы, листы педагогического наблюдения, тесты, комплексная система, направленная на развитие творческого потенциала. Библиография включает 174 литературных источника из них 25 -иностранных. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 11 рисунками.
Научные представления о сущности и механизмах творчества
Творчество в учебной деятельности во всех звеньях народного образования в настоящее время является важнейшей педагогической проблемой. В связи со все возрастающей ролью науки в жизни современного общества, быстрым увеличением числа ее профессиональных работников проблема развития творчества личности становится в наши дни все более актуальной и привлекает внимание экономистов, историков, психологов, педагогов.
В данной части работы мы рассмотрим, что же такое творческий процесс, причины его проявления, отличие творческой деятельности от нетворческой. А также, что лежит в его основе и почему сам процесс творчества, являясь неотъемлемым условием цивилизованного сущесгвования человека, остается недостаточно изученным?
Ведь творчество - это всегда создание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения (61).
Под творчеством обычно понимают такую деятельность, в результате которой создается оригинальный и вместе с тем социально значимый продукт. Поэтому главным показателем творчества считают новизну и социальную значимость конечного результата деятельности. (132)
Г.А. Голицин (41) утверждает, что на стыке двух фундаментальных категорий - информации и энергии - следует искать основные закономерности живого. Это относится и к поведению человека, в частности, к высшей форме человеческого поведения - творчеству. Ученые (30,46,51,53,56,68,153) в течение двадцати лет исследовали вопросы творчества и сформулировали гипотезу, согласно которой психические процессы, в частности творчество, подчиняется принципу максимальной информации. Творчество - накопление новой информации; законы информации -законы творчества (59).
По мнению же Я. А. Пономарева (118), под творческим потенциалом подразумевается не только создание нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, к своему труду. Человек, обладающий высоким творческим потенциалом, творческими способностями, имеет свой особый стиль жизни, характеризующийся богатством и разнообразием связей с окружающим миром.
Как считает А.В. Брушлинский (32), о творческом потенциале судят по результатам. Но потенциал - это лишь возможность успеха. Его как раз и нужно научиться выявлять и предсказывать. Творческая работа требует разных способностей. К тому же для прогнозирования успешной творческой деятельности нужно не только понимать психологию таланта, но и учитывать условия, в которых эта деятельность будет протекать. Поэтому ни один психологический тест не может обладать абсолютной предсказательной силой.
Творческие задатки в какой-то мере присущи каждому человеку, и лишь реализация творческого потенциала делаег человека психически уравновешенным. Занятия по выработке стратегии решения жизненных задач повышают психическую устойчивость человека. Чем бы человек ни занимался, он ничего не делает равнодушно, а в любую работу вкладывает живое чувство. Природа индивидуальных различий в спонтанном проявлении творческой активности до настоящего времени остается предметом дискуссии многих ученых( 56,108,114,122,131,147,170). Прежде всего, это касается вопроса о преимуществе внешней или внутренней детерминации творческой активности. Сторонники внешней детерминации связывают формирование творческой активности, главным образом, с условиями воспитания, влияния социальной среды и системы образования, в то время как сторонники других теорий основное направление поисков сосредотачивают на внутренних предпосылках. Мы склоняемся к мнению, что в сложном взаимодействии внешних и внутренних факторов, доминирующих в формировании и проявлении творчества, невозможно выделить какой-либо из них в качестве «ведущего».
Для формирования творческой личности явно недостаточно вложить в человека только определенную сумму знаний, особое внимание необходимо уделять нравственным аспектам воспитания. Формирование внутреннего стремления к творчеству, действенного познавательного ингереса вызывается потребностями личности, побуждаемой к творчеству внутренним духовным миром, относительно независимыми от стимулов внешней среды.
Отражая творческий характер научного труда, личностно-индивидуальные моменты предполагают формирование таких институциональных форм деятельности, которые обеспечивали бы реализацию творческого потенциала каждою человека как уникальной но всем данным личности. Очевидно, что эффективная организация научного труда характеризуется установкой на высвобождение и стимулирование инициативы, заинтересованности и самостоятельности. Она обеспечивает свободное проявление учеными их творческих возможностей.
