Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Николаева Екатерина Сергеевна

Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике
<
Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева Екатерина Сергеевна. Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Белгород, 2006 153 с. РГБ ОД, 61:06-13/2668

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современные представления о методике подготовки гимнасток к выполнению упражнений с предметами 9

1.1. Анализ официальных документов, регламентирующих учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность в художественной гимнастике 9

1.2. Особенности методики подготовки гимнасток различной квалификации к выполнению упражнений с предметами 15

1.3. Особенности методики развития двигательно-координационных способностей у гимнасток групп начальной подготовки 23

1.4. Развитие восприятия как условие успешной учебно-тренировочной деятельности юных гимнасток при подготовке к выполнению упражнений с предметами 34

1.4.1. Сущность восприятия, его характеристики и роль в учебно-тренировочном процессе 34

1.4.2. Виды и свойства восприятия и их учет в процессе подготовки юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами 38

1.4.3. Организация эффективного восприятия на учебно-тренировочном занятии по художественной гимнастике 48

Заключение по первой главе 53

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 54

2.1. Цель и задачи исследования 54

2.2. Методы исследования 54

2.3. Организация исследования 62

Глава 3. Результаты предварительного этапа исследования 64

3.1. Анализ эффективности выполнения упражнений с предметами гимнастками различного возраста и квалификации в условиях соревновательной деятельности 64

3.2 Анализ результатов опроса тренеров и гимнасток 72

Заключение по третьей главе 77

Глава 4. Характеристика и экспериментальное обоснование методики подготовки юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами 79

4.1. Характеристика экспериментальной методики 79

4.2. Анализ эффективности применения экспериментальной методики 89

4.2.1. Оценка динамики показателей развития двигательно-координационных способностей по результатам тестирования 89

4.2.2. Результаты экспертной оценки качества выполнения гимнастками базовых элементов упражнений с предметами 99

Заключение по четвертой главе 112

Выводы 114

Практические рекомендации 117

Библиографический список 120

Приложение 139

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние годы достижения российских гимнасток на мировой арене более чем значительны: золотые медали в абсолютном первенстве и групповых упражнениях на олимпийских играх 2000 г. в Сиднее и 2004 г. в Афинах. Однако, плотность результатов настолько велика, что проблема совершенствования технической подготовки гимнасток к работе с предметами на всех этапах многолетней тренировки с целью повышения уровня спортивного мастерства, его надежности и стабильности остается актуальной.

В тоже время, многие вопросы, связанные с предметной подготовкой юных гимнасток пока не нашли решения как в теории, так и в практике художественной гимнастики. В научных источниках акцент делается на совершенствование техники выполнения упражнений с предметами гимнастками учебно-тренировочных групп (УТГ) и групп спортивного совершенствования (ГСС) (Т.Т. Варакина, 1973, Г.А. Боброва, 1974, Э.В. Ветошкина, 1981, Т.С. Лисицкая, 1982, Р.Ш. Гулбани, 1986, Л.А. Карпенко, 1986, Е.А. Крапивина, 1988, Э.Х. Мамедова, 1989, Н.К. Меньшиков, 1990, Н.А. Овчинникова, 1991, С.Л. Рукавицына, 1991, А.Н. Ключникова, 1992, Ю.И. Архипова, 1998, А.С. Беклемишева, 2002 и др.). В специальной литературе остается неразработанной проблема определения двигательно-координационных способностей (ДКС), необходимых гимнасткам для работы с предметами и их влияния на качество выполнения соревновательных упражнений. Отсутствие таких исследований приводит к неадекватному выбору средств и методов подготовки гимнасток к выполнению упражнений с предметами.

Как известно, в многолетней системе подготовки гимнасток этап начальной подготовки является очень важным. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития ДКС спортсменок (И.Г. Беляев, 1961, В.М. Мельников, 1968,

Ж.А. Белокопытова, 1981, Е.В. Бирюк, 1983, К.А. Батурин, Л.А. Юсупова, 1984, Л.П. Матвеев, 1991, М.М. Иевлева, 1995, В.И. Лях, 1995, Л.Д. Назаренко, 2000, 2001 и др.), закладывать основы техники владения предметами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике (Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова, 1988, Ю.И. Архипова, 1998, Л.Д. Назаренко, 2001).

Если рассматривать многолетнюю подготовку гимнасток, как целостный педагогический процесс, то прослеживается определенная зависимость успешной работы с предметами на этапе наивысших спортивных результатов от качества знаний, умений и навыков, полученных гимнасткой в процессе начальной подготовки. Во-первых, данный возрастной период является сензитивным для развития ДКС (Л.Н. Данилина, 1967, В.И. Лях, 1991, W. Starosta, 1993, P. Hirts, 1995, И.А. Лемешева, 2000, Л.Д. Назаренко, 2001 и др.), а во-вторых, ранняя спортивная специализация предусматривает разностороннюю физическую и техническую подготовку.

Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости совершенствования методики базовой подготовки юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами, от которой зависит успешность дальнейшей многолетней соревновательной деятельности.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику подготовки гимнасток 5-7 лет к обучению упражнениям с предметами.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки СДЮСШОР по художественной гимнастике.

Предмет исследования - методика развития координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике.

Задачи исследования:

1. Проанализировать количество, характер и соотношение ошибок при

выполнении гимнастками различного возраста и квалификации упражнений с
предметами в условиях соревновательной деятельности.
4 2. Разработать экспериментальную методику развития координационных

способностей и обучения технике выполнения упражнений с предметами гимнасток 5-7 лет.

3. Определить влияние экспериментальной методики на уровень развития специальных координационных способностей, качество выполнения базовых элементов соревновательных упражнений с предметами и результативность соревновательной деятельности гимнасток.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика обучения юных гимнасток технике выполнения упражнений с предметами окажется эффективной, если:

обучению базовым элементам соревновательных упражнений с предметами будет предшествовать целенаправленное развитие специальных координационных способностей преимущественно средствами общей физической подготовки, а параллельно с обучением - средствами специальной физической подготовки;

- все упражнения общей физической, специальной физической и технической подготовки будут выполняться гимнастками ведущей и не ведущей стороной опорно-двигательного аппарата.

Теоретико-методологической основой исследования являлись: общепедагогические принципы обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин), закономерности возрастного развития (В.П. Филин, Н.А. Фомин,), принципы спортивной тренировки (Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов), закономерности многолетней тренировки спортсменов (Л.П. Матвеев, М.Я. Набатникова), механизмы восприятия (Е.П. Ильин, В.Н. Платонов), основные положения теории учебной

деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.Д. Кудрявцев, Д.Б. Эльконин,).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые:

классифицированы ошибки, наиболее часто допускаемые гимнастками различного возраста и квалификации при выполнении упражнений с предметами в условиях соревновательной деятельности и их соотношение;

определены координационные способности гимнасток, в основном обеспечивающие качество выполнения соревновательных упражнений с предметами;

- разработаны признаки эталона техники выполнения базовых
элементов соревновательных упражнений с предметами и соответствующие
шкалы ошибок по каждому элементу;

- разработана методика подготовки юных гимнасток к выполнению
упражнений с предметами, основанная на целенаправленном,
последовательном и взаимосвязанном совершенствовании механизмов
развития специальных координационных способностей средствами
общефизической подготовки и работе над техникой выполнения базовых
элементов соревновательных упражнений с предметами.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования расширяют представление о наличии проблемы подготовки юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами, ее особенностях и путях разрешения на начальном этапе подготовки.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики подготовки гимнасток 5-7 лет к выполнению упражнений с предметами и практических рекомендаций по ее применению в учебно-тренировочном процессе групп начальной подготовки. Результаты исследования внедрены в практику подготовки гимнасток групп начальной подготовки Белгородской областной СДЮСШОР (приложение 1).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались применением комплекса методов исследования, адекватных

цели и задачам работы, опытной проверкой гипотезы, достаточной длительностью эксперимента и корректным применением методов математической статистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В процессе выполнения упражнений с предметами в условиях
соревновательной деятельности гимнастки различного возраста и
квалификации допускают две группы ошибок: ошибки тела и ошибки
предмета. Не зависимо от возраста и уровня спортивной квалификации у
гимнасток преобладают ошибки предмета преимущественно
координационного характера.

2. Техника выполнения соревновательных упражнений с предметами в
основном зависит от уровня развития специальных координационных
способностей.