Как утверждает М.М. Карпов (71), традиционный подход к решению проблемы творчества заключается в том, что его мотивация не связывается с возрастной эволюцией ученого и все объяснение идет в духе рациональности научной этики.
«Система заинтересованности, - пишет А.А. Гордиенко (45), - должна носить свободный характер и ориентироваться на функциональные возможности. Такую организацию следует рассматривать как генерирующий механизм». Это и определило творческую специфику организационных отношений в опосредовании творческих процессов.
Методы исследования
Для достижения цели и решения поставленных в исследовании задач нами применялся комплекс научно-педагогических методов исследования: 1. Анализ литературных источников; 2. Педагогическое наблюдение; 3. Опросные методы исследования (беседа, анкетирование); 4. Психологическое тестирование; 5. Педагогический эксперимент; 6. Методы математической статистики. Анализ литературных источников. Был подвергнут анализу широкий спектр отечественной и зарубежной психолого-педагогической, социально-психологической литературы, давший возможность определить состояние проблемы, исходное противоречие, актуальность, подходы исследования, подобрать соответствующий понятийный аппарат, а также способствовавший уточнению целей и задач, объекта и предмета исследования. Анализ литературных источников позволил обобщить доступный материал по творчеству, определиться, что же такое творчество, установить механизмы творческого процесса, рассмотреть проблему развития творческого потенциала в высшей школе на данный момент и сделать определенные заключения. В процессе анализа мы определяли разработанность и глубину исследования данной проблемы в нашей стране и за рубежом. Анализ научно-методических источников позволил также установить актуальность данного исследования, выбрать теоретическую основу разработки и применения комплекса приемов и средств для развития творческого потенциала учащихся. Педагогическое наблюдение. Для сбора информации о проявлении творческого потенциала студентов на семинарских занятиях, использовалось педагогическое наблюдение. Ценность и объективность результатов наблюдения зависели от того, насколько естественным был педагогический процесс. В связи с этим в своей работе мы использовали скрытое наблюдение. Объектом наблюдения были студенты экспериментальной группы, а предмет наблюдения - творческий потенциал студентов. Мы наблюдали следующие компоненты творческого потенциала: беглость, оригинальность, разработанность, критичность, направленность на творчество. Компоненты: гибкость и чувство новизны не поддаются наблюдению. Данные, полученные в ходе наблюдения, заносились в специальные таблицы, используя матричную систему записей (Приложение 1). Использовалось включенное педагогическое наблюдение. Для каждого занятия были подготовлены анкеты наблюдения, семинарские занятия были разбиты на равные промежутки времени (10 минут), на каждую десятиминутку было подготовлено 6 вопросов. Подсчитывалось количество проявлений творческого потенциала по каждому компоненту. Беглость, оценивалась по количеству ответов на поставленные вопросы (поставленные, в том числе студентами) за единицу времени (10 минут). Беглость так же определялась решением вопросов на сообразительность. Под оригинальностью понимались интересные ответы студентов по основным вопросам семинарского занятия, которые, не искажая смысл материала, отличались нестандартностью и отклонением от общепринятых ответов. Разработанность оценивалась по раскрытому, продуманному ответу студентов с приведением примеров и высказыванием своего мнения. Критичность оценивалась по количеству вопросов и критических замечаний, возникших в ходе проведения занятия. Направленность на творчество определялась по количеству замечаний, существенных дополнений, высказанных студентами на семинарских заня- тиях, а также по количеству студентов, активно участвующих в работе семинарского занятия. Результаты педагогического наблюдения подвергались статистическому анализу и уточнялись теоретическим анализом литературы по проблеме исследования. В итоге были подобраны методы стимулирования творческой активности студентов с учетом индивидуального уровня творческого потенциала. Опросные методы исследования. Для определения отношения студентов и учителей физической культуры к педагогическому творчеству, а также для выявления их творческого потенциала использовались опросные методы, в частности, анкетирование, беседа. Беседа является динамичным, гибким методом изучения педагогических явлений и процессов. С помощью этого метода определялось отношение студентов и учителей физической культуры к проблеме творчества, их мнение о том, что лежит в основе и как развивать творческий потенциал. С помощью беседы также выявлялись потребности исследуемых в творчестве, мнение о нем, взгляды студентов на эту проблему. Беседа является субъективным методом исследования, то есть в результате его применения мы получили субъективное мнение студентов и учителей о проблеме исследования. Однако необходимо отметить, что в документах не фиксировались результаты бесед, они использовались как вспомогательный метод исследования уточнения и дополнения некоторых данных, полученных в результате применения других методов. С помощью этого метода определялось настроение и отношение студентов к проблеме творчества. Анкетирование позволило за сравнительно короткое время получить большой материал о различных сторонах исследуемой проблемы, выявить мнение респондентов о педагогическом творчестве. Для получения объективной, полной и разносторонней информации использовалась разработанная нами анкета (Приложение 2). Достоверность ответов на вопросы анкеты определялась путем ее сравнения с известными статистическими материалами или данными других анкет. Результаты анкетирования явились исходным материалом для последующих наблюдений и экспериментов, а также позволили косвенно определить эффективность применения разработанных нами методик повышения творческого потенциала студентов.