3. Методика базовой подготовки юных гимнасток к обучению
упражнениям с предметами должна основываться на целенаправленном,
последовательном и взаимосвязанном развитии специальных
координационных способностей средствами общефизической и специальной
физической подготовки, а также включать работу над техникой выполнения
базовых элементов соревновательных упражнений с предметами ведущей и
не ведущей стороной опорно-двигательного аппарата.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты исследования изложены в сообщениях на заседаниях кафедры теоретических основ физического воспитания БелГУ, на всероссийских, международных научно-практических конференциях, международном симпозиуме «Олимпийский спорт и спорт для всех», а также в 6 публикациях.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, приложений и изложена на 153 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц и 5 рисунков. В список литературы включены 204 источника, из них 198 отечественных и 6 зарубежных.

Анализ официальных документов, регламентирующих учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность в художественной гимнастике

Художественная гимнастика - вид спорта, наиболее полно соответствующий особенностям женского организма. Удовлетворяя врожденное стремление к танцу, пластике и грациозности, художественная гимнастика способствует нормальному развитию и функциональному совершенствованию организма девочек. Эти специфические особенности художественной гимнастики определяют программный материал и методическую последовательность обучения детей.

Основу методики подготовки гимнасток на различных этапах предписывают официальные документы, такие как учебная программа (1991) и правила соревнований по художественной гимнастике (2003). Учебная программа определяет специфику тренировочной деятельности, а правила соревнований - специфику соревновательной деятельности гимнасток. Официальные документы являются основой для планирования педагогом учебно-тренировочного процесса и ориентируют его на определенную подготовку гимнасток.

В первую очередь следует определить оптимальный возраст для начала занятий художественной гимнастикой. Эта проблема изучается давно. Еще в середине XX века были высказаны аргументированные доводы в пользу занятий отдельными видами спорта в дошкольном возрасте. Ряд авторов считают, что более благоприятные биологические предпосылки для формирования определенных двигательных навыков имеют дети 8-9 лет (И.А. Кравчук, 1960, В.П. Назаров, 1964, В.П. Лукьяненко, 1970, Б.А. Ашмарин, 1978, И.О. Тупицин, 1986, В.К. Бальсевич, 1996, И.М. Туревский, 1998, и др.).

Разночтения в суждениях о начальном возрасте определяются и тем, что одни имеют в виду начальный возраст ранней спортивной специализации, а другие начальный возраст предварительной спортивной подготовки.

Многолетние наблюдения за группами художественной гимнастики убедили в реальной возможности работать с детьми 4-5 лет (М.М. Иевлева, 1995, Ю.И. Архипова, 1998, И.А. Винер, 2002). Девочки готовы к обучению и функциональному совершенствованию с помощью специфических средств художественной гимнастики. Однако очень важным является определение оптимальных сроков начала ввода узкой специализации. Сокращение сроков предварительной подготовки имеет особенно неблагоприятные последствия, поскольку только на базе разносторонней общей физической подготовленности могут быть достигнуты стабильные и долговременные успехи в дальнейшей работе (Л.П. Матвеев, 1991, В.И. Лях, 1995).

Особенности развития функциональных систем ребенка обусловливаются рядом факторов: генотипом, нейрогуморальным регуляторным механизмом, режимом питания, двигательной активностью (В.М. Зациорский, 1965, И.А. Аршавский, 1967, П.К. Анохин, 1968, И.П. Ратов, 1972, Н.П. Бехтерева, 1976, В.И. Лях, 1990, B.C. Фомин, 1991, Д.Д. Донской, 1994, В.К. Бальсевич, 2000). Между 5 и 8 годами динамика роста неравномерна. Как было отмечено, ряд специалистов считает, что физические упражнения, адекватно подобранные, могут быть естественным регулятором нормального развития (В.И. Лях, 1990, В.К. Бальсевич, 2000). Но несоблюдение биологических закономерностей приводит к отрицательным последствиям в развитии способностей и функционирования организма в целом.

Решающий фактор в совершенствовании двигательных функций -состояние центральной нервной системы. У детей 4-6 лет улучшаются двигательные реакции и координация, поэтому перед ними могут ставиться довольно сложные двигательные задачи (М.Я. Набатникова, 1982, НА. Овчинникова, 1985, Ю.В. Верхошанский, 1988, В.И. Лях, 1990, В.Н. Платонов, 1997, В.К. Бальсевич, 2000).

Этапы подготовки гимнасток основываются на требованиях программы по художественной гимнастике, а также правил соревнований и находятся в постоянной зависимости друг от друга.

Этап начальной подготовки охватывает, как правило, период первых двух лет пребывания девочек в спортивной школе. Цель раннего обучения состоит в том, чтобы научить детей разнообразным двигательным действиям, обеспечивающим уверенное и эффективное выполнение элементов техники. Это может быть обеспечено с помощью общей физической, технической, теоретической и психологической подготовки девочек 5-7 лет. Эффективная система подготовки на данном этапе во многом определяет успех многолетней тренировки. С одной стороны, важно не упустить время, необходимое для достижения высот спортивного мастерства и использовать так называемые сензитивные периоды возрастного развития организма (В.П. Филин, 1987, Н.А. Фомин, 1991, В.И. Лях, 1996). С другой стороны, следует избегать чрезмерно узкой форсированной специализации, которая хотя и дает в ближайшие годы быстрый прирост результатов, но в итоге оказывается малоперспективной, приводит к преждевременной стабилизации спортивных результатов гимнасток.

В данный период идет постепенная специализация упражнений, то есть приближение их по форме и характеру к упражнениям художественной гимнастики (учебная программа по художественной гимнастике 1991, правила соревнований 2003, нормативные требования для гимнасток различного возраста и квалификации, 2003). Игры, в которых ведущими являются имитационно-подражательные упражнения, заменяются более сложными по координации действиями. Расширяется объем тренировочных средств, взятых из других спортивных дисциплин. Техническая подготовка направлена на овладение базовыми упражнениями, с тем, чтобы обеспечить более успешное формирование двигательных навыков, умений и познаний при обучении специальным упражнениям. Вспомогательные упражнения постепенно усложняются, способствуя развитию и совершенствованию необходимых двигательных, психомоторных и психических качеств.

Правильно разработанное содержание и методическая последовательность учебно-воспитательного процесса позволяют значительно раньше выявить спортивные склонности особенно одаренных девочек (М.В. Пилиповская, A.M. Шлемин, 1973, Л.Я. Аркаев, 1989, И.Г. Зябкина, 1989, И.Е. Артамонова, 1990).

Специальная двигательная подготовка, направленная на развитие таких координационных способностей как умение ощущать и дифференцировать разные параметры движений, быстроту реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета) осуществляется преимущественно на этапе предварительной подготовки и начальной спортивной специализации. Эти задачи решаются в основном за счет игрового метода, а также благодаря заимствованию из других видов спорта отдельных элементов техники (Н.В. Семашко, 1976, В.И. Лях, 1983, Л.Д. Назаренко, 2001).

По классификационным требованиям и в соответствии с учебной программой и правилами соревнований этапу начальной подготовки соответствует программа соревнований для юношеских разрядов, которая предусматривает выполнение двух упражнений: без предмета и упражнение с предметом на выбор.

Виды и свойства восприятия и их учет в процессе подготовки юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами

Различают следующие виды восприятия: величина и форма предметов, удаленность их от наблюдателя, восприятие пространства, движения, времени и т. д. (Н.Е. Высотская, 1976, Е.П. Ильин, 1976, Л.П. Матвеев, 1977, Л.А. Коновалова, 1993 и др.). Рассмотрим влияние каждого из них на подготовку гимнасток к работе с предметами.

Восприятие удаленности объектов. Восприятие гимнастками расстояния (удаленности) до предмета связано с осуществлением глазомерной функции. Удаленность определяется путем конвергенции - сведения зрительных осей глаз на фиксируемом объекте, если расстояние до него не превышает 6 метров, и путем аккомодации, то есть рефлекторного изменения кривизны хрусталика глаза с помощью прикрепленных к нему глазных мышц, если расстояние до объекта превышает 6 метров (А.Р. Лурия, 1974, В.А. Комаров, 1976, Е.П. Ильин, 1994). Аккомодация ведет к изменению преломляющей силы хрусталика и к изменению на сетчатке проекции воспринимаемого объекта. Точность глазомера определяет и точность многих баллистических движений, выполняемых гимнастками на учебно-тренировочных занятиях (например, броски, перекаты, эшаппе, отбивы и т.д.).