Критерии определения уровня педагогического творчества учителей физической культуры и студентов
В данной главе обосновывается выбор критериев, с помощью которых оценивается творческий потенциал личности, также определяется уровень развития у студентов и специалистов по физической культуре творческого потенциала.
В настоящее время большое значение придается изучению творческого потенциала личности, включающего в себе возможности и способности. Творческие возможности могут проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Они могут характеризовать личность в целом и ее отдельные способности. Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условий развития творчества. Творческие возможности человека не всегда отражаются в тестах интеллекта. В настоящее время известно множество тестов, с помощью которых определяют творческие способности.
Творчество встречается в различных сферах человеческой деятельности: техническое творчество, художественное творчество, научное творчество, педагогическое творчество и т. д. Естественно, чтобы применить в своей деятельности творческие возможности и способности, необходимо освоить предмет. Человек изучает предмет в системе образования, он получает специальность, которая востребована в данном обществе. К любой специальности предъявляются определенные квалификационные требования. Рассмотрим некоторые квалификационные требования, которые предъявляются бакалавру физической культуры и спорта. Квалификационные требования к специалисту определяют состав и уровень развития способностей и свойств, которые необходимы для эффективного решения профессиональных задач. (50) Квалификационная характеристика специалиста подразделяется на профессиональное назначение специалиста и квалификационные требования к специалисту. Квалификационные требования включают в себя профессиональную пригодность, профессиональную компетентность и профессиональное мастерство. Творчество специалиста является неотъемлемым условием профессионального мастерства специалиста. (108) Однако до настоящего времени творчество остается менее изученным слагаемым профессионального мастерства, в результате чего разработано небольшое количество методик, необходимых для развития творческого потенциала специалистов по физической культуре и спорту.
Определив место творчества в системе профессиональной подготовки, исходя из анализа научно-методической литературы, нами было установлено, что единого мнения о критериях, характеризующих творческий потенциал, нет. В основном критерии единичны и не имеют системы оценки, что затрудняет их использование в практической деятельности.
Мы отобрали 7 критериев, с помощью которых можно объективно оценивать творческий потенциал: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, направленность на творчество, критичность, чувство новизны. Каждый из критериев имеет оценочную систему, позволяющую установить уровень творческого потенциала, а также характеризует часть творческого процесса.
В выборе критериев мы пользовались концепцией П. Торренса (84), который указывает, что компоненты беглость, гибкость, оригинальность, разработанность наиболее полно оценивают уровень творческих способностей. Данные компоненты используются в большинстве психологических тестов различных авторов, в частности тесты Дж. Гилфорда содержат аналогичные критерии определения уровня творческих способностей. Однако высокие показатели гестов креативности не гарантируют творческие свершения, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. Для использования творческих способностей на практике необходима мотивационная основа проявления творчества. Только при совпадении этих двух условий можно реализовать на практике творческий потенциал личности. Для определения мотивационной основы креативности нами использовался тест А.Э. Антоновой (54), который содержит такие мотиваци-онные компоненты, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество. Это так же наиболее часто встречающиеся в литературе компоненты определения мотивационной основы проявления творческого потенциала.