Восприятие направления является разновидностью пространственного восприятия. С его помощью гимнастка узнает, где находятся в пространстве другие объекты по отношению к ней самой. Направление, в котором она видит объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением ее тела по отношению к окружающим предметам. Обычно для человека характерно вертикальное положение по отношению к горизонтальной плоскости земли. Оно и является исходным для определения направления. Поэтому, кроме зрительных ощущений, большая роль в восприятии направления принадлежит ощущениям с вестибулярного аппарата (ощущения равновесия и положения тела).

Восприятие движения связано с отражением в сознании гимнастки изменения во времени и пространстве положения объектов и самой спортсменки. Его роль для физической подготовки особенно велика, так как зрительный образ физических упражнений строится не только из отдельных поз, но и из их смены во времени и пространстве, то есть имеет динамический характер.

Восприятие движения собственного тела связано с мышечно-двигательными (проприорецептивными) ощущениями, а также с вестибулярными и тактильными ощущениями. Они образуют сложный комплекс ощущений. Рецепторы, расположенные в сухожилиях, дают сигналы о напряжении мышц, о развиваемых усилиях, рецепторы в мышцах сигнализируют о тонусе мышц, а рецепторы, находящиеся в суставных сумках и связках, - о положении и перемещении частей тела в пространстве. Ощущения о вращениях, поворотах, наклонах, ускорениях и замедлениях движения тела, человек получает с вестибулярного аппарата, с его полукружных каналов и отолитового аппарата (М.В. Пилиповская, 1972, Е.П. Ильин, 1994, А.К. Маркова, 1988, Л.Д. Назаренко, 2001). Осязательные ощущения сигнализируют о достижении человеком определенных объектов, на которые были направлены его движения, а также о перемещении тела по поверхности.

Синтез зрительных, двигательных, вестибулярных, слуховых и тактильных ощущений позволяет гимнасткам выделить при восприятии: - форму движений (прямолинейное, круговое, дугообразное и т.д.); - амплитуду (малую, среднюю, большую); - направление (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево); - продолжительность (кратковременная, длительная); - скорость и ускорение (быстрое, медленное, прерывистое и т.д.); - характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.). Особенностью двигательных восприятий (с проприорецепторов) является их слабая отчетливость (недаром И. М. Сеченов говорил о «тёмном мышечном чувстве»). Поэтому отчетливость восприятия параметров движений требует определенного опыта, тренировки, связанной с постоянным анализом гимнастками своих ощущений и сопоставлением их с корригирующими сигналами тренера. Восприятие времени, то есть отражение в сознании объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности, является одной из составных частей интегрального образа физических упражнений. Отсчет времени ведется, вероятно, комплексом анализаторов улавливающих ритмические изменения в организме биохимических и физиологических процессов. Большое значение имеет также опыт, приобретаемый гимнасткой в течение жизни. О длительности работы можно судить, например, по объему сделанного (если уже известно, что выполнение такого-то упражнения с данной интенсивностью занимает такое-то время, например, однократное выполнение под музыку соревновательного упражнения (прогон); не случайно классные спринтеры с точностью до десятых секунды определяют время пробегания дистанции). Поэтому необходимым условием для оценки длительности является заполненность отрезка времени той или иной деятельностью, какими-то событиями. Восприятие последовательности связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем и опирается на объективно существующую смену одних явлений другими.

Анализ эффективности выполнения упражнений с предметами гимнастками различного возраста и квалификации в условиях соревновательной деятельности

Результатом работы по подготовке юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами является качество их выступления на соревнованиях.

С целью оценки эффективности традиционной методики было проведено педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью гимнасток различного возраста и квалификации.

Для анализа соревновательной деятельности гимнасток были выбраны Всероссийские соревнования по художественной гимнастике памяти Заслуженного тренера России Кукушкиной Ольги Дмитриевны, проходившие с 23 по 26 декабря 2003 года в г. Волгограде.

В соревнованиях принимало участие 250 гимнасток 1985-96 г.р. из 22 городов России. В том числе 5 членов сборной команды России, 2-е из которых имеют звание мастера спорта России международного класса.

Программой соревнований для гимнасток различных возрастных групп было предусмотрено выполнение следующих упражнений: 95 - 96 г.р. - без предмета, скакалка; 94 г.р. - без предмета, скакалка; 93 г.р. - без предмета, скакалка, обруч; 92 г.р. - скакалка, мяч, булавы, лента; 91 г.р. - скакалка, мяч, булавы, лента; 90 г.р. - скакалка, мяч, булавы, лента; 89 г.р. - обруч, мяч, булавы, лента; 85 - 88 г.р. - обруч, мяч, булавы, лента. Все ошибки, допускаемые гимнастками при выполнении соревновательных упражнений с предметами, были условно разделены на две группы: 1. ошибки координационного характера (явились следствием нарушения пространственных, временных, динамических и ритмических параметров движения); 2. ошибки технического характера (явились следствием нарушения технических параметров движения).

Для наибольшей эффективности проведения наблюдения был разработан протокол (приложение 2). В процессе наблюдения в нем отмечались ошибки, допускаемые гимнасткой. Общее количество ошибок складывалось из ошибок тела и предмета, подсчитываемых отдельно. Кроме того, фиксировались ошибки предмета технического и координационного характера.

Анализируя общее количество допущенных гимнастками ошибок при выполнении упражнений с предметами прослеживается тенденция к их уменьшению с повышением возраста и квалификации гимнасток, что является закономерным (табл.2, рис.1). Общее количество ошибок в упражнениях с предметами, допущенных гимнастками 95-96г.р., выступающих по программе III взрослого разряда, составляет 27,7, а общее количество ошибок, допущенных гимнастками 85-88г.р., выступающих по программе мастеров спорта составляет 13,6. Т.е. количество ошибок, допущенных самыми юными гимнастками во время выполнения упражнений с предметами, более чем в 2 раза превышает количество ошибок, допущенных гимнастками старшей возрастной группы.

Представляет интерес анализ соотношения количества ошибок тела и предмета, допущенных гимнастками. Среднее количество ошибок тела и предмета с возрастом уменьшается также примерно в 2 раза. У гимнасток 95 66 96 г.р. эти значения составляют 12,1 и 15,6 соответственно, а у гимнасток 85-88 г.р. 5,6 и 8,0. Однако процентное соотношение между ошибками тела и ошибками предмета, допущенных гимнастками, сохраняется независимо от возраста и квалификации. Так у гимнасток 95-96 г.р. среднее количество ошибок тела составляет 43,7%, а среднее количество ошибок предмета 56,3%. У гимнасток 85-88 г.р. среднее количество ошибок тела составляет 41,2%о, а среднее количество ошибок предмета 58,8%). Таким образом, анализ соотношения между ошибками тела и предмета свидетельствует о том, что число ошибок, допущенных гимнастками различного возраста и квалификации в работе с предметом больше числа ошибок в работе тела. Процентное соотношение между ошибками предмета координационного и технического характера с возрастом так же сохраняется (табл.3, рис. 2). Координационные ошибки отмечаются у гимнасток всех возрастных групп несколько чаще, чем ошибки в технике работы предметом. Так, у гимнасток младшей возрастной группы это соотношение составляет 8,3 / 7,3, а у гимнасток старшей возрастной группы 4,6 / 3,4 соответственно.

Проведен анализ наличия у гимнасток ошибок в работе с разными предметами (табл.4). Во всех возрастных группах наибольшее количество ошибок отмечено при выполнении упражнения с лентой (более 26% от общего количества допущенных ошибок при выполнении упражнения с предметами). Несколько меньше ошибок отмечено при выполнении упражнения с мячом (около 25%) и булавами (также около 25%). Показатели представлены без учета возрастной группы 94-96 г.р., так как для данного возраста не предусмотрено выполнение упражнений с вышеуказанными предметами. Наименьшее количество ошибок выявлено у гимнасток при выполнении упражнения со скакалкой (менее 25%). Это связано с тем, что традиционно юные гимнастки в первую очередь осваивают упражнение со скакалкой, следовательно двигательный опыт работы с этим предметом у них больше. Наибольшее количество ошибок при выполнении упражнения с лентой можно объяснить тем, что данный предмет является наиболее трудным для обучения и к работе с ним гимнастки приступают в последнюю очередь (в возрасте 10-11 лет).