Критерий БЕГЛОСТИ (скорость продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Этот показатель полезен, прежде всего, тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже однообразные ответы позволяют получить высокий бал по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов, а также наблюдаться у заторможенных и недостаточно мотивируемых испытуемых.
Критерий ГИБКОСТИ оценивает способности выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому. Низкие показатели гибкости свидетельствуют о низкой информативности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные харакі еристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность поддерживать единую линию мышления.
Сравнительный анализ развития творческого потенциала студентов в ходе педагогического эксперимента
С целью моделирования творческой деятельности студентов на основе разработанного и внедренного нами комплекса дидактических средств и приемов, направленных на развитие творческого потенциала, был проведен формирующий эксперимент. Задачи эксперимента - экспериментально обосновать методику развития творческого потенциала студентов с учетом содержания профессиональной деятельности бакалавра физической культуры. В ходе проведения семинарских занятий по социальной педагогике в соответствии с их содержанием в экспериментальной группе применялся разработанный нами комплекс дидактических приемов и средств, направленных на развитие творческого потенциала студентов, что создало необходимые условия для более эффективного усвоения учебного материала. Студенты были поставлены перед необходимостью, внимательно изучать теоретический материал небольшими дозами. Вся методика проведения семинарских занятий в экспериментальной группе основывалась на определенном нами уровне творческого потенциала. Содержание комплексной системы, было построено на учебном материале курса «Социальная педагогика». Первое задание - поисково-творческие ситуации - необходимо для осознания педагогической проблемы, что является главным условием творческого процесса. Второе задание направлено на развитие воображения, необходимого для решения поставленных задач. Более полно комплекс дидактических приемов и средств, направленных на развитие творческого потенциала, представлен в приложении 5. Можно было ожидать, что такая организация учебного процесса каким-то образом проявится в их творческой деятельности. Действительно, показатели творческого потенциала применительно к педагогическим умениям получили достоверное развитие по всем критериям. Для примера, на рисунке 3 приведен профиль творческого потенциала экспериментальной іруппьі, применительно к дидактическим умениям до и после эксперимента. Средние показатели творческого потенциала по сравнению с началом семестра, в экспериментальной группе достоверно улучшились 6-7% (t=2.68, р 0,05), тогда как в контрольной группе результаты улучшились в среднем всего на 2-3%. (t=l,22, р 0,05). Используя коэффициент вариации было установлено, что по заданному признаку группа компактна. Рассмотрим более подробно особенности изменения структуры творческого потенциала (таблица 3). Результаты, представленные в таблице 2, свидетельствуют, что в экспериментальной группе произошло достоверное (р 0,05) изменение всех компонентов творческого потенциала. Это говорит о том, что приме- нение в экспериментальной группе отобранных нами методов активизации творческого потенциала оказало положительное влияние на его развитие в целом. Произошло увеличение показателей каждого из критериев, харак- теризующих творческий потенциал на 7-8%, (р 0,05). В контрольной группе аналогичные показатели увеличились на 2 - 3% (р 0,05). Изменения, произошедшие в экспериментальной группе, подтверждаются материалами проведенного нами педагогического наблюдения. Наблюдение проводилось в экспериментальной группе параллельно с проведением формирующего эксперимента, результаты наблюдения заносились в специальные таблицы с использованием матричной системы записи. Регистрировались такие компоненты творческого потенциала, как беглость, оригинальность, разработанность, критичность и направленность на творчество. В конце эксперимента мы обработали полученный материал. Вначале было установлено количество проявлений творчества в каждом из исследуемых компонентов на одного человека (на день исследования). Затем установили средние показатели и сравнили их. За весь семестр, в момент проведения формирующего эксперимента, мы получили десять анкет педагогического наблюдения. Для того, что бы узнать, произошли ли изменения в частоте проявлений наблюдаемых критериев творческого потенциала, сравнивались первые пять таблиц наблюдения со второй пятеркой. Это делалось для того, чтобы исключить случайные отклонения, которые могли возникнуть при сравнении небольшого числа таблиц наблюдения. Полученные результаты представлены на рисунке .