Оценка динамики показателей развития двигательно-координационных способностей по результатам тестирования

Одним из методов определения эффективности применения экспериментальной методики подготовки юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами являлось проведение до и после педагогического эксперимента тестирования ДКС, включающего следующие упражнения: «цапля на болоте», «пройти по линии», челночный бег, «переложи кубики», «бег по кочкам», «веселая юла», а также РДО и кинематометрия. Используемые тесты рекомендованы специалистами для применения в работе с детьми 5-7 лет (А.А. Гужаловский, 1978, В.И. Лях, 1989, учебная программа по художественной гимнастике, 1991, В. Староста, 1996).

Целью проведения предварительного тестирования было определение исходного уровня подготовленности юных гимнасток экспериментальной и контрольной групп к выполнению упражнений с предметами. Возраст и стаж занятий художественной гимнастикой у спортсменок обеих групп были одинаковы.

Анализ данных предварительного тестирования, проведенного в начале октября 2004 года, свидетельствует о том, что достоверных различий между показателями гимнасток экспериментальной и контрольной групп не обнаружено, что объясняется отсутствием какой-либо предварительной подготовки (табл. 6). Лишь в двух упражнениях «цапля на болоте» и «пройти по линии» были выявлены достоверные различия (р 0,05, р 0,01 и р 0,05). Это можно объяснить тем, что данные упражнения гимнастки выполняли первыми и девочки контрольной группы, испытав чрезмерное психологическое напряжение, показали несколько меньший результат, чем гимнастки экспериментальной группы.

В январе 2005 года проведено промежуточное тестирование, результаты которого позволили принять решение о продолжении направленного развития ДКС (возможно с коррекцией используемой методики) и начале формирования техники выполнения базовых элементов упражнений с предметами.

Анализ полученных данных свидетельствует о статистически достоверном улучшении (р 0,001) показателей у гимнасток обеих групп (табл. 7). Однако средний прирост (d) результатов во всех упражнениях оказался выше у гимнасток экспериментальной группы. С одной стороны, это можно объяснить систематическим решением задач по направленному развитию ДКС и подбором адекватных средств, а с другой стороны тем, что 1-го года обучения, имеют низкий уровень физической подготовленности, который под направленным воздействием быстро повышается. Данный факт свидетельствует о большей эффективности экспериментальной методики развития координационных способностей у юных гимнасток и дает возможность начала работы над техникой выполнения упражнений с предметами.

Кроме того, в упражнении «цапля на болоте», прирост результатов у гимнасток экспериментальной группы при выполнении данного упражнения на не ведущей ноге составляет 11,5 с, а прирост результатов гимнасток контрольной группы лишь 5,3 с. Такое различие в полученных показателях можно объяснить тем, что в учебно-тренировочном процессе гимнасток экспериментальной группы было предусмотрено равномерное воздействие на ведущую и не ведущую сторону ОДА, что зачастую отсутствует в занятиях по традиционной методике.

Существенный прирост результатов у гимнасток экспериментальной группы обнаружен во всех упражнениях, кроме упражнения «пройти по линии». Это связано с тем, что способность к динамическому равновесию развивается на основе совершенствования рефлекторных механизмов в процессе созревания вестибулярного анализатора. Сензитивным периодом для развития данной способности является возраст 7-12 лет, а до этого возраста совершенствование данной способности осуществляется, даже при направленном воздействии, очень медленно (В.П. Лукьяненко 1970, Н.Е. Высотская, 1976, Б.А. Ашмарин, 1990).

На втором этапе эксперимента продолжалось развитие ДКС, но объем нагрузки был несколько уменьшен. Это связано с тем, что одновременно решались задачи по формированию техники выполнения базовых элементов упражнений с предметами.

В июне 2005 года проведено итоговое тестирование ДКС. Используя методы математической статистики, проведен сравнительный анализ среднего прироста результатов в развитии данных способностей за период педагогического эксперимента у гимнасток экспериментальной и контрольной групп (табл. 8).

Похожие диссертации на Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике